Главная стр 1
скачать
Классный час

в рамках недели православной культуры

«Праздники на Руси»

МБОУ СОШ №62 г.Липецк 5а класс

классный руководитель Котова О.В.
Задачи:

  1. Познакомить учащихся с историей праздников на Руси.

  2. Классифицировать праздники как государственные и церковные.

  3. Формировать умение искать информацию в справочниках, дополнительной литературе, интернете.

  4. Формировать умение создавать презентацию на заданную тему.

  5. Помогать учащимся проявлять свои способности в творческих заданиях.

  6. Привлечь родителей в помощь учащимся.

Оборудование:



  1. Компьютер, мультисистема, презентация.

  2. Доклады и творческие работы учащихся.

Ход классного часа.


1.Организация класса.

2.Вводная беседа.

- Сегодня мы с вами будем говорить о светлых и радостных событиях нашей жизни – о праздниках.

Что вы представляете, когда слышите слово «праздник»? (ответы детей)

Давайте подумаем, что есть праздник?
Русское слово “праздник” происходит от “праздно”, то есть “без дела”: сердце так переполнено радостью небесной, животворящей, торжествующей, что нет места для обыденных земных забот. А бывает и наоборот: дни сопереживания так полны скорби, что дела нет ни до каких земных занятий и трудов. Таково христианское, православное переживание и понимание роли праздника в нашей жизни.

Часто Церковь сначала нам сообщает пророчества о будущих событиях, так что содержание грядущего праздника становится все более и более ясным. В связи с чем, праздничные переживания не кончаются внезапно, а служат началом чего-то нового в нас. После праздника мы возвращаемся к обыденной жизни, в которой праздничные события находят отражение в наших обыденных делах.


В. Даль писал в «Толковом словаре»: «Праздничный день или праздник вообще, день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, праздничный по уставу церкви или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю».

У каждого праздника своя прелесть, свой нрав, свои краски, звуки и даже свой особый запах. У каждого праздника свои черты, своё время, своя идея. И взрослые, и дети живут в ожидании хорошего праздника – весёлого, нарядного, сюрпризного.

Царь Алексей Михайлович писал: «Делу время, и потехе час». Это выражение стало известной пословицей.
3.Значение праздника.

Для людей одинаково важно и время дел, деятельности и время потехи – праздника. А почему важно? Как вы думаете: зачем нужен праздник?(ответы детей)

Эскадроны будних дней возглавляют праздники. Без них жизнь безрадостна. У всех праздников одна примета: радость «миру», радость встречи с гостями, хлебосольного угощения, веселья.

Праздник напоминает о связывающих людей узах: семьи, школы, общества. В празднике звучит голос истории. Культура народа воплощается в музыке, песне, пляске.


4.Классификация праздников.

- Как вы думаете: много ли у нас праздников? Давайте их назовём.

(Дети называют, учитель прикрепляет на доску табличку).

День рождения Рождество

Новый год Крещение

День Защитника Отечества Масленица

Международный Женский день Пасха

Праздник Мира и Труда Троица

День Победы Праздник Ивана Купалы

День Знаний

День города

День согласия и примирения

День смеха
Почему я разделила праздники на две группы? (государственные и церковные (православные))

Мы назвали не все праздники. Их великое множество: и Валентинов день, и последний звонок, День Матери, день космонавтики и многие другие.


5.Исторические данные.

- А как же обстояло дело с праздниками на Руси?

1)На Руси никогда не было недостатка в праздниках. К концу 19 века в русском календаре на год приходилось 98 праздников.

2)Праздник в русской деревне прошлого (19 века) столетия составлял важную сторону общественной и семейной жизни Крестьяне говорили: «Мы целый год трудимся для праздника. Праздник считался временем слияния с божественным и приобщениям к ценностям истории.

3)Праздник считался обязательным для всех жителей, достигших зрелого возраста.

4)В праздниках запрещалось пахать, косить, жать, шить, убирать избу, колоть дрова, ткать. Те кто нарушал правила – строго наказывались: от денежного штрафа, битья плетьми, до изгнания из деревни.

5)В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века а век в определённом порядке.

6)Главный праздник – Пасха.

Были праздники великие: Рождество, Троица, Масленица; и малые ( связанные с началом крестьянских работ): сбор урожая, первый день сева зерновых и другие.

7)Различались праздники по своему происхождению. Были праздники церковные и местные. А также языческие праздники. Языческие обряды украшали русскую жизнь. Знаете ли вы, что слово хорошо и хоровод произошли от одного корня. От имени языческого бога солнца – Хороса.




  1. Сообщения учащихся о праздниках в сопровождении компьютерной презентации «Праздники на Руси»; демонстрация творческих работ, докладов.

