Главная стр 1стр 2стр 3
скачать




Лаборатория СВМ




Экспериментальная Социальная Сеть




www.ntl-cbm.narod.ru

Модели и приложения социальных сетей

Математические методы и программные средства формирования институтов и политической системы на основе теории и практики Социальных Сетей.


Обзор и план диссертации

Сазанов В.М.


Аннотация и ключевые слова


Рассматриваются положения теории и практики социальных сетей. Представлен обзор методов моделирования социальных систем. Анализируются программные средства для реализации социальных сетей. Намечаются перспективы применения и развития социальных сетей, их теории и практики.


Аннотация и ключевые слова 1

Предисловие 2

Вводная глава 4

Российский Интернет-сектор 4

Объект исследования – Социальные Сети 5

СВМ-NET для образования, социо-политики и здоровья 9

Политическая система – перспективы модельного подхода 10

Основные термины и понятия 10

Анализ и моделирование социальных систем \ Обзор 11



Вводные замечания 11

Формализация социальной психики и модель коллективных рефлексов В.М. Бехтерева 11

Модель социального поведения И.Н. Трофимовой 13

Модель системы образования \ поиск подходов 14

Анализ сочетания классического и дистанционного обучения 15

Модели и методы социального инженеринга 17



Как сплести свою социальную сеть 17

Психология общения Интернет-группы 17

Видеокомпьютерная диагностика по Аунашвили 17

Критика подходов и предлагаемый СВМ-Метод 17

Экспериментальная социальная сеть СВМ-NET 18



Структура, состояние и проблемы 18

Как строятся Интернет-сообщества? 20

Программные платформы для создания социальных сетей 23

Заключение 23



Выводы 23

Литература 24



Рабочие материалы 26

Социология. Группа. Социальные сети. Теория социальных практик Латура. Моделирование. Портал. Открытые и закрытые программные решения. Модели социальных систем. Психотипы.

Предисловие


Ученые всего мира уже десятки лет активно прорабатывают тематику анализа социальных сетей (SNA, social network analysis), по которой регулярно проводятся международные конференции. Как минимум, технологии SNA подходят для повышения эффективности информационного оружия. В качестве примера его успешного применения можно привести действия Хезболлы, одержавшей информационную победу над Израилем, однако в реальности лишившейся почти всего запаса ракет средней дальности. Но в подобных ситуациях победа достигается в основном за счёт массовости воздействия, что требует внушительных ресурсов. Технологии SNA, наоборот, подразумевают точечное влияние на структуру, находящуюся в шатком равновесии. Слабое воздействие на математически определённый узел переведёт её в иное состояние промежуточного равновесия, возможно сильно отличающееся от исходного. Правда, пока подобные наработки существуют лишь в виде моделей. <С.Бобровский PC Week>

Как я понимаю свою Сверх-Задачу и зачем мне эти буквы – д.т.н. или д.ф.м.н.?


Выбор между д.т.н. и д.ф.м.н. будет зависеть от соотношения решенных технических задач по созданию СВМ-сети и научных математических проблем, в частности описания социума социальных сетей и принятой для решения формализации.

Цель работы – разработка методов и средств анализа и формирования социо-политической системы Гражданского общества на основе теории и практики Социальных сетей.
Актуальность работы обусловена переходным перодом нашего общества, структурными изменениями, необходимостью формирования социополитической системы, модернизации образования, решения проблем здравоохранения, проведения предвыборной кампании и охвата политическим влиянием аморфной 25 млн. армии Интернет-пользователей.
Объектом исследования являются Интернет-сети пользователей, объединенных общей социальной задачей или интеллектуальной потребностью - социальные сети.
Предмет теоретического исследования – методы и модели описания социума, принятия решений. Анализ технологий и стандартных решений по созданию Интернет-порталов. Выбор программных и технических решений

Предмет разработки – программные средства сбора и анализа информации в Социальных Сетях.
Задача как соискателя – проанализировать наработанные в технике и теории «больших систем» модели анализа, теоретические модели социальных систем и практические наработки в этой области и, главное - разработать и применить на практике средства анализа и воздействия на Интернет-среду и потенциальный электорат.

