Главная стр 1
скачать
Методические рекомендации по развитию двигательных функций и выносливости.
«Легкая атлетика»
Я, Каграманян Исаджан Амаякович, на протяжении последних пяти лет работаю над темой «Двигательные качества на уроках физической культуры, и разработал учебные нормативы по физической культуре тема: "ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА", кроссовая подготовка.

При подготовке к каждому уроку физкультуры необходимо помнить, что одной из главных задач является забота о формировании здорового и жизнерадостного подрастающего поколения. С каждым годом число детей с различными заболеваниями всё увеличивается. Дети приходят в школу уже с отклонениями в здоровье. И поэтому одной из главных задач, я считаю, должно быть приостановление дельнейшего ослабевания здоровья детей. Необходимо бороться за развитие каждого ребёнка. Двигательная активность детей падает. Всё больше число детей отдают предпочтение телевизору, компьютеру, всевозможным компьютерным играм. И остаётся что урок физкультуры - это окно, через которое происходит развитие физического состояния ребёнка. Поэтому необходимо так организовать уроки физкультуры, чтобы максимально использовать время использовать время для развития учащихся. Поэтому я считаю, что на каждом уроке необходимо уделять внимание развитию двигательных качеств.

Свою поисково-творческую я разработал для учащихся средних и старших классов. Основная цель работы - более глубокое изучение каждого качества, формы его проявления и контроль за их развитием.

В поисковой работе над этой темой мне помогла книга Б.Ф. Ломейко «Развитие двигательных качеств на уроках физической культуры», а особенно тесты, проводимые по освоению основных физических качеств. В течение нескольких лет я постоянно провожу их в конце каждой четверти, и после небольшой корректировки взял их на вооружение на своей работе. Они мне очень помогают выявлять слабые стороны в развитии тех или иных физических качеств. После их проведения видно, какие качества развиты лучше, на какие надо обратить более серьёзное внимание. Ребята, ознакомившись с этими тестами, проявляют больше интереса к каждому уроку, стремясь повысить свою успеваемость. А в итоге они становятся более развитыми и здоровыми.


Роль двигательных качеств в физической подготовке школьников.
Хорошая физическая подготовленность является основой высокой работоспособности во всех видах учебной деятельности учащихся. Труд школьника в основном умственный, требующий постоянной концентрации внимания. На последних уроках работоспособность заметно снижается в результате накопившегося утомления. Повышение уровня общей физической подготовленности замедляет развитие утомления и делает работу школьников продуктивной.

Основное рабочее положение учащихся - длительное сидение за нартой или столом. Удержание тела в таком положении в течении многих часов требует от детей проявления значительных волевых усилий. Правильная осанка, прямая поза, на уроках присущи тем учащимся, у которых в достаточной мере развита сила и выносливость соответствующих мышечных групп.

Процесс основания любых движений: спортивных, трудовых, выразительных - идёт значительно успешнее, если занимающийся в определённой мере подготовлен к физической работе. Это значит, что ученик с крепкими и выносливыми мышцами, гибким и ловким телом может быстрее освоить новые движения, как в силу большего двигательного опыта, так и потому, что он просто в состоянии большее число раз повторить изучаемое движение, прежде, чем наступит утомление.

Место двигательных качеств в планировании учебного процесса.

Уровень общей физической подготовленности школьников определяется тем, в какой мере у них развиты основные двигательные качества, сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.

Учителю необходимо не только обучать учащихся двигательным действиям, т.е. формировать умения и навыки, но и целенаправленно, систематически совершенствовать двигательные качества. С этой целью в уроки включают специальные упражнения для развития силы, быстроты выносливости, ловкости, гибкости. Материал для развития двигательных качеств должен несколько предшествовать изучению тех двигательных действий, для облегчения, усвоения которых он предназначен. В содержании последних уроков по лёгкой атлетике включают специальные упражнения для развития двигательных качеств, необходимых для освоения гимнастических навыков. В содержании последних уроков по гимнастике - специальные упражнения для развития двигательных качеств из раздела спортивные игры и т.д. Такое планирование учебного материала позволяет строить процесс обучения конкретным двигательным действиям после повышения функциональной подготовленности организма к данной двигательной деятельности (увеличение силы мышц, повышение скоростных возможностей, улучшение выносливости и т.д.).


