Главная стр 1
скачать
Конспект интегрированного урока во 2-м классе по предметам "Окружающий мир" и "Художественный труд"

Основные понятия (словарь урока): природа; природное сообщество; жизнеспособное сооб­щество; взаимосвязи в природе; природные объекты; экосистема; цепи питания; равновесие в при­роде; человек как причина нарушения равновесия в природе; человек как разумное существо, способное сохранить равновесие е природе, спасти и защитить природу и себя как ее часть.

Вопросы занятия:

  • что значит правильно и грамотно общаться с природой;

  • чем отличаются объекты природы от других объектов окружающего мира

  • каковы признаки живой природы;

  • что такое лесное сообщество;

  • что такое законы выживания в природе;

  • что такое нарушение равновесия в природе;

  • почему многие животные и растения занесены в Красную книгу?

Материалы: карта "Природные зоны"; устный журнал "В гостях у старичка-лесовичка"; звуко­записи: звуки леса, пение птиц; задание тестового характера на составление цепей питания; маке­ты деревьев; чучела птиц; макет гнезда; поделка из природного материала "семья сов"; рисунки лесных жителей; цветная бумага; ножницы; картонная заготовка, изображающая лес; макет "за­путавшаяся бабочка в паутинке"; видеофильм "Лесное сообщество"; плакат с темой урока; ком­пьютер; проектор; электронный дидактический материал.

Ожидаемые результаты



Процессуальные результаты: в ходе урока обучающиеся узнают о природных сообществах, сложных взаимоотношениях и связях природных объектов; рассматривают особенности влия­ния человека на природные объекты; знакомятся с понятиями "лесное сообщество", "цепь пита­ния"; расширяют представления о свойствах живых объектов; характеризуют степень зависимо­сти состояния природных объектов от вмешательства человека; закрепляют знания о местных видах растений и животных; узнают основные причины нарушения природного равновесия; ана­лизируют изучаемый материал; участвуют в дискуссии, выполнении коллективных практических заданий; учатся отстаивать собственное мнение, высказывать собственные суждения.

Итоговые результаты: в результате урока обучающиеся смогут расширить представления о связях и взаимозависимости человека и природной среды; закрепить знания о природных со­обществах; научатся называть основные причины нарушения природного равновесия; отличать правильное поведение в природном окружении от неправильного; формулировать выводы по результатам наблюдений; определять круг проблем, связанных с отношениями человека и при­роды; обсуждать эти проблемы; принимать участие в коллективном выполнении практических заданий.
Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ I. Мотивационный блок



Содержательная часть. Вводная часть урока также является мотивационной - необходимо заинтересовать учеников темой занятия. Музыка и стихи создают особый настрой, соответствую­щий теме урока, подчеркивают ее необычность, значимость.

Учитель под музыкальное сопровождение (симфония П.И. Чайковского «Подснежник» из цикла 'Времена года") читает стихотворение. Ученикам предлагается определить, какими его строками можно обозначить тему урока.

Прослушав аудиозапись пения птиц в лесной зоне, ученики высказывают предположение, что так птицы поют только на свободе.

Учитель объявляет цель урока - во время "путешествия в лес со старичком-лесовичком" научиться правильно и грамотно общаться с природой; отличать природные объекты от других объектов окружающего мира; устанавливать связи между представителями животного мира.



Организационная часть. Учитель совместно С обучающимися формулирует цели и предпола­гаемые результаты урока. Устанавливая правила работы, объявляет, что на уроке будет соверше­но "путешествие в лес' в ходе которого обучающиеся выполнят различные задания, работая с компьютером, дает краткие инструкции об особенностях предстоящей работы.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть урока проводится в интерактивном режиме. Работа построена на активном общении учителя и обучающихся по усвоению, закреплению изучаемого материала; применении полученных знаний при решении интеллектуальных и практических задач.



II. Проблемный блок (постановка проблемы)

Учитель предлагает ученикам занять места за компьютерами и в ходе выполнения тестовых заданий (программа разработана учителем) вспомнить значение понятий "природа", "объект при­роды".



Заданна!

Задание 2


Природа - это:

а) камни;

б) животные;

в) растения и животные;



г) все, что не создано руками человека.

Выдели все признаки живой природы. Объекты живой природы: э) дышат и размножаются;

в) растут, питаются, дышат, размножаются, умирают;
6) умирают и размножаются;

г) питаются, растут, умирают.



Педагог может составить дополнительные тестовые задания по данной теме. Проверка каждо­го задания должна быть заложена в авторской компьютерной программе. Итоговое обобщение учитель осуществляет с использованием проектора.

