Главная стр 1
Консультация для родителей

«Роль родителей в возрождении русских традиций»

«Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и традиций, забота о передаче подрастающим поколениям житейского, производственного, духовного опыта, накопленного предшествующими поколениями.

Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимнообратного человеколюбивого отношения к окружающим.

Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой - богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире.

В сказках часто даётся образец отзывчивого отношения к окружающему: к животным, к растениям, воде, предметам обихода.

Чтобы человеку оставаться человеком, ему необходимо помнить свои корни. Недаром в старину каждый ребёнок знал свою родню, чуть ли не до седьмого колена. Внимательное отношение к своим родственникам, составление своей родословной, укрепляли гуманистическую направленность развивающейся личности.

Кратко и лаконично выражаются идеи гуманистического воспитания в народных пословицах, поговорках, колыбельных песен, закличках.

Колыбельная песня, прежде всего, отражает мир мыслей и чувств матери, поглощённой уходом за ребёнком. Ребёнка, утомившего криком и беспокойством, в раздражении обещают поколотить, пугают старичком, хворостиной, волком, таинственной букой, живущем под сараем, но чаще уговаривают обещанием пряника, калачей, обновы. Такие нехитрые приёмы имеют целью овладеть вниманием ребёнка, успокоить его.

Воспитание у детей активности, сноровки, сообразительности в полной мере развёрнуто в необозримо разнообразных играх. Игра формирует интеллектуальные и физические особенности, с которыми ребёнок будет жить долгие годы. И прав был А. В. Луначарский, сказавший: « Игра, в значительной степени является основой всей человеческой культуры». Игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, приучают к сообразительности и вниманию.

В играх используются « считалки» - одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто « водит», И тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.

Обыкновение пересчитываться идёт из быта взрослых. Традиция пересчитывания в считалках преображена: детям доставляет удовольствие сама возможность играть словами - возникают забавные в своей нелепости сочетание слогов и слов.

В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие- и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.

От взрослых в детский быт перешли и разного рода приговорки­обращение к улитке - «лизовище», гадание по полёту «божей коровке», разные приговорки о корове, тепёнке, о птицах - журавлях, воробьях, воронах и т.д. Перед нырянием просили «куму, голубу» простить за неведомые прегрешения. Избавлялись от залившейся в уши воды, прыганием с приговором - «вылить воду на дубовую кору». Бросали в подпечек выпавший молочный зуб с просьбой к мышке дать костяной зуб.

Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.

Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, Масленица, Крещение, Святочные вечера.

Основные атрибуты празднования Святок - ряжение и колядование. Само слово «коляда» - одни авторы этимологически связывают с итальянским «календа», что означает первый день месяца, другие высказывают предположение, что древнее «колада» означало «круговая еда». Действительно, собранное в «мех» - специальный мешочек - угощение, колядовщики ели совместно по кругу.

Смысл всех святочных действий - попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.

В крещенский сочельник пожилые люди не ели до первой звезды или до святой воды. Вернувшись с молебствия со свечами, ставили кресты, либо копотью от свечи, либо мелом «чтобы черт не пролез». В

этот день шли (и сейчас ходим) за святой водой. Считается, что эта вода спасение от всех недуг.

Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах и происходит ЭТО в форме игр и детских праздников. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.

Следует иметь в виду еще один важный момент: вся жизнь народа была тесно связана с природой. Испокон веков природные явления служили народу средством воздействия на личность ребенка.

А.П. Чехов писал, что люди учились «не по книгам, а в поле, в лесу, на берегу реки. Учили их сами птицы, когда пели песни; солнце, когда заходило, - оставляло после себя багровую зарю; сами деревья и травы». Вот почему так важно, чтобы развивающее окружение ребенка было естественно.

Чтобы все это было донесено до родителей нашей группы, мы всю информацию вывешиваем в уголке для родителей, используем различные ширмы, папки - передвижки. Приглашаем родителей на дни открытых дверей, утренники, дни развлечений. Используем в образовательной деятельности скороговорки, поговорки, заклички, загадки, читаем сказки. Даем задание на выполнение игрушек из ниток, лыка, тряпочек».

Используемая литература

1. «Дошкольное образование» NQ 20, 2002г. «3тнокультурная

компетентность педагога».


  1. «Дошкольное воспитание» NQ 12, 1993 г. «Фольклорная школа».

  2. Календарь, 1994.

  3. «Мудрость народная». «Младенчество - детство».


Масленица
Шумный, веселый, яркий праздник Масленица любим и взрослыми, и детьми. Гуляют его целую неделю с 'большим размахом. Очень важно, чтобы Масленица
Для детей стала не просто очередным праздником, а еще и научила их чему-то.

Как отпраздновать Масленицу с детьми?