Особенности развития физических качеств.
Развитие физических качеств является обязательным условием каждого урока и должно способствовать повышению двигательной подготовленности учащихся. Хотя развитию физических качеств способствует любое упражнение программы, согласно содержанию и задачам данного урока надо включать в него и специальные упражнения, наиболее активно воздействующие на то или иное физическое качество. При выборе таких упражнений можно придерживаться следующих рекомендаций.

Чтобы достигнуть наилучших результатов в развитии быстроты, следует включать в уроки упражнения, связанные с необходимостью мгновенно реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимальное время, а также те виды действий, где можно урегулировать скорость движений.

К таким упражнениям относятся старты из различных положений, бег на коротких дистанциях, прыжки через скалку, подвижные и спортивные игры и т.п. Все эти упражнения (исключая игры) лучше применять в начале основной части урока, когда организм ещё не утомлён. Разумеется, они предварительно должны быть разучены и в достаточной степени освоены.

Типичным для развития силы являются упражнения общеразвивающего характера, упражнения с предметами, с отягощениями, с сопротивлением партнера, виды единоборства, лазанье, потягивание, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа, упражнения на гимнастических снарядах и т.д.

Педагогу следует подбирать соответствующие упражнения, учитывая возрастные и индивидуальные возможности учащихся, не исключая при этом необходимость использования их в домашних условиях.

В начальных классах не следует формировать прирост силы отдельных групп мышц, а надо стремиться к гармоничному развитию детей. Недопустимы большие отягощения.

В среднем школьном возрасте увеличивается объём упражнений с отягощением, лазаньем по канату, подтягивание, сгибание и разгибание рук, в упоре лёжа, в простых и смешанных висах, упорах, единоборствах. В этом возрасте начнет резко проявляться различие в двигательных функциях мальчиков и девочек. Поэтому нужно дифференцировано подходить при определении для них интенсивности и объёма силовых упражнений.

В старших классах это различие ещё более увеличивается. Для юношей развитие силы становится одной из главных задач. Наиболее эффективны для этого также виды упражнений, как единоборство, подтягивание и выход из виса в упор на перекладине, поднимание тяжести. Для девушек используются упражнения, способствующие укреплению мышц живота и спины, малого таза. Силовые упражнения не должны вызывать сильные натуживания, затрудняющие дыхания.

Выносливость, как и другие качества надо развивать на каждом уроке, тем более, что она в большей мере является основой физической подготовленности учащихся, имеет огромное значение для жизнедеятельности человека и, следовательно, для работоспособности организма, для оптимального уровня производительности труда. Повышение выносливости можно достигнуть применением специальных упражнений, а также увеличением плотности и интенсивности занятий. Особенно эффективны беговые упражнения, кроссы, подвижные и спортивные игры.

Наиболее полезное средство - бег с различной скоростью и продолжительностью.

Развитию гибкости способствует общеразвивающие упражнения с широкой постепенно возрастающей амплитудой движения - махи руками, ногами, вращения туловища.

Развитию ловкости хорошо помогают подвижные и спортивные игры, полосы препятствий, эстафеты с набором различных предметов и зданий. Учителю нельзя забывать также о развитии на уроках равновесия и вестибулярной устойчивости, поскольку эти качества чрезвычайно важны для овладения многими действиями профессионально - производственного характера.


Особенности двигательных качеств у старшеклассников.
В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Мышцы у них эластичны, имеют хорошую нервную регуляцию, сократительная способность и расслабление велики. Наблюдается быстрый прирост мышечной массы. Опорно-двигательный аппарат способен выдержать значительные статистические и динамические нагрузки. В 16 лет юноши могут поднимать и переносить грузы, равные весу своего тела. Наиболее полезны упражнения с отягощениями, выполненные с ускорением. Они делают наибольший прирост скоростно-силовых качеств.

Силовые упражнения обязательно надо чередовать с упражнениями для расслабления мышц.

Большое значение имеет совершенствование гибкости тела. Максимальная гибкость достигает, как правило, к 13-14-и годам и в дальнейшем ее надо постоянно поддерживать, т.к. она может уменьшиться.

Приросты показателей быстроты движений также менее выражены, чем в среднем возрасте, и требуется значительный объём упражнений, чтобы эти качества продолжались развиваться. Надо иметь в виду, что труднее всего развивать быстроту простых двигательных реакций — ответных действий на какой-либо сигнал. Эффективными средствами служат стартовые ускорения, спортивные игры - баскетбол, ручной мяч, волейбол.