Формальные требования к докторской диссертации


ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ "ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРИСУЖДЕНИЯ УЧЕНЫХ СТЕПЕНЕЙ",
утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 января 2002 г. N 74
(в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 2003 г. N 490)

8. Диссертация на соискание ученой степени доктора наук должна быть научно-квалификационной работой, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как новое крупное научное достижение, либо решена крупная научная проблема, имеющая важное социально-культурное или хозяйственное значение, либо изложены научно обоснованные технические, экономические или технологические решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие экономики страны и повышение ее обороноспособности.


Вводная глава

Российский Интернет-сектор


Как доложил в конце 2006 года министр связи Леонид Рейман, в России 23 млн. компьютеров и 25 млн. человек хотя бы раз выходили в сеть Интернет.
Всех пользователей Рунета, по-видимому, можно разделить-классифицировать на случайных пользователей - СП, редко выходящих с Сеть с целью найти товар, услугу, друга или знакомого (или скажем экзотично, про нового русского, знакомую на ночь), более менее регулярных - БМР, вошедших во вкус покупок и поиска информации через Интернет, активных – А, и, назовем, условно, деловых - Д, пытающихся заработать деньги с помощью Интернет-технологий.
Другая интересная для предлагаемого исследования категория – с политической точки зрения – политически активные, потенциальные избиратели, не принявшие решения о причастности к той или иной Партии ввиду отсутствия идейно близких политических движений или скажем – совсем интересно для каждой Партии – ввиду отсутсвия информации о Партии.
Интерес, безусловно, представляет география Российского Интернета. Скажем, есть интересная информация о том, что в регионах крайнего севера или добывающих регионах с тяжелым климатом и длинной полярной ночью, при высоких доходах местного населения использование и компьютеров и Интернет-технологий – довольно интенсивно.
Другая крайность - собственный личный опыт последного летнего похода по Новгородской области – говорит о крайней бедности и заброшенности населения в дивных, богатейших и удобных для жизни местах, с которых начиналась Русь. И ни о каком Интернете, к сожалению, говорить не приходиться.

Информационные и деловые ресурсы Интернет


Основные используемые массовым пользователем Интернет-ресурсы – это почтовые программы, поисковые системы и каталоги.

Наиболее распространенная почтовая программа Рунета – Mail.ru


Пример наиболее массовой поисковой системы – Yandex.ru. Содердит более 31 миллиона документов и осуществляет стандартный поиск по страницам каталога, по регионам, специальный поиск по новостям, товарам, картинкам. Содержит также ряд вспомогательных проектов Народ.Ру, Закладки.Ру. предоставябтся бесплатные услуги электронной почты.


Объект исследования – Социальные Сети


<С. Бобровский, Градосельская Г.В.>
Основная идея социальных сетей очень проста. Под социальной сетью понимается множество акторов (точек, вершин, агентов) которые могут вступать во взаимодействие друг с другом. С формальной точки зрения такие сети удобно представлять в виде графов и применять для их анализа развитые математические модели.

По мнению Грановеттера и Градосельской Г.В. современное общество пронизано сетями социальных отношений – устойчивыми системами связей и контактов между индивидами, которые невозможно вписать в рамки традиционной дихотомии Рынок – Иерархия

Понятие социальной сети получило в Интернет среде измеряемое количественно воплощение в виде онлайновых сервисов.

В отличие классичекой сети и социальной группы, скажем, ученых, инженеров, врачей, социальная группа, или сообщество, действующая в Интернет среде – то есть Социальная Сеть - допускает более активное и оперативное изучение, измерение и классификацию – интегрирование в управляющую среду программных модулей статистики, анализа и прогнозированания.

