Главная стр 1


К 85-летию отца

и 65-летию Победы

посвящается.
На братских могилах не ставят крестов, и вдовы на них не рыдают.

К ним кто-то приносит букеты цветов и Вечный огонь зажигает.

Здесь раньше вставала земля на дыбы, а нынче гранитные плиты.

Здесь нет ни одной персональной судьбы- Все судьбы в единую слиты.

А в Вечном огне видишь вспыхнувший танк, горящие русские хаты,

горящий Смоленск и горящий рейхстаг, горящее сердце солдата.

У братских могил нет заплаканных вдов- сюда ходят люди покрепче.

На братских могилах не ставят крестов, Но разве от этого легче?

Владимир Высоцкий

Ушел в историю XX век. Для нескольких миллиардов жителей нашей планеты, наступило третье тысячелетие. Вглядываясь в прошлое, мы, люди XX столетия, каждый на свой манер, пытаемся подвести его итоги, заглянуть в будущее. XX век - век социальных революций, общественных потрясений, глубоких катаклизмов. Но как заметил поэт: «История! Из всех твоих извилин, что даже хочешь, - выбросить нельзя!». История человечества – это история войн. С того самого момента, когда человек осознал себя человеком, он воюет с себе подобными – за жилище, за землю, за пастбище для домашнего скота, за нефть, за золото…

И история России – не исключение. Для нашей страны он вошел в историю как век двух революций. Только в 20 веке страна пережила 5 больших войн – русско-японскую, гражданскую, финскую и две мировые – и бесчисленное множество малых конфликтов. История не прощает, когда ее забывают, а хуже того не знают. История – наука, которая делает человека гражданином. Следует напомнить слова П.А.Столыпина: "Народы забывают иногда о своих национальных задачах, историческом прошлом, теряют историческую память. Такие народы гибнут и превращаются в удобрение, на котором вырастают другие".

Я хочу рассказать о замечательном человеке, о моем отце, ныне покойном.

Воспоминание - документы времени, достоверные и искренние. Я проецирую их на себя, на сына Великого гражданина Великой страны- СССР, Искандарова Рафаила Миргаляутдиновича, уроженца д.Карабаево Бураевского района Республики Башкортостан, участника-инвалида 2гр. Великой отечественной войны. 17октября 1925года в семье Миргаляутдина (1888-1956) и Басиры (Янышева) Искандаровых родился второй сын Рафаил. (Ульфат- 1923-1942г., Рафаил-1925-2002г., Равис-1927г., Рафис-1932г., Лена-1936г., Алия-1938-2006г., Радис-1940г.)

Трудное детство, голод, холод не сломили его.

Учился в Карабаевской 7-й летней школе, 8-10классы в Бураевской средней школе.

    


Июнь...Клонился к вечеру закат,

И белой ночи разливалось море,

И раздавался громкий смех ребят,

Не знающих, не ведающих горя.

Июнь. Тогда ещё не знали мы,

Со школьных вечеров шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в сорок пятом, в мае.

22 июня 1941 года, в 12 часов дня, радио разнесло неожиданную горькую весть.

Из заявления советского правительства: «…Сегодня, в 4 утра, без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны, германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбежке со своих самолетов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие.

Напали внезапно и вероломно. Над Советским государством нависла смертельная опасность. По призыву Коммунистической партии весь советский народ поднялся на священную войну против немецко-фашистских захватчиков.

Все мужчины ушли на фронт, дома остались стар да млад. Никто не знал, что делать. У людей была надежда - это ошибка, пройдет несколько дней и все закончится…. Но горе затянулось на годы. На тяжелых дорогах вместе со взрослыми мужчинами шли женщины, старики и дети, перенося все тяготы и беды, которые выпали на долю нашего народа. Общее горе сплотило всех людей нашей страны.

Большой патриотический подъем с первых же дней войны охватил трудящихся Бураевского района и всей Башкирии . На проходивших многочисленных собраниях и митингах рабочие, колхозники и представители интеллигенции выражали готовность встать на защиту Родины и отдать все силы на разгром врага.

С первых же дней войны здания многих школ были взяты для оборудования в них госпиталей и для других военных нужд. Тысячи учителей ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Советскую Родину. В 1941году добровольцем ушел на фронт старший брат моего отца- Ульфат Искандаров, работавший после окончания Бураевской средней школы в 1940году учителем Бадраковской 7-летней школы. 10 августа 1942года в боях за Москву при выполнении особого задания в разведке, он геройски погиб. Похоронен в д.Подберезки Кармановского района Смоленской области. Награжден медалью «За оборону Москвы» (посмертно). Так и не сбылась детская мечта Ульфата быть летчиком мирной авиации.



