Главная стр 1
скачать
Лазукина Юлия Витальевна,

педагог дополнительного образования,

преподаватель курса «Основы православной культуры»,

учитель высшей квалификационной категории

Государственного общего образовательного учреждения (ГООУ)

«Таловской школы-интерната для детей-сирот и детей,

оставшихся без попечения родителей», Воронежской области

Роль духовно-нравственного воспитания в становлении личности в условиях интернатного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

С 1994 года в ГООУ «Таловской школе-интернате для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» была создана экспериментальная площадка «Школа-комплекс индивидуальных программ обучения и воспитания». Учитывая духовную и нравственную запущенность детей-сирот, с этого же года по Региональному плану был введен факультатив «Основы православной культуры». Я веду его с 1998 года. Анализируя работу всего педагогического коллектива, сделали вывод, что ведение «Основ православной культуры» благотворно влияет на развитие нравственного облика воспитанника (речь, поведение, отношение к окружающим), на его гражданскую и патриотическую позицию.

Развитие здоровой, нравственной личности невозможно без воспитания порядочности, доброты, уважения к окружающим, любви к большой и малой Родине, бережному отношению ко всему, что тебя окружает. Поэтому старались комплексно подходить к формированию нравственной личности учащихся. Дети привлекались к труду, спорту, занятиям в различных кружках, секциях, клубах по интересам, к проведению школьных мероприятий. В интернате была создана школьная республика «Мир», в которую голосованием выбираются мэр, министры (труда, спорта, вожатых, интересных дел, юстиции и другие) и их помощники. Каждое министерство ведет свою работу, основываясь на патриотическое и нравственное воспитание. Считая важнейшей задачей духовно – нравственное воспитание подрастающего поколения, мы пытаемся гармонично сочетать в образовательном процессе традиции и инновации, научные достижения педагогики и духовные ценности культуры русского народа, синтезировать светское и православное воспитание.

Учебный год в нашей школе открывается молебном, на котором присутствуют дети, педагоги и другие работники интерната. Настоятель Таловского Покровского храма о. Вадим, настоятели Тишанского и Чигольского храмов окормляют нас, помогают, чем могут, [1].

Первое время было трудно, не хватало литературы. Потом появились программы, утвержденные Воронежским областным институтом повышения квалификации и переподготовки работников образования (ВОИПКиПРО). Я их перерабатывала, а также составляла авторские программы по духовно-нравственному воспитанию, адаптированные к условиям школы-интерната, [2].

Занятия проводятся 1 час в неделю с 1 по 11 класс и 2 часа в неделю в дошкольной группе. При этом учитываются возрастные особенности развития детей, интересующие их темы и межпредметная связь. Дети знакомятся с историей своего края, страны, жизнью святых воинов, мучеников, православными традициями своего народа, духовно-нравственными ценностями семьи, общества и т.д.

Контингент школы-интерната – это сироты, дети из неблагополучных семей. Воспитанники, пережившие утрату родителей, как в связи с их смертью, так и брошенные близкими, изначально психологически травмированы. Отличаются отсутствием устойчивой мотивации к учебе, неуравновешенны, ранимы. Остро нуждаются в индивидуальном подходе, любви, душевном тепле и понимании. Только при условии учета этой специфики педагог может рассчитывать на решение проблемы развития интереса к учебе и познавательной активности учащихся, достижение желаемого результата.

В обучении и воспитании особое внимание уделяю развитию самостоятельности, что способствует социальной адаптации воспитанников интерната в дальнейшей жизни.

Учитывая специфику контингента школы – интерната, использую личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании.

Применяю нетрадиционные типы занятий: путешествие, сказка, анализ, исследование, кинопутешествие, мозговой штурм и др.

Внедряю методы активного обучения, в т.ч. игровые, формирующие навыки индивидуальных и коллективных решений на основе анализа альтернативных вариантов.

Для работы использую газеты и журналы: «Воскресная школа», «Православный Воронеж», «Православный паломник», «Свечечка», «Духовно-нравственное воспитание», «Божий мир», «Фома», «Московские епархиальные ведомости», «Учительская газета», «Воспитание школьника», «Дошкольное воспитание» и другие издания.

Обширную информацию получаю из интернета.

Занятия провожу в специально оборудованном классе, где имеется библиотека духовно-нравственного содержания, аудио и видеозаписи по темам программы, телевизор, аудио и видеомагнитофоны, DVD, персональный компьютер, [1].

