Главная стр 1


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ-ОТЗЫВ

На конкурс «ИнтерЭКОправовая АБВГДейка” представляется научная работа «Водное право Японии» Н.А. Загребина и Н.А. Моисеевой. Оба автора являются студентами факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова, кафедры управления природными ресурсами. Оба автора имеют предыдущее образование в схожих, но различных дисциплинах: в геологии и географии. Для участия в конкурсе «ИнтерЭКОправовая АБВГДейка” авторами предложена новая работа, представляющая анализ системы водного права Японии и дающая повод для размышления над возможностями развития водного права в Российской Федерации в контексте международного права. Работа представлена в форме реферата объемом 18 стр.



Содержание.

  1. Система управления водными ресурсами – 3.

  2. Новый закон о Реках – 4.

  3. Правовая база управления водными ресурсами и водохозяйственными системами – 13

  1. Освоение водных ресурсов – 13.

  2. Правовое регулирование в области водохозяйственных систем -14.

  3. Обращение со сточными водами – 14.

  4. Правовые документы, обеспечивающие контроль состояние водных объектов, а также природоохранное управление – 15.

  5. Правовая база для управления водными ресурсами в критических ситуациях -17.

  6. Правовые системы для обеспечения эффективного и систематического проведения освоения водных ресурсов – 18.




  1. Спискок литературы - 19



Система управления водными ресурсами в Японии.
Управление реками в Японии осуществляет Министерство строительства и региональные органы власти — префектуры. Система управления децентрализована, но государственная политика в сфере использования и охраны водных ресурсов определяется правительством страны.

Очевидной целью управления речными ресурсами закон Японии считает охрану речной среды. Специфика управления водохозяйственной деятельностью Японии в том, что все реки разбиты на два класса: класс А (наиболее важные для народного хозяйства реки) и класс В (эти реки не входят в речные бассейны рек класса А, но важны для общественного блага); каждая река имеет Совет реки и администратора реки. Администратором рек класса А является министр строительства. Администраторами рек класса В являются префекты. Плата за пользование речными ресурсами, если и устанавливается, то решением префекта, по утверждённым правительством страны нормам, и полностью остаётся в бюджете префектуры. Реки Японии, как водные объекты, не могут находиться в частной собственности, а могут быть только в общественной [1].



Юридическим основанием для управления рек в Японии является Закон от 10.07.1964 №167 «Закон о реках» и вступивший в силу 1 апреля 1965 года.


Закон о реках был впервые введен в действие и обнародован в 1896 г. и известен под именем старого Закона о реках. Это был один из наиболее ранних, всеобъемлющих и современных речных кодексов в мире.
Существенное отличие новой версии от старого закона заключается в учет социальных и экономических аспектов. Он покрывает все аспекты управления реками, а именно: контроль наводнений и смягчение ущерба; использование и развитие водных ресурсов; управление землями и речной водой, включая системы разрешений на зону охраны и использование воды; охрану речной среды. Последняя поправка к закону включает охрану речной среды как очевидную цель управления рекой. Закон о реках подкреплен соответствующими постановлениями правительства, Министерства строительства, другими приказами и инструкциями.

В пересмотренном в 1997 году Законе о реках «улучшение и охрана речной среды» устанавливается одной из целей данного закона. В новой версии закона «создание ориентированных на природу речных узлов» стало основной целью улучшения состояния рек. В настоящее время выполняются работы по исключению или, если не возможно, сведению к минимуму изменения здоровой среды обитания при обеспечении необходимого уровня безопасности от наводнений и создать такие условия, при которых можно восстановить здоровую речную среду.


ЧАСТЬ I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели Закона о реках

Целью Закона о реках является вклад в охрану земель, развитие страны и, следовательно, общественную безопасность и благосостояние путем всестороннего управления реками для предотвращения ущерба от наводнений, высоких приливов и т. п., правильного использования рек, поддержания нормальных функций речной воды путем сохранения и поддержания экологии водотоков.


Статья 2. Принципы управления рекой

Река является общественной собственностью и ее охрана, использование и другие формы управления должны производится тщательно для достижения целей, заявленных в предыдущей статье.

Речная вода не может быть субъектом частного права.
Статья 6. Водоохранная зона

Термин “водоохранная зона” означает площадь, имеющую одно из следующих предназначений:

(1) Площадь, по которой постоянно протекает речная вода или земли, где топография, условия для произрастания растительности и другие условия подобны условиям земель, где постоянно протекает вода (включая земли по берегам рек, но исключая земли, где такие условия являются временными в момент наводнения или других аномальных природных явлений).

(2) Участок земли, примыкающий к сооружениям по управлению рекой;


Статья 7. Управляющий рекой

Вводится термин “управляющий рекой” или “администратор реки”


Статья 8. Речные работы

“Речные работы”, как он используется в Законе, означает работы, выполняемые на реке для повышения общественной выгоды или снижения общественных потерь, вызванных речными водами.


ЧАСТЬ II-1. УПРАВЛЕНИЕ РЕКАМИ
РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПРАВИЛА (касающиеся управления реками класса А и В, а также ведения документации и установления правил эксплуатации сооружений по управлению рекой).
РАЗДЕЛ 2. РЕЧНЫЕ РАБОТЫ
Статья 16-1. Фундаментальная политика управления рекой

Фундаментальная политика управления рекой должна обеспечить всестороннее управление рекой, принимая во внимание частоту ущерба от наводнений, настоящее состояние использования водных ресурсов, их развитие и экологию реки и координируя действия с всеобъемлющим Национальным планом развития.