Большинство учащихся старших классов перешло на производство. Количество учащихся в общеобразовательных школах республики в одном только 1941/42 учебном году уменьшилось на одну треть. В военных условиях школе предстояло продолжить работу по охвату всех детей школьного возраста всеобщим обучением; придать преподаванию основ наук большую идейно-политическую направленность, обеспечить необходимую физическую подготовку учащихся, организовать агротехническую подготовку молодежи для широкого ее участия в общественно полезном труде; развернуть массовую оборонную и политико-просветительную работу среди населения; наладить труд школьников для оборонных нужд на предприятиях и в сельском хозяйстве. Со всеми этими сложными задачами учителя успешно справились.
     В школах были организованы двух и трехсменные занятия. Ушедших на фронт учителей заменила молодежь, окончившая средние школы. В 1942году, окончив Бураевскую среднюю школу только на отлично, начал работать бригадиром в колхозе «Красноармеец» и одновременно учителем Карабаевской 7-й летней школы Бураевского района Искандаров Рафаил Миргаляутдинович. Большая работа проводилась по оказанию помощи нуждающимся детям. В городах и районах республики были открыты детские столовые. Учащиеся стали получать горячие завтраки. Тысячи детей были прикреплены к молочным кухням и столовым для усиленного питания. Торгующие организации выделяли нуждающимся одежду и обувь. В школах обучение сочеталось с работой. Учащиеся широко привлекались к уборке урожая, заготовке топлива, ремонту школ.     Пионеры и школьники активно участвовали в сборе средств для строительства танков и самолетов, а также теплых вещей и подарков для фронтовиков.
     В связи с эвакуацией населения из западных и центральных районов страны в Башкирии резко возросло количество детей. Много детских садов и яслей в годы войны было открыто вновь, многие из старых были значительно расширены.
     Успешно решалась проблема устройства детей - сирот. Количество детских домов за годы войны возросло. Большую помощь государству в этом важном деле оказывала общественность, сделавшая все возможное, чтобы окружить осиротевших детей вниманием и заботой. Открывались инициативные детдома, которые целиком содержались за счет колхозов. Кроме того, тысячи детей-сирот было усыновлено и взято трудящимися на воспитание. Несмотря на трудности, вызванные войной, во всех городах и районах республики продолжали работать пионерские лагеря и площадки.  Колхозники заявили: "Мы будем работать не покладая рук, обеспечим нашу армию хлебом, мясом, маслом, дадим в армию лучших коней. Мы будем героически работать в тылу, чтобы общими усилиями приблизить час победы над коварным врагом". При заводах, фабриках, колхозах, учреждениях создавались отряды народного ополчения, здесь граждане обучались военному делу.
     В сложившейся обстановке требовалось прежде всего срочно призвать военнообязанных в ряды Красной Армии и отправить их на фронт. Это была задача всех партийных, советских и военных органов. Военкоматы с началом войны провели большую работу по быстрейшей мобилизации призывных возрастов. Десятки тысяч граждан вступали в ряды Красной Армии добровольцами. Среди них были рабочие, колхозники, инженеры, ученые, учителя, студенты и другие.

     Проводы бойцов на фронт повсюду превращались в мощную демонстрацию советского патриотизма. Отцы и матери, юноши и девушки, провожая своих близких и родных, давали им наказ беспощадно бить врага и вернуться с победой. Отъезжающие на фронт в свою очередь призывали рабочих и колхозников работать, не покладая рук, чтобы обеспечить фронт всем необходимым - вооружением, боеприпасами, горючим, обмундированием, продовольствием.

В феврале 1943года был призван в ряды Красной Армии и мой отец- Рафаил Искандаров. Окончил Одесское военно-пехотное училище им. Ворошилова. Первый бой принял в составе 17-й воздушной бригады 3-его Украинского фронта, который был создан 20 октября 1943 года. В одном из жестоких боев был тяжело ранен. Получил штыковое ранение в спину. Обессиленного, истекающего кровью бойца нашли в неглубокой лощине. После лечения в госпитале он снова вернулся на фронт.

«…Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами».

Действительно, после таких слов, каждый из советских солдат верил в себя и в своих товарищей, потому что каждый из них знал и радость победы в бою, боевую дружбу, взаимную выручку на поле боя, чувство удовлетворения от сознания, что выполняет священную миссию защиты Отечества

Отец рассказывал, что война шла постоянно - дни и ночи. Шла во все времена года. Казалось, ей не будет конца. На хрупкие плечи солдат наваливалась такая усталость, что гнетет фронтовиков до сих пор. С этим уже ничего не поделать. Да что там люди! Земля стонала от нестерпимой боли, когда вокруг грохотали тяжелые орудия, скрежетали гусеницы танков и самоходок. Рвались авиабомбы и снаряды, захлебывались от неистовства пулеметы и автоматы. И падали сраженные насмерть, и раненые просили помощи. А кто мог воевать, тот рвался вперед, ибо там, впереди, была наша победа. А все начиналось для них далеко в тылу. Наспех обученных солдат грузили в эшелоны и отправляли на запад. Вспоминал отец и про забитый военными вокзал. Для многих из солдат именно здесь начинался страдный путь войны. Ехали пехотинцы, танкисты, артиллеристы. И сколько бы составов ни уходило на передовую, фронт по-прежнему требовал: давайте еще и еще. Война не знала пощады. И вернуться назад, к семьям и мирным делам, было суждено немногим. «Как бы не верна мысль о том, что война без жертв не бывает, привыкнуть к виду смерти даже на фронте невозможно»,- говорил отец.