В этот период возникают благоприятные условия для развития выносливости к динамической работе. Продолжается рост сердца, увеличивается сократительная способность сердечной мышцы. Сердце становится выносливее к длительным напряжениям. Система дыхания также совершенствуется: увеличивается периметр грудной клетки, ее экскурсия, объём лёгких; сильнее становиться дыхательные мышцы; улучшается регуляция дыхания.

Постановка задач по развитию двигательных качеств контроль за их развитием.
Начал я с тщательного анализа учебной программы, чтобы чётко определить общие и конкретные учебно-воспитательные задачи в старших классах.

Учитель сам должен определить, какие двигательные качества, на каких уроках надо целенаправленно развивать, на каких уроках развитие качеств надо сочетать с обучением технике двигательных действий, каким именно движениям обучать в методической последовательности и т.д. При уточнении таких данных для конкретизации задач сразу же выяснилось, что надо глубоко и точно знать два вопроса, а именно: суть каждого качества, формы проявления и контроль за их развитием.

Выделив для себя самые существенные положения о развитии двигательных качеств, определил методы, исходя из конкретных условий.

Привожу свои записи:

а) Сила и различные формы ее проявления.

Различают несколько форм проявления силы: абсолютную, или максимальную, относительную, скоростную.

Абсолютная сила - способность проявить максимальное мышечное напряжение, преодолевая внешнее сопротивление или противодействуя ему.

Относительная сила - сила, которую может проявить человек в отношении к своему собственному весу тела.

Скоростная сила - способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения.

Для развития этих форм я избрал метод повторных усилий. В зависимости от веса отягощений, количества повторений, темпа развивается в большей мере та или иная форма проявления силы.

1)При выполнении упражнений с отягощением (набивные мячи, гантели, собственный вес) с большим усилием и в медленном темпе с паузами отдыха между сериями 3-5 мин развивается абсолютная сила (6-10 повторений, 3-5 серий).

При медленном или умеренном темпе выполнения усилие проявляется длительно, что обеспечивает большой рост мышечной силы.

Контроль за развитием силы осуществляется с помощью динамометров во время проведения экспресс - тестов.

2)При выполнении упражнений с собственным весом или небольшим отягощениям, но с максимальной скоростью движении с паузами отдыха между сериями 3-5 мин (полное восстановление работоспособности) развиваются относительная сила и скоростно-силовые качества (6-8 повторений, 4-6 серий).

3)Скоростно-силовые качества - способность к развитию максимальной мощности усилий в кратчайший промежуток времени.

Развитие скоростно-силовых качеств в определённой мере связано с увеличением с увеличением общей выносливости, т.к. не обладая ею, нельзя прибегнуть к большим повторным нагрузкам, направленных на развитие этих качеств. Нагрузки прекращаются при снижении скорости выполнения упражнений. Упражнения с небольшими отягощениями следует с чередованием без отягощений, выполняя их максимально быстро.

Контроль за развитием скоростно-силовых качеств осуществляют с помощью таких тестов: прыжок в длину с места бросок набивного мяча и бег на скорость за 6 секунд.

Развитие мышечной силы в статистическом режиме: при работе мышц без измерения их длины (удерживание определённой позы с отягощением и без него).

Дозировка нагрузок: в каждом упражнении выполняется 2-3 статистических напряжения по 3-6 сек. Отдых между упражнениями 2-3 мин.

После статических упражнений используются легкие динамические упражнения на силу и упражнения на расслабление.

К группе медленная сила я отнес абсолютную силу отстающих мышечных групп, силу в статистическом режиме и силовую выносливость в динамическом и статистическом режиме. К быстрой силе - скоростной - силовые качества, проявляемые в беге и прыжках , частоту движений в беге и скоростно-силовые качества, проявляемые при метании снаряда.


Выносливость.
Силовая выносливость - способность занимающихся противостоять утомлению при длительной силовой работе. Развивается при выполнении упражнений в умеренном темпе со средним усилием (3-4 серии), с большим числом повторений в каждой серии (20-30 раз), с небольшими паузами для отдыха (30-60сек) - неполное восстановление. Для развития силовой выносливости может быть успешно применен метод круговой тренировки, при использовании которого на «станциях» следует осуществлять переменную нагрузку на основные мышечные группы: рук и плечевого пояса, живота, спины и ног.