Статья 16-2. План развития реки

Администратор разрабатывает план развития реки (здесь и далее именуемый как “план развития реки”) для участка, где такое развитие необходимо в соответствии с фундаментальной политикой развития реки.


Статья 22-2. Восстановление высоких стандартных дамб на земле третьей стороны

В случае повреждения высоких стандартных дамб в зоне их расположения или если существует риск их повреждения и если это повреждение или его возможность вызывают существенные помехи в управлении рекой, администратор или лицо, уполномоченное администратором, может утвердить меры по восстановлению дамб на земле третьей стороны до степени, достаточной для исключения помех, или другие меры, такие как земляные работы, необходимые для восстановления и сохранения дамб и устранения любых объектов, которые вызывают или могут создать помехи.


РАЗДЕЛ 3. ПРАВИЛА И ОГРАНИЧЕНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ РЕКИ

ПОДРАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 23. Разрешение на использование речной воды

Лицо, желающее использовать речную воду, должно получить разрешение администратора реки, как это детально изложено в приказе Министерства строительства.


Статья 24. Разрешение на занятие земли

Лицо, желающее занять землю в пределах речной зоны (исключая землю, управляемую лицом, отличным от администратора на основе занимаемой им должности) должно получить разрешение администратора, как это детально описано в приказе Министерства строительства.


Статья 25. Разрешение на выемку земли, камня и т. п.

Лицо, желающее произвести выемку земли и камня (включая песок) в пределах речной зоны, должно получить разрешение администратора, что детально описано в приказе Министерства строительства. Это же положение применимо к лицам, желающим изъять другие продукты реки (не землю или камни), что определено постановлением правительства в пределах речной зоны.


Статья 26. Разрешение на строительство в пределах речной зоны

Лицо, желающее построить, реконструировать или переместить сооружение на земле в пределах речной зоны, должно получить разрешение администратора реки, что детально описано в приказе Министерства строительства. То же относится к лицам, которые желают построить, реконструировать или переместить сооружение для накопления воды или создавая ее застой в эстуарии реки вблизи моря.


Статья 27. Разрешение на земляные работы

Лицо, желающее проводить земляные работы, изменяющие форму земной поверхности в речной зоне или насаждать или вырубать деревья в речной зоне, должно получить разрешение администратора в соответствии с положениями приказов Министерства строительства. Это не применимо для случаев мелких или простых работ, определенных постановлениями правительства.

На благоприятные действия (укрепление берегов деревьями) не распространяется действие предыдущего утверждения
Статья 28. Запрещение, ограничение и разрешение на сплав леса/бамбука и навигацию судов/кораблей

Сплав леса или бамбука, а также прохождение по реке судов и плотов может быть запрещено или подлежать обязательному разрешению администратора в случае его компетенции, постановлению правительства в случае реки класса А или главы префектуры в случае реки класса Б.


Статья 29. Запрещение, ограничение и разрешение действий, могущих создать помехи управлению рекой

Действия, которые могут создать помехи управлению рекой, воздействуя на направления, чистоту, сток, ширину, глубину и т. п. воды в реке, могут быть запрещены или ограничены, либо подлежат разрешению администратора, а в соответствующих случаях - постановлению правительства.


Статья 30. Использование разрешенных сооружений

Лицо, которое строит или реконструирует плотину или другое сооружение может использовать это сооружение только после проверки администратором.


Статья 32. Плата за использование речной воды

Префект может собирать плату за использование речной воды, плату за занятие земли, плату за выемку земли и камня и плату за выемку других речных продуктов с лиц, которые получили разрешение согласно статьям 23-25 с учетом рек, расположенных на территории, подчиненной префектуре.

Нормы для размера оплаты за использование речной воды и т. д. и необходимые аспекты, касающиеся сбора платы, должны быть зафиксированы постановлением правительства.
Статья 33. Наследование статуса

Лицо, которому передаются земля или деревья, получившие утверждение согласно статьи 26 или статьи 27, или земля, на которой должно быть построено сооружение, или деревья, которые должны быть посажены согласно вышеупомянутому утверждению (здесь и далее именуемое как утвержденное сооружение и т. д.) от лица, владеющего соответственным утверждением, наследует права и привилегии, допускаемые данным утверждением, которыми пользовалось лицо, владевшее данным утверждением.

Это также применимо к лицу, получившему право использовать утвержденное

сооружение через аренду или другими средствами от лица, которое владело данным

утверждением.

Любое лицо, наследующее статус согласно положениям двух предшествую-

щих параграфов, должно уведомить администратора реки об этом факте в течение 30

дней со дня наследования.


Статья 34. Передача прав

Ни одно право не может быть передано без получения утверждения администратора реки.


ПОДРАЗДЕЛ 2. УДОВЛЕТВОРЕНИЕ ЗАЯВКИ НА

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОДЫ
Статья 39. Представление мнения заинтересованных водопользователей

реки

Когда заинтересованный пользователь реки получает уведомление об утверждении принятого заявления на использование воды, он может представить администратору реки свое мнение относительно использования воды, уточнив ущерб, который он может испытать в результате водопользования, что может быть в деталях предусмотрено приказом Министерства строительства.


