Главная стр 1
скачать
История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы.

Опыт русского парламентаризма I-V Государственные Думы


1. История парламентаризма.

2. Государственная Дума в России.



  1. Первая Государственная Дума (1906 г.).

  2. Вторая Государственная Дума (1907 г.).

  3. Третья Государственная Дума (1907-1912 гг.).

  4. Четвертая Государственная Дума(1912-1917 гг.).

  5. Государственная Дума в новой России.

История парламентаризма.

1. Парламентаризм в его современном понимании возник в средние века в Европе
как противовес абсолютизму. Общество постепенно созрело до уровня, когда
необходимость установления диалога высшей власти и народа стало оформляться в
официальные институты на базе вновь создаваемых или уже существовавших
госструктур. Так, во Франции еще в XIII веке в королевской курии была выделена
палата, занимавшаяся судебными делами, которая и стала носить название «парламент»
(но тогда она не имела законодательных или представительных функций). Собственно
представительскими организациями, выражавшими интересы привилегированных
сословий, в Европе впервые стали испанские кортесы (XII век). В Англии, стране
классического парламентаризма, парламент ведет свое начало с XIII века. Во Франции
Генеральные штаты были созваны королем в XIV веке.
Государственная Дума в России

2. В отличие от многих европейских стран, где парламентские традиции


складывались веками, в России первое представительное учреждение парламентского
типа было созвано лишь в 1906 году. Оно получило название Государственная Дума.
Дважды ее разгоняло правительство, но она просуществовала около 12 лет, вплоть до
падения самодержавия, имея четыре созыва (первая, вторая, третья, четвертая
Государственные Думы).

Во всех четырех Думах преобладающее положение среди депутатов занимали представители поместного дворянства, торгово-промышленной буржуазии, городской интеллигенции и крестьянства. Они принесли в это учреждение свои представления о путях развития России и навыки общественных дискуссий. Особенно показательным было то, что в Думе интеллигенция использовала навыки, приобретенные в университетских аудиториях и судебных прениях, а крестьяне несли с собой в Думу многие демократические традиции общинного самоуправления. В целом работа Государственной Думы являлась в России начала XX века важным фактором политического развития, оказывающим воздействие на многие сферы общественной жизни.

Официально всесословное представительство в России было учреждено Манифестом об учреждении Государственной Думы и законом о создании Государственной Думы, изданными 6 августа 1905 года. Николай II под давлением либерального крыла правительства в лице, главным образом, его премьера С.Ю.Витте решил не накалять обстановку в России, дав понять подданным о намерении учесть общественную потребность в наличии представительного органа власти. Об этом прямо говорится в указанном Манифесте: "Ныне настало время, следуя благим начинаниям их, призвать выборных людей от всей земли Русской к постоянному и деятельному участию в составлении законов, включив для сего в состав высших государственных учреждений особое законосовещательное установление, коему предоставляется предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, и рассмотрение росписи государственных доходов и расходов".

Как видно из Манифеста, первоначально предполагался только законосовещательный характер нового органа.

Манифест 17 октября 1905 года "Об усовершенствовании государственного порядка" существенно расширил полномочия Думы. Царь вынужден был считаться с подъемом революционных настроений в обществе. При этом полновластие царя, т.е. самодержавный характер его власти, сохранялся. 23 апреля 1906 года Николай II утвердил свод Основных государственных законов, который Дума вообще могла изменить только по инициативе самого царя. В этих законах, в частности,

не оправдались. Содержанием сегодняшнего этапа развития страны стали политическая и экономическая стабилизация, обеспечение гарантий экономической независимости, политического суверенитета, базового уровня безопасности.

Но все это в условиях XXI века, в условиях жесткой международной конкуренции может быть только предпосылками для развития. Необходима стратегия развития страны, отвечающая нашим ресурсам и нашим традициям, позволяющая повысить нашу роль в мировом сообществе и разделяемая большинством граждан.

Парламентаризм — одно из старейших политических изобретений, но потенциал парламентской демократии по-прежнему высок. Мир сталкивается с новыми угрозами, накопилось немало и вековых застарелых конфликтов. Думаю, что в поиске ответов на вызовы современности парламентаризм способен сыграть очень важную роль.

В этой связи следует особо остановиться на некоторых задачах современного этапа развития парламентаризма, который характеризуется развитием, но не изменением конституционных положений. Уже сейчас, если не считать включения в Основной закон новых наименований отдельных субъектов Федерации, действующая Конституция остается неизменной дольше, чем любая из конституций Советского Союза.

