Главная стр 1стр 2 ... стр 8стр 9
скачать
УМК
Учебные задания

для студентов

Факультет:
Стоматологический

I-II семестр


ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: стоматологический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №1

Тема занятия: Оптические лабораторные приборы и правила работы с ними.



Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Ознакомиться с устройством светового микроскопа, с правилами работы с ним и методами изготовления микропрепаратов.
3. Задачи занятия:

3.1. Знать устройство светового микроскопа.

3.2. Уметь изготовлять временные микропрепараты.

3.3. Освоить правила микроскопирования.


4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Оптические лабораторные приборы и правила работы с ними.

5.1. Указать основные виды микроскопической техники и виды микроскопов.

5.2. Укажите составляющие механической и оптической частей микроскопов.

5.3. Что такое «временный», «постоянный» микропрепарат?

5.4. Что такое «артефакт»?

5.5. Какое изображение дает микроскоп?

5.6. Каковы основные правила микроскопирования?
6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:



6.1. Выполнить практические работы:

Работа № 1. Газетный шрифт под микроскопом.

Приготовить временный микропрепарат газетного шрифта: поместить фрагмент газетного шрифта на предметное стекло и накрыть его покровным стеклом. Рассмотреть препарат при малом увеличении микроскопа. Обратить внимание на характер изображения объекта под микроскопом. Записать вывод: микроскоп дает изображение объекта увеличенное, обратное, мнимое.



Работа № 2. Волокна ваты под микроскопом.

Приготовить временный микропрепарат волокон ваты (см. выше), рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на наличие между перекрестами волокон ваты округлой формы темные образования – артефакт в препарате, представленный пузырьком воздуха.

Артефакт (лат. Arte – искусство + factus - сделанный) – возникающие в некоторых случаях при изготовлении препаратов или исследовании организма образования или процессы, несвойственные им в норме.

Работа № 3. Центрирование микроскопа.

Приготовить временный препарат перекреста волос. Волос, длиной 2 см разрезают пополам. Волосы в виде перекреста (Х) кладут на предметное стекло с каплей воды. Препарат рассматривают:



  • при малом увеличении (10*8), располагая центр перекреста волос в центре поля зрения.

  • Не двигая препарата, рассматривают его при большом увеличении (10*20) микроскопа.

Обратить внимание на место расположения перекреста в поле зрения микроскопа. В альбом внести запись о состоянии центрирования микроскопа: при хорошо отцентрированном микроскопе центр перекреста при смене объектива остается по-прежнему в поле зрения.
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Устройство светового микроскопа. Техника микроскопирования биологических объектов.


8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.
ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: стоматологический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №2

Тема занятия: Структурная организация клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.



Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Знакомство с историей создания и современными положениями клеточной теории, характерными признаками прокариотических и эукариотических клеток, строением животной клетки, ее компонентов и органоидов, их функциями.
3. Задачи занятия:

3.1. Изучить историю создания клеточной теории.

3.2. Знать современные положения клеточной теории.

3.3. Изучить характерные признаки прокариотических и эукариотических клеток.

3.4. Знать строение животной клетки.

3.5. Знать органоиды клетки и их функции.


4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Структурная организация клетки. Прокариотические и эукариотические клетки.

5.1. Кем, когда и на каком объекте была открыта клетка?

5.2. Дайте современное определение клетки.

5.3. В чем сущность клеточной теории и кто её авторы?

5.4. К каким формам жизни относят бактерии и сине-зеленые водоросли, вирусы?

5.5. Как размножаются бактерии (митоз, амитоз, спорами)?

5.6. Чем отличается хромосомный аппарат про- и эукариот?
6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:



6.1. Выполнить самостоятельную работу:

Самостоятельная работа по теме «Клетка – элементарная единица живого»:

а) клеточная теория, её основные постулаты;

б) про- и эукариотические клетки

в) органоиды клетки (материал оформить в виде таблицы)

Таблица №1.
Органоиды клетки

Органоиды и

компоненты

клетки


Мембраны

органов


Размер

Строение

Функции




1; 2; нет











6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:


  1. К прокариотам относятся:

    1. сине-зеленые водоросли;

    2. вирусы;

    3. вирусы и бактерии;

    4. вирусы и сине-зеленые водоросли;

    5. простейшие;

  2. Аппарат Гольджи относится:

    1. к элементам цитоскелета клетки;

    2. к одномембранным органоидам;

    3. к двухмембранным органоидам;

    4. к немембранным органоидам;

    5. ни один из вышеназванных ответов.