Г.К. Жуков в своей книге "Воспоминания и размышления" писал: "Я много раз видел, как солдаты поднимались в атаку. Это нелегко подняться в рост, когда смертоносным металлом пронизан воздух. Но они поднимались. Многим из них было по 18-19 лет - лучший возраст для человека - всё впереди! А для них, очень часто, впереди был только немецкий блиндаж, извергающий пулемётный огонь".

В составе 17-й воздушно-десантной бригады 355 гвардейского стрелкового полка мой отец участвовал в Будапештской, Венской, Пражской операциях.



Вот некоторые воспоминания участника этих событий- Искандарова Р.М.:

Будапештская наступательная операция (29.10.1944 — 13.02.1945)

К участию в Будапештской операции привлекался также и 3-й Украинский фронт Маршала Советского Союза Ф. И. Толбухина, который, завершив Белградскую операцию, начал перегруппировку войск в южные районы Венгрии с целью форсирования Дуная и наступления в Задунайскую Венгрию. Немецко-венгерское командование на подступах к Будапешту создало глубокоэшелонированную оборону, состоявшую из трех оборонительных рубежей, которые упирались своими флангами в реку Дунай севернее и южнее города. Замысел Ставки ВГК на операцию заключался в нанесении главного удара на Будапешт с юго-востока и востока. Такое решение предопределялось тем, что это направление являлось наиболее удобным для наступления советских войск и прикрывалось относительно слабыми силами противника. Маршал Ф. И. Толбухин планировал завершить сосредоточение главных сил в районе югославского города Банат и одновременно передовыми частями захватить плацдармы на правом берегу Дуная на территории Венгрии.
3 и 4 ноября на непосредственных подступах к Будапешту разгорелись ожесточенные бои. Противник сумел создать на непосредственных подступах к Будапешту плотную оборону. Германское командование принимало все меры к тому, чтобы не допустить захвата Будапешта советскими войсками и вывода из войны последнего своего союзника. Наступление, начавшееся 20 декабря, развивалось успешно. К исходу 26 декабря войска 2-го и 3-го Украинских фронтов соединились у Эстергома (35 км северо-западнее Будапешта), завершив окружение 188-тысячной группировки врага (около 10 дивизий и ряд частей различных родов войск). 29 декабря командование обоих фронтов во избежание дальнейшего кровопролития и разрушения Будапешта предъявило окруженным войскам ультиматум о капитуляции. Однако вражеское командование не только отвергло этот гуманный акт, но и распорядилось убить парламентеров капитанов М. Штейнмеца и И. А. Остапенко, совершив вопиющий акт бесчестья и попрания международного права о неприкосновенности парламентеров. Тогда советские войска приступили к ликвидации окруженного противника. Будапешт представлял собой крепость, подготовленную гитлеровцами к длительной обороне. Он был опоясан колючей проволокой, окружен всевозможными укреплениями и заграждениями, изрезан траншеями. В городе имелись большие запасы материальных средств. Продовольствие, горючее и боеприпасы оборонявшему его гарнизону доставлялись по воздуху. Гитлер приказал сражаться за город до последнего солдата. Хотя наступление советских войск развивалось медленно, положение окруженного противника становилось все хуже и хуже. Если вначале ежедневно 40–45 самолетов доставляли для него необходимые грузы, то с 20 января снабжение было сорвано советской авиацией. 13 февраля вражеская группировка в Будапеште, потеряв до 50 тыс. убитыми и 138 тыс. пленными, прекратила свое существование. На этом Будапештская наступательная операция завершилась. Дорогой ценой были достигнуты эти результаты. Потери советских войск составили 320 082 человека, 1766 танков и САУ, 4127 орудий и минометов, 293 боевых самолета. Советское правительство высоко оценило действия войск в Будапештской операции. Президиум Верховного Совета СССР 09.06.1945 учредил медаль «За взятие Будапешта», которой были награждены 350 тыс. человек. 79 соединений и частей получили почетное наименование Будапештских.

Венская наступательная операция (16.03—15.04.1945)

После поражения противника в центральной части Венгрии в январе-марте 1945 года в результате проведенных Красной Армией Будапештской и Балатонской операций войска 3-го Украинского фронта (Маршал Советского Союза Ф. И. Толбухин) вступили в западные районы этой страны.
3-й Украинский фронт имел в своем составе 6 общевойсковых и 17-ю воздушную армии, два танковых, механизированный и кавалерийский корпуса. Противник создал глубокоэшелонированную оборону, включавшую три оборонительные полосы, ряд промежуточных рубежей, а также многочисленные фортификационные сооружения на венгеро-австрийской границе и на подступах к Вене.
1 апреля Ставкой ВГК 3-му Украинскому фронту было приказано армиями правого крыла овладеть Веной . 4 апреля 1945 года советские войска завершив освобождение Венгрии, развернули наступление на Вену. Ожесточенные бои за столицу Австрии начались уже на следующий день – 5 апреля. Войска 3-го Украинского фронта вели бои за каждый квар­тал города, а порой и за отдельные дома, превращенные против­ником в сильные опорные пункты. Очищая один за другим кварталы Вены, советские войска рассекли вражеский гарнизон на отдельные группы и начали их уничтожение. Бои не прекращались и ночью. К 10 апреля на­ши войска, наступавшие с юга и востока, соединились в центре города с частями,  штурмующими центр. Немецкий  гарнизон оказался зажатым с юга и востока 4-й, а с юго-запада и запа­да—9-й и 6-й танковой гвардейскими армиями. Но противник продолжал ожесточенно сопротивляться. В ночь на 11 апре­ля 4-я гвардейская армия начала форсирование Дунайского канала. Это были последние, завершающие бои за столицу Австрии.

