Главная стр 1стр 2 ... стр 28стр 29
скачать



Федоров А.А.

Экономическая теория

Курс ЛЕКЦИй



СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в экономическую теорию. 2

Тема 2. Собственность и предпринимательство. 13

Тема 3. Общие проблемы экономического развития. 30

Тема 4. Основы организации рыночного хозяйства 42

Тема 5. Механизм рыночной системы. 54

Тема 6. Частный сектор в экономике 68

Тема 7. Роль государства в современной экономике 84

Тема 8. Национальная экономика: результаты и измерения 99

Тема 9. Макроэкономическое равновесие и его обеспечение 111

Тема 10. Экономический рост и циклические колебания 125

Тема 11. Особенности экономической политики государства 138

Тема 12. Теоретические основы региональной экономики 157

Тема 13. Мировая экономика и мировая торговля 172

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ» 187

Тема 1. Введение в экономическую теорию.

1. 1. Эволюция экономической мысли


Зарождение экономических идей относится ко времени возникновения человека. Истоки же экономической науки следует искать в учениях мыслителей древнего мира. Древнеиндийские «Законы Ману» (IV-III вв. до н. э.), «Артхашастра» (II в. до н. э.), вавилонские «Законы царя Хаммурапи» (XVIII до н. э.), древнекитайская «Книга перемен» и другие источники отмечали существование общественного разделения труда, частной собственности, отношений господства и подчинения между людьми.

Вершина доклассического этапа развития экономической мысли связана с деятельностью античных мыслителей. Взгляды древнегреческих философов Ксенофонта (430-354 гг. до н. э.), Платона (427-347 гг. до н. э.), Аристотеля (384-322 гг. до н. э.) можно характеризовать как теоретические исходные пункты современной экономической науки. Например, здесь рассматривались такие вопросы как стоимость и цена товара, полезность, меновые отношения, функции денег и др. Считается, что сам термин «экономика», обозначающий учение о ведении хозяйства, был введен в научный оборот Аристотелем. В Древнем Риме особое значение получили проблемы прикладного, прежде всего аграрного характера.

Христианство изменило оценку хозяйственной деятельности. Оно объявило труд необходимым и святым делом. Этические нормы поведения были перенесены схоластами в описание экономики. Поэтому экономическая доктрина средневековья оказалась скорее сводом норм и правил общественной жизни, чем обобщением реальной хозяйственной практики.

Как наука экономическая теория возникает в XVI-XVII вв. Истоками ее классического периода стало развитие меркантилизма (от итальянского «мерканте» – торговец), который, по утверждению Т. Негиши, представляет собой не теоретическую школу, а систематизированную политику, направленную на создание сильных централизованных национальных государств в условиях, сложившихся после развала средневековой системы организации промышленности и торговли. Главной заботой меркантилистов явилось нахождение способов, с помощью которых государство могло бы добыть себе золото и серебро, считавшиеся главными из богатств. Наиболее известными из них стали запрещение вывоза драгоценных металлов из страны и импорта товаров.

Особую популярность среди меркантилистов имели английский экономист Томас Ман, признававший единственным источником богатства торговлю, и французский исследователь Антуан де Монкретьен, который в 1615 г. ввел в употребление термин «политэкономия», что означало «управление государственным имуществом города».

В середине XVIII начинают формироваться собственно экономические школы. Физиократы (от греческого «власть природы») отвергали учение меркантилистов, считая, что источником богатства является превышение продукта произведенного над потребленным в сельском хозяйстве. Виднейшим представителем этой школы был Франсуа Кенэ (1694-1774), который в своих «Экономических таблицах» сделал гениальную попытку анализа общественного воспроизводства. Переходным мостиком от меркантилистов и физиократов к классической политэкономии стали работы Вильяма Петти (1623-1686). Широкую известность получило его изречение «Труд есть отец и активнейший принцип богатства, а земля – его мать».



Адам Смит и Давид Рикардо вошли в историю как основоположники классической политической экономии. Ее основная идея – либерализм, минимальное государственное вмешательство в экономику, рыночное саморегулирование на основе свободной конкуренции, которое А. Смит назвал «невидимой рукой». Классики политэкономии заложили основы трудовой теории стоимости и учения о доходах, постарались раскрыть экономические законы развития современного им общества.

Классическая политическая экономия стала основой для всего последующего развития экономической науки, поставив главные проблемы и предложив основные методы исследования. Опираясь на традиции классической школы политической экономии, К. Маркс и Ф. Энгельс в середине XIX в. создали теоретическую концепцию, получившую обобщенное название марксизм. Их идеи, рассматривающие законы развития капитализма и концепцию социализма, оказывали значительное влияние на развитие отечественной экономической теории вплоть до 1980-х гг.

Параллельно с марксизмом была сформулирована теория маржинализма (от английского «предельный»), положившая начало новому неоклассическому этапу развития экономической мысли. Классиками этой теории стали экономисты австрийской школы Карл Менгер (1840-1921), Фридрих фон Визер (1851-1926), Эйген фон Бем-Баверк (1851-1914). Маржинализм в отличии от предшествующих школ экономического анализа исходил из использования предельных, дополнительных величин, характеризующих изменение состояния объекта анализа.

В рамках неоклассического этапа выделяются и современные экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX- начале XX вв. Их главными направлениями являются неоклассическое, кейнсианское и институционально-социологическое.



Неоклассическое направление стало связываться с оформлением «нового классического экономикса», представляющего собой попытку синтезировать маржинализм и классическую политэкономию. Оно представлено современными теориями монетаризма (М. Фридмен (род. 1912)) и неолиберализма (Ф. Хайек (1899-1992)).

