Главная стр 1стр 2стр 3
скачать
ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК
РУССКИЙ ЯЗЫК
8 КЛАСС
Информационный блок содержит систематизированные и обобщённо-теоретические сведения по русскому языку за курс 8 класса, создает возможность успешно подготовиться к зачетам, контрольным диктантам, словарным диктантам, получить дополнительную оценку, выполнив задания по карточке или тесты. Информационный блок имеет целью помочь учащимся 8-ого класса подготовиться успешно к экзамену по русскому языку.
Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений.

Авторы: С. Г. Бархударов, С. Е. Крючков и др.

М.: Просвещение, 2003г.
В 8 классе по русскому языку изучаются следующие разделы:
1.СЛОВОСОЧЕТАНИЕ
2.ПРЕДЛОЖЕНИЕ
3.ПРОСТОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
4.ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
5.ОДНОСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
6.НЕПОЛНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
7.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ
8.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБРАЩЕНИЯМИ, ВВОДНЫМИ СЛОВАМИ, МЕЖДОМЕТИЯМИ
9.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
10.ПРЕДЛОЖЕНИЯ С УТОЧНЯЮЩИМИ ОБОСОБЛЕННЫМИ ЧЛЕНАМИ
11.СПОСОБЫ ПЕРЕДАЧИ ЧУЖОЙ РЕЧИ. ПРЯМАЯ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ

КОЛИЧЕСТВО ПРОВЕРОЧНЫХ РАБОТ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 8 КЛАССЕ:

контрольных диктантов-5

контрольных словарных диктантов- 4

изложений-4

сочинений-4

зачетных работ- 8



ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТАМ ПО ТЕМАМ:

1."Словосочетание"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении словосочетания? Зависит ли строение от значения?

б) Бывают ли синонимичные словосочетания?
2."Предложение"

а) Что вы знаете о строении и грамматическом значении предложения?

б) Что называется грамматической основой предложения?

в) Как делятся предложения по цели высказывания? Что называется восклицательным предложением? Как объяснить, что в предложении ПОЧЕМУ ТЫ НЕ СКАЗАЛ

ВСЕЙ ПРАВДЫ?! стоят два знака препинания?

г) Как делятся предложения по количеству грамматических основ?

д) Как делятся простые предложения по количеству главных членов в грамматической основе? Как делятся предложения по наличию - отсутствию второстепенных

членов?


е) Могут ли быть односоставные предложения распространенными, а двусоставные -нераспространенными?
3."Двусоставные предложения"

а) Из чего состоит грамматическая основа двусоставного простого предложения? Что называется подлежащим? Что называется сказуемым? Чем отличаются

распространенные предложения от нераспространенных?

б) Чем выражается подлежащее? Приведите примеры.

в) Какие виды сказуемого вы знаете? Как выражается в каждом грамматическое и лексическое значение? Приведите примеры.

г) Расскажите, в каких случаях ставится тире между подлежащим и сказуемым? Приведите примеры.

д) На какие группы делятся второстепенные члены? Расскажите о каждом второстепенном члене. Приведите примеры.

е) Чем отличаются согласованные определения от несогласованных? Приведите примеры.

ж) Расскажите о приложениях, выраженных собственными наименованиями, и о постановке дефиса при приложениях.

з) Расскажите о знаках препинания при сравнительных и деепричастных оборотах.


4."Односоставные предложения"

а) Какие односоставные предложения вы знаете?

б) Из каких главных членов может состоять грамматическая основа односоставного предложения?

в) Чем в каждой группе односоставных предложений может быть выражен главный член? Приведите примеры.

г) Где чаще употребляются назывные предложения?

д) Чем отличаются неполные предложения от односоставных? Могут ли быть односоставные предложения неполными? Приведите примеры.


5."Предложения с однородными членами"

а) Какие члены предложения называются однородными? Как они соединяются между собой?

б) Назовите группы сочинительных союзов. Приведите примеры.

в) Как можно различить однородные и неоднородные определения? Приведите примеры.

г) Назовите условия, при которых всегда ставится запятая между однородными членами.

д) При каком условии запятая между однородными членами не ставится?

е) Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами при однородных членах.
6."Предложения с обособленными членами"

а) Какие члены предложения называются обособленными?

