Главная стр 1
скачать
МОУ Кондрашовская СОШ Иловлинского района Волгоградской области
Утверждена методическим советом

Протоколом № ___от «___» __________2008 г
Утверждена заместителем по

учебно-методической работе

__________________Подпольной Л.Н.

Утверждаю
Директор МОУ Кондрашовская СОШ

_____________________Кладченко С.В.
ПРОГРАММА
Элективного курса

«Прикладная химия»

Элементы экологии в курсе химии 11 класса

Возраст обучающихся 16-17 лет.

2 часть – 17 часов.

Время реализации 1 полугодие.

Разработчик

- учитель МОУ Кондрашовская СОШ

Первой квалификационной категории

Коновалова Галина Федоровна
Кондраши 2008 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. М.. В. Ломоносов.

Положение о курсах по выбору разработано на основании:

- Типового положения об общеобразовательном учреждении (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23. 12. 2002 г. № 919, от 01.02.2005 г. №49);

- Приказа Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

Система профильного обучения на старшей ступени школы включает комплекс базовых, профильных и элективных курсов. Элективные курсы - обязательные курсы по выбору учащихся из компонента образовательного учреждения, входящие в состав профиля обучения.

Определение профиля обучения в старшей школе ставит выпускника основной школы перед необходимостью выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.

Необходимыми условиями для такого выбора является введение в основной школе предпрофильной подготовки через организацию профориентационных курсов по выбору.

Такие курсы (пробные и ориентационные) помогут ученику подготовиться к поступлению на избранный профиль, получить реальный опыт формирования индивидуального учебного плана.

Содержание элективных курсов предоставляет учащимся возможность реализовать свой интерес к предмету, в данном случае к химии; познакомиться со способами деятельности, необходимыми для успешного усвоения профильной программы; создать базу для ориентации в мире современных профессий.

Тематическое планирование элективных курсов является примерным и может быть изменено учителем в зависимости от образовательных запросов учащихся и материальной базы школы.

Приложения по содержанию элективных курсов помогут учителю в поиске информации к темам.

Формой отчётности по изучению элективного курса (помимо зачётов, викторин) может быть защита учащимися проектных работ. Поэтому в каждой программе приводится примерный перечень тем проектных работ, а также списки литературы, компьютерных дисков и сайтов в Интернете по данной тематике.

Возраст обучающихся 16-17 лет.

Программа рассчитана на 1 год обучения.



Цель курса - расширить химико - экологические знания учащихся и облегчить выбор предпрофильного обучения, а также способствовать освоению учащимися различных видов деятельности, развитию творческих способностей каждого ребенка, правильного понимания сложных взаимосвязей различных продуктов. Раскрыть перед обучающимися всю глубину и связь химических законов с другими науками. Показать роль органической химии в современном мире и производстве химических веществ, необходимых в повседневной жизни человека.

Направленность программы - программа элективного курса «Химия и повседневная жизнь человека» содержит, с одной стороны, материал по более углубленному изучению излагаемых в школьной программе избранных разделов, с другой - предполагает изучение таких вопросов химии, которые не входят в школьный курс, программа по функциональному назначению является Учебно - познавательной, по форме организации -досуговой; по времени реализации - одногодичной.

Новизна программы. Новизна программы состоит в том, что в программе впервые рассматриваются не только темы курса химии 11 класса и затрагиваемые в них вопросы экологии питания, но и вещества окружающие нас в повседневной жизни.

Актуальность программы обусловлена тем, что программа ориентирована на всесторонне развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности, его профессиональной ориентации. Отвечая потребностям сегодняшнего уровня общественной жизни и ориентируясь на эффективное решение проблем в будущем, программа направлена дать детям химические знания в игровой форме. В данной программе созданы условия для развития ребенка, мотивации к познанию и творчеству, эмоциональное благополучие, приобщение детей к общечеловеческим ценностям, укрепления психологического и физического здоровья и взаимодействия педагога с семьей.

