Главная стр 1
скачать
Тренировочная работа №2 по ИСТОРИИ 22 февраля 2011 года 11 класс

Вариант № 1

Инструкция по выполнению работы

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 49 заданий. Часть 1 состоит из 27 заданий (А1–А27). К каждому заданию дается

4 варианта ответа, только один из которых верный. Часть 2 состоит из 15 заданий (В1–В15), требующих краткого ответа (в виде одного-двух слов, сочетания букв или цифр). Часть 3 состоит из 7 заданий с развернутым ответом (С1–С7). Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа,

если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа. Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его. К пропущенным заданиям можно будет вернуться, если у вас останется время. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов. Желаем успеха!



Часть 1

При выполнении заданий этой части в бланке ответов № 1 под номером выполняемого вами задания (А1–А27) поставьте знак «X» в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного

вами ответа.

A1 К какому веку относится правление Александра Невского?

1) XI в. 2) XIII в. 3) XV в. 4) XVI в

A2 «Повоз» и «погосты» вместо «полюдья» были введены в Древней Руси

1) князем Олегом 2) князем Игорем 3) княгиней Ольгой 4) князем Ярославом Мудрым

A3 Как назывался определенный законом в конце XVI в. срок возвращения беглых крестьян?

1) урочными летами 2) целовальной записью 3) заповедными годами 4) Юрьевым днем

A4 Что из указанного относится к причинам Смутного времени?

1) введение рекрутской повинности 2) пресечение династии Рюриковичей 3) введение правила Юрьева дня 4) реформы Избранной рады

A5 Какой документ был принят в правление императора Петра I?

1) «Русская правда» 2) «Манифест о трехдневной барщине» 3) «Указ о вольных хлебопашцах»

4) «Указ о единонаследии»

A6 В каком ряду указаны имена русских архитекторов XVIII в.?

1) Барма и Постник 2) Д.И. Фонвизин и Н.М. Карамзин 3) В.Л. Боровиковский и Ф.Г. Волков

4) В.И. Баженов и М.Ф. Казаков

A7 С какой целью Петром I была введена в 1722 г. «Табель о рангах»?

1) разделение жителей городов по профессиональному признаку на цеха и гильдии 2) установление нового порядка прохождения службы 3) определение состава Сената 4) освобождение дворян от обязательной службы

A8 Прочтите отрывки из сочинения историка Н.И. Костомарова и укажите, в каком веке произошли описанные события.

«Великий князь назначил в Новгород четырех наместников и уехал в Москву… Повезли в Москву и вечевой колокол Великого Новгорода… Расправившись с Новгородом, Иван спешил в Москву; приходили

вести, что на него двигается хан Золотой Орды. Собственно говоря, великий князь московский на деле уже был независим от Орды… Великий князь перестал платить вынужденную определенную дань,

ограничиваясь _______одними дарами… Несмотря на все меры, показывающие благоразумие Ивана Васильевича, нашествие Ахмата сильно беспокоило его…»



1) XIV в. 2) XV в. 3) XVI в. 4) XVII в.

A9 Какое из перечисленных понятий, относящихся к социально–экономическому развитию России в XIX в., возникло позже всех остальных?

1) крепостное право 2) отходничество 3) барщина 4) синдикат

A10 Какая военная операция относится к Отечественной войне 1812 г.?

1) сражение у деревни Лесной 2) Тарутинский маневр 3) три штурма Плевны 4) Брусиловский прорыв

A11 Какое из перечисленных понятий относится к истории дворцовых переворотов XVIII – начала XIX вв.?

1) опричнина 2) бироновщина 3) рекрутчина 4) «Священный союз»

A12 В 1830–х–1850–х гг. с критикой теории славянофилов выступали

1) западники 2) социал–демократы 3) декабристы 4) революционные народники

A13 Что было одной из причин, обусловивших проведение реформы 1861 г.?

1) всероссийская стачка рабочих 2) поражение России в Крымской войне 3) требования большинства дворян отменить крепостное право 4) мировой промышленный кризис

A14 Прочтите отрывок из письма военачальника и укажите о какой войне идет речь.

«Имею времени только тебе сказать, что 18 ноября произошло сражение в Синопе. Нахимов с своей эскадрою уничтожил турецкую и взял пашу в плен. Синоп–город теперь развалина, ибо дело

происходило под его стенами и турки с судами бросались на берег и зажгли их. Битва славная… Я с отрядом пароходов пришел вначале и потому был свидетелем великого подвига Черноморского флота. Ура, Нахимов! …Благословляю вас всех».

1) Кавказской 2) Крымской 3) русско–турецкой 4) Первой мировой

A15 Какое событие предшествовало Первой российской революции 1905–1907 гг.?

1) создание Государственной Думы 2) начало русско–японской войны 3) создание «Союза русского народа» 4) начало аграрной реформы П.А. Столыпина

A16 Выборный представительный орган, распущенный большевиками в январе 1918 г., назывался

1) Верховным Советом 2) Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом 3) Советом Народных Комиссаров 4) Учредительным собранием

A17 Как назывались представители политической партии, которые заняли большинство мест в I Государственной Думе?