  3. У прокариот наследственный материал представлен:

    1. нуклеоидом;

    2. тилакоидами;

    3. хромосомами;

    4. нуклеокапсидами;

    5. лизосомами.

  4. Какие органоиды клетки содержат ферменты - гидролазы?

    1. митохондрии;

    2. лизосомы;

    3. аппарат Гольджи;

    4. ЭПС;

    5. рибосомы.

  5. ЭПС относится к:

    1. одномембранным органоидам;

    2. немембранным органоидам;

    3. включениям;

    4. элементам цитоскелета;

    5. двухмембранным органоидам.


7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Клеточная теория (авторы, год создания, основные положения; дополнения и современное состояние) и ее значение для биологии и медицины.

  2. Прокариотические и эукариотические клетки.

  3. Клетка – структурно-функциональная и генетическая единица живого.

  4. Строение эукариотической клетки:

    • строение и функции клеточной мембраны (жидкостно-мозаичная теория организации клеточной мембраны; фаго- и пиноцитоз, активный перенос, осмос и диффузия);

    • строение и функции мембранных органоидов (ЭПС, аппарат Гольджи, митохондрии, пластиды и лизосомы);

    • строение и функции немембранных органоидов: клеточный центр, рибосомы, реснички и жгутики, элементы цитоскелета.


8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.3. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

8.2.4. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.

8.2.5. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003.


ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: стоматологический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №3

Тема занятия: Структурные компоненты ядра. Хромосомы. Классификация хромосом человека. Политенные хромосомы.



Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Познакомиться со структурой, функциями ядра и его компонентов для понимания механизмов хранения, передачи и реализации наследственной информации в онтогенезе.
3. Задачи занятия:

3.1. Знать структурные компоненты ядра.

3.2. Изучить функции ядра и его структурных компонентов.

3.3. Изучить типы хромосом.

3.4. Знать принципы Денверской и Парижской классификации хромосом.

3.5. Освоить метод приготовления временного микропрепарата политенных хромосом.


4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Структурные компоненты ядра. Хромосомы. Классификация хромосом человека. Политенные хромосомы.

5.1. Указать структурные компоненты ядра эукариотической клетки, их назначение.

5.2. Морфология и типы хромосом.

5.3. Химический состав хроматина (хромосом).

5.4. Структура и функции интерфазных хромосом.

5.5. Что представляет собой эухроматин и гетерохроматин?

5.6. Политенные хромосомы и их значение.

5.7. Какие принципы положены в основу Денверской и Парижской классификации хромосом человека?

5.8. Понятие об идиограмме хромосом человека.
6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:



6.1. Выполнить самостоятельную работу:

Работа №1. Метод получения метафазной пластинки.

Изучить метафазную пластинку человека и фотографии кариотипов здоровых людей (мужчины и женщины). Обратить внимание на то, что при окраске метафазных хромосом основными красителями (реактив Фёллинга, орсеин и др.), хромосомы окрашиваются однотонно. В кариотипе человека имеются метацентрические, субметацентрические, акроцентрические хромосомы.

Записать: в основу Денверской классификации хромосом человека, принятой в 1960г. на конгрессе генетиков в г. Денвере, США, штат Колорадо, положено два морфологических признака – размеры (длина) хромосом и положение центромеры. 7 групп хромосом в системе аутосом (гр. А, В, С, D, Е, F, G). В группу А вошли самые крупные пары гомологичных хромосом, а в группу G - самые мелкие. Половые хромосомы в классификацию не входят.

Зарисовать и выучить схему Денверской классификации хромосом человека.



Работа № 2. Парижская классификация хромосом человека.

Изучить фотографии хромосом человека, окрашенных краской Гимза. Обратить внимание на то, что при окраске метафазных хромосом краской Гимза, после предварительной обработки их ферментом или флуоресцентными красителями в каждой негомологичной хромосоме обнаруживается неспецифический характер расположения светлых и темных дисков.