В авторскую программу курса «Основы православной культуры» заложены духовные, нравственные, культурные ценности русского народа. Первый раздел посвящен изучению Библейских сюжетов, знакомству с жизнью, учением, чудесами Христа, Его учеников, Девы Марии; беседам с детьми по нравственным вопросам, касающимся поведения, отношения к взрослым и друзьям, животным и др. Второй раздел курса дополняет более подробно ранее изученный материал, а также знакомит детей с историей возникновения Православной веры на Руси, культурой Православия, жизнью и подвигами святых, дает понятия «Православной психологии, философии», объясняет роль Церкви в нашей жизни, смысл жизни, семейных отношений, любви к ближним и Родине, [2].

На занятиях, согласно теме, воспитанники лепят, клеят, рисуют, раскрашивают, играют. Изучаем стихи, пословицы, сказки, рассказы, чудеса; смотрим мультфильмы, сказки, документальные фильмы духовного и нравственного содержания; слушаем классическую, духовную музыку, церковные и духовные песнопения. Совершаем путешествия по времени: в эпоху раннего христианства и наших современников; знакомимся с частями храма и его составляющими при помощи компьютера.

Стараюсь рассматривать трудные жизненные ситуации на конкретных примерах из жития святых, ученых и обычных людей. Дети очень это любят и сами потом спрашивают литературу по теме. В классе много книг, газет, журналов. Ребята читают их с удовольствием. Оставляю немного времени на занятиях, чтобы дети поделились понравившимся сюжетом. Это действует как реклама книге.

У нас много дисков по конкретным тематикам. Просмотр и обсуждение увиденного приносит пользу, т.к. каждый высказывает свою точку зрения, делаем выводы «за» и «против» совместно. Например, просмотр художественного фильма «Остров», вызвал шквал эмоций, мнений. Провели Пресс - конференцию по увиденному.

За время работы у нас появилось много новой литературы и дисков благодаря спонсорам, батюшке, добрым людям.

В начальных классах помогает развивать мышление, логику, моторику рук рисование, раскрашивание, лепка, аппликация. Знакомимся с церковно-славянским алфавитом. Что это за буквы! Я им объясняю смысл их названия и написания. Каждая буквица несет в себе нравственное начало. Само название буквы подсказывает нам, как мы должны жить: творить добро, думать о сказанных словах и поступках и т.д. А какие они красивые! Следовательно, дети познают в них мир нравственности и красоты. А чтобы написать букву, испишем не одну строчку – развиваем каллиграфию письма. Все это им очень нравится. С удовольствием делаем Рождественские и Пасхальные открытки работникам интерната, спонсорам, гостям.

В старшем звене на занятиях практикую анкеты, тесты по темам, встречи со священниками, мини- сочинения, уроки – анализы по прочитанному и увиденному материалу, [3]. Учащихся одиннадцатого класса волнует тема: «Отношение в семье. Я – будущая мать, жена, будущий отец, муж». Они задают много вопросов, рассматриваем конкретные ситуации, делаем выводы. По этой тематике много в классе литературы, видеоматериала.

Знакомство с живописью, духовной и классической музыкой развивают у воспитанников художественный вкус и творческий подход к любому делу. Часто провожу викторины, игры (сюжетно-ролевые, «Дорога к храму», «Допиши словечко», «Дорисуй», компьютерные и другие), использую кроссворды, ребусы, загадки, пословицы и другой дидактический и раздаточный материал, [4]. Всё это развивает у детей логическое мышление, направляет их к творчеству.

Согласно теме занятия, приглашаю для беседы священника, работников музея, медицинскую сестру, психолога, людей разных профессий, ветеранов Великой Отечественной войны, тружеников тыла и других специалистов.

За годы работы побывали на экскурсиях по храмам Воронежа, Таловского и ближайших районов, монастырям Воронежской и Липецкой области, Санкт-Петербурга, «Золотому кольцу». Особенно дорог нам монастырь преподобного Серафима Саровского в Грибановском районе Воронежской области. Игумен и братия монастыря всегда принимают нас с радостью. Оттуда ребята возвращаются довольные, с надеждой побывать там еще раз. Игумен монастыря о. Серафим каждый год приезжает к нам на Пасху со словами поздравления и подарками каждому ребенку. Дети ждут этих встреч, [1].

