Главная стр 1стр 2 ... стр 7стр 8


История России с древнейших времен до начала XXI века

Виртуальное пособие для подготовки к ЕГЭ по истории

Автор: Мишин В.М.


СОДЕРЖАНИЕ

Часть I. Российское государство в VII-XIX веках
Раздел 1. Русь в VII-XI веках
Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси
Раздел 3. Русь в XIII веке
Раздел 4. Образование Российского централизованного государства
Раздел 5. Россия при Иване IV
Раздел 6. Россия в XVII веке
Раздел 7. Россия при Петре I
Раздел 8. Россия в эпоху дворцовых переворотов
Раздел 9. Эпоха просвещенного абсолютизма Екатерины II
Раздел 10. Культура XVIII века
Раздел 11. Россия в I половине XIX века
Раздел 12. Россия во II половине XIX века

Часть II. История России XX век
Раздел 13. Российская империя в 1901-1917 годах
Раздел 14. Россия в 1917-1921 годах
Раздел 15. Советское государство в 1920-е годы
Раздел 16. СССР в 1930-е годы
Раздел 17. Великая Отечественная война
Раздел 18. СССР в 1945 –1953 годах
Раздел 19. «Оттепель» (1953-1964)
Раздел 20. «Застой» (1964-1984)
Раздел 21. Перестройка в СССР (1985-1991)
Раздел 22. Российская Федерация в 1991-2009.

Список рекомендованной литературы для подготовки к ЕГЭ

Одним из основных элементов масштабной реформы образования, проводимой в России с конца 1990-х годов, стало принципиальное изменение формы выпускных экзаменов в средних общеобразовательных учебных заведениях и вступительных испытаний при приеме в ВУЗы. И те, и другие проводятся теперь по всем предметам, в том числе и по Истории России, в форме Единого государственного экзамена. При всех очевидных плюсах этой формы проверки знаний учащихся, в процессе ее введения выявились существенные недостатки.

Во-первых, система школьного образования вообще, и исторического, в частности, не рассчитана на подготовку учащихся к выполнению тестовых заданий ЕГЭ. Отсутствуют специальные программы, не проведена переподготовка педагогических кадров, не разработаны соответствующие методики обучения. В итоге, учащиеся вынуждены готовиться к ЕГЭ самостоятельно, в свободное от школьных занятий время.

Во-вторых, существующие учебные пособия по истории не позволяют полноценно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Будучи ориентированными на преимущественно устные формы работы учащихся на уроках истории, они не учитывают ни специфику содержания тестового материала, ни особенности структуры его построения.

В-третьих, В каждом из предлагаемых пособий делается акцент лишь на отдельные аспекты истории России, и это затрудняет использование какого-либо одного пособия в процессе подготовки.

При составлении этого виртуального пособия автор стремился хотя бы частично способствовать преодолению обозначенных проблем и помочь выпускникам легко и быстро подготовиться к прохождению теста ЕГЭ по Истории России.

В данном виртуальном пособии предпринята попытка охватить самый широкий круг вопросов истории России, сделать пособие максимально полным и систематизированным, для того чтобы оно могло выполнять роль основного учебника при самостоятельной подготовке учащихся к ЕГЭ.

Содержание пособия адаптировано к особенностям формы и содержания типовых тестовых заданий ЕГЭ.

Объем содержания виртуального пособия был предельно сокращен, чтобы дать выпускнику возможность под готовиться к сдаче ЕГЭ в короткий срок.

При составлении учебника были учтены новейшие тенденции, существующие в отечественной исторической науке, и это позволяет использовать его в качестве дополнительного пособия при подготовке к экзаменам, проводимым в традиционной, устной или письменной эформе.

Материал пособия разделен на двадцать два тематических раздела, охватывающих всю историю России с древнейших времен до начала XXI века.

При составлении данного пособия автор опирался на собственный опыт подготовки учащихся к различным видам тестирований по истории. Материалы учебника прошли апробацию в процессе подготовки учащихся к ЕГЭ.

В помощь учащимся в пособии приведен список рекомендуемой дополнительной учебной литературы.

В основу предлагаемых на сайте материалов положено издание Мишин В.М. "История России с древнейших времен до начала XXI века" (Тула, "Инфра", 2006).

ISBN 5-93869-089-7

Ссылки на автора материалов обязательны!

Незаконное использование материалов не допускается!



Удачи на экзамене!
Раздел 1. Русь в VII-XI веках

Восточные славяне в древности

Славянские племена издавна обитали в Центральной Европе. Их движение на восток происходило в V - VI вв. н.э. в рамках Великого переселения народов. Постепенно они проникали в лесные массивы Восточно-европейской равнины, причем, видимо, сразу двумя потоками – с юга, через Карпаты и Северное Причерноморье, и, с севера, через Прибалтику.