1) славянофилы 2) кадеты 3) анархисты 4) большевики

A18 Одним из важных шагов по переходу к мирной жизни после Гражданской войны в России было решение о 1) замене продразверстки продналогом 2) возвращении земли помещикам 3) восстановлении сословной системы 4) разрешении деятельности партий кадетов и октябристов

A19 Прочтите отрывок из резолюции X съезда РКП(б) и укажите ее название.

«Съезд предписывает немедленно распустить все, без изъятия, образовавшиеся на той или иной платформе группы и поручает всем организациям строжайше следить за недопущением каких–либо

фракционных выступлений. Неисполнение этого постановления съезда должно вести за собой безусловное и немедленное исключение из партии».

1) «О красном терроре» 2) «О единстве партии» 3) «О свободе совести» 4) «О рабочем контроле»

A20 К начальному этапу Великой Отечественной войны относится

1) операция «Багратион» 2) освобождение Левобережной Украины 3) Московская битва 4) битва за Кавказ

A21 Прочтите отрывок из донесения командира немецкого корпуса группы армий «Центр» от 31 августа 1943 г. и укажите, какое название получила описываемая автором операция.

«Впервые проведена операция небывалых размеров по срыву немецкого подвоза путем планомерного и внезапного нарушения железнодорожного сообщения. 6684 взрыва за первые две ночи. После этой первой сравнительно успешно проведенной операции следует, несомненно, ожидать повторения операции с использованием почерпнутых при этом партизанами уроков».



1) «Рельсовая война» 2) «Цитадель» 3) «Уран» 4) «Тайфун»

A22 Какое из событий произошло позже, чем все другие?

1) принятие постановления ЦК «О преодолении культа личности и его последствий» 2) ликвидация совнархозов 3) принятие Декларации о государственном суверенитете России 4) смещение Н.С. Хрущева с партийно–государственных постов

A23 Какое из названных событий относится к периоду, когда руководителем партии и государства был Н.С. Хрущев? 1) принятие СССР в Лигу Наций 2) создание Организации Варшавского Договора (ОВД)

3) начало Афганской войны 4) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

A24 Какая черта характеризует внешнюю политику сталинского руководства в 1945–1953 гг.?

1) подписание с США договора об ограничении испытаний ядерного оружия 2) проведение военно–политических консультаций с США 3) ограничение контактов с западными странами 4) заключение ряда экономических договоров с США

A25 Основной причиной неудачи экономических реформ А.Н. Косыгина было то, что реформы

1) предусматривали переход к территориальной системе управления промышленностью 2) не затронули основ командно–административной экономики 3) предусматривали переход к рыночной экономике

4) проводились без контроля со стороны партии

A26 Прочтите отрывок из сочинения современного историка и укажите годы, о которых идет речь в отрывке.

«Если судить по вопросам, которые чаще других звучали на лекциях и беседах…, много сомнений у населения вызывала такая акция советского правительства, как оказание продовольственной помощи

другим странам, которую действительно было трудно понять, а тем более оправдать в условиях продовольственного кризиса внутри страны… По этой же причине вызывал вопросы отказ советского

руководства от участия в плане Маршалла. Голодные… годы стали временем всплеска критических настроений и высказываний. И тем не менее до массовых открытых процессов, а тем более

антиправительственных волнений дело тогда не дошло. И этот феномен может быть понят только в контексте холодной войны. Перед угрозой новой войны… народ был готов пойти на любые жертвы, "только бы не было войны"».

1) 1942–1943 гг. 2) 1944–1945 гг. 3) 1946–1947 гг. 4) 1953–1955 гг.

A27 Понятие «импичмент» появилось в политической жизни России в связи с

1) отставкой Е.Т. Гайдара с поста вице-премьера в 1992 г. 2) образованием Государственного Комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП) 3) экономическим дефолтом 1998 г. 4) попыткой Верховного Совета отстранить от власти президента РФ в 1993 г.

Часть 2

Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов,

последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в

текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1

справа от номера соответствующего задания, начиная с первой

клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число

букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских

государей следует писать только буквами (например:

НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты

(века), он записывается буквами (например: восемнадцатый).

B1 Расположите следующие термины в хронологическом порядке их

появления. Запишите буквы, которыми обозначены термины, в

правильной последовательности в таблицу.

А) кормление

Б) вервь

В) губерния

Г) отруб

Ответ:

B2 Какие события из перечисленных ниже произошли в царствование

Екатерины II? Обведите соответствующие цифры и запишите их в

таблицу.

1) учреждение коллегий вместо системы приказов

2) присоединение к России Крыма

3) издание свода законов Российской империи

4) подавление восстания под предводительством Е. Пугачева

5) учреждение Вольного экономического общества

6) победа России в Северной войне

Ответ:

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 1 10

B3 Установите соответствие между именами современников.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под

соответствующими буквами.)



