Главная стр 1
скачать

Киселева Марина Федоровна, учитель истории, обществознания, географии МОУ «Гимназия №3» г.Воркуты












Исполнитель.

Киселева Марина Федоровна,

учитель истории, обществознания, географии МОУ «Гимназия №3» г.Воркуты.























г. Воркута,

2011 г.







Введение.

Модернизация образования направлена на формирование личности нового типа. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способные к сотрудничеству, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу страны. Уже сейчас востребован и успешен человек мыслящий, творческий, созидающий и гуманный.


Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения школьников. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.

Проблемой активизации познавательной деятельности занимались следующие методисты, психологи и историки: И. З. Озёрский, В. Б. Бондаревский, З. И. Щукина, Н. Г. Дайри, И. Я. Лернер, Ю. К. Бабанский. Особого внимания заслуживают работы известного педагога Ю. К. Бабанского, который на основе своей многолетней преподавательской деятельности и экспериментальной работы теоретически обосновывает принцип оптимизации обучения и раскрывает методические основы его осуществления на практике.  И. Я. Лернер, основываясь на достижениях педагогической науки и собственных теоретических и экспериментальных исследованиях, раскрывает процесс формирования мировоззрения учащихся при обучении истории, описывает рациональные методы развития их мышления.

Переломным по значению стало исследование М.Н. Кашина, выполненное в середине 1950-х г.г., в котором автор выступил с критикой в адрес традиционного обучения. Особенно остро встал вопрос о пассивности учащихся в учебной работе. Опираясь на результаты почти 300- часового хронометража, М.Н. Кашин показал, что самостоятельная работа учащихся занимала лишь 10% времени, причем и эта работа состоял в основном из простого чтения учебника и выполнения тренировочных упражнений. Вдобавок к этому обнаружился курьезный факт: чем старше учащиеся, тем меньше использовалась их самостоятельная работа.

Этот вопрос остается актуальным и в современной школе. Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации школьников.   Учителю необходимо знать не только мотивы учения, но и условия их формирования. Исследования показали, что отношение подростка к учению обусловлено, прежде всего, качеством работы учителя и его отношением к учащимся. Многие учащиеся при ответах на вопрос: «При каких условиях учащиеся учились бы в полную меру своих способностей?» указывали на умение учителя заинтересовать своим предметом, на его уважение к учащимся. Вот типичный ответ: «Если бы учителя обращались с нами, как хорошими друзьями, заинтересовывали нас, если бы ученики не боялись плохо ответить, то они учились бы в полную меру своих способностей». При этом подростки считают, что многое зависит и от них самих, и, прежде всего, от их настойчивости. Но настойчивость, по их мнению, легче проявляется тогда, «когда учитель хотя и требовательный, но добрый», когда он «справедливый и чуткий». Таким образом, главная задача учителя - искать все новые средства воздействия на познавательную активность учащихся, способствовать ее повышению. И поскольку, современную молодежь увлекают больше компьютер, нежели книга, то почему бы не использовать компьютерные технологии для достижения поставленной цели.



Целью данной разработки является изучение особенностей познавательной деятельности учащихся, анализ форм работы, способствующих активизации познавательной деятельности.

В ходе исследования поставлены следующие задачи:

1. Изучить и охарактеризовать учебную деятельность учащихся среднего и старшего звена.

2. Охарактеризовать использование ИКТ в качестве средства активизации познавательной деятельности.

3.Проанализировать результативность использования информационных технологий на уроке и во внеурочной деятельности.

Объектом данного исследования является процесс преподавания истории, обществознания, географии в среднем и старшем звене.

Предметом исследования является характеристика познавательной деятельности учащихся в связи с использованием тех или иных методов.

Таким образом, работа носит междисциплинарный характер, так как охватывает вопросы педагогики, психологии, методики, истории, обществознания, и географии.



Гипотезой работы выдвигается идея качественного изменения усвоения учебного материала в связи с использованием методов активизации познавательной деятельности учащихся; проведение уроков с использованием ИКТ расширяет возможности представления учебной информации, позволяет моделировать различные ситуации, что усиливает мотивацию обучающихся.

   Основными умениями и навыками, которыми должен обладать ученик, а соответственно, развивать учитель, считаю:

- умение рассуждать и мыслить,

- умение работать с текстами (учебника, других источников), находить и анализировать информацию,

- развитие навыка работы с картами и иллюстративным материалом,

- развитие творческих способностей учащихся, через систему индивидуальных и коллективных творческих заданий.



Новизна опыта 

    Новизна опыта состоит в совершенствовании образовательного процесса путём активного использования инновационных технологий и современной компьютерной техники, создании условий для формирования информационной компетентности и творческих способностей учащихся.


Глава I. Основы активизации учебной деятельности учащихся среднего и старшего звена.

1. Особенности учебной деятельности учащихся.
В учебной деятельности подростка имеются свои трудности и противоречия, но есть и свои преимущества, на которые может и должен опираться педагог. Последние, как отмечал А.К. Макаров, заключается в избирательной готовности, в повышенной восприимчивости (сензитивности) к тем или иным сторонам обучения. Большим достоинством подростка является его готовность ко всем видам учебной деятельности, которые делают его взрослым в собственных глазах. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, сложный учебный материал, возможность самому строить свою познавательную деятельность за пределами школы. Беда подростка состоит в том, что эту готовность он еще не умеет реализовать, ибо он не владеет способами выполнения новых форм учебной деятельности. Обучить этим способам, не дать угаснуть интересу к ним – важная задача учителя. В самом деле, кто не наблюдал, как эмоционально подросток реагирует на новый учебный предмет и как у некоторых эта реакция исчезает довольно быстро. Нередко у подростков снижается и общий интерес к учению, к школе, происходит «внутренний отход от школы» (А.Н.Леонтьев). Этот отход выражается в том, что школа перестает быть для ученика центром его духовной жизни.

Как показывает психологические исследования, основная причина такого «отхода от школы» заключается в несформированности у учащихся навыков учебной деятельности, что не дает возможности удовлетворить актуальную потребность возраста – потребность в самоутверждении. Сформированной учебной деятельностью считается такая деятельность учащихся, когда они, побуждаясь прямыми мотивами самого учения, могут самостоятельно определять учебные задачи, выбирать рациональные приемы и способы их решения, контролировать и оценивать свою работу.1

Одним из резервов повышения эффективности обучения подростков является целенаправленное формирование мотивов учения. Формирование мотивов учения непосредственно связано с удовлетворением доминирующих потребностей возраста. Одна из таких потребностей подростка – познавательная потребность. При ее удовлетворении у него формируется устойчивые познавательные интересы, которые определяют его положительное отношение к учебным предметам. Подростков очень привлекает возможность расширить, обогатить свои знания, проникнуть в сущность изучаемых явлений, установить причинно-следственные связи.

