Главная стр 1
скачать
Игумнова Г.А.
Нерюнгри

ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ – СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ ШКОЛЬНОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

В настоящее время в России продолжается нелёгкий процесс национального самоопределения, начатый в конце 80-начале 90 годов. Трудности этого процесса усугубились социально-экономической нестабильностью общества.

Характерной чертой российского государства является его полиэтничность и поликультурность. Поэтому при реформировании системы школьного образования «педагогическое решение может быть правильно найдено лишь при отчётливом понимании взаимопонимания интересов трёх главных действующих объектов – государства, этноса и личности – в общем образовательном и цивилизованном пространстве России».[1]

Исторически сложившееся в России сосуществование её народов в поликультурном пространстве (например, в Якутии, кроме русских и якутов компактно проживают такие крупные этносы, как татары, чуваши, мордва, азербайджанцы, грузины, ительмены, эвенки и др.) требует от народов умения создавать и поддерживать бесконфликтные отношения. А это возможно лишь в том случае, если народы, проживающие рядом, уважают обычаи, традиции и культуру (в том числе и литературу) друг друга. Поэтому возникла необходимость изучения в школе литературы народов России.

Наша школа полиэтническая. Является Республиканской эксперементальной площадкой. В ней обучается более 20 национальностей (русские, украинцы, белорусы, молдоване, армяне, грузины, азербайджанцы, анварцы, латыши, якуты, эвены, эвенки и др.) В нашей школе ЛНР стала составной частью всего литературного образования. Это позволяет:


  1. Существенно повысить уровень литературного развития учащихся.

  2. Повысить их интерес к культуре и литературе народов, близких по территории или принадлежащих к одной этнокультурной общности.

  3. Увидеть через сопоставления и оценки взаимосвязанность и взаимообусловленность развития народов, их культур и литератур, что даст учащимся возможность постижения родной и русской литератур на качественно новом уровне.

  4. Научить школьников уважать другие народы и их культуру, что, в свою очередь, должно привести к снижению этнической напряжённости в регионах.

Необходимо прививать учащимся мысль, что культуры не оцениваются по принципу «лучше» или «хуже». Культуры разновелики. И исчезновение любой культуры (даже если эта культура небольшой по численности народности) – это трагедия для всего человечества.

В наше неспокойное время воспитание толерантного отношения к другим народам и культурам – одна из важнейших задач современной школы.

Вообще при изучении произведений литературы народов России важно вводить учащихся в историю народов, её населяющих. Если учащиеся впервые встречаются с культурой того или иного народа (например, якутов), целесообразно предложить им такие вопросы:


  1. Что вы знаете о Якутии и якутах?

  2. Какие народы проживают в Якутии? Что вы знаете об их культуре и искусстве?

  3. Что вы знаете об искусстве, культуре и традициях якутов?

  4. Каких выдающихся представителей якутского народа вы знаете?

  5. Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слова «якут» и «Якутия»?

  6. Попробуйте с помощью 10-15 словообразов или нескольких иллюстраций выразить ваше представление о Якутии и якутах?

Особый феномен представляет литература народов Севера. Писатели-северяне отражают своеобразное мировоззрение народов, населяющих эти прекрасные и суровые земли.

Несмотря на насильственную нивелировку, которой подверглись народы Севера, особенно на протяжении 20 столетия, они смогли сохранить свою специфическую культуру, специфический образ мышления.

Если в западной культурной традиции во взаимоотношении человек-природа наблюдается иерархичность отношений, то в культурной традиции народов Российского Севера отражена гармоничность отношения человека с природой.

Для северных народов земля – это среда обитания. И пока они находятся в гармонии с родной природой, являясь частью её, они живы. Если их насильственно отрывают от привычных мест, они умирают. Альтернативы нет. Поэтому тема выживания и сохранения культуры является одной из ведущих в литературах народов Севера.

При составлении программы ключевые имена и произведения, которые, отразив многоцветие и многообразие литератур народов России, должны дать представление о ней как о целостном эстетическом феномене.

Таким образом, имена и произведения национальных писателей, органично вошедшие в типовую программу, дают минимум тех знаний, которые необходимы учащимся для объективного представления о российском литературном процессе. В результате для ядра были отобраны следующие имена и произведения: 1. Кул Гали «Сказание о Йусуфе»; 2. Шолом-Алейхем «Тевье-молочник»; 3. Коста Хетагуров. Лирика; 4. Габдулла Тукай. Лирика; 5. Кузебай Герд. Лирика; 6. Муса Джалиль. Лирика; 7. Кайсын Кулиев. Лирика; 8. Мустай Карим «Не бросай огонь, Прометей»; 9. Давид Кугультинов. Лирика; 10. Расул Гамзатов. Лирика; 11. Юрий Рытхэу «Современные легенды». 12. Софрон Данилов. Лирика.[2]

Наша школа – районная опорная школа «Реализация НРК в общеобразовательном учебном процессе». Школа составила программы по ЛНР с 1 по 9 классы. В10 -11 классах – культура народов Якутии. При составлении программы ЛНР были учтены темы типовых программ по русской литературе. Учитель получает возможность преподавать ЛНР в том объёме и наполнении, которые соответствуют его интересам и потребностям учащихся.

