Главная стр 1
ВАСИЛЬЕВА

Любовь Фёдоровна


учитель физики

Ботулинской средней школы

Верхневилюйского улуса

Республики Саха(Якутия)

2009
Оглавление




  1. Вводная часть 2-5 с.

  2. Направления работы ,как учителя и классного руководителя 5-8 с.

  3. Иллюстративные материалы 9-21 с.

  4. Результаты работы по выбранным направлениям 21-26 с

  5. Распространение опыта 26-27 с

  6. Официальная оценка деятельности





Аналитическая справка педагогической деятельности


  1. Образование, какое учебное заведение - высшее, 1974 г. Хабаровский государственный педагогический институт, физическое отделение.

  2. Основное место работы, должность - МОУ- „Ботулинская средняя общеобразовательная школа“ учитель физики.

  3. Учебная нагрузка - 25 ч.

  4. Педстаж – 34 года;

  5. Квалификационная категория – высшая;

  6. Поддержка проф.сообщества – Отличник образования РС(Я),2001г., Почетная грамота Министерства образования РФ,2005 г., занесена в Книгу почета Верхневилюйского улуса РС(Я) №577 от 25.06.2007 г., Почетный работник общего образования РФ,2008 г., Почетная грамота ИПКРО, 2009 г.

В жизни, как в теории вероятности или статистической физике, вроде бы цепь случайных событий выстраивается в счастливую судьбу. Не буду лукавить, что хотела стать учителем с детства. Часто ученики, которым легко учиться по всем предметам в школе, не могут сразу выбрать профессию. Я была из таких учеников. В разное время я хотела быть диктором на радио и телевидении, потому что обожала литературу, хорошо декламировала и пела. Потом меня затянула история и я стала мечтать об археологии, затем мне понравились химия и физика, и я захотела стать инженером или химиком. Но после выпускного бала я случайно попала в пединститут, где первый стол приёмной комиссии принадлежал физико-математическому факультету, я выбрала физическое отделение. Сама физика стала мне очень нравиться только на третьем курсе, но это ещё не было желанием стать именно учителем физики. Только отработав несколько лет в школе, я поняла , что другой профессиии я уже не хочу .

По мере приобретения опыта работы, я для себя выработала несколько принципов, которых придерживаюсь и сейчас. Первый: физику я считаю предметом необходимым для всех учеников, просто у каждого своя потребность в количестве знаний. Множество специалистов просто невозможны без знания физики. Но и современные домохозяйки сталкиваются с таким количеством и качеством бытовой техники, что для её управления без опасности для жизни и приобретения без опасности для кошелька просто необходимы минимальные знания физики.

Второй мой принцип связан с тем, что физика достаточно сложный предмет для изучения в школе. Моя задача сделать её доступной для каждого ученика, независимо от того, гуманитарии они или технари. Поэтому я пытаюсь сделать её интересной, яркой . Для тех, кто интересуется физикой и способен воспринимать её на повышенном уровне, я использую дифференциацию программ, часов работы, методов и приёмов работы . Я благодарна руководителям школы и родителям учеников за поддержку всех моих начинаний в этом плане.

Третий принцип моей работы: на уроках и вне уроков дети должны быть максимально самостоятельными в процессе обучения, готовыми постоянно саморазвиваться, поэтому много времени я отдаю на самостоятельную работу при изучении нового материала, на практических работах, при закреплении пройденного, решении задач . Это им помогает и в дальнейшей жизни .

Четвёртый принцип – обучение невозможно без воспитания. Мой предмет в этом плане даёт много возможностей, хотя бы примеры жизни великих физиков. Я довольно легко интегрируюсь со всеми школьными предметами , так как методы физики можно использовать для любого школьного предмета , тем более, что в силу необходимости мне приходилось вести уроки мхк , истории, обществознания, химии.