Основу экономической жизни славян составляло земледелие. Те немногие племена, которые населяли плодородные лесостепные районы, практиковали залежную (перелог) систему земледелия: на определенном участке выжигали траву, удобряли почву золой, после чего использовали землю до полного ее истощения. В лесных же районах славяне прибегали к подсечной (подсечно-огневой) системе, при которой приходилось вырубать и сжигать значительные участки леса. Заметную роль среди занятий славян играли пушная охота, рыболовство, бортничество (сбор меда диких пчел). Активно участвовали славяне в работорговле. В качестве «товара» выступали обычно военнопленные.

В условиях трудоемкости и низкой производительности подобных работ важнейшую роль играла крестьянская община (вервь). Земля находилась в коллективном владении всей общины и делилась на участки, которые передавались в пользование отдельных семей.

Все вопросы управления обществом были сосредоточены в руках веча (народного собрания), председательствовали на котором в мирное время – старейшина, в военное – военный вождь.

В VII в. расселение славян по территории Восточно-европейской равнины в основном завершилось. Освоение славянами этой обширной территории происходило путем инфильтрации – без кровавых столкновений с населявшими ее балтскими (современные латыши и литовцы) и угро-финскими (сумь, пермь, карелы, чудь, меря и т.д.) племенами, при этом в ходе постоянных контактов значительная часть местного населения ославянилась. Иначе складывались взаимоотношения славян с их южными соседями – скотоводческими народами, кочевавшими в степях.

Первыми, в начале VI в., в Восточной Европе появились тюркские племена аваров, разгромившие в Северном Причерноморье союз антов – земледельческие славянские племена. В самом начале VII в. авары (славяне называли их обрами) вступили в войну с Византийской империей и были полностью разгромлены. Это спасло славян от их дальнейших набегов и произошло так неожиданно, что у наших предков появилась поговорка «погибоша аки обры».

Уже к моменту гибели аваров, на территории Северного Причерноморья, Северного Кавказа и прикаспийских степей появились новые кочевники, так же тюрки – хазары. Они создали здесь сильное государство Хазарский каганат со столицей в городе Итиль (позднее – Саркел). Большинство хазар оставались язычниками, однако знать приняла иудаизм, ставший государственной религией. Хазары регулярно совершают набеги на земли славянских племен, многие из которых (поляне и вятичи, например) вынуждены платить им дань.

Другим грозным соседом славян стала во второй половине VII в. Волжская Булгария (или Волжская Болгария). Находилась она в среднем течении Волги и на нижней Каме. Большинство населения – тюрки. Столица государства – Булгар (на месте современной Казани). Государственная религия – ислам. Булгары создали сложную и уникальную цивилизацию, просуществовавшую до XIII в. и уничтоженную монголами.

На севере Восточной Европы соседями славян стали коренные народы, а с северо-запада – викинги (варяги) – в основном выходцы из Швеции. Последние подвергали своим нападениям прибрежные поселения. Особенно страдал от варягов Новгород (первое упоминание о нем – 853 г.), жители которого платили им дань. Однако отношения с викингами носили неоднозначный характер, поскольку они были не столько врагами славян, сколько выгодными торговыми партнерами.

Из отдельных общин складывались племена, которые в VII – VIII вв. объединялись для совместного освоения территории и защиты ее от внешних врагов в союзы племен. Обширные земли на севере, вокруг озера Ильмень, находились во владении союза словен илъменских (Новгород). В верховьях Днепра располагались союзыдреговичей (между Припятью и Западной Двиной), полочан (Полоцк), древлян (Искоростень), радимичей (бассейн реки Сож) и северян; на землях в среднем течении Днепра, где леса постепенно сменялись лесостепью, жилиполяне (Киев, основан примерно в VI в. полулегендарным князем Кием). Плодородные земли по Днестру были заняты белыми хорватами и волынянамимиуличами и тиверцами. В междуречье Верхней Волги и Оки, жили немногочисленные племена кривичей (Смоленск) и вятичей (современные Московская и Тульская области).

Объединение сил отдельных племен привело к росту военной мощи славян. Они переходят от оборонительной тактики по отношению к соседям, к наступательной и это приводит к изменениям в жизни общества. Постоянные войны способствовали росту влияния военных вождей (князей) и их дружин. Так создание племенных союзов создает предпосылки для возникновения государственности у восточных славян, которое имело место в начале IX в. сразу в двух центрах – в Киеве и Новгороде.



Киевская Русь

«Повесть временных лет» (автор – Нестор1113г.) содержит рассказ о том, как словене ильменские в 862 г.призвали варягов для наведения порядка на своей земле. Три брата, варяжские князья Рюрик, Синеус и Трувор, откликнулись на этот призыв, и пришли в новгородские земли вместе со своим племенем – Русью, давшим название всей Восточной Европе. От старшего, Рюрика, севшего в Новгороде, пошел княжеский род, постепенно объединивший все русские земли под своим управлением и создавший государство с центром в Киеве. Династия Рюриковичей правила на Руси до 1598 г.