Обучающиеся должны вспомнить ранее изучавшийся учебный материал, назвать признаки живой природы. В результате данного этапа учитель вместе с обучающимися формулирует про­блему, определяет круг вопросов, которые будут обсуждаться далее.



III. Информационный блок (рассмотрение информации по проблемному вопросу)

Учитель предлагает детям:



  • закрыв глаза, представить лес (спрашивает, какой цвет преобладает на воображаемой картинке);

  • рассмотреть на индивидуальной карте условное обозначение лесной зоны;

  • показать на коллективной географической карте природных зон территории леса и тайги (спрашивает, что они могут сказать о размерах этих зон по сравнению с остальными);

  • группой выполнить задание "Восстановление леса" (с помощью компьютера);

  • самостоятельно оценить выполненное задание;

ответить на вопросы по изучаемой теме.

Учитель: В научных текстах лес называют лесным сообществом. Обратите внимание на состав слова "сообщество". Попробуйте вывести понятие "лесное сообщество".

Обучающиеся: В словаре Сергея Ивановича Ожегова есть следующее определение: "Лесное сообщество - это растительные и животные организмы, связанные между собой".

Учитель: Хорошо. Сообщество обозначает совместное существование, связь, общее. А теперь вспомните, какие из названных деревьев встречаются в лесах нашей местности. Какие деревья вы знаете еще, кроме тех, что были названы? На какие группы можно разделить все деревья? Ка­кое дерево можно исключить из группы хвойных?

На данном этапе работы реализуется региональный компонент: дети должны знать деревья, растущие в местных лесах. На примере известных объектов учебная информация усваивается легче.

Использование карт и атласа (отображения карты с помощью проектора) позволяет обучаю­щимся оценить размеры природных зон, осознать необходимость сохранения, восстановления лесных массивов. При этом формируется представление о природных богатствах Родины, граж­данском долге по их сохранению, гражданской ответственности человека, его реальных возмож­ностях обеспечить сохранение и преумножение народного достояния, к которым относятся лес­ные и другие природные ресурсы.

Затем учитель вводит понятие "цепь питания" Ученикам предлагается вспомнить известные им законы дикой природы и привести примеры. Так развивается логическое мышление, выраба­тываются навык связанной речи и умение убедительно делать выводы. Учитель предлагает обу­чающимся посмотреть видеофильм о законах выживания в природе, который позволяет увидеть реальные эпизоды действия в природе естественных законов борьбы за существование.



Учитель: Законы выживания жестоки, но необходимы для поддержания правильных отноше­ний в природной среде, сохранения равновесия. Давайте подумаем, почему одни животные пита­ются другими. Им требуется пища» но они добывают ее только по мере необходимости, в ограни­ченных количествах, для того чтобы выживать и растить детенышей. К тому же хищники в первую очередь поедают больных и слабых животных, а сильные и здоровые, как правило, выживают. Как вы думаете, почему многие животные и растения занесены в Красную книгу?

Обучающиеся: Из-за изменения климатических условий. Но основная причина - бездумное отношение человека к природе.

Учитель: Верно. Например, человек может из-за одних рогов уничтожить целого марала, из-за медвежьих лап и желчи погубить медведицу и оставить без защиты ее медвежат.

Далее ученики с помощью наводящих вопросов учителя формулируют выводы о том, что человек сильный, сильнее всех животных, потому что у него есть оружие. Он наносит больше вреда, чем лю­бое животное. Человеку часто не жалко природу, поэтому исчезают некоторые растения и животные.



Учитель: Конечно, обитатели леса не могут обойтись без пищи, как и все живые организмы, -это одна из главных связей в природных сообществах. Давайте установим связи в "цепи питания". Предлагаются два варианта задания, второй вариант более сложный. Задание лучше выполнять парами. Прежде чем приступить к работе, решите, какой вариант кажется вам более интересным.

благодаря предоставленной ученикам свободе выбора того или иного варианта задания у них развиваются способность к самооценке, умение критически относиться к своим знаниям, стрем­ление к достижению более трудной цели. Работа в парах способствует развитию сотрудничества и взаимопомощи, продуктивных и конструктивных межличностных отношений. Проверка выпол­нения задания проводится так, чтобы ученики сами оценили его правильность. Использование информационных технологий позволяет не только быстро и качественно осуществить проверку, но и заинтересовать ребят, усовершенствовать их навыки работы с компьютером, восполнить пробелы в знаниях. Учитель руководит работой учеников при помощи вопросов.



Учитель: Подумайте, всех ли участников цепи питания вы выделили в своей работе. Все ли цепи питания обозначили ребята у доски? Как вы считаете: что произойдет, если из цепи убрать одно звено? Кто чаще всего нарушает связи в природе? (Дети отвечают.) Самое страшное, что уничтожает лесное сообщество наиболее разумное существо - человек.

