Главная стр 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Брусовская средняя общеобразовательная школа»



«Ночь волшебства, колдовства и тайны»

Исследовательская работа на школьный конкурс «Я – исследователь» Работу выполнила: Березина А.А., ученица 9 класса Руководитель: Шаршакова О.Б., учитель иностранного языка

Брусово 2009г.

Цель: доказать, что праздник Ивана Купалы – великое действо русского народа, богатое фольклорными традициями.

Задачи:

1. Восстановить ход праздника Ивана Купалы. 2. Показать богатство и своеобразие фольклорных жанров праздника.



Методы:

1. Наблюдение. 2. Анализ.



Актуальность.

Молодое поколение мало знает о фольклорных истоках своей малой Родины.

Введение.

Слово сказаний живых, Мощное, вечное слово - Светлый, кипучий родник, Кладезь богатства родного!...


До крещения Руси праздник Ивана Купалы назывался просто Купала и был посвящен Очищению Тела, Души и Духа через обряды приобщения к энергиям стихий: Огня, Воды, Земли и Воздуха. Это общий индоевропейский праздник. Праздновали его в Индии, Греции, Италии, все германские, романские и славянские народы. На Украине, по данным археологических исследований, этот праздник отмечали еще три тысячи лет назад. Справляли его в ночь с 23 на 24 кресеня (или с 6 на 7 июля по новому стилю).

Купала - один из самых древних праздников, его значение для народа очень велико. Это подтверждает русский язык, в котором корень КУП (КАП) есть во многих словах.

Например:

1. Купала - купель - купать - капель - капище. Это слова подразумевают все очистительные обряды, предназначение которых - восстановление энергетической целостности человека, его здоровья.

2. Купала - купить - копить - выкуп - покупать. Подразумевается приобретение благосостояния и богатства через очищение посредством восстановления духовно-материального равновесия.

3. Купала - купа (вкупе - объединение). Подразумевается объединение личностей в общность, создание крепкой социальной структуры, именуемой «народ» (хоровод).

4. Купала - купола (на храмах), самая высшая точка связи человека с Богом. Подразумевается создание крепкой крыши над домашним очагом.

5. Купала - праздник Любви. Взаимодействие Отца Неба и Матушки Земли.

В дошедшем до нас обряде главные объекты ритуала - Купало (бог Яви - мира живых) и Мара (богиня Нави - мира мертвых). Купало, символизирует Жизнь, Мара - Смерть.

Народное празднество, отправляемое на Руси в Ивановскую ночь, известно во всем славянском мире. Отличительные обряды празднества составляют: «зажженные костры, песни, игры, перепрыгивание через огонь и крапивное кусты, купание ночью в росе, а днем в реках, пляски вокруг дерева марины и погружение его в воду, зарывание трав, поверье о полете ведьма на Лысую гору».

Не случайно в своем исследовании мы обратились к празднованию Ивана Купалы. Ведь Иванов день – это престольный праздник поселка Брусово. Мы попытались восстановить ход праздника и показать его фольклорное богатство.

Из воспоминаний Соловьёвой Лидии Ивановны: «Праздники делятся на повсеместные, которые справляются в один и тот же день повсеместно, и престольные. 7 июля – день Ивана Купалы, по-простому Иванов день – престольный праздник посёлка Брусово. Возле Дома Культуры когда-то стояла церковь Ивана Предтечи, поэтому день Ивана Купалы – праздник брусовчан. Этот праздник в прежние времена справляли ночью, что придавало ему важную таинственность, поэтичность волшебной сказки. Разжигали костры на берегу реки, вокруг костров затевались игры, водили хороводы, пели песни, прыгали через пламя, чтобы набраться очищающей силы огня, подготовить себя к важным трудным делам – сенокосу, жатве». Аграфена Купальница и идущий за ней Иван Купала сливались в один большой праздник, наполненный для древнерусского человека огромным смыслом и потому включающий множество обрядовых действий, песен, приговоров, всевозможных примет, гаданий, легенд, поверий. Иван Купала принадлежал к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В нём принимало участие всё население, причём традиция требовала активного включения каждого во все обряды, действа, особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обычаев.