Статья 41. Компенсация ущерба, связанного с водопользованием

В том случае, когда лицо страдает от ущерба в результате выданного разрешения, лицо, получившее данное разрешение на водопользование должно выплатить компенсацию ущерба.


Статья 42. Консультация по поводу компенсации ущерба

1. Относительно компенсации ущерба согласно положению предшествующей статьи, касающейся заинтересованного пользователя реки, необходимо, чтобы лицо, владеющее разрешением на водопользование и заинтересованный пользователь реки провели консультацию по этому поводу.

2. В случае не достижения соглашения посредством консультации, заинтересованные стороны могут просить постановления администратора реки, как детально описано в постановлении правительства.

3. В случае выдачи постановления в соответствии с предшествующим параграфом, администратор реки может, если просьба, исходящая от заинтересованного пользователя реки, о том, что должно быть установлено приспособление для предотвращения ущерба с целью компенсировать этот ущерб и он, выслушав мнение лица, владеющего разрешением на водопользование, сочтет, что просьба обоснованная, дать постановление о том, что лицо, владеющее разрешением на водопользование, установит приспособление для предотвращения ущерба путем закрепления функции, масштаба структуры, места установки приспособления и т. д. для предотвращения ущерба.

4. Когда администратор реки намерен выдать постановление согласно § 2, он сначала должен выслушать мнение Комитета по экспроприации префектуры, на территории которой находится участок земли, где заинтересованный пользователь реки будет ею пользоваться.

5. Любое лицо, которое не удовлетворено постановлением согласно § 2, может, в течение 60 дней со дня, когда вышло постановление, требовать его изменения через суд.

6. В ходе судебного расследования в соответствии с предыдущим параграфом другая заинтересованная сторона должна стать ответчиком.

7. Постановление суда согласно положению § 5 не предотвратит водопользование или выполнение проекта водопользования.


Статья 43. Ограничение накопления и изъятия воды из реки

Ни одно лицо, владеющее разрешением на водопользование, не должно накапливать или брать воду из реки до тех пор, пока оно не компенсирует ущерб лицу, предоставившему свою претензию.


Если лицо, которое должно получить денежную компенсацию, потребует ее, то лицо, владеющее разрешением на водопользование, должно уплатить сумму денег, установленную согласно его собственной оценке и внести разницу между суммой денежной компенсации согласно постановлению и его суммой.

ПОДРАЗДЕЛ 3. ПОЛОЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К ПЛОТИНАМ
Статья 44. Сохранение действующей функции реки

В случае, когда условия реки меняются в результате строительства плотины и прежние функции реки снижаются во время разлива, лицо, построившее, должно установить приспособления, необходимые для сохранения упомянутых функций согласно указаниям администратора реки, или принять другие меры.


Статья 45. Мониторинг гидрологического состояния

Лицо, владеющее плотиной для водопользования, зафиксированной постановлением правительства, должно построить оборудование для наблюдения и должно наблюдать за горизонтом, расходом воды и атмосферными осадками согласно стандартам, которые зафиксированы постановлением правительства.


Статья 47. Правила работы плотины

Когда хозяин плотины для водопользования намерен использовать плотину с целью накопления или изъятия воды из реки, он должен установить правила для ее работы и получить одобрение администратора реки касательно этих правил, которые в деталях описаны постановлением правительства. То же применимо в случае, когда он намерен изменить правила.

Работа плотины для водопользования должна проводиться согласно правилам ее работы.
Статья 49. Подготовка и ведение эксплуатационной документации

Владелец плотины должен вести эксплуатационную документацию по плотине, хранить ее и в случае необходимости представлять администратору реки, как это детально определено приказом Министерства строительства.


Статья 50. Назначение управляющего плотиной

В случае, если владелец плотины использует ее для накопления или отбора речной воды, он должен назначить управляющего плотиной - инженера, обладающего квалификацией, обозначенной в постановлении правительства для надежного проведения эксплуатации, содержания и других аспектов управления плотиной.


РАЗДЕЛ 4. ЗОНА ОХРАНЫ РЕКИ
Статья 55. Ограничения в пределах зоны охраны реки

Лицо, намеревающееся производить действия, подпадающие под один из следующих пунктов, должно получить разрешение администратора, что детально определяется приказом Министерства строительства. Однако это неприменимо в случае действий по постановлению правительства.

(1) Земляные работы на берегах, рытье каналов или другие действия, изменяющие форму земной поверхности.

(2) Строительство или реконструкция сооружений.


РАЗДЕЛ 5. ПРОЕКТНАЯ РЕЧНАЯ ЗОНА
Проектная речная зона - участок земли, который должен быть включен в речную зону для производства речных работ.
Статья 57. Ограничения в пределах проектной речной зоны

Лицо, намеревающееся производить действия, перечисленные в следующих пунктах, должно получить разрешение администратора, что детально может определяться приказом Министерства строительства.

(1) Земляные работы на берегах, рытье каналов или другие действия, изменяющие конфигурацию поверхности;

(2) Строительство, реконструкция или перенос сооружения;

(3) Выемка земли, камня или других материалов сверх нормы на 1 м2, как определено постановлением правительства.

В случае, если лицо несет убытки, вызванные ограничением его действий в соответствии с положением предшествующего параграфа, администратор должен компенсировать его убытки, которые будут вызваны таким ограничением.