В настоящий момент, впервые за свою историю, Российское государство последовательно проводит курс на формирование устойчивой многопартийной системы. На укрепление политических партий направлено введение пропорциональной системы выборов в Государственную Думу и смешанной системы выборов в региональные законодательные органы, предоставление членам Правительства права состоять в партиях. Именно партии могут стать движущей силой реформ в условиях, когда бюрократический аппарат во многом сохраняет свою традиционную силу.

Обращая внимание на этапы развития демократических институтов в России, мы осознаем уникальность этого развития. Сам выбор названия "Государственная Дума" для органа народного представительства, по сути, указывал на наличие собственной традиции — хотя, безусловно, верховная власть империи вкладывала в понятие преемственности иной смысл, чем многие общественные силы.

Столетие учреждения Государственной Думы напоминает нам: каждая страна идет к демократии своим, особым путем. Всегда — не простым и тернистым. Чужой опыт демократического развития невозможно повторить, но тем ценнее собственный опыт. Значение национальных корней парламентаризма для национального самосознания символизирует уже то, что и в наши дни во многих странах стремятся по возможности избежать буквального перевода наименования своего парламента на другие языки.

Предусматривался целый ряд ограничений деятельности будущего российского парламента. Главным из них было то, что законы подлежали утверждению царем. Вся исполнительная власть в стране также подчинялась только ему. Именно от него, а не от Думы зависело правительство.

Царь назначал министров, единолично руководил внешней политикой страны, ему подчинялись вооруженные силы, он объявлял войну, заключал мир, мог вводить в любой местности военное или чрезвычайное положение. Более того, в свод Основных государственных законов был внесен специальный параграф 87, который разрешал царю в перерывах между сессиями Думы издавать новые законы только от своего . имени. В дальнейшем Николай II использовал этот параграф для того, чтобы проводить законы, которые Дума наверняка не приняла бы.


Первая Государственная Дума (1906 г.).

3. Первая Дума просуществовала с апреля по июль 1906 года. Состоялась всего
одна сессия. В Думу входили представители разных политических партий. В общей
сложности было избранно 478 депутатов. Ее самой многочисленной фракцией были
кадеты - 176 депутатов. Октябристы насчитывали 16 депутатов, социал-демократы
(меньшевики) - 18. От так называемых нацменьшинств было 63 представителя,
беспартийных - 105. Внушительную фракцию составляли представители аграрной
трудовой партии России, или, как они тогда назывались, "трудовики". Фракция
насчитывала в своих рядах 97 депутатов, и эту квоту практически сохранила все
созывы. Председателем первой Думы был избран кадет С.А.Муромцев, профессор
Петербургского университета.

С самого начала своей деятельности Дума продемонстрировала, что она не намерена мириться с произволом и авторитаризмом царской власти. Это проявилось с первых дней работы российского парламента. В ответ на тронную речь царя 5 мая 1906 года Дума приняла адрес, в котором потребовала амнистии политических заключенных, реального осуществления политических свобод, всеобщего равенства, наделить крестьян землей и т.д.

Через восемь дней председатель Совета министров И.Л. Горемыкин отмел все требования Думы, которая в свою очередь провела резолюцию о полном недоверии правительству и потребовала его отставки. Вообще за 72 дня своей работы первая Дума приняла 391 запрос о незаконных действиях правительства. В конце концов, 9 июля 1906 года она была распущена царем, войдя в историю как "Дума народного гнева".

Вторая Государственная Дума (1907 г.).

4. Вторая Дума просуществовала с февраля по июнь 1907 года. Ее председателем
был Головин Ф. А.. Также состоялась одна сессия. В общей сложности было избранно
518 депутатов: кадетов - 98, трудовиков - 104, социал-демократов - 68, эсеров - 37,
беспартийных - 50, октябристов - 44. Остальные голоса получили националисты,
представители регионально-национальных партий, казаки и некоторые мелкие
политические объединения.

Характерно, что большинство заседаний первой Думы и второй Думы было посвящено процедурным проблемам. Это стало формой борьбы с правительством в ходе обсуждения тех или иных законопроектов, которые, по мнению правительства, Дума не имела права ставить и обсуждать. Правительство, подчиненное только царю, не желало считаться с Думой, а Дума, рассматривавшая себя в качестве народной избранницы, не хотела подчиняться такому положению вещей и стремилась тем или иным способом добиться своих целей. В конечном счете, подобные конфликты стали одной из причин того, что 3 июня 1907 года вторая Дума была распущена.

Третья Государственная Дума (1907-1912 гг.).