13 апреля сопротивление немецко-фашистских частей было сломлено. Советские войска полностью овладели Веной — стра­тегически важным узлом обороны врага. В столице Австрии, освобожденной Советской Армией, развевались советские и австрийские флаги. Стремительные и самоотверженные действия советских войск не позволили гитлеровцам разрушить один из красивей­ших городов Европы и спасли жизнь тысячам венцев. Совет­ские воины предотвратили разрушение многих ценных архи­тектурных сооружений, подготовленных к взрыву или подож­женных немцами при отступлении. Среди них собор Святого Стефана, Венская ратуша и многие другие исторические па­мятники. В честь одержанной победы 50 соединений и частей, отличившихся в боях за Вену, получили почетные наименования «Венских», многие были награждены орденами.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 года учреждена медаль «За взятие Вены», которой был награжден и мой отец- Искандаров Р.М.

В центре Вены воздвигнут памятник советским воинам-освободителям.


Пражская операция (6.05-11.05.1945)

После разгрома врага на берлинском направлении единственной силой, способной оказать серьезное сопротивление Красной Армии, оставалась группа армий «Центр» и часть группы армий «Австрия», находившиеся на территории Чехословакии. Замысел Пражской операции состоял в том, чтобы нанесением нескольких ударов по сходящимся направлениям на Прагу окружить, расчленить и в короткие сроки разгромить основные силы немецко-фашистских войск на территории Чехословакии, не допустить их отхода на запад. Подготовка Пражской операции была связана с крупными перегруппировками войск. 8 и 9 мая стали решающими днями наступления советских войск на Прагу. При активной поддержке населения и боевых дружин повстанцев советские войска 9 мая очистили Прагу от гитлеровцев. В ходе Пражской операции было взято в плен около 860 тыс. солдат и офицеров противника и 35 генералов, захвачено 9,5 тыс. орудий и минометов, 1,8 тыс. танков и штурмовых орудий, 1,1 тыс. самолетов, а также большое количество другого вооружения и боевой техники. Пражская операция явилась еще одним ярким свидетельством высокого полководческого искусства советских военачальников и боевого мастерства воинов Красной Армии. За мужество и героизм, проявленные в ходе операции, многие воины получили ордена и медали, а наиболее отличившиеся удостоены звания Героя Советского Союза. Около 260 частей и соединений награждены орденами, а более 50 – присвоены почетные наименования.
В ознаменование одержанной победы была учреждена медаль «За освобождение Праги», которой награждены 390 тыс. человек, в том числе более 40 тыс. граждан Чехословакии. После освобождения Чехословакии в знак признательности погибшим за ее свободу и независимость воинам были воздвигнуты многочисленные памятники. Улицы и площади в разных городах и селениях названы именами советских воинов. Одна из площадей Праги, на которой в память о тех незабываемых днях установлен советский танк, названа Площадью советских танкистов. День вступления советских войск в Прагу – 9 мая – стал национальным праздником народов Чехословакии – Днем освобождения.


2 мая 1945 г. генерал Чуйков принял капитуляцию немецкого гарнизона, а 8 мая в Берлине в присутствии советских, английских, американских и французских представителей фельдмаршал Кейтель подписал акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны советского командования акт подписал Г.К. Жуков.

Это была долгожданная Великая Победа!


Победу мой отец встретил на территории Чехословакии. Когда объявили, что немцы капитулируют, такое творилось: стрельба в воздух, объятия солдат-победителей, шум, гам. Ради этого стоило сражаться и жить! Вся страна была на великом подъеме патриотизма.

За проявленное мужество и отвагу, смелость и стойкость на фронтах Великой Отечественной войны Искандаров Р.М. был награжден Орденом Отечественной войны II степени, Орденом Славы III степени, медалями «За отвагу», « За взятие Вены», «За победу над Германией», медалью Жукова и др. После войны продолжил службу в г.Львов. 28 января 1946года демобилизовался и вернулся в родное село.

О, Родина, как много людей спасаешь ты. Какой великий труд ты взяла на себя в то грозное время, и только тебе он был по плечу! Только твоя великая душа способна понять чужое страдание, потому что никто не страдал и никто не боролся так, как ты. Нет таких людей, как твои солдаты, ни в одной из армий мира. Советский солдат умел смело смотреть в глаза смертельной опасности, проявив при этом боевую доблесть и героизм. Его волей, его несгибаемым духом, его кровью добыта победа над сильным врагом. Нет границ величию его подвига во имя Родины, как нет границ и величию его трудового подвига после войны. Ведь едва успела кончиться война, как миллионы наших солдат снова оказались на фронте - фронте труда…

С 5 февраля 1946года начал работать учителем истории и завучем Каинлыковской 7-летней школы Бураевского района. Великая Отечественная война приковала внимание педагогической науки к тем проблемам, которые диктовались новой, военной обстановкой. Особенно важными становятся проблемы воспитания патриотизма, сознательной дисциплины и организованности, мужества и воли.

