Главная стр 1
скачать

Конспект урока математики в 3-м классе

по теме "Римские цифры"



Учитель начальных классов: МБОУ «Ликино-Дулевская ООШ №3» Онищенко Надежда Алексеевна.
Цели:

  1. Образовательные: познакомить с историей римской нумерации и римскими цифрами; научить читать , записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия.

  2. Развивающие: развитие умений наблюдать, выделять главное, анализировать, обобщать, сравнивать; развивать внимание, логическое мышление; развивать математическую речь, память; развивать познавательную активность.

  3. Воспитательные: формировать познавательный интерес; умение слаженно работать в группе, оказывать взаимопомощь; умение ставить перед собой учебные задачи, объективно оценивать результат своей деятельности.

Здоровьесберегающие: учитывать индивидуальные особенности учащихся, создавать ситуацию успеха, обеспечить моменты эмоциональной и физической разрядки, чередовать различные виды деятельности, подобрать оптимальный темп ведения урока и способ рефлексии.

Предметные задачи урока:


  • познакомить детей с римскими цифрами и их написанием.

  • дать представление об использовании римских чисел на практике;



Метапредметные задачи урока:

- формировать интерес к познанию математических законов, способности к самоизменению и саморазвитию (личностные);

- развивать умение контролировать и оценивать свои действия при сотрудничестве с учителем и одноклассниками, на основе рефлексивной самоорганизации; (регулятивные);

- развивать познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции. Развивать внимание, память, математическую речь; умения выделять главное, существенное в изучаемом материале. Формировать умения сравнивать, обобщать изучаемые факты и понятия;



(познавательные);

- воспитывать культуру поведения, ответственность; прививать любовь к математике; воспитывать умения выслушивать и уважать мнение другого человека в работе парами (коммуникативные).



Тип урока:

- урок открытия нового знания.



Область применения: проводится в 3 классе, обучающемся по образовательной программе «Школа России».

Эффективность: достигается за счет применения на уроке активизирующих методов, различных форм работы, разнообразных заданий, организации оперативной обратной связи. На протяжении всего урока поддерживается интерес учащихся, создается благоприятный психологический климат.

Результативность: учащиеся познакомятся с римскими цифрами и числами, научатся их читать и записывать, усвоят практическое значение римских цифр и их применение на практике. Высокие результаты достигаются за счет совместного «открытия» новой темы.

Оборудование урока:

Карточки-наборы римских цифр X, L, C, D; карточки-ракеты с заданиями; модель часов с циферблатом из римских и арабских цифр, опорный плакат с изображением римских цифр: у учащихся на партах счетные палочки,


План урока:


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Самоопределение к деятельности.

1 мин.

Создание ситуации для включения в деятельность; создание положительной эмоциональной направленности.

Концентрируют внимание. Проверяют подготовленность к уроку.


II. Актуализация

опорных знаний и

мотивация.

-6 мин.


Использование фронтальной формы работы.

Повторяют единицы времени. Сравнивают величины. Называют отличие числа от цифры. Устанавливают соответствие между единицами времени и числами.

III. Постановка учеб-

ной задачи. 3 мин.



Создание ситуации для постановки проблемы.

Отгадывают загадку. Определяют время по часам.

IV. «Открытие»

нового знания

12 мин.


Организация поисковой деятельности. Побуждающий к открытию рассказ учителя о римской системе счисления .

Строят проект выхода из затруднения.

V. Первичное

закрепление 15 мин.

+ Физминутка 1 мин.


Организация индивидуальной работы, работы у доски.

Записывают цифры. Обозначают ответы на вопросы разными числами. Комментируют. Работают у доски.

VI. Самостоятельная

работа с самопро-

веркой по эталону.

5 мин.


Организация самостоятельной письменной работы.

Выполняют письменную работу.

VII. Рефлексия

деятельности.

-2 мин.


С чем мы познакомились на уроке? Где можно встретить римские цифры? Поднимите руку, кто считает, что активно работал на уроке?

Оценивают свою работу. Отвечают на вопросы учителя.



Ход урока.


  1. Самоопределение к деятельности.

  2. Цель: настроить детей на предстоящую работу

  3. Методы и приемы: словесный

  4. Отводимое время: 1 минута

- Здравствуйте, ребята!

-Все готовы к уроку?

-Да!

