Главная стр 1
скачать
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Чуева И.В.

Протокол № 5

от «11» июня 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 2 с УИОП

г. Губкин

__________Фунтикова Г.Д.

«21» июня 2012 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №2 с УИОП г.Губкин

_________Евсюкова В.Е.

Приказ №211

от «30»августа 2012 г.


Рабочая программа

Лисицыной Галины Петровны

Высшая квалификационная категория

по учебному курсу «Физика»

7 «А», 7 «Б» классы

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа по физике для 7А и 7Б классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Программы для общеобразовательных учреждений «Физика. Астрономия 7 – 11 кл.», авторы: Е.М.Гутник, А.В.Перышкин – М., Дрофа, 2009.


При реализации рабочей программы используется УМК: Физика. 7 класс:

учебник для общеобразовательных учреждений / А.В. Пёрышкин. М.:

Дрофа, 2009г, входящий в Федеральный перечень учебников, утвержденный

Министерством образования и науки РФ.

Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передаче суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Подчеркну, что ознакомление школьников с методами научного познания предполагается проводить при изучении всех разделов курса физики, а не только при изучении специального раздела «Физика и физические методы изучения природы».

Гуманитарное значение физики как составной части общего образования состоит в том, что она вооружает школьника научным методом познания, позволяющим получать объективные знания об окружающем мире.

Знание физических законов необходимо для изучения химии, биологии, физической географии, технологии, ОБЖ.

Курс физики в программе основного общего образования структурируется на основе рассмотрения различных форм движения материи в порядке их усложнения. Физика в основной школе изучается на уровне рассмотрения явления природы, знакомства с основными законами физики и применением этих законов в технике и повседневной жизни.

Приоритетами для школьного курса физики на этапе основного общего образования являются

Познавательная деятельность:

-использование для познания окружающего мира различных естественнонаучных методов: наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование;



  • формирование умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории;

  • овладение адекватными способами решения теоретических и экспериментальных задач;

  • приобретение опыта выдвижения гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез.

Информационно-коммуникативная деятельность:

  • владение монологической и диалогической речью, развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Рефлексивная деятельность:

  • владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные результаты своих действий;

  • организация учебной деятельности: постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств.



Основные цели изучения курса




  • освоение знаний о механических явлениях; величинах, характеризующих эти явления; законах, которым они подчиняются; методах научного познания природы и формирование на этой основе представлений о физической картине мира;

  • овладение умениями проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, самостоятельности в приобретении новых знаний при решении физических задач и выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий;

  • воспитание убежденности в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважения к творцам науки и техники; отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, для обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно базисному учебному плану на изучение физики в объеме обязательного минимума содержания основных образовательных программ отводится 2 ч в неделю (70 часов за год).

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения разделов физики с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся, определяет минимальный набор демонстрационных опытов, лабораторных работ, календарно-тематическое планирование курса.

Для организации коллективных и индивидуальных наблюдений физических явлений и процессов, измерения физических величин и установления законов, подтверждения теоретических выводов необходимы систематическая постановка демонстрационных опытов, выполнение лабораторных работ учащимися.

Рабочая программа предусматривает выполнение практической части курса:

14 лабораторных работ, 6 контрольных работ.

Основными формами организации учебного процесса при изучении курса являются:


  1. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Вид учебных занятий: лекция, экскурсия, исследовательская лабораторная работа, учебный и трудовой практикум.

  2. Урок закрепления знаний. Вид учебных занятий: практикум, экскурсия, лабораторная работа, собеседование, консультация.

  3. Урок комплексного применения ЗУН учащихся. Вид учебных занятий: практикум, лабораторная работа, семинар.

  4. Урок обобщения и систематизации знаний. Вид учебных занятий: семинар, конференция, круглый стол.

  5. Урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся. Вид учебных знаний: контрольная работа, зачет, коллоквиум, общественный смотр знаний.

Для реализации программы имеется оборудованный кабинет физики: учебно-методическая и справочная литература, учебники и сборники задач, электронные учебные пособия и энциклопедии, оборудование для выполнения фронтальных лабораторных работ и демонстрационных опытов, технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор, экран), раздаточный материал для проведения контрольных и самостоятельных работ, комплект плакатов.

Методические подходы

при реализации программы.
Главной задачей педагога - физика на основной ступени является создание условий для формирования личности, способной к самореализации и самоопределению на основе полученных знаний и умений, готовой брать на себя ответственность за свои решения и поступки во всех сферах повседневной деятельности.

В освоении программ основного общего образования ведущая роль принадлежит ценностно-ориентационному блоку, обеспечивающему полноту овладения предметно - информационной и деятельностно - коммуникативной составляющих. При этом основное внимание уделяется развитию логического мышления, активизация которого происходит на основе познания основных законов организации окружающего мира.

Необходимо учитывать особенности школьника основной ступени образования, для которого характерно самоутверждение среди сверстников и взрослых в совместной учебной и внеучебной деятельности на базе знаний и умений. Обучающимся на данной ступени характерно строить общение в различных коллективах с учетом принятых норм взаимоотношений, умение оценивать свои личные возможности. Увеличивается потребность в самостоятельном определении своего поведения во всех сферах жизни. Создаются условия для выбора возможного будущего вида профессиональной деятельности, что предполагает сформированность устойчивых интересов и предпочтений, ориентации в различных сферах труда и общественно полезной деятельности. В связи с этим, предпочтительными формами организации учебной деятельности должны быть парные и групповые.

Реализация данной программы предполагает использование современных педагогических технологий (модульное обучение, интегральное обучение, метод проектов) в сочетании с традиционной. Для повышения мотивации и результативности обучения целесообразно широкое применение физического эксперимента (демонстрационного и лабораторного). Информационные технологии позволяют сделать обучение более привлекательным, показать динамику некоторых процессов, что способствует повышению качества обучения.

Демонстрация опытов, выполнение лабораторного эксперимента сопровождается постановкой целей их проведения, последующим обсуждением и формулированием выводов.

