Главная стр 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2 п.Ивня Белгородской области»

Конспект урока

православной культуры по теме

«О чём рассказывает православная культура»

Учитель начальных классов

МОУ «СОШ №2 п. Ивня»

Киринчук Любовь Викторовна


Ивня 2007


Цель: 1) Содействовать знакомству детей со смыслом православной культуры, создателями православной культуры – иконописцем, зодчим, певчим, поэтом

2) Способствовать развитию у учащихся любознательности

3) Содействовать воспитанию у детей внимания

Форма урока: Урок построен с мультимедийным сопровождением

Инновационные технологии: 1.«Обучение в сотрудничестве» как элемент интерактивной технологии.

2. Информационная технология.

3. Личностно – ориентированный подход.

Методы:

Основные:

Беседа;

Метод проблемного обучения;

Познавательная игра;

Практический метод.

Вспомогательные:

Иллюстрация;

Демонстрация;

Работа с книгой



Оборудование: мультимидийный проектор, цветные карандаши, фломастеры, карточки, алгоритмы, Учебник «Православная культура» 3 (4) годы обучения, книга первая, автор Людмила Леонидовна Шевченко - Москва 2005 г; Наглядное пособие 3(4) год обучения, автор Л.Л. Шевченко – Москва -2005 год; презентация «О чём рассказывает православная культура»

Ход урока

I. Рефлексия. Оргмомент. Урок начинается со звучания духовной музыки.

II. Повторение пройденного материала. Ребята, посмотрите вокруг, скажите, что вы видите? (цветы, столы, стулья, шкафы, наглядные пособия, игрушки. Учитель записывает на доске названные слова). Скажите, какой из названных предметов лишний в этом ряду слов. (Предположительный ответ - цветы). Почему он лишний?

(П/о - все предметы рукотворные, а этот предмет нерукотворный). А кого вы видите ещё вокруг себя? ( П/о – товарищей, учителя). Кто создал человека? (П/о – Бог). Значит, какая это красота? (П/о - нерукотворная)

- Поверните головы и улыбнитесь своим товарищам. Пусть на вашем сердце будет легко и весело и пусть поддерживает вас на протяжении всего урока душевное тепло ваших друзей.

- Определите, с каким настроением вы пришли на урок, покажите это цветом карандаша: синий карандаш плохое настроение, красный - хорошее.



III. Ребята, очень скоро наступит праздник всеми нами любимый – Новый год. Какое дерево обязательно будет присутствовать на нашем празднике? (Ёлка.)

- Она красивая? (Да.)

- А какая это красота рукотворная или нерукотворная? ( Нерукотворная, потому что это дерево создал не человек, а Бог.) Дайте определение рукотворной красоте, начните так: рукотворная красота – это то, что….

Нерукотворная красота – это то, что… (на доске запись)

IV Самостоятельная работа: Задание по выбору (группа выбирает задание самостоятельно): выбрать предметы рукотворной или нерукотворной красоты и записать на листе, самим придумать для другой группы задание по данной теме, можно его оформить в виде рисунка. ( Представитель от группы подходит к доске и выбирает задание, вместе с чистым листом)

V. Проверка работы групп, оценка групп.

VI. Беседа. Кто создал музыку? (Композиторы). Кто исполняет музыкальные произведения? (Певцы, а в старину их звали певчие). Кто создал картины? (Художники, иконописцы). Кто создал здания? (Архитекторы, в старину их называли зодчие). Кто написал стихотворения? (Поэты)

- Как вы думаете, можно ли этих людей назвать создателями православной культуры? (Да. Можно назвать.)

- Своими произведениями создатели православной культуры о чём - то рассказывали людям? (Да, рассказывали.)

- Давайте попытаемся определить тему нашего урока. (О чём рассказывает православная культура). Какова же проблема этого урока? Проблема: в чём заключается смысл православной культуры?

Решить проблему мы сможем, если достигнем целей урока:

1. Познакомимся с создателями православной культуры, с их творчеством;

2. Будем развивать у себя любознательность;

3. Будем воспитывать у себя внимание

- Покажите, вы готовы к работе? (Готовы. Поднимают карандаш)

- Как вы думаете, связана нерукотворная красота с рукотворной красотой? (Связана.) Что отражает рукотворная красота? (отражает красоту Божьего мира, сотворённого)

- Но эта красота Божьего мира открывается не каждому человеку, а только тому, кто понимает её «язык».