Я считаю себя достаточно разносторонним человеком, что помогает мне не только в физике, но и в классном руководстве. Как классный руководитель я считаю, что на выходе из школы я должна сформировать гражданина способного жить в так быстро меняющемся мире, в правовом государстве, свободным, культурным, здоровым, ответственным за все свои поступки, патриота республики, государства, мира, умеющего отличать доброе от злого, способного постоянно развиваться как личность. Работаю я обязательно в содружестве с родителями, так как убеждена, что главные люди в воспитании - это родители , их пример всегда перед глазами ребёнка. Учителя, психологи и социологи должны стать помощниками в воспитании детей, либо корректорами воспитания в том случае, если родители допустили ошибку в воспитании или вообще оказались несостоятельными как родители . В этом случае я себя вижу в роли главного воспитателя ребёнка, в социализации его, в подготовке к жизни. Встречаясь со своими выпускниками через пять, десять и так далее лет, я убеждаюсь в правильности своей позиции как классного руководителя. С учениками я легко нахожу контакт, учитываю их возрастные и психические особенности. Поэтому могу с ними беседовать по любой проблеме, некоторые вопросы им легче обговорить со мной, нежели с родителями. Трижды мне довелось быть классным руководителем в преимущественно „мужском“ классе, то есть мальчиков в классе было больше, чем девочек. Обычно такие классы более сложные, но мне было с ними очень интересно работать. Проблемы возникали постоянно, но тем приятнее было при расставании видеть результаты своей работы и слышать благодарные слова взрослых уже выпускников . В любом случае я считаю, что у меня нет права принижать роль родителей в глазах их детей. Поэтому с родителями у меня нет конфликтов, они активно помогают мне проводить воспитательную плановую работу в классе. Кроме того как классный руководитель, я являюсь своеобразным связующим звеном между учителями и учениками, чтобы не возникало конфликтов между ними, какого-либо недопонимания. От всех своих выпускников прошлых лет у меня остались самые добрые воспоминания.

Во внеклассной деятельности я также ищу самые разные способы для развития у своих учеников и их родителей интереса к своему предмету и к школе вообще. Родители участвуют во всех неделях и вечерах физики и математики, ежегодно проводящихся в нашей школе. Думаю, что и в семье мне удалось воплотить свои возможности и пути воспитания. Четверо моих детей прекрасно закончили нашу школу, одна-гимназию, одна дочь получила золотую медаль по окончании школы. Все получили хорошее образование, любят читать, младшая пишет стихи, оба родных языка освоили легко.




  1. Направления работы, как учителя и классного руководителя

В зависимости от класса я пользуюсь разными технологиями и методиками на уроках и вне уроков. Так в пятых и шестых классах я работаю по авторской программе „Раннее обучение физике“. Это не случайно, ведь чем раньше начинается пропедевтическое ознакомление с предметом достаточно сложным, тем легче в будущем ученикам. Долго сохраняется интерес к предмету, даже у детей, склонных к изучению гуманитарных предметов. Я разработала свою программу, основываясь на возможностях своего кабинета, школьной библиотеки. Основа программы – экспериментальная физика, с последующим объяснением на уровне, доступном для этого возраста. Как показал мой опыт, ученики, занимающиеся по этой программе, легче и глубже изучают физику в старших классах. Кроме того анализ результатов ЕГЭ показал, что у них более высокий уровень выполнения заданий на экзаменах, они выполняют задания по части С и получают более высокие баллы за свою работу.

В классах среднего звена я работаю по учебникам Пёрышкина А.В. Здесь у меня во всех классах по два часа в неделю, поэтому класс продолжающих посещает кружок физики, во время которого мы углубляем знания по теории и решаем задачи качественные, количественные повышенного уровня и экспериментальные. В этих классах я стараюсь использовать игровые формы уроков, делаю уроки-зачёты нетрадиционной формы, всё это привлекает и заинтересовывает детей, повышает их трудоспособность. В классах продолжающих обучение физике с пятого класса ученики охотно участвуют в олимпиадах школьного, улусного уровня. А также в олимпиадах школы „Авангард“, некоторые обучаются и по их заданиям. Каждый урок в этих классах я начинаю преимущественно с постановки проблемы или нестандартного задания, поэтому ученики весь урок готовы решать проблемы или выдвигать гипотезы, или опровергать их, или подтверждать. Плохо, что не всегда хватает оборудования для организации всех замыслов по урокам.