Для измерения уровня учебных достижений школьников создан пакет КИМ, который состоит из двух частей: текущего и обязательного контроля.

Блок текущего контроля предназначен для оперативной проверки уровня усвоения учебного материала и представляет собой преимущественно задания в тестовой форме. Блок текущего контроля содержит измерители практически для каждого урока или цикла уроков. Их применение носит вариативный характер, т.е. задания могут быть предложены всем или только части учащимся. При этом можно получить оперативную информацию о состоянии сформированности основных понятий, приемов деятельности и использовать ее для коррекции.

Блок обязательного контроля содержит измерители в виде «традиционных» и тестовых контрольных и самостоятельных работ. При этом используются задания трех уровней. Применение разноуровневых заданий направлено на реализацию принципа развивающего обучения с учетом зоны ближайшего развития школьников. Ученику заранее сообщаются требования, предъявляемые к изучению каждой темы.

Анализ контрольных и самостоятельных работ осуществляется поэлементно, с обязательной фиксацией степени овладения учащимися конкретных требований, предъявляемых к уровню подготовки в соответствующем классе.

В случае неудачи на зачетном уроке (по материалу обязательного контроля), ученик имеет возможность, после дополнительного изучение учебного материала, доделать контрольное задание по неосвоенным единицам контроля.

Таким образом, каждый ученик может достичь уровня подготовки не ниже установленного ГОСом.

Оценивание качества освоения обучающимися требований федерального, регионального (национально-регионального) компонента основного общего образования осуществляется путем определения:



  1. степени владения информацией, раскрывающей способности учебного предмета «Физика»

  2. уровня развития навыка эффективного применения приобретенных знаний и умений в повседневной жизни

  3. степени соответствия индивидуальных ориентаций и установок жизнедеятельности тем ценностям, нормам и правилам, которые определяют возможность успешной социальной адаптации личности.





Требования к уровню подготовки учащихся.


В результате изучения физики в 7 классе ученик должен

знать/понимать:

  • смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, диффузия, траектория движения тела, взаимодействие;

  • смысл физических величин : путь, скорость, масса, плотность, сила, давление, работа, мощность, кинетическая и потенциальная энергия;

  • смысл физических законов: Архимеда, Паскаля;




  • уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, плавание тел, диффузию;

  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: расстояния, промежутка времени, массы, силы, давления;

  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от силы нормального давления;

  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;

  • приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;

  • решать задачи на применение изученных физических законов;

  • осуществлять самостоятельный поиск информации естественнонаучного содержания с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);




  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обеспечения безопасности в процессе использования транспортных средств;

  • рационального применения простых механизмов;

  • контроля за исправностью водопровода, сантехники, газовых приборов в квартире.

 









Основные виды деятельности,
формируемые в процессе обучения физике





Вид деятельности







1

Приводить примеры, раскрывающие функции теории и эксперимента в процессе научного познания, модельный характер научных знаний и наличие границ применимости физических законов.





2

Приводить примеры опытов, обосновывающих научные представления и законы, или примеры опытов, позволяющих проверить законы и их следствия, называть ученых, внесших значительный вклад в развитие физики





3

Объяснять физические явления и процессы








4

Выдвигать гипотезы о связи физических величин на основе наблюдений








5

Проводить расчеты, используя сведения, получаемые из графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.п.





6

Применять законы физики для анализа физических процессов на качественном уровне





7

Применять законы физики для анализа физических процессов на расчетном уровне





 

8

Строить изображение точки в плоском зеркале и собирающей линзе


 

9

Указывать преобразования энергии в физических явлениях и в технических устройствах



 

10

Иллюстрировать роль физики в создании и совершенствовании технических объектов


 

11

Владеть понятиями и представлениями, связанными с жизнедеятельностью человека


 

12

Указывать границы (область, условия) применимости научных моделей, законов и теорий


 

Содержание программы учебного курса

  1. Введение. (4 ч)

Что изучает физика. Физические явления. Наблюдения, опыты, измерения. Погрешности измерений. Физика и техника.

Демонстрации.

  • Примеры механических, тепловых, электрических, магнитных и световых явлений.

  • Физические приборы.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Измерение физических величин с учетом абсолютной погрешности.

  2. Первоначальные сведения о строении вещества. (5 ч)

Молекулы. Диффузия. Движение молекул. Броуновское движение. Притяжение и отталкивание молекул. Различные состояния вещества и их объяснение на основе молекулярно – кинетических представлений.

Демонстрации.

  • Сжимаемость газов.

  • Диффузия в газах и жидкостях.

  • Модель хаотического движения молекул.

  • Модель броуновского движения.

  • Сохранение объема жидкости при изменении формы сосуда.

  • Сцепление свинцовых цилиндров.

Фронтальная лабораторная работа.

  1. Измерение размеров малых тел.

  2. Взаимодействие тел. (21 ч)

Механическое движение. Равномерное движение. Скорость. Инерция. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы тела с помощью весов. Плотность вещества.

Явление тяготения. Сила тяжести. Сила, возникающая при деформации. Вес тела. Связь между силой тяжести и массой. Упругая деформация. Закон Гука. Динамометр. Графическое изображение силы. Сложение сил, действующих по одной прямой.



Центр тяжести тела.

Трение. Сила трения. Трение скольжения, качения, покоя. Подшипники.



Демонстрации.

  • Равномерное прямолинейное движение.

  • Относительность движения.

  • Явление инерции.

  • Взаимодействие тел.

  • Сложение сил.

  • Зависимость силы упругости от деформации пружины.

  • Сила трения.

Фронтальные лабораторные работы.

3. Изучение зависимости пути от времени при прямолинейном равномерном движении. Измерение скорости

4.. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема твердого тела.

6. Измерение плотности твердого тела.

7. Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

  1. Давление твердых тел, газов, жидкостей. (23 ч)

Давление. Давление твердых тел. Давление газа. Объяснение давления на основе молекулярно-кинетических представлений. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Сообщающиеся сосуды. Шлюзы. Гидравлический пресс. Гидравлический тормоз.

Атмосферное давление. Опыт Торричелли. Барометр-анероид. Изменение атмосферного давления с высотой. Манометр. Насос.

Архимедова сила. Условие плавания тел. Водный транспорт. Воздухоплавание.

Демонстрации.


  • Зависимость давления твердого тела на опору от действующей силы и площади опоры.

  • Обнаружение атмосферного давления.

  • Измерение атмосферного давления барометром-анероидом.

  • Закон Паскаля.

  • Гидравлический пресс.

  • Закон Архимеда.

Фронтальные лабораторные работы.

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

  1. Работа и мощность. Энергия. (13 ч)

Работа силы, действующей по направлению движения тела. Мощность.

Простые механизмы. Условия равновесия рычага. Момент силы. Равновесие тела с закрепленной осью вращения. Виды равновесия тел.

«Золотое правило» механики. КПД механизма.

Потенциальная энергия поднятого тела, сжатой пружины. Кинетическая энергия движущегося тела. Превращение одного вида механической энергии в другой. Закон сохранения полной механической энергии. Энергия рек и ветра.



Демонстрации.

Простые механизмы.



Фронтальные лабораторные работы.

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.

6. Итоговое повторение (4 ч)
Курс физики 7 класса структурно представлен 5 темами:

Раздел «Введение»

выполняет три функции: во-первых: повторение раннее изученного в курсе «Природоведение» материала; во вторых, показ места человека во Вселенной; в третьих, ознакомление с ролью физики в познании природы. Особое внимание при изучении данной темы уделяется методам изучения природных явлений, представлению о прямых и косвенных измерениях, точности измерений, выработки умений пользоваться оборудованием, отбирать и использовать измерительные приборы, определять цену деления измерительного прибора, оценивать погрешность.



Основные знания и умения.

Иметь представление о методах физической науки, о способах измерения физических величин; уметь объяснять устройство, определять цену деления и пользоваться простейшими измерительными приборами(мензурка, линейка, термометр)

Изучение темы: «Первоначальные сведения о строении вещества»

объясняет учащимся строение и свойства вещества, раскрывает особенности процесса диффузии, дает представление о температуре и ее связи со скоростью движения молекул вещества, знакомит с наличием взаимодействия между молекулами, объясняет механические свойства твердых тел, жидкостей и газов.



Основные знания и умения.

Иметь представление о молекулярном строении вещества, явлении диффузии, связи между температурой тела и скоростью движения молекул, силах взаимодействия между молекулами. Уметь применять основные положения молекулярно-кинетической теории к объяснению диффузии в жидкостях и газах, а также различий между агрегатными состояниями вещества.

Изучение темы: «Взаимодействие тел»
знакомит учащихся с понятием механического движения и его видами, с понятием скорости, расчетом пройденного пути и времени движения, знакомит с явлением инерции и ее проявлением в быту и технике. Позволяет раскрыть физическую сущность взаимодействия тел. Учащиеся узнают о понятии массы, плотности и объема тела и способами их расчета. Дает понятие силы, и видов сил.

Основные знания и умения.
Знать физические явления, их признаки, физические величины и их единицы (путь, скорость, инерция, масса, плотность, сила, деформация, вес, равнодействующая сила, давление); формулировки законов и формулы (для определения скорости движения тела, плотности тела, давления, формулы связи между силой тяжести и массой тела);.

Уметь решать задачи с применением изученных законов и формул; изображать графически силу (в том числе силу тяжести и вес тела); читать и строить графики зависимости скорости движения тела от времени; рисовать схему весов и динамометра; объяснять устройство и действие подшипников; измерять массу тела на рычажных весах, силу - динамометром, объём тела – с помощью мензурки; определять плотность твёрдого тела; пользоваться таблицами скоростей тел, плотностей твёрдых тел, жидкостей и газов.
Тема «Давление твердых тел, жидкостей и газов»
знакомит учеников с понятием давление. Ознакомление с гидростатическим давлением и законом Паскаля дает возможность обратить внимание на работу водопровода и гидравлического пресса, объясняет причины возникновения атмосферного давления. Знакомит с устройством и принципом действия приборов ля измерения давления. Объясняет возникновение выталкивающей силы и условиями плавания тел.
Основные знания и умения.
Знать физические явления и их признаки; физические величины и их единицы (выталкивающая и подъёмная силы, атмосферное давление; фундаментальные экспериментальные факты (опыт Торричелли), законы (закон Паскаля) и формулы (для расчёта давления внутри жидкости, архимедовой силы). Уметь применять основные положения молекулярно- кинетической теории к объяснению давления газа и закона Паскаля; экспериментально определять выталкивающую силу и условия плавания тел в жидкости; решать задачи с применением изученных законов и формул; объяснять устройство и принцип действия барометра – анероида, манометра, насоса, уровня.
Изучение темы « Работа и мощность. Энергия»
начинается с рассмотрения условий равновесия рычага, что дает представление о простых механизмах и их применениях в быту и технике. Дает первые представления о работе, мощности и энергии.
Основные знания и умения.
Знать физические величины и их единицы (механическая работа, мощность, плечо силы, коэффициент полезного действия, потенциальная и кинетическая энергия); законы и формулы (для вычисления механической работы, мощности; условия равновесия рычага, «золотое правило» механики, КПД простого механизма); уметь объяснять устройство и чертить схему простых механизмов (рычага и наклонной плоскости); решать задачи с применением изученных законов и формул; экспериментально определять условия равновесия рычага и КПД наклонной плоскости.

Формы и средства контроля знаний.
Контроль осуществляется в форме контрольных, проверочных, самостоятельных работ, тестов, лабораторных работ по дидактическим материалам, зачетов.

Контрольно – измерительные материалы, направленные на изучение уровня:

  • знаний основ физики (монологический ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента)

  • приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения лабораторных работ и решения задач)

  • развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению физики, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.

