Главная стр 1
скачать
Обобщение педагогического опыта учителя МОУ «Вечерняя сменная общеобразовательная школа № 1» .

Островской Л.Т.

Тема: Использование ИКТ на уроках истории и обществознания.

Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование ИКТ на уроках истории и обществознания.
Цель: создание условий и системы работы с использованием ИКТ для оптимального развития способностей учащихся.
Актуальность и перспективность. Использование ИКТ в образовании является одним из значимых направлений развития информационного общества. Учащиеся должны уметь самостоятельно находить информацию, анализировать, обобщать и передавать её другим, осваивать новые технологии. Большую роль в этом может и должно сыграть активное применение ИКТ в учебном процессе, поскольку, как показывает практика: - использование ИКТ способствует повышению качества знаний учащихся, уровню воспитанности, общему и специальному развитию детей; - использование ИКТ позволяет более оптимально расходовать силы и средства педагогов и учащихся для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития; - использование ИКТ позволяет добиваться стабильности результатов учебно-воспитательного процесса; - ИКТ позволяет организовать новые формы, методы обучения и воспитания. Перспективы использования информационных технологий на уроках очень разнообразны и безграничны. Существует масса технологий, которые, выполнив свою миссию, ушли в прошлое. ИК технологии к таким технологиям не относятся, т.к. за ними - будущее. Они будут видоизменяться: расширяться, углубляться, модернизироваться, но останутся в школах навсегда. В настоящее время расширение информационного пространства – основная тенденция общественного развития, которая соответствует социальному заказу. Поэтому нужна постоянная модернизация и поиск более эффективных методов работы в образовании. Использование ИКТ отвечает данным требованиям. Данный опыт рекомендуется использовать учителям истории и обществознания со средним уровнем владения ИКТ. Опыт можно использовать при объяснении, закреплении и обобщении учебного материала на уроках истории и обществознания в среднем и старшем звеньях. Кроме того, его можно использовать при работе в группах: со слабыми учащимися (для отработки элементарных знаний), с сильными учащимися (при подготовке к школьным олимпиадам). Данный опыт может использоваться и во внеклассной работе, при проведении классных часов.

Трудоёмкость опыта. Трудоёмкость данного опыта для меня, как для пользователя, заключается в следующем:

1. В классе может находится только один компьютер, что не даёт возможности максимально индивидуализировать процесс обучения.

2. Компьютер не подключен к сети Интернет, что затрудняет доступ к информации непосредственно на уроке, если возникает такая необходимость.

3. Не у всех учащихся есть дома компьютер, что может отрицательно влиять на самостоятельную работу обучающихся. Ответственные ученики в этом случае вынуждены обращаться за помощью к своим друзьям, что требует больше времени.

4. У учителя не всегда достаточно времени для качественной подготовки к уроку с применением ИКТ, особенно при большой нагрузке.

5. В отдельных моментах трудность составляет недостаточная компьютерная грамотность учителя.

6. На составление презентаций уходит много времени. Заимствовать презентации в полном объеме у своих коллег или в Интернете не всегда возможно, т.к. они не всегда полностью соответствуют целям и задачам моего урока, учебным возможностям класса. Презентацию предварительно необходимо просмотреть, убрать ненужное, что-то добавить, проверить, чтоб она работала на школьном компьютере. Все это требует дополнительных временных затрат.

Трудоемкость для учителей, которые будут использовать мой опыт, возможно, будет заключаться в следующем:

1. Учитель должен иметь компьютер дома.

2. Учитель должен владеть элементарной компьютерной грамотностью.

3. Компьютер учителя должен иметь выход в Интернет.

4. Учитель должен уметь находить необходимую информацию в Интернете.

5. Учитель должен уметь установить диск или программу на компьютер и быстро находить на нем нужную информацию, чтобы не затрачивать на это много времени.

6. Учитель должен уметь сам составлять презентации.

