Главная стр 1


Красинский В.В.
О некоторых вопросах правового регулирования обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации
Стабильность конституционного строя, устойчивость функционирования и преемственность демократических институтов государственной власти и местного самоуправления сегодня в немалой степени предопределяется содержанием и характером деятельности по обеспечению безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации.

Практика избирательных кампаний в России свидетельствует о том, что выборы могут использоваться террористическими и экстремистскими организациями в качестве эффективного инструмента достижения поставленных политических целей, среди которых можно выделить: насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Российской Федерации, осуществление массовых беспорядков, террористической деятельности, возбуждение расовой, национальной или религиозной розни. В период выборов в ряде регионов России выявляются преступления, совершаемые с целью повлиять на явку избирателей, сорвать организацию и проведение выборов, использовать избирательный процесс для оказания воздействия на принятие решений органами власти, парализовать нормальное функционирование государственной власти и местного самоуправления. Наглядным примером могут служить выборы Главы Карачаево–Черкесской Республики в 1999 году1.

Взаимосвязь избирательного процесса с проблемой обеспечения безопасности государства обусловлена как социально–политическим значением выборов в системе народовластия, так и их важностью для защиты основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации.

Во–первых, проведение свободных и периодических выборов выступает в качестве гарантии воспроизводства и преемственности государственной власти и местного самоуправления;

Во–вторых, выборы могут являться легальным каналом прихода к власти представителей общественных объединений и политических партий экстремистской направленности; лидеров и участников организованных преступных групп, стремящихся к продвижению своих кандидатов в органы государственной власти и местного самоуправления;

В–третьих, выборы дают возможность обнародования политических программ и участия сепаратистских, национал–радикальных и экстремистских организаций в массовых мероприятиях;

В–четвертых, выборы, как правило, широко освещаются в СМИ, поэтому любое противоправное посягательство в сфере обеспечения безопасности государства, поданное под прикрытием оппозиционной политической деятельности, приобретает широкий общественный резонанс;

Наконец, субъекты избирательного процесса активно задействуют в рамках агитационной деятельности технологии формирования общественного мнения в период выборов, часть из которых может наносить ущерб интересам безопасности государства.

В настоящее время правовую основу обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», Федеральные законы «О противодействии экстремистской деятельности», «О политических партиях», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», УПК Российской Федерации, УК Российской Федерации и другие нормативные правовые акты.

Рассмотрим правовое регулирование организации и проведения выборов с позиций обеспечения безопасности Российской Федерации.

Юридически избирательная кампания начинается с момента официального опубликования решения о назначении даты выборов. Вопрос о переносе и отмене назначенных выборов напрямую затрагивает безопасность государства. В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя могут устанавливаться ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия, а также может быть отложена дата проведения выборов.

Важным является нормативное правовое регулирование образования избирательных округов и избирательных участков. Это обусловлено тем, что возможные манипуляции при нарезке избирательных округов могут серьезно исказить картину свободного волеизъявления избирателей, способствовать рассредоточению электората потенциального противника, дискредитировать демократические принципы и нормы избирательного права, и тем самым могут причинить вред безопасности Российской Федерации.

Главная роль в организации и проведении выборов принадлежит избирательным комиссиям, от легитимности формирования которых во многом зависит законность и демократизация избирательного процесса, а также соблюдение членами комиссий избирательных прав граждан.

На стадии выдвижения и регистрации кандидатов наиболее серьезную угрозу для безопасности России представляет деятельность организованных преступных сообществ и групп, стремящихся к продвижению своих кандидатов на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления. В связи с этим наиболее детальному правовому регулированию должны быть подвержены противодействие проникновению криминала в органы власти и пресечение возможного подкупа избирателей при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов.

Отдельного внимания заслуживает стадия предвыборной агитации. Законодательство Российской Федерации, в соответствии с общепризнанными принципами международного права, запрещает создание и деятельность экстремистских политических партий и общественных объединений, пропагандирующих и применяющих в ходе избирательного процесса насильственные методы. Конституционные запреты такого рода во время предвыборной агитации подкрепляются нормами уголовного, административного и иного законодательства, регламентирующего организацию и проведение выборов.

Правовое регулирование организации и проведения выборов должно быть направлено на обеспечение законности финансирования избирательных компаний. Это связано с тем, что в период выборов операции с денежными средствами и иным имуществом кандидатов, избирательных объединений (блоков) нередко сопряжены с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

С позиций обеспечения безопасности государства серьезные опасения вызывают также случаи использования механизмов фальсификации итогов голосования и результатов выборов.

В заключение отметим, что для обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов необходимо согласованное функционирование и взаимодействия всех органов государственной власти. Законность и демократизация избирательного процесса становятся возможными лишь в результате совместных усилий правоохранительных органов, избирательных комиссий, органов государственной власти и местного самоуправления.



Несмотря на исключительную важность и общественную значимость правового регулирования обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов, следует подчеркнуть, что государственно–властное вмешательство в ходе избирательного процесса не должно носить характер устрашения и запугивания.

Источник опубликования: Красинский В.В. О некоторых вопросах правового регулирования обеспечения безопасности государства в процессе организации и проведения выборов в Российской Федерации // Реформа законодательства в России: проблемы и перспективы. М.: Российская академия правосудия, 2002. С. 35-37.

1 Только в период избирательной кампании было возбуждено 24 уголовных дела, связанных с выборами, из них 18 – по ст. 205 УК РФ о терроризме.



Смотрите также:
Красинский В. В
52.03kb.
В. В. Красинский
115.09kb.
Красинский В. В
147.69kb.
Красинский Владислав Вячеславович
87.63kb.
Красинский Владислав Вячеславович Источник публикации
276.57kb.
Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук Источник опубликования
252.78kb.
Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук Источник публикации
151.07kb.
Красинский Владислав Вячеславович, кандидат юридических наук Источник опубликования
227.04kb.
В. В. Красинский, кандидат юридических наук
140.55kb.
Место прокурорского надзора в обеспечении избирательного законодательства
257.03kb.
Красинский Владислав Вячеславович кандидат юридических наук, эксперт
269.84kb.
Источник опубликования
133.61kb.