На этих летописных сведениях основывалась норманнская теория. Ее авторами были немецкие историки XVIII в. Байер, Шлёцер и Миллер. Они утверждали, что государственные начала были привнесены примитивным славянским племенам извне норманнами (викингами), и носили для них чисто искусственный характер. Норманнской теории придерживались многие историки XVIII-XIX вв., хотя и тогда у нее было немало противников. Первым антинорманистом стал М. В. Ломоносов. Большинство современных ученых не отрицают того, что норманны сыграли определенную роль в становлении русского государства, однако они указывают на то, что государственность является продуктом закономерного исторического развития и не может быть, в связи с этим, предметом импорта или экспорта. Рюрик со своей сильной дружиной (существование Синеуса и Трувора отрицается современной наукой), очевидно, лишь завершил этот длительный и сложный процесс.



Первые Киевские князья

В 879 г. Рюрика на новгородском престоле сменил его «родич» Олег (Вещий).

В 882г. Олег совершил поход на Киев и убил правящих там князей Дира и Аскольда, скорее всего – потомков Кия, а затем, провозгласил себя правителем единого киевско-новгородского государства. Позднее, в XIX веке, оно получит название Киевская Русь.

Олег совершает походы на Константинополь (Царьград), берет его штурмом (907 г), и заключает выгодный для Руси торговый договор (911 г., разрешил киевским купцам создание факторий в Константинополе). Этот документ считается древнейшим памятником славянской письменности на Руси.

В 912 г. Олег передал киевский престол сыну Рюрика Игорю Старому. Новый князь организовал несколько походов в Византию (941-944 гг.), а также предпринял первую попытку создания системы государственного устройства Древнерусского государства.

Будучи крайне примитивным по своей структуре государством Киевская Русь представляла собой конгломерат покоренных племен, в основном славянских. Власть князя осуществлялась в двух формах:



  1. Систематические военные походы к окраинам Руси с целью повторного завоевания этих районов.

  2. Ежегодно совершаемое полюдье, т.е. обход всех славянских племен с целью сбора дани.

Желая сделать государство более управляемым, Игорь выделяет из него шесть уделов, которые раздает своим боярам в кормление, т.е. не в собственность, а с правом сбора дани. Так на Руси появляются первые элементы государственного устройства.

В 945 г. Игорь был убит древлянами при попытке повторно совершить сбор дани. Летопись сохранила слова древлян: «Коли повадится волк в стадо овец таскать, так всех и перетаскает, покуда не убьют его».

Новым Великим князем стал четырехлетний Святослав Игоревич при регентстве своей матери княгини Ольги. Жестоко отомстив за гибель мужа древлянам (убиты древлянские послы, сожжен Искоростень), Ольга провела реформу сбора дани (по сути – налоговую реформу). Полюдье сменил повоз - теперь местные князья должны сами привозить дань на условленные места - погосты. Ольга установила фиксированный размер дани - урок.

Примерно в 957 году Ольга посетила Константинополь и приняла крещение под именем Елена.

С 964 г. Святослав правил самостоятельно. Он не проявлял интереса к внутренним проблемам Руси и вошел в историю как великий восточнославянский полководец («Александр Македонский Восточной Европы»). В Западной Европе князь считался одним из образцов рыцарства, поскольку всегда предупреждал врагов о начале похода против них: «Иду на вы!». В 964 – 965 и 966 – 967 гг. им проведены успешные походы в Булгарию и Хазарский каганат, который полностью уничтожен. С 968 по 971 гг. Святослав ведет войны в Болгарии (на Балканском полуострове), сначала – против болгар, а затем – против Византии. Потерпев поражение под Доростолом (971 г.), в 972г. Святослав возвращается в Киев, но по дороге погибает в печенежской засаде.

С 972 по 980 гг. происходит Первая усобица на Руси – борьба за власть сыновей Святослава – Ярополка, Олега и Владимира.



Правление Владимира Святославича

В 980 г. Великим киевским князем стал Владимир Святославич, проведший целый ряд преобразований:



  1. Варяжская наемная дружина была заменена им славянской (первым это, видимо, сделал его брат Олег).

  2. Вдоль юго-восточной границы Руси создана система оборонительных укреплений для защиты от набегов кочевников, прежде всего, печенегов (т.н. «Богатырские заставы»).

  3. С целью сплочения государства Владимир провел религиозную реформу. Была предпринята попытка создания единого для всех племен пантеона языческих богов во главе с Перуном. Сам Владимир присвоил себе имя бога солнца – Хорса (отсюда его прозвище «Красно Солнышко»). Возрождены человеческие жертвоприношения. Проводятся погромы дворов главных конкурентов новой веры – христиан. Однако славянские племена отказались принять новый пантеон, составленный на базе полянского и северогерманского пантеонов.

  4. В 988 (990) г., убедившись в провале предыдущей реформы, а так же стремясь к сближению с передовыми странами Европы, Владимир Святославич вводит христианство на Руси. Крещение Владимира и его дружины произошло в византийской крепости Корсунь (Севастополь), которую киевский князь взял штурмом. При крещении Владимир получил имя Василий.

Значение крещения Руси:

  • Наблюдается общая гуманизация социально-политической системы Руси.

  • Благодаря христианизации культура Руси попала под сильное византийское влияние, значительно ее обогатившее (каменное строительство, церковная архитектура, иконопись и т.д.).

