Главная стр 1стр 2 ... стр 21стр 22





ЛАБОРАТОРИЯ СВМ

V-school

Сазанов В.М.



Основы
социальных технологий
виртуального общества

На пути к новому Интернет

Версия occt_k

Оглавление



Предисловие 7

ВВЕДЕНИЕ 9

Часть 1. Анализ 11

Глава 1. Социальные сети - введение 12

Первый подход 12



Понятия, позиции, история 12

Виртуальная социальная сеть – первый взгляд 16

Типовое в социальных сетях и ресурсах 18

Классы и структура социальных сетей 18

Способы реализации и платформы 20

Социальная сеть как «большая система» 23



Общие положения теории систем 23

Понятия системы и модели 25

Эффективность, ценность, полезность 28

Виртуальная сеть как


социально-значимый объект 31

Человеческие, социальные и
технологические возможности 31


Коммуникативная демократия и социальный капитал 32

Новая парадигма – социальная ориентация 34

Выводы и предложения 36

Приложение – Раз
В некотором царстве, … 38

Глава 2. Социальные сети
как системотехнический объект 39

Содержательное описание


социально-сетевых проектов 39

Обзор социальных проектов 39

Этапы развития и инструменты анализа 43

Интегральные критерии и оценки 44

Замечания и соображения 46

Системотехнический подход 47



Системотехника социальной сети 47

Параметры, связность и характеристики сетей 49

Рассуждения об энтропии в социальной сети 52

Социальные сети как граф 55



Понятия и определения 55

Топологические характеристики связности сетей 57

Электронные друзья - Облака - Активности 60

Метаязык описания социальной сети 62

Вопросы для самоконтроля и выводы 63

Приложение – 2.
Сказка про Web 2.0 64

Глава 3. Модели процессов и событий 65

Обзор подходов 65



Теория игр и модели влияния 66

Графовые модели и социометрия 67

Имитационное программное моделирование 68

Клеточные автоматы и групповая динамика 69

Графовые модели и социология 72



Социализация и межличностное взаимодействие 72

Теория систем отношений 73

Общение по Берну и сетевая применимость 74

Модель доверительной социализации 76

Теория игр, сотрудничество и конфликты 77



Историческая справка теории игр 77

Сотрудничество и своекорыстие в сети 79

Игры преследования – уклонения 81

Классификация сетевых игр 87

«Малые миры» и групповая динамика 88



Структура и эффекты «малых миров» 88

Модели групповой динамики Трофимовой 89

Модели влияния и сетевые игры 92



Обзор моделей и сетевых игр 92

Модели диффузии инноваций 94

Сильные и слабые связи в модели «из уст в уста» 95

Теория и модели коллективного действия 96

Некоторые обобщения 98

Вопросы – Резюме 101

Приложение - 3. 101



Глава 4. Психология и правовые аспекты 102

Нормальная сетевая психология 102



Элементы социальной психологии 103

Лидерство и руководство в сетевой группе 103

Групповая динамика и СВМ-типология 105

Виды конфликтного поведения в группе 106

Психопатология и инфовойны в сети 107



Патологические и прочие психотипы 108

Психология информационного противодействия 109

Тролли, кащениты и социальные хакеры 112

Правовые аспекты социального Интернета 115

Вопросы – Резюме 116

Приложение – 4.