Что дают Виртуальные сообщества? Марк Эшли Смит, социолог Microsoft, ответил на это вопрос так: «Капитал общественной сети, капитал знаний и само общение» (50)

Классические и виртуальные Социальные Сети



<Использовано: Градосельская Г.В. Социометрия СС>
Понятие социальных сетей используется в социологии при изучении организационного поведения и межорганизационных отношений, распространения инфекционных заболеваний, горизонтальных связей и взаимной поддрежки индивидов, распространения информации и организации информационных войн, изучении политических, культурных и научных связей. Такое использование можно определить как классические социальные сети в отличие от появившихся в последнее время виртуальных или онлайновых социальных сетей.

Сетевой анализ является естественным распространением технического понятия «структура», понимаемая как совокупность элементов и связей между ними, на методы исследования в антропологии, социальной психологии, социологии, экономике, географии и политологии.

Первоначальные интуитивные представления о сетях стали постепенно выражаться на языке алгебры, теории графов и теории вероятностей. На основе математических методов в социологии были разработаны специфические сетевые методы, что облегчило включение социологических понятий в концептуальное ядро других дисциплин.

Как отмечается отчете исследователей из Томска {Давыденко-Ромашкина - Чуканов}, посвященном моделированию социальных сетей, в теории социальных сетей можно выделить 3 основные направления



  • найти статистические свойства, которые характеризуют поведение систем с сетевой структурой

  • создать модели сетей

  • предсказать поведение систем с сетевой структурой на основе измеряемых структурных свойств и локальных правил управления отдельными структурами.

Виртуальные Социальные Сети – это распространение социологического понятия «группа» и классических социальных сетей на область Интернет среды и технологий.

Технологии сотрудничества и Сетевые законы


<Говард Рейнгольд, Умная толпа>

В теории компьютерноопосредованных социальных сетей Говардом Рейнгольдом приведены в (50) четыре ключевых закона роста и развития сетей:



  • закон Сарнова

  • закон Мура

  • закон Меткалфа

  • закон Рида

Закон Сарнова был сформулирован с появлением радио- и телесетей в начале ХХ века, когда вещание велось от небольшого числа передающих станций на многочисленные приемники. Девид Сарнов констатировал, что «ценность вещания сети прямо пропорциональна числу их слущателей и зрителей».

В 1965 году, Гордон Мур, основатель фирмы Intel и из создателей микропроцессоров, заметил, что число элементов, которое можно разместить на одной и той же единице поверхности микросхемы с каждым годом удваивается. Рост при таком законе идет очень быстро. За тридцать лет число элементов микропроцессора выросло от 2250 в первом микропроцессоре Intel до 42 млн. элементов в процессоре Pentium-4. Причем следует отметить, что электроника относится к числу тех редких технологий, чья мощь увеличивается одновременно с удешевлением производства. Без отмеченных Муром тенденций персональный компьютер, Интернет и мобильный телефон оказались бы недопустимо громоздкими, туго соображающими и дорогостоящими.

Что происходит при соединении устройств, чей кпд определяется законом Мура?

Боб Меткалф, работавший в управлении перспективных исследований отметившийся в создании первых персональных ЭВМ в компании Xerox и возглавивший коллектив, изобретший высокоскоростную сеть Ethernet, связавшую ПК в одном здании, основавший компанию 3Com и затем выгодно ее продавший, войдет в историю информационных технологий, по-видимому формуливкой закона Меткалфа, определяющему рост ценности сети. Суть которого состоит в том, что число возможных связей в сети опережает рост самих узлов сети. Общая ценность сети, где каждому узлу доступны все узлы, возрастает пропорционально квадрату числе ее узлов. Экономическая и маркетинговая трактовка данного закона состоит в том, что объединение двух сетей дает ценность, превышающую величину, получаемую при сложении ценностей двух независимых сетей.

Закон Рида тесно связан с теорией общественного (социального) капитала Фукиямы (__), который утверждает о жесткой связи между состояием национальной экономики и общественным капиталом, который им определяется как удобство воздания новых объединений людей внутри определенной культуры.

Девид Рид, мысливший понятиями группообразующих сетей, увидел, что ценность таких сетей растет быстрее, чем по закону Меткалфа, то есть не квадратично с ростом числа узлов, а в экпоненциальной зависимости. Закон Рида выражает связь между вычислительными сетями с топологическим свойствами с ценностями социальных сетей, выходящими за пределы связности узлов и ценность которых определяется возможностями обмена мнениями и решениями.