В программу включены произведения писателей разных национальностей, которые затрагивают одну и ту же тему. Это сквозные темы, которые проходят в произведениях ЛНР и русской литературы. Например, при изучении творчества Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» и К. Хетагурова «Фатима» сквозной темой является тема женской судьбы; при сравнительном изучении творчества М.Гафури, Шолом Алейхема и А.Чехова сопоставления проводились попарно: на уроках родной литературы рассматривалась тема «Образ человека из народа» в повести «Бедняки» М.Гафури и «Тевье-молочник» Шолом-Алейхема, а на уроках русской литературы «Традиции Чехова в повести «Тевье-молочник»; при анализе произведений М.Шолохова «Судьба человека», Расула Гамзатова «Журавли», Мусы Джалиля «Моабитская тетрадь» сквозной темой является тема войны.

Большие воспитательные возможности заключены в литературе народов Севера. Так в рассказе С.Данилова «Двое» звучит идея необходимости взаимной поддержки и взаимопонимания людей в условиях сурового Севера. Воспитательный пафос рассказа очевиден – выжить на Севере можно лишь объединившись. Взаимовыручка и взаимопомощь выступают в рассказе как единственное условие сосуществования людей и их жизнедеятельности. Природа выступает здесь как созидающее начало, объединившее людей разных национальностей.

Вообще проблема взаимоотношения человека и природы так или иначе присутствует во многих произведениях писателей – северян. Но особенно остро эта проблема поставлена в произведениях Еремея Айпина (повесть «Я слушаю Землю»), Анны Неркаги (рассказ «Скопище») и, конечно же, в «Современных легендах» Юрия Рытхэу. В легенде Ю.Рытхэу «Когда киты уходят» идея родства всего живого на земле пронизывает это произведение. В основу её положена чукотская легенда о родстве людей и китов. Человек счастлив, утверждает автор, пока он живёт в гармонии с природой. Нарушение гармонии ведёт к необратимым последствиям. Попытка гордого и самоуверенного Армагирина опровергнуть легенду, обратилось трагедией. Слова умирающей Рэу, обращённые к нему, звучат многозначительным предупреждением тем, кто не остановил убийцу: «Если ты сегодня убил своего брата, только за то, что не был похож на тебя, то завтра…» Писатель своей легендой призывает современников к бережному отношению к природе, ибо насилие над ней современных её покорителей ведёт к вымиранию аборигенных народов с их уникальным образом жизни и неповторимой культурой. Проблема экологического воспитания, поставленная писателем, перерастает в нравственно - этическую.

Воспитания чувства уважения к другому народу начинается со знакомства с его традициями, обычаями, культурой. Лучшим источником для этого являются созданные этим народом искусство, и особенно, литература. Например, для того чтобы лучше узнать мордовский народ, учащийся может обратиться к произведениям Кузьмы Абрамова, юкагирский – Семёна Курилова, ингушский – Идриса Базоркина, ногайский – Суюна Капаева.

В классах с многонациональным составом учащихся курс литературы народов России также может оказаться полезным в воспитательном отношении. Мы стараемся поочерёдно знакомить учащихся с культурами тех народов, представители которых имеются в данном классе. «Гибкие» программы, которые мы предлагаем, вполне позволяют делать это, варьируя имена и произведения в зависимости от национального состава класса.



Примечания и библиографический список

  1. Кузьмин М.К. Национальная школа России в контексте государственной образовательной и национальной политики. М., 1997, с. 3.

  2. Хайруллин Р.З., Бирюкова С.К. Литература народов России: Учебник – хрестоматия для 9 – 11 классов нац.шк. «Просвещение», СПб., 1995, с. 3 – 8.


скачать


Смотрите также:
Литература народов россии составная часть школьного литературного процесса
58.86kb.
Литература для учащихся старшего школьного возраста Русская литература и литература народов России Абрамов Ф. А
67.14kb.
Тема: Выявление основ мифологического мировосприятия на примере скандинавских мифов. Миф как учебный материал для чтения и литературного образования детей младшего школьного возраста
13.66kb.
Кафедра менеджмента Вопросы к зачету по «Психодиагностике»
23.75kb.
Рабочая программа дисциплины история русского литературного языка
804.98kb.
Литература по данным темам. Для классных руководителей оформлен книжный шкаф «В помощь классному руководителю»
325.27kb.
Тип урока тема урока. Основное содержание. 1 Лекция
185.16kb.
Сценарий литературного вечера для учащихся старших классов
111.53kb.
Билеты по современному литературному процессу в России
34.64kb.
Литература западной европы 19 века (общий характер литературного процесса) Где приют для мира уготован?
334.9kb.
Воинский учёт это составная часть воинской обязанности граждан, предназначенная для регулирования процесса пополнения и обновления вс, подготовки кадров для военной службы и создания резерва сил на военное время
35.35kb.
Экзаменационные вопросы для студентов I курса гр. Мэ, мп и мг происхождение и становление истории экономики как науки
28.54kb.