Главная стр 1
скачать
Методист № 2/2012 г.

МАТЕРИАЛЫ КОНКУРСА

«НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ: ПЕРВЫЕ ИТОГИ.

ТВОРЧЕСКИЕ ПОИСКИ. МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОЛКИ»
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ГУЛЕВИЧ И.И.,

методист МБУО ИМЦ ЗАТО

г. Североморск Мурманской области
В статье рассматривается понятие внеурочной деятельности с точки зрения требований ФГОС второго поколения, описаны основные этапы проектирования внеурочной деятельности, определены показатели эффективности проектирования внеурочной деятельности.

Ключевые слова: программа курса внеурочной деятельности, социально-педагогическое партнерство, межведомственное взаимодействие, показатели эффективности.
Внеурочная деятельность та составляющая ФГОС Н00, которая с момента утверждения стандарта претерпела наибольшие изменения. Сначала она входила в состав учебного плана, затем была вынесена за рамки учебного плана, наконец, план внеурочной деятельности определен одним из основных организационных механизмов реализации основной образовательной программы.

Приступая к проектированию внеурочной деятельности, необходимо осознать ее специфику. Для этого надо иметь четкие представления о сущности понятия «внеурочная деятельность», трактовки которого приведены в таблице 1.

Таким образом, при проектировании необходимо учитывать, что внеурочная деятельность:

• направлена:

– на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования;

– на решение задач воспитания и социализации школьников;

• организуется:

– с классом во внеурочное время;

– на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса;

– для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге, их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях;

– по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное);

– через формы, отличные от классноурочной.



Исходя из вышеперечисленных положений, в проектировании внеурочной деятельности условно можно выделить 2 этапа.
Таблица 1


Внеурочная деятельность

Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, со . циальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательного процесса

П. 19.10 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного Приказом Минобрнауки РФ от 06.10.2009 № 373(ред. от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 №2357)

Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС НОО следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классноурочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования

Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования» (с. 1)

Внеурочная деятельность объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации


Григорьев Д. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010. 223 с. С. 7. (Стандарты второго поколения).

Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге (праздники, вечера, походы и т.д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях

Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения / Сост.: СВ. Низова, Е.Л. Харчевникова. Владимир: ВИПКРО, 2010. 32 с.

Внеурочная деятельность ценностные знания и опыт, приобретаемые учениками в ходе участия в специально организованных беседах, классных часах, праздниках, экскурсиях, театральных представлениях, работе кружков и т.п.

Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2 кн. Кн. 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011. 192 с. С. 87. (Образовательная система «Школа 2100»).


I этап. Проектирование модели внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся (схема 1)

Проектирование модели внеурочной деятельности с учетом индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся включает:

• изучение запросов и потребностей участников образовательного процесса (исследование социального заказа);

• сопоставление внеурочных потребностей с возможностями образовательного учреждения;

• заключение договоров, соглашений о сотрудничестве с социальными партнерами.

В соответствии с положениями ФГОС Н00 внеурочная деятельность предусматривается в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся. В целях выявления интересов и увлечений младших школьников можно использовать диагностический инструментарий, представленный профессором Е.Н. Степановым1. На основе выявленных потребностей внеурочной деятельности проводится анализ возможностей школы на предмет соответствия выявленным запросам (табл. 2).

Таблица 2


Запросы участников образовательного процесса (социальный заказ)

(3)

Возможности образовательного учреждения

(В)

Рассогласование запросов и возможностей

(3>В)

Действия (Д), направленные на удовлетворение запросов

(В+Д= 3)

























При заполнении таблицы необходимо рассмотреть кадровые, материально-технические, финансовые условия образовательного учреждения, учесть, что внеурочная деятельность осуществляется через внутри школьную систему дополнительного образования, организацию деятельности групп продленного дня, классное руководство, деятельность иных педагогических работников (педагога-организатора, социального педагога, педагога-психолога, старшего вожатого).

