Главная стр 1
скачать
Единый Всекубанский классный час

в 3-4 классах

«Краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»

d:\школа №5\папка к 75-лет кубани\75 лет\87382856_large_krasnodar_foto_04_glavnaja.jpg

Автор: Димкова Наталья Анатольевна

пос. Ахтырский, 2012.г.

Цели:

знакомство учащихся с историей Кубани,

воспитание патриотизма, чувства гордости за свой край,
Задачи:

привитие любви и интереса к истории Кубани и к предмету «Кубановедение», научить открывать для себя новое и удивительное в привычном и обычном, формирование духовно-нравственных качеств,


Оборудование:

Карта Краснодарского края, символика Краснодарского края: флаг, герб, аудиозапись песен в исполнении Кубанского казачьего хора, компьютер, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация «Краснодарскому краю – 75: помним, гордимся, наследуем!»



Ход занятия.

1.Орг. момент.

Учитель: Кубанское солнышко смотрит к нам в класс,

А лучик, играя, приветствует вас:

Доброго утра, хорошего дня

Я пожелаю вам, детвора!


2.Актуализация темы.
Учитель: Позади летние жаркие дни, приятные воспоминания о проведённых каникулах, кто-то из вас отдыхал в лагере или в санатории, кто-то с родителями ездил на море. А куда ещё вы ездили этим летом? (ответы детей) - Вы любите путешествовать? Я предлагаю всем вместе отправиться в виртуальное путешествие по нашему Краснодарскому краю. Кубань – это частица нашей великой Родины. Всякий грамотный, культурный человек должен знать свою историю. На территории нашего края с древнейших времён проживали представители различных племён и народов. В какие-то периоды воцарялся мир, в какие-то, к сожалению, вспыхивали войны. Но, не смотря на всё это, наш край процветает, и в этом году 13 сентября мы будем отмечать 75-летний юбилей. (Слайд 1)

3.Ознакомление.
I блок «Вспомним дела давно минувших дней,

преданья старины глубокой»
1 станция «Историческая» с чего же всё начиналось?

Учитель: Я предлагаю оглянуться

Всмотреться в дым и даль веков,-

И перед вами развернутся

Дела кубанских казаков… (Слайд 2)

Как полноводная река начинается из маленького родничка так и этническая история Кубани берёт свои истоки из прошлого небольших сообществ скифов, меотов, босфорцев и сорматов. Об их существовании нам рассказывают сохранившиеся до наших дней степные курганы, каменные гробницы дольмены, остатки древних поселений. (Слайд 3)

В VII в. до н.э. когда предприимчивые сыны Эллады появились на северном берегу Чёрного моря основание колоний было для древних греков делом важным и почти священным. Выбирая новое место поселения, они сначала советовались с богами. На корабль с собой греки брали священный огонь из родного очага, домашнюю утварь, скот, зерно для посева и виноградную лозу. На Таманском полуострове греки основали 60 поселений, которые превратились в процветающие города-государства.


2 станция. «Императрица Екатерина»

Учитель: А мы продолжаем путешествие и приближаемся к следующей станции, которая повествует об эпохе Екатерины Великой.

(Выступает ученик, подготовивший реферат на тему «Екатерина II» (Слайд 4)

(Учитель подводит итог выступления учащегося). Вступив на русский престол, Екатерина Великая давала жалованные грамоты (Слайд 5).

(Текст грамоты в Приложении 1), возросла мощь русской армии и флота, были присоединены Причерноморье, Крым, Прикубанье, Восточная Грузия, открывались школы, академии и библиотеки. Жителям Кубани имя Екатерина особенно дорого, потому что она подарила щедрой рукой земли, на которых мы живём.
Ученик:

Царицей дарованы земли Кубани.

Казачеством создан там град войсковой,

Церквами обвенчанный, Богом хранимый –

С прозрачной богатой Кубанью – рекой.

Под флагом Кубани, с надеждой и верой,

Не меркнет с годами полученный дар.

Гордясь своим городом, гимном и хлебом,

Поём тебе славу, родной Краснодар.
Учитель: 127лет своего существования наша столица носила имя ЕкатериныII. В 1920г. - Екатеринодар переименован в Краснодар.