Как важно уметь без ошибок считать



И цифры правильно писать.

Потому что без точного счета

Не сдвинется с места любая работа.

Так все устроено в мире

На великой чисел силе.

Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, и вы постарались открыть новые секреты математики.

- А девизом нашего урока будут слова знаменитого Пифагора:

“Мир построен на силе чисел!” и нам предстоит в этом убедиться.

2. Актуализация знаний и мотивация.

Год час секунда месяц сутки минута литр век

- Ребята, посмотрите на доску и скажите, какое слово лишнее? (литр)

- Почему? (Остальные - величины времени).

- Каких еще величин времени не хватает в списке? (неделя)

- Какая из них самая большая величина? (век)

- Сейчас мы будем работать у доски. Необходимо восстановить таблицу мер времени в порядке убывания величин. ( Два ученика работают у доски).



Век год месяц неделя сутки час минута секунда

100

365

12

7

24

60

60




366
















- Проверим ответы. Молодцы!

3. Постановка учебной задачи.

– А теперь отгадайте загадку.

Что всегда идет,
А с места не сойдет?
(часы)

Учитель: Ребята, вчера в магазине часов, где всегда можно увидеть очень много красивого, я увидела совершенно одинаковые часы, продавец был занят и сказал лишь: «Они разные. Во-первых, одни с секундомером, а во-вторых…» Я так и ушла домой, не поняв, что, во-вторых…

(Учитель показывает часы с арабскими и римскими цифрами.)

- Чем отличаются часы?

Дети: Циферблат у вторых часов с римскими цифрами.

Учитель: Ах, действительно, у вторых часов на циферблате римские цифры.

- Посмотрите на циферблат с арабскими цифрами и определите время: 2ч. 15 мин.

- Как еще можно прочитать это время?

- Какой угол образуют стрелки часов?

Учитель показывает часы с циферблатом из римских цифр и просит определить время (6ч. 45 мин.).

- Который сейчас час? (затруднение)

- Почему же возникло затруднение?

(Не умеем читать римские числа).

- Что же надо сделать, чтобы преодолеть трудности?

(Узнать, что это за числа и познакомиться с их построением)

Учитель: Какие цифры станут темой нашего урока?

Дети: Римские цифры.

- Вот сегодня на уроке мы познакомимся с римским числами и научимся читать и записывать их. (Открывается запись темы урока.) Запишите, пожалуйста, в тетрадях сегодняшнее число и тему урока.

Учитель: Поставим первую задачу урока.

Дети: Научиться записывать римские цифры.

Учитель: Умеем ли мы «+», «-», записывая выражения римскими цифрами?

Дети: Нет.

Учитель: Поставим вторую задачу.

Дети: Учиться «+», «-», записывая выражения римскими цифрами.

4. “Открытие” детьми нового знания.

а) Работа со счетными палочками.

- А знаете ли вы, почему цифры назвали римскими? (Они появились в Риме.)

- Представьте, что вы древние римляне и не знаете цифр. С помощью чего изобразили бы число 1? 2? 3? (С помощью пальцев.)

- Да, действительно пальцы сыграли немалую роль в истории счета. Вам понятны цифры римской нумерации I, II, III. (учитель вывешивает карточки с цифрами 1,2,3 )

- А как дальше? Как записать число 4? (затруднение)

- Для этого, как ни странно, нужно сначала узнать написание числа 5. Отгадку найдём всё там же в руке.
Учитель поднимает свою руку и показывает, где «прячется» цифра 5 .

Учитель: На что она похожа?

Дети: На галочку, на букву V в латинском алфавите и т.д.

Учитель: Верно. Она так и записывается.

(На доске появляется карточка с цифрой V.)

Вместо того чтобы рисовать всю руку, ее изображали знаком V , и этот значок стал обозначать цифру 5. (учитель выставляет карточку с цифрой 5 )

- (Дети строят цифру 5 из палочек.)

- А как записать число 10? Из скольких 5-к состоит число 10?

Дети: Из 2.

Учитель: Абсолютно верно (учитель показывает на руках цифру X), одна из них смотрит вверх, а другая вниз.

( Учитель закрепляет на доске цифру X, поочерёдно составляя её из 2 V-к.)

Учитель: На какую букву похоже это число?

Дети: На икс.

- Постройте 10 с помощью палочек

И всё-таки мы совсем забыли о цифре 4 Думаете запутались?