Обучение детей происходит последовательно, от простого к сложному. Главный акцент в программе переносится на творческое развитие, творческое самоопределение этого ребенка в тех видах и направлениях исследовательской работы, которые больше соответствуют его внутреннему складу. Через данную работу дети учатся любить родную природу, свой край, приобщаются общечеловеческим ценностям. Во время занятий на элективном курсе происходит интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка, воспитываются коммуникативные навыки, устанавливается более близкий контакт с родителями, жителями села.



Педагогическая целесообразность. Предлагаемые в программе средства и методы обучения наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Образовательная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в принципах обучения: индивидуальность, доступность, результативность и преемственность.

Цели программы:

Раскрыть перед обучающимися всю глубину и связь химических законов с другими

науками. Показать роль органической химии в современном мире и производстве

химических веществ, необходимых в повседневной жизни человека.

Программа решает задачи:


  1. Раскрыть роль органической химии в производстве веществ;

  2. Раскрыть роль химии в производстве стекла и изделий из него.

  3. Показать, насколько многогранны виды глин, и что из них можно приготовить.

  4. Отработать практические умения и навыки при работе с химическими веществами.

  5. Вовлечение учащихся в игровую, коммуникативную, практическую деятельность как фактор личностного развития.

Программа «Прикладная химия» предусматривает следующие формы контроля знаний, умений и навыков: разноуровневые тестовые контрольные работы, сообщения, лабораторные работы, собеседование, практические работы, защиту проектов и презентаций.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Уровень воспроизведения и описания информации.



Описывать наблюдения, которые происходят в результате химических реакций

Называть основные теории курса органической химии

Узнавать (коллекциях, рисунках, таблицах) наиболее распространенные виды

классов органических веществ.



Наблюдать влияние факторов среды на живые организмы.

Приводить характеристики основных классов и органических веществ.

Интеллектуальный уровень.

Объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения и их применение на

основе этих свойств;



Оформлять результаты с помощью графиков, таблиц, диаграмм.

Формулировать выводы на основе собранного материала.

Давать характеристику соединениям различных систематических групп.

Программа элективного курса «Прикладная химия» предназначена для учащихся 11 классов. Содержание программы знакомит учеников с характеристикой веществ, окружающих нас в быту: пища, белковые вещества, липиды, углеводы, пищевые добавки, природные токсиканты и загрязнители, пищевые аллергики, домашнее приготовление пищи, выведение пятен, т.е. химчистка на дому. Данный курс не только существенно расширяет кругозор учащихся, но и представляет возможность интеграции в национальную и мировую культуру, раскрывает материальные основы окружающего мира, дает химическую картину природы. В программу включены прогрессивные научные знания и ценный опыт практической деятельности человека.



Богатый историко-искусствоведческий материал способствует повышению интереса к химии и развитию внутренней мотивации учения. Лабораторные и практические занятия способствуют формированию специальных умений и навыков работы с веществами и оборудованием. Динамику интереса к темам элективного курса поможет проследить анкетирование на первом и последнем этапе изучения курса. Изучив данный элективный курс, школьники будут знать о составе и свойствах химических веществ и предметах, окружающих их в повседневной жизни: основных химических веществах, содержащихся в пище; пищевых добавках, пищевых аллергиках; природных токсикантах и загрязнителях; химических основах домашнего приготовления пищи; химическом пищеварении.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Содержание учебных разделов (тем)

Общее число часов

В том числе

теория

практика

1.

Повторный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок.

2

1

1

2

Стекло. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла.

4

2

2

3

Керамика. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических изделий.

4

2

2

4.

Практические работы и лабораторные опыты (на выбору учителя). Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. Получение дистиллированной воды. Жесткость воды и способы её устранения. Тестирование.

6

1

5




Итого 17 часов (в том числе 1 час резервного времени)


Тема 1. Повторный инструктаж по ТБ в кабинете химии. Карандаши и акварельные краски. Графит. Состав цветных карандашей. Пигменты. Химический состав и виды акварельных красок. Всего 2 часа из них 1 час на теории. и 1 час на практическую работу.

Тема 2. Стекло. Из истории стеклоделия. Получение оконного стекла. Посуда из стекла. Виды декоративной обработки изделий из стекла. Всего 4 часа из них 2 часа теория и 1 час семинар и практическая работа.

