Главная стр 1
скачать


Всероссийская олимпиада школьников

II (муниципальный) этап

2009 / 2010 учебный год
Литература

11 класс
Общее время выполнения работы — 240 минут (4 часа)
Задание 1.

Восстановите из приведенных ниже прилагательных и существительных названия произведений русской литературы XIX—XX веков. При выполнении задания указывайте сначала название произведения, затем — его автора (например: «Окаянные дни» — И.А. Бунин).

Внимание! Имена существительные и прилагательные даны в начальной форме; при восстановлении названия произведения может требоваться изменение грамматической формы слова.

а) Медный, тамбовский, гранатовый, роковой, темный, скучный.

б) Аллея, история, всадник, казначейша, яйцо, браслет.

Количество баллов — 3.
Задание 2.

Опираясь на присутствующие в текстах аллюзии, установите, чьи портреты-характеристики создаются в приведенных ниже литературных пародиях.




1.

Мне мила моя греза Фантаста.

Жду я с белой Девою встречи.

Ах, зачем, ах, зачем я так часто

Перехожу за черту человеческой речи?

Как скучает крендель над булочной,

Как квартального смех раскатист!

Пересыпается солнце в пыли переулочной…

Спою-ка чертенятам акафист…



А. Измайлов

4.

Вы — чудак:

насочиняли

ямбы,

Только


вот —

печатали

не впрок.

Были б живы,

показал я

вам бы,


Как

из строчки

сделать

десять строк…



А. Архангельский

2.

Ах! Я знаю любви настоящей разгадку,

Знаю силу тоски,

— «Я на правую руку надела перчатку

С левой руки!..»

Я пленилась вчера королем сероглазым

И вошла в кабинет.

Мне казалось, по острым, изысканным фразам,

Что любимый — эстет…



Дон Аминадо

5.

На даче ночь. В трюмо

Сквозь дождь играют Брамса.

Я весь навзрыд промок.

Сожмусь в комок. Не сдамся.

На даче дождь. Разбой

Стихий, свистков и выжиг.

Эпоха, я тобой,

как прачкой, буду выжат…



А. Архангельский

3.

У истоков сумрачного Конго

Возле озера Виктория-Нианца

Под удары жреческого гонга

Он свершал магические танцы.

Бормотанье, завыванье, пенье,

Утомясь, переходило в стоны…



А.М.Ф.

6.

Не старайся постигнуть. Не отгадывай мысли.

Мысль витает в пространствах, но не может осесть.

Ананасы в шампанском окончательно скисли,

И в таком состояньи их немыслимо есть…



MIXTIX

Количество баллов — 3.

Задание 3.

В приведенной таблице найдите ячейки (по горизонтали), содержащие фактические ошибки. При выполнении задания указывайте только индекс ячейки (например: 1а, 2б и т.п.).

Внимание! Указывайте не более пяти ячеек.



а

б

в

г

1

И.А. Бунин

«Легкое дыханье»

Сухой, невысокий, неладно скроенный, но крепко сшитый, он сидел в золотисто-жемчужном сиянии этого чертога за бутылкой вина, за бокалами и бокальчиками тончайшего стекла, за кудрявым букетом гиацинтов. Нечто монгольское было в его желтоватом лице с подстриженными серебряными усами, золотыми пломбами блестели его крупные зубы, старой слоновой костью — крепкая лысая голова.

Оля

Мещерская



2

И.С. Тургенев

«Первая любовь»

Арина Власьевна успела принарядиться; надела высокий чепец с шелковыми лентами и голубую шаль с разводами. Она опять всплакнула, как только увидела своего Енюшу, но мужу не пришлось ее усовещевать: она сама поскорей утерла свои слезы, чтобы не закапать шаль. Ели одни молодые люди: хозяева давно пообедали. Прислуживал Федька, видимо обремененный необычными сапогами, да помогала ему женщина с мужественным лицом и кривая, по имени Анфисушка…

Анна

Сергеевна

Одинцова


3

М.Е. Салтыков-Щедрин

«История одного города»

Встал мужичина: видит, что генералы строгие. Хотел было дать от них стречка, но они так и закоченели, вцепившись в него. И зачал он перед ними действовать. Полез сперва-наперво на дерево и нарвал генералам по десятку самых спелых яблоков, а себе взял одно, кислое. Потом покопался в земле — и добыл оттуда картофелю; потом взял два куска дерева, потер их друг об дружку — и извлек огонь.