ИМЕНА ИМЕНА

А) А.Л. Ордин–Нащокин

Б) Царевич Алексей

В) Г.Р. Державин

Г) Аристотель Фиораванти

1) Петр I

2) Алексей Михайлович

3) Екатерина II

4) Иван III

5) Борис Годунов

Ответ:

А Б В Г

B4 Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите имя церковного

деятеля, о котором идет речь.

«…Он родился в 1605 г. в крестьянской среде, при помощи своей

грамотности стал сельским священником, но по обстоятельствам

жизни рано вступил в монашество, закалил себя суровым искусом

пустынножительства в северных монастырях и способностью сильно

влиять на людей приобрел неограниченное доверие царя, довольно

быстро достиг сана митрополита новгородского и, наконец, 47 лет от

роду стал всероссийским патриархом. Из русских людей XVII в. я не

знаю человека крупнее и своеобразнее…»



Ответ:

B5 Расположите следующие события внутренней и внешней политики

XIX вв. в хронологическом порядке.



А) добровольное вхождение Восточной Грузии в состав Российской

империи


Б) дарование Конституции Царству Польскому

В) завоевание Кокандского ханства

Г) подписание Парижского мира

Ответ:

© МИОО, 2011 г.__



B6 Какие три положения из перечисленных ниже связаны с внешней

политикой Александра I?



1) Континентальная блокада

2) Священный союз

3) Антанта

4) разделы Польши

5) Тройственный союз

6) Венская система

Ответ:

B7 Установите соответствие между событиями и датами их проведения.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под

соответствующими буквами.



СОБЫТИЯ ДАТЫ

А) создание группы «Освобождение труда»

Б) учреждение министерств

В) закон об обязанных крестьянах

Г) введение всеобщей воинской повинности

1) 1874 г.

2) 1855 г.

3) 1842 г.

4) 1802 г.

5) 1883 г.

Ответ:

А Б В Г

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 1 12

B8 Прочтите отрывок из записок Н.И. Лорера о допросе участника

тайного общества XIX в. и напишите, какое название получили

представители общественного движения, о котором идёт речь.

«Долг чести и клятва не позволяют открыть, где "Русская правда".

Пусть автор "Русской правды" разрешит меня от клятвы, хоть

письменно, и тогда я вам скажу. Чернышев схватил на столе какой-то

лист бумаги, подал мне и сказал: "Читайте". Я тотчас же узнал почерк

руки Пестеля и прочел: "Русская правда" была отдана в присутствии

майора Лорера поручику Крюкову и штабс-капитану Генерального

штаба Черкасову"… После этих строк я взял перо и подписал внизу

"Действительно так"».

Ответ:

B9 Какие три органа власти были созданы в 1917 г.?

1) Всероссийский съезд Советов

2) Верховная распорядительная комиссия

3) Государственная Дума

4) Верховный Совет

5) Правительствующий Сенат

6) Совет Народных Комиссаров (СНК)

Ответ:

© МИОО,


B10 Установите соответствие между героями Великой Отечественной

войны 1941–1945 гг. и описанием совершенных ими подвигов.

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую

позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под

соответствующими буквами.

ГЕРОИ ВЕЛИКОЙ

ОТЕЧЕСТВЕННОЙ

ВОЙНЫ

ОПИСАНИЕ СОВЕРШЕННЫХ

ИМИ ПОДВИГОВ

А) Я.Ф. Павлов

Б) А.М. Матросов

В) А.П. Маресьев

Г) Н.Ф. Гастелло

1) командир экипажа, принявшего

решение направить свой подбитый

самолет на колонну военной

техники противника



2) летчик, вернувшийся в строй после

ампутации ног



3) солдат, закрывший своим телом

амбразуру вражеского дзота



4) командир разведывательной

группы, которая в 1942г. несколько

недель удерживала дом в центре

Сталинграда против

превосходящих сил противника

5) политрук, во главе 28 солдат–

панфиловцев отражавший

танковую атаку немцев под

Москвой в 1941г.



Ответ:

А Б В Г

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 1 14

B11 Прочтите отрывок из воспоминаний генерала А.А. Брусилова и

напишите название войны, о которой идет речь.

«Даже после объявления войны прибывшие из внутренних областей

России пополнения совершенно не понимали, какая это война

свалилась им на голову – как будто ни с того, ни с сего. Сколько я раз

спрашивал в окопах, из-за чего мы воюем, и всегда неизбежно получал

ответ, что какой-то там эрц-герц-перц с женой были кем-то убиты, а

потому австрияки хотели обидеть сербов. Но кто же такие эти сербы,

не знал почти никто, что такое славяне – было также темно, а почему

немцы из-за Сербии вздумали воевать – было совершенно неизвестно.

Выходило, что людей вели на убой неизвестно из-за чего, т.е. по

капризу царя».



