Главная стр 1
скачать
КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Куковская В.А., Урбанович И.А., Гольцева Т.В.

МДОУ ЦРР – д/с № 158 г. Иркутска


Проблема сохранения здоровья подрастающего поколения является одной из центральных в современном образовании и рассматривается в рамках здоровьесберегающей педагогики. Современная система образования предъявляет высокие требования к уровню разви­тия ребенка. Он должен быть физически и психически зрелым, владеть достаточно большим объемом представле­ний об окружающей действительности и ориентироваться в ней, уметь устанавливать контакты и строить процесс общения со сверстниками и взрослыми, управлять своим поведением, быть мобильным в меняющихся условиях.

На основе анализа педагогической деятельности МДОУ ЦРР – д/с № 158 педагогический коллектив решил обратиться к экспериментальному изучению проблемы «Проектирование здоровьесберегающего пространства ДОУ».

В результате работы супервизорной группы, обеспечивающей совместную деятельность всех педагогов, работающих с детьми: воспитателей, педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и врача, выявлено, что свыше 75 % детей характеризуются различным сочетанием незрелости их эмоционально-волевой, когнитивной и физической сферы. Полученные нами результаты подтверждаются данными ученых о постепенном и стойком ухудшении ситуации развития подрастающего поколения, увеличение количества детей с показателями низкой нормы в интеллектуальном и физическом развитии в связи с экологическим и социальном кризисом в нашей стране (И. Дубровина)

Данная ситуация потребовала от нас пересмотра и расширения возможностей использования здоровьесберегающих технологий, направленных на поиск методов, приемов, соответствующих индивидуально-психологическим возможностям детей. Вслед за ведущими учеными, работающими над определением стратегии совершенствования образовательного пространства и обеспечения здоровья детей, мы считаем, что это возможно за счет внедрения эффективных способов работы с информацией, повышения реализации индивидуального потенциала развития ребенка, профилактики болезней нервной регуляции и декомпенсации имеющихся хронических патологий, что будет способствовать снижению психофизиологической «цены» обучения.

В процессе проведения экспериментальной работы мы столкнулись с необходимостью в определении критериев и выбора адекватных методов оценки уровня сформированности психологического здоровья детей дошкольного возраста.

В первую очередь мы обратились к определению понятия здоровья. В докладе Комитета экспертов Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) здоровье рассматривается «как состояние физического, умственного, социального благополучия, а не отсутствие болезни или физических недостатков». Здоровье – это комплексная категория, которую следует понимать как физическое, так психическое и психологическое здоровье:



  • в физическом плане – умение преодолевать усталость, возможность действовать в оптимальном для себя режиме, нормальное функционирование возможностей организма;

  • в психологическом плане:

а) интеллектуальное – проявление умственных способностей, любознательности, высокого уровня обучаемости;

б) социально-нравственное – честность, эмпатичность, коммуникабельность, терпимость;

в) эмоциональное – уравновешенность, эмоционально-эстетическая отзывчивость на прекрасное, способность удивляться и восхищаться.

Центральным понятием является психическое и психологические здоровье. В комплексных гуманитарно-естественнонаучных исследованиях психическое развитие ребенка и психическое здоровье рассматриваются в причинно-следственной связи / И. Дубровина с сотр./, а здоровье – как образовательный продукт / В.А. Орлов, В.И. Панов/.

В гуманистической психологии, в частности, в работах А. Маслоу, психическое здоровье рассматривается, с одной стороны, как реализация того, что заложено в человеке от природы, с другой стороны, стремление к гуманистическим ценностям. На основе анализа психолого-педагогической литературы нами были определены критерии психического здоровья детей, к которым мы отнесли:


  • подвижность \ инертность психических процессов

  • произвольность \ импульсивность двигательной и познавательной сферы

  • продуктивность \ истощаемость психических функций

  • адекватность и критичность поведения

  • работоспособность \ утомляемость

  • устойчивость к информационному стрессу (адаптационные возможности психики)

  • межполушарный перенос и межполушарное взаимодействие.

Результатом психического здоровья детей является здоровая психика.

Оценка показателей психического здоровья мы проводим посредством нейропсихологической диагностики, диагностики индивидуально-типологических особенностей («Теппинг-тест» О. Черниковой, «Корректурные пробы» тест Тулуз-Пьерона).



Как показывает анализ литературы, психологическое здоровье в большей мере рассматривается в качестве характеристики личностных проявлений (И. Дубровина). В качестве критериев психологического здоровья детей мы выделили:

  • адекватный возрасту уровень эмоционально - волевой и познавательной сфер личности

  • способность планирования своей деятельности

  • позитивный образ Я-концепции

  • возможность саморегуляции психических состояний

  • самокритичность

  • самостоятельность

  • способность к рефлексии, эмпатии

  • сформированность навыков общения

Результатом психологического здоровья детей является здоровая личность.

Оценка показателей психологического здоровья проводится нами посредством диагностических методик, методов наблюдения за детьми в различных видах деятельности, проективных рисуночных методик (рисуночный тест «Я в детском саду», «Рисунок семьи» А. Хоментаускас, тест Люшера (ЦТО), карта наблюдений Д.Скотта, «Секрет» Т.А.Репина и др.).
скачать


Смотрите также:
Критерии и методы оценки психологического здоровья детей дошкольного возраста
40kb.
Работа по сохранинию психологического здоровья детей
47.75kb.
Программа психологического развития детей дошкольного возраста
552.85kb.
Методическое пособие по формированию здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Проект недели здоровья: «Дорога здоровья»
113.25kb.
«формирование представлений о защитниках родины у детей старшего дошкольного возраста»
1808.43kb.
Формирование произвольности поведения с учетом нравственных норм у детей младшего дошкольного возраста
48.99kb.
Психологические условия формирования творческой позиции дошкольников
363.26kb.
Проект «Акция. Ребенок и Взрослый» для детей старшего дошкольного возраста
145.62kb.
Первый вариант: воспитание и обучение ребенка на дому по основным общеобразовательным программам дошкольного образования
50.18kb.
Пояснительная записка Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Оптимальная двигательная активность детей дошкольного возраста требует подбора яркого, эмоционально привлекательного
1126.98kb.
Методические рекомендации по открытию семейных детских садов
451.93kb.
Уроков здоровья» «Наши эмоции»
56.36kb.