Главная стр 1
Как защитить ребенка от насилия и жестового обращения
По данным Юнисеф, в мире ежедневно погибает от жестокого обращения 3 ребенка. Примерно 1-2 из 100 случаев физического насилия заканчивается смертью жертвы, не говоря о серьезных и менее тяжких переломах костей, повреждениях внутренних органов, синяках. Дети, пережившие физическое, сексуальное, психическое насилие или живущие в обстановке пренебрежения к их нуждам, отстают в физическом, и особенно в психическом развитии. У таких детей развивается своеобразный комплекс нервно-психических расстройств и поведенческих отклонений, нарушений в эмоциональной сфере. Жестокое обращение с детьми имеет тенденцию к передаче из поколение в поколение, поскольку дети, выросшие в таких условиях, становясь родителями, стремятся следовать образу воспитания, который был у их собственных родителей, таким образом, происходит трагическое воспроизводство насилия и пренебрежения к детям. Такие дети, став взрослыми, быстрее вовлекаются в употребление алкоголя и наркотиков, у них легче формируется преступное поведение и психические расстройства. Термин «домашнее насилие» означает эмоциональное, физическое или сексуальное насилие, совершаемое сознательно или несознательно в отношении членов семьи или других домочадцев. Жестокое обращение в семье – структурный признак внутри семейных отношений, который, выражается в систематическом причинении вреда кому-либо из членов семьи, нанесения ущерба путем морального, эмоционального, психологического или физического и сексуального насилия. К проявлениям домашнего насилия следует отнести любое посягательство на личность члена семьи и его права распоряжаться собой, в том числе проявления эмоционально-психологической жестокости: насмешки, оскорбления, а также эмоциональное отвержение, оставление без психологической и моральной поддержки.

    Предположительные причины жестокости в семье:     



А. Социальный подход

Социокультурная обусловленность. Насилие является стереотипом семейных отношений, воспитанным с детства, принятым в данной группе насилия.

Воздействие социальных факторов (Социально-экономическое положение семьи, безработица, плохие жилищные условия) в качестве возбудителей стресса, ведущего к плохому обращении.

Б. Психологический подход.

Насилие – результат негативного личного жизненного опыта, «травмы» детства. Алкоголизм и психопатология родителей.

Плохое обращение – результат деструктивного взаимодействия между родителями и ребенком.

Ребенок имеет специфические психосоматические характеристики или особенности поведения, побуждающие родителей к такому обращению или уходу. Независимо от того, имеются ли эти особенности у ребенка или нет, родители воспринимают его как имеющего отклонения или трудного, что вызывает риск плохого обращения. Последствия жестокого обращения с детьми – это могут быть телесные повреждения, нарушения психики, депрессивные состояния, тревога, страх прикосновений, робость, замкнутость, низкая самооценка.

Ближайшие последствия жестокого обращения: физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения развивающегося у маленьких детей, когда их берут за плечи и сильно трясут, у детей при этом синдроме появляются кровоизлияния в глазные яблоки, острые психические нарушения. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. В обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. Отдаленные последствия: нарушения физического или психического развития ребенка, различные соматические заболевания. Формы жестокого обращения с детьми:

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми и пренебрежение их интересами: физическое, сексуальное (развращение), психическое (эмоциональное насилие), пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

    I. Физическое насилие - преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку или лицами, их заменяющими, либо ответственными за их воспитание. Повреждения могут привести к смерти, вызвать нарушение здоровья или отставание в развитии.     Особенности психического состояния ребенка, позволяющие заподозрить физическое насилие:
    Возраст 6 месяцев —1,5 года: боязнь родителей; боязнь физического контакта со взрослыми; постоянная беспричинная настороженность; плаксивость, постоянное хныканье, замкнутость, печаль; испуг или подавленность при попытке взрослых взять на руки.

    Возраст 1,5 — 3 года: боязнь взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на плач других детей; крайности в поведении — от чрезмерной агрессивности до безучастности.

    Возраст 3 года —6 лет: примирение со случившимся, отсутствие сопротивления; пассивная реакция на боль; болезненное отношение к замечаниям, критике; заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; псевдовзрослое поведение (внешне копирует поведение взрослых); негативизм, агрессивность; лживость, воровство; жестокость по отношению к животным; склонность к поджогам.