Записать: в основу Парижской классификации хромосом человека, принятой в 1971 г. на IV Международной конференции по стандартизации и цитогенетике человека в Париже, положен метод дифференциальной окраски хромосом, позволяющий идентифицировать каждую пару гомологичных хромосом, построить цитологические карты групп сцепления генов, выявить нарушения в плечах, прицентромерных и теломерных участках хромосом. Простым карандашом зарисовать по одной хромосоме: А-1, В, 5, Е, 18, X и Y со схематичным расположением дисков Гимза.
Работа № 3. Политенные хромосомы в клетках слюнных желез личинки мотыля (Chironomus).

Изготовить временный микропрепарат политенных хромосом:

1. Определить головной конец личинки мотыля (головной конец представляет собой округлое образование черного цвета, хвостовой конец раздвоен и окрашен в цвет члеников).

2. Закрепить головной конец препаровальной иглой, пинцетом потянуть тело мотыля для освобождения слюнных желез.

3. Слюнные железы положить на предметное стекло и нанести каплю красителя (ацетолакмоид), накрыть покровным стеклом.

Рассмотреть препарат при малом и большом увеличении микроскопа. Обратить внимание на крупные клетки с крупными ядрами, окрашенные в красный цвет, на наличие в ядрах политенных хромосом с исчерченностью, обусловленной чередованием светлых и темных дисков.

Записать: политенные (гигантские) хромосомы впервые обнаружил итальянский ученый Бальбиани в 1881г. в интерфазных клетках слюнных желез личинки мотыля рода Chironomus, в дальнейшем такие хромосомы были обнаружены у двукрылых в клетках кишечника, мальпигиевых сосудах, слюнных железах, в синергидах растений и у простейших.

Политенные хромосомы образуются в результате многократной репликации ДНК с образованием хроматид и их соматической конъюгации, без последующего расхождения. Это явление называется эндорепродукцией, приводящей к политенизации, в результате которой образующиеся политенные хромосомы имеют вид пучка хромонемных нитей, состоящего из более чем 1000 хромонем. Политенные хромосомы позволяют изучить структуру интерфазных хромосом. На хромосоме видны светлые – эухроматиновые и темные – гетерохроматиновые участки. Разновидностью политенных хромосом являются хромосомы типа «ламповых щеток», имеющие боковые выросты. Они встречаются в ооцитах амфибий, рыб, млекопитающих. Политенные хромосомы бедны гетерохроматином, физиологически высоко активны, обеспечивают запас м-РНК в эмбриогенезе для последующих стадий развития особи.


В альбом зарисовать клетку слюнных желез. Размер рисунка 5x6 см.

На рисунке отметить: 1. Клетка. 2. Ядро. 3. Политенные хромосомы. 4. Эухроматин.

5. Гетерохроматин.
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:


  1. Что представляет собой ядерная оболочка?

    1. двухмембранная пористая;

    2. сплошная;

    3. одномембранная;

    4. шероховатая цитоплазматическая мембрана;

    5. ни один из вышеназванных ответов.

  2. Химические компоненты хроматина эукариотических клеток:

    1. ДНК, белки, РНК, ионы металлов, липиды;

    2. ДНК, полисахариды, липиды;

    3. ДНК, РНК, белки;

    4. ДНК, липиды, ионы металлов;

    5. ДНК, белки, РНК, липиды.

  3. Ядрышко выполняет функции:

    1. гетерохроматина;

    2. синтеза белков;

    3. синтеза м-РНК;

    4. синтеза р-РНК;

    5. редупликации ДНК.

  4. К какому типу относится У-хромосома?

    1. мелкая акроцентрическая (2-4 мкм);

    2. мелкая субметацентрическая (2-4 мкм);

    3. средняя акроцентрическая (4-7 мкм);

    4. средняя субметацентрическая (4-7 мкм);

    5. крупная субметацентрическая (8-11 мкм);

  5. Перечислить структурные компоненты ядра.

