Главная стр 1
скачать
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №3

г. Шебекино Белгородской области»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ, ОКРУЖАЮЩЕМУ

МИРУ И ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЕ

ВО 2 КЛАССЕ

ПО ТЕМЕ:

«ЛИНИЯ КАК СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ

КРАСОТЫ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»

г. Шебекино, 2010 г.



2 класс:

  • УМК: «Начальная школа XXI века».

  • Учебный предмет: изобразительное искусство, окружающий мир, православная культура.

  • Изобразительное искусство, 2 кл.: рабочая тетрадь / В.С.Кузин.

Окружающий мир: 3 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений // Виноградова Н.Ф., Калинова Г.С. – М.: Вентана – Граф, 2007.
Тема урока: Линия как средство выражения красоты окружающего мира.

Изобразительное искусство: линия как средство выражения, характер линий.

Окружающий мир: живая и неживая природа.

Православная культура: красота рукотворная и нерукотворная.
Цели урока:

  1. Развитие умения чувствовать красоту окружающего мира.

  2. Развитие навыков определения и видения типов линий.

  3. Развитие умения использования возможностей линий в творческой работе.

  4. Развитие творческого воображения учащихся.

  5. Воспитание православной культуры учеников.


Тип урока: интегрированный урок – закрепление по изобразительному искусству, окружающему миру и православной культуре.
Оборудование урока:

Для учителя: компьютер, мультимедийная презентация, выполненная в PowerPoint, мультимедийный проектор, экран, наглядное пособие «Типы линий».

Для учеников: альбомы, акварель, кисти, шаблоны (Приложение 2), фартуки, нарукавники, основа для коллективной творческой работы «Россия- Родина моя» (Приложение 1).
Структура (план) урока:

1. Организационный момент. 2 мин.

2. Постановка темы и целей урока. 3 мин.

3. Работа по теме урока. 10 мин.

4. Физминутка. 2 мин.

5. Практическая работа. 20 мин.

6. Итог урока. 3 мин.

7. Рефлексия. 3 мин.

8. Домашнее задание. 2 мин.
Ход урока


  1. Организационный момент.

Приветствие. Настроить детей на успешную работу на уроке.



  1. Постановка темы и целей урока.

Задание для детей:

1) Посмотрите фильм и попробуйте назвать тему урока.

2) Обратите внимание на те линии, которые были использованы самой природой.

(Фильм «Красота окружающего мира».



Фонограмма «Живет повсюду красота» Ю.Антонов.)

Вопросы:


1)Как вы думаете, какова тема нашего урока?

(Красота окружающего мира. Типы линий)

2)Какие линии вы разглядели в увиденных вами объектах природы?

(Прямые, пунктирные, волнистые, зигзагообразные, спиральные и др.)
- Итак, тема сегодняшнего урока:

( Слайд № 2 «Тема урока» )


- Сегодня на уроке мы будем учиться чувствовать красоту окружающего мира. Будем учиться чувствовать и определять красоту линий. Будем учиться сами создавать красоту и использовать возможности линии в собственном творчестве.

( Слайд № 3 «Цели урока» )


  1. Работа по теме урока.

1) Изобразительное искусство:

- Поскольку сегодня мы весь урок будем искать и находить в объектах природы и объектах, созданных человеком, разные типы линий, давайте вспомним, что такое линия и какие линии нам уже знакомы. Помогут нам в этом ученики и наглядное пособие .



(Наглядное пособие «Типы линий»)
Ученик 1 (прямая линия):

Линия, ребята, след карандаша,

Намного протяженней, чем штрих или петля.

Линия может сама утолщаться

Или со временем вновь уменьшаться.

Может усилиться, ослабевать,

И постепенно совсем исчезать.

Ученик 2 (волнистая линия):

Перед нами линия волнистая,

Очень походит на море игристое.

Увидеть ее можем в гриве коня,

В косах девчонок и в гребне петуха.
Ученик 3 (зигзагообразная линия):

Сложная линия зигзагообразная,

Также сложна, как дорога опасная.

Напоминает деревьев верхушки,

А пара зигзагов – у котика ушки.
Ученик 4 (замкнутая линия):

В колечко линия замкнулась,

Круглым солнцем улыбнулась.

А когда к нам ночь пришла,

Вышла круглая луна.
Ученик 5 (спиральная линия):

Спиральная линия всем очень нравится.

Ее мы узнаем в кудряшках красавицы.

На грядках мы видим горошка спиральки.

Спиралькой-пружинкой скрепляют тетрадки.
- Где мы можем встретить все эти линии?

( В объектах окружающего мира.)
2)Окружающий мир.

- Что нас окружает?