ЧАСТЬ II-2. ПРОСТРАНСТВЕННАЯ РЕКА
Пространственная речная зона - речную зону, включая четко определенное надземное или подземное пространство.
Статья 58-3. Пространственная зона охраны реки

Когда администратор считает необходимым охрану сооружений по управлению рекой на площади, обозначенной как пространственная речная зона, он может обозначить четко определенное надземное или подземное пространство, примыкающее к пространственной речной зоне, как пространственную зону охраны реки.


Статья 58-4. Ограничения в пределах пространственной зоны охраны реки

Лицо, намеревающееся предпринять действия, перечисленные ниже, в пределах пространственной зоны охраны реки, исключая действия, определенные постановлением правительства, должно получить разрешение администратора, что может быть определено приказом Министерства строительства.

(1) Земляные работы на берегах, рытье каналов или другие действия, изменяющие конфигурацию поверхности;

(2) Строительство или реконструкция сооружения.


Статья 58-5. Проектная пространственная речная зона

Если администратор считает необходимым проведение речных работ, он может обозначить в качестве проектной пространственной речной зоны надземное или подземное пространство в связи с упомянутыми речными работами.

Обозначение проектной пространственной речной зоны производится не раньше, чем работы будут четко определены планом их выполнения.

Когда администратор обозначает проектную пространственную речную зону, он должен уведомить общественность об этом, как это может быть определено приказом Министерства строительства. Это применимо также в случае изменения или отмены сделанного обозначения.


Статья 58-6. Ограничения в пределах проектной пространственной речной зоны
Лицо, намеревающееся предпринять действия, перечисленные ниже, в пределах проектной пространственной зоны реки, исключая действия, определенные постановлением правительства, должно получить разрешение администратора, что может

быть определено приказом Министерства строительства.

(1) Земляные работы на берегах, рытье каналов или другие действия, изменяющие конфигурацию поверхности;

(2) Строительство или реконструкция сооружения.

В случае, если лицо несет убытки, вызванные ограничением его действий в соответствии с положением предшествующего параграфа, администратор должен компенсировать его потери.
Статья 58-7. Специальная речная зона, чье обозначение определено администратором реки

После определения администратором подземного и надземного пространства в пределах проектной пространственной зоны реки, еще до того, как зона стала пространственной зоной реки, это пространство рассматривается как пространственная речная зона для целей применения этого Закона. Однако, штрафные санкции могут быть применены лишь в случае наличия постановления по этому поводу.


ГЛАВА III. ФИНАНСОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ АДМИНИСТРАЦИИ РЕКИ
Статья 70-2. Распределение затрат между определенными водопользователями реки

Администратор реки может заставить лиц, использующих воду реки путем строительства или расширения своих собственных сооружений покрыть часть затрат, необходимых для речных работ, соединяющих две или более рек (далее называемые связыванием рек), для улучшения состояния речной воды, которые устраняют или уменьшают общественные потери, вызванные речной водой и обеспечивают воду определенным водопользователям реки (за исключением речных работ, которые связаны со строительством сооружений по управлению рекой для накопления в ней воды) и покрыть часть затрат, необходимых для эксплуатации сооружений по управлению рекой, установленных в результате речных работ, в рамках лимита выгоды, полученной ими от речных работ.


ГЛАВА IV. НАДЗОР
Статья 75. Меры по надзору и приказы
Если выясняется, что лицо, которому выдается разрешение или одобрение согласно положений данного Закона, постановления правительства или распоряжения префектуры, основанного на этом Законе, подпадает под один из следующих пунктов, то администратор реки может аннулировать разрешение или одобрение, внести в него какие-либо изменения, приостановить его действие, изменить его условия или добавить новые условия, или приказать этому лицу прекратить работы или другие действия, перестроить или убрать сооружения (включая, пришвартованные лодки и корабли, нарушающие положения статьи 24), установить сооружения или предпринять шаги, необходимые для устранения или предотвращения вреда, который может быть или уже вызван работами или другими действиями, сооружениями, или восстановить реку до ее первоначального состояния:
Статья 78. Представление отчетов от держателей разрешения и инспекции

администратора реки
Министр строительства или администратор реки могут для соблюдения Закона заставить лицо, которому было выдано разрешение или одобрение согласно положений данного Закона, постановления правительства или распоряжения префектуры, основанного на данном законе, представить отчет, необходимый для управления рекой, или в пределах полномочий, данных этим Законом, разрешить официальный доступ к месту работ, на которые было выдано разрешение или одобрение, либо в офис или мастерскую лица, которому было выдано разрешение или одобрение, и проверить действительное состояние работ, сооружений, журналов, документов или других материалов, необходимых для инспекции.
ГЛАВА VI. СМЕШАННЫЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ
Статья 89. Занятие земли третей стороны с целью управления рекой
Министр строительства, соответствующий глава префектуры, или лицо, которое назначено или уполномочено Министром строительства или, по возможности, главой префектуры, может, если необходимо, выполнять исследования по определению реки класса А, реки класса В, речной зоны, зоны охраны реки, проектной речной зоны, пространственной зоны охраны реки или проектной пространственной речной зоны, или выполнять управление рекой, включая речные работы и эксплуатацию реки, занимает землю другого лица или временно использует в качестве складского помещения или мастерской, которые не используются для других специфических целей.