б) В каких случаях обособляются определения и приложения? Приведите примеры.

в) Расскажите о пунктуации при однородных приложениях. Приведите примеры.

г) В каких случаях обособляются деепричастные обороты и одиночные деепричастия? Приведите примеры.

д) Расскажите об обособлении существительных с предлогами. Приведите примеры.

е) Для чего служат уточняющие члены предложения? Какие члены предложения чаще всего обособляются как уточняющие?

ж) Для каких стилей речи характерны обособленные причастные и деепричастные обороты?


7."Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями"

а) Для чего служат обращения? Чем они бывают выражены?

б) Назовите группы вводных слов по значению. Приведите примеры.

в) Какие знаки препинания и в каких случаях используются для выделения на письме вводных слов и предложений? Приведите примеры.

г) Какие конструкции называются вставными? Для чего они используются?

д) Какими знаками препинания выделяются вставные конструкции?


8."Способы передачи чужой речи. Прямая и косвенная речь".

а) Назовите способы передачи чужой речи. Для каких целей служит каждый из них? Приведите примеры.

б) Что называется прямой речью? Расскажите, какие существуют правила для передачи прямой речи на письме.

в) Что называется косвенной речью? Из каких частей состоят предложения с косвенной речью? Как соединяются эти части?



г) Что называется цитатой? Какие вы знаете способы цитирования?


КОНТРОЛЬНЫЕ

СЛОВАРНЫЕ

ДИКТАНТЫ




1.




2.




1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

комитет

преследование

дискуссия

труженик

карнавал

комиссия

дебаты

ансамбль

конгресс

привилегия

эксперимент

композиция

большинство

иллюминация

преобразиться

иллюстрированный

театр

конференция

реставрация

пьеса

репетиция

меньшинство

труженик

ландшафт

биография

президент

девиз

дискуссия

маршрут

искусный

ансамбль

троллейбус

легендарный

режиссёр

композитор

резолюция

искусство

поражать

иллюстрированный

пейзаж

ровесники

карнавал

пьеса

трамвай

митинг

библиограф

троллейбус

девиз

делегат

каникулы

трамвай

преданный

кандидат

легенда

идеал

дебаты

сверстник

преданный

резолюция

реставрировать

традиция

идеология

пейзаж

преобразование

преданность

сверстник

конференция

экспериментировать

поражать

искусство

большинство

воплощение

стипендия

депутат

ландшафт

комиссия

идеал

митинг

воплотить

режиссёр

диплом

истинный

комиссия

поразительный

аттестат

свидетельство

репетиция

маршрут

талантливый

аттестат

конгресс

традиция

секретарь

стипендиат

поражать

легендарный

подлинный

обелиск

каникулы

конгресс

истинный

традиция

эскадрилья

плакат

героизм

гениальный

делегат

меньшинство

привилегия

директор

кандидат

конференция

профессия

подлинный

преданность

эскадрон

преследовать

специальность

транспарант

депутат

искусный

талантливый

плакат

подлинный

приоритет

регулировать

традиция

стипендиат

президиум

мужество

аттестат

обелиск

режиссёр

профессия

подлинный

транспарант



КОНТРОЛЬНЫЕ

СЛОВАРНЫЕ

ДИКТАНТЫ

2 стр.

1.




2.




1 вариант




2 вариант




постамент

пьедестал

библиофил

территория

аттракцион

кандидат

искусство

панорама

галерея

декларация

фантазия

беллетристика

достоинство

ансамбль

информировать

галерея

во что бы то ни стало

как ни в чем не бывало

как ни в чём не бывало

во что бы то ни стало

труженик

реставрация

библиотекарь

фильмотека

аудитория

лаборатория

галерея

воображение

экспозиция

кульминация

впечатление

эпилог

пьеса

поражать

беллетристика

библиография

ландшафт

галерея

территория

дебют

воплотить

эксперимент

панорама

симфония

режиссёр

достоинство

диалог

монолог

преданность

легенда

симфония

искусный

композитор

фестиваль

воображение

библиотека

конференция

депутат

традиция

информация

профессия

традиция

корреспондент

впечатление

лаборатория

корреспондент

профессия

достоинство

иллюминация

талантливый

кульминация

профессия

иллюстрированный

комиссия

труженик

как будто

конгресс

обелиск

постамент

будущее

дебаты

аудитория

сверстник

труженик

архитектор

дискуссия

дискуссия

аттестат

пьедестал

иллюстрация

искусный

преданность

экспериментировать

репетиция

ровесник

конференция

аттестат

как будто

дебют

искусство

не что иное, как

ничто иное не

иллюстрация

фантазия

кавалерия

территория

следующий

иллюстрация


КОНТРОЛЬНЫЕ ДИКТАНТЫ

1

Утром участники похода снова отправляются в путь, рассчитывая сегодня подняться на вершину горы.* Она невысокая, но с четырьмя уступами.

