Главная стр 1
скачать
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ МАРАФОН

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

(7 КЛАССЫ)
Подготовила учитель русского языка и литературы Миронова Ольга Фёдоровна
Каллипсо (эпос) –

Клио (история) -

Урания (точные науки) -

Эвтерпа (песни) -

Эврато (лирическая поэзия) -

Талия (комедия) -

Мельпомена (театр) –

Терпсихора (танцы) –

Полигимния (гимны) –
Оборудование

Карта для жюри

Кассета с фонограммами

Листочки и плакаты с заданиями

Свитки для муз
Домашнее задание

Придумать лингвистическую сказку



  1. «Если исчезнет буква Ё»

  2. «Вдруг исчезли знаки препинания»

Название командам

Стихи


Танец

Добрый день, дорогие друзья! Я рада приветствовать вас на интеллектуальном марафоне, посвященном русскому языку и литературе. С минуты на минуту к нам должны пожаловать высокие гости, но прежде представим команды игроков и их капитанов, а также жюри.

А теперь скажите, все ли готовы к участию в марафоне? Тогда начинаем. Встречаем наших гостей.

(выходят музы)



Полигимния С горы священной

Под названием Олимп

Спустились мы

И в этой школе собрались.

Мы Зевса дочери –

Богини всех искусств и всех наук,

И нас обычно музами зовут.

Каллиопа Я Каллиопа – эпической поэзии и знаний я богиня.

Клио Богиня Клио я, с историей дружу.

Урания А я Урания, все точные науки, а также астрономия – любовь моя.

Эвтерпа А я Эвтерпа. Песни я люблю, кто сочиняет их, поёт – боготворю.

Эврато Лирической поэзией увлечена, зовут меня Эврато.

Талия К комедии неравнодушна я. Называюсь Талия.

Мельпомена Я Мельпомена. Дружу с театром я, со сценой, без них прожить я не могу ни дня. Вот в чём трагедия моя.

Терпсихора Я Терпсихора, с танцами дружу и лишь в пуантах целый день хожу. Готова я часами танцевать и кроме танцев ничего не замечать.

Полигимния Я Полигимния – гимнической поэзии богиня, во славу победителей слагаю гимны я.

Каллиопа Узнали мы, что город есть прекрасный, а в граде том немало есть ребят, что в классы школьные с желанием спешат.

Клио Узнали мы, что в школе вашей сегодня должен марафон начаться. Интеллектуальным назван марафон, таланты школьные открыть поможет он.

Урания В науках разных он откроет асов, и бой умов нелёгкий предстоит. К победе каждому сегодня путь открыт.

Эвтерпа Коль знания имеешь - смело в бой, и все победы будут за тобой.

Эврато Тот факел знаний, что зажгли в вас педагоги,

Поможет вам на жизненной дороге.



Талия Какие б трудности в пути вам не встречались,

Мы вам желаем, чтоб вы их не испугались.



1 задание «Назови музу»
Итак, уважаемые команды, вот для вас первое задание. Назовите муз по именам и те области наук и искусств, которым они покровительствуют. Пошло время на обсуждение.
2 задание «Блицтурнир»
Поочерёдно командам будут задаваться вопросы. Если команда ответить не может, отвечает команда – соперник.

  1. В каком веке и кем была напечатана первая в России книга? (1569, Иван Фёдоров).

  2. Как называлась первая печатная книга Ивана Фёдорова? («Апостол»).

  3. У Пушкина, Лермонтова и Льва Толстого есть одноименное произведение. Назовите его. («Кавказский пленник»)

  4. Летописец Нестор называл этот город матерью городов русских. О каком городе идет речь? (Киев)

  5. Какая буква русского алфавита появилась позже всех? (Ё – в начале 19 века)

  6. Какое женское имя заканчивается не на буквы А. Я? (Любовь)

  7. Назовите средство от истерики для принцессы из «Бременских музыкантов».

  8. Какая русская сказка утверждает мысль о пользе коллективного труда? («Репка»)

  9. В каком произведении говорится о плохой работе режиссера и тяжелой судьбе актеров?

(«Золотой ключик, или Приключения Буратино»)

  1. В каком литературном произведении царь закончил своё царствование в кипящем котле? («Конек-горбунок»)


3 задание «Знатоки крылатых выражений»
Ваш выход, муза Клио. (Клио подает свиток с заданием)

Итак, второе задание для команд «Конкурс знатоков крылатых выражений».