( Слайд № 4 «Что нас окружает?» )

(Природа живая и неживая)

( Слайд № 4 «Живая природа» )
- Что мы относим к живой природе?

( Слайд № 4 «Растения» )

( Слайд № 4 «Животные» )

( Слайд № 4 «Человек» )
- Назовите группы растений. (Деревья, кустарники, травы)

- Назовите группы животных. (Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, паукообразные, земноводные и др.)


3) Православная культура.

- Как на уроках православной культуры мы называем красоту, представленную живой природой? (Красота нерукотворная).

- Что это значит? (С точки зрения православной религии, это красота, сотворенная руками Бога).
4) Окружающий мир.

- Кроме объектов живой природы, что нас еще окружает? (Неживая природа).



( Слайд № 5 «Неживая природа» )
- Назовите объекты неживой природы. ( Солнце, река, почва, камни, облака, вода, песок, радуга).
5) Православная культура

- Как на уроках православной культуры мы называем красоту, представленную неживой природой? (Красота нерукотворная).

- Что это значит? (С точки зрения православной религии, это красота, сотворенная руками Бога).
6) Окружающий мир.

- Кроме живой и неживой природы, что нас еще окружает? (Предметы, созданные руками человека).


(Слайд № 6 «Предметы, созданные руками человека. Сооружения»)

(Слайд № 7 «Предметы, созданные руками человека. Одежда»)

(Слайд № 8 «Предметы, созданные руками человека. Предметы быта»)
7) Православная культура

- Как на уроках православной культуры мы называем красоту, созданную руками человека? (Красота рукотворная).

- Что это значит? (С точки зрения православной религии, это красота, сотворенная руками человека).
4. Физминутка.

Дети надевают фартуки и нарукавники под музыку.



5. Практическая работа.

1)Подготовка к работе.

- Сегодня в практической части нашего урока мы попробуем создать красоту рукотворную, а именно – выполним творческую работу «Россия-Родина моя».



( Слайд № 9 «Практическая работа.» )
- Сейчас вы в очередной раз оцените изобразительные возможности линий, применив свои умения рисовать линии в росписи шаблонов, предложенных вам для работы. (Приложение 2)

( Слайд № 10 «План работы» )

- Работать вы будете группами:



1 группа и 2 группа: ученики, расписывающие объекты живой природы - растения (березы, цветы, кустарник).

3 группа: ученики, расписывающие объекты живой природы – животных (бабочки, кузнечики, петухи).

4 группа - ученики, расписывающие объекты неживой природы (солнце, река, облака).

5 группа - ученики, расписывающие объекты, созданные руками человека – сооружения (дома, церковь, мостик)

6 группа - ученики, расписывающие объекты, созданные руками человека – национальные костюмы (девушки, юноши)
- В работе вам поможет карточка – помощница.

( Слайд № 11 «Карточка-помощница» )
2) Самостоятельная работа учеников:

(Фонограмма «Живет повсюду красота». )

3) Коллективное оформление картины «Россия-Родина моя» (Приложение 3).

Самостоятельное приклеивание учениками объектов, расписанных собственными руками, на основу коллективной творческой работы (Приложение 1).

- Обсуждение жанра картины.

Ученик:

Если видим на картине нарисована река,

Живописные долины и дремучие леса,

Белокурые березки или старый крепкий дуб,

Или вьюга, или ливень, или солнечный денек.

Та картина, сразу скажем, называется пейзажем.





  1. Итог урока. Выставление оценок.

1) Как называется с точки зрения ПК красота, созданная человеком? (Рукотворная красота).

- Что мы к ней относим? (Предметы, созданные руками человека).

2) Как называется с точки зрения ПК красота, созданная Богом? (Нерукотворная красота).

- Что мы к ней относим? (Объекты живой и неживой природы).




  1. Рефлексия.

- На предложенных карточках дополните линию до любого объекта, составляющего красоту окружающего мира.


  1. Домашнее задание.


Список использованной литературы:

  1. Бахир В.К. Развивающее обучение // Начальная школа, 1997, № 5.

  2. Изобразительное искусство. 2 класс: поурочные планы по учебнику Н.А. Горяевой, Л.А.Неменской. – Волгоград: Учитель, 2007.

  3. Ильенко Л.П. «Опыт интегрированного обучения в начальных классах» // Начальная школа, 1989, №9.

  4. Ильенко Л.П. Интегрированный цикл эстетических занятий в начальной школе // Начальная школа, 1997, № 1.

  5. Искусство в жизни детей. Опыт художественных занятий с младшими школьниками. Книга для учителя. М., 1991.

  6. Лямина Н.В. Интегрированные уроки – одно из средств привития интереса к учебным предметам. // Начальная школа №11 1995

  7. Максимова З.Н. Устное народное творчество и изобразительное искусство. // Начальная школа №8 1994.