В старших классах уже третий год у нас есть профильные классы: физико-математические, технические и гуманитарные. Жаль, что при нашем количестве учеников нет возможности учитывать желания каждого ученика при выборе профиля. В техническом классе у меня было два плюс один час из часов по выбору. В общеобразовательном - два часа. Но желающие сдавать физику экзаменом были в обоих классах. Я работала по разным учебникам и разным программам в параллельных разнопрофильных классах. При этом в обычном, а в последующем и в гуманитарном классах, я использую технологию укрупнённых дидактических единиц. Изучение материала веду темами с составлением опорных конспектов, которые потом являются основой для углубления знаний по теме и решению разнообразных задач. Такой способ позволяет успевать освоить программу средней школы в объёме, необходимом для подтверждения своих знаний во время сдачи ЕГЭ и продолжения образования в высших и средних специальных учебных заведениях технического направления. У учащихся формируется цельная картина всей темы или её крупной части, есть возможность научиться выделять главное, а потом находить к нему второстепенное. При этом прорабатываются понятия, законы и т. д. Ученики успевают отработать основные методы работы с задачами разных типов и уровней сложности, учатся выполнять лабораторные работы и обрабатывать их результаты, включая учёт погрешностей. Несколько лет практики работы по такой методике показали её работоспособность, достаточную глубину усвоения физики в непрофильных классах. У учащихся не теряется интерес к науке , которая для них достаточно сложна, так как они сами реально видят результаты своего труда на выходе из школы .

В профильных классах я работаю совершенно по другим программам и учебникам. В первый год я опробовала учебник Касьянова В.А. Этот учебник мне понравился, была также и рабочая тетрадь с лабораторными работами, это также было очень удобно. Учебник позволял делать по некоторым темам углубление знаний и подходил по сетке часов. Было одно неудобство- учебник был только у меня. Приходилось работать по вузовской системе: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-практикумы, уроки-зачёты. Но проработка всех уроков была очень основательной, класс был продолжающий изучение физики с пятого класса, преемственность в обучении , не спадающяя заинтересованность учащихся в изучении физики, показали очень хороший результат во время сдачи ими ЕГЭ. Учащиеся справились хорошо с частями А и В, допустив очень малое число ошибок в них. По части С все ученики этого класса решали от одной до четырёх задач, заработав от одного балла до максимального по этим задачам. В этом классе у меня также был кружок по решению задач, где мы прорабатывали все способы решения задач , а ученики применяли полученные знания, участвуя в школьной и улусной олимпиадах. В следующие два года в школу поступили учебники О.Ф.Кабардина, А.А.Пинского и др. для учащихся, углубленно изучающих физику и математику. Увеличилось число часов до четырёх-пяти в неделю, поэтому изменилась тактика работы на уроках. Кроме того в этих классах после раннего обучения физике в 7-ом и 8-ом классах я проводила элективный курс „Практическая астрономия“, то есть заранее ученики были подготовлены к глубокому погружению в физику как науку. Мы очень основательно прорабатывали все вопросы элементарной физики: теорию, практику решения задач и выполнения лабораторных работ и физпрактикума. Из-за недостатка лабораторного оборудования приходилось многое заменять, делать самодельные приборы, но что могли, всё сделали . В этих классах также много практических работ делалось дома. У учащихся была мотивация к получению знаний именно по физике, так как выбор будущей профессии требовал этих знаний. Но приятно то, что были среди них те, кому физика не требуется, но им было интересно узнавать что-то новое и уметь применять знания для объяснения явлений природы, в жизни. Я думаю, что это была наша совместная победа с учениками, ведь преодоление трудностей делает нас готовыми к жизни. В этом году ученики математического класса сделали папки алгоритмов решения задач по всем разделам курса физики, то есть готовы решать практически любые задачи. В течение года мы постоянно работали над ними, чтобы навык решения задач не терялся, но одновременно учили и повторяли все законы, явления, характеристики, но не для простого запоминаия, а для полного понимания их.





  1. Иллюстративные материалы

Раннее обучение физике

Программа по физике для пятых и шестых классов.