ГЛАВА VII. ШТРАФНЫЕ САНКЦИИ
Статья 102. Действия, облагающиеся наказанием в виде принудительных работ сроком не более чем на 1 год или штрафом в размере не более чем 500 000 йен

Лицо, подпадающее под любой из следующих параграфов, должно наказываться принудительными работами сроком не более чем на один год или штрафом в размере не более 500 000 йен.

(1) Лицо, использующее речную воду в нарушение положений статьи 23.

(2) Лицо, которое строит, реконструирует или переносит сооружение в нарушение положений статьи 26.

(3) Лицо, которое проводит строительные работы или роет каналы или совершает другие действия, которые нарушают форму поверхности земли, или производит вырубку деревьев в нарушение положений статьи 27.
Статья 103. Действия, облагающиеся наказанием в виде принудительных работ сроком не более чем 6 месяцев или штрафом в размере не более чем 300 000 йен

Лицо, подпадающее под любой из следующих параграфов, должно наказываться принудительными работами сроком не более чем на 6 месяцев или штрафом в размере не более 300 000 йен.

(1) Лицо, которое препятствует восстановительным работам в нарушение положений статьи 22-2.

(2) Лицо, использующее сооружение в нарушение положений статьи 30.

(3) Лицо, которое препятствует вступлению на землю или временному использованию земли в нарушение положений статьи 89.
Статья 104. Действия, облагающиеся наказанием в виде принудительных работ сроком не более чем на 3 месяца или штрафом в размере не более чем 200 000 йен

Лицо, подпадающее под любой из следующих пунктов, облагается наказанием в виде принудительных работ сроком не более чем на 3 месяца или штрафом в размере не более чем 200 000 йен.

(1) Лицо, нарушающее положение статьи 55, предпринимая любые действия, запрещенные в зоне охраны реки.

(2) Лицо, нарушающее положение статьи 58-4, предпринимая любые действия, запрещенные в пространственной зоне охраны реки.



Статья 105. Действия, облагающиеся штрафом в размере не более чем 300 000 йен

Лицо, подпадающее под любой из следующих пунктов, облагается штрафом в размере не более чем 300 000 йен.

(1) Лицо, которое не придерживается инструкций, изложенных в положениях статьи 44.

(2) Лицо, использующее плотину для запаса или сбора воды без получения на это разрешения в соответствии с правилами эксплуатации, указанными в первой части статьи 47.

(3) Лицо, использующее плотину в нарушение положений статьи 47.

(4) Лицо, получившее одобрение в соответствии со статьей 23, статьи 26, статьи 55 или § 1 статьи 58-4 посредством обмана или другими незаконными методами.

(5) Лицо, использующее сооружение, прошедшее заключительную проверку в соответствии с положениями § 1 статьи 30, на основе обмана или других незаконных методов.
Статья 106. Действия, облагающиеся штрафом в размере не более чем 200 000 йен

Лицо, подпадающее под любой из следующих пунктов, облагается штрафом в размере не более чем 200 000 йен.

(1) Лицо, отказывающееся вести записи или представлять отчет или которое представляет фальшивый отчет в нарушение положений статьи 49.

(2)Лицо, использующее плотину для запаса или сбора воды без разрешения начальника по надзору как указанно в статьи 50.

(3)Лицо, которое строит, реконструирует или переносит сооружение в нарушение положений статьи 26. на земле в проектируемой речной зоне, которая определяется как речная зона в соответствии с положениями статьи 58 или в надземном или подземном пространстве в проектируемой пространственной речной зоне, которая определяется как надземное или подземное пространство в пространственной речной зоне, в соответствии с положениями статьи 26.

(4) Лицо, которое проводит строительные работы или роет каналы или совершает другие действия, которые нарушают структуру земли, или производит вырубку деревьев в нарушение положений статьи 27 на земле в проектируемой речной зоне, как указывалось в предыдущем параграфе или в надземном или подземном пространстве в проектируемой пространственной речной зоне, как указывалось в том же параграфе.

(5) Лицо, которое в нарушение положений статьи 30, использует сооружение, которое было построено или реконструировано на земле в проектируемой речной зоне, как указанно в параграфе (3) или в надземном или подземном пространстве в проектируемой пространственной речной зоне, как указанно в том же параграфе.

(6)Лицо, не представляющее отчет или представившее фальшивый отчет или уклоняющееся или протестующее против проверки, в соответствии со статьи 78, в нарушение положений выше указанного параграфа.


Статья 107. Обязательства работодателя и юридического лица

Если юридическое лицо, агент или/и служащий или любое другое лицо, работающее на юридическое или физическое лицо, нарушило любое положение статей 102-106, связанное с деятельностью юридического или физического лица, то должен быть наказан не только нарушитель, но также и юридическое или физическое лицо штрафом, определенным соответствующей статьей.


Статья 109. Установление штрафных санкций в правительственных положениях или правилах префектуры

Правительственное постановление или правила префектуры, установленные на основе положений статьи 28 или статьи 29, могут устанавливать необходимые штрафы.