В 1937 г. Азово-Черноморский край был разделён на Краснодарский край и Ростовскую область. Итак, на любимый край имеет богатейшую историю и глубокие корни и мы должны с вами об этом помнить.



3 станция « Черноморские казаки»

Учитель: Угадайте о ком идёт речь?

Погоны жёлтые, шашки острые, пики длинные, кони борзые.

Полем едут с песнями, искать царю чести, себе славы.

Ученики: Казаки. (Слайд 6)

Сценка «Кто такой казак»

1 ученик: Казак – удалая, отважная неустрашимая голова;

2 ученик: Казак – лихой, смелый, неутомимый наездник;

3 ученик: В походе и на фронте терпелив, вынослив, неприхотлив, на ходу скоро ест, мало спит всегда начеку;

4 ученик: Казак скор и подвижен, как вьюн, гибок, как молодой стебель, как прибрежный тростник;

5 ученик: Казак – бойкий, с доброй улыбкой и щедрой душой.

Учитель: А с каким задором дети играли в казачьи игры! Я предлагаю вам поиграть в игру «Подсолнухи» (Приложение 2)

Черноморские казаки располагали свои курени вблизи степных речек. Селения окружали рвом и земляным валом. С 1809 г. курени стали называться куренными селениями, а с 1842 г. – станицами. В станицах строились хаты.

Они были саманными или глинобитными, крыши из камыша или соломы. (Слайд 7)

Почти в каждой хате имелись русская печь и «красный угол» с иконой. На стенах висели фотографии – традиционные реликвии казачьих семей. (Слайд 8)

В 1810 г. была утверждена единая форма черноморцев: шаровары и куртка из синего сукна. Женская одежда отличалась по месту их происхождения. Основой женского костюма была рубаха. Костюм состоял из юбки и кофты.

(Слайд 9).

О традиционном казачьем укладе, ремёслах и обрядах напоминает нам этнографический музей – Атамань. (Слайд10) Здесь всё как в старину, как 200 лет тому назад, когда первые черноморские казаки высадились на Тамани.



II блок «Мы гордимся ими…»

Учитель: Мы не можем обойти мимо истории Краснодарского края, связанной с Великой Отечественной войной, не можем не вспомнить о героическом подвиге нашего народа. Война оставила свой страшный кровавый след по всему краю. Мы с вами должны помнить, какой ценой досталась победа. Во всех уголках края есть памятники погибшим героям. (Слайд 11)
4 станция «Священная война»

Учитель: Работа над проектом «Никто не забыт и ничто не забыто»
(Слайд 12)

Учащиеся делятся на 3 группы. Каждая группа заранее получает задание по подготовке мини-проекта:

1группа – «Герои Кубани ВОВ»,

2 группа – «Пионеры - герои Кубани ВОВ»,

3 группа – «Герои сегодняшних дней».

Презентация мини-проекта 1 группы «Герои Кубани ВОВ» (А.И.Покрышкин,

(Е.Д.Бершанская, Е.А. Жигуленко) (Приложение 3)


2 группы «Пионеры – герои Кубани ВОВ»

(Ваня Масалыкин, Володя Гуков, Витя Гурин)

(Приложение 4)
3 группа «Герои сегодняшних дней»

(В.В. Горбунов, П. Остапенко) (Приложение 5)

Итог: составлен проект «Никто не забыт и ничто не забыто», который будет использован учителями и учащимися школы.
Ученик:

Над нами небо голубое,

Нам жизнь счастливая дана,

И мы обязаны с тобою

Запомнить эти имена.

Принять их к сердцу близко-близко,

Их подвиг оценить сполна.

И поклонившись обелискам,

Запомнить эти имена.

Запомнить навсегда и свято

И пронести сквозь времена.

Во имя Родины, ребята,

Запомним эти имена!

(Минута молчания)
III блок «Историческое наследие»

5 станция «Наследие наших предков»

Если есть на земле рай, то это КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ!

«Кубань благодатная» (Слайд 13)

(Слайд 14).