5. Третья Дума, единственная из четырех, проработала весь положенный по


закону о выборах в Думу пятилетний срок - с ноября 1907 года по июнь 1912 года.
Состоялось пять сессий. Численность депутатского корпуса была законодательно сокращена. Из 442 мест 146 получили правые, 155 - октябристы и близкие им группы, 108 - кадеты и сочувствующие, 13 - трудовики и 20 - социал-демократы. Эта Дума была значительно реакционнее двух предыдущих. Об этом свидетельствовал ее партийный расклад. Председателем Думы избрали октябриста Н.А. Хомякова, которого в марте 1910 года сменил крупный купец и промышленник А.И. Гучков, человек отчаянной храбрости, воевавший в англо-бурской войне, где прославился бесшабашностью и геройством.

Несмотря на свое долгожительство, третья Дума с первых же месяцев образования не выходила из кризисов. Острые конфликты возникали по разным поводам: по вопросам реформирования армии, по извечно не решенному в России крестьянскому вопросу, по вопросу об отношении к национальным окраинам, а также из-за личных амбиций, раздиравших депутатский корпус и в те времена. Но и в этих крайне трудных условиях оппозиционно настроенные депутаты находили способы высказывать свое мнение. С этой целью депутаты широко использовали систему запросов. На всякое чрезвычайное происшествие депутаты, собрав определенное количество подписей, могли подать интерпелляцию, то есть требование к правительству отчитаться в своих действиях, на что должен был дать ответ тот или иной министр.

Четвертая Государственная Дума(1912-1917 гг.).

6. Четвертая, последняя в истории самодержавной России, Дума возникла в предкризисный для страны и всего мира период - канун мировой войны. С ноября 1912 по октябрь 1917 года состоялось пять сессий. По составу четвертая Дума мало отличалась от третьей, разве что в рядах депутатов значительно прибавилось священнослужителей.

Председателем четвертой Думы весь период ее работы был крупный Екатеринославский землевладелец, человек, обладавший масштабным государственным умом, октябрист М.В.Родзянко.

Обстановка не позволила четвертой Думе сосредоточиться на крупномасштабной работе. Ее постоянно лихорадило. К тому же с началом в августе 1914 года мировой войны, после крупных провалов русской армии на фронте Дума вступила в острейший конфликт с исполнительной властью.

3 сентября 1915 года после принятия Думой выделенных правительством кредитов на войну ее распустили на каникулы. Вновь Дума собралась только в феврале

1916 года.

Но проработала Дума недолго. 16 декабря 1916 года была вновь распущена. Возобновила деятельность 14 февраля 1917 года в канун февральского отречения Николая II. 25 февраля опять распущена. Больше официально не собиралась. Но формально и фактически существовала.

Дума сыграла ведущую роль в учреждении Временного правительства. При нем она работала под видом "частных совещаний". Большевики не раз требовали ее разгона, но тщетно. 6 октября 1917 года Временное правительство постановило Думу распустить в связи с подготовкой к выборам в Учредительное собрание. 18 декабря



1917 года одним из декретов ленинского Совнаркома была упразднена и канцелярия
самой Государственной Думы.
Государственная Дума в новой России.

  1. За сто лет, прошедших с момента созыва Первой Государственной Думы, Россия изменилась. Впрочем, многие из поставленных тогда задач актуальны для нас сегодня и для парламентариев, и для всего российского общества.

Так же, как в начале XX века, Россия находится в точке выбора. Надежды на бесконфликтный мир, где за нашей страной было бы зарезервировано достойное место.
скачать


Смотрите также:
История, опыт и уроки деятельности Государственной Думы. Опыт русского парламентаризма I-V государственные Думы
88.76kb.
K 100-летию Российского парламентаризма.
110.88kb.
Из истории Государственной Думы
179.77kb.
Стенограмм а заседания Комитета Государственной Думы по культуре Здание Государственной Думы. Зал 842
541.2kb.
Тема: Развитие парламентаризма в России
65.17kb.
Урок тема: столетие государственной думы. Цель урока : Познакомить учащихся с историей развития
87.06kb.
Задачи научного сообщества в постановке целей человечества и обеспечении национальной
878.98kb.
Материалы для подготовки учащихся к егэ по истории России XX в. Раздел I. Россия в
170.1kb.
Сведени я о выдвинутых и зарегистрированных кандидатах по выборам депутатов Думы города Ангарска
722.84kb.
План деятельности Рабочей Группы по совершенствованию законодательства по погребению и похоронному делу при Комитете Государственной Думы РФ по делам ветеранов на 2010г
70.89kb.
Вносится депутатами Государственной Думы
1944.07kb.
Обзорно-аналитическая справка об итогах выборов депутатов Государственной Думы
294.79kb.