Ответ:

B12 Какие три из названных понятий относятся к периоду перестройки

в СССР?


1) ваучер

2) диссидент

3) многопартийность

4) плюрализм взглядов

5) космополитизм

6) гласность

Ответ:

© МИОО,


B13 Установите соответствие между проводимыми в СССР реформами и

годами их проведения. К каждой позиции первого столбца подберите

соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные

цифры под соответствующими буквами.



РЕФОРМЫ ГОДЫ

А) начало экономических реформ под руководством

А.Н. Косыгина



Б) начало реформы советской политической системы

под руководством М.С. Горбачева



В) создание советов народного хозяйства

(совнархозов)



Г) денежная реформа и отмена карточной системы

1) 1947 г.

2) 1957 г

3) 1965 г.

4) 1971 г.

5) 1988 г.

Ответ:

А Б В Г

B14 Прочтите отрывок из резолюции Всесоюзной партийной конференции

и напишите название одного из направлений политики перестройки,

которой была посвящена эта резолюция.

«…Конференция рассматривает <эту политику> как развивающийся

процесс и подчеркивает, что ее последовательное расширение

является непременным условием выражения де социалистического

строя, его обращенности к человеку, приобщения личности ко всем

делам общества, …как действенную гарантию против деформации

социализма на основе всенародного контроля за деятельностью всех

социальных институтов, органов власти и управления. Конференция

считает недопустимым сдерживания критических выступлений

прессы, как и опубликование необъективной информации,

задевающей честь и достоинство гражданина. <Она> предполагает

социальную, правовую и моральную ответственность средств массовой

информации».

Ответ:

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 1 16

Из труда современного историка.

«…Одной из интереснейших страниц русской истории являются кризисные

явления, которые испытывала страна на рубеже веков, и которые во многом

определили всю ее историю не только до Петра I, но и значительно дольше,

потому что в их результате на российский престол взошла новая царская

династия – Романовы.

18 марта 1584 года печальный перезвон всех московских колоколов

возвестил о кончине царя Ивана Васильевича Грозного. Закончилось

полувековое царствование одного из самых деспотических властителей

отечественной истории. Правление его запомнилось изнурительной, но

героической Ливонской войной, в которой тогда были поставлены задачи

северной компании, произошедшей более чем через 100 лет, при Петре I. Но

во внутренней политике это время оказалось роковым для многих сфер

государственного хозяйства. Опричнина и крепостные законы не могли не

сказаться на производительных силах всего русского народа. Во многом

именно политика этого царствования подвела Российское государство к тому

системному кризису, в котором оно оказалось в начале следующего века».



B15 Расположите следующие события Великой Отечественной войны

1941–1945 гг. в хронологической последовательности.



А) Сталинградская битва

Б) оборона Брестской крепости

В) Курская битва

Г) освобождение Варшавы

Ответ:

Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С7) используйте

бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и

т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте

четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из труда современного историка.

C1 К какому периоду истории (векам) относятся упоминаемые в отрывке

кризисные явления? Под каким названием вошли в историю России

события этого времени?

© МИОО, 2011 г.



C2 Почему автор связывает описываемые кризисные явления с

царствованием Ивана Грозного? (Укажите не менее двух положений).

В чем суть этих кризисных явлений? (Приведите не менее двух

положений). Для ответа используйте текст документа и ваши знания

по истории.

C3 В чем заключались последствия описываемых событий для истории

России? Используйте для ответа информацию источника и свои

знания по истории (укажите не менее трех положений).

C4 Назовите не менее двух основных положений, обобщенно

характеризующих самодержавную власть в России XIX в.

Приведите не менее трех фактов из истории России 1801–1894 гг.,

свидетельствующих о стремлении монархов укрепить самодержавную

власть.

C5 Ниже приведены два суждения о деятельности Николая I:

1. Николай I был для России «в течение своего 30–летнего

царствования тираном и деспотом, систематически душившим в

управляемой им стране всякое проявление инициативы и жизни»

(фрейлина А.Ф. Тютчева).

2. «Как много несправедливого и ложного было пущено в свет после

смерти <Николая I>, этого исполина могущества и славы, который

так любил Россию…, выставляя его каким–то страшилищем. Со

временем императору Николаю I воздадут… справедливость; иначе и

быть не может» (баронесса М.П. Фредерикс).

Укажите, какое из названных суждений представляется вам более

предпочтительным. Приведите не менее трех фактов (положений),

которые могут служить аргументами, подтверждающими выбранное

вами суждение.



C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В сентябре 1942 г. немецкие войска штурмовали Сталинград. Шли

напряженные уличные бои. Гитлер постоянно подстегивал свои

войска, заявляя об огромной стратегической важности победы

фашистов в этой битве. Казалось, что еще немного и Сталинград

падет. Но Сталинград выстоял.

Приведите не менее двух положений, раскрывающих значение для

врага реализации плана по захвату Сталинграда.