Рид полагает, что ему удалось выявить существенный культурный и экономический сдвиг. Когда сеть наподобие телевизионной вещает что-то людям, ценность ее услуг возрастает линейно. Когда же сеть дает возможность людям-узлам вступать в контакт – ценность сети возрастает квадратично согласно закону Меткалфа. А когда сеть позволяет участникам создавать объединения-группы – то ценность такой сети возрастает экпоненциально.

Классицикация и Примеры виртуальных социальных сетей


< Используется www.soobshestva.ru >

Зачем нужны социальные сети пользователям?

Как отмечено в обзоре Сообщества.Ру, социальные сети явились главным событием 2005 года и преодолели некий порог значимости для Интернет-сообщества.

Отвечая на этом вопрос, отмечают, в первую очередь – личные дневники - блогосферу начиная с ЖЖ. Во вторых – создание личных и деловых связей. Третье – создание личного персонального информационного менеджера



Табл.СС. Социальные сети и Сообщества




Принцип построения

Участие

Функции

Прим.




История Сетей




www.Classmates.com

Одноклассники, сокурсники, сослуживцы

40 млн.




Америка и Канада




Развлекательные сети




www.LiveJornal.com

Общение

47 млн.







www.Myspace.com

Обмен муз.файлами










www.Mamba.ru

Сеть знакомств

9 млн.




1,3 млн. \день




Бизнес сети и сети профессиональных контактов




www.LinkedIn.com

Служба деловых контактов










www.Moikrug.ru

6 рукопожатий – знакомы!

100 тыс.







www.Webby.ru

Профконтакты










www.Comby.ru

Профконтакты










www.E-xecutive.ru

Сеть менеждмента













Решения крупных




Microsoft SN
www.spaces.msn.com













www.360.yahoo.com













www.orcut.ru

Профконтакты







Google




Сообщества www.Mail.ru




ФИЛОСОФИЯ

Cетевое сообщество










СТОИК

Cетевые технологии образования, коммуникации, инновации

до 100




Анненков В.В.

Экспериментальная СС CBM-NET

Эксперимент

до 10










Научные, образовательные сети и сообщества




Международная сеть анализа социальных сетей

www.insna.org













Принципы Кибернетики – www.pespmc1.vub.ac.be










Турчин В.Ф.

www.Ecademy.com?.













Научная сеть МГУ
- www.msu.net/













Клуб выпусников МАИ
- www.clubmai.ru/





























Комментарии


Мой Круг – первичная информация


Сеть профессинальных контактов МойКруг – www.Moikrug.ru строится на основе профиля-анкеты участника Сети, где указываются учебные заведения, места работы, личные интересы. Далее формируются круги – 1 круг – круг лично знакомых и приглашенных. Далее 2 круг – знакомые моих знакомых, 3-й ___.

Например, сейчас в моем 1 кругу – 10 знакомых, во 2-м – 120, в 3-м – около 1500. Указав Московский авиационный институт, автоматически попал в круг МАИ в котором 800 участников, где есть подкруги, в частности ФМШ МАИ. И я создал тему для обсуждения «Как построить к пенсии маленький самолетик». В общем кругу «Социальные сети» с 250 участниками инициировал интересующую меня тему «Модели и приложения СС».


Табл. Т-П-А \ Темы-Параметры –Акторы
Тема \ Автор \ Рейтинг

Временные
параметры


Комментариев \ Участников

Акторы

Прим.

1. Рейтинг социальных сетей \ Шамиль Измаилов / +16

12 дней

20 \ 10

ИШ, МА, ЖД, MN, МА, ЯВ, ДНЛ, БН, ЯН, СВМ.