8.Воссоздание праздника

- Давайте мы с вами попробуем воссоздать русский народный праздник. Как вы его себе представляете?

(Молитвы, угощения, скоморохи, коробейники, красочные шествия, театр, представления, состязания, хороводы, песни, игры, калядки…)

На хорошем празднике нет гостей – все хозяева.
– Кто созывает гостей на праздник? (скоморохи). Вот и у нас сегодня Максим Кобзев, Клим Бизяев и Вадим Бритвин - скоморохи.

(Мальчики в русских костюмах и шапках скомороха).

- Ой, вы гой еси, - Не для дела,

Люди добрые, Не для славы

В деле славные, Начинаются забавы.

Хороводные. Выходи на круг

Начинаем пляски И в кругу не трусь.

Хороводные. В землю бей каблук

Начинаем игрища Земляная Русь!

Народные.

- Выходите на круг парни с девками.

Да порадуйте нас припевками.

Скоморохи подготовили для вас русские народные загадки.


  1. Тебе дано, а люди им пользуются. (имя)

  2. Пять братьев, годами равные, а ростом разные. (пальцы)

  3. Чего хочешь – того не купишь. Чего не надо – того не продашь? (молодость и старость)

  4. В небо – дыра, в землю – дыра, а посередине – огонь и вода. (самовар)

  5. Кругло, да не месяц; зелено, да не дубрава; есть хвост, да не крот. (репа)

  6. Полон дом голубей, нет ни окон, ни дверей. (огурец)

  7. Весь мир кормит, а сама не ест. (мельница)

  8. Стучит, гремит, вертится

Никого не боится,

Считает свой век

Сам не человек. (часы)


  1. По дороге я шел,

Две дороги нашел

По обеим пошел. (штаны)



  1. Чего вокруг избы не обнесешь? (воду в решете)

  2. Чего из избы не вытащишь? (печь)

  3. Сидит на ложке, свесив ножки. (лапша)

– Жили Русские затейники

Их прозвали коробейники.

Почему? Кто они такие?

(Четверо ребят в русских костюмах с коробками. В коробках изделия выполненные ребятами на уроках труда). (Дети дарят поделки гостям и родителям).

- Российские жители,

Товаров не хотите ли?

У нас товары дивны,

Доставайте гривны.

Купцы – голубчики, Вынимайте рубчики.

Будем дело зачинать,

Ярмарку начинать!


- Подходи, покупай скорей.

У нас чайник без дна,

Только ручка одна,

- Китайский фарфор –

Был выкинут во двор.

- Фонарь на свечах,

На трёх кирпичах.

- Сорок кадушек слоёных лягушек.

- сорок амбаров сухих тараканов.

- Покупайте!


- Купите мамаша, папаша.

Рада будет деточка ваша.

В эту игрушку она поиграет.

Впредь никогда не зарыдает.

- Исключительно для вас

Этот славный русский квас.

- Кому пирожки, с пылу,

С жару, из печи?


Театральное представление «Петрушка».

– Кто главный герой ярмарки? Мы с вами изготавливали перчаточные куклы из папье-маше. Сегодня небольшой эпизод праздничного представления нам показывают Иноземцев Данила и Иванников Алексей (отрывок из кукольного спектакля «Петрушка и Цыган»)


Петрушка. А вот и ребятишки! Здорово, парнишки! Бонжур (Бонжур - добрый день (фр.)), славные девчушки, быстроглазые вострушки! И вам бонжур, нарумяненные старушки, моложавые с плешью старички! Я ваш знакомый — мусью фон-гер-Петрушка. Пришел вас позабавить, потешить и с праздником поздравить.
Появляется Цыган с лошадью.
Цыган. Здравствуй, мусью Петр Иванович! Как живешь-поживаешь, часто ли хвораешь?

Петрушка. А тебе какое дело? Уж ты не доктор ли?

Цыган. Не бойся, я не доктор... Я цыган Мора из хора, пою басом, запиваю квасом, заедаю ананасом!

Петрушка. А ты языком не болтай, зубы не заговаривай. Говори, что надо, да мимо проваливай.

Цыган. Мой знакомый француз Фома, который совсем без ума, говорит, что тебе хорошая лошадь нужна.

Петрушка. Это, брат, дело. Мне лошадь давно заводить приспело. Только хороша ли лошадь?

Цыган. Не конь, а диво: бежит-дрожит, спотыкается, а упадет — не подымается.

Петрушка. Ого-го! Вот так лошадь! Какой масти?

Цыган. Пегая с пятнами золотая, с гривою, лохматая, кривая, горбатая — аглицкой породы с фамильным аттестатом.