Третий год веду кружок «Православные традиции» по авторской программе, [5]. Занятия кружка состоят из двух частей: теоретической и практической. Во время практической работы дети параллельно слушают музыку, песни нравственного содержания. Результатом работы кружка являются выставки работ воспитанников в школе, участие и победы в различных конкурсах, выступление на общешкольных мероприятиях, [1].

Воспитанники школы – интерната принимают активное участие в традиционных общешкольных мероприятиях, посвященных Покрову, Рождеству Христову, Пасхе, Дням славянской письменности и культуры; классных часах духовно-нравственного содержания; беседах со священниками; школьных конкурсах и викторинах. Там они реализовывают себя в качестве чтецов, певцов, актеров, [1].

Ежегодно наши дети участвуют в районных, областных, Всероссийских и Международных конкурсах рисунков, поделок, стихов, сочинений, краеведческих конференциях духовно – нравственной направленности и занимают призовые места, [1]. С 2004 года мы участвуем в ежегодном Международном конкурсе «Рождественские фантазии», получаем грамоты, дипломы, сертификаты, благодарности. Неоднократно награждались экскурсионными поездками в храмы, монастыри, музеи.

За свои работы в Международном конкурсе «Рождественские фантазии» воспитанники получили грамоты, дипломы (Бабаев Олег – 2004 г., Шаров Юрий – 2005 г., Ярославцев Игорь – 2005 г., Орлов Николай - 2006 г.), сертификаты (Рожкова Наталья – 2006 г., 2007 г., 2008 г., 2009 г.; Кузьменко Наталья - 2008 г., 2009 г.; Донскова Елизавета - 2008 г.).

Кузьменко Наталья в 2007 году была награждена дипломом и денежной премией.

Учащиеся 5 –10 классов принимают активное участие во Всероссийском творческом конкурсе «Святые заступники Руси». В этом учебном году (2008-2009) он был посвящен светлой памяти преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы Феодоровны. Наши воспитанники получили грамоты по двум номинациям: «Литературное творчество» и «Изобразительное искусство»., [1]. В первой номинации были отмечены работы ученицы 7 класса Кузьменко Н., учениц 8 класса Донсковой Е. и Пархоменко А.. В номинации: «Литературное творчество» наградили учениц 6 класса Кузьменко Л., Кашкину Л. и Кашкину Т., учениц 8 класса Донскову Е. и Кашкину М..

На областном конкурсе сочинений «Молодежь и Православие в XXI веке» в 2003 году ученица 8 класса Пастушкова Татьяна заняла 1 место. Ее работа была напечатана в сборнике лучших сочинений, вышедшем по благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия, [1].

В областном конкурсе Рождественского рисунка (2004 г.) наши дети заняли призовые места, были награждены книгами и приглашены на Рождественский праздник, устроенный Воронежской епархией.

В районном конкурсе поделок «Пасхальное яйцо» все участники заняли 1 место (2006 г.), в конкурсе стенгазет «Праздник именин» - 3 место (2005 г.), в конкурсе рисунков, посвященном 130 –летию распространения Библии на Руси ученик 9 класса Аптикеев Николай занял 1 место (2006 г.), ученица 9 класса Молнар Светлана заняла 1 место в конкурсе рефератов «Библейские сюжеты в литературе, живописи, музыке» (2006 г.).

Ученица 11 класса Иванникова Надежда заняла 1 место во 2-й районной краеведческой конференции «Родина моя, православная» (2006г.); в районном празднике «Рождественские встречи» (2007 г.) – 1 место.

В 2006 и 2007 годах поделки и рисунки наших детей были выставлены на областных благотворительных ярмарках, организованных Епархией и областной благотворительной организацией «Общие дети», [1]. А в 2008- 2009 годах дети расписывали пасхальные яйца для этих целей.

В областном конкурсе «Храмы Воронежского края» (2007 г.) в номинации «Историко-исследовательские работы» работа «Возрождение Покровского храма» ученицы 8 класса Лазукиной Татьяны заняла 3 место; в номинации «Живопись» дипломантами конкурса стали ученица 7 класса Кашкина Мария и ученик 6 класса Разгуляев Евгений.

В областном краеведческом конкурсе среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный» ученица 9 класса Ситникова Татьяна заняла 2 место (2008г.).

В районном конкурсе «Рождественская открытка» ученик 4 класса Шпаков Александр занял 1 место, ученица 8 класса Кобелева Татьяна победила в номинации «За художественность работы» (2008г.).