Борьба советского народа с фашистскими захватчиками выдвинула ряд требований, изменивших учебно-воспитательную работу. Всему преподаванию, всей воспитательной работе в школе был придан боевой, патриотический характер. Изменился характер преподавания истории, литературы, географии. Юноши и девушки вдохновлялись образами молодых героев — Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Саши Чекалина, Александра Матросова, Николая Гастелло и других.

Искандаров Р.М.в августе 1948 года поступил учится на историко-филологический факультет Казанского государственного университета им.В.И.Ленина. Через 2 года умерла мать. 20 августа 1950 года по семейным обстоятельствам (надо было ухаживать за братьями и сестрами) перевелся на заочное отделение и вернулся домой. Продолжил работать учителем истории и завучем Карабаевской 7-летней школы Бураевского района. Были трудности с учебниками, писать приходилось на газетах,  чернила в чернильницах превращались в лед, мерзли руки, было печное отопление, вместе с учащимися заготавливали дрова на зиму. Одеты ученики в одежду, какая оказывалась дома, но все хотели учиться.  Лучшие учащиеся принимались в пионеры. Трудное это было время: холодно и голодно. Да и некоторые ученики стали уже взрослыми. Но все  радовались - самое страшное было позади. 

В 1949 году произошло такое важное событие в культурной жизни нашей страны, как переход к всеобщему обязательному семилетнему образованию.

Одновременно была проведена работа по вовлечению в старшие классы полной средней школы, окончивших семилетку.

Большое развитие получили школы рабочей и сельской молодежи (вечерние и сменные). Многие юноши и девушки успешно трудились в колхозе, и получали законченное общее образование в этих школах, а затем продолжали образование в средних специальных и высших учебных заведениях.

30 августа 1953года Искандаров Р.М переведен завучем и учителем истории Челкаковской средней школы Бураевского района. В этот период в стране были подготовлены и опубликованы важные академические издания: собрания сочинений К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др.


Большое место отводилось политехническому обучению в школе. В 1950-60 годах впервые были созданы ученические производственные бригады из школьников старших классов. Они оказались весьма перспективной формой приобщения учащихся школ к общественно полезному труду.

В 1954 году Искандаров Р.М. успешно сдал выпускные экзамены, защитил и получил диплом Казанского государственного университета им.В.И.Ленина. Пригласили в аспирантуру. Не согласился. Приехал домой.

15 августа 1955года был назначен директором Бураевской средней школы№1.

В школе не было воды. С первых же дней начал строительство водопровода.

В конце 50-х — 60-е годы наша страна вступила в период развитого социализма.
Это поставило перед школой новые важные задачи. В старших классах было введено дифференцированное обучение: углубленное изучение отдельных предметов—физики, математики (позже химии), биологии, гуманитарных дисциплин.
В школах учащиеся старших классов изучали автодело, трактор, комбайн и другие сельскохозяйственные машины. Было усилено внимание к воспитывающей функции общеобразовательной школы и в штаты школьных работников введена должность педагога-организатора внеклассной и внешкольной работы.
Страна быстрыми темпами шла к осуществлению обязательного десятилетнего всеобуча. Учащимся приходилось  много работать, помогать родителям на сельскохозяйственных  работах, да и сами учителя работали много на колхозных полях. В  те времена учителя были уважаемые люди на селе. Без них не обходился ни один праздник, ни одно мероприятие. При школе работали драматические кружки, которыми руководили учителя.  С выступлениями  выезжали в деревни.  Учителя участвовали в районном   и республиканском смотре художественной самодеятельности, даже занимали призовые места. Особенно удачно выступали с пьесами башкирских и татарских авторов.

В то время количество детей в районе увеличивалось. Возникла необходимость строительства новой школы. За утверждением проектно-сметной документации приходилось ехать в г.Москву к министру финансов и к министру строительства РСФСР. Разрешение было получено.

В 1964-65годах, работая директором школы №1, одновременно Искандаров Р.М. организовывал и руководил строительством средней школы №2 с.Бураево. Было трудно. Не было материалов, транспорта, дорог. Ездил на попутных машинах. Я до сих пор помню, как мы с братом по вечерам, прильнув к окну, часами наблюдали за дорогой Уфа-Бураево, когда же появится свет фар автомашины? Машин в то время было немного. Приезжал очень уставшим.

Успешно завершив строительство, 15 января 1966 года был переведен директором Бураевской средней школы №2.