Едва приметная извилистая тропинка вьётся по берегу неширокой горной речонки, берущей начало у ледника, а затем резко взбирается влево. Путешественники с трудом преодолевают крутой подъём.

Тропинка огибает беспорядочные нагромождения камней, осложняющие путь.** Приходится преодолевать и эти препятствия. Мешают и заросли дикой малины, усеянные ягодами. Её колючие ветки цепляются за рюкзаки, одежду.

Вот и вершина. Здесь туристы располагаются на отдых. Отсюда открывается чудесная панорама. Слева от подножья горы расстилается долина, покрытая темно – зелёным лесом. Кое – где блестят на солнце зеркала небольших озёр. В течение тысячелетий зарастали их берега густой растительностью. Справа простирается бесконечная цепь холмов, сплошь покрытых зеленью.

Весь день туристы наслаждались красотой гор, загорали, распевали под аккомпанемент гитары песни. Только к вечеру, боясь заблудиться в темноте, они вернулись на тропу, ведущую в лагерь, делясь своими впечатлениями о походе.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

1. Произведите синтаксический разбор предложения, отмеченного

* **


2. Выпишите по одному глаголу с орфограммой в корне:

безударной гласной, проверяемой чередующейся гласной.

ударением.

Графически объясните выбор орфограммы в корне.

3. Разберите по составу:

расстилались наслаждались


2.

Я вышел из дома ночью, потому что предполагал добраться до утиного озера к рассвету. Шёл по пыльной дороге, спускаясь в неглубокие овраги, поднимался на пригорки, пересекая редкие сосновые боры с застоявшимся в них запахом смолы и земляники, снова выходил к полю.

Никто не обгонял меня, и я ни с кем не встретился. Вдоль дороги тянулась рожь. Она созревала уже и стояла неподвижно, чуть-чуть светлея в темноте.* Скоро дорога ушла влево, и я ступил на твёрдую тропинку, извивающуюся вдоль берега небольшой, но глубокой речонки.* Плывущие по ней брёвна изредка сталкивались друг с другом, и тогда раздавался слабый звук, будто кто-то стучал топором по дереву.

На другой стороне реки яркой точкой горел костёр, и узкая прерывистая полоска света тянулась от него далеко по воде.**

Я прибавил шаг, миновал осиновый подлесок и в небольшой ложбинке, окружённой со всех сторон густым лесом, увидел костёр. Возле него, подперев рукой голову, пристроился человек.** Он что-то негромко напе

3.

В мире животных у нас есть симпатии и антипатии. Крокодилов не любит никто. Этот огромный, обитающий в воде ящер имеет небольшой мозг, но мощные челюсти и мускулистый хвост, удар которого может переломить ноги взрослой антилопе.

Крокодил – искусный охотник. Часами он может неподвижно лежать в воде, высунув на поверхность лишь ноздри и выпуклые глаза – « перископы» Стоит кому-то приблизиться к водопою и от жажды потерять бдительность, он мгновенно бросается на жертву. В Африке ею чаще всего бывают антилопы.

Размеры жертвы крокодила нисколько не смущают. На суше он её не приканчивает. А тащит в воду и топит. Рвать жертву хищник сразу не станет, а поместит за корягу или в пещеру, вырытую для этого в берегу под водой, и подождёт, пока добыча «отмокнет».

Желудок крокодила – адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке.

Суши крокодил не избегает. Излюбленное его занятие – греться на песчаном берегу водоёма. При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперёд задние ноги. Здесь он хозяин. (166 слов)

( По В. Пескову)

4.

