Главная стр 1
скачать
МОУ « Красногвардейская средняя

общеобразовательная школа № 1»

Красногвардейского района Оренбургской области

Тема: «Использование на уроках у первоклассников ИКТ с целью формирования познавательных УУД »

Автор опыта:

Кулишова Татьяна Николаевна

учитель начальных классов

МОУ КСОШ № 1

С Плешаново

2012 г

«Начальная школа должна

стать не «школой навыка»,

а первым опытом ребенка

в образовании –

местом пробы своих сил,

пространством раскрытия

личностного потенциала

и школой взросления».

За последние 10 лет произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности.

Использование компьютерных технологий – это не влияние моды, а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития образования. Достоинства использования ИКТ можно свести к двум группам: техническим и дидактическим. Техническими достоинствами являются быстрота, маневренность, оперативность, возможность просмотра и прослушивания фрагментов и другие мультимедийные функции. Дидактические достоинства интерактивных уроков – создание эффекта присутствия ("Я это видел!"), у учащихся появляется ощущение подлинности, реальности событий, интерес, желание узнать и увидеть больше.

Мне всегда было интересно заниматься чем-то новым и увлекательным, делать свои уроки насыщенными, продуктивными, современными. Ведь задача учителя состоит в том, чтобы заинтересовать детей своим предметом, привлечь внимание учеников, чтобы они захотели получать предложенные им знания и учились добывать их сами. Поиск эффективных методик привел меня к новым компьютерным технологиям, которые эффективно применяются при организации творческой познавательной деятельности учащихся в процессе изучения различных школьных дисциплин. Более пяти лет использую в своей работе информационные технологии, внедряю их в образовательный процесс, и мною накоплен определённый опыт по использованию ИКТ в учебном процессе. Сейчас я не мыслю проведение уроков без компьютера. Современные информационные технологии открывают моим учащимся доступ к нетрадиционным источникам информации, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения. Компьютер является моим помощником практически на всех уроках. Я создаю презентации к урокам в Microsoft Power Point, используя иллюстрации, частично сканированные мной, частично взятые в сети Интернет и анимационный материал, который позволяет удачно продемонстрировать суть изучаемого материала. Как учитель, я этим глубоко заинтересована, так как моя работа направлена на повышение успеваемости учеников и на повышение своего педагогического мастерства.. Часто при подготовке к урокам сама использую Интернет ресурсы и электронные энциклопедии и приучаю своих учеников находить нужную информацию в интернете и электронных энциклопедиях для уроков, классных часов и внеклассных мероприятий. Благодаря хорошему техническому оснащению нашей школы, почти все учителя имеют возможность проводить уроки с использованием компьютера и мультимедийного проектора. Уроки с использованием ИКТ стали привычными для детей из моего класса. Компьютер и мультимедийный проектор стали незаменимыми помощниками в проведении любого урока.

Использование ИКТ на различных уроках в начальной школе позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся. При использовании ИКТ стало легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению, появилась возможность рациональнее организовать весь учебный процесс. Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

Я изучила и проанализировала следующие публикации:

Виноградова Л.П. Использование информационных технологий в начальной школе. Материалы научно-практической конференции.- 2000 г.

Стадник М.В. Использование медиауроков для развития мышления младших школьников. – Библиотека сообщества учителей начальных классов. Образовательный портал «Сеть творческих учителей», 2006. (http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=5430&tmpl=lib )

Материалы сайта «Электронные интерактивные доски SMARTBoard – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/)

сайтов «Электронные интерактивные доски SMART Board – новые технологии в образовании» (http://www.smartboard.ru/),

Бурлакова А. А. Компьютер на уроках в начальных классах. //Начальная школа плюс Дои После. – 2007. - №7. – С. 32 – 34.

Гуненкова Е. В. Для чего на уроке компьютер? //Начальная школа плюс До и После. – 2007. - №7. – С. 37- -39.

Науменко О.В., Кузнецова И.В. Развитие познавательного интереса младших школьников в условиях компьютерной поддержки учебного процесса. //Начальная школа плюс До и После. –

Изучение и анализ перечисленного опыта, исходя из собственного опыта работы, помогли мне сделать вывод: при освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль, от того, насколько грамотно используется возможности современных информационных технологий в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребёнка в школе.

Внедрение ИКТ осуществляется по направлениям:

1. Создание презентаций к урокам;

2. Работа с ресурсами Интернет;

3. Использование готовых обучающих программ;

4. Работа с применением интерактивной доски.

ИКТ технологии могут быть использованы на любом этапе урока:

1. Для обозначения темы урока.

2. В начале урока с помощью вопросов по изучаемой теме, создавая проблемную ситуацию.

3. Как сопровождение объяснения учителя (презентации, формулы, схемы, рисунки, видеофрагменты и т.д.)

4. Для контроля учащихся.

Работая, над новым материалом преимущественно использую

а) схемы, для моделирования учебного материала.

Б) таблицы, что позволяет мне абстрагировать его содержание.

В) алгоритмы, что позволяет систематизировать учебный материал.

Г) Слайды также удобны для работы над понятийным аппаратом детей.

Д) Для закрепления, полученных знаний, я использую видеофильмы

.Ж) Для повышения познавательной эрудиции ребенка вывожу слайды под общей рубрикой: «А знаешь ли ты?»

З) Проведение опыта демонстрирую через слайд..

Необходимым компонентом каждого урока является физминутка. Они достаточно вариативны.

А) Приглашаю ребят мысленно подойти к горному водопаду, умыться холодной водой, почувствовать прохладу горного воздуха.