Контроль за развитием осуществляю с помощью максимального темпа. Статистическая выносливость - способность занимающихся противостоять утомлению при работе мышц без изменения их длины (удержание определённой позы с отягощением и без него).

Общая (аэробная) выносливость - способность противостоять утомлению при длительном беге слабой и умеренной интенсивности.

Контроль за развитием. Проверяется, какое расстояние сможет пробежать за 3 мин. Челночный бег. Сравнить с предыдущим результатом.

Скоростная выносливость (анаэробная) - способность противостоять утомлению при выполнении упражнений с максимальной или близкой к максимальной интенсивностью и частотой движений. Используются беговые и прыжковые упражнения при уменьшении интервалов отдыха между их повторениями и при увеличении их нагрузок.

Контроль за развитием. Применяю челночный бег на 30м скоростью 70% от соревновательной. Проверяется, сколько челноков сможет сделать ученик, строго соблюдая заданную скорость.

Частота движений (быстрота) в беге определяется способностью учащегося совершать двигательные действия в минимальный отрезок времени и зависит от подвижности первых процессов, мышечной силы, способность мышц к напряжению и расслаблению, интенсивности волевого усилия.

Контроль за развитием. Применяю бег на месте в упоре. Партнёр считает количество шагов за 5 сек., держа руку над бедром, прыжки со скакалкой за 15 сек.

Ловкость - способность занимающихся быстро овладеть новыми сложными движениями, выполнять их точно, способность, помогающая сократить время для формирования необходимых навыков и умений. Ловкость тесно связана с другими двигательными качествами и проявляется совместно с ними. Упражнения должны быть достаточно трудными в координационном отношении и носить элементы новизны.

Контроль за развитием осуществляется по точности выполнения контрольных упражнений за установленное время.

Гибкость. Различают пассивную и активную. Пассивная гибкость - когда подвижность в суставах достигается с помощью внешних сил (партнере, собственного веса, отягощений). Активная - учащийся проявляет гибкость, используя только силу своих мышц. Упражнения

выполняются сериями (3-4). Постепенно увеличивается амплитуда движений и количество повторений в сериях до 25/30. Упражнения выполняются во вводной или в конце основной части урока.

Контроль за развитием осуществляю с помощью таких упражнений: «мост» (расстояние от рук до ног), вокруг с гимнастической палкой (ширина хвата), наклон вперёд, стоя на возвышении. До постановки задач по развитию двигательных качеств важно знать, что нет необходимости развивать отдельно каждое из перечисленных качеств. Известна установленная научными исследованиями такая закономерность: наиболее эффективно комплексное развитие двигательных качеств при соблюдении определённой последовательности упражнений по их преимущественной направленности. С учетом требований учебной программы намечено развивать: выносливость аэробную и скоростную: медленную силу, быструю силу, ловкость, гибкость.

Учебная деятельность учеников характеризуется напряженной умственной деятельностью. К ученикам предъявляются требования, которые могут быть удовлетворены только при наличии высокой физической подготовленности. Практикой жизни установлено, что "продолжительность жизни человека прямо пропорциональна уровню культуры. Физическая культура — часть общей культуры. По данным статистики, в нашей стране 47% населения имеют массу тела, превышающую рекомендуемую медиками. Ожирение приводит к ряду заболеваний.

Среди учеников 20% имеют избыточный вес. Одной из причин ожирения — нехватка двигательной активности.

Два часа в неделю, отводимое в школе на уроках физической культуры, явно недостаточно для поддержания двигательного тонуса мышц, сердечнососудистой и дыхательной систем, И для учеников необходимо физическое качество — выносливость, которое развивается только при занятиях физическими упражнениями.

Одной из форм развития выносливости является оздоровительный бег.
Воздействие оздоровительного бега на организм занимающихся
Бег, так же как и все циклические двигательные действия, является превосходным упражнением, обеспечивающим надежное укрепление здоровья

прежде всего за счет повышения аэробных возможностей.

Каким образом повышаются резервные возможности в процессе оздоровительного бега?