VII. Физкультминутка. Положили головы на парты, закрыли глазки, давайте представим, что мы на берегу моря. Светит солнышко, тепло, ласковые волны касаются наших босых ног, мы расслабились, усталость ушла из головы, из ручек, из ножек, из всего тела. Нам хорошо. Голова ясная, весь организм отдохнул, мы чувствуем, как силы потоком вливаются в тело. Я отдохнул. Я готов работать. Я работаю.

VIII. Игра «Угадайка». Я загадаю вам две загадки. Посмотрим, удастся ли вам их разгадать.

Я расскажу вам японскую сказку. (Лынды канды дол,ам бы куст лы цемка, ёх, бы цимба ленд. Тюсь рами шеен акулт, омб, до! Ымб, Нулк, ам би кус.Долын дин цо!) Какая красивая история! Кто догадался, о чём в ней рассказывается? (Ответы детей)

- Правильно, вы не смогли понять содержание истории, так как вы не знаете языка, на котором она рассказана.



Загадка вторая. А сейчас я прочитаю строки из текста, написанного на русском языке, а вы догадайтесь, о чём в нём говорится. Для этого постарайтесь узнать знакомые слова, которые вы уже слышали на предыдущих уроках.

« Я помазал Царя над Святою горою Сиона –

В Нём узнайте Мессию, как только услышите слово:

« Ты Мой Сын, - так Господь Мне сказал, - и не будет другого».(Избранные псалмы в современном переводе. А. Н. Лучника)

(Выделенные слова отражают смысл известного события Священной истории – Богоявления.) Дети не могут понять, о чём идёт речь.

Задание: в группах сделать вывод. Можно ли услышать, понять картину, стихотворение, музыку, которые рассказывают о красоте Божьего мира, если не научиться понимать язык, на котором говорят создатели красоты рукотворной?

Ответы: нет, нельзя.

- А, выучив язык, чему ещё более важному нужно научиться? Понимать содержание, смысл того, о чём рассказывают

- Кто же является создателем красоты рукотворной?

(П/о композиторы, певцы-певчие, художники- иконописцы , архитекторы-зодчие).

IX Самостоятельная работа ( I группа: стр.27-30 «Сказ об иконописце Андрее» , II группа – стр 30 – 31 «Икона Святой Троицы Андрея Рублёва» приготовить выразительное чтение.


X. Дифференцированное домашнее задание: по выбору: стр.30 - 31 наизусть или стр 32 задание № 6. (на доске записано) Прочитайте задания, есть что – то непонятное в том, как выполнять?
XI. Демонстрация видеозаписей.

Священные изображения художники писали для храмов, так как храм – дом, посвящённый Богу. В них изображались события Священной истории. И в домах православных христиан – людей, верующих во Христа Спасителя, иконы висели на самом почётном месте – в красном (красивом) углу комнаты. Демонстрация икон.

Ребята, может кто-то узнал знакомую икону и хочет рассказать о ней? ( П/о Рассказ детей об иконе «Спас Нерукотворный, Казанская икона Божьей Матери …)

Задание группам : ответить на вопрос после просмотра видеозаписи - Что хотели художники- иконописцы сказать людям своими произведениями?

Ответ: вера, любовь, надежда в Бога


XII Самостоятельная работа ( I группа – стр 19 под рубрикой «Знаешь ли ты»;

II группа – стр 21/ под рубрикой «Знаешь ли ты»; Проверка групп.)

Прославление Творца мы видим и в красивых буквицах славянской азбуки, которыми написаны первые рукописные книги. Они являются произведениями православной культуры. Изучая их, мы сможем понять смысл православной веры и религиозного искусства. (видеозапись)



Вопрос: «Что хотели сказать писатели людям своими произведениями?

3. Прославляет творца музыка, созданная композиторами и исполняемая певцами. (видеозапись).



Вопрос: « Что хотели донести до людей композиторы, певцы своими произведениями?»

XIII . Самостоятельная работа. ( I группа: По учебнику стр. 74 «Святые зодчие»;Правила благочестивого поведения в храме» II группа: стр. 77 «Благовест»выразительное чтение) 2. По выбору: на доске висят задания, подойти взять, выполнить и сделать сообщение)



XIIII.Проверка домашнего задания (Картинки на тему «Звон колоколов»)

Архитекторы – зодчие прославляют своими произведениями Бога. (видеозапись)

Вопрос: «Что хотели донести до людей архитекторы – зодчие своими произведениями?»