  1. Царь Алексей Михайлович, отец Петра 1, будучи человеком богомольным, отменил существовавший до него обычай класть челобитные на «высокое» имя на царские гробницы в Архангельском соборе. Он приказал установить перед дворцом в селе Коломенском (загородной резиденции царской семьи) особый ящик, куда каждый бы мог опустить свою жалобу или просьбу, чтобы сам царь мог их ежедневно получать. А ответы шли через приказы, и дождаться их решения было нелегко. Иногда проходили не только долгие месяцы, но и годы. Видимо, поэтому, а может быть, по форме ящика и было дано ему прозвище. Само это выражение оказалось живучим и в московских канцеляриях последующих веков. Иногда его заменяют другим – «положить под сукно». Это выражение часто применяют к человеку, который со дня на день откладывает, затягивает решение. (Положить в долгий ящик)

2. Родилось это выражение в допетровской Руси, когда многие носили верхнюю одежду с

непомерно длинными рукавами, концы которых ниспадали до колен, а то и до самой

земли. В такой одежде не поработаешь! Недаром о человеке, который берется за дело

решительно, горячо, устранив все помехи, говорят, что он работает (засучив рукава),

а о том, кто ленится, говорят (работает спустя рукава).

3. В давние времена, когда основная масса населения, будучи неграмотной, не могла делать

памятных записей, многие княжеские и боярские слуги, ведающие учетом того, что

поступило от населения господину, носили при себе специальные дощечки, на которых

делали всевозможные заметки-зарубки. Название этих дощечек и стало составной

частью выражения. Употребляется в значении запомнить крепко-накрепко.

(Зарубить на носу)


  1. Бояре и разные приказные чины приходили в Кремлевский дворец к государю с

просьбами и благодарностями на так называемый «честной поклон». Государю

кланялись, как тогда говорили, «большим обычаем», т.е. падали на колени, касаясь пола

лбом, что выражало крайнюю степень уважения. Отсюда и пошло это выражение, означающее «обращаться с просьбой, ходатайствовать». (Бить челом)


  1. В октябре 1552 года войско Ивана Грозного взяло столицу Крымского ханства Казань.

Огромная территория перешла под власть Москвы. Чтобы держать в покорности её

Население, приходилось использовать разные способы. Поэтому русские власти старались

привлечь на свою сторону местную власть – князей-мурз. Князья в большинстве своём

охотно шли навстречу новой власти, боясь потерять положение и власть. Многие из них

принимали христианскую веру, получали от царя подарки. А при дворе царя они

прибеднялись, старались получить как можно больше наград и «жалованья». Так

говорят о человеке, прикидывающимся несчастным, чтобы вызвать сочувствие

жалостливых людей. (Казанская сирота)





  1. Самым высоким зданием в Москве в 17 веке была колокольня Ивана Великого в Кремле. По ней и центральная площадь называлась Ивановской. Она была местом встреч торговых людей и свершения различных сделок. За площадью закрепилось значение важного публичного места – здесь оглашались «площадными подьячими» указы и другие правительственные сообщения. Чтобы перекрыть многоголосый говор и шум, глашатаю надо было иметь громкий голос. Выражение употребляется в наше время для обозначения громкого голоса. (Кричать во всю Ивановскую)


4 задание «Лингвистическое стихотворение»
А теперь командам предстоит усладить слух музе лирической поэзии Эврато своими стихами, но не простыми, а лингвистическими.

5 задание «Перевёрнутое название» (конкурс капитанов)
Гордой поступью идет к нам Талия и несет задание капитанам команд. Прошу капитанов выйти сюда.

Вам будут выданы карты, где название книги абсолютно перевернуто. Подбирая синонимы, вам нужно «расшифровать» название книги. За каждое угаданное название – 1 балл.



  1. Синяя бейсболка (Красная шапочка)

  2. Квадратик (Колобок)

  3. Мышка в босоножках (Кот в сапогах)

  4. Белый петух, или Надземные мертвецы (Черная курица, или Подземные жители)

  5. Огненная придворная (Снежная королева)

  6. Кар-кар (Му-Му)

  7. Быль об охотнике и дичи (Сказка о рыбаке и рыбке)

  8. Ручные утята (Дикие лебеди)

  9. Старые брюки служанки (Новое платье короля)

  10. Черный лопух (Аленький цветочек)

  11. Подаренная луна (Краденое солнце)

  12. Алёнушкино счастье (Федорино горе)

  13. Бебби – короткий носок (Пеппи – длинный чулок)

Капитанам мы даём время на обдумывание.


Терпсихора Чтоб дальше в марафон пуститься,

Хорошим танцем не мешало б насладиться.



ТАНЕЦ МУЗ
6 задание «Точные науки»
Настало время для Урании. Проверим, насколько вы сильны в точных науках. Задания для обеих команд, отвечайте поочерёдно.

  1. Три столяра в три дня сделали три стола. Сколько нужно столяров, чтобы сделать в сто дней сто столов? (3 столяра)

  2. Художник получил задание написать номера на дверях гостиницы. Всего в гостинице 100 номеров. Сколько раз ему пришлось написать цифру 9? (20 раз)

  3. Одновременно встретились 8 друзей и начали здороваться, пожимая друг другу руки. Сколько всего было рукопожатий? (28)

  4. 1-ой команде: подобрать пару по роду к словам повар, портной, купец, храбрец (нет пары), человек (нет пары), няня (нет пары), генерал, козёл, оса (нет пары);

2-ой команде: подобрать к единственному числу множественное рука, мука (нет пары),

узбек, грузин, небо, инженер, чернила, татарин, директор.
Что же, пришло время проверить, как справились капитаны.
7 задание «Слуги Мельпомены»
Мельпомена несёт для команд очередное задание. Прошу выйти сюда трёх самых артистичных ребят.