Укажите не менее двух причин, по которым врагу не удалось

реализовать свои планы.

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 1 18



C7 Сравните политику московских и тверских князей по отношению к

Золотой Орде в первой половине XIV в.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что

– различным (не менее трёх различий).

© МИОО,

Тренировочная работа №2 по ИСТОРИИ

Вариант № 2

A1 Какое из названных событий произошло раньше других?

1) основание российского флота на Балтике 2) начало династии Романовых 3) основание Московского университета 4) подавление восстания под руководством Емельяна Пугачева

A2 По словам летописца, «вера христианская стала плодиться и расширяться» на Руси при князе

1) Олеге Вещем 2) Владимире Мономахе 3) Игоре Старом 4) Ярославе Мудром

A3 Какой из терминов обозначал дань, собиравшуюся с русских земель для ханов Золотой Орды?

1) десятина 2) ярлык 3) выход 4) полюдье

A4 Чем завершился поход Ивана III на Великий Новгород в 1478 году?

1) разгромом московского войска 2) присоединением Новгорода к Москве 3) сохранение вечевых порядков в Новгороде 4) изгнанием из Новгорода шведских войск

A5 В каком году было принято Уложение, которое ввело бессрочный срок сыска беглых крестьян?

1) 1497 г. 2) 1550 г. 3) 1649 г. 4) 1722 г.

A6 Что из указанного характеризует внутреннюю политику Павла I?

1) отмена урочных лет 2) введение урочных лет 3) отмена выкупных платежей 4) принятие указа о трехдневной барщине

A7 XVII век стал новым периодом в развитии русской культуры вследствие

1) усиления светских начал в культуре 2) значительного расширения культурных контактов с Востоком

3) полного отказа от религиозных канонов в литературе и искусстве 4) массового приобщения населения к культуре Запада

A8 Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и укажите, с кем из названных лиц связаны описанные события.

«Пользуясь слабостью правительства и своей популярностью, особенно в гвардейских казармах, она в ночь на 25 ноября 1741 г. с гренадерской ротой Преображенского полка произвела новый переворот с характерными подробностями. Горячо помолившись Богу и дав обет во все царствование не подписывать смертных приговоров, она в кирасе поверх платья, только без шлема и с крестом в руке вместо копья… явилась новой Палладой в казармы Преображенского полка, напомнила подготовленным уж гренадерам, чья она дочь, стала на колени и, показывая крест тоже коленопреклонным гренадерам, сказала: "Клянусь умереть за вас; клянетесь ли вы умереть за меня?" Получив утвердительный ответ, она повела их в Зимний дворец».



1) царевной Софьей 2) Анной Иоанновной 3) Екатериной Алексеевной 4) Елизаветой Петровной

A9 Кто из представителей общественной мысли принимал участие в общественном движении раньше всех остальных? 1) П.Л. Лавров 2) П.И. Пестель 3) Л.Д. Троцкий 4) Г.В. Плеханов

A10 Какой новый государственный орган появился в первой четверти XIX в.?

1) Земский собор 2) III отделение императорской канцелярии 3) Учредительное собрание 4) министерства

A11 Какая новая категория крестьян появилась в России в 1890–х гг.?

1) посессионные 2) приписные 3) владельческие 4) кулаки

A12 В первой четверти XIX в. с понятием “аракчеевщина” связывали

1) разработку проектов, ограничивавших власть царя 2) ослабление цензурного гнета, распространение иностранных книг 3) возвращение из ссылки тех, кто попал в опалу при Павле I 4) создание военных поселений, ужесточение дисциплины в армии

A13 Одной из причин начала Отечественной войны 1812 г. было недовольство Наполеона нарушением Россией условий 1) Антанты 2) Берлинского трактата 3) Континентальной блокады 4) Сан-Стефанского мирного договора

A14 Прочтите отрывок из записок современника и укажите, в каком году была построена железная дорога, о которой идет речь. «Теперь отправимся к прекрасному павильону, построенному у выезда из Царского Села в Павловск; он деревянный, щегольской архитектуры, окружен клумбами благоухающих цветов… Здесь можно найти обширные залы для прогулки, вкусный обед, блестящее приятное общество. Для чего тут собралась публика? – Для того, чтобы ехать по железной дороге в Павловск, в экипажах, движимых

паровой машиной, или паровозом… Господин Гарстнер, австрийский дворянин, устроил отличную железную дорогу между Царским Селом и Павловским (Гатчиной), между Петербургом и Царским Селом». 1) 1796 г. 2) 1801 г. 3) 1837 г. 4) 1863 г.



A15 Какое из названных событий произошло раньше всех других?

1) вступление СССР в Лигу Наций 2) советско–польская война 3) установление дипломатических отношений с США 4) участие Советской России в Генуэзской конференции

A16 Какой термин характеризует советскую внешнюю политику середины 1930–х гг.?