В зависимости от степени лёгкости и быстроты обучаемости учащихся, а также структуры изученного материала, в каждом отдельном случае применяются следующие формы и средства контроля:


  • устный фронтальный опрос (от 5 до 25 мин.);

  • физический диктант (от 3 до 7 мин);

  • проверочная работа (тест или запись определений, от 5 до 30 мин);

  • самостоятельная работа (решение задач или вывод формулы (закона), от 10 до 40 мин);

  • лабораторная работа (описание всех лабораторных работ имеется в «Сборнике лабораторных работ.7-11 классы» /составители: Уколова С.В., Алёхина Н.А., Буравлёва Т.Ф. и др.- Губкин: ООО «Айкью» 2012.

  • контрольная работа (40 мин). Тексты контрольных работ имеются в приложении 1.

  • самооценка работы учащегося;

  • оценивание группой экспертов-учащихся;

  • оценивание одноклассником.


Система оценивания.
Оценка устных ответов учащихся.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий и законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может устанавливать связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом усвоенным при изучении других предметов.

Оценка 4 ставится в том случае, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку 5, но без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может исправить их самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса физики,что не препятствует дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых недочетов.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся не овладел основными знаниями в соответствии с требованиями и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.
Оценка письменных контрольных работ.

Оценка 5 ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка 4 ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии не более одной ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка 3 ставится за работу, выполненную на 2/3 всей работы правильно или при допущении не более одной грубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка 2 ставится за работу, в которой число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 работы.
Оценка лабораторных работ.

Оценка 5 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально монтирует необходимое оборудование; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасного труда; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления, правильно выполняет анализ погрешностей.

Оценка 4 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу в соответствии с требованиями к оценке 5, но допустил два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка 3 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы, если в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки.

Оценка 2 ставится в том случае, если учащийся выполнил работу не полностью и объем выполненной работы не позволяет сделать правильные выводы, вычисления; наблюдения проводились неправильно.
Перечень ошибок.


    1. Грубые ошибки.

1. Незнание определений основных понятий, законов, правил, положений теории, формул, общепринятых символов, обозначения физических величин, единицу измерения.

2. Неумение выделять в ответе главное.

3. Неумение применять знания для решения задач и объяснения физических явлений; неправильно сформулированные вопросы, задания или неверные объяснения хода их решения, незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенным в классе; ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения.

4. Неумение читать и строить графики и принципиальные схемы

5. Неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов.

6. Небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам.

7. Неумение определить показания измерительного прибора.

8. Нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента.



    1. Негрубые ошибки.

  1. Неточности формулировок, определений, законов, теорий, вызванных неполнотой ответа основных признаков определяемого понятия. Ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта или измерений.

  2. Ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем.

  3. Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин.

  4. Нерациональный выбор хода решения.

    1. Недочеты.

  1. Нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислений, преобразований и решения задач.

  2. Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата.

  3. Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа.

  4. Небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.

  5. Орфографические и пунктуационные ошибки.

Перечень учебно-методических средств обучения.
В кабинете имеется компьютер PROVIEN, проектор TOSHIBA

и следующие



электронные образовательные ресурсы:


  1. Серия «1С: Школа. Физика.

Библиотека наглядных пособий. 7 -11 классы»,

Пермский региональный центр информатизации.



  1. Серия «1С: Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ».

Издательство «Просвещение».

  1. Курс «1С: Репетитор. Физика» (1,5а). «Весь школьный курс».

Фирма «1С», Москва, 2007г.

  1. Курс «1С: Репетитор. Физика», «Сдаем ЕГЭ 2007. Физика».

Фирма «1С», Москва, 2005г.

  1. Серия К и М «Уроки физики Кирилла и Мефодия».

ООО «Кирилл и Мефодий»

  1. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  2. Серия НФПК « Интерактивный курс физики для 7-11 классов»

  3. Серия « Физикон», «Открытая физика 1.1»

Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела. ООО «Физикон», 2005г.

  1. Интерактивный курс «Физика, 7 – 11 классы». ООО «Физикон», 2005г.

  2. Серия «Электронные уроки и тесты», «Физика в школе».

ЗАО «Просвещение-МЕДИА», 2005г.
Основная литература
1. Кирик Л. А. «Физика 7. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы». – М.: Илекса, 2004.

2. Шевцов В. А. «Дидактический материал по физике 7 класс».

– Волгоград: Учитель, 2004.

3. Марон А. Е. «Физика. 7 класс: Учебно-методическое пособие» – М.: Дрофа, 2007.

4. Зорин Н. И. «Физика: 7 класс: Тестовые задания к основным учебникам:

Рабочая тетрадь». – М.: Эксимо, 2008

5. А. В. Чеботарева. « Тесты по физике: 7 класс: к учебнику А.В.Пёрышкина «Физика. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2008г

6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А. «Физика. Тесты. 7-9 классы: Учебно – методическое пособие». – М.: Дрофа, 2009.

7. Гендештейн Л. Э. Кирик Л. А., Гельфгат И. М. «Решение ключевых задач по физике для основной школы. 7-9 классы» – М.: Илекса, 2006.

8. Кабардин О. Ф. «Задания для итогового контроля знаний учащихся по физике в 7-11 классах средней школы»: Дидактический материал – М.: Просвещение, 2000.

9. Лукашик В. И. «Сборник задач по физике для 7-9 классов общеобразовательных учреждений» – М.: Просвещение, 2004.

10. Перышкин А. В. « Сборник задач по физике: 7-9 классы к учебникам А. В. Перышкина и др. « Физика.7 класс», «Физика 8 класс» « Физика 9 класс» - М.: 2006.

11. Громцева О.И. Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2010

12. Орлов В. А., Татур А.О. «Физика - 7-9 классы. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля» - «Интеллект - Центр», 2009.