  8. Программно -методические материалы. Изобразительное искусство. Начальная школа/Сост. В.С. Кузин, В.И. Сиротин. – М.: Дрофа, 1999г.с. 5.

  9. Саенко Е.Д. Развивающее обучение изобразительному искусству // Начальная школа, 1996, № 5.

  10. Сердюкова Н.С. Интеграция учебных занятий в начальной школе. // Начальная школа №11 1994.


Самоанализ урока и методические рекомендации:

1. Оценка общей структуры урока.

Интегрированный урок изобразительного искусства, православной культуры и окружающего мира на тему «Линия как средство выражения красоты окружающего мира» проводился во 2 классе. Урок проведен в составе темы по изобразительному искусству «Как говорит искусство», в составе темы по окружающему миру «Живая и неживая природа». Элементы урока выделены четко. Дозировка времени, отводимая на каждую часть урока, определена правильно.
2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все требования программы по данным темам получили отражение в уроке. Учащиеся при работе с материалом урока были активны на протяжении всего занятия. Высокая работоспособность учащихся в течение урока обеспечивалась за счет постоянной смены видов деятельности.

Верно продумана методика решения отдельных “блоков” урока. В качестве предварительной подготовки к уроку рекомендую:


  • В качестве домашнего задания на предыдущем уроке ИЗО дети должны повторить типы линий.

  • В качестве домашнего задания на предыдущем уроке окружающего мира ученики должны повторить тему «Живая и неживая природа».

  • В качестве домашнего задания на предыдущем уроке православной культуры дети должны подготовить рисунки на тему «Картины окружающего мира».

Данный урок работает на последующие уроки изобразительного искусства, так как его материалы являются основой для проведения уроков на тему «Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности», «Экзамен художника Тюбика» (искусствоведческая викторина)». Так же урок работает на последующие уроки окружающего мира по темам «Природные сообщества» и др.

Проверка качества знаний, умений и навыков учащихся осуществлялась на протяжении всего урока в ходе беседы, ответов на вопросы учителя, заранее подготовленных выступлений учеников, самостоятельной работы.


3. Решение задач урока.

На уроке решались следующие виды задач:



  • Образовательные:

  1. Отработка умения определять тип линий.

  2. Закрепление знаний о составных элементах окружающего мира.

  3. Отработка способов изображения линий и украшения ими предметов.

  • Воспитательные:

  1. Патриотическое воспитание учащихся.

  2. Воспитание ответственного отношения к окружающему миру, любви к природе.

  3. Воспитание православной культуры детей.




  • Задачи развития:

  1. Развитие устной речи детей.

  2. Развитие памяти, мышления, воображения, внимания.

В ходе урока удалось полностью реализовать все поставленные задачи. Хотелось бы, чтобы на уроке каждый ребенок попробовал оформить все из предложенных видов шаблонов. Эта работа может быть завершена как дома, так и на последующих уроках.
4. Работа учителя на уроке.

На уроке учитель применял следующие виды деятельности: речевая деятельность, слушание, помощь учащимся, индивидуальная работа с учащимися, совместная работа учителя и учеников. Кроме того осуществлялся дифференцированный подход к учащимся. Контакт с классом в ходе урока был достигнут.


5. Гигиенические условия урока.

Освещенность классной комнаты достаточна (естественное и искусственное освещение). Учащиеся сидели на уроке с учетом их здоровья, роста, успеваемости. Занятие проводилось на 3 уроке.
скачать


Смотрите также:
Интегрированный урок по изобразительному искусству, окружающему миру и православной культуре во 2 классе по теме: «линия как средство выражения красоты окружающего мира»
101.34kb.
Урок окружающего мира в 1 классе «Кто такие птицы?»
113.7kb.
Урок по окружающему миру в 1 классе по теме «Откуда берутся снег и лёд?»
76.39kb.
Обобщающий урок по теме
58.8kb.
Урок окружающего мира в 1 классе по теме: «Кто такие звери?»
69.05kb.
Учебная программа по Окружающему миру
370.04kb.
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: "Жизнь леса. Лес природное сообщество"
107.95kb.
Религия Древней Греции. Мифы Интегрированный урок литературы и истории в 6 классе
93.82kb.
Урок по окружающему миру в 4 классе по теме: «Кожа, её строение и значение»
56.74kb.
Урок окружающего мира по программе ос «Школа 2100» 4 класс Тема урока: Что человечество ценит больше всего? Цели и задачи урока
68.02kb.
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме "Трудные времена на русской земле"
92.45kb.
Урок окружающего мира в 4 классе по теме «Трудные времена на русской земле»
38.41kb.