Главная стр 1
скачать
Интернет-зависимость, ее причины и лечение.

Причины возникновения интернет-зависимости различны, но основные из них — отсутствие понимания и друзей в обычной жизни, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная ранимость и обидчивость, неумение строить дружеские и личные отношения. Все это человек пытается получить в виртуальном мире.

Самому человеку редко удается распознать симптомы интернет-зависимости, обычно это замечают его близкие и друзья. Признаки интернет-зависимости следующие: человек много времени проводит в сети, все интересы большей частью перемещаются в интернет, машинально проверяет электронную почту, значительную часть свободного времени сидит в социальных сетях и др. подобные действия.

Как избавиться от интернет-зависимости

Как избавиться от интернет-зависимости, рассказывается во многих психологических статьях, посвященных этой проблеме. Прежде всего, человеку охваченному компьютерной манией, нужно осознать проблему, пожелать избавиться от зависимости и приложить к этому все усилия.

Нужно засечь, сколько времени проводится в сети по действительно важным вопросам. Это и есть то время, сколько человек может уделять интернету. Близким зависимого нужно постараться отвлекать его, помочь найти ему увлечения и интересные занятия в обычной жизни, по «эту сторону монитора».

Если эти простые советы оказываются неэффективными и борьба с интернет-зависимостью имеет мало успеха, то следует обратиться к профессиональному психологу. Пообщавшись с человеком, психолог выявит причины интернет- зависимости и даст советы, подходящие именно этому человеку. Разобравшись с тем, что именно так заинтересовывает и привлекает человека в сети, можно найти альтернативные занятия без использования компьютера.

Профилактика интернет-зависимости полезна всем тем людям, которым приходится пользоваться интернетом. Дело в том, что интернет-зависимость, хотя и менее губительна, чем алкогольная зависимость или наркомания, но развивается гораздо быстрее. Стоит подумать о том, как люди жили во времена, когда не было интернета — что они делали в свободное время, как они развлекались и как общались друг с другом.

Допустим, вместо скачивания фильма с интернета и просмотра его с монитора, можно просто пойти с друзьями или любимым человеком в кинотеатр. Вместо чтения статей с интернет-порталов — купить журнал или газету на интересующую тематику и ознакомиться с тем или иным материалом.

Опять-таки, онлайн игры можно заменить походом в бильярдный или боулинг клуб. И тогда у интернет-зависимости просто не будет шансов одолеть человека своей web-«паутиной».




Влияние Интернет-зависимости на личность подростка

Интернет-зависимость способствует формированию целого ряда психологических проблем: конфликтное поведение, хронические депрессии, предпочтение виртуального пространства реальной жизни, трудности адаптации в социуме, потеря способности контролировать время пребывания за компьютером, возникновение чувства дискомфорта при отсутствии возможности пользования интернетом. Используя Интренет, подросток вместо стремления "думать" и "учить" предпочитает "искать". Многие дети открыто признают, что очень часто посещают запрещенные родителями сайты. При этом у них возникает иллюзия вседозволенности и безнаказанности. Это побуждает нарушать права человека, а иллюзия безнаказанности может оказаться ловушкой и иметь серьезные последствия в реальной жизни - происходит девальвация нравственности.



Рассмотрим конкретные разновидности опосредствованной Интернетом деятельности, которые потенциально способны вести к глобальным личностным преобразованиям. Можно выделить три основных вида:

1. Познавательная - увлеченность познанием в сфере программирования и телекоммуникаций или, как крайний вариант, хакерство;

2. Игровая - увлеченность компьютерными играми и, в частности, играми посредством Интернета или, как крайний вариант, т. н. игровая наркомания;

3. Коммуникативная - увлечение сетевой коммуникацией;

Перечисленные последствия применения информационных технологий в виде глобальных преобразований личности лишь в незначительном объеме стали предметом фундаментальных исследований, в силу чего нижеследующий анализ носит характер постановки проблемы.

Хакерство

Увлечение поиском информации и применением таких знаний характеризует личностную трансформацию, известную как хакерство . Чаще всего хакерами становятся в подростковом возрасте, возможно, компенсируя этим недостаточную развитость социальных навыков. О неразвитости у них личностной и морально-правовой сферы говорят их запретные и прямо криминальные действия.



Игровая деятельность

Игровая деятельность повсеместно признается крайне важным моментом развития как отдельного человека, так и человеческих сообществ. Тем не менее в увлечении компьютерными играми чаще всего склонны усматривать угрозу для развития личности, особенно если речь идет о подростках, у которых наблюдается зависимость от игр, когда заядлые игроки уходят от проблем реального мира с его сложностью и трудноразрешимыми проблемами .Одной из наименее ясных проблем является принципиальная возможность переноса виртуального опыта в реальную жизнь. Например, когда игроки постепенно принимают на себя роль своего игрового персонажа.