13. Громцева О.И. « Контрольные и самостоятельные работы по физике. 7 класс: к учебнику А.В. Пёрышкина «Физика 7 класс» М.: Издательство «Экзамен», 2010.

14. Л.М. Монастырский, А.С. Богатин, Ю.А. Игнатова «Физика 7-9. Тематические тесты. Подготовка к ГИА-9» - Легион-М, Ростов-на-Дону, 2010.

15. А.В. Волков «Тесты по физике. 7-9 классы», Москва, «Вако», 2009.
Дополнительная литература


  1. Гельфгап И.М., Гендештейн Л.Э., Кирик Л.А. « 1001 задача по физике с ответами, указаниями, решениями». - М.: Гимназия, 2004.-350с.

  2. Шевцов В.А. «Задачи для подготовки к олимпиадам по физике в 10-11 классах».- Волгоград, Учитель, 2002.- 87с.

  3. Богатин А.С. «Пособие для подготовки к централизованному тестированию по физике».- Ростов-на- Дону: «Феникс», 2002.- 256с.

4 .Лукашик В.И. «Сборник задач по физике в 7-8 классах».- М.: Просвещение,

2005.- 191с.

5. Г.А. Бендриков, Б.Б. Буховцев «Задачи по физике для поступающих в вузы». - М.: Наука,2003.- 400с.

6. Кабардин О.Ф., Кабардина С.И., Орлов В.А. «Контрольные и проверочные

работы по физике 7-11 классы».- М.: Дрофа, 2001.-192с.

7. Волков В.А. « Поурочные разработки по физике 9 класс».- М.: «ВАКО»,

2005.- 366с.

8.Физика: Тесты для 9 кл.- М.: Центр тестирования МО РФ, 2001.

9.Шевцов В.А. « Поурочные планы по физике. 7 класс». -Волгоград: Учитель,

2002.-97с.

11.Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 1: Книга для учителя.- М.:

Издательство «Первое сентября», 2003. - 272с.

12.Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 2: Книга для учителя.- М.:

Издательство «Первое сентября», 2003.- 272с.

13.Я иду на урок физики: 7 класс. Часть 3: Книга для учителя.- М.:

Издательство «Первое сентября», 2003.- 272с.




Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов»

«Согласовано»

Руководитель МО

___________Чуева И.В.

Протокол № 5

от «11» июня 2012 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МАОУ СОШ № 2 с УИОП

г. Губкин

__________Фунтикова Г.Д.

« 21 » июня 2012 г.


«Утверждаю»

Директор МАОУ СОШ №2 с УИОП г.Губкин

_________Евсюкова В.Е.

Приказ №211

от «30 » августа 2012 г.


Рабочая программа

Лисицыной Галины Петровны

Высшая квалификационная категория

по элективному курсу «Методы решения физических задач»

10 «А», 10 «Б» классы

Базовый уровень

2012-2013 учебный год

Пояснительная записка

Программа элективного курса «Методы решения физических задач» согласована с содержанием программы среднего общеобразовательного курса физики. Решение задач имеет большое значение в изучении курса физики. Содержание задачи позволяет установить связь между физическими законами и реальными процессами и явлениями окружающего мира, что способствует как формированию интереса к предмету, так и более глубокому пониманию сущности физических законов и теорий. Именно умение решать задачи является лучшим критерием глубины знаний учащихся по физике. Кроме того, анализ задачи, с которого начинается поиск ее решения, способствует формированию и развитию логического мышления, умений выполнять основные мыслительные операции. Процесс решения физической задачи позволяет учащимся на практике применить свои математические знания, а иногда способствует пониманию ими недостаточности этих знаний. Наконец, все чаще предпринимаемые попытки использовать при решении физической задачи компьютер способствуют постепенному накоплению опыта внедрения новых информационных технологий в образование.

Однако зачастую задачи решаются лишь для тренинга, служат иллюстрацией положенных в их основу изучаемых физических законов, правил, формул. Решение групп сходных задач по одной теме приводит к привычке алгоритмизации действий. Конечно, алгоритмический подход к решению базовых задач весьма полезен, но, так называемые, задачи повышенной трудности, олимпиадные задачи вряд ли могут быть решены на основе простого применения известных учащимся алгоритмов. Эти задачи – «штучные», их решение требует творческого подхода и существенно облегчается благодаря некоторым методам и приемам. К сожалению, при обучении физике ввиду большого объема теоретической части курса, не всегда может быть выделено достаточно времени для систематического ознакомления с этими методами. Кроме того, далеко не все учащиеся в состоянии успешно работать с «трудными» задачами. Формированию умений решать подобные задачи должен помочь предлагаемый курс. Представляется целесообразным введение данного курса как элективного. Он ориентирован, прежде всего, на учеников интересующихся физикой и имеющих достаточно хорошую математическую подготовку и может быть реализован в общеобразовательных классах. Следует отметить полезность курса для подготовки к итоговой аттестации, особенно в форме Единого Государственного Экзамена, где умение решать задачи является, пожалуй, главным условием успешного результата.

Основная цель курса – познакомить учащихся с некоторыми нестандартными методами решения задач и на этой основе способствовать формированию умения находить наиболее рациональный из числа известных методов решения предлагаемой задачи и применять его. Другими словами,- учить не решению конкретной задачи, а методам, которые можно использовать при решении многих задач.



Задачи курса:

  1. повторить и систематизировать изученный материал, расширить знания учащихся по основным вопросам физики, которые необходимы для продолжения образования;

  2. продолжить формирование ряда общих учебных и предметных умений и навыков:

  • осознанно применять физические законы и модели для решения задач;

  • выполнять чертежи, рисунки, графики;

  • использовать приёмы рациональных вычислений;

  • пользоваться учебной, справочной и научно-популярной литературой для нахождения нужной информации;

  • пользоваться алгоритмами и самостоятельно составлять планы решения конкретных задач;

  • использовать при решении экспериментальных задач приборы с соблюдением правил охраны труда;

  • применять новые компьютерные технологии для моделирования явлений, обработки результатов, получения информации из Интернета и других источников;

3. создать условия для овладения приёмами исследовательской деятельности, способствовать развитию логичности, самостоятельности мышления, творческих способностей учащихся;

4. создать условия для формирования умений работать в парах, в группах, для развития навыков взаимоконтроля и самоконтроля.