Иванов день наполнен обрядами, связанными с водой. Купаться ранним утром в этот день – обычай всенародный, хотя считается, что в Иванов день именинником является сам водяной. А он, по поверьям, терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного. Тем не менее, жители деревень купались, собирали в лугах росу, которой умывали лицо и руки, чтобы «прогнать всякую болезнь и чтобы на лице не было ни угрей, ни прыщей». Роса служила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кропили кровати и стены домов, чтобы не водились клопы и тараканы. В ночь с Аграфены Купальницы на Иванов день жители деревень устраивали «весёлый поезд», который состоял из нескольких лошадей, запряжённых в телеги. На телегах сидела детвора, ряженые, гармонисты. «Весёлый поезд» проезжал по деревне и созывал народ на купальню:



Девки, бабы -

На купальню!

Лели, Лели на Купальню!

Ой, кто не выйдет на Купальню!

Ой, тот будет пень – колода!

Лели, Лели пень – колода!

А кто пойдет на купальню!

Лели, Лели на Купальню!

Тот будет бел – береза!

Лели, Лели бел – береза!

Жители деревень, собравшиеся на берегу реки или озера, с нетерпением ждали появления прекрасной богини Лады, хранительницы света, тепла и вечного обновления в природе. Когда Лада выходила (это была наряженная женщина), поклонившись всем присутствующим, народ собирался вокруг неё в хоровод и пел Величальную.



Ой, наша царевна,

Как солнце сияет,

Ой, люли, люли,

Как солнце сияет.

У нашей царевны

Коса золотая.

Ой, наша царевна

В золотом веночке.

Ой, люли, люли,

В золотом веночке

Из ржи и ботвиночки.

Где царевна ходит,

Там пшеница родит.

Ой, люли, люли,

Там пшеница родит.

А где не бывает всё умирает.

Ой, люли, люли,

Там всё умирает.

Лада призывала народ в эту ночь волшебства, колдовства и тайны оставить все заботы и печали и предаться буйному веселью.

Один из распространенных купальских обрядов – обливание водой всякого встречного и поперечного. « Деревенские парни одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их сомою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключения только для стариков и малолеток. Но всего охотнее, разумеется, обливают девушек: парни врываются даже в дома, вытаскивают и выносят девушек на улицу силой и здесь с ног до головы окачивают водой и грязью. В свою очередь, и девушки стараются отомстить парням и тоже бегут на реку за водой. Кончается дело тем, что молодёжь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремляется на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купается вместе, причем, разумеется, и парни и девушки остаются в одеждах», - писал орловский поэт в середине прошлого века.

Важнейшим обрядом Иванова дня считался обряд очищения водой. Он начинался следующим образом: появлялась Аграфена Купальница (переодетая женщина) с ведром и призывала всех участников праздника умыться водицей из её ведра, чтобы «обрести силу невиданную, красоту неописанную».



Б.Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.

Желающие могли нырять в воду реки или озера. Вся вода в эту ночь считалась священной и целебной.

Днём, до всеобщего гулянья, жители деревень топили бани, обязательно мылись и парились. Хворых людей вносили в баню на жгучей крапиве и парили на целебных травах. Детей водили умываться к родникам. В этот же день было принято вязать веники. Девушки, навязав веников и вымывшись в бане, начинали гадать. Они гадали о своём будущем.

Перебрасывали веники через головы или бросали с крыши бани и смотрели: куда комлем упадёт веник – туда и замуж выходить. В некоторых деревнях вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, обряжали недавно отелившихся коров.

Вечером девушки продолжали гадания уже на берегу реки или озера. Они плели венки из цветов и трав, пускали их на воду, приговаривая:

Я веночек сплетаю, Завет завечаю, Кто веночек переймёт, Тот меня замуж возьмёт.

Сниму веночек, Пущу в водицу - Кто его поймает, Тот меня возьмёт.

Прощай, прощай, веночек, Прощай, прощай, веточка. Найди мне долечку! Найди мне парочку!

Пойду млада я на речку, Брошу веночек вдоль по речке, Задумаю про милого, Задумаю про милого. Мой Моё сердце ноет

Мой веночек потопает, Меня милый покидает…

Главная особенность купальской ночи – очищающие костры. Вокруг них плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше, тот будет счастливее. Один из этнографов 19 века писал: «Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа. И на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина». Через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты её от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельём сгорели и сами болезни. Право зажечь главный купальский костёр предоставляется богине Ладе. Она брала большой горящий факел – и костёр выбрасывалт к небу первые языки пламени. Народ ликовал, собирался в большой хоровод и пел русские народные песни.