Масленица для детей: празднуем дома
Прежде чем взять ребенка на праздничное гулянье в городской парк, расскажите ему историю Масленицы. Ведь, к сожалению, не только для детей, но и для многих взрослых Масленица - это праздник, когда едят блины, на этом их осведомленность исчерпывается.

А ведь Масленица - это еще и проводы зимы И подготовка к Великому посту, центральному посту вправославии.

Поэтому кратко и доступно расскажите ребенку, откуда пошел этот праздник и. что он означает, какие традиции с ним связаны. А чтобы ваш рассказ вышел не слишком сухим и скучным, разучите с ним традиционные масличные песни и стихотворения, к примеру:

Мы давно блинов не ели, Мы блиночков захотели, ОЙ, блины мои, блины, Ой, блиночки мои.


Моя старшая сестрица, Печь блины ты мастерица, Напекла она поесть

Сотен пять, а может, шесть.


Кстати, о блинах. Помочь в выпечке блинов на Масленицу могут дети практически любого возраста. Дети постарше могут помогать замешивать тесто. А ребенок помладше с удовольствием будет смазывать сковородку наколотым на вилку куском масла (или половинкой картофелины, обмакнутой в масло).

Можно поручить ребенку и другое ответственное задание: класть на готовые блины начинку и сворачивать их треугольником или рулетиком. Ну а самая почетная миссия - это, конечно

же, дегустировать готовые блины.

Масленица для детей: уличные забавы

Какая Масленица для детей без активного отдыха? Игры, забавы, конкурсы, катание на санках и коньках, непременное взятие снежного городка и сжигание чучела Зимы ... Без этого не обходится ни одно празднование Масленицы. Но здесь нужно принять во внимание несколько моментов.

Во-первых, ребенка обязательно нужно одеть по погоде: не слишком холодно, чтобы он не замерз, но и не слишком жарко, чтобы он не вспотел и не промок. Скорее всего, вам придется провести на улице достаточно много времени, так что планируйте гардероб соответственно. Не лишним будет взять с собой термос с горячим чаем: конечно, на гуляньях продают горячие напитки, но домашний чай обойдется дешевле и всегда будет под рукой. Во-вторых, заранее узнайте, будет ли в вашем городе Масленица для детей, то есть отдельная конкурсно-развлекательная программа для дошкольников и школьников. «Общие» гулянья будут наверняка, но на них есть шанс наткнуться на перебравших алкоголя взрослых. И даже если все будет пристойно, ребенку вряд ли будет интересно - обычно на массовых гуляньях конкурсы все­таки рассчитаны на более старший возраст, а детских развлечений - раз-два и обчелся.

Если отдельной детской Масленицы не предвидится, соберите знакомых с детьми и сами устройте праздник. Можно договориться с родителями одноклассников ребенка и классным руководителем и устроить Масленицу для детей из вашего класса - это еще больше сплотит классный коллектив.

Выберитесь на природу и поиграйте в веселые игры. Одна из самых простых и веселых игр - «сорви шапку». Дети становятся в круг, в центр выходят два соревнующихся, у каждого из н их на голове надета кепочка. Задача - первым сорвать кепку с головы противника. Победитель выбирает себе нового соперника.

Есть и еще одна вариация этой игры - «петушиный бой». В этом случае поверх курток соперников нужно повязать шарфы или пояса, а под них подоткнуть платки - «хвосты». Задача - первым выдернуть платок соперника из-под пояса.



Вы можете поиграть и в другие традиционные игры: тяни-толкай, перетягивание каната, метание «блинов» из снега в снежную же «печку». Важно помнить одно: чтобы Масленица для детей вместо веселого праздника не стала поводом для расстройства, нужно подбирать соперников, равных по возрасту, росту и силе, чтобы обошлось без травм и обид.
Кроме этого, можно обойтись вообще без соревновательных игр, а просто поиграть в снежки, построить снеговика, покататься на санках, поваляться в снегу. Главное - чтобы было весело! Масленица для детей наверняка станет незабываемым праздником, если вы приложите немного усилий, чтобы сделать его таким.


Смотрите также:
Консультация для родителей «Роль родителей в возрождении русских традиций»
88.39kb.
Программа для родителей в "Маминой" и "Папиной" школах Цели и задачи
39kb.
Консультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки»
84.6kb.
Консультация для родителей «История моей семьи»
24.59kb.
Выключаем телевизор? Консультация для родителей
35.61kb.
Консультация для родителей «Здоровая семья счастливый ребенок»
92.54kb.
Консультация для родителей «Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста»
47.76kb.
Консультация для родителей «Роль физических упражнений в развитии детей»
42.01kb.
Консультация для родителей «Учить или не учить ребенка читать в раннем возрасте»
91.56kb.
Консультация для родителей
90.11kb.
Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 4 лет»
34.78kb.
Консультация для родителей «Роль развивающих игр для детей 3 4 лет»
64.07kb.