Дети: Нет

Учитель: Конечно, нет. Просто без цифр V и X невозможно записать все пропущенные нами цифры. Оказывается, запись этих цифр основана на математических действиях – сложении и вычитании. Если цифра меньше V на I, то эта единица помещается слева от числа V. Если больше, то палочки будем приписывать справа. Кто догадался, как записать цифру 4?

Дети: Палочка и пять, один и пять римскими и др.

Учитель: Молодцы! Как запишем шесть, семь, восемь.7

Дети отвечают и выкладывают цифры на палочках, учитель вывешивает карточки с цифрами и проверяет детей.

Учитель: А теперь подумайте, как запишем число 9?

Дети: От 10 отнимем 1 → IX.

Вывод: - какую особенность римской нумерации нужно запомнить?

(Меньшая цифра, стоящая справа от большей, прибавляется к ней, стоящая слева – отнимается.)

- Запишите в тетради числа, которые мы используем всегда (арабские числа) с промежутком 1 клетка, а под ними - римские числа от 1 до 10. (учитель записывает на доске) (после проверки учитель закрывает изображение на доске с помощью инструмента «шторка»)

5. Первичное закрепление.

а) - А теперь поиграем в игру “Живые числа”. Она покажет, как вы запомнили римские числа.

Я буду давать задания на вычисления, а вы, сосчитав ответ, составите на партах с помощью счетных палочек римские числа.

1) – Сколько будет, если 18 : 6 ? (3);

2) – Чему равно произведение 5 и 2? (10)

3) – Сколько ног у двух петухов? (4)

4) – Я задумала число, отняла 2, получилось 6. Какое число я задумала? (8)

5) – Какой ответ всегда будет, если число разделить на самого себя? (1)

6) – Сколько дней в неделе?(7)

7) – 3 умножить на 4. (12)

8) – 81 уменьшить в 9 раз. (9)

9) – Какое число на один больше 10? (11)

10) – Частное 25 и 5. (5)

11) – 60 разделить 10. (6)

- Молодцы!

Учитель: Итак, мы с вами научились записывать римские цифры и сами не заметили, как выполнили 1 задачу урока.

Физкультминутка (используются карточки с числами, которые называются)

Поднимайся дружно класс, это – раз!


Покрутилась голова, это два!
Руки вверх, вперед смотри, это три!
Руки в стороны, пошире, развернули на четыре!
С силой их к плечам прижать, это пять!
Всем ребятам тихо сесть, это шесть!

А сейчас закройте глаза и нарисуйте глазами круг в одну сторону, потом в другую. Теперь проведите глазами линию справа налево и слева направо, сверху вниз и снизу вверх. Поморгайте.

Вы немного отдохнули и готовы к дальнейшей работе.

б) Работа в тетради.

Учитель: Вот видите, как хорошо мы уже знакомы с римскими цифрами , но необходимо решить ещё 2 задачу урока. Вспомним её: Учиться «+», «-», «·» и «:», записывая выражения римскими цифрами. Для её выполнения сравним следующие выражения:

(Работа по учебнику в тетрадях с. 46 задание № 2, Предлагается выполнить сравнение самостоятельно,. Проверяется работа коллективно с проговариванием)

С46 № 3- самостоятельно с последующей самопроверкой. (Лист контроля закреплен на доске)

- А теперь выполним задание на доске В выложенных из палочек равенствах с римскими цифрами допущены ошибки. Как надо переложить по одной палочке в каждом равенстве, чтобы исправить ошибку? Запиши верные равенства. ( работа в парах)



VI +I = V

X + III = XI

IX – I = X

VI – IV = IX

- Римляне изобрели свои числа более 2500 лет назад. Они и сейчас служат нам.

- Где мы можем встретиться с ними? (нумерация глав в книгах, в дневнике нумеруются четверти, нумерация собраний сочинений писателей)

- Да, действительно они служат для нумерации книг собраний сочинений писателей. Восстановите номера выданных книг с 47 № 6

В библиотеке на одной полке стояли по порядку с тринадцатого по двадцать шестой тома из собраний сочинений Л.Н. Толстого. Некоторые из них выдали читателям. Назови номера выданных книг. (ответ под прямоугольником на странице 5. прил. 1)

изображение 144

в) Знакомство с новыми цифрами. Их запись.