Данный курс предназначен для общеобразовательных учреждений 10 классов (учебник Г. Я. Мякишев, Б. Б. Буховцев), изучающих физику на базовом уровне, но интересующихся физикой и планирующих сдавать экзамен по предмету в ВУЗ. Программа курса учитывает цели обучения физике учащихся средней школы и соответствует государственному стандарту физического образования. Материал излагается на теоретической основе, включающей вопросы классической механики. Курс «Методы решения физических задач» рассчитан на 35 часов(1час в неделю на 10 класс). Программа разработана с таким расчетом, чтобы учащиеся получили достаточно глубокие знания по физике и в ВУЗе смогли посвятить больше времени профессиональной подготовке по выбранной специальности.

Структура курса полностью соответствует структуре материала, изучаемого в курсе физики 10 класса (учебник Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев). Необходимость создания данного курса вызвана тем, что требования к подготовке по физике выпускников школы возросли, а количество часов, предусмотренных на изучение предмета, сократилось с 4часов в неделю до 2часов.



Требования к уровню подготовки учащихся.

Программа курса предполагает проведение занятий в виде лекций и семинаров, а также индивидуальное и коллективное решение задач.

При решении задач по механике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной сложности. Разбираются особенности решения задач в каждом разделе механики, проводится анализ решения и рассматриваются различные методы и приемы решения физических задач. Постепенно складывается общее представление о решении задач как на описание того или иного физического явления физическими законами. Учащиеся в ходе занятий приобретут: навыки самостоятельной работы; овладеют умениями анализировать условие задачи, переформулировать и перемоделировать, заменять исходную задачу другой задачей или делить на подзадачи; а также научатся: составлять план решения, проверять предлагаемые для решения гипотезы (т.е. владеть основными умственными операциями, составляющими поиск решения задачи).

Учащиеся должны уметь:

Классифицировать предложенную задачу, составлять простейшие задачи, последовательно выполнять и проговаривать этапы решения задачи средней трудности.


  • Выйти на теоретический уровень решения задач, осознавать выполняемые действия при решении задачи.

  • Производить самоконтроль, самооценку полученных результатов.

  • Моделировать физические явления.

  • Использовать задачи, связанные с профессиональными интересами, межпредметного содержания.

Обучение осуществляется через:

  • Рассказ и беседы учителя, подробное объяснение примеров решения задач.

  • Индивидуальной и коллективной работы по составлению текстов.

  • Конкурсы на составление лучшей, оригинальной задачи.

  • Знакомство с различными задачниками.

  • Интерактивность (работа в малых группах, ролевые игры).

  • Личностно – деятельный и субъективный подход.

  • Поисковую и исследовательскую деятельность.

Решая физические задачи, ребята должны иметь представление о том, что их работа состоит из трёх последовательных этапов:

1) анализа условия задачи (что дано, что требуется найти, как связаны между собой данные и искомые величины и т. д.),

2) собственно решения (составления плана и его осуществление),

3) анализа результата решения.



Главная цель анализа - определить объект (или систему), который рассматривается в задаче, установить его начальное и конечное состояние, а также явление или процесс, переводящий его из одного состояния в другое, выяснить причины изменения состояния и определить вид взаимодействия объекта с другими телами (это помогает объяснить физическую ситуацию, описанную в условии, и дать её наглядное представление в виде рисунка, чертежа, схемы). Заканчивается анализ содержания задачи краткой записью условия с помощью буквенных обозначений физических величин (обязательно указываются наименования их единиц в системе СИ).

Приступая к решению задачи, ученику необходимо иметь план действий: представлять себе, поиск каких физических величин приведёт к конечной цели, используя



Алгоритм решения физических задач.

  1. Внимательно прочитай и продумай условие задачи.

  2. Запиши условие в буквенном виде.

  3. Вырази все значения в СИ.

  4. Выполни рисунок, чертёж, схему.

  5. Проанализируй, какие физические процессы, явления происходят в ситуации, описанной в задаче, выяви те законы (формулы, уравнения), которым подчиняются эти процессы, явления.

  6. Запиши формулы законов и реши полученное уравнение или систему уравнений относительно искомой величины с целью нахождения ответа в общем виде.

  7. Подставь числовые значения величин с наименование единиц их измерения в полученную формулу и вычисли искомую величину.

  8. Проверь решение путём действий над именованием единиц, входящих в расчётную формулу.

  9. Проанализируй реальность полученного результата.

Формы и средства контроля

Формы контроля усвоенных знаний и приобретенных умений могут служить следующие виды работ:



  • физические диктанты,

  • кратковременные проверочные работы на решение задач,

  • лабораторные работы со школьным оборудованием,

  • практические работы с использованием компьютерных технологий,

  • тесты,

  • задания по составлению задач,

  • выступления с сообщениями.

Итоговая проверка заключается в выполнении учащимися контрольных работ, включающих тестовые задания, качественные, расчётные и графические задачи различной степени сложности.

Занятия проводятся в кабинете физики, а практические работы с использованием компьютерных технологий и некоторые тесты в кабинете информатики.

Программа не создаёт учебных перегрузок для школьников, так как домашние задания отсутствуют или имеют рекомендательный или индивидуальный характер.

Она направлена на обучение учащихся общим приёмам и методам решения типовых задач, которые формируют физическое мышление, навыки умственного труда, экономят время для выполнения творческих заданий. Учащиеся будут ознакомлены с решением проблемных, нестандартных и оригинальных задач, включая некоторые задачи физических олимпиад.

Предусматривается организация коллективной работы учителя и учащихся, самостоятельной работы учащихся, работы в парах и группах по решению и составлению задач, поиску и обработке информации из различных источников (учебники, справочники, научно-популярная литература), выполнению лабораторных работ со школьным оборудованием и практических работ с использованием компьютерных технологий.