Петрушка. Ого-го! Такую-то мне и надо. Дорого ли стоит?

Цыган. По знакомству не дорого возьму: триста.

Петрушка. Что ты, дорого просишь?

Цыган. Сколько же дашь, чего не жалеешь?

Петрушка. Бери два с полтиной, да в придачу дубину с горбиной.

Цыган. Мало! Прибавь ребятишкам хоть на молочишко.

Петрушка. Хочешь сто рублей?

Цыган. Экой скупой! Прибавляй больше.

Петрушка. Хочешь полтораста с пятаком?

Цыган. Ну, да делать нечего, по рукам — давай деньги.

Голос Петрушки. Погоди капельку, кошелек затерял, (Появляется с дубиной и начинает бить Цыгана.)

Петрушка. Вот тебе сто, вот тебе полтораста! (Цыган убегает.) Лошадь совсем молодая! Ни одного зуба еще во рту нет, прощайте, ребята, прощай, жисть молодецкая! Я уезжаю. (Лошадь брыкается.) Тпру! Тпру! Стой, погоди! Тише, Васенька, а то я упаду и голову сломлю! (Лошадь сбрасывает Петрушку.) Ой, родимые, голубчики! Смерть моя пришла. Пропала моя головушка удалая!

- Ребята, вам понравилось на нашем празднике?

- Что понравилось? Почему?

- Получилось ли у нас воссоздать атмосферу русского народного праздника?

- А теперь давайте проверим: как хорошо вы работали и запомним полученные сведения.

9. Проверка знаний. Викторина.

Мы с вами сегодня много говорили о праздниках. Давайте проверим наши знания. (У каждого ученика тест).

1)Самый главный праздник на Руси:

А) Масленица

Б) Крещение

В) Пасха
2)Праздник Новый год:

А) церковный

Б) государственный
3)На Руси во время праздника:

А) Разрешалось работать

Б) Запрещалось работать
4)Какой праздник на Руси получил эпитеты: «Частная, широкая, весёлая»?

А) Троица

Б) Пасха

В) Масленица


5)Кто созывал гостей на праздник?

А) Скоморохи

Б) Крестьяне

В) Коробейники


6)Праздник окончился, хозяева устали, а гости не уходят. Что делать?

А) Открыть дверь настежь

Б) Спеть отходную песню

В) Выдать пряник разгоняй.


7)В каком месяце отмечается День Петра и Февронии – Всероссийский день семьи, любви и верности?

А)Февраль

Б)Май

В)июль


Г)Март
8)Какой цветок является символом нового праздника – Всероссийского дня семьи, любви и верности (Дня Петра и Февронии) ?

А)Роза


Б)Незабудка

В)Ромашка

Г)Лилия
9) Какой праздник православные отмечают накануне Великого поста?

А)Троица


Б) Масленица

В)Яблочный Спас

Г)Рождество Христово
10)Каким праздником на Руси заканчивается купальный сезон?

А)Иван Купала

Б)Петров день

В)Ильин день

Г) Калинов день
11) К какому христианскому празднику в советских семьях загодя запасали луковую шелуху?

(К Пасхе, чтобы красить яйца.)


12) 26 мая на Руси поминали Лукерью-комарницу. По какой причине она получила это прозвище?

(В этот день появляются комары.)



10.Вывод.

Без праздников немыслима жизнь. Чем сложнее и труднее жить, тем необходимее праздники, как потребность в радости, как повод встретится; и даже помириться. Если вдруг нарушились дружеские связи. Праздник – душа народа. Это одна из форм духовного и национального самовыражения.
скачать


Смотрите также:
Классный час в рамках недели православной культуры «Праздники на Руси»
86.44kb.
Классный час в рамках недели географии и биологии в начальных классах
54.77kb.
1. Языческая культура и ее традиции на Руси: верования, божества, праздники
213.6kb.
Классный час «Пасха любимый праздник на Руси»
79.01kb.
Классный час для учащихся 7 класса Цель: Воспитание уважения к традициям и праздникам православной культуры
128.09kb.
К модулю курса «орк и сэ» «Основы православной культуры». Представленный на конкурс материал проект поурочных планов модуля «Православные праздники»
473.93kb.
Классный час является прямой формой общения классного руководителя с учениками. Классный час может проводиться в форме
157.88kb.
-
73.95kb.
Программа по основам православной культуры за курс 7 класса
223.01kb.
Программа по Основам православной культуры за курс
123.2kb.
1. Заключение о равноапостольном великом князе Владимире. Служение и подвиг святого благоверного князя на Святой Руси
102.59kb.
Программа по курсу «Добрый мир православной культуры» разработана на основе учебных материалов и опыта преподавания предмета «Основы православной культуры»
452.9kb.