Штрафы в рамках правительственного постановления, указанные в предыдущем параграфе должны выражаться в принудительной работе сроком не более чем на 6 месяцев, штрафом не более чем 300 000 йен, арестом или меньшим штрафом. Штрафы в рамках правил префектуры должны выражаться в принудительной работе сроком не более чем на 3 месяца, штрафом не более чем 200 000 йен арестом или меньшим штрафом. [2]
Правовую базу управления водными ресурсами и водохозяйственными системами составляют следующие юридические документы, которые мы условно разделим на две группы (в зависимости от времени вступления в силу):
Первая группа – 1945 – 1969 годы:
Полное освоение водных ресурсов плотинами и т.д. (создание организаций по водопользованию):


  • Закон о полном освоении национальных земель (1950)

  • Закон о государственной ирригационной корпорации Аичи (1955)

  • Закон о плотинах многоцелевого назначения (1957)

  • Закон о развитии освоения водных ресурсов (1961)

  • Закон о государственной корпорации по освоению водных ресурсов (1961)

Водопользование и предотвращение оседания грунта:



  • Закон о мелиорации земель (1949)

  • Закон о развитии источников энергии (1952)

  • Закон о промышленных водах (1956)

  • Закон о водоснабжении (1957)

  • Закон о предприятиях промышленного водоснабжения (1958)

  • Новый Закон о реке (1964)

Вторая группа – 1970 – 2000 годы:


Развитие водоемов:

  • Акт о специальных мерах по полному освоению озера Бива (1972)

  • Закон о специальных мерах по водоемам (1973)

Охрана качества воды и природы:



  • Поправка к закону о сбросных водах (1970)

  • Закон о контроле над загрязнением воды (1970)

  • Закон о специальных мерах по охране качества воды в озерах (1973)

  • Основной закон о природе (1993)

  • Закон об источниках воды для водоснабжения (1994)

  • Закон о качестве воды в верховье (1994)

  • Поправка к закону о реках (1997)


Освоение водных ресурсов.
Закон о содействии освоению водных ресурсов и речные системы для освоения воды

Исходя из Закона о содействии освоению водных ресурсов, семь речных систем (реки Тоун, Аракава, Тойокава, Кисо, Йодогава, Йошино и Чикуго), где появилась необходимость в широкомасштабных мерах по улучшению водоснабжения в ответ на развитие промышленности и увеличение городского населения, были выделены как системы для освоения водных ресурсов. На каждой выделенной системе создаются базовые планы освоения водных ресурсов (полные планы) и продвигается комплексное освоение и рациональное использование водных ресурсов.


Базовый план освоения водных ресурсов

Следующие пункты включены в Полный план. Эти пункты определяются решением Кабинета на базе консультаций с соответствующими министерствами, заслушивания мнения префектов и исследований, проводимых Национальным Советом по освоению земель:


1. Прогнозы спроса на воду и цели водоснабжения по видам водопользования.

2. Основные аспекты, относящиеся к строительству сооружений, требуемых для

достижения целей водоснабжения.

3. Другие важные моменты.


Правовое регулирование в области водохозяйственных систем.
Поскольку строительство плотины влечет за собой затопление больших площадей и как следствие потери не только земли, но и жилищ, а также целых общин, основное воздействие строительства направлено на жителей затопленных земель и жителей прилегающих зон.
Краткое содержание Закона о специальных мерах для развития зон, прилегающих к водохранилищам (1973)
Цель

Посредством построения пригодной для жизни среды, промышленной базы и т.д. в зонах, прилегающих к водохранилищам, где сильно изменятся базисные условия из-за строительства плотин и т.д. и посредством предотвращения ухудшения качества воды в водохранилищах стабилизировать образ жизни и улучшить благосостояние пострадавших жителей и тем самым продвигать строительство плотин и т.д. и содействовать освоению водных ресурсов и охране национальных земель.


Видения зон, прилегающих к водохранилищам

С позиций стабильных гидрологических систем необходимо сделать зоны, прилегающие к водохранилищам и являющиеся источниками воды для всего речного бассейна, привлекательными.

Видения зон, прилегающих к водохранилищам, составляются для каждой плотины в виде планов действий для реализации независимых и устойчивых работ по обновлению этих зон, подразумевая, что плотины являются центровыми сооружениями местного оздоровления.
Обращение со сточными водами.
Закон о канализационных системах, устанавливающий роль местных властей в качестве исполнительной организации, национального правительства и обеспечивающий правовую основу для развития канализационной сети.
1958 - Пересмотр закона о канализационных системах, определяющий задачей развития канализационной сети предотвращение затопления и улучшение общественной гигиены, а также обеспечивающий правовую базу для национальной программы субсидий. Закон о канализационных системах был пересмотрен в 1958 году для обеспечения правовой базы сбора платы с пользователей в местный бюджет, введения обязательного подсоединения домов к канализационным системам и перехода на смывные туалеты, а также регулирования качества воды стоков с заводов и других сооружений в канализационную систему.

Обязательное подсоединение домов:

Если построены канализационные сооружения, владелец имущества в зонах охвата канализацией должен без промедления подсоединить дом к этим сооружениям.

Переход на смывные туалеты:

Владелец зданий с туалетами в форме земляных ям в зоне, охваченной канализацией, должен перейти на смывные туалеты в течение 3 лет.
1970 - Пересмотр закона о канализационных системах, определяющий охрану качества воды в общественных водоемах целью развития канализационной сети и вводящий обязательную очистку сточных вод. Было введено комплексное бассейновое планирование канализационных систем и региональных канализационных систем для осуществления работ с перспективой бассейна.

В результате канализационная система устанавливается в качестве национального минимального объекта с бассейновыми характеристиками.