В состоянии покоя организм человека потребляет 200 - 350 мл кислорода за 1 мин, который он получает из ат­мосферного воздуха. Во время бега расход энергии увеличи­вается, поэтому возрастает кислородный запас. В живом организме происходит «подача» атмосферного кислорода в ткани, где он реализуется сложным путем биологического окисления, с соответствующим образованием биологичес­кой энергии. Суть этого процесса в следующем. Благода­ря сокращению дыхательных мышц человека атмосфер­ный воздух засасывается в легкие. Молекулы кислорода, пройдя бронхи и бронхиолы, достигают мельчайших ле­гочных пузырьков — альвеол — и оттуда проникают в кровь, которая течет по капиллярам, вплотную соприкасающимся со стенками альвеол. Это «подача» кислорода из атмос­феры в кровь, является первым этапом дыхательной функции, именуемой «внешним дыханием».

Проникший в кровь кислород соединяется с гемоглобином, находящимся в красных кровяных шариках-эритроцитах. Кровь, насыщенная кислородом, оттекает от лег­ких и устремляется по легочным венам к сердцу. Пройдя последовательно через левое предсердие, левый желудочек сердца, аорту, артерии и артериолы, она попадает в капилляры той пли иной ткани организма, например в мышцу. Здесь кислород отделяется от гемоглобина и покидает кровяное русло, проникая вглубь мышечной ткани. Это второй этап дыхательной функции, именуемый «транспортом кислорода кровью».

Посредством переносчиков кислород транспортируется к митохондриям, в которых происходит сложнейший процесс образования аденозинтрифосфорной кислоты! (ЛТФ) универсального источника биологической энергии. Это тре­тий по счету процесс дыхательной функции именуется «тка­невым дыханием».

Для повышения мощности дыхательной системы в целом, занимающиеся оздоровительным бегом должны направленно воздействовать на все три «блока» дыхательной функ­ции.

Оздоровительный бег обеспечивает укрепление аппарата внешнего дыхания; увеличивает ёмкость, легких, повышает силы дыхательных мышц, увеличивает диффузионную способность легких (проникание газов из легких через стенки альвеол и капилляров в кровь и наоборот). Необходи­мо также улучшить транспорт кислорода и углекислого газа кровью.

Одним из факторов увеличения транспортировки ки­слорода является сердечная деятельность. Сердце - удиви­тельный орган, сочетающий функцию мотора и насоса. «Моторную» функцию выполняют ритмические сокращения сердечной мышцы-миокарда, «насосную» - слаженная де­ятельность сердечных клапанов, направляющих ток крови только в одном направлении. Но какие функции развива­ются при оздоровительном беге?

Оказывается, насосная функция фактически не изменя­ется. Диаметры клапанных отверстий, устройства клапанов, а также диаметр аорты, под воздействием оздоровительной тренировки остаются прежними. Однако моторная функция изменяется весьма существенно: увеличивается общий размер сердца и емкость сердечных полостей, повышается масса сердечной мышцы и сократительная сила его волокон. Именно эти критерии способствуют увеличению мощности сердца. Соответствующий процесс происходит весьма медлен­но.

Повышение способности ткани и утилизации кислорода определяется: а) увеличением числа митохондрий в рабо­тающих мышцах, что способствует большей утилизации ки­слорода и соответственно образованию большого объема биологической энергии в виде молекул АТФ; б) разрастани­ем сети тканевых капилляров и улучшением их кровоснаб­жения; в) повышением биологической активности окислительных ферментов, и, следовательно, скорости аэробных про­цессов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Результаты моей работы за период с 2005-2006,2007-2008 и 2008-2009 годы под моим руководством школа участвовала в Спартакиаде учащихся средних образовательных школ г. Новочеркасска.

2005-2006 учебный год: Общекомандное место - 1


№№

Вид спорта

Место

Пол

1.

2.

3.



4.

5.

6.



7.

8.


Л/атлетический кросс

Настольный теннис

Шахматы

Ручной мяч



Баскетбол

Олимпиада

Л/атлетическое многоборье

Футбол


2

2

1



2

2

3



2

2


Девочки

Девочки


Девочки

Девочки


Девочки

Мальчики


Мальчики

Мальчики



2007-2008 учебный год: Общекомандное место 1


№№

Вид спорта

Место

Пол

1.

2.

3.



4.

5.


Настольный теннис

Шахматы


Допризывная молодежь

Л/атлетическое многоборье

Футбол


3

1,2


1

2

1



Девочки

Мальчики, девочки

Мальчики

Мальчики

Мальчики



2008-2009 учебный год: Общекомандное место -1


№№

Вид спорта

Место

Пол

1.

2.

3.



4.

5.

6.



