Главная стр 1
Журавлёв Игорь Константинович

кандидат философских наук, доцент

ЛЕСТНИЦА, ВОЗВОДЯЩАЯ НА НЕБО

Аннотация

Творчество Гоголя – это не широкая и ровная дорога всемирно известного и всенародно любимого писателя, и не ухабистое бездорожье мятущейся души, а, по его собственному определению, «лестница, возводящая на Небо». Гоголь исходит из того, что каждый христианин должен всей своей жизнью заслужить Царство Небесное. Заслужить можно только через постоянное служение Богу, которое и есть та незримая лестница, которая возведёт душу человеческую к престолу Божию. На это и направлено всё творчество Гоголя, начиная с его ранних повестей. Убеждён он и в том, что для русского человека служение Богу возможно только через служение России, ибо Господь не случайно назначил нас быть русскими. Автор «Выбранных мест из переписки с друзьями» твёрдо знает, что Россия – избранница Божия, потому что только православная Россия, единственная в мире, способна реализовать идеалы, свет которых несёт в себе христианство.

Руководствуясь этими соображениями, Гоголь на протяжении всего своего творчества последовательно осуществлял идеи, которые он черпал из неиссякаемого источника Священного Писания, и показывал, каким образом эти идеи могут быть реализованы в России, нисколько не сомневаясь, что они обязательно будут воплощены в жизнь русским православным народом. Отсюда следует, что понять сокровенные мысли Гоголя, которыми он стремился поделиться с россиянами, невозможно, не зная Священного Писания и не соотнося глубочайшие истины, которые его произведения несут людям, с соответствующими текстами Библии, даже в тех случаях, когда он прямо не ссылается на эти тексты, но руководствуется их духом.

Если рассматривать произведения великого россиянина не отрывочно, а в их необходимой последовательности, всё его творчество предстанет как неуклонное осуществление программы личного служения России и Богу. Поскольку аналогичная программа служения есть и у России, Гоголь убеждён, что каждому россиянину необходимо включиться в её выполнение. Он также настаивает, что эта программа полностью содержится в Священном Писании, надо только применить её «к местным условиям». То, что в связи с этим предлагает Гоголь, можно назвать программой реформирования общества, а можно – программой спасения России от разрушающего воздействия европейской цивилизации. Он также настойчиво проводит мысль, что спасение России – первый и необходимый шаг к спасению мира, стоящего на краю гибели.

Гоголь категорически возражает против абсолютизации любых достижений европейской цивилизации в области экономики или политики, против их бездумного перенесения на русскую почву, где они оказываются лишь карикатурой на свои европейские образцы. Так, например, хвалёная европейская демократия, в которой духовное содержание жизни заменено рыночными отношениями в политике, показала себя в России лишь инструментом формирования бюрократических структур, разрушающих русскую цивилизацию. Европейцы считают демократию конечной целью развития общества, хотя на самом деле это всего лишь средство, которое можно использовать и на созидание, и на разрушение. Это же относится и к экономической жизни общества. Человечество до сих пор спорит, какая собственность более прогрессивная: частная или общественная. Гоголь же, опираясь на Священное Писание, показывает, что собственности как таковой вообще нет, а есть «временное пользование», ибо всё принадлежит Богу. Ни один человек на тот свет свою так называемую «собственность» не возьмёт. Каждый человек, являясь не собственником, а распорядителем, должен «в Бога богатеть», т.е. распоряжаться тем, что ему доверено, в интересах Господа и всего общества. Тогда он и жить будет достойно, и спасёт свою душу. Гоголь также развенчивает миф о ведущей роли в развитии общества способа производства, показывая, что способ производства не может быть первичным, поскольку он формируется структурой общественных потребностей. Человек – не «материальная скотина», а существо духовное. Поэтому именно духовные потребности должны формировать образ жизни людей и способ производства, материального и духовного. То, что этого не происходит, является следствием грехопадения человечества, руководствующегося извращёнными потребностями. Поэтому Гоголь и считает необходимым формировать структуру потребностей общества, достойную человека как духовного существа. Это – одна из основных задач, стоящих перед государством и Русской Православной Церковью.

Множество других откровений, извлечённых Гоголем не из собственного сознания, но из священных книг Библии, содержится в его произведениях, которые следует читать не поверхностно, не ради эстетического наслаждения или греховной склонности к критиканству, а со Священным Писанием в руках.
Л Е С Т Н И Ц А, В О З В О Д Я Щ А Я Н А Н Е Б О

О Г Л А В Л Е Н И Е

ВВЕДЕНИЕ с. 3

Часть первая. ПРЕДМЕТ И МЕТОД ДУХОВНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ ГОГОЛЯ с. 18 1.1. Нравственные корни мировоззрения Гоголя с. 18

1.2. Человек как предмет исследования с. 33

1.3. От человека к Богу и от Бога к России с. 48

1.4. Этап романтического христианства (религиозная весна) с. 63

1.5. Критический этап (духовная зрелость) с. 75

1.6. Этап духовной умудрённости (старчество в миру) с. 92

1.7. Пророческая миссия Гоголя с. 103

1.8. Православный метод познания с. 113

Часть вторая. ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ с. 137

2.1. Православный взгляд на исторический процесс с. 137

2.2. Поиски исторического метода с. 152

2.3. Географический детерминизм и концепция

историко-географического пространства с. 165

2.4. Участие Бога в жизни мира с. 179

2.5. Трагическая разорванность возможности и

действительности в российской истории с. 191

2.6. Псевдохристианская Европа против православной России с. 203

2.7. Историческая и мистическая судьба России с. 216

2.8. Высший смысл исторического процесса с. 227

Часть третья. ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНОГО ХРИСТИАНСТВА с. 243 3.1. Слово как фрагмент реального мира с. 243 3.2. От социальных утопий к православной культуре с. 255

3.3. Гоголь и Пушкин с. 267

3.4. Гоголь и Белинский с. 289

3.5. Гоголь и Достоевский с. 305

3.6. Парадокс Гоголя с. 324

3.7. Теория всеобщего спасения с. 336

8. Программа реформирования общества с. 347

ЗАКЛЮЧЕНИЕ с. 368
Образцы иллюстраций

Н.В.Гоголь Николай Чудотворец



Святые иноки Пересвет и Ослябя



Спасо-Преображенская церковь в Оптина Пустынь

местечке Великие Сорочинцы

Икона Матери Божией Ахтырская


Свято-Данилов монастырь








Смотрите также:
Лестница, возводящая на небо
50.91kb.
Лестница на небо
15.13kb.
Федор Михайлович Достоевский Белые ночи
745.61kb.
Урок Педагог рассказывает
94.18kb.
1. четвертые петухи лестница храма
401.26kb.
Во сне прихожу я в какой-то дом, где лестница вьётся винтом
177.92kb.
Средневековое европейское общество
38.05kb.
Урок собрание «Прощай, 2 класс»
55.73kb.
В. Я, Сидихменов, «Китай, страницы прошлого», «…О всемогуществе неба упоминалось в китайских ка­нонах. В книге «Мо-цзы», где изложены взгляды школы моистов и ее основателя Мо-цзы ок. 479 400 гг до н э
503.09kb.
Гипотеза исследования. Методы исследования
186.83kb.
Игра «Лестница знаний»
35.55kb.
Программа воспитательной работы класса: «лестница успеха»
563.61kb.