Подростки испытывают большое эмоциональное удовлетворение от исследовательской деятельности. Неудовлетворение познавательной потребности и познавательных интересов вызывает у подростков не только состояние скуки, апатии, безразличия, но порой и резко отрицательное отношение к «неинтересным предметам». При этом для подростка в равной степени имеет значение как содержание, так и процесс, способы, приемы овладения знаниями: «Интересными бывают уроки тогда, когда учитель рассказывает не только то, что есть в учебнике. А если учитель рассказывает как в учебнике, или же заставляет читать новый урок по учебнику в классе, то уроки становятся скучными и не нравятся».2

В исследованиях З.И. Щукиной показано, что в познавательных интересах подростков  одного итого же класса наблюдаются большие различия. У одной группы учащихся интересы носят аморфный характер, характеризуются изменчивостью и ситуативностью, у другой – интересы захватывают широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом, у третьей группы подростков ярко проявляются стержневые, доминирующие интересы.

Интересы подростков различаются и по направленности их познавательной деятельности. Одни учащиеся предпочитают описательный материал, их привлекают отдельные факты, другие стремятся разобраться в сущности изучаемых явлений, объяснить их с точки зрения теории, третьи проявляют большую активность при использовании знаний в практической деятельности, другие – к творческой, исследовательской деятельности.3



Наряду с познавательными интересами существенное значение при положительном отношении подростков к учению имеет понимание значимости знаний. Для подростков очень важно осознать, осмыслить жизненное значение знаний и, прежде всего, их значение для развития личности. Связано с усиленным ростом самосознания современного подростка. Многие учебные предметы нравятся подростку потому, что они отвечают его потребностям всесторонне развитого человека. Надо поддерживать убеждения подростков в том, что только образованный человек может быть по-настоящему полезным членом общества. Убеждения и интересы, сливаясь воедино, создают у подростков повышенный эмоциональный тонус и определяют их активное отношение к учению.4

Если же подросток не видит жизненного значения знаний, то у него могут сформировать негативные убеждения и отрицательное отношение к существующим учебным предметам. Так, некоторые учащиеся не учат правила грамматики, так как они считают, что и без знания правил пишут грамотно. Существенно значение при отрицательном отношении подростков к учению имеет осознание и переживание ими неуспеха в овладении теми или иными учебными предметами. Неуспех, как правило, вызывает у подростков бурные отрицательные эмоции и нежелание выполнять трудное учебное задание. И если неуспех повторяется, то у подростков закрепляется отрицательное отношение к предмету.

Наоборот, благоприятной ситуацией учения для подростков является ситуация, которая обеспечивает им эмоциональное благополучие. Страх перед неуспехом, боязнь поражение порой приводит подростков к поиску благовидных причин, чтобы не пойти в школу или уйти с урока.

Эмоциональное благополучие подростка во многом зависит от оценки его учебной деятельности взрослыми.

Оценки для подростка имеют различный смысл. В одних случаях оценка дает возможность подростку выполнить свой долг, занять достойное место среди товарищей, в других – заслужить уважение учителей и родителей. Нередко же смысл оценки для подростка выступает в стремлении добиться  успеха в учебном процессе и тем самым получить уверенность в своих способностях и возможностях. Это связано с такой доминирующей потребностью возраста, как потребность осознать, оценить себя как личность, свои сильные и слабые стороны. И в этом плане существенное значение имеет не только оценка деятельности учащегося и его умственных возможностей со стороны других, но и самооценка. Как показывают исследования, именно в подростковом возрасте доминирующую роль играет самооценка. Для эмоционального благополучия подростка очень важно, чтобы оценка и самооценка совпадали. Только при этом условии они могут совпадать как мотивы, действующие в одном направлении и усиливающие друг друга. В противном случае возникает внутренний, а иногда и внешний конфликт.5

В средних классах учащиеся приступают к изучению и освоению основ наук. Учащимися предстоит овладеть большим объемом знаний. Материал, подлежащий усвоению, с одной стороны, требует более высокого, чем раньше уровня учебно-познавательной и мыслительной деятельности, а с другой стороны направлен на их развитие. Учащиеся должны овладеть системой научных понятий и терминов. Поэтому новые учебные предметы предъявляют новые требования к способам усвоения знаний и направлены на развитие интеллекта высшего уровня – теоретического, формального, рефлексивного мышления. Такое мышление характерно для юношеского возраста, но начинает оно развиваться у младших подростков.6

Специфическое качество теоретического мышления – способность рассуждать гипотетико - дедуктивно, то есть на основе одних общих предпосылок путем построения гипотез и их проверки. На этом уровне всё рассуждение, вплоть до заключения, идёт в словесном плане, а его содержанием являются высказывания или в обычной системе знаков – в словах, или в особой знаковой системе, которая применяется, например, в математике. Новое в развитии мышления подростка заключается в его отношении к интеллектуальным задачам как к таким, которые требуют их предварительного мысленного решения. Подросток, в отличие от ребёнка, начинает анализ задачи с попыток заявить все возможные отношения в имеющихся данных, создаёт различные предположения об их связях, а затем проверяет эти гипотезы. Умение оперировать гипотезами в решении интеллектуальных задач – важнейшее приобретение подростка в анализе действительности. Мышление предположениями является отличительным инструментом научного рассуждения. Своеобразие этого уровня развития мышления заключается не только в развитии абстракции, но и в том, что предметом внимания, анализа и оценки подростка становятся его собственные интеллектуальные операции. Поэтому такое мышление называется рефлексивным.

Хотя усвоение научных понятий в школе уже само по себе создаёт ряд объективных условий для формирования у школьников теоретического мышления, однако, оно формируется не у всех. У разных учащихся может быть разным уровень и качество его реальной сформированности. Теоретическое мышление может формироваться не только при овладении школьными знаниями. В целом для этого уровня мышления характерно осознание подростком собственных интеллектуальных операций и управление ими. Этот процесс становится характерным и для других психических функций. Контролируемой и управляемой становится речь, причём в некоторых лично значимых ситуациях подростки особенно стремятся говорить красиво, правильно. Всё это – новые и важные сдвиги в развитии подростка по сравнению с младшим школьником.

Интеллектуализация процессов восприятия – необходимо условие успешного усвоения любого учебного материала, в том числе и наглядного: схем, рисунков, карт. Невнимательное отношение к такому материалу и недооценка его важности достаточно распространены. С этим надо бороться. Например, от умения «видеть» схему, «читать её прямо» зависит качество усвоения теоремы. Совершенно недостаточно просто запомнить схему и уметь её воспроизвести. Значимая информация может быть извлечена только при работе с ней, когда выделяются определённые связи и зависимости. Только при такой деятельности восприятие схемы насыщается размышлением и качественно меняется. Совершенно необходимо создавать и развивать у подростка установку на размышление при работе с любым материалом, при выполнении учебно-практических заданий любого рода.

В процессе и в результате усвоения научных понятий создаётся новое содержание мышления, новые формы интеллектуальной деятельности. Существенным показателем неполноценного усвоения теоретических знаний является неумение подростка решать задачи, требующие использования этих знаний. Вербализм, формализм в значениях – довольно распространённый порок при усвоении научных понятий. Он возникает тогда, когда всеобщее ещё не опирается на конкретное множество и разнообразие, когда подросток ещё не научился видеть всеобщее в конкретном направлении.