Непосредственно поправки касались следующих аспектов:
- Для достижения стандартов качества воды префектуры составляют комплексные бассейновые планы (комплексное бассейновое планирование в отношении развития канализационных систем (региональные канализационные системы)).

- Для региона, указанного в вышеупомянутом бассейновом плане, отдельные проекты по канализационным системам должны быть совместимы с планом.

- Создание единой системы канализации там, где сбрасываются и очищаются сточные воды с более чем двух муниципалитетов.
В 1983 году был введен Закон Жокасо для гарантирования надлежащего производства, установки, поддержания и управления индивидуальной (местной) системы очистки. В частности для регулирования производства, установки, инспектирования и очистки локальных отстойников. В 1994 году по положениям населенные пункты были установлены основными регулирующими единицами для установки и управления Жокасу.
На национальном уровне в 1958 году были приняты Закон об охране качества воды и Закон о регулировании заводских сточных вод (известные в Японии как «два закона о качестве воды»). Эти действия дали начало правовому регулированию качества воды. Однако регулирование, предусматриваемое этими двумя законами, ограничивалось ситуациями, в которых ущерб от деградации качества воды уже проявился, и не носило упреждающий характер для предотвращения ухудшения качества воды. Поэтому эти законы не могли обеспечить достаточный охват в отношении охраны окружающей среды.
Правовые документы, обеспечивающие контроль состояние водных объектов, а также природоохранное управление.
Закон о контроле над загрязнением воды и создание Природоохранного управления

В 1967 году был принят Основной закон о контроле над загрязнением окружающей среды, который определил подход в направлении продвижения комплексных мероприятий по предотвращению загрязнения.

Так называемая сессия, посвященная сокращению загрязнения в 1970 году, провела резкий пересмотр законодательства по контролю над загрязнением, введя Закон о контроле над загрязнением воды для решения проблемы деградации качества воды.

Этот закон представлял полное изменение двух законов о качестве воды, вводя единообразный национальный контроль и более.

На следующий год было создано Природоохранное управление (с 2001 года Министерство окружающей среды), которое отвечало за руководство работами по охране качества воды с позиций охраны окружающей среды. В то же время были установлены нормы по охране окружающей среды для качества воды, а для уточнения административных целей были введены стандарты качества окружающей среды, включая

показатели общего состояния и показатели живой окружающей среды.


Некоторые положения Закона о контроле над загрязнением воды от 1970 года:
1. Меры для преодоления административной позиции, направленной на исправление, а не предупреждение

• Переход от регулирования в заданных областях на национальное регулирование

• Единые стандарты для сточных вод и более строгие муниципальные стандарты для стоков

2. Ужесточенное регулирование для обеспечения строгого соблюдения стандартов

• Прямые штрафы за нарушение стандартов

3. Унификация правовой системы по существу


В 1988 году в закон о контроле над качеством воды были введены поправки для предотвращения загрязнения подземных вод токсичными веществами.

В 1993 году были значительно расширены и ужесточены стандарты качества окружающей среды (показатели общего состояния) для предотвращения загрязнения общественных водоемов химическими веществами. Что касается охраны качества воды, префектуры начали проводить постоянный мониторинг загрязнения подземных вод на базе Закона о контроле над загрязнением воды с 1989 года. Исходя из степени риска, были установлены объекты, за которыми следует «вести мониторинг» и объекты, которые следует «осматривать» и проводится поэтапный мониторинг водных ресурсов. Кроме того, 23 объекта были определены как «объекты, для которых необходим мониторинг», не подлежащие напрямую соблюдению природоохранных стандартов, но по которым необходимо продолжать сбор данных.

Помимо этого, в 1996 году в закон были введены поправки и были предприняты организационные шаги для выполнения мероприятий по очистке загрязненных подземных вод.
Охрана источников сырой воды
По Закону о выполнении проектов по охране качества водных ресурсов для водоснабжения и другим законам поощряются различные проекты, ориентированные на сохранение источников сырой воды для водоснабжения. Сюда входят канализационные системы, дренажные сооружения для хозяйств, «очистка сточных вод на местах», очистные работы на реках и т.д., из которых берется вода для водоснабжения.

Отдельные местные власти также проводят различные мероприятия, такие как издание указов для сохранения источников сырой воды, создание фондов охраны источников сырой воды, участие в лесоразведении на территории источника воды и другие меры для сохранения качества воды в источниках для общественного водоснабжения.


Закон о водах для промышленного использования и Закон о регулировании откачки подземных вод для использования в зданиях накладывают ограничения на забор подземных вод в выделенных областях возникновения нарушений, связанных с подземными водами. Более того, по распоряжению местных властей осуществляется контроль откачки подземных вод. В северной равнине Канто, равнине Ноби и равнине Чикуго-Сага, где распространена и сильно выражена просадка грунтов, были приняты комплексные меры на базе «Правил предотвращения просадки грунтов», установленных на различных министерских совещаниях.
Правовая база для управления водными ресурсами в критических ситуациях.
Управление наводнениями


  • Принятие в 1886 году Закона о реках

Для смягчения крупного ущерба от наводнений правительство непосредственно вовлечено в важные речные работы, руководит и контролирует муниципалитеты при управлении рекой.


  • Принятие в 1955 году акта о крайних мерах по охране лесов и борьбе с наводнениями.

По закону были осуществлены долговременные и систематические инвестиции в работы по борьбе с наводнениями.