Лада призывала бросить в костёр и сжечь все невзгоды, накопившиеся у жителей деревни. Они подходили к костру и бросали в него предметы, символизирующие беды, болезни, приговаривая при этом: Сжигаем жито, Чтоб долго жити, И пшеницу яру, Чтоб горя не знали. Сгорает и просо, Чтоб мирно жилося. Пылает овёс, Чтоб не убил урожай мороз…

После парни выносили чучело Купалы и тоже бросали его в костёр.



Прощай ты наш Купалушка,

наша Купалинушка, Неси с собой беды все!!

Девушки образовывали хоровод:



Уж я ли молода,

В роще гуляла. Уж я ли молода, Земляничку брала. Уж я ли молода, В кузовочек клала. Уж я ли молода, Дружка увидала. Уж я ли молода, Дружка угощала. Уж я ли молода, Дружка провожала. Уж я ли молода, Дружка целовала…

Парни и девушки прыгали через огонь. По поверью, на Ивана Купалу парни и девушки, которые хотели пожениться, должны вдвоём через костёр прыгнуть, обязательно взявшись за руки. Если руки не отпустят и удачно через костёр перескочат, значит, пара подходящая! А влюблённый парень должен был поймать свою девушку в объятья, когда она прыгнет.

Молодёжь, парни, подростки, напрыгавшись через костры, устраивали шумные весёлые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. При этом играющие хором приговаривали присказку:

Гори - гори ясно, чтобы не погасло.

Глянь на небо: птички летят,

Колокольчики звенят.

Диги - дон, диги - дон, убегай скорее вон!

Играли и в другие «горелки»:



Одна девушка становилась в середине круга и говорила жалобным голосом: «Горю, горю на камешке, кто любит, тот сменит меня». Если нет отзыва, она «сгорает» от любви. Но на её призыв подходил парень, брал за руки и целовал её. Сам он становился на её место и говорил то же самое. Любящая его немедленно сменяла. И так далее.

По поверьям крестьян, в купальскую, самую короткую ночь, нельзя спать, так как оживает и становится особенно активной всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, колдуны, домовые, водяные, лешие. Ведьмы собираются на Лысой горе в Киеве и празднуют там свою ночь. Колдуны отбирают у коров молоко, портят хлеба, водяные стремятся утащить человека под воду, леший пугает вошедших в лес, заводит их в чащобу. В день Ивана Купалы слепая змея медянка получает зрение на целые сутки и потому в это время делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь. Недаром купальскую ночь называли «ночью волшебства, колдовства и тайны».

Характерная примета Ивана Купалы – многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром. Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высушивают и сберегают их, почитая больше целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их для разжигания любви и для «отсушки». Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать «плакун-траву», особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа. Владелец же корня будет внушать к себе страх. «Терлыч-трава» употребляется для очарования парней девушками. Они носят её у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!» Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Её же заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!» Травка зяблица помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным «расперстьицем» присыпают больные места на теле – порезы, нарывы, опухоли. «Пастушью сумку» издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях; страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой; на случай простуд, кашля, необходимо было иметь дома мать-и-мачеху, душицу, багульник. Травы использовали не только для избавления от болезней, но и для гадания на суженого, для борьбы с нечистью. Да и вообще, весь животный и растительный мир, по мнению народа, на Ивана Купалу оживал и приобретал какую-то таинственность и загадочность. «По убеждению народа, накануне ночи на Ивана Купала деревья переходят с места на место и разговаривают между собой посредством шелеста листьев; беседуют друг с другом животные и даже травы, которые этой ночью наполняются особой, чудодейственной силой» , - писал этнограф в 19 веке. Девушки гадали на купальских травах: Нужно было собрать двенадцать трав (чертополох и папоротник – обязательно) и положить под подушку, приговаривая при этом: «Суженый-ряженый, приходи в мой сад погулять!» Ночью должен был присниться парень, будущий муж. В полночь, не глядя, набрать цветов и положить под подушку, а утром проверить, набралось ли двенадцать разных цветов. Если набралось, то в этом году замуж выйдешь. Можно было положить под голову трипутник(подорожник), приговаривая: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи мне суженого!» Когда рвали траву в ночь на Ивана Купалу, независимо от того, для чего она предназначалась, нужно было говорить: «Земля-мати, благослави меня травы братии, и трава мне мати!» Для чего же ещё нужна была купальская травка? - В Иванову ночь ведьмы делаются более опасными, а потому следует класть на пороге и на подоконниках крапиву, чтобы защитить себя от нападения.