Когда учителя активнее начинают использовать информационные технологии в процессе обучения, они нередко забывают, что эффективным в этом случае является только деятельностный подход При подготовке к уроку с использованием ИКТ учитель должен обязательно ответить на вопрос: чем эффективнее будет использование этой технологии (демонстрация, видеоряд, программа и т. д.) в сравнении с традиционным, опробованным подходом, без ИКТ. Если использование ИКТ позволит сократить время на усвоение материала, научит ребенка самого делать выводы, даст возможность продемонстрировать то, что трудно описать словами, сделает процесс обучения интересным – это более эффективный подход, его следует использовать. Многие учителя, научившись создавать электронные презентации, начинают их применять достаточно часто. Наблюдается следующий факт: презентации, перегруженные наглядно-иллюстративным материалом, снижают эффективность его усвоения. Таким образом, мы видим, что наряду с многочисленными преимуществами использование информационных технологий в процессе обучения может иметь противоречия и своего рода недостатки, если не учитывать их особенности и требования к использованию. Однако не следует забывать и о значении для учащегося общения с учителем Учитель всегда должен помнить о том, что центром внимания на уроке является не сама презентация, как бы красиво она не была выполнена и показана, а формы и методы обучения предмету с использованием той самой презентации. Главным в работе педагога является результат - хорошие знания ученика, которые могут быть получены в том числе и путем правильного подбора форм и методов обучения. Также стоит помнить о том, что техника есть техника и, к сожалению, бывает так, что в самый ответственный момент компьютер «зависает», электричество отключают, мышка не работает и т.д. Поэтому в голове у учителя на такой случай всегда должен быть «план Б», «путь к отступлению» к обычным и привычным средствам обучения: доска, мел, и до боли знакомая и родная старенькая карта, которая, как лучший друг, никогда не подведёт.

Технология опыта


  1. В процессе обучения истории и обществознанию я использую цифровые образовательные ресурсы.

Данные программы содержат удобную полнотекстовую информацию.

1. Яркое, иллюстративное изложение изучаемого материала делает учебный процесс разнообразным, нескучным.

 2. Учебный материал излагается в доступной форме.

3. Анимированные схемы и презентации помогают лучше разобраться в большом объёме исторической информации, изучить отдельные аспекты истории в наглядной форме, что способствует и лучшему запоминанию.

4. Интерактивные карты иллюстрируют новый материал и позволяют зримо увидеть исторические и географические особенности стран.
 Кроме того, большую ценность представляет работа с персоналиями, документами, историческими источниками.

Этот материал не всегда есть в нужном объеме даже в библиотеке.

Работать с источником, извлекать из него информацию, анализировать необходимо при подготовке к ЕГЭ. Четыре задания блока «С» направлены именно на это. Причем, на уроке отпадает необходимость обеспечивать документом индивидуально каждого ученика, достаточно вывести его на экран. Уроки истории играют огромную роль в патриотическом воспитании учащихся. И здесь на помощь снова приходят ИКТ. Достаточно на уроке, посвященном окончанию Великой Отечественной войны, показать видеоролик о возвращении с фронта солдат, их встречу с родными, близкими под «Марш славянки», как больше не надо никаких слов: очень яркое, эмоциональное завершение урока. Я уверена, что такое запомнится надолго.

Так на уроке воспитывается любовь к родине, гордость за свой народ, формируется чувство национального самосознания, сопричастности ко всему, что происходило в твоей стране.


. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют заинтересовать, вовлечь в учебный процесс даже самого слабого ученика.

Очень полезно использовать на уроках в процессе объяснения и закрепления нового материала презентации. Презентация составляется в той форме, которая кажется учителю наиболее эффективной, есть возможность составить ее дифференцированно для каждого класса с учетом его особенностей. Их можно накапливать, постепенно дорабатывать и в итоге собрать банк по всем основным темам.

письменные источники, которые изучала сама, а потом излагала кратко учащимся. Сейчас эта задача решается намного проще и интереснее. В моём распоряжении есть видеотека научно-популярных, исследовательских фильмов по наиболее интересным событиям истории. Фильмы и ролики я нашла в Интернете, наиболее значимые и подходящие к урокам записала на диски, и теперь они очень мне помогают. Все фильмы объединены по темам:

1. Русь периода феодальной раздробленности.

2. Эпоха Ивана IV. мых загадочных наук. Разгадать ее загадки помогают первоисточники. Раньше для этой цели я использовала

3. Отечественная война 1812 года.