С
хема 1

Заполненная таблица позволяет сопоставить запросы и ресурсы школы. Согласно п. 17 ФГОС НОО при отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта, обеспечивающих реализацию внеурочной деятельности, требует оформления соответствующих договорных отношений (договор, соглашение), определяющих выстраивание партнерских отношений.

В зависимости от возможностей образовательного учреждения, особенностей окружающего социума внеурочная деятельность может осуществляться по различным моделям, в том числе:

• непосредственно в образовательном учреждении по типу школы полного дня;

• совместно с учреждениями дополнительного образования детей, организациями культуры и спорта;

• в сотрудничестве с другими организациями и с участием педагогов образовательного учреждения (комбинированная модель).

Модель внеурочной деятельности должна создавать гармоничную среду, направленную на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении.


II этап. Проектирование содержания и организации внеурочной деятельности

Содержание и организацию образовательного процесса определяет основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО), разрабатываемая на основе примерной. Внеурочная деятельность представляет собой целостную систему. На схеме представлены положения разделов ООП НОО, обеспечивающие содержательные и организационные составляющие внеурочной деятельности (схема 2).

Остановимся подробнее на описании плана внеурочной деятельности и программы курса внеурочной деятельности, так как эти разделы были включены в структуру ООП НОО согласно последним изменениям ФГОС НОО.

Образовательное учреждение самостоятельно разрабатывает и утверждает план внеурочной деятельности, который, являясь организационным механизмом реализации ООПНОО, должен обеспечивать учет индивидуальных особенностей и потребностей обучающихся. План внеурочной деятельности образовательного учреждения определяет состав и структуру направлений, формы организации, объем внеурочной деятельности для обучающихся на ступени начального общего образования с учетом интересов обучающихся и возможностей образовательного учреждения. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы (экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.).

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

На основе предлагаемых в пособиях вариантов плана внеурочной деятельности можно выделить два подхода к проектированию этого раздела ООП НОО. Один основан на распределении форм внеурочной деятельности и количества часов плана по классам с учетом направлений и видов внеурочной деятельности (табл. 3, с. 20).

Если программы внеурочной деятельности носят интегрированный характер и включают в себя несколько направлений, то модель плана внеурочной деятельности может выглядеть следующим образом (табл. 4, с. 20)1.

Программы курсов внеурочной деятельности, как и программы отдельных учебных предметов, направлены на достижение планируемых результатов освоения ООП НОО, разрабатываются на основе требований к результатам освоения ООП НОО и программы формирования универсальных учебных действий. Структурные компоненты программы определены п. 19.5 ФГОС НОО и представлены в табл. 5 (с. 21).

При взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями создается общее программнометодическое пространство, рабочие программы внеурочной деятельности, которые должны быть сориентированы на планируемые результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования конкретного образовательного учреждения2.

Указанные особенности должны найти свое отражение в таких разделах программы, как планируемые результаты, программа формирования УУД, план внеурочной деятельности, программа духовно-нравственного развития, воспитания и программа

С
хема 2

Таблица

Вариант плана внеурочной деятельности




Направление внеурочной деятельности

Виды внеурочной деятельности внутри направления1

Формы внеурочной деятельности внутри

направления (п. 19.10 ФГОС HOO)

Кол-во часов

Учреждение, осуществляющее внеурочную деятельность

по классам

Всего

1

класс

2

класс

3

класс

4

класс

Общеинтеллектуальное

Познавательная деятельность

Школьное научное общество «На пути к Олимпу»
















ОУ

Олимпиады, интеллектуальные марафоны, предметные чемпионаты и т.п.
