В своих решениях КПСС потребовала усилить и качественно улучшить заботу о матери и ребенке, о подрастающем поколении в целом: увеличить материальную помощь семьям, имеющим детей; расширить льготы работающим женщинам-матерям; расширить сеть детских учреждений; увеличить сеть пришкольных интернатов для учащихся на селе; продолжать укрепление учебно-материальной базы школы современным оборудованием и техническими средствами, в том числе для совершенствования всестороннего развития учащихся, их эстетического и художественного воспитания. В этих же целях давались указания расширить сеть внешкольных учреждений: Домов пионеров, станций юных техников и натуралистов, детских и юношеских спортивных школ и т. д.

Величайшим событием жизни советского общества в 70-е годы было введение всеобщего обязательного среднего образования.


Эта историческая задача, грандиозная по своим масштабам и социально-экономическим последствиям, продиктованная потребностями динамично развивающегося социалистического общества и личными интересами его граждан, была решена советским народом в исторически короткие сроки.
«Граждане СССР имеют право на образование», — гласила 45-я статья Конституции СССР. Это право обеспечивалось бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам; бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования».

Массовый характер приняло создание в школах специально оборудованных предметных кабинетов с различными техническими средствами обучения. Созданы и применяются на практике организованные в государственном масштабе учебные телевизионные передачи, включаемые учителями в уроки и другие учебные занятия со школьниками.


Учителя много работают над совершенствованием урока, умело сочетают на уроках и в других формах учебных занятий общую коллективную деятельность школьников с групповой и индивидуальной, организуют самостоятельную поисковую работу учащихся.
В школах уделяется много внимания изучению боевых и трудовых традиций советского народа, революционного прошлого своего края. Школьники совершают экскурсии и походы по местам боевых сражений советских воинов в годы гражданской и Великой Отечественной войн, отыскивают свидетельства подвигов советских людей на фронте и в тылу, знакомятся с массовым героизмом советских партизан, с совместной борьбой граждан СССР и зарубежных стран против немецко-фашистских оккупантов.

«Человек и история – понятия взаимно важные. Каждый из нас в какой-то момент жизни остро ощущает причастность к фактам истории, и нужно быть всегда готовым, чтобы проявить мужество и гражданственность» - учил он на своих уроках. Самому, Рафаилу Миргаляутдиновичу удалось проявить эти качества сполна. Это тысячи проведенных уроков, унесших с собой тепло человеческой души учителя. Главное внимание он уделял воспитанию чувства долга, любви к труду и уважения к человеку труда, любви к Родине. Он как директор сумел создать работоспособный коллектив, благоприятный микроклимат, благодаря своим качествам не только как руководителя, но и как человека, сочетающего в себе доброту и разумную строгость, дисциплинированность и ответственность за каждое слово и дело, душевную щедрость, умение делать все основательно. Добивался прочных знаний по истории, воспитывал в учащихся трудолюбие, трудовую культуру, бережливость, развивал творческие способности детей. Воспитывая, опирался на педагогический коллектив, держал тесную связь с родителями, выступал пред ними с содержательными докладами. За это время через его руки прошло не одно поколение девчонок и мальчишек. И к каждому он старался найти подход и поделиться теплом своей души.

По воспоминаниям бывших учеников Рафаил Миргаляутдинович отличался высокой эрудированностью, человечностью, требовательностью к знаниям и дисциплине в школе. Они всегда его вспоминают с благодарностью и любовью. Искандаров И.Р.- учитель, но не просто учитель, а человек большого сердца и ума, широких педагогических знаний и культуры, энтузиаст, мастер своего дела не только по образованию, но и по призванию.

11августа 1971 года был назначен заведующим отделом образования исполкома Бураевского райсовета, где проработал до ухода на пенсию. За период работы в отделе образования района было построено много школ в районе и интернат для учащихся в райцентре с.Бураево. Глубокое знание дела, тактичность, уважение к учителям и учащимся в сочетании с высокой и принципиальной требовательностью снискали ему заслуженное уважение и безупречный авторитет. Р.М.Искандаров принимал активное участие в жизни района. Часто выступал в районной печати по вопросам учебно-воспитательной работы, избирался депутатом районного совета нескольких созывов. Со своими избирателями он поддерживал живую связь, организовывал мероприятия по благоустройству района, долгие годы возглавлял районное общество «Знание», участвовал в организации работы лекторских групп и улучшении лекторской пропаганды среди населения. Был одним из самых активных авторов районной газеты «Алга». Скромный, степенный, доброжелательный человек- вспоминают его односельчане.

Все свои силы, знания, энергию, богатый опыт отдал самому благородному делу-делу обучения и воспитания молодого поколения. Показал себя как отличный воспитатель, организатор педагогических коллективов и учащихся, в совершенстве владеющий учитель, тактичный и требовательный руководитель. Своим трудолюбием, скромностью, требовательностью к себе и другим завоевал заслуженный авторитет среди педагогических работников, родителей, учащихся и всего населения района и республики. Заслуги в области народного образования, успехи в труде были отмечены правительственными наградами: Орденом Трудового Красного Знамени, медалью «За доблестный труд», медалью Жукова, почетными званиями: «Заслуженный учитель школы БАССР», «Заслуженный учитель школы РСФСР», многочисленными юбилейными медалями, дипломами и Почетными грамотами руководства Бураевского района, Министерства просвещения Башкирской АССР и Обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, Башкирского обкома КПСС, ВУЗов Республики и Педагогического общества «Знание» Башкирской АССР, РСФСР. Подполковник в отставке.

