Главная стр 1
скачать



ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ


Проблемно-тематический курс.

Факультет: экономический

2000

СОДЕРЖАНИЕ.

1. Тема1. Зарождение экономической науки………………………………….3


2. Тема 2. Меркантилизм……………………………………………………... 5
3. Тема 3. Физиократы……………………………………………………….. 7
4. Тема 4.Классическая школа………………………………………………. 10
5. Тема 5. Марксизм………………………………………………………….. 12
6. Тема 6. Историческая школа……………………………………………… 14
7. Тема 7. Лозаннская школа…………………………………………………. 16
8. Тема 8. Маржинализм. Австрийская школа………………………………. 19
9. Тема 9. Кембриджская и американская школы…………………………… 20
10. Тема 10. Институцианализм……………………………………………….. 22
11 Тема 11. Теории монополии и конкуренции……………………………… 24
12. Тема 12. Кейнсианство……………………………………………………. 26
13. Тема 13. Неоклассический синтез………………………………………… 28
14. Тема 14. Неолиберализм……………………………………………………..30
15. Тема 15. Развитие экономической теории в России……………………… 32

ТЕМА 1. ЗАРОЖДЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.

Опишите, как на Ваш взгляд, мог бы проходить спор между Аристотелем и Фомой Аквинским по вопросам торговли и ростовщичества? Какие аргументы в пользу своей позиции мог бы выдвинуть Аристотель, что, на Ваш взгляд, мог бы возразит ему Фома Аквинский? Чья точка зрения Вам больше импонирует?

Чем, по Вашему мнению, определяются основные различия между товарами и деньгами в экономике и хрематистике?

Приведите примеры двух ситуаций, в которых могут быть “справедливы” два вида цен, обоснованных Фомой Аквинским.

ТЕМА 2. МЕРКАНТИЛИЗМ.
Основываясь на положениях “Книги о скудости и богатстве” И.Т. Посошкова, покажите, как на ваш взгляд, может выглядеть программа развития меркантилизма в России.

Объясните причины более позднего развития меркантилизма в России по сравнению с Западной Европой.
ТЕМА 3. ФИЗИОКРАТЫ.

Составьте сравнительную характеристику взглядов меркантилистов и физиократов на развитие экономики по схеме:




Меркантилисты

Физиократы

1. Где создается богатство







2. Кто создает богатство







3. Кому достается чистый доход







4. Отношение к торговцам







5. Отношение к ремесленникам







6. Отношение к деньгам








Объясните причины разительного расхождения во взглядах между меркантилистами и физиократами.

Определите кому (меркантилисту или физиократу) может принадлежать следующее высказывание: “Промышленность и торговля существуют только благодаря сельскому хозяйству. Сельское хозяйство доставляет сырье для промышленности и товары для торговли и оплачивает как ту, так и другую”. Свой ответ обоснуйте.


ТЕМА 4. КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Проанализируйте доказательства А. Смита и Д. Рикардо, которыми они подкрепляли свои выводы: “Интересы земельных собственников тесно и неразрывно связаны с общими интересами общества” (А. Смит), “Интерес землевладельца всегда противоположен интересу всякого другого класса в обществе” (Д.Рикардо). Дайте свою оценку взглядов А.Смита и Д. Рикардо.

Рассмотрите бедственное положение народов Африки в современных условиях на основе закона народонаселения Т.Р. Мальтуса.

ТЕМА 5. МАРКСИЗМ.

Изложите свое понимание системы доказательств К. Маркса, сформулировав содержание недостающих звеньев в цепочке:

Концентрация и централизация капитала



Необходимость и неизбежность перехода к общественной

собственности.









В чем, на Ваш взгляд, могут проявляться слабости этой системы доказательств?

Сформулируйте свои выводы в пользу утверждения, что К. Маркс является последователем Д. Рикардо.

ТЕМА 6. ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Изложите свой взгляд на теорию Ф. Листа, главное положение которой гласит: для объединения стран в будущем, им необходимо сначала отгородится протекционистскими тарифами. Как Вы считаете, подтвердилась ли эта теория в наше время? Аргументируйте свой ответ.

Сформулируйте Вашу точку зрения на возможность формирования в нашей стране “духа капитализма”, исходя из теории М. Вебера. Какие факторы, по Вашему мнению, наиболее ярко отражают специфику России?


ТЕМА 7. ЛОЗАННСКАЯ ШКОЛА.

Проанализируйте, что произойдет в экономической модели Л. Вальраса, если изменяться цены на средства производства.

Сформулируйте основные условия достижения социального оптимума В. Парето. Как, на Ваш взгляд, эти условия могут выглядеть для современной России?

ТЕМА 8. МАРЖИНАЛИЗМ. АВСТРИЙСКАЯ ШКОЛА.