Король и кролики. Сцена переизбрания. 117

Часть 2. Общественное благо, коллективные действия и сетевые игры 119

Глава 5. Социальная сеть – новая общественная сфера 120

Концептуально 121



Аспекты социовозможности 121

Особенности социальных сетей 123

Классы – Возможности - Оценки 123

Гражданское общество и сетевые технологии 125



Понятие и концепция «публичной сферы» 126

Социальная сеть как новая общественная сфера 127

Массовая коммуникация и социальная сеть 129

Сетевая коммуникация как передача знания 134

Социальная эволюция и модели общества 135



Стрела и варианты модернизации 135

Модель светско-духовного управления обществом 137

Социофилософский конструкт предлагаемого 138

Критика и перспективы 140

Вопросы для самоконтроля и выводы 141

Приложение – 5.
Игры демиургов \ Третья попытка 142

Глава 6. Гипотетическая Сеть Пассионариев 143

Истоки пассионарности 144



Социоистория и сетевая пассионарность 144

Пассионарность по Гумилеву 145

Моделирование пассионарного поля 149

Социальная стратификация и Сеть Пассионариев 152

Сеть Пассионариев 154



Роль и место сети Пассионариев 154

Цели и задачи Сети Пассионариев 156

Функции социально-ориентированной сети 157

Пути и методы реализации Проекта 159

Как построить социальную сеть? 162

О прогнозах и перспективах 163

Вопросы к размышлению 164

Приложение – 6 165



Глава 7. Вехи и компоненты Движения Пассионариев 166

Структурный подход разворачивания Сети 167



Школа Разработчика и Интеллектуальный центр 169

Концепция интеллектуального центра 171

Организационные и технологические аспекты 174

Образовательные Web 2.0 технологии 176



Схемы обучения от Носителя Знаний 177

Тренды развития и примеры 178

Виртуальное народное вече 179

Коллективные сетевые действия 181

Общие сведения о сетевых играх 181

Факторы и подходы коллективного действия 182

Сетевая игра «Объединение» 183

Промежуточные итоги главы 184

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 186

Литература и Интернет-источники 187

Глоссарий 197

Приложения 203

Сравнение общенаучных и сетевых понятий 203

Популяционные модели 204

Гражданское общество \ Сетевая реализуемость 207

Сценарии разворачивания Сети Пассионариев 209

Об авторе 210




Предисловие


Виртуальные социальные сети, рассматриваются с позиций общественного блага, как публичная сфера и как системотехнический объект.

Под виртуальными социальными сетями понимается часть мировой Интернет-паутины, обеспечивающая социальное взаимодействие участников - общение, получение информации, социальная выгода от контактов и причастность к группе, выработка и проверка идей, их пропаганда и диалог поколений.

Если говорить о смыслах участия людей в социальных сетях, то для молодого поколения – это общение и выплеск излишней энергии, часто – поиск партнера. Для среднего – часто саморепрезентация себя и своего рода деятельности, восстановление старых и поиск новых контактов. Для старшего – возвращаемся к общению, иногда поиск смыслов и диалог.

Среди всего многообразия социальных сетевых ресурсов выделен класс социально-ориентированных, для которого предпринята попытка анализа и разработки методов и средств осуществления социальных преобразований и обеспечения новых качеств коммуникационной среды, таких как интеллектуальность и пассионарность.

Основная функция существующих социальных сетей – восстановление старых и установление новых контактов путем общения. Однако, налаженные контакты и связи, как например, в Одноклассниках, без подпитки новой энергией – затухают. Исключение составляет молодежно-ориентированная сеть ВКонтакте, живущая подростковым энтузиазмом.

В результате проведенного исследования автор еще более укрепился в необходимости построения социально-ориентированных сетей для решения общественных задач.

В багаже Автора - треть вековой «твердый» опыт в области вычислительной техники, многолетнее участие в социальных сетях, начиная с МоегоКруга, продолжая в Одноклассниках, ВКонтакте, Моем Миру, Facebook. В целях исследования была также проштудирована базовая литература по теории больших систем, философии, основам социологии, психологии и политологии, прикладным вопросам теории коммуникации.

В предлагаемой работе как коллективное действие представлен сетевой вариант народного собрания – Виртуальное народное вече и гипотетический проект Сети и Движения Пассионариев, как возможность консолидации общества.

Программа разворачивания – начиная со Школы социального предпринимательства и Интеллектуального Клуба, подкреплена схемами и моделями процессов.

Понимая, что «каждому в жизни можно простить одну книгу» - Автор постарался сделать ее интересной!


Благодарности


В первую очередь - всей семье «большой» Сазановых!

Считаю обязанным выразить признательность учителям и коллегам по первому месту профессиональной деятельности – знаменитой кафедре «Вычислительная техника» МЭИ, которой заведовал в то время Юрий Матвеевич Шамаев.