  • Христианизация способствовала массовому распространению грамотности. Первые школы на Руси были основаны по приказу Владимира для детей знати («нарочитой чади») и готовили священников.

  • Русь получает возможность на правах равноправного члена войти в клуб европейских государств.

  • Христианство способствовало сплочению народов Руси, хотя и не настолько как ожидалось.

  • В результате крещения Руси намечается тенденция к сакрализации государственной власти (к признанию ее священного характера).

  • Благодаря крещению происходит некоторое упорядочивание общественной жизни.

Владимир так же организует успешные военные походы против печенегов, которым нанесены решающие поражения, и отдельных народов Руси (прежде всего, против вятичей).

Русь при Ярославе Мудром

В 1015 г. Владимир Святославич умирает и начинается Вторая усобица на Руси – борьба за киевский престол приемного сына Владимира Святополка Окаянного (сына Ярополка) и новгородского князя Ярослава Владимировича (Мудрого). Стремясь избавится от конкурентов, Святополк убил братьев Ярослава – Бориса и Глеба – позднее ставших первыми русскими святыми.

В 1019 г., одержав победу, Ярослав Мудрый становится Великим киевским князем. Ярослав окончательно покончил с набегами печенегов, но потерпел серьезные поражения от Византии, поэтому не вошел в историю как великий полководец. Славу великого князя ему принесли мирные преобразования.


  1. В 1016 г. Ярослав создает первый письменный свод законов на Руси - Правду Ярослава – первую часть Русской Правды. Главная тема документа – кровная месть, на которую вводятся ограничения. Первоначально действие Правды Ярослава распространялось только на Новгородскую землю.

  2. Ведется активное каменное строительство. Первая каменная церковь – церковь Пресвятой Богородицы (Десятинная) была построена еще Владимиром в 996 г. Теперь построены Спасский собор в Чернигове (1036 г.), Софийские соборы в Киеве (1037 г., по образцу Константинопольской Софии) и Новгороде (1045 - 1050 г.)

  3. При церквях открываются общедоступные светские школы, в том числе и для девочек. Грамотность становится всеобщей, об этом свидетельствуют многочисленные берестяные грамоты бытового содержания, клейма на ремесленных изделиях и пометки на бревнах срубов.

  4. Возрастает международный авторитет Руси. Этому способствуют многочисленные династические браки детей Ярослава с европейскими королями и принцессами (Анна Ярославна стала королевой Франции).

  5. При Ярославе возникают первые монастыри, самый знаменитый – Киево-Печерская лавра Его основателями были Антоний и Илларион (будущий митрополит).

  6. Ярославу Владимировичу удалось вывести русскую церковь из-под контроля Константинопольского патриарха, добившись права самостоятельно назначать митрополита из числа русского духовенства. Первым русским митрополитом становится около 1051 г. Илларион. Он же известен и как автор первого философского трактата на Руси – «Слова о законе и благодати». Главная тема произведения – обоснование духовного превосходства православия над католицизмом и права Руси на достойное место среди Европейских государств, обусловленное ее христианизацией.

  7. Ярослав Мудрый создает систему феодального землевладения на Руси. Он проводит обояривание, т.е. начинает передачу боярам земли на правах вотчины (в наследственное владение). Бояре составляют элиту дружины – старшую дружину. Из них же формируется совещательный орган при князе – Боярская дума. Кроме нее есть так же младшая дружина, состоявшая из отроков и гридей. В своих ставках великий князь назначает управляющих – огнищан.

Третья усобица на Руси. Владимир Мономах

В 1054 г. Ярослав умирает, завещав Киевскую Русь перед смертью трем своим сыновьям – Изяславу, Святославу и Всеволоду. Первоначально братья правили триумвиратом (совместно, втроем).

В 1068 г. в битве на реке Альте войско Ярославичей было разбито половцами – кочевыми племенами – новыми врагами Руси. Во главе половецкого войска стоял хан Шарухан. Киевляне, видя неспособность князей организовать оборону столицы, потребовали от Изяслава (киевского князя) раздать им оружие. Его отказ спровоцировал народное восстание. Изяслав был изгнан из Киева, а на престол сел Всеслав – давний недруг Ярославичей.

В 1069 г. Ярославичи вернули Изяславу престол.

В 1072 г. братья создали вторую часть свода законов – Русской Правды – Правду Ярославичей. Кровная месть заменена штрафом за убийство –вирой. Размер виры зависел от социального положения жителя Руси. Таким образом, мы получаем информацию о социальной структуре Киевской Руси.

Основной слой населения на Руси – «люди» – свободные крестьяне-общинники.

Категории зависимого населения представлены смердами (зависимыми от князя людьми), и холопами (рабами). Холопы делились на обельных (полных) и необельных. Обельные были абсолютно бесправны, но именно из их числа нередко назначали чиновников, в частности – тиунов (управляющих собирающих дань и ведущих торговлю от лица князей или бояр) и ключников (домоправителей). Среди необельных выделяются закупы (долговые рабы, «купа» – долг) и рядовичи (рабы по договору, «ряд» – договор). Рабство на Руси носило патриархальный характер и имело мало общего с классическим античным рабством.