1) «новое политическое мышление» 2) «полоса признания» 3) «разрядка» 4) «система коллективной безопасности»

A17 Экономическое развитие СССР в 1930–гг. характеризовалось

1) невмешательством государства в экономику 2) свободой предпринимательства 3) государственным контролем над производством 4) самостоятельностью производителей продукции

A18 Что из названного относится к причинам крестьянских восстаний конца 1920 – начала 1921 гг.?

1) сохранение продразверстки 2) массовая насильственная коллективизация 3) отмена карточной системы распределения продуктов 4) низкие закупочные цены на хлеб и продовольствие

A19 Прочтите отрывок из документа и укажите политическую партию, руководство которой весной 1917 г. занимало охарактеризованную в тексте позицию в отношении войны.

«В нашем отношении к войне, которая со стороны России и при новом правительстве Львова и К° безусловно остается грабительской, империалистической войной в силу капиталистического характера

этого правительства, недопустимы ни малейшие уступки "революционному оборончеству"… Надо особенно обстоятельно, настойчиво, терпеливо… разъяснять неразрывную связь капитала с

империалистической войной, доказывать, что кончить войну истинно демократическим, не насильническим миром нельзя без свержения капитала».



1) меньшевики 2) октябристы 3) кадеты 4) большевики

A20 Памятник «Родина–Мать» на Мамаевом кургане возведен в память о сражении Великой Отечественной войны за город 1) Сталинград 2) Ленинград 3) Мурманск 4) Севастополь

A21 Прочтите отрывок из приказа Верховного главнокомандующего Вооруженными Силами СССР и укажите, в каком году произошли описанные события.

«Операции наших войск в Болгарии были начаты потому, что болгарское правительство не хотело разорвать свои отношения с Германией и давало приют немецким вооруженным силам на территории Болгарии. В результате успешных действий наших войск цель военных операций достигнута: Болгария разорвала отношения с Германией и объявила ей войну. Тем самым Болгария перестала быть опорой

немецкого империализма на Балканах, каковой она была в течение последних тридцати лет».

1) 1939 г. 2) 1941 г. 3) 1942 г. 4) 1944 г.

A22 Какое из событий произошло во второй половине 1940–х гг.?

1) создание ОВД 2) создание СЭВ 3) принятие новой программы КПСС 4) создание ГКЧП

A23 С каким государством отношения были разорваны советским руководством в 1948 г.

1) Югославия 2) Албания 3) Китай 4) Румыния

A24 Советскую культуру в 1946–1953 гг. характеризует

1) многообразие художественных стилей 2) возрождение традиций «серебряного века»

3) ослабление партийного руководства и контроля за развитием культуры 4) проведение кампании против преклонения перед западной буржуазной культурой

A25 Одной из причин отказа СССР от принятия «плана Маршалла» было

1) намерение развивать экономические отношения с бывшими колониальными странами 2) ожидание получения помощи от стран Восточной Европы 3) опасение руководства СССР утратить экономическую

Независимость 4) получение крупных кредитов от международных банков



A26 Прочтите отрывок из заявления руководителя СССР и укажите название документа, о подписании которого идет речь в заявлении. «…Судьба многонационального государства не может быть определена волей руководителей трех республик. Вопрос этот должен решаться только конституционным путем с участием всех суверенных государств с учетом воли их народов… Вызывает недоумение скоропалительность появления документа. Он не был обсужден ни населением, ни Верховными Советами республик, от имени которых подписан».

1) Декларация о государственном суверенитете РСФСР 2) Заявление об образовании Содружества Независимых Государств 3) Договор о Союзе Суверенных Государств 4) Конституция СССР 1977 г.

A27 Важным событием внешней политики Российской Федерации в 1990-е гг. является

1) подписание Хельсинкского Заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе

2) возведение Берлинской стены 3) восстановление дипломатических отношений с Югославией

4) завершение вывода российских войск из стран Центральной и Восточной Европы

Часть 2

Задания В1–В15 требуют ответа в виде одного-двух слов,

последовательности букв или цифр. Впишите ответы сначала в

текст работы, а затем перенесите их в бланк ответов № 1

справа от номера соответствующего задания, начиная с первой

клеточки, без пробелов и каких-либо дополнительных символов.

Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в

соответствии с приведёнными в бланке образцами. Общее число

букв в ответе не должно быть больше 17. Имена российских

государей следует писать только буквами (например:

НиколайВторой). Если ответ предполагает указание даты

(века), он записывается буквами (например: восемнадцатый

B1 Расположите в хронологической последовательности создания

следующие памятники зодчества. Запишите буквы, которыми

обозначены памятники, в правильной последовательности в таблицу.

А) Зимний дворец в Санкт–Петербурге

Б) Успенский собор во Владимире

В) Новодевичий монастырь в Москве

Г) Софийский собор в Киеве

Ответ:

B2 Какие три личности из перечисленных ниже относятся к XVIII в.?

Обведите соответствующие цифры и запишите их в таблицу.