Кубань – «здравница России»: на минеральных источниках края поправляют своё здоровье миллионы людей нашей страны. Кубань – край изобилия плодов, погожих тёплых дней, разнообразия климатических зон, где неоглядная степь кормилица соседствует с вековым лесом, а высокие горы Кавказа – с морским синим простором. (Слайд 15) Ещё Кубань – «жемчужина России»: здесь живут талантливые учёные, писатели, музыканты, художники, спортсмены. Кубань по праву называют «житницей России». Этой славой она обязана и неустанному труду тысяч хлеборобов, и крупным научным открытиям выдающихся кубанских селекционеров. Наливаются золотым соком початки кукурузы, выведенной М.И.Хаджиновым, дружно поворачивают вслед за солнцем цветущие подсолнухи селекционера В.С. Пустовойта, уходят за горизонт бескрайние поля пшеницы, более 40 сортов которой были созданы П.П.Лукьяненко.

В 2014 г. город - курорт Сочи примет эстафету зимней олимпиады. Мы гордимся успехами наших земляков (Слайд16).

Гордимся не только трудовыми успехами и подвигами своих земляков, но ещё и обычаями, традициями, культурой – всем, что составляет духовное наследие народов Кубани. Более 1000 лет трепетно храним и преумножаем самое дорогое сокровище – Православие, основу национальной культуры и традиции. (Слайд 17)

Вот так пересекается история и современность. На этом наше путешествие подошло к концу. К 75-летнему юбилею нашего края я предлагаю вам всем вместе сделать колосок (учитель объясняет технологию изготовления колоска). Каждый ученик на своём зёрнышке письменно закончит выражение «Я горжусь Кубанью потому что…» (Слайд 18)

4.Рефлексия. (Слайд 19)

- Я узнал…

- Я задумался…

- Меня заинтересовало…

- Мне хотелось бы узнать…

5.Итог занятия.

Учитель: Сегодня мы с вами, словно на машине времени совершили удивительное путешествие через века и тысячелетия в загадочное и таинственное прошлое для того, чтобы узнав свои корни, смело устремиться в прекрасное будущее. На уроках кубановедения мы продолжим знакомиться с историей нашего края.

А сегодня запомните, что именно вы, ребята, являетесь наследниками богатой истории Кубани. Изучайте, сохраняйте и приумножайте наше историческое наследие.

(И в заключении звучит песня «Тэче Кубань» в исполнении Кубанского казачьего хора).

Приложение 1.



Текст дарственной грамоты.

Черноморскому казачьему войску жалуется «В вечное владение состоящей в области Таврической остров Фанагория со всею землею, лежащею по правую сторону реки Кубани от устья её к Усть - Лабинскому редуту… чтобы с одной стороны река Кубань, а с другой же Азовское море до Ейского городка служили границею войсковой земли»

В обязанность войску вменяется «бдение и стража пограничная»

сей документ подписан 30.06.1792 г. рукою императорского величества.

Приложение 2.

Казачья игра «Подсолнухи»

Правила игры: учитель выбирает водящего «земледельца». Игроки встают в несколько рядов – это подсолнухи. Ведущий «земледелец» стоит в стороне и запоминает, кто, где находится. По команде «Солнце» земледелец уходит, подсолнухи меняются местами. Потом звучит считалочка, к её окончанию «земледелец» должен сказать, кто с кем поменялся местами.

«Солнце свитэ, дождь идэ,

Семечко растэ, растэ.

К солнцу тянется росток,

Тонкий, тонкий стебелёк.

Небосвод весь обегая,

Солнце свитэ, не моргая.

Земледелец, не зевай,

Перемены отгадай!

Приложение 3.

Примерный вариант презентации мини-проекта

1 группы «Герои Кубани ВОВ»

Михаил Корницкий – наш земляк, родился в 1914 г. в Горяче - Ключевском районе. Накануне Великой Отечественной войны сбылась его заветная мечта: призвали в Военно-Морской флот.

С первых дней войны – на фронте. Вначале сражался с врагом на море, а затем Корницкого зачислили в десантный отряд особого назначения. Морской десант в ночь с 3 на 4 февраля 1943 г. высадился на Мыскахо, захватили плацдарм и закрепились недалеко от Новороссийска. Отделение младшего сержанта Корницкого ворвалось на территорию рыбозавода, выбросив оттуда фашистов. Развивая наступление черноморцы захватили школу. Младший сержант и его товарищи подорвали несколько танков. На единственном пути отхода краснофлотцев поджидала большая группа гитлеровцев. Именно тогда Михаил Корницкий принял героическое решение: ценой своей жизни дать товарищам возможность выйти из вражеского кольца. Со связкой гранат, пробравшись бросился в гущу врагов. Взрыв разметал фашистов. Черноморцы вырвались из окружения. Младшему сержанту М.М. Корницкому было присвоено звание Героя Советского Союза.