В районном конкурсе «Пасхальный сувенир» лучшими работами стали поделки ученика 4 класса Мызникова Виталия и учащегося 8 класса Светличного Сергея (2008 г.).

В районном конкурсе рисунков «Крещение Руси» ученица 7 класса Кузьменко Наталья заняла 2 место; в районной заочной викторине «Крещению Руси – 1020 лет» ученица 7 класса Рожкова Наталья заняла 1 место (2009 г.).

В районном конкурсе поделок учащиеся 5 класса Ильин Артем и Шпакова Дарья заняли 2 место в номинации «Вязание», в районной викторине «Пасхальная фантазия» ученица 7 класса Кузьменко Наталья заняла 3 место (2009 г.).

В районной викторине «Кирилл и Мефодий» ученица 6 класса Кашкина Людмила заняла 1 место, ученица 5 класса Шпакова Дарья – 3 место в конкурсе рисунков «Буквица», (2009 г.).

Воспитанница 7 класса Кузьменко Наталья заняла 1 место в школьной научно – практической конференции «Молодежь XXI века через призму наук» и в районной научно – практической конференции «Открытия юных», защищая работу на тему «Взаимосвязь науки и религии», (2009 г.).

Поисковая группа школьного музея «Память» участвовала в районной краеведческой конференции в номинациях: «Мой край родной», «Семейная профессия», «Перелистай истории страницы», где заняла призовые места (2008 г.). А в 2009 году заняла 1 место в районной краеведческой конференции «О прошлом память сохраним» в секциях: «Забытые усадьбы» и «Памятники духовной культуры».

Кузьменко Наталья участвовала в первой Всероссийской Олимпиаде школьников по Основам Православной культуры 2009 учебного года (региональный этап).

В 2008-2009 учебном году ученица 11 класса Бочарникова Людмила стала победителем Седьмого областного конкурса среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный» в номинации «Школьники 14-17 лет». В ходе защиты своего конкурсного исследования по теме «Нравственный подвиг новомучеников и исповедников Воронежского края» Людмила использовала триединство методологических подходов: антропологический, историософский и средовой, показав отличное знание истории родного края, духовных оснований его культуры, а также продемонстрировала неподдельный интерес к исследуемой теме, покорив аудиторию искренностью, открытостью и доступностью изложения материала. Жюри конкурса выдвинуло кандидатуру Бочарниковой Людмилы для присуждения премии по поддержке талантливой молодежи в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование».

На Всероссийскую премию-стипендию «Надежда России» - 2009 была выдвинута кандидатура воспитанницы 7 класса Кузьменко Натальи, постоянной участницы Всероссийского детского творческого конкурса «Святые заступники Руси», лауреата, дипломанта Международного конкурса «Рождественские фантазии».

По воскресным дням все желающие дети посещают службу в храме, воскресную школу. Все «новенькие» некрещеные, после некоторого времени пребывания в нашем интернате изъявляют желание покреститься. Батюшка крестит, наставляет, помогает советом нашим воспитанникам. Они его любят и уважают. Часто за помощью к священнику обращаемся и мы - взрослые. Теперь во время церковной службы можно увидеть нескольких наших педагогов. Воспитатели и дети замечают, что, побывав в храме, причастившись, они становятся миролюбивее, спокойнее, уравновешеннее.

Во время летних каникул наши дети отдыхают в православном лагере «Кристалл».

Вот уже несколько лет стали для нас традиционными посещения дома престарелых в Таловой и детских садов. Наши дети показывают спектакли, устраивают концерты, дарят подарки, сделанные своими руками. Как радуются их приходу бабушки и дедушки. Ребята дарят им радость и учатся быть милосердными, [1].

Пять лет в нашей школе работает социально-психологическая служба (СПС), в которую входят педагог основ православной культуры, психолог и социолог. Нас приглашают на классные и воспитательские часы по определенным тематикам. При этом тема вопроса раскрывается с духовно-нравственной, психологической и социальной позиций. Основываясь на Законы Российской Федерации, Конституцию Российской Федерации, гражданские и нравственные позиции детей, глубоко разбираем волнующие темы. Воспитанники с удовольствием вступают в такое общение, что приносит существенный результат:

- дети стараются решать проблемы, основываясь на законы;

- знают свои права и обязанности;

- следят за своим нравственное поведением, развивают взаимоуважение, взаимопомощь;

- стараются видеть достоинства в других людях, помогать в чужих бедах.