13 сентября 2002года после долгой продолжительной болезни перестало биться сердце нашего отца- Искандарова Р.М. Он умер дома, у меня на руках. Ушел из жизни человек-легенда, прекрасный отец и Зур эти. Великий педагог, патриот своей Родины. Он очень любил жизнь. Боролся за жизнь. Ему встречались разные люди: умные и не очень; поддерживающие и завидующие; коварные и бестолковые.

Но отец всегда оставался мудрым, терпеливым, честным человеком. Говорил, что время всех рассудит, и оказался прав. Он пронес эти прекрасные качества через всю свою жизнь. Спасибо тебе за это ! Вечная тебе справедливая память!

Истории жизни наших отцов- ветеранов войны и труда, заставляет нас сегодня задуматься о многом. Слушая их рассказы, мы понимаем, как многому мы должны у них учиться, какой для нас бесценный материал, просто учебник жизни, их рассказы.

Отец рассказывал: "На фронт мы рвались с первых дней войны. Мы очень любили Родину, мы шли защищать её по зову сердца. Историки по-разному оценивают значение Победы, а мы, и тогда, в молодости, и сейчас уверены – если враг напал на нашу землю, мы должны её защищать."

Отец с болью вспоминал пережитое. Грустными становились его глаза, когда он рассказывал мне о своём первом боевом крещении. О своем тяжелом ранении. О госпитале. Тяжело было смотреть, как умирали на глазах боевые друзья. Об уничтоженном фашистском танке. "Врага уничтожить – большая заслуга, но друга спасти – это высшая честь". Эти строки А. Твардовский писал будто бы об Искандарове Р.М.. Отец рассказывал, как он спасал истекающего кровью (живот разворотило) боевого товарища, которого удалось вывезти буквально из-под носа врага. Где это произошло, к сожалению, мы не знаем, но солдат чудом выжил и писал письма отцу после войны из Свердловской области.

Прошедшая Великая отечественная. война – это наша неумирающая память, наша не унимающая боль. Война с фашизмом никого не обошла стороной, она и сейчас напоминает о себе боевыми орденами, старыми ранами, пожелтевшими фотографиями и треугольниками с номерами полевой почты.

Но время неумолимо, редеют ряды ветеранов. Именно поэтому нам особенно дорого то, что связано с теми грозовыми годами. Мы в неоплатном долгу перед павшими и живыми героями войны. Мы обязаны сберечь дыхание веков заставить громче говорить героическую летопись народа – победителя. Это очень актуально, особенно, когда пытаются очернить подвиг народа, пересмотреть итоги Великой Отечественной войны.

Военные годы - это самые суровые и тяжелые годы, которые вошли в историю России. Это понимают все. Но прочувствовали и ощутили на себе войну наши отцы, деды и прадеды, они обеспечили нам светлое будущее, которым мы просто обязаны дорожить. Сейчас ветеранов с каждым годом становится все меньше и меньше. Уже и годы, и травмы дают о себе знать. Пройдет еще несколько лет и ветеранов совсем не останется, но память, которую они оставили, будет вечна! Каждый человек имеет право на свою точку зрения, даже по поводу Великой Отечественной войны, но последнее слово остается за участниками! И хотелось бы привести слова ветеранов: " Нет, мы, ветераны Великой Отечественной, не посрамили честь нашей великой Советской Родины. С нами всегда, навечно, и день победы, и день 22 июня 1941 года"!

Все дальше и дальше от нас грозовые годы Великой Отечественной войны. Я лично принадлежу к поколению, которое не испытало на себе ни ужасов прошедших войн, ни других глобальных потрясений, кроме утрат семейного характера. Это хорошо? Конечно же, это здорово, что над нами мирное небо, нет гула летящих фашистских самолетов, земля не содрогается от беспрерывных взрывов, не слышны пулеметные и автоматные очереди. Об уходящих все дальше и дальше годах войны я знаю только по фильмам, прочитанным книгам да рассказам тех, кто через свое сердце пропустил эти безмерно тяжелые годы, унесшие многие миллионы жизней. Мы – поколение XXI века – знаем о подвигах наших предков не понаслышке, ведь нет в нашей стране такой семьи, где бы ни чтилась память о погибших в годы Великой Отечественной войны.

Много испытаний выпало на долю живших в годы Великой Отечественной войны. Но они выстояли! Они победили! Потому что в страшной мясорубке войны оставались прежде всего людьми… И боролись ради людей.

Солдат Великой отечественной! Ты насмерть стоял под Москвой, Ленинградом, Сталинградом... Ты горел в танках и самолётах под Прохоровкой. Ты спасал немецких детей от голода в Берлине, детей своих врагов (все дети одинаково плачут). Ты не искал славы. Ты защищал само звание - человек!

Можно подсчитать все затраты, но нельзя устроить перекличку мёртвых. Слава нашего народа должна жить вечно, пока живёт человеческое слово, и если всю историю земли написать на одной странице, то и там будут помянуты эти великие дела.