    1. ядерная оболочка, нуклеоплазма, матрикс, ядрышко, хроматин;

    2. ядерная оболочка, матрикс, рибосомы, ядрышко;

    3. хроматин, нуклеоплазма, ЭПС, матрикс;

    4. кариоплазма, лизосомы, белки, ядрышко;

    5. ядерная мембрана, ядрышко, хроматин.

  6. В основу Денверской классификации были положены:

    1. общее количество хромосом;

    2. методы дифференциальной покраски хромосом;

    3. величина хромосомы и положение центромеры;

    4. положение вторичной перетяжки;

    5. наличие теломерных участков.


7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Ядро. Структурные компоненты ядра (ядерная оболочка, нуклеоплазма, внутриядерный белковый матрикс, ядрышко и хроматин).

  2. Хроматин и хромосомы (химический состав).

  3. Уровни компактизации хромосом (нуклеосомный, нуклеомерный, петлевой уровни, метафазные хромосомы).

  4. Строение хромосом (первичная и вторичная перетяжки, зона ядрышкового организатора, плечи хромосом, типы хромосом, спутничные хромосомы).

  5. Политенные хромосомы, механизм образования, значение.

  6. Кариотип и идиограмма хромосом человека. Денверская классификация хромосом человека (методы окрашивания и характеристика хромосом по группам), недостатки Денверской классификации. Парижская классификация (методы дифференциальной окраски хромосом).


8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.3. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

8.2.4. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.

8.2.5. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003.


ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: стоматологический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №4

Тема занятия: Поток информации в клетке. Строение и функции нуклеиновых кислот. Биосинтез белка в клетке и его регуляция.



Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Ознакомиться со строением и функциями нуклеиновых кислот, основными этапами биосинтеза белка и его регуляцией; иметь представление о «Центральной догме молекулярной биологии», «генетическом коде» и его свойствах.
3. Задачи занятия:

3.1. Изучить потоки вещества, энергии, информации в клетке.

3.2.Знать строение и функции нуклеиновых кислот.

3.3. Изучить понятие «Центральная догма молекулярной биологии».

3.4. Знать генетический код и его свойства.

3.5. Знать строение генов, их классификацию.

3.6. Изучить основные этапы биосинтеза белка в клетке.

3.7. Изучить регуляцию биосинтеза белка у прокариот (строение лактозного оперона кишечной палочки, его работа: репрессия и индукция).

3.8. Научиться решать задачи по молекулярной биологии.
4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Поток информации в клетке. Строение и функции нуклеиновых кислот. Биосинтез белка в клетке и его регуляция.

5.1. В чём различие РНК и ДНК.

5.2. Дайте краткую характеристику ДНК.

5.3. Охарактеризуйте 3 вида РНК.

5.4. Дайте определение генетического кода и перечислите его свойства.

5.5. В чём заключается экзон-интронная структура генов.

5.6. Перечислите стадии синтеза белка в эукариотической клетке.

5.7. Как осуществляется регуляция биосинтеза белка у прокариот ?


6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:



6.1. Выполнить самостоятельную работу:

Работа № 1. Основные этапы биосинтеза белка в клетке.

Изучить схему биосинтеза белка в эукариотической клетке. Обратить внимание на основные этапы биосинтеза белка: транскрипция, этап посттранскрипционных превращений (процессинг, сплайсинг), трансляция, ее стадии: инициация, элонгация, терминация.

В альбом зарисовать схему основных этапов биосинтеза белка.

Работа № 2. Регуляция биосинтеза белка у прокариот.

Изучить схемы:

- строение лактозного оперона,

- репрессия биосинтеза белка,

- индукция биосинтеза белка.

Обратить внимание на механизм репрессии и индукции, на роль промотора, РНК-полимеразы, регуляторных генов и белков.

В альбом зарисовать схемы строения лактозного оперона, репрессии и индукции в биосинтезе белка.

Работа №3. Решить задачи: №№ 1, 3, 6, 7, 8.

Образцы решения задач:



Задача №1. Полипептид состоит из следующих аминокислот: валин – аланин – глицин – лизин – триптофан – валин – серин – глутаминовая кислота. Определите структуру участка ДНК, кодирующего указанный полипептид.