В ходе урока у обучающихся формируется представление о том, что человек, наделенный раз­умом и силой изменения окружающей среды, очень часто нарушает равновесие в природе, за­частую ради малой выгоды причиняет большой вред, не задумываясь о последствиях, т. е. ведет себя безответственно. Так происходит закрепление знаний о взаимосвязях в природе и их равно­весии, о роли человека и его ответственности за сохранение гармонии в природе.



Практическая часть урока строится в виде воображаемого путешествия учителя с детьми в лес. Используя подготовленное оборудование (макеты, наглядные материалы и пр.), учитель предлагает школьникам найти ответы на проблемные вопросы. Например, берет за руки двоих учеников, подводит к макету гнезда и предлагает обсудить, можно ли взять птенцов домой. Или вовлекает их в обсуждение другой ситуации: можно ли порвать паутинку, чтобы спасти бабочку?

Дети должны понять, что от человека зависит очень многое - он способен как погубить при­роду, так и спасти, восстановить ее. При этом важно подчеркнуть, что восстановление требует времени, усилий, и не всегда возможно. Сохранять - легче и правильнее. Результатом этого этапа урока должен стать сделанный обучающимися вывод - например, о том, как восстановить лес после пожара, и что делать, чтобы пожаров в лесу не было.

Далее дети "восстанавливают" лес: вырезают из цветной бумаги и размещают на специальной заготовке фигурки разных деревьев и кустарников. При выполнении данного задания развива­ются их творческие способности.

Практическая часть урока способствует закреплению знаний, развитию умений рассуждать, выстраивать логические суждения, объяснять причинно-следственные связи, объяснять причи­ны своих действий и поведения в конкретных ситуациях. Дети учатся размышлять над своими поступками, при этом у них формируются качества личности, которые лягут в основу граждан­ской ответственности.



ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ IV. Рефлексивный блок

Подведение общих итогов. Учитель еще раз подчеркивает важность изученного материала, обращает внимание детей на то, что именно человек может нанести природе самый большой вред, но он же способен и спасти ее от гибели.

Учитель говорит о том, что в средних и старших классах ученики будут изучать важные темы, посвященные взаимодействию человека и природы, учиться приносить природному окружению реальную пользу. В ходе обсуждения итогов урока происходит возвращение к проблемным во­просам темы.



Возвращение к ожидаемым результатам. На последнем этапе урока учитель отмечает, что дети успешно поработали, правильно ответили на поставленные вопросы и выполнили задания, закрепили навыки работы на компьютере, верно оценили просмотренные видеосюжеты и само­стоятельно сформулировали важные выводы. Самое главное - они сумели принять правильные решения при обсуждении проблемных ситуаций: внесли дельные предложения по восстановле­нию леса, озеленению полянки, потому что усвоили учебную информацию на уроке, знают прави­ла поведения в природном окружении и стремятся заботиться о природе.

Рефлексия и оценивание. Учитель помогает обучающимся проанализировать проделанную ими работу: предлагает детям перечислить те виды деятельности, в которых они участвовали; дать оценку своему участию. Ученики уже могут оценить содержание урока; отметить, что было для них наиболее интересным; ответить на вопрос, понравилась ли им работа с использованием компьютера. В заключение урока учитель оценивает работу обучающихся и выставляет им соот­ветствующие отметки.



скачать


Смотрите также:
Конспект интегрированного урока во 2-м классе по предметам "Окружающий мир" и "Художественный труд"
92.89kb.
Конспект интегрированного урока «Литературное чтение и окружающий мир»
115.85kb.
Конспект урока развивающего обучения по курсу «Окружающий мир» в 4 классе (система Л. В. Занкова) Тема урока : развитие науки и техники в XIX веке в разделе «мир человека в новое время»
116.16kb.
Конспект интегрированного урока литературы и английского языка в 5 классе по повести М. Твена «Приключения Тома Сойера»
57.27kb.
Окружающий мир примеры заданий для выпускников начальной школы пр1 №1
581.15kb.
Конспект интегрированного урока по литературе и истории в 11 классе
55.18kb.
«Политическая система СССР в 30-е гг. XX в.»
119.46kb.
№ урока Тема урока Планируемый результат и уровень усвоения (зун) Вид урока. Основные виды деятельности
131.89kb.
Конспект урока литературы в 5 классе по теме «М. Ю. Лермонтов.
86.42kb.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» во 2
220.42kb.
Рабочая программа «Окружающий мир»
244.33kb.
Календарно-тематическое планирование Изобразительное искусство и художественный труд Классы: 5-8 Учитель: Андронова Ю. А
701.02kb.