Основателем кейнсианского направления является Джон Мейнард Кейнс (1883-1946). В его работах было дано важнейшее теоретическое обоснование государственного регулирования экономики путем проведения финансовой и денежно-кредитной политики.

Родоначальником институционально-социологического направления является Торстейн Веблен (1857-1929). Название концепции происходит от латинского «институтиум»- учреждение, организация, установление. Все ее сторонники рассматривают экономику как систему, включающую совокупность экономических и внеэкономических факторов и отношений.

Современная экономическая теория, являясь наследницей богатейшего знания, не отбрасывает ничего из того, что внесли в нее экономисты прошлых веков. Она продолжает их идеи, дополняя или уточняя научный анализ, поэтому этот этап развития экономической науки принято связывать с формированием новой парадигмы. Под ней понимается система основополагающих предпосылок, методов исследования, принятых в науке, а также представления ученых о способах решения поставленных проблем. Современная парадигма предусматривает возможность синтеза, а не противопоставления различных экономических школ и направлений анализа.

Многие современные экономисты сделали выдающиеся открытия в теории, которые нашли свое применение на практике и способствовали совершенствованию воздействия на экономическое развитие. Свидетельством тому является ежегодное присуждение Нобелевской премии – высшей научной награды. Нобелевские премии по экономике присуждаются с 1969 г., и в настоящее время их насчитывается свыше 30. Среди лауреатов премии – П. Самуэльсон, В. Леонтьев, М. Фридмен, Л. Канторович, К. Эрроу, Дж. Хикс, Г. Саймон, Р. Соллоу, Дж. Бьюкенен, Я. Тинберген, С. Кузнец и другие видные экономисты современности.

1. 2. Предмет экономической теории и ее функции


Общепризнанного определения экономической теории до сих пор нет. Она охватывает такой широкий спектр значений, что при любом кратком определении остаются без внимания какие-либо важные аспекты предмета. Однако основная проблема экономической теории и практики состоит в разрешении противоречия между безграничными потребностями людей и ограниченными ресурсами.

В широком смысле слова экономическая теорияэто наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной динамике воспроизводства; об использовании ограниченных ресурсов для производства товаров и услуг и обмена их в целях удовлетворения потребностей; о видах деятельности по производству и обмену, о повседневной деловой жизни людей, связанной с извлечением средств существования; об общественном богатстве.

Структурно экономическая теория включает в себя два раздела: микроэкономику и макроэкономику. Микроэкономика изучает поведение отдельных экономических агентов. Ее основоположниками считаются представители маржинализма. В центре ее анализа – цены отдельных товаров, затраты-издержки, формы и механизмы формирования капитала и функционирования фирмы, механизм ценообразования, мотивация труда. Макроэкономика изучает экономические процессы и явления на уровне государства. Объект ее исследования – национальный продукт, экономический рост, занятость, инфляция. Макро- и микроэкономика взаимообусловлены и органически взаимодействуют.

Экономическая теория выполняет несколько функций. Познавательная функция позволяет раскрывать сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления. Благодаря методологической функции экономическая теория исследует общее (объект в целом), опираясь на общие законы как исходные методологические посылки анализа. Практическая функция обеспечивает экономическую политику.

Взаимная связь этих функций проявляется во взаимодействии экономической политики, хозяйственной практики и науки, которую отражает схема 1.

Схема 1.






В основе экономической теории лежит исследование общественного производства, которое служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов. Потребности способствуют качественным и количественным изменениям в производстве, воздействуя на него не непосредственно, а через рынок и экономическую политику. Последняя, в свою очередь, подвержена воздействию не только производства, но и экономической науки. Осуществление задач экономической политики может привести к изменению общественного производства, его совершенствованию, что находит отражение в последующем развитии экономической теории. Выделение функций экономической теории позволяет определить ее место среди других экономических наук (схема 2).

Схема 2.





Место экономической теории в системе экономических наук



скачать

следующая >>
Смотрите также:
Курс лекций содержание тема Введение в экономическую теорию. 2 Тема Собственность и предпринимательств
2892.5kb.
Программа курса "экономическая теория" 8 Тем Введение в экономическую теорию. 8 Дополнительная литература 8 Тема Собственность и предпринимательство. 8 Дополнительная литература 9
2794.48kb.
Планы семинарских занятий тема введение в экономическую теорию этапы становления экономической теории как науки
321.89kb.
Программа итогового государственного экзамена по дисциплине «Экономическая теория». Введение в экономическую теорию. Тема Предмет и метод экономической теории
143.46kb.
Краткий курс лекций дисциплины Организационное поведение Содержание 1 тема Теории поведения человека в организации 2 Тема Личность и организация 3
634.07kb.
Урок в 11-м классе по "Основам теории вероятностей и математической статистики" Тема урока: Введение в теорию вероятностей и комбинаторику
105.32kb.
Тематическое планирование, 34 часа, 1 час в неделю Тема Практические работы 1 Введение. Введение в картографи
43.24kb.
Курс лекций по политологии тема 1 предмет политологии. Политология в системе социальных и гуманитарных наук
2660.23kb.
Экономических учений, впоследствии преобразующихся в экономическую теорию. Метод истории экономических учений
881.14kb.
Курс лекций Трудовое право Украины Содержание Часть I введение в трудовое право
5470.82kb.
Конспект лекций по дисциплине Статистика Модуль 6 тема индексы Санкт-Петербург 2000 Содержание стр. Тема Индексы
250.31kb.
Курс лекций Содержание  Предисловие
988.43kb.