Собирают крапиву, шиповник и другие колючие растения, которые сжигают, чтобы избавить себя от бед. – В Иванову ночь собирают траву-богатенку, которую втыкают в стену на имя каждого из семьи; чей цветок скоро завянет, тому или умереть в этот год, или захворать. – Под корнем чернобыльника отыскивают земляной уголь, который употребляется как средство от падучей болезни и чёрной немочи. – Если в эту ночь сорвать цветок иван-да-марьи и вложить его в углы избы, вор не подойдёт к дому: брат с сестрой (жёлтый с фиолетовым цветки растения) будут между собой разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою. Про этот цветок в народе существует легенда: «Девушка Марья и парень Иван очень сильно полюбили друг друга. Но, когда они хотели пожениться, им сказали, что они брат и сестра. Тогда с горя, что они не могут быть вместе, они превратились в цветок иван-да-марья и стали символом несчастной, ненастоящей любви!» Народ сочинил песни про Ивана и Марью, которую пели только в ночь накануне Ивана Купалы: Иван да Марья, На горе гулянье, Ой, раным-рано, У нас Купало. На горе - гулянье, Под горой - купанье. Где ты, Купала, ночку побывала? - Цветы я срывала, Венок соплетала, В речку бросала, громко кричала: - Неси, река, веночек на тот бережочек, На то бережочек, где живёт дружочек. Ой, раным-рано у нас Купало. У воды моря – Купало, У воды моря – Купало. Играл ночью конь у Купалы: Копытом камень разбивал, Искрой костёр разжигал. – Скачи-ка первым, конь, через велик огонь! За тобой царь и царица И красная девица. И миром, и пиром, и с добрыми людьми.

Однако главным героем растительного мира становился на Иванов день папоротник, с которым повсеместно связывались предания о кладах. С цветком папоротника, раскрывающимся всего на несколько мгновений в полночь на Иванов день, можно видеть все клады, как бы глубоко в земле они ни находились. Правда, достать такой цветок едва ли не труднее, чем сам клад. По рассказам, около полуночи из широких листьев папоротника «внезапно появляется почка, которая, поднимаясь всё выше и выше, то заколышется, то остановится – и вдруг зашатается, перевернётся и запрыгает. Ровно в 12 часов ночи созревшая почка разрывается с треском, и взору представляется ярко-красный огненный цветок, столь яркий, что на него невозможно смотреть; невидимая рука срывает его , а человеку никогда почти не удаётся это сделать. Во время цветения папоротника слышно будто бы голос и щебетание нечистой силы, не желающей допустить человека до чудного, редкого цветка, имеющего драгоценные свойства». Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет овладеть им, тот «приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы замками она ни была заперта, он войдёт как хозяин, ибо двери сами растворяются перед нм – стоит только приложить к замку чудесный цветок. Невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице – и нет ничего, что было бы возможно для него. Такова сила и власть этого цветка».

И.Левитан. Папоротники в бору.

По легенде, самые отчаянные, любящие горько и больно, и нелюбимые отваживались в ночь на Ивана Купалу пытать счастье – идти за цветком папоротника… Но сорвать цветок не просто! И платье на этом человеке сгорит, и волосы на голове огненный серп снимет, и ноги в огненное пекло затянет.