Л/атлетический кросс

Настольный теннис

Шахматы

Ручной мяч



Олимпиада

Л/ атлетическое многоборье



2,1

2

1



3

1

1



Девочки, мальчики

Девочки


Девочки

Девочки


Девочка

Мальчики




Разработано

учителем физкультуры МОУ лицея №7

Г.Новочеркасска

И.А. Каграманян


УЧЕБНЫЕ НОРМАТИВЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ ТЕМА: «ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА», КРОССОВАЯ ПОДГОТОВКА

МАЛЬЧИКИ 500М

ЧИК 500М

ДЕВОЧКИ 500М




5

4

3

5

4

3

5КЛ.

2.00

2.05

2.10

2.30

2.45

3.00

6КЛ.

1.55

2.00

2.10

2.30

2.45

3.00

7КЛ.

1.50

1.55

2.10

2.30

2.35

2.40

8КЛ.

1.45

1.50

2.00

2.20

2.25

2.30

9КЛ.

1.40

1.50

2.00

2.10

2.15

2.20

10КЛ.

1.30

1.35

1.40

1.50

1.55

2.00



МАЛЬЧИКИ 1000М

ДЕВОЧКИ 1000М

5КЛ.

5.00

5.15

5.30

5.30

5.40

5.50

6КЛ.

4.20

4.30

4.40

5.20

5.30

5.40

7КЛ.

4.10

4.20

4.30

5.20

5.30

5.40

8КЛ.

4.00

4.10

4.20

5.00

5.10

5.40

9КЛ.

4.00

4.15

4.30

5.00

5.20

5.40

10КЛ.

3.40

3.50

4.00

5.00

5.20

5.40

11КЛ..

3.30

3.40

3.55

4.00

4.20

4.40



МАЛЬЧИКИ 1500М

ДЕВОЧКИ 1500М

5КЛ.

7.30

7.45

8.00

8.00

8.20

8.40

6КЛ.

7.00

7.30

8.00

8.00

8.00

8.30

7КЛ.

7.00

7.00

7.10

8.00

7.30

7.40

8КЛ.

6.40

6.50

7.00

8.00

7.20

7.30

9КЛ.

6.30

6.40

6.50

8.00

7.10

7.20

10КЛ.

6.20

6.30

6.40

8.00

7.20

7.40

11КЛ.

6.00

6.20

6.30

8.00

8.30

9.00



МАЛЬЧИКИ 2000М

ОМ


ДЕВОЧКИ 2000М

ДЕВОЧКИ 2000М

5КЛ.

15.00

15.30

16.30

15.30

16.00

17.00

6КЛ.

14.00

14.30

15.00

14.00

15.00

15.30

7КЛ.

13.00

14.00

15.00

13.30

14.30

15.00

8КЛ.

11.00

12.00

13.00

12.30

13.30

14.30

9КЛ.

9.30

10.00

11.00

11.30

12.30

13.30

10КЛ.

10.00

10.30

11.00

10.10

11.40

12.40

11КЛ.

9.00

9.30

10.00

10.00

11.30

12.30



МАЛЬЧИКИ 3000М

ЛЬЧИКИ 300

DM


ДЕВОЧКИ 3000М

8КЛ.

16.00

17.00

18.00

БЕЗ УЧЕТА

ВРЕМЕНИ


9КЛ.

15.30

16.30

17.30

10КЛ.

14.00

14.30

16.00

11КЛ.

13.00

13.30

14.00

Руководитель МО А.Н. Фетисов

Учителя физвоспитания В.А. Силкин



О.А. Распаркина
скачать


Смотрите также:
"легкая атлетика", кроссовая подготовка
256.06kb.
"легкая атлетика", кроссовая подготовка
256.06kb.
Контрольная работа для самоаттестации по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания»
109.34kb.
Контрольная работа (самоаттестация) по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания»
82.09kb.
Лёгкая атлетика
32.23kb.
Контрольная работа (самоаттестация) по предмету «Легкая атлетика с методикой преподавания»
158.77kb.
Образовательная программа «лёгкая атлетика»
426.68kb.
Рабочая программа учебной дисциплины Легкая атлетика с методикой преподавания
286.3kb.
Урок №1-лёгкая атлетика
66.95kb.
«Закрепление техники передачи эстафетной палочки в круговой эстафете»
27.8kb.
Использование подвижных игр в обучении баскетболу в 5 классе
186.85kb.
Программа мероприятия
27.75kb.