Овладевая материалом по гуманитарным предметам, учащиеся тоже усваивают научные понятия, классификации фактов, учатся видеть связи и причинно-следственные зависимости, давать краткие характеристики и развёрнутые описания, делать выводы. Усвоение такого материала представляет меньшие трудности, чем по предметам математического цикла, но многие подростки тратят на подготовку домашних заданий больше времени, чем это предусматривается, так как не владеют приёмами правильной работы над учебным материалом.

Распространённый дефект самостоятельной работы младших подростков – установка на запоминание материала (а не напоминание) и привычка всё заучивать путём неоднократного повторения. Это приносит огромный вред. Однако именно в подростковом периоде память развивается в направлении интеллектуализации. Возрастает число учащихся, применяющих приёмы опосредованного запоминания, увеличивается запас таких приёмов, их применение становится всё более сознательным, намеренным, целенаправленным. Существует прямая зависимость между использованием приёмов запоминания, уровнем владения ими и продуктивностью запоминания и воспроизведения.

Две крайние групп учащихся – хорошо запоминающие и плохо запоминающие – различаются по характеру мнемической деятельности. Хорошо запоминающие пятиклассники не только широко используют чисто внешние приёмы, но и некоторые опосредованные пути заучивания (ассоциации, выделение опор, смысловую группировку). Для восьмиклассников этой группы характерно сознательное, намеренное использование опосредованных приёмов в самом процессе запоминания, а также поиск специфических для каждого материала приёмов. Центральное место начинает занимать анализ содержания материала, его своеобразия и внутренней логики. Для одних подростков характерна гибкость в выборе путей заучивания, другие предпочитают какой-либо один способ, а некоторые стараются упорядочить и логически обработать любой материал. Плохо запоминающие пятиклассники не умеют сосредотачивать усилия на работе, они интеллектуально пассивны, а у восьмиклассников этой группы мнемическая деятельность отличается стереотипностью и косностью, способы обработки материала бедны, однообразны, специфичны. Для них типичен приём «задалбливания». Мышление как бы не участвует в запоминании. Установка на дословное запоминание материала – серьёзный тормоз развития речи и, в частности, умения сформулировать и выразить мысль своими словами.

Умение логически обрабатывать материал часто развивается у подростков стихийно. Развитие таких умений должно стать задачей учителя. От этого зависит не только успеваемость, глубина и прочность знаний, но и возможность дальнейшего развития интеллекта и способностей подростка.7

 2. Теория активизации познавательной деятельности. Роль познавательного интереса.

Каждый школьник обладает только одному ему присущими особенностями познавательной деятельности, характера, поведения, эмоций, что требует дифференциации в обучении. Учитель должен знать, что такое познавательная активность, каковы особенности и условия ее развития у школьников, какими приемами следует активизировать познание детей в процессе обучения.

Ученые определяют познавательную активность как «качество деятельности ученика, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу учения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и способами деятельности за оптимальное время, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение учебно-воспитательной цели». Но одного определения не достаточно, чтобы дать характеристику этого качества личности для той или иной группы детей. Необходимо знать конкретные признаки проявления познавательной активности. Одним из средств познавательной активности является показ значимости и ценности содержания учебного материала. Этого можно добиться, используя на уроках истории разнообразные формы работы, а также различные методы обучения.

Методы обучения – это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. 8 Поскольку ученые-дидакты не пришли еще к единому пониманию и толкованию понятия «методы обучения», то, естественно, не прекращаются дискуссии вокруг проблемы классификации этих методов и самой классификации. Существует несколько типов классификации методов.


Некоторые дидакты (Перовский, Голант) считают, что при классификации необходимо учитывать те источники, из которых черпают знания. На основе этого выделили три группы:
- словесные методы (аудиовизуальные, книга),
- наглядные методы (фильм, видео, иллюстрация, компьютерная презентация),
- практические.
Данилова и Есипова исходили из того, что, если методы обучения выступают как способы организации учебной деятельности, то их  можно подразделить на:
- методы приобретения новых знаний,
- методы формирования умений и навыков по применению знаний на практике,
- методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.
И.Я.Лернер и М.Н.Скаткин разрабатывали методы обучения исходя из характера учебно-познавательной деятельности учащихся по овладению материалом. С этой точки зрения выделяют такие методы:
- познавательно-иллюстративный,
- репродуктивный,
- частично-поисковый (эвристический),
- проблемного изложения,
- исследовательский.
Методы, выделенные Лернером и Скаткиным относятся к общедидактическим методам.
Методы делятся и на частнодидактические (лекция, рассказ, беседа, работа с учебником, демонстрация натуральных объектов, трудовых операций, наглядных пособий, упражнения).
Объяснительно-иллюстративный метод обучения.
Состоит в том, что преподаватель разными средствами представляет познавательную информацию об объекте изучения, а учащиеся всеми органами чувств воспринимают ее, осознают и запоминает. Формами этого метода могут быть: рассказ, объяснение, беседа, лекция, работа с учебником, иллюстрация и демонстрация материала при устном изложении материала, демонстрация кино- и диафильмов, компьютерной презентации. Метод воспитывает внимательность, дисциплину, наблюдательность, терпение.
Репродуктивный метод обучения.
Предполагает составление учителем заданий для обучающихся на воспроизведение (репродукцию) ими знаний и способов деятельности (решение задач, воспроизводство опытов, выводов). Цель – воспроизведение действий по применению знаний на практике, деятельность по заданному алгоритму.
Воспитывает и развивает логику изложения, наблюдательность, систематичность в работе.
Проблемный метод обучения (метод проблемного изложения).
Проблемное изложение заключается в том, что педагог ставит проблему и сам раскрывает противоречивый путь и логику решения, предоставляя студентам контроль за логикой, побуждая к вопросам и показывая им доступный для них, более высокий уровень мышления. Суть метода в том, что обучающийся, следя за логикой изложения, усваивает этапы решения всей проблемы.
Проблемное изложение активизирует мышления. Учащиеся приобщаются к способам поиска знаний, включаются в атмосферу научного поиска и становятся как бы соучастниками научного открытия. Учащиеся являются активными слушателями.
Метод вырабатывает у студентов внимательность, наблюдательность, логика мышления.
Частично-поисковый (эвристический) метод обучения.
Его цель – постепенное привлечение обучающихся к самостоятельному решению проблемы, выполнение отдельных шагов решения поставленной учебной проблемы, отдельных типов исследований путем самостоятельного активного поиска. При этом подключить школьника к поиску можно на различных этапах занятия в зависимости от использованных приемов. Пути реализации этого метода:
А) Эвристическая беседа, т.е. вопросно-ответная форма взаимодействия учителя с учениками. В активизации познавательной деятельности обучающихся вопросы имеют едва ли не первостепенное значение. Суть эвристической беседы в том, что учитель заранее придумывает систему вопросов, каждый из которых стимулирует студента к небольшому поиску. Система заранее подготовленных вопросов должна удовлетворять определенным требованиям:
- максимально стимулировать познавательную активность учащихся;
- при этом школьник, используя имеющуюся базу знаний, должен при ответе стремиться к поиску новых сведений.
Только в этом случае ответ вызовет у школьника целенаправленный мыслительный процесс.
Учитель продумывает не только систему вопросов, но и предполагаемые ответы учащихся и возможные «подсказки» (например, «вспомните метод Сократа!).
Б) Выдвижение самими учащимися гипотез при решении учебных проблем.
Метод вырабатывает ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления.
Исследовательский метод обучения.
Учащимся дается познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая для этого необходимые методы и пользуясь помощью преподавателя.
Метод базируется на конструировании исследовательских заданий и проблемных задач, самостоятельно решаемых студентами с последующим контролем преподавателя. В основу метода положены принципы, разработанные академиком Занковым, среди них:
- преподавание на высоком научном уровне,  преподавание крупными блоками, опережение теоретических знаний, многократность повторения.
Метод вырабатывает ответственность, активность, самостоятельность, инициативность, инверсию мышления.
  В современной дидактике выделяют три большие группы методов (К. Бабанский)
1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности (словесные, наглядные, практические);
2) методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (методы стимулирования интереса к учению — мотивация; познавательные игры, учебные дискуссии; метод стимулирования долга и ответственности — метод разъяснения цели учебного предмета; требования к изучению предмета; поощрение и наказание в обучении);   
3) методы контроля и самоконтроля (методы устного контроля, самоконтроля, письменного контроля и самоконтроля, методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля).            
Выделяют также бинарные методы, которые классифицируют по двум формам:
- наглядной (методы наглядно-информационный, наглядно-проблемный, наглядно-практический, наглядно-эвристический, наглядно-исследовательский)
-  практической (методы практическо-эвристический, практическо-проблемный, практическо-исследовательский)
Эта классификация позволяет учителю действовать комплексно, находя тот набор методов обучения, который будет делать урок интересным.