Решение. В условиях задачи последовательность аминокислот в полипетиде дана. По этим сведениям нетрудно установить строение иРНК, которая управляла синтезом данного полипептида. По предлагаемой таблице кода находим структуру триплета валина (ГУУ), затем для аланина (ГЦУ), лизина (ААА), триптофана (УГГ), валина (ГУУ), серина (УЦУ) и глутаминовой кислоиы (ГАА). Подобрав кодирующие триплеты, составляем иРНК для данного полипептида : ГУУГЦУГГУАААГУУУЦУГАА. По цепочке иРНК можно восстановить участок нити ДНК, с которой она снималась. Урацил вставал против аденина ДНК, гуанин – против цитозина и т.д. Следовательно, участок интересующий нас нити ДНК будет иметь следующее строение: ЦААЦГА ЦЦАТТТЦАААГАЦТТ. Но ДНК состоит из двух нитей. Зная строение одной нити, по принципу дополнительности достраиваем вторую. Целиком участок ДНК, кодирующий данный полипетид, будет иметь следующее строение: ЦААЦГАЦЦАТТЦАААГАЦТТ

ГТТГЦТГГТАААГТТТЦТГАА



Задача № 2. Участок молекулы ДНК, кодирующий часть полипептида, имеет следующее строение: АЦЦАТАГТЦЦААГГА. Определите последовательность аминокислот в полипептиде.

Решение. Задача по характеру обратная только что разобранной. Известна одна лишь нить ДНК, с которой снимается иРНК. Строим иРНК по условиям задачи : УГГУАУЦАГГУУЦЦУ. Разбиваем её на триплеты: УГГ, УАУ, ЦАГ, ГУУ, ЦЦУ. По таблице кода последовательно находим для каждого триплета соответствующую аминокислоту и строим участок искомого полипептида : триптофан – тирозин – глутамин – валин – пролин.
Задачи.

1. Какова молекулярная масса гена двух цепей ДНК, если в одной цепи запрограммирован белок с молекулярной массой 1500 ?



Примечание: молекулярная масса одной аминокислоты в среднем – 100, одного нуклеотида – 345.

2. Исследования показали, что 34% общего числа нуклеотидов мРНК приходятся на гуанин, 18% на цитозин. Определите процентный состав азотистых оснований, соответствующих двухцепочечной ДНК.

3. На фрагменте одной цепи ДНК нуклеотиды располагаются в последовательности ТТЦТЦТАЦГТАТ. Нарисуйте схему двухцепочечной молекулы ДНК, объясните, каким свойством ДНК при этом Вы руководствовались ? Какова длина в нм, если каждый нуклеотид занимает 0,34 нм по длине цепи ДНК. Сколько содержится нуклеотидов в этой последовательности ДНК ?

4. Участок полипептида представлен следующими аминокислотами: -сер-вал-глут-мет-тир-ала-вал. Какое количество нуклеотидов входит в состав гена ?

5. Какую длину имеет участок молекулы ДНК, кодирующий участок полипептида, содержащего 20 аминокислот, если расстояние между двумя нуклеотидами равно 0,34 нм ?

6. Рибонуклеаза поджелудочной железы содержит в кодирующем участке ДНК 42 нуклеотида. Укажите количество аминокислот, входящих в этот белок.

7. Молекула инсулина состоит из 51 аминокислотного остатка. Сколько нуклеотидов несёт участок ДНК, кодирующий данный белок ?

8. Последовательность нуклеотидов на мРНК ЦГГГГЦУУЦУАГААЦГАУГАГ. Укажите соответствующий этой последовательности участок гена антисмысловой нити ДНК, а также фрагмент белка, соответствующий данному участку ДНК.



9. Какие изменения произойдут в строении белка, если на участке гена ТААТЦАААГААЦАААА между 10 и 11 нуклеотидами включается цитозин, между 13 и 14 тимин, и в конце добавляется аденин ?

  1. Участок гена, кодирующий полипептид, имеет следующий порядок азотистых оснований: ААААЦЦААААТАЦТТГТАЦГА. Во время репликации четвертый слева аденин выпал. Определите структуру полипептидной цепи в норме и после выпадения аденина.


6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:

  1. Сколько пар азотистых оснований в одном витке спирали ДНК?