ОУ

Спортивнооздоровительное

Спортивнооздоровительная деятельность

Секция ОФП
















ДЮСШ

Клуб «Неболейкина школа»
















ОУ

Социальное

Трудовая деятельность

Кружок «Начальное техническое моделирование»
















СЮТ

Проектная деятельность

«Играем, учимся, творим»
















ОУ

Проблемноценнностное общение

«В школу с улыбкой! (тренинги)
















ОУ

(психолог)



Общекультурное

Художественное творчество

Изостудия
















ДТ

Досугово-

развлекательная

деятельность


Праздничные тематические мероприятия
















ОУ

ДК


Духовнонравственное

Туристко-

краеведческая

деятельность


Экскурсии, походы, прогулки, выставки, акции, посещение музеев
















ОУ

УК


Всего (до 1350 часов за четыре года обучения)



















Таблица 4

Модель плана внеурочной деятельности



Программа

Форма

Состав и структура

направлений

Кол-во часов

В

С

Е

Г

О

Учреждение, осуществляющее внеурочную деятельность

по классам

Спортивно-оздоровительное

Духовно-нравственное

Социальное

Общеинтел-лектуальное

Общекультурное

1
К

Л

А



С

С


2
К

Л

А



С

С


3
К

Л

А



С

С


4
К

Л

А



С

С


Музей в твоем классе

Кружок, клуб, факультатив































ОУ

УК


Ключ и заря

Научный клуб































ОУ

Расчетно-

конструкторское бюро



Факультатив































ОУ

Путешествие в компьютерную долину

Проектная деятельность































ОУ

Изучение природы

Проектная деятельность































ОУ

Мы и окружающий мир

Научный клуб































ДТ

Путешествие в мир экологии

Интегрированный курс































ОУ

Город мастеров

Предметно-практическая мастерская































СЮТ

ВСЕГО (до 1350 часов за четыре года обучения)




















Таблица

Структурные компоненты программы курса внеурочной деятельности



Компоненты

программы

(п. 19.5 ФГОС НОО)

Содержание компонентов программы

Титульный лист

  • Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с уставом;

  • где, когда и кем утверждена программа курса (гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты));

  • название курса внеурочной деятельности;

  • возраст детей, на которых рассчитана составленная программа;

  • сроки реализации данной программы (общая продолжительность, этапы);

  • указание программы, на основе которой разработана данная программа курса, и ее авторов;

  • Ф.И.О., должность педагога, составившего данную программу;

  • название населенного пункта, в котором реализуется программа;

  • год разработки программы

Пояснительная

записка

  • Направленность программы;

  • концепция (основная идея) программы, заложенная в содержании курса, с учетом вида образовательного учреждения и контингента обучающихся;

  • обоснованность (актуальность, новизна, значимость);

  • общие цели с учетом специфики курса;

  • возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы);

  • основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования (при наличии таковых);

  • общая характеристика процесса: методы, технологии, формы обучения и режим занятий (дел);

  • логические связи данного курса с предметами (разделами) учебного (образовательного) плана, плана внеурочной деятельности;

  • система оценки достижений учащихся, инструментарий для оценивания результатов (используемые формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения по данной рабочей программе);

  • обоснование выбора учебно-методического комплекта для реализации рабочей программы (при наличии таковых);

  • приводится используемая в тексте программы система условных обозначений

Общая характеристика курса внеурочной деятельности

  • Указание на место и роль курса в обучении;

  • цели и задачи изучения курса

Описание места курса в плане внеурочной деятельности

В соответствии с планом внеурочной деятельности курс реализуется по направлению (ям)____________ в форме ________ (секция, кружок, клуб, мастерская и т.п.). Курс изучается с____ по____ класс по _____часов в неделю. Общий объем времени составляет _______часов.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Ценностные ориентиры начального общего образования отражают следующие целевые установки системы начального общего образования:

• формирование основ гражданской идентичности личности на основе;

• формирование психологических условий развития общения, сотрудничества на основе;

• развитие ценностно-смысловой сферы личности;

• развитие умения учиться;

• развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации



Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного курса

  • Ожидаемые результаты (приводятся в блоках «Обучающийся научится» и «Обучающийся получит возможность научиться»);

  • способы проверки ожидаемых результатов (диагностика результативности);

  • формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.)