Б) Вообразить, что мы на поляне, где растут цветы.

Предлагаю вдохнуть удивительный аромат цветов.

В) Для двигательной активности предлагаю слайд с анимационными рисунками.

Ребята повторяют движения.

Рефлексию помогают осуществить такие слайды.

А) текстовые

Б) табличные

В) эмоциональные.

.Практическую деятельность, на мой взгляд, удобно осуществлять через:

А) самостоятельную работу.

Б) Тесты.

Плюсом этого вида деятельности является оперативность, обратная связь, прогнозирование следующего урока, с учетом пробелов сегодняшнего.



В учебном процессе мною используется работа на интерактивной доске Независимо от этапа обучения, применение интерактивной доски на уроках выводит процесс обучения на новый уровень. На уроке обучения грамоте помогают прекрасные фильмы о буквах и звуках. Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям учащихся в области фонетики. В связи с этим предлагаю игру, с помощью которой закрепляются сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Можно проводить с помощью печатных картинок, но также возможно с помощью презентации. Необходимо отметить, что большую роль в данной презентации играет не просто демонстрация изображения, а анимация, т.е. движение картинки, буквы, слова или текста. Так, руководя появлением и сменами изображений, я прошу ребят назвать букву первого звука слова ("солнце” - [с]), букву ударного гласного второго слова ("голубь” - [о]), букву согласного, дважды встречающегося в слове "крокодил” [к]. Все буквы появляются под картинкой только после ответа детей. Затем прошу ребят дать характеристику каждому звуку буквы и вместе с ответом детей каждая буква приобретает свой цвет. Теперь детям совсем легко найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. Вместе с тем "убегающая” буква позволяет детям убедиться в правильности своего ответа. Аналогично работа проводится и со следующим слайдом. Наверное, многие согласятся, что на уроках письма в первом классе огромное количество сил и времени уходит на то, чтобы проверить, все ли дети правильно нашли строчку для работы. Обычно в первое время приходится несколько раз за урок пробежаться по классу, проверяя, где пишут дети. Мне кажется, что мультимедийный проектор, проецирующий изображение страницы прописи на белую доску, способен помочь решить эту проблему. Это сэкономит время на уроке, повысит эффективность работы, поможет избежать "рассеивания” внимания первоклассников. При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.А на уроках математики ребята любят играть в «Математический конструктор», благодаря которому можно быстро проверить вычислительные навыки. Очень важно на уроках математики заниматься моделированием. Модели, позволяющие детям перейти от наглядно-образного мышления к абстрактному – это рисунки, схематические рисунки, простейшие схемы, таблицы. На уроках математики с помощью слайдов, созданных в программе Power Point, может осуществляться демонстрация примеров, задач , цепочек для устного счета, могут быть организованы математические разминки и самопроверка. Одна из главных задач образования - это развитие творческих способностей ребенка. В математике это достигается решением необычных задач. Для этого детям предлагаются задачи на сообразительность, задачи-шутки, числовые головоломки, лабиринты, ребусы. Я стараюсь использовать нестандартные и занимательные задачи на каждом уроке. Хорошо известно, что одной из серьёзнейших проблем, затрудняющих обучение в начальной школе и, особенно на входе в неё, является невозможность для большинства детей достаточно полно понимать и усваивать полученную на уроке информацию. Рисунок, схематический рисунок или схема являются тем средством, которое даёт ребёнку адекватную его мышлению опору для понимания, а значит, и эффективного присвоения нового знания или умения. Развитие у младших школьников умения «читать» информацию, переданную с помощью таких моделей, является базовым для развития у них информационных умений и прежде всего умения работать с информацией, данной в учебной книге: самостоятельно ориентироваться на развороте учебника, понимать и передавать сведения, на основе которых выполняется каждое отдельное задание, находить ответы на вопросы, делать выводы, сравнивать и группировать объекты изучения, устанавливать простейшие причинно-следственные связи между ними. Моделирование, группировку объектов изучения очень удобно осуществлять, используя возможности интерактивной доски. Также как и решение нестандартных задач (например, на перекладывание палочек, арифметические лабиринты, задачи на разрезание и составление фигур и др.)

В заключение об эффективности применения ИКТ в работе. Результаты диагностики, предоставленные школьным психологом: высокая мотивация, рост произвольной сферы, интеллектуальной сферы, речевой сферы.

Психолого-педагогические исследования в классе показали, что использование возможностей ИКТ в начальной школе способствует:

-повышению мотивации к учению,

-повышению эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности,

-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников,

-развитие наглядно-образного, информационного мышления,

-развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников,

-повышению активности и инициативности младших школьников на уроке,

-повышению уровня комфортности обучения.



Все это позволяет говорить о повышении качества работы учителя.

.
скачать


Смотрите также:
«Использование на уроках у первоклассников икт с целью формирования познавательных ууд»
84.3kb.
Статья «Использование икт на уроках русского языка и литературы»
59.36kb.
Использование предметной среды на уроках технологии. Значение и возможности предмета «Технология»
119.47kb.
Обществознание. Культура современного общества
114.45kb.
Доклад на кустовом заседании учителей математики
131.66kb.
Об итогах проведения стартовой диагностики в 1-х классах
212.88kb.
Использование икт на уроках физкультуры
120.15kb.
Приложение 1 Механизмы формирования ууд у обучающихся на ступени начального общего образования
907.46kb.
4. Программа формирования ууд
2873.59kb.
«Преимущества и недостатки использования икт на уроках физики»
124.97kb.
Формирование познавательных ууд на уроках в начальной школе
60.77kb.
Использование икт на уроках обж
97.39kb.