Имя М.М. Корницкого присвоено школе Новороссийска, возле которой он совершил свой бессмертный подвиг.

Приложение 4.

Примерный вариант презентации мини проекта

2 группы «Пионеры-герои Кубани ВОВ»

Ваня Масалыкин родился в 1929 г. Он рано лишился родителей, жил с бабушкой – Марфой. Он жил в станицу Новопокровской, играл со своими товарищами в «чапаевцев», футбол…

В 1942 г. фашисты грабили жителей станицы, убивали их. Бабушку Марфу они так избили, что в тот же день она умерла. Ваня остался один. Он поклялся мстить за бабушку, за страдания, за разграбленную и разрушенную школу. Но для этого Ване нужно было оружие, и он добывал его из-под носа зазевавшихся фашистов. Под мостов в кустах он вырыл неприметный окопчик и носил туда винтовки, патроны, гранаты. Однажды Ваня спрятался в окопчике и зорко наблюдал за дорогой. К мосту приближалась автомашина, заполненная фашистами. У моста машина сбавила ход и Ваня метнул гранату. Но граната не взорвалась. Ему удалось скрыться незамеченным.

Через некоторое время немцам стало известно, что в тайном окопчике Ваня Масалыкин хранит много оружия. Его выследили полицаи и арестовали.

Ваню допрашивали несколько дней, требовали рассказать о связи с партизанским отрядом. Он так ничего и не рассказал, и тогда палач приказал расстрелять Ваню.

Юный патриот погиб в сентябре 1942г. Память о нём и теперь жива в сердцах людей.

Приложение 5.

Примерный вариант презентации мини-проекта

3 группы «Герои сегодняшних дней»

Этот рассказ о героическом человеке, который погиб, спасая других людей в мирное время во время наводнения в июле в городе Крымске.

Пётр Остапенко благодаря своему героическому поступку и неимоверным усилиям, спас более 10 человек. Несмотря на сильное течение П. Остапенко всю ночь спасал соседей, в том числе инвалидов, из затопленных домов и оказывал им помощь и поддержку. Уже на рассвете он поплыл к своей семье, но его ранило в голову и унесло течением. Спасти мужчину не удалось. У него остались жена и двое маленьких детей.

Президент принял решение о награждении Петра Остапенко орденом Мужества посмертно и предложил назвать его именем улицу в новом микрорайоне, который будет построен в ближайшее время.



Патриарх Московский всея Руси Кирилл посмертно наградил П. Остапенко орденjм святого благоверного князя Дмитрия Донского II степени.
скачать


Смотрите также:
«Краю 75: помним, гордимся, наследуем!»
78.57kb.
Краю 75: помним, наследуем, гордимся
57.61kb.
«Краю 75: помним, гордимся, наследуем!»
115.67kb.
Классный час для 3-4 классов «Краю 75: помним, гордимся, наследуем!»
95.13kb.
Помним, гордимся, наследуем … Начало мая Красные гвоздики, Как слёзы тех далёких страшных лет. И ветеранов праведные лики, Особенно, которых больше нет. Когда подходят даты эти, я почему-то чувствую вину – Все меньше вспоминают о Победе
55.79kb.
«Помним и гордимся» Введение. Актуальность
89.88kb.
Мы помним, мы гордимся! 1 Стенд
230.99kb.
Сценарий открытого классного часа, посвящённого 68-летию ВОВ. Тема открытого классного часа: «Помним, любим и гордимся!». Задачи классного часа
75.45kb.
Управление алтайского края по образованию и делам молодежи
43.8kb.
Конкурсе туристических проектов «Пройдись по Пензенскому краю»
59.71kb.
Учебный год Виртуальная экскурсия «В краю синих гор». Тема экскурсии «В краю синих гор». Актуальность экскурсии
98.55kb.
Календарь знаменательных дат по Краснодарскому краю
1092.25kb.