На интересном уроке учащиеся сидят не шелохнувшись, они обычно игнорируют даже помехи - не отвлекаются; при отсутствии же интереса отвлечения постоянны. Сосредоточенность может достигаться и при отсутствии интереса - усилием воли, если это нужно; при интересе не нужно усилие воли, чтобы отвлечься от интересующего вопроса.

Желание как можно дольше заниматься данным предметом, нежелание прекратить занятие, урок также очень показательны для интереса. С разочарованием учащиеся встречают звонок, прерывающий интересный урок.

При восприятии заинтересовавшего материала ученик как бы соучаствует в ходе его изложения, сопереживает ход рассуждений учителя и нередко даёт об этом знать: нет – нет, да и вставит вопрос или как-то еще выразит своё отношение.9

Внешние признаки возникающего интереса не сразу удаётся распознать и отличить от сознательного внимательного вслушивания в трудное (и не всегда интересное) сообщение. Однако пристальный взор опытного учителя увидит особое оживление учеников при затронувшей их интересной теме, появление радости на лицах. По блеску широко открытых глаз одних, по напряженности, устремленности вперёд, чтобы лучше видеть, слышать у других, учитель поймёт, что ему удалось вызвать у своих учеников интерес.

Вторая группа признаков связана с изменением поведения учащихся в результате возникшего у них познавательного интереса вне урока.

После урока школьники не расходятся, а окружают учителя, задавая вопросы или высказывая собственные суждения по интересующей проблеме. Нередко беседы и споры возникают между самими учащимися. Учащиеся добровольно и охотно берут и выполняют задания для самостоятельной работы, выступают с докладами, сообщениями и т. д., читают соответствующую дополнительную литературу.

А что делает ученик дома, в свободное от занятий время? Как меняется под влиянием возникшего интереса весь его образ жизни? Об этом свидетельствуют критерии, выделенные нами в третью группу.

Учитель может узнать всё это из беседы с родителями, из посещения семьи учащегося, из собственных наблюдений поведения ученика вне школы, из беседы с самим учащимся. Всё это может быть показательным, если учитель выяснит что или кто побуждает его воспитанников заниматься дома чтением познавательной литературы, сочинением стихов и рассказов, конструированием или постановкой опытов - друзья, родители или собственное непосредственное желание заниматься этой деятельностью.

Необходимо отметить, что ни один из перечисленных признаков, взятый в отдельности, не является достаточным. Только по их совокупности можно судить о ступенях развития интереса.

Воспитание познавательного интереса.

Приступить к формированию интереса сразу, без подготовки соответствующей почвы - значит обречь свою работу на неудачу, так же как начать сеять даже отборное зерно в необработанную землю. На основании анализа литературы и наблюдаемых уроков мы выявили необходимые предварительные условия для формирования познавательного интереса.

Самая первая необходимость, которая возникает у учителя, желающего воспитать у учеников познавательный интерес, это создание материальных условий для успешного обучения. Это заботливое оборудование урока, без которого не может осуществляться нормально обучение, в том числе хорошо оборудованные кабинеты. Это и обстановка, располагающая к занятиям, организация жизни класса, упорядоченность работы - отсутствие спешки и одновременно потерь драгоценного времени, плотность урока, учению, которые на практике всегда так или иначе взаимодействуют между собой; для удобства изложения рассмотрим их по отдельности.

Воспитание эмоционально-положительного отношения к учению.

Один путь — создание положительных переживаний, связанных со всем тем, что сопровождает усвоение данного предмета, раздела, темы, то есть формирование эмоционально-положительного отношения к учению.

Этот путь особенно важен при полном отсутствии интереса к учению или к какой-либо области знания. Он является также существенным и даже основным на раннем этапе школьного обучения. Однако он не утрачивает своей важной роли на всех возрастных ступенях и даже для взрослых.

Как же создается эмоционально-положительное отношение к учению?

Положительное эмоциональное отношение обязательно должно быть связано со школой в целом. В его создании велика роль родителей. Особенное значение в создании положительного отношения к учению вообще, к школьным учебным предметам в частности приобретает личность учителя.

Обращаясь к облику выдающихся учителей, мы видим, что их отличают многие черты: трудолюбие, глубокие знания, у некоторых талант педагога, но самое главное - увлеченность своей профессией, любовь к детям. В свою работу вкладывают они весь жар души. Не будучи равнодушными, они не оставляют равнодушными и учащихся.10

Огромную роль в создании положительного эмоционального отношения к учению и учебному труду играет коллектив. Опираясь на него, учитель может привлечь к учению учеников, «выпадающих» из общей работы класса, равнодушных к учебному труду.

Немалую роль играет и отношение родителей к деятельности детей, подростков. Внимание старших, своевременная помощь, поддержка, одобрение содействуют развитию увлечения, успеху деятельности. А успех - сильнейший помощник интереса, он создаёт положительные переживания, становясь побудителем творческой активности.