2. Смысл здорового образа жизни \ Дарья Жирнова \ +7

9 дней

72 \ 16

СВМ, ЖД, КВ, ЕБ, КТЕ, КД, ВИ, БА, АЕ, РА, УЛ, КВ, ГП, ГР, КО, МЕ




3. Модели и приложения социальных сетей \ Сазанов Владимир \ +1

4
недели

35 \ 4

СВМ, СС, ИЕ, ЛА




4. Влияние маленького человека на большу политику \ Горбанец (Поцелуева) Светлана \ +11

1
месяц

83 \ 19

ГПС, ГА, КИ, АЛ, КТЕ, МВ, КС, СИ, ГД, ЕА, КВ, АЕ, ТАС, GL, СН, БА, ВЮ, УО, СВМ.




5.













Просто сбор информации и некоторая статистика \ Хотя наводит на размышления…

Параметры СС – кластеризация, распределение степени, эластичность, корреляция


Кластеризация – отражает тот факт, что большинство сетей имеют высокую транзитивность, то есть наличие связи между вершинами А и В и между В и С приводит к связи между А и С. Или в топологических терминах: существует высокая плотность треугольников АВС и кластеризация может быть определена количественно, измерением этой плотности.

С (1) = 3 х (число треугольников на графе ) / (число связных троек вершине)

Альтернативное определение индекса кластеризации по Watts – Strogatz

Число треугольников, число троек, центрированных

С j = /

Соединенных с вершиной i на вершине i



Далее можно читать {Давыденко - Ромашкина - Чуканов}

Распределение степени – это число ребер, соединенных с заданной вершиной.

Свойство Эластичность сети относится к распределению степени при удалении вершин.

Коэффициент корреляции –


Как строятся Интернет-сообщества?


В повседневной жизни люди выбирают друзей, схожих с ними по возрасту, полу, доходу, этническому происхождению.

Создание сообщества опирается на данные, которые добровольно сообщает участник сообщества или сети.

Виртуальные сети предоставляют участникам ряд привлекательных возможностей, среди которых:


  • виртуальная, возможно анонимная индивидуальность, саморепрезентация и отражение виртуальной субличности;

  • создание деловых и личных связей;

  • индивидуальное персональное хранилище и информационный менеджер, доступный в любое время и любом месте - локально и по миру

Мотивационная составляющая строится вокруг обсуждения

  • глобальных бытийных вопросов (в тчю религиозных, философских,

  • обсуждение психологических проблем реального общения

  • агрессивное выяснение отношений между участниками форума или сообщества

  • скрытая и открытая реклама товаров и услуг



Опыт участия в блоге\Mail.ru


Cвой личный блог CBM - http://blogs.mail.ru/mail/v-school/ открыл год назад.

За год сделано больше 60 записей – то есть в среднем – одна в неделю. Мой блог посетило около 4000 человек, написано 92 комментария, 32 получено.

Состою в 13 Сообществах. Участвую в сообществе СТОИК – Анненков Владимир Владимирович, где периодически провоцирую с темами: «Как изменить сознание» или, последнее – по поводу избирательной кампании. Периодически записями и комментариям - участвую в ФИЛОСОФИИ.

СВМ-NET для образования, социо-политики и здоровья


CBM-NET – развитие Сети ИТ-образования Виртуальной школы компьютерных технологий – www.v-school.narod.ru
Возможные области примения Образование – Здравоохранение – Социум и Политика
В области образования социальная сеть CBM-NET, отталкиваясь и развивая наработки Виртуальной школы – Компьютер – Базовый курс, например, см. – www.v-school.narod.ru, учитывая проект Сухомлина В.А. по созданию Виртуального Национального Университета Информационных Технологий – ВНУИТ - см. <Доклад Сухомлина В.А. http://ntl-cbm.narod.ru/RAB-MAT/vnuit_cux.doc >

Конечной целью работ, выполняемых по теме данного проекта, является создание востребованной национальной системы ИТ-образования с развитой интегрированной средой электронного обучения, с актуальным образовательным контентом, с высоким уровнем информатизации образовательных бизнес-процессов, реализующих инновационные педагогические практики.

И далее, что актуально для сотрудничества Лаборатория СВМ - ВНУИТ



- предоставление качественных образовательных доступных услуг на основе развития открытого и гибкого непрерывного обучения (Lifelong Open and Flexible learning, LOF), включающего все основные виды электронного обучения - открытое обучение, дистанционное обучение, онлайновое обучение, мультимедийное обучение, виртуальную мобильность, учебные сообщества, двойной режим (заработок и обучение) и др.