Персонально – Игорю Семеновичу Потемкину, Игорю Ивановичу Ладыгину, Александру Александровичу Дерюгину, Тупицину Дмитрию Дмитриевичу, Марине Владимировне Фоминой (Шиповой), всем соратникам тех лет!

Признательность – участникам социальной сети МойКруг, в ее дискуссионной части, прожившей до 8 августа 2008 года. Особо - Косоновской Елене, Борису Александровичу Семикову (Борискину), Ирине Конык, Надежде Петровне Гасановой, доктору Юрию Николаевичу Тявину. И даже – виртуальному Песику…

В «умной сети» UpSelf - Мурзину Мниру Кашафовичу, братьям Чернухиным, Олегу и Валерию Алексеевичам, Иванову Владимиру Александровичу и Елене Владимировне Ивановой, Надежде Николаевне Галыниной. Даже – виртуальной «букашке ЦЕ», клону Вадика и ММ.

По МоемуМиру – Анненкову Владимиру Владимировичу и Анатолию Алексеевичу Овсейцеву.



ВВЕДЕНИЕ


Социальные сети – результат развития информационных технологий, часть социальной структуры общества, интересный социотехнический объект.

Объект исследования – виртуальные социальные сети - рассматриваются с системотехнических позиций, как программно-техническая система. Предмет исследования – кибертехнологии, понимаемые как управление процессами и в самой социальной сети и в ее наполнении – то есть «прорастание» Сети в социум.

Первая часть книги посвящена описанию предмета исследования – виртуальных социальных сетей с системотехнических позиций. Представлены основные понятия и определения виртуальных и классических социальных сетей, напоминаются результаты и достижения классических сетей. Приведен обзор сетей развлекательного, коммерческого и профессионального назначения.

Излагается методологическая база рассмотрения социальных сетей как сложного социотехнического объекта, допускающего кибернетические подходы. Приводится формальное описание социальной сети с привлечением теории графов и предлагается системотехническое описание социальной сети рядом внутренних параметров и внешних показателей качества. Рассматриваются модели роста, структуры и событий социальной сети. Проанализирован критический этап развития сети – «лощина сомневающихся». На основе имитационной модели Трофимовой И.Н. изучается влияние величины популяции, социабельности и разнообразия ее участников на формирование кластеров сети. Освещены некоторые вопросы сетевой психологии и правовые аспекты Сети.

Делается прогноз развития социально-ориентированных Интернет-технологий. Целесообразность построения сети изучается с позиций социального капитала и построения коммуникативной демократии.

Вторая часть – прогностическая и социально-философская. Возможности социально-сетевых технологий рассматриваются с позиций гражданского общества и концепции «публичной сферы». Предлагается двухконтурная гомеостатическая модель управления обществом и социофилософский конструкт модернизации.

Представлены коммуникационные и образовательные технологии, составляющие основу формирования сообществ единомышленников и диалога поколений.

Социотехнологический эксперимент Сеть Пассионариев, ориентированный на осуществление общественно-значимых преобразований – это заключительная часть изложения, ориентированного на обоснование Проекта социально-ориентированной сети цивилизационной направленности.





следующая >>
Смотрите также:
Лаборатория свм v-school
2449.8kb.
Лаборатория свм v-school
2624.21kb.
Лаборатория свм v-school
2541.54kb.
Лаборатория свм v-school
2553.09kb.
V-school Лаборатория свм сазанов В. М
333.59kb.
Лаборатория свм экспериментальная Социальная Сеть
345.56kb.
Лаборатория свм экспериментальная Социальная Сеть
569.08kb.
Пояснительная записка. Содержание курса информатики и икт
294.5kb.
Московская обл., г. Реутов, Юбилейный пр-т, д. 15А т/ф: 791-49-67 school 6 reutov
134.31kb.
V-school Cоциальные сети Подборка статей # 2 Составитель Сазанов В. М. При поступлении претензий от правообладателей не несогласованное копирование –
401.97kb.
Доклад Технология обучения от Носителя Знаний iteach \свм
289.8kb.
Конспект урока по английскому языку в 7 классе по теме «The system of school education in Great Britain»
37.09kb.