Главная стр 1
скачать
Источник www.proza.ru/2005/12/07-200

Исправленная йога

Владимир Тоганов

Исправленная йога


(тайна вековых ошибок)

Широко распространенная, как в Индии, так и в иных странах Раджа-Йога, была предана широкой огласке в конце 19-го и начале 20-го века последователями Рамакришны: Рамачаракой, Диванандой и пр., а также их учениками и представителями, возникших под их влиянием, "параллельных" ветвей. Афишировались и иные Йоги, как Бхакти-Йога, Карма-Йога, Джнана-Йога, но в конце концов выяснилось, что все эти экзотические ответвления сводимы к наиболее фундаментальному учению, каковым Раджа-Йога и является. Ранние источники, в том числе "Йога-сутра" Патанджали, а тем более тексты пуран, где и содержатся фрагменты оригинального учения, были переведены и обнародованы значительно позже, уже к середине и даже в конце 20-го века. В силу этого и того факта, что их переводили и публиковали люди, изучавшие учение по школе Рамакришны и близким ей, - первоисточники оказались отредактированными в духе вторичного выхолощенного изложения, каковым учение школы Рамакришны и является. Напомню тем, кто это знает, и разочарую тех, кому этот факт неизвестен, что Рамакришна был вовсе не гуру в прямом смысле этого слова, а религиозно-политический деятель, поставивший своей целью духовное возрождение нации, такой Ганди 19-го века. Никакими глубокими знаниями, а тем более сидхи (сверхспособностями), как являли и являют Саи Баба, Кальки или Раджниш, - он не обладал. Это был скорее католический подвижник в индийском варианте, чем индусский отшельник. И соответственно, его ученики, все как один, дети из богатых или очень богатых семей, получившие прекрасное британское образование. Они проделали огромную академическую работу по поиску, разбору и изложению в популярной форме древнего индийского учения. Но, не имея должного руководства, они внесли в систему грубые искажения, которые сводят на нет эффективность системы, какой она обладает в неискаженном виде. Сегодня Раджа-Йога, в варианте школы Рамакришны, это абсолютно непродуктивный набор принципов и упражнений, посредством которых невозможно достичь хоть какого-то ощутимого результата.

Можно встретить людей, посвятивших свою жизнь Йоге и добившихся феноменальных результатов в ее отдельных аспектах, но цельной гармоничной реализации, святости, если мне позволительно так выразиться, никто из них не достиг. Если бы такой высоко одаренный и упорный человек, как Андрей Сидерский, реализовывал себе в каком-то неискаженном учении, например в православии, то это был бы сегодня святой уровня Серафима Соровского. А что в реальности? Блестящий учитель экзотической гимнастики.

Неискаженное учение Раджа-Йоги можно обнаружить либо в пуранах, либо непосредственно в школах прямой преемственности. Доступ к последним затруднен, а при анализе текста пуран требуется хладнокровный и взвешенный анализ и сравнение. Следует помнить, что "Йога-Сутра" Патанджали уже содержит массу искажений и при несоответствии пуранам, предпочтение должно отдаваться последним.

В этой статье я расскажу о двух ошибках, которые, на мой взгляд, катастрофически исказили все учение. Я даже не удивлюсь, если выяснится, что кем-то когда-то они были внесены сознательно. Впрочем, мания преследования еще недостаточно изучена, и, возможно, это ее бациллы нашептали мне на ухо эту "страшную истину". Но тем не менее.

Искажение первое.

С практической точки зрения оно носит катастрофический характер, сводя на нет эффективность всех практик. Как такая ошибка остается незамеченной и дуплицируется из издания в издание, из школы в школу, - я не знаю. Это тайна человеческой глупости, божественная комедия. Каким образом? кто? зачем? первым сказал (или написал), что головная чакра находится в области лба, где-то в межбровье, - останется величайшей загадкой. Но там нет этой чакры! Она находится в центре головы. Если быть точнее, то в середине линии, соединяющей отверстия ушей, то есть анатомически - в продолговатом мозге. Но как ей и не быть там? Все остальные чакры находятся на канале Сушумна. Почему же эта, под номером 6, оказалась далеко в стороне от него?! Это какой-то бред. Простая логика, здравый смысл вопиют, что шестая чакра обязана быть между пятой (горловой) и седьмой (теменной), через которые и проходит верхняя часть канала Сушумна. Но она там и есть! Именно там, в центре головы и находится головная чакра. Вот такая это школа Рамакришны. Так обмануть наивное человечество - надо было постараться!

КОММЕНТАРИЙ Полтавцева И.