Говоря о роли успеха в развитии интереса, необходимо учитывать следующее. Важно, каким трудом добыт успех. Слишком лёгкая работа хотя и приводит к успеху, но не даёт настоящего удовлетворения; она может скоро наскучить. Однако, и слишком трудная работа, приводя к неуспеху и отрицательным эмоциям, не способствует возникновению интереса. Трудное, но преодолимое, делает работу увлекательной и радостной: в этом же содержится залог будущего успеха к ней.

Выдающийся советский психолог Л. С. Выготский называл «зоной ближайшего развития» то, что ребёнок пока не может делать без помощи взрослого, но вскоре сможет делать самостоятельно. Только такие достижения, смотрящие в будущее, ориентированные не на пройденный, а на предстоящий этап в развитии ребёнка, могут его по-настоящему радовать.11



Создание сознательного отношения к учению.

Другой путь подготовки почвы для интереса — воспитание сознательного отношения к учению, понимания его значимости, его личного и общественного смысла. Этот путь идёт иногда вслед за первым путём - путём создания эмоционально-положительного отношения, а чаще в тесном взаимодействии и содружестве с ним. Наибольшее значение имеет он в среднем и особенно в старшем школьном возрасте. Как уже было сказано, обычно эти два пути - формирование эмоционального и сознательного отношения к учению так или иначе переплетаются и взаимодействуют в ходе учебно-воспитательной работы. Мы выделяем их здесь, чтобы нагляднее показать те средства, которые использует учитель в том и в другом случае при формировании положительного отношения к знаниям и к учению как предшественника познавательного интереса.

Еще раз подчеркнем - ни воспитанием любви ко всему, что связано с учебными занятиями, ни пониманием значения учебного труда и знаний еще не достигается эмоционально-познавательное отношение, идущее от самого познания, непосредственно мотивированной жажды знания и самостоятельного поиска нового. Но без этих предшественников - любви к учению и понимания смысла учебной работы - трудно воспитать познавательный интерес.

Теперь попытаемся выяснить, какими средствами учитель достигает сознательного отношения к учению.

Прежде всего, этим задачам служит рассказ учителя, в котором он раскрывает значение своего предмета и вообще учения, знаний для каждого человека, для всех людей, для всей страны.

Огромную роль играет привлечение на уроках современного материала, который придаёт обучению актуальность. Обсуждение задач, стоящих перед страной, материалов периодической печати, включение в это обсуждение проходимого в классе материала, разъяснение в свете общих целей и задач страны, содержания изучаемой учебной темы, - всё это укрепляет уважение к науке и способствует желанию заниматься ею.

Убежденность учащихся в пользе тех или иных знаний придаёт осмысленность тем или иным занятиям. Возникает очень важный «смыслообразующий мотив» (А. Н. Леонтьев), который помогает преодолеть трудности и глубже войти в учебную деятельность. Этот смыслообразующий мотив обеспечивает общую познавательную направленность школьника, хотя и не всегда непосредственно побуждает сесть за уроки. Однако без этой общей убежденности в необходимости учения - важнейшей обязанности школьника - его дальнейшее развитие будет недостаточно интенсивным.

Ученики средних и старших классов проявляют стремление к тому, чтобы обобщать, делать выводы. Их радует то, что их мышление развивается, укрепляется самостоятельность. Важно, чтобы учитель содействовал пониманию школьниками их собственного роста и тактично поддерживал их на этом пути. При таком отношении окружающих (не только учителя, но и родителей) уважение школьников к учению и знанию будет расти с каждым годом.

Внеклассная работа, проводимая учителями, имеет неоценимое значение в подготовке почвы для развития познавательных интересов. Формирование познавательных интересов - важнейшая задача внеклассной работы. Для этого последняя имеет много каналов, которые учителям хорошо известны.12

Глава II.  Практическое использование ИКТ на уроках истории, обществознания (из опыта работы).

1. Понятие информационных технологий.

Под информационными технологиями традиционно принято понимать комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, разрабатывающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации. Такое определение было предложено ЮНЕСКО.

В практике же обучения информационными технологиями называют все технологии, использующие специальные информационные средства (компьютерные, аудио-, видеоустройства и соответствующие материалы). Однако с началом активной компьютеризации образования появился термин «новая информационная технология обучения», которую иначе можно назвать компьютерной технологией. Среди целей, которые достигаются с помощью использования информационных (компьютерных) технологий, следует отметить поддержание и повышение качества образования, содействие развитию личности, комфортно чувствующей себя в условиях информационного общества, активизацию и индивидуализацию процесса обучения, повышение эффективности контроля знаний, оптимизацию труда учителя.

Использование новых образовательных информационных технологий открывает реальные возможности для построения образовательной системы, основанной на принципах открытого информационного пространства. Они создают основу для организации педагогом самостоятельной деятельности учащихся по анализу и обобщению информационного массива, например, исторического материала, при широком использовании индивидуальных и групповых форм организации учебного процесса.

Опыт работы показывает, что у тех учащихся, которые активно работают с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков и умений, анализа и структурирования получаемой информации. Тем самым реализуется задача перехода от «знаниевой» к «деятельностной» парадигме образования.



2. Возможности использования учителем информационных технологий.

Учитель часто сталкивается с проблемой нехватки наглядного материала для уроков: карты, схемы, таблицы, просто картины по истории, позволяющие стимулировать воображение ребенка.

Весь этот материал в большинстве своем довольно ветхий и обновляется нерегулярно.

Необходимая наглядность сегодня может быть перенесена на слайды презентации. Учитель имеет возможность сделать изучение материала более наглядным, интересным, проблемным.


Что же нужно для того, чтобы урок прошел с использованием информационных технологий (ИТ)?
         Как минимум один компьютер и проектор, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого проецируется на большой экран; учитель, владеющий компьютерными навыками ; CD диски, либо собственные разработки уроков (мультимедиа презентации).
При подготовке к урокам для создания презентаций я использую программу Power Point. Данный выбор объясняется, прежде всего, распространенностью данной программы и ее унифицированностью - любой человек имеющий представление о компьютере быстро может освоить работу в этой программе. Результаты внедрения данной инновации будут проанализированы в отдельном разделе данной работы, но уже можно сказать о том, что учащиеся с интересом относятся к предмету, пытаются создавать свои презентации к своим проектам, творческим работам, стали активнее принимать участие в различных конкурсах.
Разработка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме традиционного учебного занятия. Такие понятия, как сценарий урока, режиссура урока – в данном случае не просто новомодные термины, а важная составная часть подготовки к учебному занятию. Проектируя свой будущий мультимедийный урок, я продумываю последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является усиление наглядности. Это достигается широким использованием визуальных материалов (фото, плакаты, карты, иллюстрации и т.д.).

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории, обществознания, географии текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, что позволяет применять учителю и учащимся в творческой деятельности различные источники информации.