В 1073 г. начинается Третья усобица на Руси – борьба между Ярославичами за власть. Престол захватывает Святослав Ярославич, правивший Киевом до собственной смерти (1076 г.). Изяслав, с помощью Всеволода, возвращается в Киев. Против Ярославичей выступает в союзе с половцами сын Святослава Олег.

1078 г. - битва на Нежатиной ниве между Ярославичами и Олегом Святославичем. Братья победили, но Изяслав погиб.

1078 - 1093 гг. – правление в Киеве Всеволода Ярославича.

1093 - 1113 гг. – правления сына Изяслава Святополка, который, как и его предшественники, получает власть по горизонтальной («лествичной») системе престолонаследия, утвердившейся после Ярослава Мудрого. Власть передается не от отца к сыну, а «к старшему в роде» - следующему по старшинству брату, а затем старшему из племянников.

В 1097 гг. по инициативе переяславского князя Владимира Всеволодовича Мономаха (внука Ярослава Мудрого) собрался съезд князей в Любече. Цели съезда:



  1. Прекращение усобиц.

  2. Организация походов против Степи (против половцев).

Князья договорились о совместных походах. Они состоялись в 1103 - 1111 гг. Поход 1111 года – получил название «Крестовый поход против степи». Руководитель походов – Владимир Мономах.

Чтобы прекратить усобицы князья установили новый принцип организации власти на Руси: «Кождо да держить отчину свою», т.е. князьям предлагалось без оглядки на Киев править собственными вотчинами. Это решение формально провозглашало феодальную раздробленность, но прекращению усобиц не способствовало. Стравливанием князей между собой активно занимался Святополк Изяславич.

В 1113 г. умер Святополк и в Киеве вспыхнуло восстание против ростовщиков и спекулянтов солью, которых он поддерживал. Успокоить восставших удалось только Владимиру Мономаху, приглашенному на престол.

Мероприятия Владимира:



  1. «Устав Владимира Мономаха» («Устав о резах») – дополнение к Русской Правде. Вместе с Правдой Ярослава и Правдой Ярославичей, составлявшими первую – Краткую – редакцию Русской Правды, Устав образует вторую – Пространную. «Устав» ограничил произвол ростовщиков. Закупы получили разрешение уходить от своих хозяев на заработки.

  2. Организуются походы против половцев. Они не уничтожены, но вынуждены вступить в союз с русскими князьями.

  3. Создано литературное произведение – «Поучение к детям» – первый политический трактат на Руси.

Колоссальный авторитет Владимира Мономаха (1113 – 1125 гг.) и его сына Мстислава Великого (1125 – 1132 гг.) еще позволял сохранять целостность Киевской Руси, но с 1132 г. начинается феодальная раздробленность.
Раздел 2. Феодальная раздробленность на Руси
Причины феодальной раздробленности на Руси:

  1. Господство натурального хозяйства и, как следствие, слабые экономические связи между районами государства.

  2. Усиление отдельных княжеств, правители которых уже не желают подчиняться киевскому князю. Постоянные усобицы.

  3. Усиление феодальных вотчин и нарастание боярского сепаратизма.

  4. Усиление торговых городов, не желавших платить дань единому правителю.

  5. Отсутствие сильных внешних врагов, для борьбы с которыми требовалось бы объединенное войско во главе с единым правителем.

  6. Пестрый этнический состав Киевской Руси.

Значение феодальной раздробленности:

  1. Созданы условия для самобытного социально-экономического и политического развития отдельных районов страны.

  2. Наблюдается расцвет городов, подтверждающий данное Руси в Западной Европе название – Гардарика – страна городов.

  3. Начинается формирование трех великих восточнославянских народов – русского, украинского и белорусского. С XIII века существует древнерусский язык.

  4. Резко ослабла обороноспособность русских земель.

  5. Происходит усиление княжеских усобиц.

Особенности феодальной раздробленности:

  1. В отличие от Средневековой Европы, на Руси отсутствовал общепризнанный политический центр (столица). Киевский престол быстро пришел в упадок. В начале XIII века Великими начинают величать Владимирских князей.

  2. Правители во всех землях Руси принадлежали к одной династии.

Когда начнется процесс объединения русских земель эти особенности приведут к напряженной борьбе между отдельными княжествами за статус столицы единого государства. В большинстве других Европейских государств вопрос о выборе столицы не стоял (Франция – Париж, Англия – Лондон и т.д.).

В период феодальной раздробленности, на фоне многочисленных, постоянно мельчавших уделов, несколько земель приобрели совершенно особое значение.

Прежде всего, это древняя земля кривичей и вятичей, расположенная на северо-востоке Руси. Из-за низкой плодородности земель колонизация этих районов началась только в конце XI - начале XII вв., когда сюда переселяется население с юга, спасаясь от набегов кочевников и притеснения бояр-вотчинников. Поздняя колонизация обусловила и более позднее обояривание (в середине XII в.), поэтому в Северо-Восточной Руси не успела к началу раздробленности сложиться сильная боярская оппозиция. В этом регионе возникло Владимиро-Суздальское (Ростово-Суздальское) государство с сильной княжеской властью.