Например, занятие на тему: «Брак. Семья. Дом. Уют» помогло понять детям значение Таинства Брака, семьи для каждого человека с точки зрения Православия, воспитывает чувство ответственности по отношению супругов друг к другу, родителей – к детям. Учащиеся глубже познакомились с Семейным Кодексом Российской Федерации, юридическими правами супругов. Я считаю, что такие мероприятия подготавливают воспитанников к семейной жизни.

Поэтому в нашей школе было принято решение разработать программы по направлениям воспитательной деятельность. Я составила программу «Семья», [6].

Уже 5 лет мы сотрудничаем с Клубом Добровольцев из Воронежа. В апреле этого года они приезжали к нам с кадетами из Михайловского корпуса. Устроили турнир по стрельбе на приз Клуба Добровольцев. Наши дети одержали победу, [1].

6 лет поддерживаем связь с Воронежским военно-техническим училищем. Выпускник нашего интерната Карих Евгений является курсантом 3 курса, [1].

Несколько лет принимаем у себя в гостях и участвуем в акциях, мероприятиях, соревнованиях Воронежского регионального отделения общественно-государственного объединения ВФСО «Динамо». Наши дети всегда рады этим встречам и мероприятиям, занимая при этом призовые места. Дирекция «Динамо» решили открыть кадетский класс, где будет преподаваться предмет «Основы православной культуры». В связи с этим, они взяли мою программу.

Участвуем в конкурсах, акциях областного центра духовно-нравственного воспитания молодежи, принимаем их специалистов в нашей школе.

Позитивно взаимодействую с воспитателями, учителями начальных классов, истории, мировой художественной культуры, русского языка и литературы, культуры общения, изобразительного искусства, музыки, педагогом-организатором, вожатой, библиотекарем, психологом, социологом, руководителями школьных кружков, музеем. Проводим интегрированные занятия, совместно готовим внеклассные мероприятия, конкурсы, викторины.

Сотрудничаю с учителями изобразительного искусства, мировой художественной культуры, основ православной культуры Таловских школ и района, библиотекой, Дворцом юношества и спорта (ДЮС). Совместно проводим районные мероприятия, конкурсы, [1]. Для полноценной деятельности взаимодействую с кафедрой духовно-нравственного воспитания при ВОИПКиПРО.

Прошла курсовую переподготовку ВОИПКиПРО в 2007 году. В апреле 2008 года защитилась на высшую квалификационную категорию.

Являюсь руководителем методического объединения педагогов дополнительного образования и руководителей кружков.

Делюсь опытом работы с педагогами по основам православной культуры на районных методических объединениях.

Занимаюсь самообразованием. Работаю над темой «Православные традиции русского народа», пишу стихи, рассказы, [7].

Выступала на методических объединениях, педагогических советах, школьных, районных и областных семинарах, конференциях по темам:

- Побуждение детей к благородным поступкам (2000 г.);

- Воспитываем будущих защитников Отечества (2000 г.);

- Роль педагога в привитии учащимся гражданских позиций через возрождение, сохранение и преумножение культурно-духовных нравственных ценностей (2001);

- Красота – могучее средство воспитания (2001 г.);

- Наказывать с любовью (2002 г.);

- Православная педагогика (2002 г.), район;

- Роль семьи в раскрытии личности (2003 г.);

- Духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание обучающихся в общеобразовательных учреждениях (2003 г.), район;

- Духовный смысл церковно-славянской азбуки (2003 г.);

- Нравственный идеал современного подростка (2004 г.);

- Лекционное выступление перед учащимися 9-11 классов Тереховской средней школы, Таловского района на тему: «Семейный союз» (2004 г.);

- Раскрытие творческих возможностей детей (2004 г.);

- Современная игрушка (2005 г.);

- Православные традиции русского народа (2005 г.), район;

- Единство педагогических позиций в школе (2006 г.);

- Нравственный облик педагога (2006 г.);

- Родина моя, православная (2006 г.), район;

- Распространение Библии на Руси (2006 г.);

- Роль педагога в развитии творчества ребенка (2007 г.);

- Преемственность духовных традиции (2007 г.), район;

- Методика преподавания предмета «Основы православной культуры» в светской школе (2007 г.), г. Воронеж;

- Роль слова в жизни и развитии человека (2007 г.);

- Педагогические условия развития творческих способностей на уроке и вне его (2008 г.);