Применение презентаций Power Point на уроке приводит к целому ряду последствий:

- повышению уровня использования наглядности на уроке,

- активизации познавательной деятельности учащихся на уроке, развитию мотивационной сферы учащихся, лучшему усвоению учебного материала,

- установлению межпредметных связей с информатикой.

Применение презентаций возможно на разных этапах урока: при опросе домашнего задания, изучения нового материала, а также на этапе закрепления и обобщения знаний. Подобные задания можно проводить и как проверку знаний учащихся (правильные ответы показывая на следующем слайде уже после того как собраны тетради с ответами) и как самопроверку или взаимопроверку (учащиеся обмениваются тетрадями и оценивают друг друга, при этом на последующих слайдах показаны правильные ответы и система оценивания. Например, каждый правильный ответ – 1 балл. 5-6 баллов –отметка «3», 7-8 баллов – «4», 9-10 баллов – «5».)

 При создании компьютерных презентаций учителем должны соблюдаться основные принципы:

  - принцип наглядности (ученик должен хорошо представлять изучаемую эпоху или событие, явление)

  - принцип научности (электронный материал должен быть действительно необходимым для изучения того или иного материала, не должен носить развлекательный характер)

- принцип доступности (учебный материал должен быть адаптирован в соответствии с возрастной группой учащихся)

Целесообразно также использовать компьютерные презентации при разных формах урока, в том числе и нетрадиционных, таких как урок-путешествие, урок-КВН, урок-Брейн-ринг и др. Киселевой М.Ф. созданы презентации к курсам истории, обществознания. Перечень презентаций к урокам содержится в приложении №1. Уроки географии, созданные Киселевой М.Ф., можно посмотреть на сайте: http://ovver-kiseleva.narod2.ru Учитель географии может сам придумывать задания к практической работе учащихся с применением интерактивных контурных карт Российского общеобразовательного портала. Практическая работа по теме «Угольная промышленность России» (9 класс) http://atlas.edu.ru/kkr/su/375/


  1. Нанести на карту месторождения каменного, бурого угля

  2. Подписать названия основных угольных баз России

Памятка для учащихся по работе с интерактивной контурной картой в соответствии с целями и задачами данной практической работы находится в приложении №2.

Учитель географии может разрабатывать уроки с использованием программы Google Планета Земля.



Алгоритм создания мультимедийных презентаций содержится в приложении №3.

Мультимедийные презентации можно использовать как опорные конспектыОпорныйконспект по обществознанию ЕГЭ.ppt, электронные тренажеры для подготовки учащихся к ЕГЭПодготовка к ЕГЭ. Общество. ppt.ppt, как тестовые здания для самопроверкиТест в форме презентации по географии на тему Северный Кавказ.ppt. Проверка знаний проходит в режиме показа слайдов и ученик может сразу проверить свои знания: правильные и неправильные ответы отображаются определенными значками.

Во внеурочной деятельности компьютерные презентации можно использовать на часах общения, родительских собраниях, предметных декадах. Под руководством учителя учащиеся создают собственные презентации для защиты своих проектов, исследовательских, творческих работ.


Для проверки знаний учащихся также использую тесты, которые набираю в программе Microsoft Office Word Первая половина 19 века. 8 класс.doc, Северная Америка 7 класс.doc, критерии оценки тестовых заданий: отметка «5» - 90-100 %, отметка «4» - 77- 89 %, отметка «3»- 60-76 %.
3. Создание интерактивных тестов с помощью программы MyTest.

MyTest это система программ – программа тестирования учащихся, редактор тестов и журнал результатов – для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов,  выставления оценки по указанной в тесте шкале.

Программа легка и удобна в использовании. Любой учитель-предметник, даже владеющий компьютером на начальном уровне, может легко составить свои тесты для программы MyTest и использовать их на уроках.

При наличии компьютерной сети можно организовать централизированный сбор и обработку результатов тестирования, используя модуль журнала MyTest. Результаты выполнения заданий выводятся учащемуся и отправляются учителю. Учитель может оценить или проанализироватьих в любое удобное для него время.

Программа MyTest работает с различными типами заданий: одиночный выбор, множественный выбор, установление порядка следования, установление соответствия, ручной ввод числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении.

Программа состоит из трех модулей: Модуль тестирования (MyTestStudent), Редактор тестов (MyTestEditor) и Журнал тестирования (MyTestServer).



Модуль тестирования (MyTestStudent) является "плеером тестов". Он позволяет открыть или получить по сети файл тестом и пройти тестирование. Ход тестирования, сигнализация об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе.

Для создания тестов имеется очень удобный редактор тестов (MyTestEditor) с дружественным интерфейсом. С помощью редактора можно создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе настраивается процесс тестирования: порядок заданий и вариантов, ограничение времени, шкала оценивания и многое другое.



Для создания теста учитель открывает папку MyTestX →MyTest, затем файл MyTestEditor, выбирает вкладку вверху «Задание» →добавить, выбирает тип задания →OK, в открывшемся большом окне пишет вопрос, а внизу с отметкой правильного ответа варианты ответов. После того как задание готово нажимает внизу значок сохранить задание, затем выбирает вкладку вверху «Файл» →сохранить как→называет файл и сохраняет в любой папке среди своих документов.

Для начала тестирования ученик выбирает модуль тестирования MyTestStudent, нажимает вверху вкладку «Файл» →открыть (находит созданный учителем файл с заданиями), затем нажимает вкладку вверху «Тест» →начать тест, вводит свою фамилию, имя и класс, начинает тестирование, отмечая слева правильные ответы. После того как тест окончен, ответы учащегося оцениваются автоматически.

Журнал тестирования (MyTestServer) позволяет организовать тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде.

Каждый тест имеет оптимальное время тестирования, уменьшение или превышение которого снижает качественные показатели теста. Поэтому, в настройках теста, предусмотрено ограничение времени выполнения как всего теста, так и любого ответа на задание (для разных заданий можно выставить разное время).

Параметры тестирования, задания, изображения к заданиям – все хранится в одном файле теста. Никаких баз данных, никаких лишних файлов – один тест – один файл. Файл с тестом зашифрован и сжат. Таким образом, по сравнению с презентацией Power Point занимает мало места на диске.

И, наконец, при правильном отборе контрольного материала содержание теста может быть использовано не только для контроля, но и для обучения. Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.

Более подробную информацию о программе, а так же последнюю версию программы Вы можете найти по адресу http://mytest.klyaksa.net/ – раздел информационно-образовательного портала http://www.klyaksa.net/, посвященный этой программе. Все права на программу MyTest принадлежат её автору. Автор программы: Башлаков Александр Сергеевич, г.Унеча, Брянской обл. Программа MyTest распространяется бесплатно (Freeware). Любое образовательное учреждение, учитель и ученик могут бесплатно использовать программу на основе лицензионного соглашения без каких либо денежных отчислений. Копия программы находится на диске в папке MyTestX.

4. Результаты использования информационных технологий на уроке и внеурочное время.