  1. Обоснование эксперимента.

Одной из основных задач школы является не просто передача знаний, а создание условий для получения знаний самостоятельно. Физика здесь играет особую роль. Она даёт учащимся инструмент добывания знаний, являясь универсальной наукой развития абстрактного и логического мышления. Методы научного познания физики используются на других уроках. Не зря физику называют „сердцевиной“ гуманитарного образования. Поэтому знания физики нужны всем. Но физика сложный предмет, поэтому наблюдается быстрый спад интереса к ней. Работая с одним классом по опережающей программе , я обнаружила, что в следующем году учащимся было легче и интереснее работать. Этот интерес сохранился до окончания школы. Значит предварительная подготовка помогает учиться дальше. Поэтому я решила попробовать физику ещё раньше, когда интерес к новым знаниям огромен. Свою программу я сделала как вводную, для знакомства с окружающим миром , приобщения к его загадкам и разгадкам. Мне хотелось бы , чтобы к 7-ому классу дети не разучились бы удивляться и рарадоваться тому, что получили знания и могут что-то объяснить и сделать самостоятельно , не разучились задавать вопросы и находить на них ответы , чтобы умели доказывать, спорить, аргументировать свои ответы. В программе я опиралась на возможности нашего кабинета, учебного оборудования , учитывала психические возможности детей этого возраста. В

основе программы опора на эксперимент.

Программа.

Объяснительная записка.

Курс рассчитан на 60 часов в пятом и шестом классах. Курс построен , как подготовительный к базовому обучению . Программа направлена на развитие творческих способностей , интереса к предмету. Программа не предусматривает решение количественных задач , большое время отводится эксперименту и наблюдениям.


  1. класс ( 30 часов , 1 урок в неделю )

  1. Введение (1 час) . Какие науки изучают природу. Что изучает физика . Что известно о природе ученикам.

  2. Звуковые явления .Колебательные процессы , приводящие к появлению звука. Как мы слышим. Получение звуков. Отличия звуков. Музыкальные звуки и шумы. Эхо. Экологические проблемы, связанные со звуками. Звук в живой природе. (5 часов)

  3. Световые явления. Источники света. Свет и тепло. Холодный свет. Биофизика света. Свет и цвет. (4 часа )

  4. Механика и теплота. Механическое движение. Тепловое движение-другой вид движения материи? Движение и покой , введение в относительность движения. Характеристики видимого и невидимого движений. Понятие о строении вещества. Фазовые переходы. (5 часов)

5.Явления природы и физика.Сезонные изменения и осадки. Почему дует ветер. Превращения вещества в природе. Как мы влияем на климат. Человек – защити свою планету. (6 часов)

6. Физика игрушек. Механические, звуковые , тепловые , электрические игрушки. Компьютеры и компьютерные игры. Изготовление игрушек, действие которых основано на физических явлениях. Техника безопасности в играх и игрушках. (5 часов)

7. Экспериментальная физика в школе, дома и на прогулке.(4 часа)


  1. класс.(30 часов)




  1. Магнитные и электрические явления. Электризация тел. Взаимодействия зарядов, их виды. Электрический ток. Источники тока. Опасность тока для жизни. Электроизмерительные приборы. Постоянные магниты, их применение. Земной магнетизм. Компас. Действия магнитного поля. Экспериментальные задания с элементами тока и магнитами. (10 часов)

  2. Физика в доме. Электрические приборы. Механика в быту. Теплица, термос. Печь и отоплеие. Физика на кухне. Химические процессы в нашем доме. Экология быта. (6 часов)

  3. Измерения. Простые измерительные приборы (весы, термометр, часы, линейка, барометр, счёчик энергии, гигрометр, психрометр, динамометр). Измерения с их помощью-массы, температуры, времени, длины, объёма, площади, давления, электрической энергии, влажности, силы трения, тяжести, веса. Расчёт цены деления измерительных приборов.(6 часов)

4.Физические игры. Домино, лото, кроссворды, путешествия по маршруту, загадки, их изготовление.(4 часа)

5.Отчётные работы по умениям, навыкам и творческим заданиям (4 часа)


Основные умения, навыки и знания учащихся.