1) патриарх Никон

2) Е. Пугачев

3) К. Разумовский

4) С. Разин

5) протопоп Аввакум

6) И. Шувалов

Ответ:

B3 Установите соответствие между названиями документов и именами

правителей, при которых они появились. К каждой позиции первого

столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в

таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.)



ДОКУМЕНТЫ ПРАВИТЕЛИ

А) «Жалованная грамота дворянству»

Б) «Табель о рангах»

В) «Соборное Уложение»

Г) «Указ о вольных хлебопашцах»

1) Петр I

2) Екатерина II

3) Александр II

4) Алексей Михайлович

5) Александр I

Ответ:

А Б В Г

B4 Прочтите отрывок из «Жития Сергия Радонежского» и укажите о

каком сражении идет речь.

«…Началось сражение, и многие пали, но помог Бог великому

победоносному Дмитрию, и побеждены были… татары, и полному

разгрому подверглись…Великий князь Дмитрий, славную __________победу

одержав, пришел к Сергию, благодарность принеся за добрый совет,

Бога славил и вклад боль шой в монастырь дал».

Ответ:

B5 Расположите события XVIII – начала ХХ вв. в правильной

хронологической последовательности.



А) созыв Учредительного собрания

Б) проведение земской реформы Александром II

В) издание «Жалованной грамоты городам»

Г) разработка М.Т. Лорис–Меликовым проекта созыва

представителей от земств и городов



Ответ:

© МИОО,


B6 Какие три из перечисленных изменений, преобразований были

проведены во время Великих реформ 1860–х – 1870–х гг.?



1) введение всесословной воинской повинности

2) ограничение барщины тремя днями в неделю

3) создание губернских и уездных земских учреждений

4) запрещение продавать крестьян без земли

5) введение суда присяжных заседателей

6) ликвидация помещичьего землевладения

Ответ:

B7 Установите соответствие между фамилиями государственных

деятелей XIX – начала XX вв. и их деятельностью. К каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию второго и

запишите в таблицу выбранные цифры подсоответствующими

буквами.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ

ДЕЯТЕЛИ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

А) А.А. Аракчеев

Б) А.Х. Бенкендорф

В) Н.А. Милютин

Г) С.Ю. Витте

1) реформа управления

государственными

крестьянами

2) создание III отделения

императорской канцелярии



3) основание военных поселений

4) отмена крепостного права в

России


5) учреждение в России

Государственной Думы



Ответ:

А Б В Г

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 2 12

B8 Прочтите отрывок из записок современника и напишите название

представителей течения общественной мысли XIX в., о взглядах

одного из представителей которого идет речь.

«Весьма замечательно было в (нем) свойство проникать в

сокровенный смысл явлений, схватывать их взаимную связь и их

отношение к целому – к тому единому, которое проявляется в истории

человечества… Не Хомяковым ли указано нашей интеллигенции

действие православия на развитие русского народа и на великую

будущность, православием ему подготовленную? Не Хомяковым ли

впервые глубоко прочувствована и ясно осознана связь наша с

остальным славянством? Не им ли угаданы в русской истории, в

русском человеке и, в особенности, в нашем крестьянине те задатки

или залоги самобытности, которых прежде никто в них не видал, даже

не подозревал?»



Ответ:

B9 Творчество каких трех деятелей культуры относится к концу XIX –

началу XX вв.?



1) А.П. Чехов

2) М.И. Глинка

3) И.С. Глазунов

4) К.С. Малевич

__________5) И.С. Тургенев



6) Ф.И. Шаляпин

Ответ:

© МИОО,


Установите соответствие между войнами первой половины XX в. и

результатами этих войн для нашей страны. К каждой позиции

первого столбца подберите соответствующую позицию второго и

запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими

буквами.

ВОЙНЫ РЕЗУЛЬТАТЫ

А) русско–японская

война 1904–1905 гг.



Б) Первая мировая

война


В) советско–

финляндская война

1939–1940 гг.

Г) Вторая мировая

война


1) заключение сепаратного мира,

большие территориальные потери



2) передача противнику Южного

Сахалина


3) присоединение части Восточной

Пруссии (города Кенигсберга с

окрестностями)

4) нейтрализация Черного моря, запрет

иметь в нем военный флот



5) получение части Карелии

(Выборгского района), создание на

полуострове Ханко военно–морской

базы


Ответ:

А Б В Г

B11 Прочтите отрывок из воспоминаний маршала В.И. Чуйкова и

напишите название города, об обороне которого идет речь.

«Дивизия Горишного пришла в город вслед за дивизией Родимцева.

Она также с ходу, прямо с переправы через Волгу, без всякого

промедления вступила в бой за Мамаев курган, затем в районе

заводов Тракторный и "Баррикады". Полки этой дивизии, точнее

только штабы полков, по очереди отводились за Волгу, чтобы там, на

левом берегу, они могли пополнить роты, – а затем снова в бой».