Если бы удалось чудесным образом оживить девочку, жившую в Риме более двух тысяч лет назад. Она не поняла бы речи окружающих. Все: ее родители, учителя, подруги и знакомые – говорили на латинском языке. За это время он изменился до неузнаваемости. Сегодня на нём идут богослужения в католических храмах, его изучают языковеды, его терминологией пользуются учёные. Но на родной улице нашей девочки никто не обратится к прохожему на латыни. Его место занял итальянский язык. Итальянский – потомок латинского. В других частях Римской империи на смену латыни пришли французский, испанский, румынский, португальский.

Языки изменяются, развиваются и обогащаются. Что-то новое отличает речь каждого поколения от предыдущего. В течение нескольких веков накапливаются поразительные изменения. Недаром подлинный памятник искусства – «Слово о полку Игореве» - приходится переводить с древнерусского на современный язык.

Наш современный язык неизмеримо богаче словами и терминами, чем язык времён Александра Невского или даже Пушкина. (140 слов)

( По « Детской энциклопедии»)
5.

Конец сентября. С этой поры сады пустеют, погода круто меняется. Ветер треплет деревья, и дожди, не прекращаясь, поливают их с утра до ночи. Иногда между тучами пробивается трепещущий золотистый свет низкого солнца. Воздух делается чист и ясен, а солнечный свет ослепительно сверкает между листвой, волнующейся от ветра. Холодно и ярко сияет над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывают хребты снеговых облаков. Ветер не унимается. Он волнует сад, рвёт непрерывно бегущую из трубы струю дыма и снова нагоняет зловещие космы пепельных облаков. Они бегут низко и быстро и затуманивают солнце. Но вот гаснет его блеск, закрывается окошечко в голубое небо, и в саду становится пустынно и скучно. Снова сеется дождь.

Из такой трёпки сад выходит совсем обнажённым, засыпанным мокрыми листьями, каким-то притихшим, смирившимся. Зато как красив он, когда снова наступает ясная погода, прозрачные и холодные дни начала октября. Сохранившаяся листва будет висеть на деревьях до первых заморозков. Чёрный сад будет покорно ждать зимы, пригреваясь в солнечном блеске. (162 слова)

( По И. Бунину)


6.

КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН НАД МОСКВОЙ

Большой церковный двор в одном из московских переулков медленно наполняется народом. Ждут. Будет звонить замечательнейший из звонарей! Переговариваются, поглядывая наверх, где виднеется, по временам исчезая за каменными выступами колокольни, силуэт человека в тёмном.

Мороз пощипывает. Люди постукивают нога о ногу. Ожиданье становится томительным. И всё-таки оно взорвалось неожиданно. Словно небо рухнуло! Грозовой удар! Гул! Второй удар! Мерно, один за другим рушится музыкальный гром, и гул идёт от него. И вдруг заголосило, залилось птичьим щебетом, заливчатым пением каких-то неведомо больших птиц, праздником колокольного ликования! Перекликание звуков, светлых, сияющих на фоне гуда и гула! Перемежающиеся мелодии, спорящие, уступающие голоса! Это было половодье, хлынувшее, потоками заливающее окрестность. Оглушительно-нежданные сочетания, немыслимые в руках одного человека! Колокольный оркестр!

Подняв головы, смотрят стоявшие на того, кто играл наверху. А он летел бы, если б не привязи языков колокольных, которые он держал в самозабвенном движении, как бы обняв распростёртыми руками всю колокольню, увешанную множеством колоколов.

(152 слова)

( По А. Цветаевой)

7.

Март – первый весенний месяц./ Назван он так в честь мифологического бога войны Марса, который вначале прославлялся древними римлянами как бог земледелия и скотоводства. Название сохранилось у многих народов. На Русь оно пришло из Византии.

Издавна март отличался праздниками и обрядами. На Руси к празднику выпекали печенье в виде жаворонков, олицетворяющих приход весны. Строили неприступные снежные или ледяные крепости. Встречающие весну делились на две группы. Одна защищала крепость, другая её штурмовала. Смех, шутки не смолкали ни на минуту в течение всего дня.