Автор статьи прав в том, что сведения о точном местоположении чакр еще не устоялись и нельзя с уверенностью говорить не то что о миллиметрах, но и о сантиметрах. Да и сам автор грешит в этом смысле. Так, по многочисленным свидетельствам, а также и по данным наших экспериментов, АДЖНА-центр расположен на пересечении линии, соединяющей верхние кончики ушей (а не центры ушных отверстий, как утверждает автор) с линией, идущей из межбровья или даже чуть выше. И продолговатый мозг здесь абсолютно не причем. В район же межбровья проецируется передняя проекция Аджны. И при развитии центра или, как говорят, при его открытии, йог чувствует тяжесть и некую скованность именно в этой области лба. Это реальность, через которую при интенсивных занятиях раджа-йогой проходят практически все. Поэтому немудрено, что возникли и успешно применялись техники работы с Аджной через ее переднюю проекцию. Ничего противоестественного здесь нет. Считаю, что автор напрасно сгущает краски и придает столь существенное значение различиям в понимании абсолютно непринципиальных вопросов йоги. А ведь существует еще и задняя проекция и, соответственно, применяются техники работы с Аджной через эту проекцию! И как тогда быть, если окажется, что Рамакришна не упоминал об этом? Объявить его еще более некомпетентным?

Думаю, что для тех существенных выводов, сделанных автором в своей статье, аргумент по Аджне слишком легковесен, он как бы искусственно притянут. Подобных «доказательств» на самом деле можно было бы привести огромное множество. Удивительно, что автор не воспользовался такой возможностью и ограничился лишь только Аджной.

Важно также отметить, что пока интуиция (внутреннее зрение) практикующего не достигнет уровня, обеспечивающего безошибочное движение внимания по маршруту чакр, серьезно работать с ними было бы преждевременно. А вот для продвинутых йогов отсутствие точных данных и разноголосица по вопросу топографии чакр не мешает с успехом медитативно (используя внутреннее зрение) работать как с отдельными чакрами, так и со всей системой.

Искажение второе

Оно носит системный характер. Сознательно, или по недоразумению, была искажена сама структура системы. И хотя верно названы восемь ступеней Раджа-Йоги, их порядок был радикально нарушен. Это нарушение искажает не только академический аспект учения (в каком порядке заучивать забавные санскритские слова), но, прежде всего, полностью уничтожает высоко эффективную методологическую последовательность ступеней Раджа-Йоги. Эта последовательность архи важна как при изучении упражнений, так и при их выполнении на стадии пост-ученичества.

Приведу истинный порядок ступеней:


1.Пранаяма


2.Пратьяхара
3.Асана
4.Яма
5.Нияма
6.Дхьяна(!)
7.Дхарана
8.Самадхи

Не буду вдаваться в детали, на предмете различия истиной лестницы и той ложной, которую вы найдете в любой бульварной книжке, можно прочесть не одну лекцию, - лишь укажу на предшествование Дхьяны - Дхаране и Пратьяхары - Асане. Кроме того, ложная лестница отбрасывает "в никуда" Яму и Нияму, что и ведет на практике к их полному игнорированию. Это что-то типа, как если бы христиане перестали изучать 10 заповедей. И что тогда останется от христианства?

И если в случае первого искажения я привел логические доводы, без ссылки на первоисточники, то в случае второго искажения логикой ничего не покажешь. А потому отсылаю вас к тексту "Курма-Пураны". Найдите там "Ишвара-Гиту", кстати, феноменальный текст (!). Так вот, в Ишвара-Гите черным по белому изложен истинный порядок ступеней. А теперь задайте себе вопрос: чему же учат в школах йоги, которые упорно копируют ошибки последователей Рамакришны? А учат там закостенелой схоластике, которая никому ничего, кроме платы за обучения, не дает, и дать не может.

Вот такая она, исправленная Раджа-Йога, и должна быть: головная чакра - в центре головы, а ступени все на своем месте и лестница ведет в Небо! Отправиться куда, я вас и приглашаю.

P.S. Кувала-янанда в "Йога-мимансе" (II, 263) очень резко замечает, что "йог" Рамачарака американский джентльмен и нет ничего общего между его писаниями и йогической традицией.

ак. Б.Л.Смирнов "Санкхья и Йога"


http://psylib.org.ua/books/smirb01/index.htm

© Copyright: Владимир Тоганов, 2005


Свидетельство о публикации №1512070200


Владимир Тоганов   10.03.2006 11:50   •   [Заявить о нарушении правил]

КОММЕНТАРИЙ Полтавцева И.

Указанные автором различия в трактовке этапности йоги могут быть легко объяснены разночтениями в понимании терминов. Так, например, абсолютно неизвестно, что понималось под терминами «пранаяма», «пратьяхара», одинаково ли они трактовались в указанных первоисточниках? Ведь, действительно, реальное овладение асаной предполагает успокоение ума, отвлечение от всего внешнего и глубокое погружение в сам процесс выполнения позы (вариант трактовки пратьяхары). А успокоение ума, в свою очередь, недостижимо без урежения дыхания (вариант трактовки пранаямы). И такой взгляд вполне справедлив. А с другой стороны, если под пранаямой понимать управление потоками энергии (праны), то этот этап должен следовать уже после асаны. Вывод один, само разделение йоги на этапы или разделы – это большая условность. И это прекрасно понимают все, кто достаточно глубоко соприкасался с практикой йоги. И если говорить о процессе обучения или освоения йоги (что автор статьи скорее всего и имеет в виду), то оба рассматриваемых варианта не могут претендовать на роль методического пособия. Цель структуризации йоги в первоисточниках была совсем другой – объяснить сам принцип, что же такое йога вообще.