1132 – 1157 гг. – правление сына Владимира Мономаха Юрия Долгорукого. Оставаясь князем старой закалки, он продолжил борьбу за великокняжеский престол, явно переоценивая его значение. Ему удалось дважды завоевать Киев в 1153 и 1155 гг. Отравлен киевскими боярами. В связи с его именем впервые упоминаются Тула (1146г.) и Москва (1147г.)

1157 – 1174 гг. – правление сына Юрия Андрея Боголюбского. Он отказался от борьбы за киевский престол и вел активные междоусобные войны. 1164 г. – поход в Булгарию. В честь победы и в память о сыне построил собор Покрова на Нерли (1165г.). В 1169 г. взял Киев, но править там не стал, а подверг демонстративному разорению. Перенес столицу из Суздаля во Владимир. Отличался подозрительностью и жестокостью, за что и был убит слугами.

С 1174 по 1176 гг. – правление Михаила Юрьевича.



1176 – 1212 гг. – правление брата Андрея Боголюбского Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Общий предок почти всех будущих князей – отсюда и прозвище. При нем государство достигло наивысшего расцвета, но распалось вскоре после его смерти. Именно при Всеволоде Владимирский престол приобретает статус великокняжеского (1212 г.), позднее во Владимир была перенесена ставка митрополита. Известен своим огромным авторитетом среди современников. Автор «Слова о полку Игореве» (1187 г.) писал о Всеволоде, что его дружина может «Дон шеломами вычерпать, а Волгу веслами расплескать».

В совершенно иных условиях находилась юго-западная, Галицко-Волынская Русь. Мягкий климат и плодородные земли всегда привлекали сюда массу земледельческого населения. В то же время этот цветущий край постоянно подвергался набегам соседей – поляков, венгров, степняков-кочевников. К тому же, из-за раннего обояривания, здесь рано сложилась сильная боярская оппозиция.

Первоначально Галицкое и Волынское княжества существовали как независимые государства. Стремясь прекратить боярские усобицы, правители этих земель, особенно Ярослав Осмомысл Галицкий, не раз пытались их объединить. Эту задачу удалось решить только в 1199 г. волынскому князю Роману Мстиславичу. После его смерти в 1205 г. власть в княжестве захватили бояре, надолго превратив его в ряд небольших, враждующих друг с другом уделов. Лишь в 1238 г. сын и наследник Романа Даниил (Даниил Галицкий) вернул власть и стал одним из самых сильных русских князей – Даниил стал единственным на Руси князем, которому Папа Римский прислал королевскую корону.

К северу от Владимиро-Суздальской земли находилась огромная Новгородская земля. Климат и почвы здесь были еще менее пригодны для земледелия, чем на северо-востоке. Зато древний центр этих земель – Новгород – находился у начала одного из самых важных торговых путей того времени – «из варяг в греки» (т.е. из Скандинавии в Византию). Древний торговый путь проходил так: из Балтики – в Неву, затем – в Ладожское озеро, потом – по реке Волхов (через Новгород), - в Ильмень озеро, оттуда – в реку Ловать, затем – волоком, в Днепр, а уже оттуда – в Черное море. Близость торгового пути превратила Новгород в один из важнейших торговых центров Средневековой Европы.

Успешная торговля и отсутствие сильных внешних врагов (а значит и отсутствие необходимости в собственной княжеской династии) привели к складыванию в Новгороде особого государственного строя – феодальной (аристократической) республики. Датой начала республиканского периода его истории принято считать 1136 г. – восстание новгородцев против внука Мономаха Всеволода Мстиславича. Основную роль в этом государстве играл слой новгородских бояр. В отличие от бояр в других землях, новгородские не имели отношения к дружине, а были потомками родоплеменной знати ильменских славян.

Высшим органом власти в Новгороде было вече – собрание наиболее богатых бояр («триста золотых поясов»), которое решало важнейшие вопросы и избирало высших должностных лиц: посадника, вершившего суд и управлявшего Новгородом, тысяцкого, возглавлявшего налоговую систему и ополчение; владыку – епископа (позднее – архиепископа) – руководившего белым духовенством, ведавшего казной и внешней политикой, а так жеархимандрита – главу черного духовенства. Князь призывался в Новгород. Функции князя были ограничены: он был нужен городу как командир дружины и формальный адресат дани с новгородских земель. Любая попытка вмешательства князя во внутренние дела Новгорода неизбежно заканчивалась его изгнанием.

Культура Древнерусского государства (IX - 3О-е гг. XII в.)