Перечень учебно-методических средств обучения.
В кабинете имеется компьютер PROVIEN, проектор TOSHIBA

и следующие



электронные образовательные ресурсы:


  1. Серия «1С: Школа. Физика.

Библиотека наглядных пособий. 7 -11 классы»,

Пермский региональный центр информатизации.



  1. Серия «1С: Школа. Физика 10-11 классы. Подготовка к ЕГЭ».

Издательство «Просвещение».

  1. Курс «1С: Репетитор. Физика» (1,5а). «Весь школьный курс».

Фирма «1С», Москва, 2007г.

  1. Курс «1С: Репетитор. Физика», «Сдаем ЕГЭ 2007. Физика».

Фирма «1С», Москва, 2005г.

  1. Серия К и М «Уроки физики Кирилла и Мефодия».

ООО «Кирилл и Мефодий»

  1. «Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия».

  2. Серия НФПК « Интерактивный курс физики для 7-11 классов»

  3. Серия « Физикон», «Открытая физика 1.1»

Под редакцией профессора МФТИ С.М. Козела. ООО «Физикон», 2005г.

  1. Интерактивный курс «Физика, 7 – 11 классы». ООО «Физикон», 2005г.

  2. Серия «Электронные уроки и тесты», «Физика в школе».

ЗАО «Просвещение - МЕДИА», 2005г.

Основная литература

1. Единый государственный экзамен 2002:Контрольные измерительные материалы. Физика/Авт.- сост. В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов; Министерство образования РФ. - М.: Просвещение,2003.

2. Решение задач и выполнение заданий с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену по физике. Часть I. /Сост.В.А.Попова – Волгоград: Учитель,2004.

3. Решение задач и выполнение заданий с комментариями и ответами для подготовки к единому государственному экзамену по физике. Часть II. /Сост.В.А.Попова – Волгоград: Учитель,2004

4. Единый государственный экзамен: физика:2004-2005: Контрольно-измерительные материалы/ (В.А.Орлов, Г.Г.Никифоров; под ред. Г.С.Ковалёвой); Министерство образования и науки Рос. Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. – М.: Просвещение, 2005.

5. Единый государственный экзамен: Физика: Сборник заданий/Г.Г.Никифоров, В.А.Орлов, Н.К.Ханнанов.- М.: Просвещение, Эксмо, 2006.

6. Единый государственный экзамен: физика: контрольно - измерительные материалы: 2006-2007.- М.: Просвещение; 2007.

7. Физика: реальные тесты и ответы. - Сергиев Посад: ФОЛИО,2005.

8. Поурочное планирование по физике к единому государственному экзамену /Н.И.Одинцова, Л.А.Прояненкова. - М: Издательство «Экзамен»,2009.

9. Физика. Подготовка к ЕГЭ-2010: учебно-методическое пособие/ Под редакцией Л.М.Монастырского. - Ростов- на Дону: Легион- М,2009.

10. ЕГЭ 2010.Физика: Решение задач частей В и С. Сдаём без проблем! / Н.И.Зорин.- М.:Эксмо,2009.

11. Орлов В.А., Демидова М.Ю., Никифоров Г.Г., Ханнанов Н.К. Единый государственный экзамен 2010. Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся/ФИПИ», Интеллект-центр». – М.:2010.

12. Кирик Л. А. Физика -11. Разноуровневые самостоятельные и контрольные работы. М.: «Илекса»,2004.

13. Физика.11 класс: дидактические материалы/А.Е.Марон.- 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа,

14. ЕГЭ 2008.Физика. Типовые тестовые задания / В.К.Сподарец.-3-е изд., стереотип.- М.: Издательство «Экзамен», 2008.

15. Физика. ЕГЭ-2009.Тематические тесты: базовый и повышенный уровни. Учебно-методическое пособие. - Ростов – на – Дону: Легион, 2008.

16. ЕГЭ-2008 : Физика: реальные задания / авт.- сост. А.В. Берков, В.А. Грибов.- М.: Астрель, 2008

17. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2009:Физика/авт.-сост .А.В.Берков, В.А.Грибов.- М.:АСТ: Астрель,2009.

18. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ:2010: Физика/авт.-сост А.В.Берков, В.А.Грибов.- М.:АСТ: Астрель,2010.

19. Сборник задач по физике: Для 10-11класса общеобразовательных

учреждений / Сост.Г.Н.Степанова.-10-е изд.- М.:Просвещение,2004.

20. Рымкевич А.П. Физика. Задачник.9-11 класс: Пособие для общеобразовательных учебных заведений.- 3-е изд.- М.: Дрофа, 2007.

21. Гельфгат И.М., Генденштейн Л.Э., Кирик Л.А. 1001 задача по физике с ответами

Содержание программы элективного курса

«Методы решения физических задач»

10 класс (35 час).

Правила и приёмы решения физических задач (2 ч)

Что такое физическая задача? Физическая теория решения задач. Составление физических задач. Основные требования к составлению задач. Общие требования при решении физических задач. Этап решения задач. Формулировка плана решения. Выполнения плана решения задачи. Числовой расчёт. Анализ решения и оформление решения. Типичные недостатки при решении и оформлении решения задачи. Различные приёмы и способы решения: геометрические приёмы, алгоритмы, аналогии. Методы размерностей, графические решения, метод графов и т.д.



Операции над векторными величинами (2ч)

Скалярные и векторные величины. Действия над векторами. Задание вектора. Единичный вектор. Умножение вектора на скаляр. Сложение векторов. Вычитание векторов. Проекции вектора на координатные оси и действия над векторами. Проекции суммы и разности векторов.



Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению) (3ч)

Перемещение. Скорость. Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. Средняя путевая и средняя скорость по перемещению. Мгновенная скорость.



Закон сложения скоростей (3ч)

Относительность механического движения. Радиус-вектор. Движение с разных точек зрения. Формула сложения перемещения.