Критерии оценки использования информационных технологий на уроке и внеурочной деятельности:

1. Критерий результативности. Показатели:

- повышение качества знаний (обученности) учащихся по предмету,

- стабилизация и рост достижений учащихся.

Методики: мониторинг качества знаний, экспертная оценка и объективные данные экзаменационных комиссий.

2. Мотивационный критерий. Показатель: повышение интереса к предмету через:

-активность учащихся на уроке,

- увеличение количества учащихся, занимающихся внеклассной работой: участие в олимпиадах, конкурсах (творческие работы, проекты).

Метод: наблюдение, психологическая диагностика учащихся.

Использование презентаций на уроке учитывает психофизиологические особенности учащихся, так как сориентировано на все каналы восприятия обучающихся: зрительный ряд презентаций сопровождаются рассказом учителя, музыкой, анимацией.

Внедрение информационных технологий в учебный процесс осуществлялось в следующие сроки:

2006-2007 гг.подготовительный этап (изучение теоретического материала по использованию ИКТ в школе, сбор материала для презентаций (рисунков, текстового материала),

2007-2008 гг.проектировочный этап (создание пакета презентаций к отдельным курсам истории и обществознания),

2008-2009 гг. экспериментальный (внедрение инновации),

2009-2010 гг.аналитический (подведение итогов).

Учащиеся имеют прочные, глубокие знания по предмету, у них сформированы стойкие познавательные интересы, развито умение самостоятельно решать возникающие проблемы и научно объяснять происходящие исторические процессы, полученные знания применяются на практике.



Динамика уровня обученности и качества знаний учащихся по истории (в %).









Динамика уровня обученности и качества знаний учащихся по обществознанию (в %)





Качество знаний учащихся подтверждается результатами административных контрольных работ, промежуточной аттестации.



учебный год

предмет

дата проведения

класс

качество знаний в %

СОУ в %

2005-2006

история

12-14.11.2006



93

72



94

82



88

75



87

84

10

95

87

2006-2007

история

16-25.12.2007



85

74




обществоз-

нание




86

80

2007-2008

обществоз-нание

13-26.12.2008

9

80,8

95,6

2008-2009

история

30.11.2009.

10

80

ср.балл 4,1

история

5.12.2009

8

90

ср.балл 4,2

общество

16.12.2009

8

92

ср.балл 4,65

2009-2010

история

19.03.2010

8

90

ср. балл 4,2

2010-2011

история

22.12.2010

9

92

ср.балл 4,7

Результаты участия учащихся гимназии в олимпиадах муниципального уровня:

учебный год

предмет

Ф.И. учащихся

класс

место

2004-2005

историческое краеведение

история


Ляшко С.
Гренькова Ю

9 А


III
VI

2005-2006

история

Гренькова Ю.

10 А

III

обществознание

Селезнева Е.

10А

II

Раскилас А.



IV

2006-2007

история

Гренькова Ю.

11 А

III

обществознание

Селезнева Е.

11 А

V




Раскилас А.

10Б

V

право

Кабанцова Е

11 А

VI

2008-2009

география

Белов Е.



III

2009-2010

обществознание

Довгань Е.

10 А

VI

2010-2011

география

Белов Е.

10 А

V

2010-2011

история

Меркулова А.

9 А

V


Результаты итоговой аттестации выпускников 9-х классов по истории и обществознанию:





Участие учащихся – членов НОУ «Искатель»

в олимпиадах, конкурсах, конференциях:


учебный год

количество

учащихся


Проекты, исследовательские работы, рефераты

2003-2004

2

  • Сафроницкий Андрей (9В класс) Всероссийский конкурс «Человек в истории. Россия- XX век». Городской тур – 1 место.

  • Галеева Ольга (10 класс). «Послевоенное развитие Республики Коми». VII республиканская конференция «Отечество – земля Коми». I место.

2004-2005

6

  • Тимофеева Анастасия (9Б класс) «Как мой дедушка спасал сына Сталина» конкурс «Человек в истории. XX век».

  • Ляшко Сергей (9А класс) «Стефан Пермский» (1 место)

  • Карманова Ксения (9А класс) «История жизни моего дедушки – зеркало шахты «Северная» V место на городской краеведческой конференции

  • Елсакова Диана (9А класс) «Личная жизнь Екатерины II» гимназическая конференция.

  • Мельник Оксана, Филенко Светлана (9 Б класс) «Человек и война» Всероссийский конкурс «Человек в истории. XX век».

  • Ларукова Анна (8Б класс) «Моя родословная» поощрительный диплом на республиканском конкурсе родословных коми народа

  • Русских Наталья (9А класс) «Реформы Петра I»

  • Югова Александра (9Б класс) «Моя родословная» Всероссийский конкурс «Человек в истории. XX век».

2005-2006

8

  • Ларукова Анна «Александр Невский» республиканская олимпиада по историческому краеведению Ш место.

  • Карманова Ксения «Репрессии». Гимназическая конференция.

2006-2007

9

  • Киселева Анастасия (7А класс) «Листая семейный альбом» III место в муниципальном туре всероссийского конкурса «Человек в истории. XX век» , «Иван IV Грозный»

  • Джаббаров Тофиг (10 Б класс) «Монархия «за» и «против», участник X республиканской конференции «Молодые исследователи – Республике Коми».

2007-2008

10

  • Советова И. (8 класс) - X международном фестивале «Детство без границ» (диплом участника)

2008-2009

12

  • Меркулова А. (7 класс) «Династия Романовых» – участие республиканском конкурсе-конференции «Молодые исследователи Республике Коми».

2009-2010

14

Участие в республиканском конкурсе «Я и моя жизненная позиция»

  • Киселева А. (10 класс),

  • Довгань Е. (10 класс),

  • Землянская А. (10 класс)

  • Участие в Молодежном чемпионате по истории (10 чел.), победитель республиканского тура среди 8 классов – Меркулова Алена.

2010-2011

17

  • Участие в городском конкурсе «Из истории переписи России» (Федирко С. – II место (8 кл.), Галимуллин Ф. – III место (9 кл.), Яковенко В. (7 кл.) – I место, Боброва И. – I место(7 кл.).

  • Участие в городском конкурсе «67-летию Воркуты» в номинации презентация – Юткина Е.(9 кл.).

  • Участие в городском конкурсе буклетов «Здоровье семьи – залог здоровья будущей жизни» (Шаповалова Е, 5 кл.).

  • Участие в Молодежном чемпионате по обществознанию (12 чел.)

  • Подготовка к Молодежному чемпионату по истории (10 чел.)

  • Участие в республиканском конкурсе исследовательских работ «Шаг в будущее» - Галимуллин Ф. (9 кл.) – вызван на очную конференцию в г.Сыктывкар

  • Участие в городском конкурсе «Крещенские чтения» - Юткина Е., Левончук Т. (9 кл.), Федирко С., Ульянов Е. (8 кл.)

  • Работа над проектами по истории (2 чел.), по обществознанию (7 чел.), по географии (2 чел.)