Древнерусская культура стала результатом сложного синтеза византийских и славянских духовных традиций. Своими корнями славянская культура уходит в древнюю языческую эпоху. Язычество – комплекс первобытных верований и обрядов – имело свою историю. Поначалу славяне, очевидно, одушевляли различные стихии, поклонялись духам лесов, водных источников, солнца, грозы и пр. Постепенно огромное значение приобрели Род – земледельческое божество, бог плодородия вообще и тесно связанные с ним богини плодородия – рожаницы. По мере становления государственных отношений на первый план вышел культ Перуна – княжеско-дружинного бога войны (первоначально почитался как бог грозы и дождя). Так же почитались Велес – бог скотоводства, и Сварог – бог солнца и света.

В X-XI вв. складывается былинный эпос, связанный со становлением Киевского государства, защитой его от врагов. В Х в. на Русь проникает письменность – кириллица, созданная византийскими миссионерами Кириллом и Мефодием.

Важнейшую роль в русской литературе играло летописание: помимо погодных записей о важнейших событиях, в летописи входили поэтические легенды и предания: о призвании варягов, походе князя Олега на Царьград и пр. Самым значительным памятником является «Повесть временных лет» составленная около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. По мере раздробления Руси летописание теряло общерусский характер, дробясь на летописи Владимиро-Суздальские, Галицко-волынские и т.д.

Принятие христианства дало мощный толчок развитию культуры. ХI век – время рождения древнерусской литературы. Древнейшее из известных нам произведений «Слово о законе и благодати» (1049 г.) будущего митрополита Иллариона. В 1073 г. по заказу Святослава Ярославича был составлен первый Изборник – сборник текстов религиозного и светского содержания, предназначенный для чтения. Большую роль в древней литературе играли жития святых; особенно почитались на Руси князья Борис и Глеб, сыновья Владимира, убитые своим сводным братом Святополком. Их житие написал Нестор – автор «Повести временных лет». Блестящим образцом светской литературы стало «Поучение» Владимира Мономаха (конец ХI - начало XII в.) – рассказ о своей жизни мудрого государственного деятеля, боровшегося за единство Руси. Идея единения сил Руси для борьбы со Степью пронизывает «Слово полку Игореве». (1187 г.). Интересно «Моление» Даниила Заточника (начало XII в.), обедневшего мелкого феодала, который жалуется князю на боярский произвол и просит его о милости.

К какому бы жанру не относилось литературное произведение его текст всегда снабжался красочнымиминиатюрами – иллюстрациями в рукописных книгах.

В Киевской Руси достигают своего расцвета ювелирные технологии:


  • Скань (финифть) – отделка изделия узором из скрученной проволоки, проволочное кружево.

  • Зернь – тончайший узор образуется путем напаивания тысяч мельчайших шариков.

  • Чернь – создание узора на ювелирных изделиях путем травления.

  • Эмаль (перегородчатая эмаль) – получение рисунка путем нанесения стеклообразной массы на металл.

  • Гравировка – резное изображение на металле.

С принятием христианства получила развитие каменная, прежде всего церковная, архитектура. В качестве основного материала для строительства использовалась плинфа – разновидность кирпича. Из Византии в качестве образца был заимствован крестово-купольный тип храма (четыре свода, сгруппированные в центре храма, в плане давали крестообразную структуру), однако на Руси он получил своеобразное развитие. Так, самый грандиозный архитектурный памятник Киевской Руси – 13-ти купольный Софийский собор в Киеве (1037 г.) имел ярко выраженную ступенчато-пирамидальную композицию, которая так же, как и многоглавье, была несвойственна византийским храмам. По несколько упрощенному образцу киевской Софии Софийские соборы были построены в Новгороде и Полоцке (ХI в.). Постепенно русская архитектура получает все большее многообразие форм. В Новгороде в XII-ХIII вв. создается множество церквей – Бориса и Глеба в Детинце, Спаса-Нередицы, Параскевы Пятницы и т.д., которые при небольших размерах и максимальной простоте убранства обладают поразительной красотой и величественностью. Во Владимиро-Суздальском княжестве складывается своеобразный тип архитектуры, отличавшейся изяществом пропорций и нарядностью декора, в частности белокаменной резьбой: Успенский и Дмитриевский соборы во Владимире, церковь Покрова Пресвятой Богородицы на Нерли.

В период расцвета Киевской Руси первое место принадлежало монументальной живописи – мозаике и фреске. В киевской Софии мозаики покрывали купол (Христос Вседержитель) и алтарь (Богоматерь Оранта); остальная часть храма была покрыта фресками – сцены из жизни Христа, святых, изображения проповедников, а также светские сюжеты: групповые портреты Ярослава Мудрого с семьей, эпизоды придворной жизни. Из более поздних образцов монументальной живописи наиболее известны фрески церкви Спаса-Нередицы и Дмитриевского собора. Оригинальные русские произведения иконописи известны лишь с XII в. большую известность приобрела в это время новгородская школа (Спас Нерукотворный, Успенье, Ангел златые власы).

Христианизация Руси постепенно привела к упадку скульптуры, произведения которой ассоциировались с языческими идолами.