Фердыщенко

4

А.И. Куприн

«Ася»

Итак, лет двадцать тому назад я жил в немецком небольшом городке З., на левом берегу Рейна. Я искал уединения: я только что был поражен в сердце одной молодой вдовой, с которой познакомился на водах. Она была очень хороша собой и умна, кокетничала со всеми — и со мною, грешным, — сперва даже поощряла меня, а потом жестоко меня уязвила, пожертвовав мною одному краснощекому баварскому лейтенанту.

Гагин

5.

А.П. Чехов

«Студент»

Огороды назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь. Костер горел жарко, с треском, освещая далеко кругом вспаханную землю. Вдова Василиса, высокая пухлая старуха в мужском полушубке, стояла возле и в раздумье глядела на огонь; ее дочь Лукерья, маленькая, рябая, с глуповатым лицом, сидела на земле и мыла котел и ложки. Очевидно, только что отужинали.

Буркин


Количество баллов — 5.

Задание 4.

Восстановите пропущенные в таблице позиции (выделены серым), выбирая правильный вариант из рядов (а), (б), (в), (г). При выполнении задания указывайте номер ячейки и соответствующий ей вариант ответа (например: 1а — ВАРИАНТ IV).






а

б

в

г

1

Саша Черный

«Сатиры

и лирика»





Когда поэт, описывая даму,

Начнет: «Я шла по улице. В бока впился корсет»,

Здесь «я» не понимай, конечно, прямо —

Что, мол, под дамою скрывается поэт.

Я истину тебе по-дружески открою:

Поэт — мужчина. Даже с бородою.



2



«Поверх

барьеров»



«Центрифуга»

Нет сил никаких у вечерних стрижей

Сдержать голубую прохладу.

Она прорвалась из горластых грудей

И льется, и нет с нею сладу.



3

А. Ахматова



Акмеизм

Заплаканная осень, как вдова

В одеждах черных, все сердца туманит...

Перебирая мужнины слова,

Она рыдать не перестанет.



4

К. Бальмонт

«Ранняя

пора»


Старший

символизм






а) ВАРИАНТ I: С. Есенин

ВАРИАНТ II: В. Маяковский

ВАРИАНТ III: О. Мандельштам

ВАРИАНТ IV: Б. Пастернак

б) ВАРИАНТ I: «Anno Domini»

ВАРИАНТ II: «Камень»

ВАРИАНТ III: «Путь конквистадоров»

ВАРИАНТ IV: «Стихи о Прекрасной Даме»

в) ВАРИАНТ I: кубофутуризм

ВАРИАНТ II: «сатириконцы»

ВАРИАНТ III: новокрестьянская поэзия

ВАРИАНТ IV: вне групп

г)

ВАРИАНТ I:

На северной форелевой реке

Живете вы в березовом коттэдже.

Как Богомать великого Корреджи,

Вы благостны. В сребристом парике

Стряхает пыль с рельефов гобелена

Дворецкий ваш. Вы грезите, Мадлена,

Со страусовым веером в руке.




ВАРИАНТ II:

Чуждый чистым чарам счастья,

Челн томленья, челн тревог

Бросил берег, бьется с бурей,

Ищет светлых снов чертог.





ВАРИАНТ III:

Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.



ВАРИАНТ IV:

Дано мне тело — что мне делать с ним,

Таким единым и таким моим?
За радость тихую дышать и жить

Кого, скажите, мне благодарить?




Количество баллов — 8.

Задание 5.

Ответьте на каждый из предложенных тезисов-утверждений «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).

а) Сонет, рондо, рондель, триолет относятся к твердым строфическим формам стиха.

б)  Эпиграф — это заключительная часть (глава, строфа и т.п.) литературного произведения.

в)  В стихах «Не тростник высок колышется, / Не дубравушки шумят, / Молодецкий посвист слышится, / Под ногой сучки трещат» использован такой стилистический прием, как отрицательное сравнение.

г)  Магистрал — это заключительный, 15-й, сонет в венке сонетов.

д)  Эзопов язык — двуплановый стиль литературного произведения, в котором за прямым смыслом сказанного таится второй план понимания, раскрывающий подлинное намерение автора.

е)  Стихи «Во всей Италии приятнейший, умнейший, / Любезный Ариост немножечко охрип»шестистопный ямб без пиррихиев.