- Воспитание «трудного» подростка через систему дополнительного образования

(2008 г.);


  • Выступление по книге В.А. Сухомлинского «Как воспитать настоящего человека»

(2008 г.);

- Духовно-нравственное наследие святителя Митрофана Воронежского (2008 г.);

- Счастье семейного союза (2008 г.);

- Формирование в детях понятия «чувства нравственной свободы» (2008 г.);

- Преподавание Основ православной культуры в государственных образовательных учреждениях (2008 г.), г. Воронеж;

- Применение педагогических технологий развивающего обучения в системе дополнительного образования детей (2009 г.);

- Организация научно-исследовательской работы педагога на занятиях «Основы православной культуры» (2009 г.);

- Творческий подход учителя в воспитании нравственности у детей (из опыта педагогов-новаторов) – педагогические чтения, 2009 г.;

- Как работает программа «Семья»;

- Духовный опыт произведений А. Кольцова, г. Воронеж (2009 г.);

- Духовно-нравственные ценности русской национальной культуры (2009 г.),

пгт Панино Воронежской области;

- 18-19 сентября 2008 года в г. Ярославле принимала участие в образовательных чтениях Центрального Федерального округа на тему: «1020-летие крещения Руси: русская православная церковь и духовно-нравственная культура современного общества». Выступала на секции «Социально-педагогическая реабилитация детей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации: опыт и проблемы светской и церковной школы».

25 мая 2009 года участвовала в круглом столе ВОИПКиПРО «Духовно-нравственное просвещение детей и молодежи в образовательных учреждениях Воронежской области», где была награждена Архиерейской грамотой.

Показала открытые уроки, общешкольные внеклассные мероприятия, классные часы по темам, [8]:

- Духовный бисер (2000 г.);

- Радость рождения (2000 г.);

- Пасха (2000 г.);

- Голос совести (2001 г.);

- Три промыслительных действия Божиих, явленных на нашей земле (2001 г.);

- Рождество Христово (2001 г.);

- Праздник праздников – Пасха! (2001 г.);

- День знаний (2002 г.);

- Конкурс кроссвордов к Рождеству (2002 г.);

- Рождество Христово - 2002;

- Русские витязи (2002 г.);

- Счастье материнства (2002 г.);

- Конкурс рисунков к Пасхе (2002 г.);

- Пасхальный звон о жизни вечной (2002 г.);

- Послушание в нашей жизни (2002 г.);

- События 1941-1945 года (2002 г.);

- Как появилась «красная строка» (2002 г.);

- Конкурс творчества из бумаги к празднику Рождества (2003 г.);

- Рождественские фантазии (2003 г.);

- Женщина глазами войны (2003 г.);

- Литературный конкурс к Пасхе. (2003 г.);

- Светлая Пасха (2003 г.);

- Конкурс школьных сочинений на тему: «Защитники Отечества» (2004 г.);

- Защитники Земли Русской (2004 г.);

- Моя семья и её семь Я (2004 г.);

- Конкурс рисунков к Рождеству (2004 г.);

- Звезда Рождества (2004 г.);

- Районный конкурс рисунков к Пасхе (2004 г.);

- Пасха – Красная Пасха (2004 г.);

- Дни славянской письменности и культуры (2004 г.) – районное мероприятие;

- Что такое организованность? (2005 г.);

- Конкурс поделок к празднику Покрова (2005 г.);

- Внимание, секта! (2005 г.);

- Покров (2005 г.);

- Рождественская викторина (2005 г.);

- Рождество Христово (2005 г.);

- Конкурс плакатов к Пасхе (2005 г.);

- Пасхальный благовест (2005 г.);

- Пасха (2005) – районное мероприятие;

- Викторина «Красивые письмена» (2005 г.);

- Дни славянской письменности и культуры (2005 г.);

- Девушка как мать. Телегония (2005 г.);

- Роль религии в жизни человека (2005 г.);

- Не суди поспешно (2006 г.);

- Праздник Покрова (2006 г.);

- За все благодарите (2006 г.);

- Конкурс Рождественского рисунка (2006 г.);

- Рождественское предание (2006 г.);

- Праздник именин (2006 г.) – районное мероприятие;

- Конкурс рисунков к Пасхе (2006 г.);

- Дорога к Храму (2006 г.);

- Пасха – 2006, районное мероприятие;

- Славянская азбука (2006 г.);

- Супружество – нелегкая наука (2006 г.);

