Главная стр 1
скачать
КРУГ ОБЩЕНИЯ ПОДРОСТКОВ И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ

НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

Специфика общения подростка со сверстниками и взрослы­ми. Окружение подростка, образ его мыслей и поведения. Психология общения юных. Проблема дружбы и товарищества, истоки конфликтов в семье и школе. Формирование у подростков убеждения в необходимости собственного стиля поведения и четких внутренних его основ. Положительная и отрицательная ориентация группы.

Воспитание у подростков в семье нетерпимого отношения антиобщественным поступкам сверстников, равнодушию, пьянству и другим порокам, как средство предупреждения правонару­шений. Создание здорового микроклимата в семье, доброжелательных взаимоотношений между родителями и подростками.

Форма проведения: беседа-практикум.

С первых дней жизни ребенок общается с людьми. От них он получает знания о мире, перенимает их взгляды, благодаря им накапливает разнообразный опыт. В настоящее время, когда контакты стали значительно шире и постоянно растут, когда нельзя себе представить полноценную жизнь без определенного, часто обширного круга людей, умение общаться с ними необычайно важно.

Сегодня в нашей беседе мы рассмотрим лишь одну проблему - проблему общения подростков.

Около двора вашего дома вы часто видите играющих ребят, среди них есть и ваши дети. Присмотритесь к ним, понаблюдайте.

Задумывались ли вы, родители, когда-нибудь над тем, как встречают сверстники вашего ребенка и как к нему относятся?

Знаете ли вы, с кем дружат ваши дети? Чем интересуются товарищи ваших детей, о чем разговаривают, когда бывают вместе? Что дает вашему ребенку эта дружба, чем он обогащает друга? Кто из них задает тон в этой дружбе, а кто этот тон принимает? «С кем дружит мой сын? Конечно, знаю. С Володей» - так, не задумываясь отвечают многие родители, вполне уверенные в том, что этих знаний вполне достаточно. А так ли это? Подумали ли вы, почему ваш ребенок дружит с Володей, а не с Витей; за что он ценит Воло­дю? А за что друзья ценят его самого?

К сожалению, многие родители об этом не задумываются. Обычно волнует другое: как учится ребенок, как ведет себя в школе и дома. Да, это важно. Но есть не менее важная сторона его жизни. Умеет ли он общаться со своими сверстниками, как складываются детские отношения, что лежит в их основе: справедливость, отзывчивость, взаимопомощь или эгоизм. Знание этой стороны взаимоотношений позволит родителям направить нравственное развитие ребенка по правильному пути. Как утверждаю психологи, в подростковом возрасте становится возможным познание и оценка такого сложного феномена, каким является нравственно-психологический облик человека.

Расширяются и усложняются связи подростка с окружающими его людьми - родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Коллектив предъявляет ребенку высокие требования, и завоевать авторитет и уважение товарищей он сумет лишь в том случае, если сможет ответить этим требованиям.

Ребята в этом возрасте становятся особенно чуткими к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Перед ними остро встают морально-этические проблемы отношений, у них возникают свои требования к поступкам и отношениям как сверстников, так и взрослых. При этом особенно важным для подростка является ува­жение со стороны тех ребят, которых он, справедливо или нет, счи­тает более взрослыми, более умными, сильными, знающими, и чем-то более умелыми.

Две системы отношений - со сверстниками и взрослыми - подросток начинает не только осознавать, но и по-разному проявлять себя в них. Многим родителям, вероятно, приходилось с этим сталкиваться в своем опыте. «Видела вашего Юру на улице с ребятами, - рассказывает соседка Юриной маме, - Вот раскомандовался! Этот пойди сюда, а этот сделай то, и все его слушаются. Прямо генерал!» «Мой Юра? - удивляется мама. - Тихий, послушный, в доме его голоса не слышно. Да разве он умеет командовать?»

Дома Юрой командуют все: и мама, и бабушка, и старший
брат. А Юра смущается, подчиняется, но и учится командовать сам. А на улице, со сверстниками, он уже применяет на практике то, что
усвоил дома.

А вот другой пример. Девочка избалована, дома привыкла к тому, что все ее желания исполняются, помыкает матерью, грубит. «Анечка - деспот в семье», - с горечью говорит бабушка. Но с подругами Анечка ведет себя иначе. В их компании командуют другие: девочки, более самостоятельные, более взрослые, и Аня им послушно подчиняется.

Две системы отношений и объективно и субъективно разные для подростка. Если в первой системе подросток занимает все-таки подчиненное положение, положение младшего, ведомого, то во второй системе подростки-ровесники формально равноправны, и их реальные взаимоотношения могут складываться по-разному, при этом каждый ребенок практически имеет возможность высту­пить как ив роли командира, так и в роли исполнителя.

Именно поэтому общение со сверстниками становится в эту пору чрезвычайно важным для развития ребенка, можно сказать, главным фактором его развития. Общение с ровесниками дает под­ростку возможность померяться силами - физическими и духов­ными с равными себе, ощутить и оценить себя и других. Оно де­лает делает подростка эмоциональнее, насыщеннее, богаче и инте­реснее. Отношения со сверстниками дают подростку незаменимый опыт

социального общения; практику жизни в коллективе.