Содержание курса

  • Перечень и название разделов и тем курса;

  • необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

  • содержание изучаемого курса (отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы);

  • основные изучаемые вопросы (с учетом социально-культурных особенностей и потребностей региона, в котором осуществляется образовательный процесс)

Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

  • Перечень разделов, тем программы, последовательность их изучения;

  • количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы, с указанием часов для аудиторных и внеаудиторных занятий;

  • основные виды деятельности обучающихся

Описание материально-технического обеспечения курса

  • Методические и учебные пособия;

  • оборудование;

  • дидактический материал;

  • литература, рекомендованная для учащихся;

  • образовательные диски;

  • электронные источники;

  • другое

формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Соблюдение этого требования позволит обеспечить единство проектируемой ООП НОО.

Исходя из положений ФГОС НОО, к показателям эффективности проектирования внеурочной деятельности могут быть отнесены следующие:

• соответствие запросам (обеспечение индивидуальных потребностей обучающихся, учет их интересов);

• соответствие стандартам:

– соответствие условий внеурочной деятельности требованиям ФГОС НОО (создание гармоничной среды, направленной на сохранение и культивирование уникальности каждого ребенка в постоянно меняющемся социальном окружении);

– соответствие содержания и организации внеурочной деятельности требованиям ФГОС НОО (использование форм внеурочной деятельности, способствующих становлению социального позитивного опыта ребенка; качество программ внеурочной деятельности (на какой результат претендуют программы));

– направленность внеурочной деятельности на применение формируемых УУД, ценностных ориентации и оценочных умений, социальных норм поведения (схема 3).

Литература

1. Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения / Сост.: СВ. Низова, Е.Л. Харчевникова. Владимир: ВИПКРО, 2010.

2. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010.

3. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного воспитания: проект / А.Я. Данилюк, A.M. Кондаков, В.А. Тишков. М.: Просвещение, 2009.

4. Десять базовых признаков эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2012.

5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: Пособие для учителя / Сост. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2010.

6. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2х кн. Кн. 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Баласс, 2011.

7. Письмо Министерства образования и науки РФ от 09.06.2012 № 03470 «О методических материалах по разработке и учебно-методическому обеспечению Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни основной образовательной программы начального общего образования».

8. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».

9. Приказ Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями и дополнениями).

10. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. 4е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012.

11. Рекомендации по организации внеурочной деятельности в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в Оренбургской области / Сост. М.Н. Крухмалёва, Ю.А. Ларченко, Е.С. Ракова, О.П. Широкова, А.И. Щетинская. Оренбург: ОДТДМ, 2011.

12. Содержание и структура образовательных программ ОУ, рабочих программ педагогов. Методическое пособие / Е.В. Губанова; Министерство образования Саратовской области; ГОУ ДПО «СарИПКиПРО». Саратов, 2008.

13. Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. URL: http://www.openclass.ru/node/221595

14. Структура рабочей программы педагога. URL: http:// www. cent robrrostov.ru/index.php?option=com_k2&view =item&id=477:norm doc8<emid=6

С
хема 3


НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАМКАХ ФГОС:

ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
САМОЙЛЕНКО Е.В.,

методист отдела сопровождения инновационной деятельности ГБОУ ДПО (повышения квалификации) специалистов

Центр повышения квалификации

«Ресурсный центр» городского округа Новокуйбышевск

Самарской области
В статье описана структура портфолио, предлагается образец Положения о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) обучающихся, которое можно использовать в работе школы. Ключевые слова: ФГОС Н00, портфолио ученика, Положение о портфолио.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС Н00) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В требованиях стандарта отражены основные результаты начального общего образования. К ним относятся: личностные, предметные и метапредметные результаты.

В соответствии с требованиями ФГОС НОО в школе разрабатывается система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся с целью итоговой оценки подготовки выпускников на ступени начального общего образования.

Идея самоценности детей младшего школьного возраста побудила разработчиков ФГОС ввести в образовательный процесс педагогическую технологию, позволяющую ребенку реализовать свой возрастной потенциал и индивидуальность. Это технология «Портфолио», которая обеспечивает личностно ориентированный подход в образовании.

Портфолио (от фр. porter излагать, формулировать, нести и folio лист, страница) досье, собрание достижений (Словарь иностранных слов).