ж)  Буриме — стихотворение на заранее заданные необычные рифмы; иногда для буриме дается определенная тема, далекая от лексики, в пределах которой намечены заданные рифмы.

з)  Ода (от греч. «жалобная песня») — лирическое стихотворение медитативного характера с устойчивыми тематическими и мотивными комплексами, эмоциональной тональностью («уныние», «меланхолия», «печаль», «разочарование») и стилистикой.

и)  Использование рифмы — обязательное требование стихотворной речи.

к)  В стихах «Богаты мы, едва из колыбели…», «Пороша. Мы встаем и тотчас на коня / И рысью по полю при первом свете дня…» используется стилистическая фигура эллипсис.

л)  Онегинская строфа состоит из 14 стихов со сплошной мужской клаузулой.

Количество баллов — 11.

Задание 6.
Ответ на вопросы задания 6 дайте в форме связного текста, интерпретируя произведение с опорой на анализ текста, с учетом известных вам фактов истории литературы.
Соотнесите теоретическое положение, развиваемое Р. Якобсоном, с примером из поэтического творчества В. Маяковского. Какие эстетические установки поэта отразились в данном стихотворении?

В стихах Маяковского метафора, заостряя символистскую традицию, становится не только самым характерным из поэтических тропов — ее функция содержательна: именно она определяет разработку и развитие лирической темы. <…> Лирический импульс… задается «я» («мной») поэта. В метафорической поэзии образы внешнего мира должны резонировать этому первоначальному импульсу, переносить его в другие планы, устанавливать сеть соответствий и… подобий в многомерном космосе: лирический герой пронизывает все измерения бытия, и все эти измерения должны совместиться в герое. Метафора устанавливает продуктивную ассоциацию путем аналогии или контраста. Лирический герой видит себя в противостоянии антагонисту, смертельному врагу — образу многогранному, как все, чем занят метафорический лиризм, — и тема вовлеченности героя в смертельный поединок фатальным образом венчает стихи. Героический лиризм, закованный в мощные и тесные цепи метафор, провоцирует полное взаимопроникновение легенды и реального существования поэта — и поэт… в конце концов платит жизнью за свой универсальный символизм <…>. Исходя из такой семантической структуры лирики Маяковского, мы сможем понять и ее истинный сценарий, и центральное ядро биографии этого поэта.



(Р. Якобсон. «Заметки о прозе поэта Пастернака»).

ОТ УСТАЛОСТИ

Земля!


Дай исцелую твою лысеющую голову

лохмотьями губ моих в пятнах чужих позолот.

Дымом волос над пожарами глаз из олова

дай обовью я впалые груди болот.

Ты! Нас — двое,

ораненных, загнанных ланями,

вздыбилось ржанье оседланных смертью коней.

Дым из-за дома догонит нас длинными дланями,

мутью озлобив глаза догнивающих в ливнях огней.

Сестра моя!

В богадельнях идущих веков,

может быть, мать мне сыщется;

бросил я ей окровавленный песнями рог.

Квакая, скачет по полю

канава, зеленая сыщица,

нас заневолить



веревками грязных дорог.

1913 г.
Количество баллов — 20.


скачать


Смотрите также:
Литература 11 класс Общее время выполнения работы 240 минут (4 часа) Задание 1
116kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий
374.12kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 4 часа (240 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 35 заданий
344.06kb.
Инструкция по выполнению работы Для выполнения экзаменационной работы по физике отводится 1 часа (60 минут). Работа состоит из 3 частей, включающих 21 задание
186.33kb.
Репетиционный тест (время выполнения: 240 минут) Часть Нормы письменной речи
325.72kb.
11 класс Время выполнения работы – 120 минут I тур Задание 1
64.5kb.
Учебный год 8 класс Время выполнения 4 академических часа (180 минут) 1 задание тест
79.91kb.
Школьный этап Всероссийской олимпиады по биологии 2011-2012 учебный год 9 класс Время выполнения 120 минут
53.29kb.
Ответы на задания I (школьного) этапа олимпиады. 2010/2011 учебный год проверка олимпиады время выполнения олимпиадных заданий 4 часа (240 минут)
63.23kb.
Олимпиадные задания по истории (9 класс). Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников в 2009-2010 учебном году Время выполнения работы – 90 минут Задание 1
80.27kb.
Демовариант для экзамена по истории России в 8 классе Время выполнения экзаменационной работы 100 минут
37.38kb.
Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе
118.94kb.