1 задание Изобразить походку.

1. Очень высокий мужчина, позвоночник изогнут знаком вопроса, правую ногу приволакивает, нижняя челюсть далеко выдвинута вперёд, при ходьбе часто посапывает и присвистывает, застенчив.

2. Древняя старушка, занимается спортивной ходьбой, голова и ноги трясутся, подслеповата, но спина прямая, походка прыгающая, подозрительная, часто оглядывается, страдает застарелым кашлем курильщика.
2 задание Изобразить на ходу 1. За кулисами театра на репетиции балерина, скрипач, жонглер, пианист, дирижер, канатоходец.

2. Профессию парикмахера, повара, наездника, боксера, уборщицы, грузчика.


3 задание Показать этюд

1. Разжигание костра.

2. Жарка яичницы.
8 задание «Лингвистическая сказка»
Вот настало время для испытаний от музы Каллиопы. Она покровительствует эпосу. Но прежде перед испытаниями вспомните, что такое эпос и назовите эпические жанры. (Ответы)

Вам заранее было дано задание на дом - придумать лингвистическую сказку. Слушаем.


9 задание «Музыкальный конкурс»
Эвтерпа, муза песни, приготовила вам одновременно и сюрприз, и испытание. Сейчас для каждой команды будет звучать песня. Команда после прослушивания должна сформулировать правило, на которое и была спета эта песня.
Любые песни из «Радиняни»

Это было последнее задание. Прежде чем жюри подведет итоги, мы с вами поиграем в игру «Верю – не верю». Если вы согласны с утверждением, кричите «да», не согласны - кричите «нет»



  1. Авторучка была изобретена ещё в древнем Египте. (Да)

  2. В Японии ученики пишут на доске кисточкой с цветными чернилами. (Да)

  3. В Австралии практикуется применение одноразовых школьных досок. (Нет)

  4. Шариковая ручка применялась только военными лётчиками. (Да)

  5. В Африке выпускаются витаминизированные карандаши для детей, имеющих обыкновение грызть что попало. (Да)

  6. В красные стержни при производстве добавляют экстракт моркови для большей насыщенности цвета (Нет)

А теперь слово жюри. (Подведение итогов, Полигимния вручает грамоту и призы).





№ п/п

Название конкурса





1

Назови музу








2

Блицтурнир








3

Знатоки крылатых

выражений









4

Лингвистическое

стихотворение









5

Перевёрнутое название (капитаны)







6

Точные науки








7

Слуги Мельпомены








8

Лингвистическая

сказка








9

Музыкальный

конкурс











Итого







1. Синяя бейсболка 1. Синяя бейсболка

2. Квадратик 2. Квадратик

3. Мышка в босоножках 3. Мышка в босоножках

4. Белый петух, или Надземные мертвецы 4. Белый петух, или Надземные мертвецы

5. Огненная придворная 5. Огненная придворная

6. Кар – кар 6. Кар – кар

7. Быль об охотнике и дичи 7. Быль об охотнике и дичи

8. Ручные утята 8. Ручные утята

9. Чёрный лопух 9. Чёрный лопух

10. Старые брюки служанки 10. Старые брюки служанки

11. Подаренная луна 11. Подаренная луна



12. Алёнушкино счастье 12. Алёнушкино счастье

13. Бебби – короткий носок 13. Бебби – короткий носок
скачать


Смотрите также:
Интеллектуальный марафон по русскому языку и литературе
101.4kb.
Программа по русскому языку и литературе 5-11 классы Критерии по русскому языку и литературе
1681.12kb.
Подготовка к сочинению – рассуждению на основе прослушанного и прочитанного текстов
172.25kb.
Конкурсе по русскому языку и литературе «Родное слово»
68.31kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе "Любители словесности"
68.12kb.
Интеллектуальный марафон – третий тур Компьютерная сеть это
42.22kb.
Развитие интеллекта учащихся посредством обучения русскому языку по технологии Ю. А. Поташкиной и литературе по технологии Б. С. Дыхановой Якубенко Н. Н. учитель русского языка и литературы моу «сош г. Бирюча»
63.89kb.
Рабочая программа по русскому языку учителя Рыбкиной Наталии Ивановны составлена в соответствии с учебным планом и программой для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-11 классы под редакцией М. М. Разумовской
159.23kb.
Внеклассное мероприятие по русскому языку для учащихся 9-х классов «Язык мой друг мой»
42.44kb.
Егэ по русскому языку
511.57kb.
Программа по русскому языку 10 класс (базовый уровень)
144.25kb.
Рабочая программа по русскому языку Ступень обучения (класс)
245.9kb.