Использование мультимедийных технологий учителем требует от него определенных усилий по освоению новых технологий, что способствует эффективному повышению его квалификации. Участвую в работе методической службы гимназии (являюсь руководителем методического объединения учителей естественного цикла предметов), в опытно-экспериментальной работе гимназии.




Учебный год

Название конкурса, мероприятия

Результат

2004-2005

Конкурс инновационных педагогических разработок IV республиканской выставки «Школа – 2005»

Диплом I степени

2005-2006

Конкурс инновационных педагогических разработок IV республиканской выставки «Школа – 2006»

Диплом лауреата (III место)

2006-2007

Конкурс инновационных педагогических разработок IV республиканской выставки «Школа – 2007»

Диплом III степени (городской уровень), республиканский уровень – грант.

2007-2008

Конкурс инновационных педагогических разработок Республиканской выставки «Школа – 2008»

Диплом II степени (республиканский уровень).

2009-2010

Республиканский дистанционный Фестиваль педагогических идей «Информационные технологии в образовательном пространстве».

Сертификат публикации работы «использование компьютерных технологий на уроке истории» (на компакт-диске КРИРО и ПК).

2009-2010

Республиканский заочный конкурс «Образование: XXI век», посвященному Году Учителя в России.

В номинации «Научно-исследовательская деятельность педагога: применение информационных технологий» - II место.

   Оптимальное использование информационно-коммуникационных технологий на уроках истории, обществознания, географии стимулирует  мотивацию учения,  познавательный интерес учащихся, возрастает эффективность самостоятельной работы:

·     более 57% учащихся используют компьютерные программы и Интернет  для самостоятельной творческой работы (презентация нового материала, выступления на научно-практических конференциях, оформление исследовательских работ, иллюстрированных сборников проектов);

·     более 75% учащихся во время подготовки к ЕГЭ предпочитают компьютерное тестирование.

Учащиеся проявляют устойчивый интерес к истории и обществознанию. Рост мотивации к изучению предметов подтверждается результатами регулярного анкетирования учащихся:

учебный год

Количество

учащихся, которым

история, обществознание

необходимы для поступления в ВУЗ.



Количество учащихся,

которые хотели бы изучать

историю и обществознание

в большем объеме.



2004-2005

12%

12%

2005-2006

24%

27%

2006-2007

37%

31%

2008-2009

40 %

40%

2009-2010

42%

41%


Заключение.

   Главной целью своей педагогической деятельности я считаю формирование творчески мыслящей личности, способной к саморазвитию и самовыражению. Поэтому в своей работе я пытаюсь формировать и развивать творческие способности учащихся, развивать логическое мышление и умение адаптироваться в жизни, умение самостоятельно находить решение поставленных задач. Свою роль в процессе образования вижу в том, чтобы быть не просто источником информации, а капитаном, указывающим цель, задающим верный курс в организации самостоятельной работы учащихся. Развитие информационной компетентности является одним из приоритетных направлений деятельности современного педагога, и в своей педагогической деятельности я делаю все возможное для создания условий ее развития у своих учеников.

Данный опыт может быть рекомендован для использования учителям, которые готовы к осуществлению творческого подхода в обучении, готовы выйти за рамки программного материала, способны к саморазвитию, изучая инновационные  компьютерные технологии,  не боятся скрупулезной работы, требующей временных затрат.

Литература.
1. Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982. 192 с.

3. Бондаревский В..Б. Воспитание  интереса  к  знаниям  и  потребности  к самообразованию: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1985. - 144 с.

4. Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001.- 412 с.

5. Возрастная  и  педагогическая  психология:   Учебник  для  студентов  пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

6. Дайри Н.Г. Обучение истории в  старших   классах:    Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988. -256 с.

7. Дайри Н.Г. Как подготовить урок истории.— М., 1969.- 187 с.

8. Дайри Н.Г. Современные требования к уроку истории.— М., 1978.- 176 с.

9. Кухарев Н.В. На пути к профессиональному совершенству.— М., 1990. – 162 с.

10. Лейбенгруб П.  С.  О  переходе на новую  структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 36 - 37.

11. Лернер И. Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982. - 191 с.

12. Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979. -249с.

13. Морозова Н. Г. Воспитание познавательных интересов у детей в семье. М.: Просвещение, 1981. - 193 с.

14. Щукина Г.И.Познавательный интерес в учебной деятельности школьника. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1972. - 218 с.

15. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 2004.

16. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.


1 Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Метод, пособие для учителя. - М.: издательство ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001 г., с.104.

2 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса:

(Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982 г., с.34.



3 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982 г., с.14.

4 Методика обучения истории в средней школе: Пособие для учителей /Под ред. Н. Г. Дайри.- М.,1978 г., с.43.

5 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982 г., с.44.

6 Дайри Н.Г. Обучение истории в  старших   классах:    Познавательная активность учащихся и эффективность обучения. -М.: Просвещение, 1988 г., с.135.

7 Возрастная  и  педагогическая  психология:   Учебник  для  студентов  пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979 г., с.121-180.

8 Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов по спец. // С. А. Ежова, А. В. Дружкова и др. - М: Просвещение, 1986 г.

9 Морозова Н. Г. Учителю о познавательном интересе. М.: «Знание», 1979 г.

10 Бабанский Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса: (Метод. основы). - М.: Просвещение, 1982 г., с.32-38.


11 Возрастная  и  педагогическая  психология:   Учебник  для  студентов  пед. институтов / В. В. Давыдов, Драгунова Т. В., Л. Б. Ительсон и др.; Под ред. А. В. Петровского. - 2-ое изд. испр. и доп. - М.: Просвещение, 1979 г., с.48.

12 Лейбенгруб П.  С.  О  переходе на новую  структуру исторического и обществоведческого образования. // Преподавание истории в школе, 1993, № 4, с. 34-36.





скачать


Смотрите также:
Киселева Марина Федоровна, учитель истории, обществознания, географии моу «Гимназия №3» г. Воркуты
463.11kb.
Савицкая Елена Юрьевна
47.51kb.
С. В. Усикова, учитель истории и обществознания моу сош №11, станицы Кирпильской, Усть Лабинского района. Овеянные славою флаг наш и герб. Классный час
101.12kb.
Урок «Типы легитимной власти»
266.33kb.
Внеклассное мероприятие «Лаборатория естественных наук»
55.83kb.
Урок «Идеология как средство легитимности власти»
411.12kb.
Филиппова Надежда Васильевна Учитель географии и экономики моу «Бердигестяхская улусная гимназия»
516.99kb.
Развитие критического мышления учащихся на уроках истории и обществознания Учитель истории и обществознания моу «сош с. Ольшанка» Хороших Татьяна Борисовна
129.58kb.
Исследовательские методы обучения учащихся в курсе преподавания истории
105.58kb.
Урок по курсу истории средних веков в 6 классе «Могущество папской власти»
142.93kb.
Метод кластера в технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания
213.05kb.
Доклад подготовила Максименко Е. П., учитель истории, обществознания мбоу «сош№2» с. Александрия
97.65kb.