Тема 3. Керамика. Виды и химический состав глин. Разновидности керамических изделий. Всего 4 часа из них 2 час на теории. и 1 на семинар и 1 час практическая работа.

Тема 4. Практические работы и лабораторные опыты (на выбору учителя). Очистка загрязненной поваренной соли. Выращивание кристаллов поваренной соли. Получение дистиллированной воды. Жесткость воды и способы её устранения. Тестирование. Всего 6 часов из них 1 час на теории и 2 часа на практическую работу, 2 часа семинар и 1 час тестирование учащихся по изученной теме.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ СООБЩЕНИЙ

  1. Чудесный мир органических веществ.

  2. Классификация белков и их пищевая ценность.

  3. Пищевая ценность углеводов.

  4. Консерванты и пищевые антиокислители, ароматизаторы.

  5. Загрязнители: микотоксины, пестециды, антибиотики.

  6. Пищевая аллергия .

  7. Основные химические процессы, происходящие при тепловой кулинарной обработке.

  8. Химчистка на дому.

Литература и другие информационные источники для учителя.

1. Химическая энциклопедия. Т. I. М., 1988.

2. Большая иллюстрированная энциклопедия древностей. Прага. Артия, 1980.

3. Скурихин И.М. Всё о пище с точки зрения химика. М., 1991.

4. Журналы «Химия и жизнь» 1972-1979.

5. Химия в быту. Смоленск. Русич. 1996.

6. Кукушкин Ю. Н. Химия вокруг нас. М: Высшая школа, 1992.

7. Журналы «Химия и жизнь». № 1, 1972; № 2, 1973.CD

8. Электронная энциклопедия «Кругосвет», 2003.

9. Большая электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия.

10. Электронная энциклопедия «От плуга до лазера».
Литература для учащихся.

1. Петровский К.С., Ванханен В.Д.. Гигиена питания. – М.: Медицина , 1982.

2. Розанцев Э.Г. Химия и продовольствие. – М.: Знание, 1984.- 64с.

3. Энциклопедия для детей. Т.17. Химия /глав. Ред. В.А. Володин. – М.: Аванта +, 2000. – 600с., ил.

4. Гроссе Э., Вансмаль Х., Химия для любознательных. – 2-е изд. – Л.: Химия. Ленинградское отделение, 1985.

5. Новая Иллюстрированная Энциклопедия. – Т. 4. – М.: ООО «Мир книги», 2001.



6. Воробъев В.А., Строительные материалы. – М., 1979.

Сайты в Интернете: www.goldpages.ru www.chinainfo.nt www.delphiciub.ru www.price-lisl.kiev.ru
скачать


Смотрите также:
Коновалова Галина Федоровна Кондраши 2008 год
99.77kb.
Публичный отчёт моу нош №7 Директор: Коновалова А. В. Стаж работы: 19 лет в должности директора: 4 года 2010 год
357.77kb.
Галина Федоровна Красноженова, Павел Владимирович Симонин Управление трудовыми ресурсами: Учеб пособие
202.49kb.
Соловьева Галина Алексеевна педагог дополнительного образования моу до цдт «Созвездие», п. Некрасовское 2008 Содержание
432.4kb.
1 часть Анализ работы школы за прошедший учебный год (2008-2009г)
2647.77kb.
Урок подготовила и провела учитель литературы Шеховцова Лидия Фёдоровна 2008-2009 уч год. Тема урока : «Не стоит земля без праведника». Рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор»
51.23kb.
Годовой план воспитательной работы моу сош №56 на 2007 2008 учебный год
306.11kb.
Анализ работы заместителя директора по информатизации за 2009-2010 учебный год
184.51kb.
Публичный доклад по итогам работы в 2007-2008 учебном году 2008 год
295.8kb.
Анализ работы гоу гимназии №1590 сао за 2007/2008 учебный год
1823.89kb.
Публичный доклад тогоу спо мк за 2007-2008 учебный год пос. Строитель 2008
765.59kb.
Публичный доклад тогоу спо мк за 2007-2008 учебный год пос. Строитель 2008
765.56kb.