Согласно «Новейшему словарю иностранных слов и выражений» портфолио может представлять собой:

• визитную карточку, т.е. совокупность сведений о человеке, организации и т.д.;

• досье, т.е. собрание документов, образцов работ, фотографий, дающих представление о человеке, организации и т.п.

Портфолио школьника это способ фиксации, накопления индивидуальных достижений школьника в определенный период его обучения. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные, как правило, на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены и т.д.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др.), и является важным элементом практико-ориентированного, деятельностного подхода к образованию. Использование такой формы оценки учебных достижений, как портфолио ученика, дает учителю возможность создать для каждого ученика ситуацию переживания успеха.

В процессе создания портфолио ученик перестает быть полностью зависимым от учителя, он становится более самостоятельным, так как у него постепенно формируется адекватная самооценка, ребенок учится сам себя оценивать.

Портфолио в начальной школе специальное образовательное пространство (место), в котором происходит совместная работа детей и учителя по накоплению, систематизации, анализу и представлению каждым учащимся своих результатов и достижений за определенный отрезок времени.

Цель портфолио показать, на что способен ребенок, увидеть «картину» значимых образовательных результатов в целом, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Задачи портфолио:

• создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки уверенности в собственных возможностях;

• максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, создание условий для его самореализации в различных областях школьной и внешкольной жизни;

• развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;

• формирование установки и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;

• стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Структура портфолио может быть разнообразной. Методисты ГБОУ ДПО ЦПК «Ресурсный центр» совместно с руководителями школьных методических объединений учителей начальных классов рекомендуют следующую структуру портфолио для школ образовательного округа:

1. Титульный лист.

2. Давайте познакомимся.

3. Копилка достижений.

4. Копилка творческих работ.

5. Отзывы и предложения.

1. Титульный лист.

2. Содержание (подготовлен готовый вариант содержания для данного портфолио).



I раздел. «Давайте познакомимся!»

• Мой портрет. (Здравствуйте! Это я. Помещаем фото ребенка, можно предложить ребенку нарисовать автопортрет)

• Личные данные.

• Мое имя.

• Моя семья. (Помещаем фото семьи ребенка, можно предложить ребенку самому нарисовать семью.)

• Безопасный маршрут «Дом школа». (Лучше нарисовать от руки вместе с ребенком, чтобы он лучше запомнил, какой дорогой добираться до школы. В каких местах надо быть более внимательным! Рисование схем само по себе является универсальным учебным действием и развивает пространственное мышление ребенка.)

• Мои лучшие друзья. (Помещаем фото друзей, можно предложить ребенку самому нарисовать друзей.)

• Тайны моего характера.

• А когда я вырасту, я буду вот такой. (Предполагается, что ребенок сам нарисует себя карандашами, каким он видит себя в будущем.)

• Мои увлечения. (Рамочки можно заполнить фотографиями, рисунками или аппликациями ребенка о любимых видах деятельности. Здесь же в рамочки можно поместить фотографии с занятий кружков, которые посещает владелец портфолио. На листке в клетку следует прокомментировать картинки, которые вы поместите в рамочки или дополнить, чем еще любит заниматься ребенок.)

• Мои кружки, секции, клубы.

• Мое участие в школьных праздниках и мероприятиях (два варианта для мальчиков и девочек).



II раздел. «Копилка достижений»

• Перечень сертифицированных документов (после 13й страницы (Перечень достижений) оставьте пустые файлы для грамот, дипломов и других сертифицированных документов).

• Оригиналы или копии наград.

• Работы, которыми я горжусь (по предметам).