- Добрая совесть (2007 г.);

- Профилактика зависимости (2007 г.);

- Викторина к празднику Покрова (2007 г.);

- Покров Пресвятой Богородицы (2007 г.);

- Жизнь и учение Иисуса Христа (2007 г.);

- Конкурс поделок к Рождеству Христову (2007 г.);

- В нашем доме - Рождество Христово (2007);

- Викторина к Пасхе (2007 г.);

- Конкурс «Пасхальная открытка» (2007 г.);

- Пасхальная радость (2007 г.);

- Кто в доме хозяин? Нужна ли человеку семья? (2007 г.);

- Конкурс сочинений на тему: «Какой я представляю свою будущую семью» (2007 г.);

- Создатели церковно-славянской письменности (2007 г.);

- Зачем людям нужны нравственные законы (2008 г.);

- Ответственность (2008 г.);

- О дружбе, влюбленности (2008 г.);

- Женственность и целомудрие (2008 г.);

- Конкурс «Рождественская открытка» (2008 г.);

- Рождественская викторина (2008 г.);

- Рождество собирает друзей (2008 г.);

- Пресвятая Богородица – Защитница Отечества (2008 г.);

- Конкурс поделок «Пасхальный сувенир» (2008 г.);

- Всеобщая радость (2008 г.);

- Школьная викторина «Покров», (2008 г.);

- Интегрированный урок литературы и основ православной культуры в 8 классе на тему: «Житие Сергия Радонежского и протопопа Аввакума», (2008 г.);

- Конкурс на лучшего знатока в начальных классах «Что я знаю о преподобном Сергии Радонежском?», (2008 г.);

- Школьная викторина «1020 лет Крещения Руси» - для старшеклассников и «Рождественские загадки» - для младших школьников (2009 г.);

- Конкурс рисунков к Рождеству Христову (2009 г.);

- Семья, родители, дети (2009 г.);

- Конкурс – викторина для учащихся 1-3 классов «Что я знаю о Рождестве?» (2009 г.);

- Рождественская викторина для учащихся 4-5 классов (2009 г.);

- Общешкольное мероприятие «Рождественские фантазии», (2009 г.);

- Нравственность, целомудрие, отношение между девочками и юношами (2009 г.);

- Нравственный климат семьи (2009 г.);

- Пороки человека (2009 г.);

- Как выжить в современном мире?,(2009 г.);

- Любовь, побеждающая смерть (2009 г.);

- Интегрированный урок рисования и основ православной культуры в 6 классе «Материнство», (2009 г.);

- Интегрированный урок рисования и основ православной культуры в 3 классе «Верные друзья», (2009 г.);

- Свобода совести, действий, взглядов. Свободен ли я? (2009 г.);

- Общешкольное мероприятие «Светлая Пасха», (2009 г.);

- Выставка поделок воспитанников к празднику Пасхи (2009 г.);

- Конкурс кроссвордов к Пасхе (2009 г.);

- Командные состязания «Пасхальные забавы», (2009 г.);

- Память жива! (2009 г.);

- Конкурс рисунков к Дням славянской письменности и культуры «Буквица»,

(2009 г.);

- Викторина для учащихся 1-4 классов «Создатели славянской азбуки», (2009 г.);

- Конкурс творческих заданий к Дням славянской письменности и культуры для 5-11 классов (2009 г.);

- Праздник «Аз да Буки» для учащихся начальных классов (2009 г.).

Ежемесячно выпускаю православную страницу «Благовест» в районной газете «Заря», [9].

Награждена районной, областной и Министерской почетными грамотами, Дипломом оргкомитета и жюри регионального этапа конкурса «За нравственный подвиг учителя», Грамотой отдела религиозного образования и катехизации Воронежской и Борисоглебской епархии и ВОИПКиПРО за исследовательскую работу, занявшую 1 место в областном краеведческом конкурсе среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный» (2009 г.).

Объявлены благодарности, [1]:

- Министерством культуры Российской Федерации, Всероссийской Ассоциацией Международных культурных и гуманитарных связей, Союзом художников России, Международной детской художественной галереей за активную работу по подготовке юных художников к участию в фестивалях, конкурсах, выставках, проведенных Международной детской художественной галереей (2004 г.);

- Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием за победу в областном конкурсе методических работ по духовно-нравственному просвещению учащихся (

2006 г.);

- Благодарственное письмо от Воронежской и Борисоглебской епархии за исследовательскую работу, занявшую 2 место в областном краеведческом конкурсе среди школьников и студентов «Край Воронежский Православный» (2008 г.);

- Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием за победу в областном конкурсе методических проектов по теме «Духовно-нравственные основы семейной жизни» (2008 г.);

- Митрополитом Воронежским и Борисоглебским Сергием за ревностные труды на ниве духовно-нравственного просвещения учащихся (2009 г.).

