Главная стр 1
скачать
Купоров Павел Викторович

Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга», отделение психолого-педагогической помощи№1 (психолог);

г. Санкт-Петербург, Россия.

Доклад посвящён актуальной проблеме социальной помощи семьям и детям, а именно, защите в суде прав детей, пострадавших от жестокого обращения, психологами социального учреждения. В докладе рассматривается специфическое направление в деятельности психологов, которое заключается в социально-психологическом сопровождении семей в суде с целью защиты детей от различных видов насилия со стороны родителей. В докладе подробно описывается структура и содержание социально-психологического сопровождения семей в суде, а так же проводится оценка эффективности этого вида деятельности психологов.

ЗАЩИТА В СУДЕ ПРАВ ДЕТЕЙ, ПОСТРАДАВШИХ ОТ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ, ПСИХОЛОГАМИ СОЦИАЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ.

За период с сентября 2009 по сентябрь 2011 годов в отделение психолого- педагогической помощи обратилась 31 семья, которым требовалась помощь психологов для защиты их родительских прав и прав их детей в суде. Большинство этих семей находились в трудной жизненной ситуации, а проблему с которой они обратились в Центр в целом можно квалифицировать как защиту в суде интересов и прав детей, пострадавших от жестокого обращения.

Все кризисные семейные ситуации в этих семьях, которые способствовали возникновению различных форм насилия над детьми можно рассматривать как типичные и описать их следующим образом. Первый тип таких семей, это семьи в ситуации развода родителей, между которыми существует хроническая конфликтная ситуация, негативно отражающаяся на ребёнке. В таких семьях межличностный конфликт между родителями переходит в длительные судебные тяжбы о месте жительства ребёнка, о порядке общения между ребёнком и родителем, проживающим отдельно, а так же родители подают друг другу иски об ограничении или лишении родительских прав. Ко второму типу относятся неблагополучные семьи, в которых родители не надлежащим образом выполняют свои родительские обязанности.

Во всех семьях, которые обратились за помощью психологов, имелась одна или несколько форм жестокого обращения родителей с детьми. Наиболее распространённой ситуацией в этих семьях являлось наличие психологического насилия над детьми со стороны родителей, которое заключалось в том, что один из родителей необоснованно препятствовал ребёнку общаться с другим родителем (39% семей). В данном случае родители игнорировали важные психологические потребности ребёнка. Другой наиболее распространённой ситуацией в этих семьях было сочетание психологического насилия с пренебрежением нуждами ребёнка (36% семей). Например, это случаи когда родитель осуществляет общение с ребёнком и уход за ним в форме, которая не учитывает его психофизические особенности и, таким образом, родитель реализует свои родительские права в ущерб правам и интересам ребёнка. Третьей, наиболее опасной для ребёнка, ситуацией в описываемых семьях было сочетание трёх форм жестокого обращения одновременно: физическое насилие, психологическое насилие и пренебрежение нуждами ребёнка (25% семей). Эти ситуации были характерны для неблагополучных семей.

В целях оказания социально-психологической помощи клиентам по защите их прав и прав их детей в суде, а также в целях реабилитации детей подвергшихся жестокому обращению специалистами нашего учреждения было разработано специфическое направление в работе - социально-психологическое сопровождение семей в суде.

В данном случае под социально-психологическим сопровождением в суде подразумевается комплексная помощь семьям и детям, которая включает в себя следующие компоненты: 1) экспертная работа (психодиагностика семьи и составление заключения); 2) представительство в суде (участие психолога в судебном заседании в качестве специалиста); 3) социально-психологическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации сроком от трёх до шести месяцев; 4) при необходимости привлечение к реабилитационным мероприятиям с семьёй специалистов других отделений Центра или субъектов профилактики.

Необходимость психологического сопровождения этих семей в течение длительного периода времени объясняется тем, что как правило, в случаях, когда дело доходит до суда, это означает, что семейный конфликт принял хроническую форму течения и быстрое его разрешение не представляется возможным по причине непримиримых позиций конфликтующих сторон. Иногда такие ситуации в семьях длятся годами. В таких случаях, все члены семьи длительное время находятся в трудной жизненной ситуации.

Эффективное выполнение данного социального заказа специалистами ЦСПСиД стало возможным только при условии межведомственного взаимодействия психологов Центра с представителями отделов опеки и попечительства.

Межведомственное взаимодействие в данном случае осуществлялось по следующей схеме. Отделы опеки и попечительства выявляли семьи, которые нуждались в сопровождение в суде, и направляли их в Центр. Причём, на каждую семью посылался официальный запрос о работе с семьёй в данном направлении. Это необходимо с правовой точки зрения, так как при наличии запроса со стороны опеки и попечительства или прямого судебного запроса полномочия специалистов ЦСПСиД существенным образом расширяются.

В дальнейшем в процессе работы с этими семьями психологами был накоплен и обобщён определённый опыт психологического сопровождения семей в суде и этот опыт позволил нам выработать определённый алгоритм проведения реабилитационных мероприятий с семьёй и на его основе разработать типовую программу сопровождения семьи в суде. Данная программа является универсальной, то есть она может быть применима ко всем трём направлениям работы в суде (права родителей, место жительство ребёнка, порядок общения ребёнка с родителем).

Необходимо отметить ряд важных методологических моментов. Психодиагностика несовершеннолетнего и членов его семьи была нами стандартизирована, то есть психологи подобрали батарею методик, которые обеспечивали выполнение целей и задач исследования.