Ответ:

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 2 14

B12 Какие три из перечисленных событий относятся к внешней политике

СССР в 1953–1964 гг.?



1) образование Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ)

2) Карибский кризис

3) договор о запрете ядерных испытаний

4) образование Организации Варшавского Договора (ОВД)

5) ввод войск в Венгрию

6) образование Германской Демократической Республики (ГДР)

Ответ:

B13 Установите соответствие между фамилиями деятелей советской

науки и сферами их деятельности. К каждой позиции первого столбца

подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу

выбранные цифры под соответствующими буквами.



ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

А) А.Н. Туполев

Б) Н.И. Вавилов

В) Д.С. Лихачев

Г) И.В. Курчатов

uLЅ“*Wэ1) филология



2) атомная физика

3) самолетостроение

4) генетика

5) геология

Ответ:

А Б В Г

© МИОО,


B14 Прочтите отрывок из выступления генерального секретаря ЦК КПСС

и напишите его фамилию.

«…Наши цели предельно ясны. Это – ускорение социально–

экономического развития страны, это широкое международное

сотрудничество, выгодное для всех… Отсюда и наш политический

курс как внутри страны, так и на международной арене… Нужно

новое мышление… Все мы живем в ядерно–космическую эпоху, живем

в сложном, взаимосвязанном и противоречивом мире. И надо учиться

жить вместе, какими бы мы ни были разными… Все должны

признать, что каждая страна имеет право суверенно избирать свой

тип государственного устройства, вести дела в своей стране

независимо».



Ответ:

B15 Расположите следующие события в хронологической

последовательности.



А) отмена выкупных платежей

Б) начало реализации плана ГОЭЛРО

В) национализация банков

Г) строительство Днепрогэса

Ответ:

© МИОО, 2011 г.

История. 11 класс. Вариант 2 16

Из воспоминаний А. Тырковой-Вильямс.

«Сегодня день выборов... Волнения, ожидания, сомнения. Мое имя в числе

кандидатов от двух губерний. Я была участницей и свидетельницей всего

хода выборов, происходивших в условиях, противоположных самой идее

народного представительства. Большевики только что захватили власть.

Среди треска ружейной и пулеметной пальбы, вихря анархии неграмотным,

не привыкшим к политическому мышлению мужчинам и женщинам

приходилось разобраться в сложных программах, о которых они услышали

незадолго до того... Так как, несмотря на насилия и подлоги, большинство

все-таки оказалось у эсеров – за них голосовало крестьянство – большевики

уничтожали выборные документы и готовые списки».



Часть 3

Для записи ответов на задания этой части (С1–С7) используйте

бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания (С1, С2 и

т.д.), а затем развернутый ответ на него. Ответы записывайте

четко и разборчиво.

Прочтите отрывок из исторического источника и выполните

задания C1–C3.

C1 О выборах в какой орган власти пишет автор воспоминаний? Когда

(укажите месяц и год) начал работу данный орган.



C2 На основе текста и знаний по истории укажите не менее трех

политических сил, представленных в выбираемом органе.



C3 Какие отличительные черты выборов называет автор? Приведите не

менее трех черт.



C4 Укажите не менее двух положений, раскрывающих значение реформ,

проведенных Избранной радой. Назовите не менее трех реформ

Избранной рады.

C5 Ниже приведены две из существующих (существовавших) точек

зрения на участие России в Первой мировой войне:

1. Царское правительство должно было, следуя национальным

интересам, избежать участия России в войне.

2. У царского правительства не было иного выхода, кроме участия в

войне.


Укажите, какая из названных точек зрения вам представляется более

предпочтительной. Приведите не менее трех фактов, положений,

которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную

вами точку зрения.

© МИОО, 2011 г.

C6 Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В апреле 1906 г. была созвана I Государственная Дума. Часть

либералов надеялись, что Дума станет настоящим российским

парламентом, что ее деятельность преобразит Россию.

Приведите не менее двух положений, раскрывающих результаты

деятельности и судьбу I Государственной Думы.

Укажите не менее двух причин таких результатов деятельности

I Государственной Думы.



C7 Сравните экономическую политику советского государства в 1921–

1927 гг. и в 1929–1938 гг.

Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что

различным (не менее трех различий).



© МИОО,
скачать


Смотрите также:
Инструкция по выполнению работы
95.51kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
183.52kb.
Контрольная работа №2 Русский язык, 10 класс Вариант №1 Инструкция по выполнению работы
107.08kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку дается 45 минут. Работа состоит из 2 частей
80.16kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
165.23kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
171.64kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
161.06kb.
Инструкция по выполнению работы
103.99kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 90 минут. Работа состоит из 3-х частей
172.83kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
191.53kb.
Инструкция по выполнению работы. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3 часа (180 минут). Работа состоит из 3 частей
191.66kb.
Инструкция по выполнению работы На выполнение экзаменационной работы по русскому языку даётся 3,5 часа (210 минут). Работа состоит из 3 частей
955.2kb.