За участие в Международном конкурсе «Рождественские фантазии» школа-интернат неоднократно была награждена сертификатом качества, [1].

Конкурсная работа «Духовно-нравственные основы семейной жизни» вошла в сборник лучших работ областного конкурса методических проектов 2007-2008 учебного года, [1].

В работе я ставлю перед собой задачи:

- дать детям основные знания о православных традициях и культуре нашего народа,

- формировать у них гражданские и патриотические чувства, любовь к Отечеству, ответственность за духовное возрождение своей страны,

- умение общаться, разбираться в своем внутреннем мире;

- воспитывать послушание, отзывчивость, терпение, скромность, трудолюбие, верность, сострадание, ответственность и другие добродетели;

- культуру семейных отношений;

- негативное отношение к пагубным привычкам (алкоголь, курение, наркомания, сквернословие);

- познакомить с православной культурой через святыни родного края;

- раскрыть роль Православия в истории Воронежской земли, культурной жизни области, района;

- пробудить творческую активность учащихся.

Считаю, что воспитанники школы – интерната любят занятия «Основы православной культуры». Они познавательны, интересны, способствуют воспитанию в детях положительных качеств личности, ответственности за свои поступки, учат управлять своими эмоциями, желаниями, закладывают фундамент для будущей жизни.

Уверена, что опыт работы позволяет успешно решать проблемы обучения и воспитания:

- адаптация и интеграция учащихся в жизнь;

- умение различать добро и зло;

- привитие любви и интереса к классической и духовной музыке, литературе нравственного содержания, живописи;

- умение общаться, прощать, уважать окружающих.

Особое внимание в дальнейшей работе буду уделять борьбе с пагубными привычками, воспитанию духовно-нравственной личности, умеющей сознательно управлять эмоциями и желаниями, патриота своего Отечества, готового нести ответственность за духовное возрождение своей страны.

Из выше сказанного видно, что работа по духовно-нравственному воспитанию ведется в тесной взаимосвязи со всем коллективом. Мы, педагоги, видим свою задачу в том, чтобы посеять в сердцах детей любовь к родной природе, пробудить интерес к русской истории и культуре. Только тогда может возродиться наша Россия, когда мы взрастим поколение людей, преданных своему Отечеству, овладевших духовными ценностями нашего народа.



Мы считаем, что духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формирует ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие. Способствует воспитанию в детях чувства доброты, ответственности за свои поступки, милосердия, терпения, закладывает фундамент для будущей жизни.

В подтверждение этому, наших детей любят окружающие, считают воспитанными, многих берут в приемные и патронатные семьи, дети «группы риска» становятся спокойнее, уравновешеннее, добрее. После окончания школы, наши воспитанники поступают в техникумы, училища, Высшие учебные заведения, стараются создать семью и беречь ее.
скачать


Смотрите также:
Лазукина Юлия Витальевна, педагог дополнительного образования
212.07kb.
Должностная инструкция педагог дополнительного образования
1208.74kb.
Таран Людмила Николаевна педагог дополнительного образования Сырцова Ирина Павловна педагог дополнительного образования Закирова Елена Николаевна г. Пыть Ях Содержание
1400.77kb.
Образовательная программа «Sвобода Oткрытия Sебя»
78.31kb.
И. Р. по программе работает педагог дополнительного образования фио (полностью) Актуальность разработки и реализации программы «Скалолазание» обусловлена проблемами физического и нравственного развития детей и подростков. Программа
29.64kb.
Центральное окружное управление образования
156.86kb.
Положение о педагоге дополнительного образования
55.81kb.
Дополнительного образования детей Киселевского городского округа
223.06kb.
Программа «Мы вместе». Основные разработчики
435.7kb.
Программа преддипломной практики по специальности
21.69kb.
«Проведение подвижной разминки для детей во время занятий»
77.97kb.
Логинова Марина Николаевна педагог дополнительного образования второй квалификационной категории. Нижегородская область г. Саров 2000 год
758.61kb.