1. Выборки детских работ – формальных и творческих, выполненных в ходе обязательных учебных занятий по всем изучаемым предметам, а также в ходе посещаемых обучающимися факультативных учебных занятий, реализуемых в рамках образовательной программы образовательного учреждения. Обязательной составляющей портфеля достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по отдельным предметам. Остальные работы должны быть подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий. Примерами такого рода могут быть работы:

по русскому языку и литературному чтению, иностранному языку диктанты и изложения, сочинения на заданную тему, сочинения на произвольную тему, аудиозаписи монологических и диалогических высказываний, «дневники читателя», иллюстрированные «авторские» работы детей, материалы их самоанализа и рефлексии и т.п.;

по математике математические диктанты, оформленные результаты миниисследований, записи решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, математические модели, аудиозаписи устных ответов (демонстрирующих навыки устного счета, рассуждений, доказательств, выступлений, сообщений на математические темы), материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по окружающему миру дневники наблюдений, оформленные результаты миниисследований и минипроектов, интервью, аудиозаписи устных ответов, творческие работы, материалы самоанализа и рефлексии и т.п.;

по предметам эстетического цикла аудиозаписи, фото и видеоизображения примеров исполнительской деятельности, иллюстрации к музыкальным произведениям, иллюстрации на заданную тему, продукты собственного творчества, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по технологии фото и видеоизображения продуктов исполнительской деятельности, аудиозаписи монологических высказываний-описаний, продукты собственного творчества, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.;

по физкультуре видеоизображения примеров исполнительской деятельности, дневники наблюдений и самоконтроля, самостоятельно составленные расписания и режим дня, комплексы физических упражнений, материалы самоанализа и рефлексии и т. п.

2. Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения универсальными учебными действиями, которые ведут учителя начальных классов (выступающие и в роли учителя предметника, и в роли классного руководителя), иные учителя-предметники, школьный психолог, организатор воспитательной работы и другие непосредственные участники образовательного процесса.

III раздел. «Копилка творческих работ»

• Перечень представленных работ;

• оригиналы или фотографии творческих и научных работ (Как поместить поделку с выставки в папку портфолио? Конечно, сфотографировать ее!)

IV раздел. «Отзывы и пожелания»

Ничто так не повышает самооценку ребенка, как положительная оценка педагогом его стараний. К сожалению, дневники школьников пестрят либо нелицеприятными замечаниями, например: «Не готов к уроку!», либо ничего не отражающей похвалой: «Молодец!». А что, если вместо того же «Молодец!» дать небольшой отзыв в портфолио? Например: «Принял активное участие в подготовке к внеклассному мероприятию «Цена Победы»; «Выучил и великолепно рассказал стихотворение»; «Самостоятельно подготовил стенгазету, при этом привлек к оформлению своих товарищей». Можно добавить лист отзывов, где все участники образовательного процесса могут высказать свои рекомендации и пожелания.


Нельзя считать структуру портфолио определенной раз и навсегда. Cтруктура портфолио определяется его целью, безусловным творческим подходом. Портфолио является важным мотивирующим фактором обучения, так как при любой структуре оно организовано таким образом, что нацелено на демонстрацию прогресса.

С помощью портфолио можно определить личностный рост школьника, способствовать активному участию ребенка в процессе его обучения и воспитания, сформировать ключевые компетентности, необходимые человеку для успеха.

Педагогу и родителям это дает возможность:


  • оценить стартовый и последующие уровни ребенка, учесть индивидуальные особенности и возможности ребенка;

  • оказать помощь ребенку при подборке материалов для комплексного портфолио;

  • проводить мониторинг продвижения воспитанника в освоении образовательной программы, так как можно вместе с ребенком просматривать материалы, обсуждать результат каждой работы, оказывать помощь в подборе необходимой информации.

Можно добавить по желанию ребенка некоторые другие разделы, например, «Работы, которыми я горжусь» (тексты, рисунки, фотографии). Важно помещать в портфолио работы, которые демонстрируют индивидуальный прогресс ученика в начале, середине и конце курса обучения. Например: «Так я писал раньше», «Так я пишу теперь», «Мое творчество» (творческие работы: рисунки, фотографии поделок и т.п.), «Наши праздники» (творческие отчеты с фотографиями, рисунками о конкурсах, праздниках, играх по станциям), «Путешествия по городу» (фоторепортажи об экскурсиях, творческие домашние задания по итогам экскурсий), «Книги, которые я прочитал» (отзывы о прочитанных книгах), анкеты, тесты, «Оценка и самооценка моей деятельности за год» отзывы о ребенке классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования, их рекомендации, осмысление самим ребенком своего духовного, интеллектуального и творческого роста, саморегуляция поведения и эмоциональной восприимчивости.