Коммуникативная деятельность в Интернете

Коммуникативная деятельность, осуществляемая посредством Интернета, разнообразна. В настоящее время происходит интенсивное экспериментирование с анонимностью, что приводит порой к опасным вещам , вплоть до угроз и шантажа.

Большое значение имеют факторы новизны и непривычности опыта, позволяющего варьировать степень анонимности общения. Новизна естественным образом привлекает подростков, которая, по-видимому, наиболее активно экспериментирует с анонимными формами общения. Кроме того, подростки, высоко ценят возможность компенсировать и нейтрализовать в ходе опосредствованного Интернетом общения те препятствия, которые нередко делают болезненными непосредственные контакты. Это может приводить к зависимости от Интернета, когда подобное общение способно целиком затягивать субъекта, не оставляя ему ни времени, ни сил на другие виды деятельности .

В наиболее расширительном понимании к проявлениям зависимости от Интернета относят не только зависимость от социальных применений Сети, но и привязанность к азартным играм в Интернете, электронным покупкам; пристрастие к сексуальным применениям Интернета . Драматизм последнего вида зависимости заключается в том, что он настигает подростков в переходном возрасте, либо это момент полового созревания, и тогда у подростка формируется асоциальное представление о сексе, что может отложить отпечаток на всю жизнь.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что основные проблемы "жителя Интернета" концентрируются в области самопринятия. Как правило, те, кто становятся Интернет-зависимыми, меняют свою личность.

Подросток и компьютерная (интернет) зависимость

У нас давно уже на слуху термин «компьютерная зависимость». Так что же это такое? Как она появляется и как с ней бороться?

Говоря компьютерная зависимость, имеется ввиду и интернет-зависимость и игроманию. Обе зависимости,так или иначе, связаны с проведением длительного времени за компьютером.

Причинами возникновения компьютерной зависимости могут стать:

- Нарушение процессов обмена информацией. Испытывая дефицит общения в семье, а порой и среди сверстников, подросток может «уйти» в другую, компьютерную реальность, где он находит и общение и много информации;

- Скрытая или явная неудовлетворенность окружающим миром. В реальной жизни подросток может иметь не очень хорошую успеваемость, чувствовать себя уязвимым и испытывать высокую тревожность, считая, что люди относятся к нему враждебно. В то время как в компьютерном мире, он великий воин, либо отважный капитан космического корабля. Он абстрагируется от проблем реального мира, в виртуальном мире он может все и он сам устанавливает правила;

- Невозможность самовыражения, как правило, связанна с отсутствием у подростка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером. Те мечты, которые подросток не может воплотить в реальности, он легко может воплотить в виртуальном мире;

- Нарушение социальной адаптации. Пожалуй, наиболее важная составляющая обобщающая все остальные. Отсутствие теплых, доверительных отношений в семье, недостаток общения, отсутствие у родителей искреннего интереса к миру подростка ограничивают возможности подростка в развитии и способствуют формированию у него пассивного стиля поведения, неадекватного восприятия себя, неспособность к взаимодействию с социальным пространством.

Так же нарушение социальной адаптации может быть вызвано наличием видимого физического недостатка или заболевания, препятствующего общению.

У подростка, по своей воле прикованному к компьютеру, начинаются проблемы с реальностью. Нарушается социальная адаптация, становится трудно находить общий язык и общие темы с родителями, сверстниками и другими людьми. Многие социально значимые вещи, такие как учеба, семья перестают заботить. Происходит негативное влияние на бытовую, учебную, социальную, семейную сферы деятельности. Так же могут возникнуть головные боли, скачки давления, резь в глазах, ломота в костях.

В наиболее тяжелых случаях подросток, отлученный от компьютера, может чувствовать настоящую «ломку», как наркоман, не получивший «дозу».

Играя в игры, подчас жестокие, подросток начинает воспринимать жизнь как компьютерную «стрелялку» или «бродилку». Практически во всех играх есть такая функция, как восстановление героя. Таким образом, у подростка формируется убеждение, что все действия в жизни можно «откатить» назад. Это приводит к социальной дезадаптации, чувству вседозволенности, небольшой ценности как своей, так и чужой жизни.

Увлеченность компьютером может привести к равнодушию к окружающему миру – ведь виртуальная реальность так разнообразна и привлекательна.



Существует ряд психологических и физических симптомов, характерных для интернет-зависимости.

Психологические симптомы:

  • хорошее самочувствие или эйфория за компьютером;

  • невозможность остановиться;

  • увеличение количества времени, проводимого за компьютером;

  • пренебрежение семьей и друзьями;

  • ощущение пустоты, депрессии, раздражения при нахождении не за компьютером;

  • ложь членам семьи о своей деятельности за компьютером;

  • проблемы с работой или учебой.