- С помощью счетных палочек выложите римские числа 12, 28, 36, 45.

- А вы знаете ,как записать число 55, 100?

- У римлян есть еще цифры, это – 50, 100. 500.Давайте познакомимся с их обозначением

На стр 47 – опора

- Найдите их в своих наборах и расположите в порядке возрастания римские цифры: (X, L, C, D)

- Расположите в порядке уменьшения числа CX, DC, LXX. (один ученик – у доски)

6. Самостоятельная работа (на карточках-ракетах).

- Сегодня 12 апреля. Что это за день?

(Сегодня День космонавтики. Этот день отмечают сегодня потому, что этого числа в космос очень давно полетел Гагарин Ю.А. . Гагарин полетел в космос в прошлом веке. В 1961 году. Юрий Алексеевич Гагарин самый первый полетел в космос, поэтому его знают все люди на земле.)

На доске – портрет Гагарина.

- Молодцы! Давайте это наше задание посвятим первому космонавту и его подвигу.

Проверка:ракеты

1 ряд- Красная ракета: 60, 150, 40

2-ряд- Синяя ракета: 200, 160, 300

3 ряд- Зеленая ракета: 70, 90

Задание 2. Юрий Гагарин облетел Землю за 108 мин. Запишите это число римскими цифрами. (один ученик пишет на доске)
Учитель: И напоследок логическая задача, которая поможет понять, как важно много знать, и в частности, римские цифры.

Догадливый хозяин.

В харчевню “Три пескаря” пришли 9 посетителей и потребовали подать им рыбу. У хозяина, к сожалению, осталось всего три рыбины. Тем не менее, он не хотел в тот день остаться без прибыли: имея в своем распоряжении три рыбы, он пообещал подать гостям девять. Гости заинтересовались этим и даже согласились уплатить деньги вперед. Как хозяину харчевни удалось сдержать обещание, если рыбу он не разрезал?

(Хозяин подал на стол три рыбы, уложенные в форме римской цифры девять)

Учитель: Для решения этой задачи разделимся на 3 группы и представим себя на месте догадливого хозяина с 3 рыбами, применим знания, полученные на уроке.

( Дети получают 3 рыбы-заготовки из бумаги и тарелку. Время на совещание -1 мин.)

Выступление представителей групп.

Хорошо. Вы справились с заданиями успешно.

7. Рефлексия деятельности.

- Что нового мы узнали? Сколько цифр узнали?

- Где используются римские числа?

Прочитайте предложение Мы живём в XXI веке.

- Что вам больше всего на уроке понравилось?

-Закончи устно фразу: Самым трудным для меня было...

-Поднимите руку, кто считает, что он активно работал на уроке?

Нарисуйте красный треугольник на лестнице знаний . На какую ступеньку вы поднялись в конце нашего урока? Молодцы!

Я отлично знаю новый материал.

Я не знаю об этом ничего

8. Домашнее задание


  1. Запишите возраст членов своей семьи, используя римские цифры.

  2. Придумайте занимательное задание для своих одноклассников, используя правило записи римских чисел.

  3. * Узнайте, как записывали римляне многозначные числа и что означает это число - MDCCLVI?

Спасибо всем за работу. Урок окончен.

Самоанализ урока математики в 3 классе

Тема: «Римские цифры»


Цель урока: познакомить с историей римской нумерации и римскими цифрами; научить читать , записывать римские цифры и выполнять с ними элементарные арифметические действия.


  • Задачи: познакомить детей с римскими цифрами и их написанием.

  • дать представление об использовании римских чисел на практике;



Тип урока: урок открытия нового знания.

Данный урок проходит в рамках учебного курса математики в третьем классе общеобразовательных школ (УМК «Школа России», учебник математики для третьего класса начальной школы в 2 ч. Ч. 2. М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2010 в разделе « Числа от 1 до 1000. Нумерация».

Место и роль данного урока в курсе математики были определены правильно, урок находится в связи с предыдущими и последующими уроками. При планировании урока были учтены все особенности и возможности класса. Содержание урока соответствует возрастным и индивидуальным особенностям учащихся

Основным в уроке является этап открытия «новых» знаний. На этом этапе использован проблемный метод: создание проблемной ситуации, организация поиска решения проблемы, подводящий к знанию диалог, приём сопоставления «открытого» знания с научной формулировкой учебника. Изложение новых знаний мною не давалось в готовом виде, детям было предложено самим сформулировать тему урока и определить цель, к которой они будут стремиться.

Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебник, и информацию, полученную на уроке. На этапе открытия «новых» знаний использовалась дифференцированная работа в группах. Это способствовало развитию умения работать в сотрудничестве, слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, обосновывать свой ответ, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказать свое мнение, выслушать мнение товарища, а также развитию логического мышления, умственных способностей, образного мышления, быстроте умственных реакций. В результате этой работы учащиеся усвоили информацию, а также воспроизвели в памяти пройденное. Высокая работоспособность на данном этапе обеспечивалась сменой видов деятельности, формой организации работы.

На протяжении всего урока осуществлялась взаимосвязь поставленных задач через организацию мотивации в начале урока, создание сюжета действий для актуализации знаний учащихся, плавного перехода одного этапа урока в другой, соблюдая принцип от простого к сложному, сочетая письменную работу с устной и т.д.

Использовала математическую терминологию и старалась, чтобы дети при ответе пользовались так же терминологией. Предложенные задания, групповая работа носили как развивающий, так и воспитывающий характер. По объёму материал был подобран верно, т.к. уложилась во временные рамки урока, и дети не испытывали большие трудности в его выполнении.

Выбранный темп учебной работы на уроке позволил добиться поставленных задач.

Постепенно увеличивалась степень сложности заданий. Самостоятельная работа была проведена с целью закрепления и углубления знаний учащихся по теме урока, способствовала развитию логического мышления.

Дети самостоятельно решали задачи, самостоятельно оценивали правильность своего решения.

Применение проблемного обучения на уроке позволило сделать его интересным, насыщенным, плотным по структуре.

На каждом этапе урока учитывались индивидуальные особенности и интересы учащихся.

У школьников возникало чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания, что повышало их познавательную активность. У слабых ребят появилась уверенность в своих силах, создалась положительная мотивация к учению.

При проведении урока я использовала различные виды контроля: ученик- ученик (при групповой работе и работе в парах), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на слайде);

Порядок и дисциплину учащихся на уроке я поддерживала с помощью умелой организации, интересного материала и высокой степени корректности. Постоянно приветствовала проявление активности детей, поощряла самостоятельность. Доброжелательный тон, умение контролировать внутриколлективные отношения, позволили комфортно чувствовать себя всем детям на уроке.

Завершающим этапом было подведение итогов и оценивание учителем результатов урока. При оценивании ответов обучающихся были использованы специально разработанные для данного занятия критерии оценок.



Высокая работоспособность на протяжении всего урока обеспечивалась сменой видов деятельности, различными формами организации работы (фронтальной, групповой, работой в парах), а также применением здоровьесберегающих технологий (физминутка). Это способствовало созданию на уроке положительной психологической атмосферы, ситуации успеха.

Я считаю, что на данном уроке были реализованы все поставленные цели. По моему мнению, урок прошёл на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения.
скачать


Смотрите также:
Конспект урока математики в 3-м классе по теме "Римские цифры"
144.05kb.
Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе Открытый урок математики в 7 классе по теме «Графическое решение уравнений»
1294.14kb.
Конспект урока английского языка по теме «Домашние обязанности» в 5-м классе Учителя английского языка i-категории гимназии №1 г. Дятлово Зубрилиной Инессы Владимировны Тема: Household Duties
69.43kb.
Конспект урока английского языка по теме «Праздники англоязычных стран» в 5-м классе № Этап урока Содержание этапа t Прим
36.32kb.
Конспект урока по английскому языку в 4-м классе по теме "Животные и их места обитания" б огомолова Ольга Юрьевна, учитель английского языка
37.25kb.
Урок математики по теме: "Число и цифра 3" в 1-а классе Учитель начальных классов: Поселеннова Ю. М. 2011г. Урок математики по теме: "
47.02kb.
Конспект урока литературы в 10 классе по теме «Лучше добрым на свете жить»
71.6kb.
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Эстония (Эстонская Республика)» Тип урока
49.68kb.
Урока математики в 6 классе по теме: «Распределительное свойство умножения»
17.67kb.
Конспект урока географии в 9-м классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме «Германия (Федеративная Республика Германия)» Форма урока
53.25kb.
Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
99.17kb.
Конспект урока географии в 9 классе выравнивания
27.92kb.