5 класс.


А. Знания о колебательных ,процессах, звуковых колебаниях, характеристиках звука, шумах, физико-биологических основах слуха и голоса, способах получения звуков, понятия эха. Экологическое воздействие шума. Источники света, физико-биологические основы зрения, спектры, биофизика холодного света. Возникновение ветра, осадков, сезонные изменения в природе. Путь, траектория, скорость движения, виды движения, молекулы и атомы, скорость и температура.

Б. Умения получать звуки, объяснять отличия в них, использовать поглотители звуков, объяснять особенности строения театров, соборов, получать разные краски, наблюдать радугу, спектры, разбирать и собирать игрушки, конструировать, объясняя действия, знать технику безопасности, наблюдать и объяснять явления природы, отвечать на вопросы о физических, химических, биологических явлениях, работать с простейшими приборами.

В. Навыки- находить в игрушках , явленях природы физические, химические и биологические основы, самостоятельно проводить исследовательские задания, учитывая технику безопасности, делать письменные заметки и отчёты по наблюднеиям и опытам, делать иллюстрации и устные и письменные сообщения по темам.


  1. класс.

А. Знания-основы электричества и магнетизма на уровне строения вещества, как уберечься от поражения током, электрические явления в природе, использование электрических и магнитных явлений, земной магнетизм, использование механических, тепловых , электрических и магнитных явлений в быту, основы горения, устройство простейших приборов.

Б.Умения- объяснять возможность получения электрического тока, магнитного поля, пользоваться электрическими приборами, измерять массу, вес, температуру, время, влажность, электрическую энергию, площадь, объём, изготовлять оборудование для физических игр.

В. Навыки –работать с приборами, объяснять окружающие явления, выполнять конструкторские и творческие задания.

Применение этой программы на практике доказало, что в классах работавших по ней, появились огромные позитивные сдвиги в обучении физике. Большая заинтересованность на уроках , более быстрое и глубокое усвоение знаний основного курса в старших классах, умение аргументировать свои письменные и устные ответы.



Урок в 8-ом классе по теме :лабораторная работа „Определение сопротивления проводника разными способами“.

Цели урока: продолжить формирование практических умений , умений обобщать, анализировать и делать выводы при проведении эксперимента.

Оборудование урока: вольтметр-2 шт., амперметр, ключ замыкания тока-2шт., соединительные провода, проводники-4 шт., линейка, микрометр, весы с разновесами.

Ход урока: 1. Актуализация знаний:

а) что такое сопротивление?

б)почему оно возникает?

в) в каких единицах его измеряют?

г) от каких величин зависит сопротивление?

д) как можно измерить сопротивление?

2. Итак, сопротивление можно определить четырьмя способами, связанными с разными экспериментами. Первый способ- через измерение напряжение и силу тока с использованием для расчёта закона Ома для участка цепи. Второй способ- по известной мощности прибора и измеренной силе тока. Третий способ-зная материал проводника и измеряя его длину и диаметр, использовть формулу для расчёта сопртивления проводника. Четвёртый способ – зная материал проводника , измеряя длину и массу проводника.

3. Класс делится на четыре группы. Подготовка к лабораторной работе включает анализ вопросов:какой способ используем, что измеряем, какие приборы используем, какова цель работы, этапы работы, оформление работы,проведение измерений, расчёты, выводы.

Урок проводился в классе продолжающем физику с пятого класса и оказался эффективным, цели урока полностью достигнуты. Урок был представлен в процессе проведения творческого отчёта для учителей КМО.

11 класс.

Интегрированный урок физики и математики.

Тема урока:

Обобщение и систематизация знаний о графических способах решения физических задач для подготовки к ЕГЭ.



Цели урока:

Продолжить систематизацию знаний графических способов решения задач на основе математических и физических знаний, доказать прямую связь между физикой и математикой, научить использовать полученные знания в изменяющихся ситуациях.



Оборудование:

Плакат-таблица видов графиков, карточки-задания.



Ход урока: 1-ая часть –математика, проведена учителем Филипповой Н.М.