- распространение и пропаганды научных знаний, осуществления культуpно-пpосветительской деятельности, обеспечение широкой доступности научной и учебно-методической информации.
Предметом развития ресурса начального ИТ-образования Компьютер – Базовый курс - http://v-school.narod.ru/KBK/index-kbk.htm (в совокупности с другими ресурсами ВШКТ, такими как, например «Как стать Сетянином»)
- на сферу общего образования \ физмат профиль ИТ-подготовки \ Школа Разработчика
- на сферу дополнительного – физматшкольная подготовка и Школа Разработчика

Политическая система – перспективы модельного подхода

Положение дел


<Вит.Иванов>

Согласно принятому в 2001 году закону партия была обязана иметь не менее 10 тыс. членов и отделения как минимум в 45 субъектах Федерации. При этом, опять же, как минимум в 45 регионах отделения должны были составлять не менее 100 членов (в остальных не менее 50). Предполагалось, что эти ограничения вкупе с другими – так, только партии были впредь наделены правом выдвигать кандидатов на федеральных и региональных выборах (при сохранении права граждан на самовыдвижение) – позволят навести порядок в партийном сегменте политического рынка.


Что есть гражданское общество? Этим понятием в общем охватывается вся сознательная организованная деятельность людей, не подпадающая под непосредственное государственное управление, т. е. по определению самоуправляемая. При этом любую политическую (т. е. связанную с осуществлением публичной власти) активность принято отделять, что правильно.

Часто о гражданском обществе говорят фактически в узком смысле, подразумевая организованную деятельность лишь в социальной, культурной и правовой сферах, причем исходно не направленную на извлечение прибыли или иной материальной выгоды, т. е. отсекая бизнес.

Профсоюзное движение, а также религия, наука, профессиональное искусство и спорт и пр. также остаются за скобками.
См. также подборку материалов «Модернизация России»


Основные термины и понятия


Уточняйте понятия и вы избавите
мир от заблуждений…
<Р. Декарт>
Социология – группа – толпа

Отличительной особенностью группы в социологии является интеллектуальная общность участников, в отличие от «толпы» с ее эмоциональной доминантой.


Социометрия
Социальная сеть
Политика – Институты - Граждансткое общество

Одно из определений сетевого сообщества: социальное образование, которое возникает в и на основе Сети, когда достаточное количество людей достаточно долго продолжают общественные дискуссии.

Сетевое сообщество в общем смысле - совокупность пользователей Интернет. Сетевое сообщество все более разрастается и стремиться к отождествлению с мировым сообществом.
<Патаракин Е.Д (зав. лабораторией учебных коммуникаций ИПС РАН) Сетевые сообщества и образование>

В общем руководстве от Сообщества.РУ – отмечается , что Сообщества не создаются,они эволюциорируют, и рост онлайн сообщества отнимает много времении усилий. Отношения в сообществе должны базироваться на доверии, а затем аккуратно обрабатываться.

Модель - от лат. modulus - упрощенное представление явлений или объектов действительности, относящихся к природе и обществу, в виде схем, изображений, описаний, математических формул, какого-либо реального предмета (явления или процесса), изучаемого как их аналог.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Лаборатория свм экспериментальная Социальная Сеть
345.56kb.
Лаборатория свм экспериментальная Социальная Сеть
569.08kb.
Лаборатория свм v-school
2449.8kb.
Лаборатория свм v-school
2624.21kb.
Лаборатория свм v-school
2541.54kb.
Лаборатория свм v-school
2553.09kb.
Социальная сеть как новая общественная сфера
326.81kb.
V-school Лаборатория свм сазанов В. М
333.59kb.
Сазанов В. М. Социальные сети
2720.78kb.
Экспериментальная инновационная работа
130.41kb.
Вариант одноранговая сеть (от 2 до 10 пользователей)
128.15kb.
Личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе
62.58kb.