Физические симптомы:

  • сухость в глазах;

  • головные боли по типу мигрени;

  • боли в спине;

  • нерегулярное питание, пропуск приемов пищи;

  • пренебрежение личной гигиеной;

  • расстройства сна, изменение режима сна.

Интернет-зависимость не наступает мгновенно, она проходит несколько стадий.

1. Стадия легкой увлеченности.

После нескольких раз игры в компьютерные игры, подростку начинает нравится компьютерная графика, звук, сам факт имитации реальной жизни или каких-то фантастических сюжетов.

Подросток получает удовольствие, играя в компьютерную игру или проводя время в интернете, это доставляет ему положительные эмоции. Как доказали ученые, человек стремится повторять действия, доставляющие удовольствие. Подросток начинает играть уже целенаправленно. Однако на этой стадии игра в компьютерные игры носит пока еще ситуационный, а не систематический характер. Устойчивая потребность в игре еще не сформирована, игра не является значимой ценностью для человека.

2. Стадия увлеченности.

Свидетельством того, что подросток перешёл на вторую стадию служит возникновение потребности в игре или нахождении в интернете. Это потребность формируется, как желание уйти от реальности. Игра или общение в интернете приобретают систематический характер. Если по каким- то причинам подросток не может удовлетворить свою потребность в игре, он может предпринять достаточно активные действия для получения желаемого. Если дома не разрешают играть родители, он может, втайне от них, ходить в интернет-клуб, прогуливать уроки, что бы поиграть дома, пока нет родителей и т.п.

3.Стадия привязанности. На этой стадии происходит угасание игровой активности, сдвигом психологического содержания личности в целом в сторону нормы. Подросток «держит дистанцию» с компьютером, но полностью отказаться от психологической привязанности к компьютерным играм или интернету не может. Стадия привязанность может длиться всю жизнь, в зависимости от скорости угасания привязанности.

 4. Стадия зависимости.

На эту стадию зависимости от компьютера переходят лишь 10-14% подростков играющих в компьютерные игры или «зависающих» в интернете.

На этой стадии происходят серьезные изменения в ценностносмысловой сфере личности, происходит изменение самооценки и самосознания.

Эта стадия имеет две формы проявления: социализированную и индивидуализированную.

При социализированной форме игровой зависимости, подросток поддерживает социальные контакты, предпочитая общаться с такими же игровыми фанатами. Как правило, преобладает соревновательный характер игр. Так как подросток не отрывается от социума и не полностью уходит в виртуальное пространство, можно сказать, что эта форма зависимости более легкая, нежели индивидуализированная форма.



Индивидуализированная форма зависимости - это крайняя форма зависимости. При ней нарушаются нормальные человеческие особенности мировоззрения, разрушается взаимодействие подростка с окружающим миром. Психика начинает отражать не воздействие объективного мира, а виртуальную реальность. Эти подростки часто подолгу играют в одиночку, по много часов, а иногда и дней, не «выходят» из интернета. Потребность в игре находится у них на одном уровне с базовыми физиологическими потребностями. Для них компьютерная игра и интернет — это своего рода наркотик. Если в течение какого-то времени они не «принимают дозу», то начинают чувствовать неудовлетворенность, испытывают отрицательные эмоции, впадают в депрессию. Это образ жизни, ведущий к патологии.

Если формирование компьютерной зависимости остановится на первой или второй стадии, то тяга к игре пройдет быстрее и легче. Но если подросток прошел все три стадии, то преодолеть зависимость становится на много тяжелее. Подросток будет долго находится на стадии привязанности. Можно предположить, что полностью зависимость не пройдет никогда. Она может угасать на время и появляться, при условии каких либо житейских трудностей, как побег от реальности в уже знакомый мир виртуального удовольствия.
скачать


Смотрите также:
Интернет-зависимость, ее причины и лечение
100.36kb.
Интернет-зависимость: симптомы и последствия
65.8kb.
Интернет-зависимость
131.34kb.
Как распознать компьютерную и интернет-зависимость?
21.97kb.
Беседа семнадцатая об интернет-зависимости
47.98kb.
Особенности социального поведения в виртуальной среде: Интернет-аддикция
64.85kb.
Острые респираторные заболевания: Причины, клинические проявления, лечение, профилактика
50.26kb.
Лечение при ревматоидном артрите Лечение
175.11kb.
Острая левожелудочковая недостаточность. Причины. Диагностика. Лечение
72.52kb.
Тест на Интернет-зависимость (для родителей)
45.02kb.
Лечение больных с детскими церебральными параличами.
133.13kb.
Причины речевых нарушений
54.67kb.