Одномерное равнопеременное движение (3ч)

Ускорение. Равноускоренное движение. Движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Свободное падение. Ускорение свободного падения. Начальная скорость. Движение тела брошенного вертикально вверх.



Двумерное равнопеременное движение (3ч)

Движение тела брошенного под углом к горизонту. Определение дальности полёта, времени полёта. Максимальная высота подъёма тела при движении под углом к горизонту. Время подъёма до максимальной высоты. Скорость в любой момент движения. Угол между скоростью в любой момент времени и горизонтом. Уравнение траектории движения.



Динамика материальной точки. Поступательное движение (3ч)

Координатный метод решения задач по механике.



Движение материальной точки по окружности (3ч)

Период обращения и частота обращения. Циклическая чистота. Угловая скорость. Перемещение и скорость при криволинейном движении. Центростремительное ускорение. Закон Всемирного тяготения.



Импульс. Закон сохранения импульса (3ч)

Импульс тела. Импульс силы. Явление отдачи. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновение.



Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии (3ч)

Консервативные и неконсервативные силы. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия.



Статика и гидростатика (2ч)

Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Виды равновесия тела. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Гидравлический пресс. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Несжимаемая жидкость.



Избранное (4ч)

Физическая олимпиада.



Календарно – тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

дата

дата

предполаг.

фактическая

1

Физическая задача. Правила решения физических задач.

3.09



2

Приёмы решения физических задач.

10.09




3-4

Операции над векторными величинами

17.09-24.09




5

Равномерное движение. Средняя скорость (по пути и перемещению).

1.10




6-7

Тур физической олимпиады.

8.10-15.10




8

Закон сложения скоростей.

22.10




9-10

Решение задач группы «А» и «В»

29.10-12.11




11

Одномерное равнопеременное движение.

19.11




12

Решение задач группы «А» и «В»

26.11




13

Решение задач группы «С»

3.12




14

Двумерное равнопеременное движение

10.12




15-16

Решение задач группы «А» и «В»

17.12-24.12




17

Динамика материальной точки. Поступательное движение тела.

14.01




18

Решение задач группы «А» и «В»

21.01




19

Решение задач группы «С»

28.01




20

Движение материальной точки по окружности

4.02




21-22

Решение задач группы «С»

11.02-18.02




23

Импульс. Закон сохранения импульса.

25.02




24

Решение задач группы «С»

4.03




25

Решение задач группы «С»

11.03




26

Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии.

18.03




27

Решение задач группы «А» и «В»

1.04




28

Турнир физиков

8.04




29

Статика и гидростатика.

15.04




30

Решение задач группы «С»

22.04




31-33

Решение задач группы «С»

29.04-6.05




334-35

Физическая олимпиада

(13-20). 05






Учебно-тематический план


п/п

Наименование разделов

Всего часов

Из них

Лабораторные работы

Контрольные работы

1

Введение


4

  1. Измерение физических величин с учетом

абсолютной погрешности.




2

Первоначальные сведения о строении вещества.

5

2. Измерение размеров малых тел.

№1 по теме «Введение. Первоначальные сведения о строении вещества»

3

Взаимодействие тел.


21

  1. Изучение зависимости пути от времени при

прямолинейном равномерном движении. Измерение

скорости

4.. Измерение массы тела на рычажных весах.

5. Измерение объема твердого тела.

6. Измерение плотности твердого тела.

7.Исследование зависимости силы упругости от удлинения пружины. Измерение жесткости пружины.

8. Исследование зависимости силы трения скольжения от силы нормального давления.

9. Определение центра тяжести плоской пластины.

№2 по теме «Механическое движение. Плотность вещества»
№3 по теме «Силы в природе»

4

Давление твердых тел, жидкостей и газов

23

10. Измерение давления твердого тела на опору.

11. Измерение выталкивающей силы, действующей на погруженное в жидкость тело.

12. Выяснение условий плавания тела в жидкости.

№4 по теме «Давление. Давление в жидкостях и газах. Сообщающиеся сосуды»

№5 по теме «Атмосферное давление. Архимедова сила. Плавание тел»



5

Работа и мощность. Энергия

13

13. Выяснение условия равновесия рычага.

14. Измерение КПД при подъеме тела по наклонной плоскости.


№6 по теме «Работа и мощность. Энергия»

6

Итоговое повторение

4










Итого

70

14

6

скачать


Смотрите также:
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 7 «А», 7 «Б» классы Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка рабочая программа
452.08kb.
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 9 А, 9 б классы Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
702.29kb.
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 11 А, 11 б классы Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
879.4kb.
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 8 А, 8 б классы Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
640.54kb.
Лисицыной Галины Петровны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Физика» 10 а класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
647.95kb.
Фунтиковой Галины Дмитриевны Высшая квалификационная категория по учебному курсу «Обществознание» 8 «Б» класс Базовый уровень 2013-2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
202.53kb.
Есиповой Ольги Анатольевны первая квалификационная категория по учебному курсу «Алгебра» 7 «А» класс Базовый уровень 2013 2014 учебный год пояснительная записка рабочая программа
382.64kb.
Князевой Людмилы Викторовны высшая квалификационная категория по учебному курсу «Русский язык» 7 класс Базовый уровень 2011-2012 учебный год пояснительная записка рабочая программа
604.81kb.
Легостаевой Марии Григорьевны Первая квалификационная категория по по учебному курсу «География» 11А,Б классы Базовый уровень 2013-2014 учебный год рабочая программа
634.65kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «Русская словесность» 5 класс Базовый уровень 2012-2013 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
176.26kb.
Семыкина Оксана Владимировна, учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория Берёзовка 2013 пояснительная записка рабочая программа
323.02kb.
Юрьевой Натальи Владимировны II квалификационная категория по учебному курсу «литература» 7 класс Базовый уровень 2011-2012 учебный год пояснительная записка Данная рабочая программа
523.69kb.