В России март не всегда бывает тёплым./ / Иногда в начале месяца возвращаются морозы. И всё же мало-помалу снег тает. Повсюду: по овражкам, по склонам холмов – блестят на солнце, сливаясь в небольшие болотца, ручейки.* В лесных чащобах, на опушках рощ – везде слышатся шорохи.** Это падает с веток подтаявший снег, освобождая из снежного плена деревья.

Грамматическое задание

1 вариант 2 вариант

1. Начертите схему предложения, отмеченного в тексте:
* **

2. Подчеркните грамматические основы в предложении, отмеченном


/ //

3. Объясните графически постановку знаков препинания


во 2-м предложении второго абзаца в последнем предложении.

8.

КАК СОСТРОЕНА ИЗБА

Сколько сосновых изб срублено было на Руси! Веками стучали топоры плотников, ставящих избы. Да и сейчас стучат – вырастают в деревнях румяные смолистые пятистенки. В богатых лесом краях: в Карелии, в Сибири, на Урале – проще возводить жильё из дерева. Тепло в нём, сухо, чисто.

Из века в век стучали топоры, и от поколения к поколению складывалось мастерство умельцев-плотников.

Ты никогда не интересовался, как состроена русская изба? Наложены брёвна одно на другое, пробиты окошки, сверху крыша драночная или тесовая. Любопытное сооружение!

Концы брёвен соединены « в лапу», держатся друг за дружку, словно пальцы сплетённых рук. В каждом бревне спрятаны круглые деревянные шипы. Они тоже укрепляют стену.

Строят избу из могучих сосновых брёвен. Но избы не выглядят мрачными и тяжёлыми, они стройны, легки, веселы. Всё в них украшено деревянной резьбой: и крыльцо, и наличники окон, и балкончики. Стоят на деревенской улице избы-красавицы и одна с одною соперничают в изяществе и богатстве наряда. (152 слова)

( По Э. Шиму.)


9.

Василий Поленов, один из популярнейших русских художников, создал картины, ставшие любимыми представителями многих поколений. Всеобщее признание принесли ему такие хорошо известные картины, как «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд». Эти полотна, наполненные тонким лиризмом, привлекают своей простотой и правдивостью.

Поленова отличала удивительная разносторонность интересов. Незаурядный архитектор, музыкант и композитор, он обладал и вокальным дарованием, пробовал себя на любительской сцене как актёр, был талантливым педагогом.

Широта взглядов Поленова, позволявшая ему легко входить в разные области искусства, была заложена в детстве. Его мать – художница-любительница, отец – известный археолог, страстный любитель и ценитель искусства. С теплотой вспоминал впоследствии художник об атмосфере преклонения перед образованными людьми, царившей в доме Поленовых.

С раннего детства мальчику прививалась любовь к природе. Уже первые зарисовки, сделанные шестнадцатилетним юношей во время путешествия по древним русским городам, свидетельствовали о таланте будущего художника. (132 слова)

( По Э. Патсон)



10.

История открытия планеты Нептун, безусловно, интересна.

Наблюдая за движением звёзд, Леверье, французский астроном, обнаружил, что орбита Урана не совсем совпадает с той расчётной, которая у него должна быть. По мнению учёного, она содержала хотя и незначительные, но несомненные отклонения, странные и загадочные. Это было фактом, требующим объяснения. Как истинный учёный, Леверье не мог не задуматься над этим. И он нашёл объяснение. Астроном предположил, что эти отклонения являются следствием воздействия на Уран планеты, пока неизвестной учёным. Именно она, ещё более далёкая от Солнца планета, по мысли учёного, заставляет Уран «вести себя» не по звёздным законам.

По отклонениям в орбите астроном установил, где на небе надо искать виновника этого. Впоследствии учёные, используя расчёты Леверье, с помощью телескопов нашли Нептун (так назвали эту планету ) точно в указанном месте звёздного неба. Так планета, вначале открытая учёным « на кончике пера», затем уже была поймана путём наблюдения в телескоп. (143 слова)


( По Н. Шанскому.)

11.

Полотна Поленова хорошо известны, особенно картина «Московский дворик». В ней как будто выливается чувство радости художника от летнего утра, светлого, погожего, от красоты белокаменной архитектуры и куполов церквей, сияющих в лучах солнца, от ощущения простоты и безмятежности обыденной жизни, сливающейся с окружающим пейзажем.