Определите признаки маржинализма и марксизма и внесите их в таблицу:
а) стоимость – категория объективная, в основе ее – затраты труда прошлого и живого;

б) стоимость – категория субъективная, зависит от оценки значимости данного блага для человека;

в) цена регулируется законом стоимости;

г) цена складывается как равновесная спроса и предложения;

д) цена определяется средними издержками производства;

ж) цена определяется наименьшей полезностью в данном ряду благ.

Сформулируйте самостоятельно 2-3 признака и внесите их в таблицу.

ТЕМА 9. КЕМБРИДЖСКАЯ И АМЕРИКАНСКАЯ ШКОЛЫ.


Охарактеризуйте отрицательные эмоции, связанные с производством, у капиталиста и у рабочего, если исходить из понимания А. Маршаллом издержек производства как усилий и жертв со стороны рабочего и капиталиста.

Сформулируйте две ситуации, когда, по теории Д. Б. Кларка:



  1. предпринимательский доход – это премия (прибыль);

  2. предпринимательский доход – это заработная плата предпринимателя.

Как Вы считаете, более типичной в современной развитой рыночной экономике является первая или вторая ситуация?

Свой ответ аргументируйте.
ТЕМА 10. ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ.


Покажите на конкретных примерах экономического развития ведущих держав мира, сбылись или не сбылись прогнозы Т.Веблена о разрешении конфликта между собственниками капитала и организаторами производства.

Как Вы оцениваете концепцию “нового социализма” Дж.Гелбрейта? Есть мнение, что “новый социализм” уже существует в США. Согласны ли Вы с этой точкой зрения? Присутствует ли “новый социализм” в хозяйственном строе современной России? Свой ответ аргументируйте.

ТЕМА 11. ТЕОРИИ МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИИ.

В чем, по Вашему мнению, состоят основные изменения в представлениях о монополии и конкуренции сначала XX в. к 1933 году (моменту выхода книги Э.Чемберлина и Дж.Робинсон), а в соответствии с этим, и представлений о перспективах развития капиталистического общества. За основу анализа возьмите теории, указанные в данной теме.
ТЕМА 12. КЕЙНСИАНСТВО.


В чем на Ваш взгляд, в современной России проявляется действие основного психологического закона, выведенного Дж. М.Кейнсом?

На какой из элементов совокупного спроса, по Вашему мнению, следовало бы активнее воздействовать в условиях экономики современной России? Свою точку зрения аргументируйте.


ТЕМА 13. НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ.

Составьте сравнительную характеристику неоклассического синтеза П.Самуэльсона и теории Дж.Кейнса по следующей схеме:




КЕЙНСИАНСТВО

НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

1.Проблема полной занятости







2.Бюджетная политика







3.Кредитно-денежная политика









В какой из этих двух теорий, по Вашему, сильнее выражена роль государства в экономике? Свой ответ аргументируйте.

ТЕМА 14. НЕОЛИБЕРАЛИЗМ.

В ЧЕМ, ПО Вашему мнению, М.Фридмен расходится с Дж.Кейнсом в оценке кризиса 1929-1933 гг. и путей выхода из депрессии?

Проведите сравнительный анализ монетаризма и кейнсианства по следующей схеме:




Кейнсианство

Монетаризм

1. Отношение к безработице







2. Отношение к инфляции







3. Роль бюджетного дефицита







4. Темпы роста денежной массы







Какие методы, на Ваш взгляд, шире используются сейчас в России – кейнсианские или монетаристские? Свой ответ аргументируйте.


ТЕМА 15. РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ В РОССИИ.

Как, на Ваш взгляд, сочетались теории Н.Д.Кондратьева и А.В.Чаянова о путях развития крестьянского хозяйства с проводимым в СССР курсом на коллективизацию?

Объясните причины, по которым теория оптимального использования ресурсов Л.Канторовича называлась в СССР теорией оптимального планирования.
Список используемой литературы:

1. Ядгаров Я.С. История экономических учений. М. Инфра-М,1997.


2. Бартенев С.А. Экономические теории и школы. М., 1994.
3. История экономических учений. М.: Изд-во МГУ, 1994.
4. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. М.,1994.
5. Современные экономические теории Запада.М., 1996.



скачать


Смотрите также:
Программа по дисциплине «история экономических учений» Москва-2004 Структура курса «История экономических учений»
255.05kb.
В. П. Шпалтаков история экономических учений часть 1
1222.42kb.
История экономических учений
369.94kb.
В. П. Шпалтаков история экономических учений курс лекций Часть 2
584.26kb.
Экономических учений, впоследствии преобразующихся в экономическую теорию. Метод истории экономических учений
881.14kb.
Экзаменационные вопросы по иэу содержание предмета и метода дисциплины "История экономических учений"
31.13kb.
Я. С. Ядгаров история экономических учений
4678.49kb.
Учебная программа Дисциплина: История экономических учений
169.95kb.
О. А. Груздева история экономики и экономических учений глоссарий
92.34kb.
Экономика-11 История экономических учений
20.09kb.
Вопрос №1. Иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки
1039.47kb.
Вопрос №1. Иэу как наука. Основные этапы развития экономической науки
1012.73kb.