    1. 10 пар оснований;

    2. 12 пар оснований;

    3. 8 пар оснований;

    4. 14 пар оснований;

    5. 20 пар оснований.

  2. Количество нуклеотидов, входящих в м-РНК:

    1. 70-100;

    2. 100-300;

    3. 300-3000;

    4. 3000-5000;

    5. 5000-8000.

  3. Функции т-РНК:

    1. матрица для синтеза белка;

    2. доставка аминокислот к рибосомам;

    3. определяет каркас рибосом;

    4. хранит наследственную информацию;

    5. участвует в процессинге.

  4. Структура гена и структура кодируемого им белка:

    1. комплементарны;

    2. универсальны;

    3. непрерывны;

    4. коллинеарны;

    5. независимы.

  5. Участки, которые являются разделителями между генами, - это:

    1. интроны;

    2. экзоны;

    3. энхансеры;

    4. спейсеры;

    5. промоторы.

  6. Сплайсинг - это процесс:

    1. образования про-м-РНК;

    2. преобразования про-м-РНК в зрелую м-РНК;

    3. образования первичной структуры белка;

    4. вырезания из про-м-РНК участков, переписанных с интронов;

    5. сшивания участков, переписанных с экзонов.

  7. Инициация - это процесс:

    1. удлинения, наращивания полипептидной цепи;

    2. начала синтеза белка;

    3. образования комплекса из м-РНК и белков;

    4. процесс узнавания аминокислот транспортными РНК;

    5. окончания синтеза белка.

  8. Оперон - это:

    1. совокупность нескольких структурных генов;

    2. совокупность регуляторных генов, которые управляют биосинтезом белка;

    3. триплет нуклеотидов, который кодирует одну аминокислоту;

    4. совокупность структурных генов и спейсеров;

    5. совокупность расположенных в линейной последовательности регуляторных и одного или нескольких структурных генов.

  9. Участок оперона, который прекращает продвижение РНК - полимеразы и транскрипцию оперона, называется:

    1. активатор;

    2. ген-регулятор;

    3. промотор;

    4. терминатор;

    5. оператор.

  10. Транскрипция- это процесс:

    1. образования окончательной молекулы белка;

    2. образования про-м-РНК;

    3. образования первичной структуры белка;

    4. преобразования про-м-РНК в зрелую м-РНК;

    5. сшивания участков, переписанных с экзонов.


7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Генетический материал:

    1. понятие ген, экзоны, интроны, спейсеры;

    2. классификация генов: структурные, регуляторные, гены-модуляторы;

    3. строение лактозного оперона;

    4. регуляция активности генов у прокариот ( по теории Ф. Жакоба и В. Моно); механизмы репрессии и индукции;

  2. Кодирование и реализация биологической информации в клетке:

    1. «центральная догма (основной постулат) молекулярной биологии»;

    2. генетический код и его свойства;

  3. Синтез белка в клетке (транскрипция, процессинг, сплайсинг, трансляция, инициация, элонгация, терминация); роль в этом процессе всех видов РНК, рибосом, АТФ, ферментов;


8. Литература для подготовки к занятию:

8.1. Основная:

8.1.1. Биология, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2002 г.

8.1.2. Биология с генетикой, учебник УМО, 2т., под ред. Ярыгина В.Н., Мир, 2000г.
8.2. Дополнительная:

8.2.1. Биология. И.В. Чебышев, Г.Г. Гринева, М.В. Косарь. М.: ГОУ ВУНМЦ, 2001г.

8.2.2. Цитология. Учебно-методическое пособие для студентов. Екатеринбург, 2010 г.

8.2.3. Мушкамбаров Н.Н., Кузнецов С.Н. Молекулярная биология: Учебное пособие для вузов. М.: Медицинское информационное агентство, 2003.

8.2.4. Пехов А.П. Биология с основами экологии. Серия «Учебники для вузов. Специальная литература» - СПб.: Издательство «Лань», 2000.

8.2.5. Фаллер Д.М., Шилдс Д. Молекулярная биология клетки. Руководство для врачей. Пер. с англ. – М.: БИНОМ-Пресс, 2003.