    II. Сексуальное насилие или развращение — вовлечение ребенка с его согласия или без такового, осознаваемое или неосознаваемое им в силу функциональной незрелости или других причин, в сексуальные действия со взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды.    Особенности психического состояния и поведения детей, позволяющие заподозрить сексуальное насилие:



Дети дошкольного возраста: ночные кошмары; страхи; регрессивное поведение (появление действий или поступков, характерных для более младшего возраста); несвойственные характеру сексуальные игры с самим собой, сверстниками или игрушками; открытая мастурбация; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении; беспричинные нервно-психические расстройства.

    III. Психическое (эмоциональное) насилие — периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие родителей (опекунов) и других взрослых на ребенка, приводящее к формированию у него патологических черт характера или же тормозящее развитие личности.     Особенности психического состояния и физического развития, позволяющие заподозрить эмоциональное насилие: задержка физического и умственного развития; нервный тик; энурез; печальный вид; различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря массы тела, язва желудка, кожные заболевания, аллергическая патология).    Особенности поведения ребенка, позволяющие заподозрить психическое насилие: беспокойство или тревожность; нарушение сна; длительно сохраняющееся подавленное состояние; агрессивность; склонность к уединению; чрезмерная уступчивость, заискивающее, угодливое поведение; угрозы или попытки самоубийства; неумение общаться, налаживать отношения с другими людьми, включая сверстников; плохая успеваемость; низкая самооценка; нарушение аппетита.



    IV. Пренебрежение нуждами ребенка (моральная жестокость) — отсутствие со стороны родителей или лиц, их заменяющих, элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.    Особенности психического состояния и поведения ребенка, позволяющие заподозрить пренебрежительное отношение к нему: постоянный голод и/или жажда; кража пищи; стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание взрослых; требование ласки и внимания; подавленное настроение, апатия; пассивность; агрессивность и импульсивность; деликвентное (антиобщественное) поведение, вплоть до вандализма; неумение общаться с людьми, дружить; неразборчивое дружелюбие; регрессивное поведение; мастурбация; трудности в обучении, низкая успеваемость, недостаток знаний; низкая самооценка.

Правовые аспекты ответственности за жестокое обращение с детьми

Новая статья 156 Уголовного кодекса РФ гласит: «Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которого возложены эти обязанности, а равно педагогом или другим работником образовательного, воспитательного, лечебного или иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, - наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3-х лет или без такового». При этом Комментарий к Уголовному кодексу РФ под редакцией Генерального прокурора РФ и Председателя Верховного Суда РФ жестокое обращение вообще трактует как систематичность грубого, безжалостного обращения с человеком и рассматривается как широкое оценочное понятие, охватывающее как действие, так и бездействие, причиняющее физические или психические страдания (побои, истязания, издевательства, лишение пищи и воды, средств к существованию, медицинской помощи, ограничение свободы, изгнание из жилища и т.д.). Жестокое обращение может выражаться в унижении человеческого достоинства путем неоднократных актов оскорбления, травли, глумления.    В статье 63 Семейного кодекса РФ закреплены обязанности родителей по воспитанию детей. Если неисполнение обязанностей родителей сопряжено с жестоким обращением, то наступает уголовная ответственность. Гражданская ответственность за неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних предусмотрена в отношении родителей на основании статей 69, 73, 77 Семейного кодекса РФ в форме лишения родительских прав, ограничения родительских прав, отобрания ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. В Комментарии к статье 69 Семейного кодекса РФ жестокое обращение с детьми толкуется как физическое или психическое насилие. Физическое насилие выражается в побоях или причинении физических страданий любым способом. Психическое насилие выражается в угрозах, внушении чувства страха, подавлении всякой воли ребенка и т.п. Если физическое насилие чаще применяют родители к детям или дети по отношению к сверстникам или младшим по возрасту, то психическое - работники различных служб, в том числе образования и правоохранительных органов. Наверное, поэтому в статье 56 Закона РФ «Об образовании», которая устанавливает, что основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в т.ч. однократное, методов воспитания, связанных с физическим или психическим насилием над личностью обучающегося или воспитанника.    Статья 63 Семейного кодекса РФ возлагает на родителей обязанности по воспитанию своих детей, обязывает заботиться о здоровье физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. При этом закрепляется преимущественное право родителей на воспитание своих детей перед всеми другими лицами. Вместе с тем статья 65 Семейного кодекса РФ устанавливает, что при осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей. Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном законом порядке. То есть, защищая интересы ребенка, законодательством в категорической форме запрещаются действия родителей разной степени опасности для ребенка. При осуществлении родительских прав в ущерб интересам ребенка возможно наступление различных форм ответственности. Это:

1. Семейно-правовая

-лишение родительских прав - ст. 69 СК РФ;

- ограничение родительских прав - ст. 73 СК РФ;

- отмена усыновления, отстранение опекуна и попечителя и т.д.

2. Административная ответственность - ст. 164 КоАП.

3. Уголовная ответственность.

Необходимо отметить, что умышленное причинение легкого вреда здоровью, побои, любое неосторожное причинение вреда здоровью несовершеннолетнего охватывается составом преступления, предусмотренного статьей 156 УК РФ. Однако причинение тяжкого и средней тяжести вреда здоровью, а также истязание ребенка влекут дополнительную ответственность родителей и лиц, на которых возложена обязанность по воспитанию детей. Если родители или лица, их заменяющие, совершают в отношении ребенка противозаконные действия, квалифицирующиеся как уголовные преступления, то в этих случаях применяются соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. Сюда, например, входят преступления против жизни и здоровья (статьи 106, 110, 111, 112, 115, 116, 117, 121, 122), половые преступления (статьи 131, 132, 134, 135), оскорбление (ст.130), а также оставление в опасности (ст.125), вовлечение несовершеннолетнего в преступную деятельность, пьянство, занятия проституцией, азартными играми, а также использование несовершеннолетних для целей паразитического существования (ст.240), склонение к употреблению наркотических средств (ст.230). В случаях физического насилия следует помнить, что установление причин смерти и характера телесных повреждений является основанием для обязательного проведения экспертизы согласно ст.79 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Случаи проведения повторной и дополнительной экспертиз определяет ст.81 УПК РФ. Статья 164 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за невыполнение родителями или лицами, их замещающими, обязанностей по воспитанию и обучению детей. Для того чтобы квалифицировать преступление по данным статьям, необходимо доказать систематичность жестокого обращения с детьми (2 и более раза). Также при этом обязательно наличие фактического причинения вреда здоровью ребенка, тогда как по ст. 156 УК РФ этого не требуется.


        ЛИТЕРАТУРА:

       «Как защитить ребенка от насилия и жестокого обращения» (под редакцией М.С.Иванова)



        Социальная педагогика. Курс лекций.

        Р.В.Овчарова «Справочная книга социального педагога», М. 2004г.


Смотрите также:
Как защитить ребенка от насилия и жестового обращения
88kb.
Понятия и формы жестокого обращения с детьми, их влияние на ребёнка Жестокое обращение с детьми
53.43kb.
Памятка по предотвращению насилия в семье, жестокого обращения с ребенком
21.04kb.
Программа профилактика насилия и жестокого обращения с детьми г. Донецк
1587.58kb.
Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
93.04kb.
Жестокое обращение с детьми Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?
174.47kb.
В наше время проблема защиты детей от жестокого обращения и насилия становится все более и более актуальной. Что попадает под понятие "жестокое обращение с детьми"
171.59kb.
Проблема насилия в семье Цель: проанализировать причины и последствия жестокого обращения с ребенком в семье. Оборудование: таблица «Формы насилия»
125.11kb.
Рекомендации по выявлению жертв насилия, оказанию им помощи и профилактике жестокого обращения с детьми
284.15kb.
Сборник материалов в помощь образовательным учреждениям как защитить детей от интернет-угроз
756.02kb.
Причины жестокого обращения с несовершеннолетними. /рекомендации для родителей по вопросу защиты детей от жестокого обращения
83.68kb.
Психологическая помощь в случаях насильственного обращения с детьми По результатам анализа работы специалистов Центра до 80% детей и подростков, обратившихся за психологической помощью, подвергаются различным формам насилия Формы насилия
63.64kb.