Эти психодиагностические методики были подобраны для родителей и для детей разных возрастных категорий. Применение этих методик в целях диагностики для суда показали свою высокую эффективность.

Другой особенностью диагностической работы являлась коллегиальность в работе, то есть, при выработке рекомендаций и написании заключения для суда с семьёй работали несколько психологов. После диагностического и консультативного этапов результаты обсуждались на консилиуме отделения и выносилось коллегиальное решение, которое оформлялось в виде заключения и направлялось в суд или муниципальное образование.

Представительство в суде осуществлялось психологами не в каждом случае, так как оно было не всегда востребовано судьями. В практике работы нашего отделения судьи вызывали психологов для участия в судебном заседании 8 раз (26% семей). В этом случае психологу выписывалась повестка и он участвовал в судебном заседании в качестве специалиста.

Работа с семьями в зависимости от запроса клиентов и субъектов профилактики осуществлялась психологами в двух формах: разовые услуги в течении месяца (38% семей) и длительное сопровождение семей сроком от 3-х до 6-ти месяцев (62% семей).

Для решения реабилитационных задач психологами и педагогами в работе с семьями использовались определённые коррекционные методики. В случае если взаимоотношения между ребёнком и родителем были нарушены (например, в ситуации длительного перерыва в общении), семья привлекалась к участию в занятиях детско-родительской группы и эти взаимоотношения реабилитировались (восстанавливались). В процессе реабилитации семьи специалисты отделения психолого-педагогической помощи применяли авторскую программу арт-терапевтических занятий с семьями. Однако основной объём реабилитационных мероприятий отводился консультированию родителей.

Следующей особенностью работы с семьёй являлось привлечение к реабилитационным мероприятиям специалистов других отделений. Например, в ряде случаев, чтобы помочь семье преодолеть трудную жизненную ситуацию, дети ставились на обслуживание в отделение дневного пребывания для несовершеннолетних, что обеспечивало семье социально-экономическую помощь (питание для детей), а так же психолого- педагогическое сопровождение детей с целью профилактики негативных последствий жестокого обращения.

В случае необходимости, к работе с семьёй привлекались юристы отделения приёма и консультаций, а так же отделения помощи женщинам в трудной жизненной ситуации, которые проводили с клиентами правовые консультации (например, оказывали помощь в составлении исковых заявлений).

При необходимости к реабилитационным мероприятиям с семьёй привлекались другие субъекты профилактики. Так например, в ряде случаев для профилактики последствий жестокого обращения с детьми семьи направлялись в различные государственные медицинские учреждения СПб.

Таким образом, как правило реабилитация семьи носила комплексный характер, подразумевала взаимодействие структурных подразделений Центра а так же различных субъектов профилактики, и в итоге семья получала необходимый набор услуг: социально-экономические, социально-правовые, социально-медицинские, социально-психологические и социально-педагогические.

Для оценки эффективности работы специалистов Центра по защите в суде прав детей, пострадавших от жестокого обращения можно выделить два основных критерия:

1) вынесение судебных решений с учётом заключений психологов и в интересах детей (например, лишение или ограничение родителей в правах); 2) преодоление семьями трудной жизненной ситуации (профилактика последствий).

В практике нашей работы большинство судей выносили свои решения с учётом мнения психологов, а в ряде случаев эти решения полностью опирались н заключения и рекомендации специалистов нашего Центра. В результате этих судебных решений в семьях создавались новые условия жизнедеятельности детей, которые защищали несовершеннолетних от различных форм насилия со стороны родителей.



По результатам анализа работы специалистов Центра по сопровождению семей в судебных процессах в течении 2009-2011 г.г. психологи сделали вывод о том, что в результате социально-психологического сопровождения почти всем семьям удалось преодолеть трудную жизненную ситуацию, а дети в этих семьях перестали подвергаться жестокому обращению со стороны родителей (95% семей).

Таким образом, оба выделенных критерия эффективности указывают на то, что описанную форму работы по социально-психологическому сопровождению семей в судебных процессах в целях защиты интересов и прав детей, подвергшихся жестокому обращению, можно признать достаточно результативной.
скачать


Смотрите также:
Купоров Павел Викторович Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Невского района Санкт-Петербурга»
69kb.
Царева Екатерина Николаевна Санкт-Петербургское государственное учреждение «Центр социальной помощи семье и детям Калининского района Санкт-Петербурга»
54.84kb.
Санкт-Петербургское государственное учреждение «Комплексный центр социального обслуживания населения Пушкинского района»
182.49kb.
Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное учреждение «Художественно-профессиональный лицей Санкт-Петербурга»
222.7kb.
Проблемы молодой семьи и возможности их решения средствами социальной работы
84.42kb.
Требования к порядку информирования о предоставлении услуги
280.7kb.
Отчет о деятельности
239.74kb.
Правительство Санкт-Петербурга Администрация Невского района Санкт-Петербурга план
264.18kb.
Закон санкт-петербурга о медико-социальной программе Санкт-Петербурга "Гериатрическая помощь населению Санкт-Петербурга"
286.34kb.
Публичный отчет о деятельности гбс(К)оу №34 Невского района Санкт-Петербурга за 2011/12 учебный год Санкт-Петербург 2012
608.63kb.
Из истории Невского устья до постройки Санкт-Петербурга
33.42kb.
Закон санкт-петербурга об образовании в санкт-петербурге принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
261.83kb.