ГБОУ ВПО «Уральская государственная медицинская академия»

Министерства здравоохранения и социального развития

Российской Федерации


Утверждаю:

Зав. кафедрой медицинской

биологии и генетики

д.м.н., проф. Макеев О.Г.

________________________

«___»_____________2011 г.

Учебное задание

для студентов

Факультет: стоматологический


Курс 1 Семестр 1
Занятие №5

Тема занятия: Принципы временной организации клеток. Клеточный и митотический циклы. Размножение организмов и его цитологические основы: митоз, мейоз, гаметогенез.



Екатеринбург

2011 г.

2. Цель занятия: Иметь представление о принципах временной организации клеток: клеточный и митотический циклы; размножении организмов и его цитологических основах: митозе, мейозе и гаметогенезе.
3. Задачи занятия:

3.1. Изучить основные формы размножения, особенно подробно – один из способов деления – митоз.

3.2. Изучить понятия «клеточный цикл», «митотический цикл» и его периодами.

3.3. Знать особенности мейоза и его биологический смысл.

3.4. Уметь составить и проанализировать схемы овогенеза и сперматогенеза.

3.5. Знать особенности созревания гамет у человека.


4. Продолжительность занятия 2 часа
5. Контрольные вопросы по теме:

Для успешной работы на практическом занятии необходимо знать теоретический материал:

Тема: Принципы временной организации клеток. Клеточный и митотический циклы. Размножение организмов и его цитологические основы: митоз, мейоз, гаметогенез.

5.1. Митотический цикл и его биологическое значение.

5.2. Из каких периодов состоит митотический цикл клетки.

5.3. Охарактеризуйте аутосинтетическую интерфазу.

5.4. Дайте характеристику фазам митоза: профазе, метафазе, анафазе и телофазе.

5.5. Мейоз: особенности, стадии, биологическое значение.

5.6. Назовите стадии и основные процессы, идущие в профазу I мейоза.

5.7. В чем заключается значение размножения ?

5.8. Перечислите формы бесполого размножения.

5.9. Назовите основные отличия бесполого и полового размножения.

5.10. Биологическое значение полового размножения.

5.11. Что такое партеногенез. Назовите формы партеногенеза.

5.12. Перечислите периоды гаметогенеза.

5.13. Назовите клетки, их плоидность и процессы, идущие в зоне созревания при сперматогенезе?

5.14. В чем заключается отличие оогенеза от сперматогенеза?

5.15. Назвать особенности морфологии женской и мужской гамет.

5.16. Что такое оплодотворение?

5.17. В чем заключается значение оплодотворения?


6. Задания и методические указания к их выполнению.

На занятии студенту необходимо:



6.1. Выполнить самостоятельную работу:

Работа № 1. Митоз в растительной клетке.

(в клетках корешка лука).

Сделать 5 рисунков:

1) Интерфаза.

2) Профаза.

3) Метафаза.

4) Анафаза.

5) Телофаза.

Обозначения к рисункам:

1) Ядерная оболочка.

2) Ядрышко.

3) Хромосомы.

4) Хроматиды.

Работа № 2. Митоз в животной клетке.

(дробящееся ядро аскариды).

Сделать рисунок. Обозначения к рисунку:

1) Бластомер.

2) Хромосомы.

3) Центриоли.

4) Веретено деления.

Работа № 3. Стадии созревания яйцеклетки в яичнике млекопитающего (кошки).

Сделать рисунок зрелого фолликула и граафова пузырька.

Обозначения к рисунку:

1) Фолликулярные клетки.

2) Яйценосный бугорок.

3) Овоцит 1 порядка.

4) Ядро овоцита.

5) Блестящая зона – Zona pellucida.

6) Лучистый венец – Corona radiata.

7) Полость пузырька.



Работа № 4. Морфология сперматозоидов млекопитающего (кролика). Без зарисовки.
6.2. Ответить на контрольные вопросы.
7. Вопросы к контролям по данной теме:

7.1. .Вопросы к текущим компьютерным контролям:

  1. Стадии митотического цикла:

    1. анафаза, метафаза, автосинтетическая интерфаза, профаза, метафаза;

    2. автосинтетическая интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза;

    3. профаза, метафаза, телофаза, анафаза, автосинтетическая интерфаза;

    4. автосинтетическая интерфаза, телофаза, анафаза, профаза;

    5. метафаза, автосинтетическая интерфаза, профаза, телофаза, анафаза.