  • Принятие в 1949 году акта о борьбе с наводнениями.

Ущерб от наводнений был смягчен путем сочетания инфраструктурного развития, борьбы с наводнениями и эвакуации общин, а также повышения осведомленности граждан о мерах по борьбе с наводнениями.


  • Поправка 1955 г. к Акту о борьбе с наводнениями

Начало выплаты компенсации за ущерб от бедствия и развития системы предупреждения наводнений (управляемой совместно речными администраторами и метеорологической службой)


  • Поправка 2000 г. к Акту о борьбе с наводнениями

- система предупреждения наводнений охватывает мелкие и средние реки

- объявление предполагаемой площади затопления

- фиксированные пункты по спокойной и быстрой эвакуации и использование карт вероятностей бедствий и других инструментов для обеспечения полной информированности жителей

- передача точных прогнозов наводнений пользователям подземных пространств.


Управление засухами


  • Были составлены специальные положения Закона о реках, касающиеся строительства и управления плотинами многоцелевого назначения для достижения быстрого и адекватного эффекта от них путем установления прав на использование плотин. (Принятие в 1957 году Акта о плотинах многоцелевого назначения)

  • Для гарантии водоснабжения в районах с развитой промышленностью и высокой численностью городского населения в рамках комплексных планов развития по рациональному использованию речных бассейнов осуществлялось сбережение и пополнение водных ресурсов (Принятие в 1961 году Акта о содействии развитию водных ресурсов).

  • Было введено интегрированное управление реками для продвижения базисного планирования, включая уровни паводковых вод, объединяющего всю речную систему. Были введены положения по использованию воды (Поправка 1964 года к Закону о реках)

  • Если пользователям речной воды становится трудно обеспечить выделенные объемы воды из-за сильной засухи, они должны провести совет для совместной корректировки объемов использования в духе взаимных уступок и могут передавать воду друг другу (Поправка 1997 года к Закону о реках).

Для решения проблем, возникших во время повсеместной засухи 1994 года, в Закон о воде в 1997 году были внесены следующие поправки:


(1) Согласительная процедура, сглаживающая последствия засухи.

Пользователи должны попытаться взаимно откорректировать объемы использования, когда с трудом можно полностью использовать воду в периоды сильной засухи.

Администраторы реки должны приложить усилия для обеспечения гидрологической информации, необходимой для подобной корректировки.

(2) Сглаживающие переброски воды между пользователями.

По согласованию с администратором реки, водопользователь может позволить другим водопользователям использовать его воду на базе его права на воду.
Правовые системы для обеспечения эффективного и систематического проведения освоения водных ресурсов:
Закон о содействии проектам освоения водных ресурсов и закон об открытом акционерном обществе по освоению водных ресурсов (1961 год):
Закон о содействии проектам освоения водных ресурсов

- семь водохозяйственных систем были выделены как системы для освоения водных ресурсов, требующие глобальных мероприятий водопользования в соответствии с промышленным развитием и концентрацией в городах.

- интегрированное освоение водных ресурсов через составление Базовых планов освоения водных ресурсов
Закон об открытом акционерном обществе по освоению водных ресурсов

- Выполнение проектов по освоению и использованию водных ресурсов для вышеуказанных водохозяйственных систем в рамках Базовых планов освоения водных ресурсов



- Общая интеграция от освоения водных ресурсов до контроля за сооружениями.[3] (для всего текста после [2]).
Список литературы:


  1. Управление водным хозяйством государства: опыт России и стран мира http://www.defree.ru/publications/20080908uvh/uvh01.htm

  2. Закон о реках Японии № 164, 1965 года, в редакции 1997 года.

  3. Водные ресурсы Японии Публикации Тренингового центра МКВК Выпуск 9

  4. Сиваков Д.О. Водное право России и зарубежных государств. - М.: Юстицинформ, 2010. - 368 с.

  5. Сиваков Д.О. Правовое регулирование водопользования. - М.: ИЗиСП, 2010. - 128 с.

  6. Гуреев С. А.,> Тарасова И. Н. Международное речное право. - М.: Международные отношения, 1993. - 238 с.

  7. Сиваков Д. О. Водное право. М.: Юстицинформ, 2007. -262 с.



Смотрите также:
Конкурс «Интерэкоправовая абвгдейка\ представляется научная работа «Водное право Японии»
307.65kb.
Урок географии в 10 (11) классе по теме: «Население Японии»
71.39kb.
Страны азии и африки в 1870-1917 гг. Капиталистическое развитие Японии в последней трети XIX в
685.58kb.
Художественная культура Японии
236.42kb.
Конкурс разработок внеклассных мероприятий «Педагогический фейерверк» «Жизнь и научная деятельность Д. И. Менделеева»
158.23kb.
Научная работа не старше 50 лет
38.14kb.
Методические рекомендации для выполнения курсовых работ по дисциплине «Основы языкознания»
295.65kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 9 класса «Право выбора за тобой!»
91.52kb.
Конкурс исследовательских работ учащихся «интеллектуальное (инновационное) будущее мордовии»
661.48kb.
Конкурс художников. Выездной конкурс. Конкурс пантомимы. Конкурс капитанов. Домашнее задание. Итоги игры квн
34.36kb.
Критерии оценки
33.88kb.
Государственное регулирование экономики в Японии
29.4kb.