Обобщающий вопрос после просмотра: « Есть ли что- то общее в работе православных мастеров – создателей красоты рукотворной?

(Да, общим является то, что и писатели, и художники, и музыканты отражали красоту мира Божиего.) Все эти люди были христианами. Они верили, что мир сотворён Высшим Творцом – Богом, создавшим всё на нашей земле. И все свои произведения они создавали для того, чтобы передать радость, которая возникает у человека, когда он может увидеть и почувствовать эту Божественную Красоту. Созданные ими произведения славят Творца мира. Они сделаны красиво умелыми, опытными мастерами, которые верили в Божественную силу Творца мира, любили Его и всегда надеялись на Его Божественную помощь. Такие произведения называются произведениями религиозного искусства.



( запись- религиозное искусство)

Что означает «религиозное искусство»? Если точно определить, то слово «религиозный» означает «соединённый с Богом», «почитающий Бога», а слово «искусство» - «умение, верность, опытность».

Ответ групп. Оценка групп.

XV. Итог урока. Давайте разрешим проблемную ситуацию.

Проблема: в чём заключается смысл православной культуры?


( в вере, надежде, любви)

- О чём же рассказывали создатели православной культуры?

Рассказывали о вере в Бога, любви к Богу, о надежде на Бога.
XVI. Рефлексия. Покажите, с каким настроением вы уходите с урока. Что бы вы хотели сказать уроку.

Урок, я хочу тебе сказать, что…(у каждого на парте индивидуальный листок лежит)



Авторский приём организации мыслительной деятельности

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «Пчёлки»



Знакомство с поставленной задачей (проблемой)

Мозговая атака по типу «Сбора нектара»





Выбор верной версии




Разработка плана выполнения задания





Выполнение задания



Обсуждение работы над заданием Оформление задания

разными группами, если задание было

одинаковое для всех групп
Тест на проверку усвоения материала




Оценивание группы

Общая оценка

Алгоритм выполнения задания в группе по типу «пила»

Метод обучения проблемный «Учимся вместе»


Знакомство с поставленной проблемой (задачей)

Распределение фрагментов учебного материала


между членами группы




Осмысление каждым членом группы своей части


задания




Работа с источниками


(учебник, дополнительная

методическая литература)




Встреча «экспертов»





Обучение членов своей группы





Оформление



Заключительный этап. Готовность каждого

члена команды ответить на любой вопрос по данной теме


Алгоритм выполнения задания в группе

по типу «вертушка»

Знакомство с поставленной задачей (проблемой)


Выполнение задания с помощью опор по «вертушке»


(каждое последующее задание выполняется

следующим учеником. Начинать может

сильный, может слабый)


Объяснение каждого задания


Контроль группы за объяснением



Обсуждение работы над заданием Рассмотрение заданий

разными группами, если задания каждой группой, если задания разные были одинаковые для всех груп






Тест на проверку понимания усвоения материала



Дифференциация заданий




Работа индивидуальная




Оценивание группы (общая оценка)

Авторский приём мыслительной деятельности


Комбинированный тип пила – вертушка – пчёлки.

Распределение фрагментов учебного материала между группами




Знакомство членов групп с поставленной


Распределение заданий между членами

групп

Осмысление каждым членом группы


своей части задания

Моделирование Преобразование



Выполнение Мозговая



плана атака

решения




Проверка


Ответ




Исследование

задания


Смотрите также:
Конспект урока православной культуры по теме «О чём рассказывает православная культура»
92.98kb.
Выбираем Основы православной культуры (опк) !
14.06kb.
Урока «Выдающиеся люди земли Белгородской» в рамках предмета «Православная культура»
149.06kb.
Рабочая программа по предмету «Православная культура» для 2 класса
233.1kb.
Интегрированный урок по изобразительному искусству, окружающему миру и православной культуре во 2 классе по теме: «линия как средство выражения красоты окружающего мира»
101.34kb.
Рабочая программа по учебному предмету «Православная культура»
243.04kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 9 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
309.59kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 11 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
283.43kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 10 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
295.36kb.
Рабочая программа по курсу «православная культура» 6 класс составлена на основе учебной программы «православная культура»
292.88kb.
Рабочая программа по православной культуре для 5 класса разработана на основе программно-методического обеспечения избранного умк, письма Министерства образования РФ от 22. 10
156.79kb.
Рабочая программа по православной культуре для 7 класса разработана на основе программно-методического обеспечения избранного умк. Письма Министерства образования РФ от 22. 10
164.12kb.