Портфолио становится точкой соприкосновения во взаимодействии «учитель ученик родители», а работа над его составлением интересным духовным взаимообогащением. Большая часть работ, которые помещаются в папку достижений, рождается в классе, в совместной деятельности с учителями, одноклассниками, а отзывы, фоторепортажи и т.п. выполняются дома с помощью заинтересованных родителей. Успех совместной работы над портфолио зависит от общего настроя на подобный вид сотрудничества всех участников процесса, от выбора форм работы, от учета индивидуальных особенностей ребенка. В таком случае создание портфолио превратится не в коллекционирование отчетов и справок, а в увлекательный рассказ о ребенке с целью повышения его творческого потенциала.

Сотрудниками Центра было составлено и предложено школам округа Положение о портфолио (индивидуальной накопительной оценке) обучающихся (приложение), в которое были включены следующие разделы:

1. Общие положения.

2. Цель портфолио.

3. Задачи портфолио.

4. Функции портфолио.

5. Порядок формирования портфолио.

6. Структура портфолио.

7. Оформление портфолио.

8. Критерии оценки достижений учащихся.

В сентябре 20112012 учебного года каждому первокласснику Поволжского образовательного округа было заведено портфолио. И весь год оно пополнялось необходимыми материалами. Надеемся, что эта работа продолжится и в следующих учебных годах и принесет только радостные впечатления и воспоминания о проведенных годах в школе.


Литература

1. О направлениях учебно-методической работы в 20102011 учебном году. Информационно-методическое письмо / Науч. ред. В.И. Безруков, Е.П.Бельчикова. Самара: ГОУ СИПКРО, 2010.

2. Кочкина Н.А. Внедрение технологии «портфолио» в образовательный процесс ДОУ. М., 2010.

3. Проскурина ТВ. Портфолио ребенка как один из видов работы с родителями. Тобольск, 2011.

4. Рекомендации Министерства образования и науки РФ.

5. Уханова О. Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития. СПб., 2012.

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М.: Просвещение, 2010.

7. www.solnet.ee



8. http://school1884.ru

1 Степанов Е.Н. Методические советы по организации внеурочной деятельности учащихся начальных классов. URK: http://www.openclass.ru/node/221595

1 Идея взята из книги: Десять базовых признаков эффективного управления. Реализация стандарта второго поколения. / Под общ. ред. Р.Г. Чураковой. М.: Академкнига/Учебник, 2012.

2 Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / Сост. Е.С. Савинов. 4–е изд., перераб. М.: Просвещение, 2012. С. 235.

1 Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: Просвещение, 2010.




скачать


Смотрите также:
Конкурса «новые образовательные стандарты: первые итоги. Творческие поиски. Методические нахолки»
330.81kb.
«Новые образовательные стандарты, как средство развития учащихся»
91.32kb.
Сборник Стратегические ориентиры развития районной социально-психологической службы в 2011 2012 учебном году
231.3kb.
1 Деятельность администрации по управлению и контролю
182.04kb.
Образовательные стандарты второго поколения
286.96kb.
«Формирование культуры здорового образа жизни в начальной школе. Новые образовательные стандарты в физической культуре»
150.08kb.
Новые образовательные стандарты: цели образования и результаты обучения
77.21kb.
Проект«Переход на новые образовательные стандарты»
120.63kb.
Принимать участие педагогов и школьников в дистанционных олимпиадах и конкурсах
558.45kb.
Закона РФ «Об образовании» ст. 7 «Федеральные государственные образовательные стандарты»
96.71kb.
Система образования статья 10. Структура системы образования
16.28kb.
Приложение №2 Проект «Новые образовательные стандарты: новое качество образования»
155.57kb.