Раздел 3. Русь в XIII веке
Установление монгольского ига

С конца XII в. у монгольских племен, кочевавших в степях Центральной Азии, шел процесс разложения родоплеменного строя, в ходе которого выделялась племенная знать – нойоны (князья) – окруженная нукерами(дружинниками) и багатурами (старшими дружинниками). Кровавая борьба между этой знатью закончилась победой Теймуджина (Темучина), объединившего все монгольские племена в 1206 г. и получившего титулЧингисхана. Он создал войско, которое было сильно четкой организацией и строжайшей дисциплиной, основанной на жесточайших наказаниях и кровнородственных отношениях между воинами. Войско делилось на десятки. Десятки объединялись в сотни, сотни в тысячи; десять тысяч составляли один тумен («тьма»). Выносливые и смелые воины-монголы, объединенные под единым руководством, имели серьезное преимущество перед соседними народами, переживавшими период феодальной раздробленности.

В 1211 г. монголы обрушились на Северный Китай; в 1219-м начали вторжение в Хорезм (Средняя Азия); в 1222 г. покорили Северный Иран.

В 1222 г. Чингисхан отправил часть своих войск из Северного Ирана в Закавказье. Разграбив эту территорию, монголы вошли в причерноморские степи, где разгромили половцев. Половецкие ханы обратились за помощью к русским князьям. Князья решили поддержать своих южных соседей, но, из-за феодальной раздробленности, далеко не все из них приняли участие в походе. Объединенным русским войском командовал галицкий князь Мстислав Удатный (Удалой). 31 мая 1223 г. на реке Калке монголы под командованием Субедея полностью разгромили лишенное единства русское войско. Это поражение имело большое моральное значение для будущего завоевания Руси – возник миф о непобедимости монголов. Однако пока монголы повернули назад, в Закавказье.

В 1227 г. после смерти Чингисхана его наследники разделили между собой огромную империю на улусы. Внук Чингисхана Бату (по-русски – Батый) получил в улус Сибирь и западные земли, которые еще предстояло завоевать. В 1236 г. войско Батыя полностью уничтожило восточного соседа Руси – Волжскую Булгарию.

В 1237 г. началось нашествие монголов на Русь. Войско Батыя прошло через Рязанское княжество, сожгло Рязань и двинулось в бывшую Владимиро-Суздальскую землю. Были разорены Москва, Суздаль, Коломна. В феврале1238 года был взят Владимир. 4 марта 1238 г. в битве на реке Сити дружина великого Владимирского князя Юрия Всеволодовича (сына Всеволода Большое Гнездо) была разбита Батыем. Остальные князья (его братья) на помощь Юрию не пришли. Продолжая движение на север, монголы вошли в пределы Новгородской республики, где разграбили и сожгли город Торжок. Затем, не дойдя 100 верст до Новгорода, монголы внезапно повернули на юг и ушли в поволжские степи, по пути разорив город Козельск, прозванный за долгое сопротивление (7 недель)«Злой город». Очевидно, отказ от похода на Новгород был вызван усталостью и большими потерями войска Батыя, повсюду встречавшего отчаянное сопротивление. Сыграла свою роль и весенняя распутица.



Причины относительно легкой победы монголов над Русью:

  1. Численное превосходство монголов.

  2. Отсутствие единства среди русских князей, их неспособность прекратить усобицы перед лицом общей угрозы.

  3. Использование передовой осадной техники против деревянных крепостей.

  4. Превосходная военная организация монголов (отличная подготовка воинов, железная дисциплина).

В 1239 г. Батый начал свой второй поход – в Западные районы Руси. Разорены южные русские земли (Черниговская, Переяславская, Киевская, Галицко-Волынская). Киев был взят в декабре 1240г. В его обороне участвовал Даниил Романович Галицкий, однако в решающий момент он покинул город. В 1241-1242 гг. Батый совершает поход в Западную Европу. В 1242 г. он вернулся в Поволжье, где создал мощное государство Золотая Орда

следующая >>
Смотрите также:
Программа элективного курса Культура России с древнейших времен до начала XXI века
202.23kb.
История России с древнейших времен до начала XXI века
2937.77kb.
История России с древнейших времен до начала XXI века
2937.77kb.
Курс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс. Анализ исторического источника
135.62kb.
Рабочая программа по истории для 6-9 классов. Учитель: Кательницкий А. И учебный год Пояснительная записка к рабочей программе по истории России и Всеобщей истории
544.04kb.
В. И. Буганов «История России. С древнейших времен до конца XVII века», 10 класс. Прочитать § 17 18 «Культура Руси X начала XIII веков». Подготовить презентацию: А. Литература
45.36kb.
Секция «Мировая и отечественная история с древнейших времен до XX века»
28.81kb.
Планирование курса «Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века»
248.18kb.
Программа по курсу «история россии с древнейших времен до конца XVI века»
244.26kb.
Рабочая программа по истории для 7 класса составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории, программы «История России с древнейших времен до конца XVIII века»
31.88kb.
Методическая разработка 2-х часового занятия по теме: «Объединение русских земель вокруг Москвы» в рамках спецкурса «История России с древнейших времён»
47.79kb.
Календарно-тематическое планирование по курсу «История России. С древнейших времён до конца XVI века»
229.15kb.