В картине нашли отражение детские воспоминания художника. Нетрудно ощутить аромат непосредственности, по-детски наивного восприятия мира, его поэзии, загадочности. Оно передано во всём: и в сосредоточенной позе девочки на переднем плане, и в увлечённости детворы, играющей с котёнком, и в свисающих через забор ветвях деревьев, уходящих в глубь таинственного сада соседней усадьбы.

Проделав круг по центральной части полотна. Взгляд зрителя устремляется в глубь двора и за его пределы. Где розовеет небо от восходящего солнца. Здесь, на заднем плане картины, снова повторяется уже знакомый ритм: усадебный дом, сарай и церковь с колокольней. Это сходство заставляет предположить, что та же атмосфера покоя и умиротворённости царит в соседнем дворе. (148 слов)

( По Э. Патсон)
12.

В первые два дня пребывания Петьки на даче богатство и сила новых впечатлений, лившихся на него сверху и снизу, смяли его маленькую и робкую душонку. В противоположность дикарям минувших веков, терявшимся при переходе из пустыней в город, этот современный дикарь, выхваченный из каменных объятий городских громад, чувствовал себя слабым и беспомощным перед лицом природы. Всё здесь было для него живым, чувствующим и имеющим волю. Он боялся леса, покойно шумевшего над его головой, тёмного, задумчивого и такого страшного в своей бесконечности. Полянки, светлые, зелёные, весёлые, точно поющие всеми своими яркими цветами, он любил и хотел бы приласкать их, как сеттер, а тёмно-синее небо звало к себе и смеялось, как мать. Петька волновался, вздрагивал и бледнел, улыбаясь чему-то, и степенно, как старик, гулял по опушке. Здесь, на лесистом берегу пруда, он, утомлённый, задыхающийся, разваливался на густой сыроватой траве, утопая в ней… (140 слов)

( По Л. Андрееву)
13.

Глазами художника

Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором святого Павла и, конечно, решил его нарисовать.

Как известно, Лондон – город туманов. В тот день туман был таким густым, что сквозь него еле-еле просматривались очертания строений. Моне, естественно, всё так и изобразил.

Лондонцы, увидевшие на выставке картину. Были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели. Действительно, туман был розовым.

Дело в том, что Лондон – город старых кирпичных зданий. Красная кирпичная пыль висит в воздухе и. смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок. Художник увидел то, что другие не замечали. С тех пор Моне даже называют певцом лондонского тумана.

Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако не замечают их, оставаясь равнодушными к ним. Но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.(141 слово)

( По А. Воловик)


.

14.

Напуганный двумя дурными, по его мнению, предзнаменованиями, наш проводник отказался идти дальше. Мы пытались его уговорить. Это, по всей вероятности, нам удалось бы, но один из путников решил над ним подтрунить. Проводник рассердился, повернулся и быстро пошёл по тропе обратно. Задерживать его теперь было, конечно, бесполезно. Через несколько минут он скрылся в чаще леса. Обсудив положение, мы решили продолжать путь без проводника, но, к величайшей нашей досаде, совсем потеряли тропу и не могли её найти. Мы направились на шум прибоя. Но наши приключения не закончились. Мы попали в очень глубокие овраги с крутыми склонами. Один раз наш соратник чуть было не сорвался. К счастью, он вовремя ухватился за корни старой ели. Значит, необходимо держаться от берега на незначительном расстоянии, слышать и видеть морскую гладь. К несчастью, мы ещё попали в бурелом. Сделав значительный крюк назад, мы благополучно из него выбрались. Посовещавшись, мы решили идти прямо к морю и продолжать путь. (150 слов)

( По В. Арсеньеву)
15.

Количество звёзд, видимых на небе простым глазом, кажется неисчислимым. На самом деле их не так уж много. Одновременно в нашем поле зрения, как говорят учёные, бывает не более трёх тысяч звёзд, потому что мы видим половину небесного свода.

Звёзды – это те же солнца. Они кажутся нам блестящими точками, удалёнными от Земли на необозримые расстояния.

Ещё в древности люди заметили, что некоторые группы ярких звёзд образуют разные фигуры. Разделив всё небо на созвездия, астрономы составили звёздные карты. Все звёзды, даже самые маленькие, были причислены к тому или иному созвездию.