  2. К половому размножению относится:

    1. митоз;

    2. шизогония;

    3. партеногенез;

    4. почкование;

    5. эндодиогения.

  3. Стадии сперматогенеза:

    1. рост, формирование, созревание, размножение;

    2. размножение, рост, созревание, формирование;

    3. созревание, рост, размножение, формирование;

    4. формирование, размножение, рост, созревание;

    5. размножение, созревание, рост, формирование.

  4. Митотический цикл клетки включает:

    1. постсинтетический, синтетический, пресинтетический периоды, митоз;

    2. синтетический, митоз, постсинтетический, пресинтетический периоды;

    3. пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды, митоз;

    4. митоз, пресинтетический, синтетический, постсинтетический периоды;

    5. пресинтетический, митоз, синтетический, постсинтетический.

  5. К какому виду размножения относится гиногенез?

    1. к половому;

    2. к бесполому;

    3. к шизогонии;

    4. к эндодиогении;

    5. к почкованию.

  6. Особенностями мейоза является:

    1. в профазеI происходит конъюгация хромосом и кроссинговер;

    2. в анафазе к полюсам клетки расходятся биваленты;

    3. в интерфазе II происходит репликация ДНК;

    4. в гаметах образуется диплоидный набор хромосом;

    5. состоит из I деления.

  7. К какому типу размножения относится андрогенез?

    1. к половому;

    2. к бесполому;

    3. к шизогонии;

    4. к эндодиогении;

    5. к почкованию.

  8. Стадии овогенеза:

    1. рост, размножение, созревание, формирование;

    2. размножение, рост, созревание, формирование;

    3. размножение, рост, созревание;

    4. формирование, размножение, созревание;

    5. ни один из вышеназванных ответов.

  9. Сохранение исходного набора хромосом в клетке обеспечивается при:

    1. митозе;

    2. мейозе;

    3. эндомитоз;

    4. полиплоидизации;

    5. гиногенезе.


7.2. Вопросы, включенные в билеты к курсовому экзамену:

  1. Временная организация клетки. Способы деления соматических клеток (амитоз, митоз, эндомитоз и политения). Клеточный и митотические циклы, их периодизация (гетеро- и аутосинтетические периоды интерфазы: G0, G1, S, G2 периоды). Значение митоза.

  2. Размножение – универсальное свойство живого, обеспечивающее материальную непрерывность в ряду поколений. Эволюция размножения. Формы размножения.

  3. Мейоз. Его цитологическая и цитогенетическая характеристики.

  4. Гаметогенез. Спермато- и овогенез. Периоды, плоидность клеток, их названия.


скачать

следующая >>
Смотрите также:
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии
2715.43kb.
Контрольные вопросы по теме: Для успешной работы на практическом занятии
2713.96kb.
Занятие 11 Работа с табличным процессором ms excel. Освоение приемов работы с электронными таблицами Практическое занятие 11
40.91kb.
Занятие 12 Работа с табличным процессором ms excel. Освоение приемов работы с электронными таблицами Практическое занятие 12
48.67kb.
Контрольные работы для студентов-заочников, обучающихся по специальности «Педагогика и методика начального образования»
145.2kb.
Методические рекомендации по ведению ученических тетрадей количество и назначение ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих работ
65.54kb.
Методические рекомендации по ведению ученических тетрадей количество и назначение ученических тетрадей Для выполнения всех видов обучающих работ
68.93kb.
Практикум по теории управления учебное пособие
1081.46kb.
Контрольные вопросы предназначены для студентов всех форм обучения (дневной, заочной): Социально-экономическая сущность маркетинга
17.6kb.
Контрольные вопросы и задания по теме
160.54kb.
Экзаменационные вопросы и контрольные работы для студентов заочной формы обучения
1035.73kb.
Л. А. Александрова (Москва) Контрольные работы по алгебре, 7-9 класс
307.64kb.