4. Эпоха Александра I.

5. Первая русская революция.

 6. Советско-финская война.

7. Великая Отечественная война и др.



Например, что мы знаем о советско-финской войне, про которую в учебниках написано ровно полстраницы? А ведь это была настоящая катастрофа для советской армии за всю историю Советского Союза. Как мы, великая на тот момент держава, не могли так долго справиться с маленькой, ДО этого не замеченной ни в каких военных конфликтах Финляндией? Почему мы потеряли тысячи солдат убитыми и обмороженными, 120 раз штурмовали линию Маннергейма, и всё безрезультатно? Короткий фильм, основанный на достоверных источниках, в необычайно интересной форме раскрывает всё это. Выясняется, что свою защитную линию от возможной агрессии Советского Союза финны строили с 1921 по подобию Великой Китайской стены, которую, как писали древние историки, взять штурмом практически невозможно. Единственный вариант - голодный мор. Наше руководство, очевидно, ничего этого не знало, иначе бы не планировало захватить Финляндию за две недели. Всё это тщательнейшим образом скрывалось. Сейчас сохранились остатки этой линии, и историки изучают, по какому принципу она построена. Я привела только один пример использования фильма на уроке. Результат очевиден: в итоговой проверочной работе по этой теме все ученики, как один, независимо от их способностей, чётко изложили причины, ход и последствия финской войны и ее значение для нашей страны. Одним из основных направлений в деятельности учителя является подготовка учащихся к итоговой аттестации. И здесь мне помогает компьютер. Жаль, что у меня в классе он только один, что не позволяет работать одновременно нескольким учащимся. Во время проверки домашнего задания в 9-11 классах один ученик всегда работает на компьютере с программой «Готовимся к ЕГЭ». Данная программа содержит весь материал, необходимый для подготовки к ЕГЭ. Гипертекстовые ссылки и инструменты поиска помогают лучше ориентироваться в материале. Специальные интерактивные тренажёры позволяют развить навыки подготовки к экзамену в тестовой форме. Программа комментирует действия ученика, выдаёт подсказки и ссылки на справочник в случае неверного ответа. В режиме зачёта учащиеся выполняют экзаменационные задания на время. Форма и содержание тестов, а также критерии оценивания соответствуют нормативным документам ЕГЭ. Журнал пользователя фиксирует результаты всех попыток по всем зачётам. В дневнике отображается текущее задание по курсу. Программа формирует его самостоятельно в зависимости от результатов предыдущего зачёта. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии помогают при проведении внеклассных мероприятий. Например, можно показать детям фильм на определённую тему и обсудить его, можно сделать презентацию к тематическому классному часу. При подготовке к различным праздникам тоже помогают компьютерные технологии и ресурсы Интернета. Большую помощь оказывает мне копировальная техника, которая позволяет распечатать задания, карточки, раздаточный материал. На данный момент я использую ИКТ в таком объеме и на таком уровне, который обеспечивают мне полученные знания, умения и навыки и имеющаяся в кабинете техника. Но я не собираюсь останавливаться на достигнутом, буду совершенствовать свою работу в этом направлении.

Результативность опыта

Использование ИКТ в процессе обучении позволило мне:



  1. Значительно повысить мотивацию учащихся к изучению моих предметов.

2.Уровень обученности и качество знаний
скачать


Смотрите также:
Использование икт на уроках истории и обществознания
83.88kb.
«Использование приемов технологии развития критического мышления как средство активизации познавательного интереса обучающихся на уроках истории и обществознания»
335.72kb.
Икт на уроках истории и обществознания
213.2kb.
Высшее, закончила в 1983 году игпи, высшая категория Тема по самообразованию: «Использование икт как средство познавательной активности учащихся на уроках истории и обществознания»
64.89kb.
Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания: ролевые и деловые игры
149.72kb.
История современной России на уроках обществознания
41.36kb.
Доклад на тему использование современных информационных технологий на уроках истории и обществознания учитель истории
47.09kb.
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
213.05kb.
Из опыта работы
292.55kb.
Статья «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
59.36kb.
Программа microsoft powerpoint в системе использования икт на уроках истории
84.83kb.
Использование икт на уроках физкультуры
120.15kb.