Самое страшное, что может случиться в судьбе человека и всей страны – это война. Зловещие языки пламени, рвущиеся ввысь и испепеляющие все, что встает на их пути. Искаженные ужасом лица женщин, прижимающие перепуганных детей. Душераздирающие стоны раненых. Грохот орудий. Свист пуль. Всюду боль, грязь, ненависть и смерть. Вот это и есть война.

Потоками крови и слез была омыта земля наша. И если бы собрать воедино все слезы, то образовалось бы море Скорби, и потекли бы во все уголки планеты реки Страдания. Войны не заканчиваются тем долгожданным моментом, когда смолкает оружие. Они продолжаются в душах тех, кто в них участвовал, в тех, у кого болят раны войны, кто еще жив.

Сегодня можно многое прочесть о войне, просмотреть километры кинодокументов. Еще живы люди, которые способны рассказать о своей фронтовой молодости моим детям и внукам. Но это уже иное восприятие, лишенное живых примет послевоенного быта, пропущенное через фильтр времени. И нет того замечательного рассказчика- инвалида с его пиджаком, одетым на голое тело, и медалью «За отвагу», которую каждый из нас считает за честь подержать в руках.

По всей нашей земле, обильно пролитой кровью ее защитников, стоят величественные мемориалы, памятники и обелиски.

9 мая 2010 года российский народ отмечает великий праздник - 65-ю годовщину Победы в войне 1941-1945 гг. против фашистской Германии. Эта победа нашему народу далась нелегко. Недаром в песне поется, что это "праздник со слезами на глазах". Тяжелые военные годы хорошо помнят только те, кого принято называть "поколением войны". Прошедшая война унесла более двадцати миллионов жизней советских людей, еще больше она оставила после себя искалеченных судеб, разрушенных семей, разбитых городов и сожженных деревень. Вечная память тем, кто не вернулся с полей войны и покоится в братских могилах России и Европы. И низкий поклон тем, кто остался жив, вернулся к мирной жизни. К великому сожалению, с каждым годом все меньше и меньше становится тех, кто может выполнить команду: "Фронтовики, наденьте ордена!"

Победа в Великой Отечественной войне — подвиг и слава нашего народа. Как бы ни менялись за последние годы оценки и даже факты нашей истории, 9 мая — День Победы — остается неизменным. Вечная слава победителям!

Нам уже, к сожалению, не успеть вернуть фронтовикам долги, которые они заслужили своей жизнью. Но есть вексель, который еще можно и должно отплатить сполна. Это - справедливая память.

Я живу в XXI веке, работаю директором школы №1 с.Бураево, в которой когда-то работал мой отец. Я вижу, что во многом отношение к Великой Отечественной войне в мире неоднозначно. Но я уверен: наши отцы и деды, в первую очередь, думали о нас, своих детях и внуках, и мы, наши дети, наши внуки, наше новое поколение, должны с глубоким уважение относиться к этим трагическим датам и событиям. Я горжусь своей страной, я горжусь своей республикой, я горжусь теми людьми, которые из всех сил боролись за процветание нашей нации. За их доблесть, отвагу и героизм. Еще неизвестно, как сложилась бы судьба России, да и всего мира, если б наши соотечественники не совершили этот доблестный подвиг.

Мы чистим ордена и медали нашего отца перед 9 мая. Мы всей семьей каждый год ходим на парад Победы, возлагаем цветы к могиле отца, к памятникам павшим советским героям «Скорбящая мать» и к обелиску «Они сражались за Родину!» в школе№1 с.Бураево. Отдаем дань памяти тем, кто погиб за наше светлое будущее. За мирное небо, за мирную жизнь. Я горжусь своим отцом и пронесу эту гордость через всю свою жизнь, чтобы передать своим детям и внукам. Я помню! Я горжусь!


Бывает в людях качество одно,

Оно дано им или не дано –

Когда в горячке бьется пулемет,

Один лежит, другой бежит вперед.

И так во всем и всюду и всегда –

Когда на плечи свалится беда,

Когда за горло жизнь тебя возьмет,

Один лежит, другой бежит вперед.

Что делать? Видно так заведено…

Давайте в рюмки разольем вино.

Мой первый тост и мой последний тост



За тех, кто в полный поднимался рост!









Смотрите также:
К 85-летию отца и 65-летию Победы
255.34kb.
Результаты участия в конкурсах, фестивалях, соревнованиях различного уровня в 2009-2010уч г
250.77kb.
Классный час, посвящённый 65 летию Великой Победы
56.55kb.
Классный час к 65 летию Великой Победы: "Детство, опалённое войной "
113.96kb.
И вспыхнул стяг над рейхстагом!
79.39kb.
Тема проекта: «Навстречу 65-летию Победы в Великой Отечественной войне»
73.02kb.
«Дети войны»
139.52kb.
Сборник избранных трудов Москва 2005 к 85-летию со дня рождения и 55-летию
5494.24kb.
«Патриотическое воспитание в сельской школе»
59.25kb.
«Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка»
53.76kb.
Конкурс «Недаром помнит вся Россия…»
154.83kb.
Классный час, посвященный 65 летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне
70kb.