Народ верил, что в Иванов день могло произойти что-то страшное и таинственное, поэтому он верил в приметы: - Нужно запирать лошадей, чтобы ведьмы не украли их и не поехали на Лысую гору: живой оттуда лошадь уже не воротится! - В Иванову ночь на муравьиных кучах собирали в сосуд масло, которое признавалось целительным средством против разных недугов. – На Иванов день до восхода солнца нужно пронести через своё стадо медвежью голову и зарыть посреди двора. Тогда среди скота падежа не будет. – В углах скотного двора ставят осины, вырванные непременно с корнем, - для наилучшего предохранения от ведьм. – Купальской росой кропят в доме кровати, чтобы не водились клопы. – До Иванова дня женщинам не следует есть никаких ягод, иначе у них будут умирать малые дети. – Если на Иванов день перелезть двенадцать огородов, любое желание исполнится.

Е.Соколов. Колдун.

Лето набирает силу. Миновал день летнего солнцестояния – самый длинный в году. Поспевают хлеба. Календарные праздники, справляемые ради получения богатого урожая, подходят к концу. Позади калядки и веснянки, масляничные и троицкие песни. Но годовой земледельческий круг ещё не замкнулся. Его кульминация – в ночь на Ивана Купалу, с 6 на 7 июля, последний большой календарный праздник перед новым осеннее-зимним циклом. Характерной особенностью этого дня являются купальские песни. Они поются только в ночь на Ивана Купалу и никогда больше не повторяются в течение года. Они красивы, поэтичны, богаты художественно-выразительными средствами русской речи.



Купаленка, Купаленка, тёмная ночка, Тёмная ночка! Тёмная ночка, тёмная ночка, это моя дочка, Это моя дочка. Я её батька, её батька – ясный месяц, Ясный месяц. Ясный месяц, ясный месяц всю ночь светит. Её матка, её матка – красныя солнца, Красныя солнца. Красныя солнца, красныя солнца весь день греет, Весь день греет. Её сёстры, её сёстры – мелкие звёзды, Мелкие звёзды. По небу гуляют, по небу гуляют, к утру исчезают, К утру исчезают. А нея брат, нея брат – весёлый день, Весёлый день. Она его звала, она его звала - Иван Купала, Иван Купала. Иван гулять, Иван гулять, девок обливать, Девок обливать.

В конце купальской ночи участники праздника собираются у костра, чтобы спокойно посидеть, погадать, попеть любимые песни. Кто-то тихо бродил по берегу реки или озера. Ночь волшебства, колдовства и тайны заканчивалась!



Слава Купале! Слава Яриле! Слава Матушке Земле! Слава Предкам! Слава Роду! Слава Руси! Слава Победе!

Заключение – вывод.

В ходе данного исследования нам удалось восстановить основные этапы ночи накануне Ивана Купалы. Своей работой мы показали, что этот праздник, как никакой другой, богат различными фольклорными жанрами: песнями, присказками, народными играми, а также легендами, поверьями, гаданьями. Мы доказали, праздник Ивана Купалы – великое действо русского народа, богатое своими фольклорными традициями, которые мы должны чтить. Тем более что Иванов день – престольный праздник посёлка Брусово. Это один из наиболее красивых, интересных и волшебных праздников на Руси.



Список литературы.

1. А.Коринфский. Народная Русь. – М., «Белый город»,2008. – 589 с.



2. Русский народ: его обычаи, предания, обряды и суеверия/М. Забылин. –М., «Эксмо»,2007. – 608 с.

3. Журнал «Родина» № 5,7,9,- 1994.


Смотрите также:
Конкурс «Я исследователь»
159.1kb.
Конкурс профессионального мастерства «Учитель-исследователь 2011»
287.72kb.
Конкурс «Педагог исследователь»
217.37kb.
Г. Дубна Московская область педагог-психолог высшей квалификационной категории Направление: «Педагог-исследователь»
82.47kb.
Конкурс исследовательских и проектных работ «Юный исследователь»
124.22kb.
Конкурс «Я исследователь»
76.07kb.
Образовательная программа «Я исследователь»
138.89kb.
Конкурс художников. Выездной конкурс. Конкурс пантомимы. Конкурс капитанов. Домашнее задание. Итоги игры квн
34.36kb.
Конкурс творческих работ учащихся «Перспективный проект»
616.33kb.
Конкурс «Я исследователь»
123.94kb.
Планирование эксперимента основные понятии и определения
176.11kb.
Конкурсы: Приветствие Викторина Конкурс стихов Конкурс песен Экологическое моделирование
60.33kb.