Вместе с тем автор, сам того, возможно, не желая, подтвердил мнение, что йога является развивающейся областью знания, что это не закостенелая система, раз и навсегда сформулированная древними мудрецами. Хотя автор и сам попадает под соблазн фетишизировать древнее учение, признать его абсолютным и непогрешимым, и с этой точки зрения пытается доказать, где такой непогрешимости больше, а где якобы имеются ошибки.



На мой взгляд, древние рукописи – это история, а не руководство к действию. Для того, чтобы йога стала точной наукой нужно выполнить массу исследований, задокументировать множество разрозненных фактов и личных историй, создать стройную теорию эволюции духа и сознания. Но это дело будущего.

А пока йога – это большой и авантюрный эксперимент миллионов ничего не подозревающих граждан, уверенных, что занимаются точной наукой, авторитетно подтвержденной опытом пяти тысячелетий. (Хотя таким же экспериментом можно, впрочем, назвать и всю нашу жизнь). И в этой ситуации непростительной является позиция исследователей, которые вместо того, чтобы консолидировать усилия многих на изучении явления йоги современными научными методами, тянут в седую древность, абсолютизируя скупые строки известных на сегодня первоисточников.

Я не имею в виду только автора настоящей статьи. Статья Тоганова, это всего лишь комариный укус в тело йоги, что иногда бывает и полезным. Я имею ввиду фигуры покрупнее. Например, автора нескольких книг по тематике йоги, Виктора Бойко, который позиционирует себя как некий непогрешимый арбитр, знаток истинной йоги. Именно с позиций «классики» он пытается навешивать ярлыки на всех так называемых отступников, «осмелившихся» иметь свое понимание и видение йоги и пытающихся не отставать от динамично меняющегося мира. Если верить Бойко, то выходит, что и широко распространенная в мире система Айенгара не является йогой, и популярный среди отечественной молодежи подход Сидерского – Лаппы также далек от йоги. Ну, знаете, это просто смешно! Данные методики, конечно, не лишены недостатков, но они завоевали популярность в массах и принесли пользу огромному числу сторонников здорового образа жизни, помогли многим людям в их движении по пути самосовершенствования. Возможно, что эти авторские системы и не вполне согласуются со стратегическими целями истинной йоги, но зато они успешно решают многие тактические задачи, совпадающие с интересами миллионов энтузиастов физкультурной йоги. И подходить к этим системам нужно философски, как к части массового эксперимента.

Кавалерийские наскоки, типа рассмотренных, являются либо схоластическими блужданиями в дебрях индийского эпоса, либо намеренными провокациями. В любом случае здесь просматривается с одной стороны - стремление обратить на себя внимание и завоевать дешевый авторитет, а с другой - попытки философствовать на темы, одно прикосновение к которым предполагает высокую нравственную зрелость и социальную ответственность, чего, к сожалению, не всегда и не всем хватает. И здесь вполне можно согласиться с автором данной статьи в том, что истина в рассуждениях подобного рода доступна лишь действительно масштабным личностям, имеющим опыт прозрения и прошедшим все ступени йоги, таким как святые, полные или частичные аватары и им подобные.



Значит ли это, что для обычных смертных путь в исследователи йоги заказан? Нет, конечно! Йога, как никакая другая практика, нуждается в серьезном изучении. И пора уже переходить от отдельных точечных исследований и экспериментов к массовому сбору данных об эффективности различных методик и подходов. Трудность, правда, в том, что этим пока некому заняться. Хотя некоторые технические условия уже созрели (приборная составляющая, интернет и т.п.). Поэтому роль исследователей одиночек пока неоценима. Ведь известно, что критерием истины является практика. И настоящего внимания заслуживают лишь те выводы, которые выстраданы собственным опытом йоги, либо подтверждены экспериментом с достоверным документированием.

И, надеюсь, что уже скоро наступит время, когда понимание йоги в обществе достигнет уровня, при котором легковесные рассуждения и спекуляции, подобные рассмотренным, перестанут быть востребованы и вызывать хоть какой-то интерес.
скачать


Смотрите также:
Исправленная йога Владимир Тоганов
88.38kb.
Хатха- йога
13.38kb.
Йога система оздоравления или оккультная практика?
832.45kb.
Йога система оздоравления или оккультная практика?
832.45kb.
1. Крийя-йога. Введение Тема Хатха-йога. Джала нети Тема Асаны. Предмедитативные упражнения Тема Пранаяма. Дыхание Тема Искусство и наука расслабления
7807.57kb.
Задания Оценка в баллах
57.96kb.
Владимир Обручев Плутония Всемирная детская классика – Обручев Владимир
4204.85kb.
Я от Владимир-Владимирыча…
75.14kb.
Я от Владимир-Владимировича…
81.7kb.
И снова: календарь ! (Неожиданное, и тем особо приятное, продолжение горячей темы) Профессиональный математик с замечательным бинарным матричным кодом имени «Владимир
287.35kb.
Владимир Путин: Профессиональная армия нам не по карману
17.83kb.
Свами шивананда йога-терапия
3373.08kb.