В общении происходят важнейшие для формирования человеческой личности процессы: выделение критериев оценки поступков и отношений, усвоение морально-этических норм, законов общественно правильного поведения. Общение способствует формированию познавательных интересов, дает толчок к самообразова­нию.

Под влиянием товарищей подросток может иногда изменить­ся

Самым неожиданным образом: один станет вдруг непослушным, грубым цепким, на другого общение с другом подействует поло­жительно Родители ломают голову над причинами таких неожи­данных перемен. А «причины» рядом; они стучат в вашу дверь и долго мнутся на пороге, не решаясь войти; они ожидают вашего сына за углом и взволнованно обсуждают с ним события дня. Эти «причины» - друзья ваших детей. Именно они подчас незаметно и быстро изменяют ваших детей так, как вам не удается даже при больших стараниях. Они помогают (или мешают) вашему сьну или дочери становиться личностью. Однако будет ли это помощью или помехой - во многом зависит от вас.

Зная, что общение со сверстниками - необходимое и важное условие становления личности подростка, родители должны быть готовыми к тому, что ваш ребенок потянется к товарищам, что друзья ему будут важны и необходимы, что именно отношения с ними составят центральное ядро его переживаний, волнений, тревог и ему может понадобиться благожелательная помощь более опытного старшего друга.

Всякая отрицательная общественная оценка неприятна под­ростку. Она не дает ему возможности с должным уважением отно­ситься к самому себе и поэтому очень болезненна для него, осо­бенно если в этой оценке звучит насмешка. Даже то, что взрослым иногда кажется совершенно невинной шуткой, может быть воспри­нято подростком как обида и оскорбление.

Мир сверстников так притягателен для подростка потому, что он дает подростку возможность сравнить себя с другими, рав­ными по возрасту, опыту, силам, умениям, сравнить - и по-новому взгляну на себя, оценить себя. А это так важно!

Оценка самого себя - совершенно необходимое условие раз­вития, личности. До сих пор подростку давали оценку взрослые, а теперь он учится оценивать себя сам. Мир сверстников тем и при­влекателен для подростка, что здесь он имеет возможность прове­рить, примерить к себе, глубже понять мир взрослых, приобщиться к нему.

Специфические проблемы вызывают определенное отноше­ние ребенка к родителям. Проблема отношения ребенка и родите­лей появляется чаще всего в то время, когда сын или дочь вступают в подростковый возраст. Теплые, сердечные взаимоотношения постепенно исчезают, эмоциональные связи слабеют, начинает колебаться авторитет родителей. Отец и мать уже не выглядят самыми лучшими, мудрыми и красивыми, хотя по-прежнему очень нужны ребенку.

Раньше ребенок любил своих родителей безоговорочно, не задумываясь над их особенностями. Он еще не умел наблюдать их в различных ситуациях и тем более анализировать, оценивать свои наблюдения, не умел он также и сравнивать своих родителей с другими людьми, поэтому у него не появлялось критического отношения к действиям, образу жизни родителей.

Критическая настроенность молодых людей, их стремление к самостоятельности, независимости, к освобождению от авторитета родителей при решении многих вопросов повседневной жизни является одним из источников конфликта между некоторыми родителями и детьми подросткового возраста. Именно в этом возрасте родители должны обращать особое внимание на отношение к ним ребенка. Если они почувствуют ослабление эмоциональной связи и своего авторитета, возможность возникновения конфликтов, следует серьезно задуматься над причинами таких явлений.

Конфликты, возникающие между родителями и их подрастающими детьми, требуют от матери и отца критического отношения не только к своему ребенку, но и к себе. Следует оценить себя как родителя и как человека в целом, понять, с какой меркой подходит к вам ребенок.



Однако в любом случае, независимо от того, как складываются отношения с подрастающими детьми, родителям необходимо знать, что о них думают их дети, как их оценивают. Родители которые постоянно общаются с ребенком, могут получить такие сведения.
скачать


Смотрите также:
Круг общения подростков и его влияние на формирование нравственного поведения
62.62kb.
Семья и ее влияние на формирование личности ребенка
133.77kb.
Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления. Причины отклонений от норм поведения подростков
197.36kb.
Влияние стиля родительских отношений на формирование личности подростка
717.22kb.
Рабочая программа курса «Азбука общения»
124.04kb.
Разработка классного часа о доброте
82.05kb.
Тема самообразования: «Формирование толерантного сознания и поведения учащихся»
52.85kb.
Исследование поведения потребителей и факторов, оказывающих на него влияние. Организация маркетинговой службы на предприятии
19.67kb.
Лекция Организация рационального питания подростков
191.81kb.
Лекция Организация рационального питания подростков
149.42kb.
Питание один из факторов среды обитания, оказывающих непосредственное влияние на формирование здоровья детей и подростков
141.96kb.
«Социально-психологические аспекты отклоняющегося поведения подростков» Родителям на заметку
37.58kb.