И расположение звёзд в созвездиях, и расстояние их друг от друга кажутся неизменными. Объясняется это тем, что астрономическая наука появилась сравнительно недавно. Звёзды в течение этого времени не успели ещё изменить своего видимого положения на небосводе. Движутся они с огромными скоростями в разных направлениях, однако они так далеки от нас, что мы не замечаем этого движения. По расчётам учёных, заметить его можно будет лишь через десятки тысяч лет.(156 слов)

( По М. Гумилевской)


16.

Незнакомая усадьба.

Однажды, возвращаясь домой, я нечаянно забрёл в какую-то незнакомую усадьбу. Солнце уже пряталось, и на цветущей ржи растянулись вечерние тени. Два ряда старых, тесно посаженных елей стояли, образуя красивую аллею. Я перелез через изгородь и пошёл по ней, скользя по еловым иглам. Было тихо и темно, и только на вершинах кое-где дрожал яркий золотой свет и переливался радугой в сетях паука. Я повернул на длинную липовую аллею. Здесь тоже запустение и старость. Прошлогодняя листва шелестела под ногами. Направо, в старом фруктовом саду, нехотя, слабым голосом пела иволга, должно быть, тоже старая. Но вот липы кончились. Я прошёл мимо дома с террасой, и передо мной неожиданно открылся чудесный вид: широкий пруд с купальней, деревня на том берегу, высокая узкая колокольня. На ней горел крест, отражая заходившее солнце. На миг на меня повеяло очарованием чего-то родного, очень знакомого.(138 слов)

( По А. Чехову)



ПРИЛОЖЕНИЕ


Порядок фонетического разбора

1. Указать, сколько в слове слогов и на какой из них падает ударение.

2. Дать характеристику гласных звуков (ударные или безударные)

и назвать, какими буквами они обозначены.

3. Дать характеристику согласных звуков (звонкие или сонорные,

или глухие, твёрдые или мягкие) и назвать, какими буквами они

обозначены.

4. Сказать, сколько в слове звуков и букв.


Порядок морфемного разбора

1. Определить часть речи.

2. Указать окончание и основу.

3. Выделить суффиксы и приставки (если они есть), а в сложных

словах и соединительные гласные.

4. Указать корень (или корни в сложных словах).


Порядок словообразовательного разбора.
1. Найти слово (или его основу), от которого образовано данное

(с учётом лексического значения).

2. Определить, с помощью какой приставки, суффикса и т. д.

образовано данное слово.

3. Назвать способ словообразования.

Порядок морфологического разбора

1.Самостоятельные части речи
Сначала надо назвать часть речи и привести начальную форму слова (если оно

изменяется – склоняется или спрягается). Затем указать:
у существительных – собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое, род, склонение; употреблено в форме… падежа, … числа;
у прилагательных – разряд по значению (если прилагательное стоит в одной

из форм степеней сравнения или в краткой форме, отменить это); употреблено

в форме … падежа (если эти формы имеются), … числа, …рода (в ед. ч.);
у числительных – простое или составное, количественное или порядковое

(если собирательное или дробное, отметить это); употреблено в форме … падежа,

числа и … рода (если они есть);


у местоимений – разряд по значению, лицо (для личных); употреблено в форме … падежа, …числа, … рода (если они есть);
у глаголов – вид, переходность, спряжение; употреблён в форме … наклонения,

числа, … времени (в изъявит. накл.), … лица или … рода;




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Информационный блок русский язык
819.68kb.
К рабочей программе дисциплины «Русский язык» Место дисциплины в структуре основной образовательной программы
803.4kb.
Русский язык. Откуда он родом?
920.15kb.
Лекция «Диктанты русский язык»
16.54kb.
Программа специального курса «Современный русский литературный язык»
378.31kb.
Русский язык как язык международного общения. Русский язык в современном мире
74.96kb.
Пояснительная записка. Русский язык 8 класс
338.65kb.
Рабочая программа «Русский язык» базовый уровень, 5 класс примерной программы «Русский язык»
565.51kb.
Русский язык. 5-11
624.43kb.
Балакиревой татьяны анатольевны
553.14kb.
Русский язык 5 класс
305.17kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» ориентирована на обучающихся 1- 4 классов и реализуется на основе следующих документов
1362.52kb.