2-ая часть- физика.

1.Актуализация знаний:

1) по таблице графиков задать примеры физических законов к ним, выяснив функциональную зависимость их с точки зрения математики.

2) какие задачи в физике можно решать на основе графиков-а)построение, б)анализ графика, в)нахождение величин, г) определение графика, д) решение задач, где график даёт вспомогательные данные.

2.Индивидуальная работа учащихся по карточкам-заданиям.

Законы и уравнения для графиков.

Задачи. 1) исследование графиков, сравнение с законами:

А1, А10, А14, А25.

2) определение погрешности

А25

3) исследование графиков



А30, А35, А20.

4) расчёт по графику

А33

5) решение задач с использованием графиков



В2, В3.

Работа ведётся учениками самостоятельно с последующим обсуждением в парах и в классе по необходимости.

3.Самостоятельная работа по карточкам: 1)построение графика, 2) функциональная зависимость, 3) описание графика, 4)аналитическое выражение, 5) определение по графику неизвестных величин, 6)решение задач с использованием графика, 7) перенос графиков из одной системы координат в другую.
Повторение темы „Статика “ в 10-ом классе физико-математического профиля.
Цели урока: формировать умение делать краткий конспект темы; подкреплять его экспериментами; применять знания в изменяющихся условиях задач; уметь составлять свои условия задач; находить практическую направленность физики применительно к профессиям.

Оборудование: штатив, груз на нити, трибометр, цилиндр, бруски, рычаг, динамометр, плоская пластина с отвесом.

Ход урока. 1. Организационный момент-сообщение цели урока, плана работы на уроке.

2.Актуализация знаний. Вспомним основные законы динамики поступательного и вращательного движений твёрдых тел. А) 1,2,3 законы Ньютона; б) основное уравнение вращательного движения твёрдого тела, в) момент силы, г) момент инерции., д)что такое статика, е) сколько условий равновесия вы знаете,ж) условия равновесия формулируются как следствия законов динамики, сфомулируйте их, з) каковы границы применимости этих условий, и) с помощью имеющегося оборудования докажите справедливость условий равновесия, к)что такое пара сил, покажите их действие на опыте, есть ли у них равнодействующяя, л) что называют ценром тяжести тела, если равнодействующая сила проходит через него, то как движется тело, найдите экспериментально центр тяжести пластины произвольной формы,м) а если равнодействующая не проходит через центр тяжести, то как будет двигаться тело, н) что называют центром масс тела, его особенности.

Все ответы ученики записывают в тетрадях и в конце получают краткий конспект всей темы.

3.Закрепление знаний: 1-где необходимы знания по статике и в каких профессиях их можно применять( расчёт машин и механизмов, транспортных средств, различных сооружений, строительных конструкций и так далее; профессии- строитель, архитектор, дизайнер, водитель, крановщик, официант, иллюзионист и так далее).

2- решение задач типа: а- какой график правильно отражает зависимость момента силы от модуля силы при условии , что плечо силы остаётся неизменным ( приводятся четыре графика).

б) к бесконечной горизонтальной отрицательно заряженной плоскости привязана невесомая нить с шариком, имеющим положительный заряд. Каково условие равновесия шарика? ( приведены четыре варианта ответов)

в) груз подвешен на блоках . Определите вес груза , который можно удержать в равновесии, действуя на конец верёвки А силой 480Н . Массами блоков и троса, а также трением в блоках пренебречь.( приведён рисунок и варианты ответов)

г) на рисунке изображён тонкий невесомый стержень, к которому приложены силы 100 и 300Н. Чтобы стержень находился в равновесии , ось вращения должна проходить через точку (приведены варианты ответов)

д) Цилиндр радусом R имеет цилиндрическую полость радиусом r , ось которой расположена параллельно оси цилиндра и смещена относительно неё на расстояние L . Цилиндр положили на наклонную плоскость. Найдите максимальный угол наклона плоскости , при котором цилиндр ещё не скатывается.

3- вы получили несколько простых приборов (трибометр. Цилиндр, брусок, динамометр), придумайте с ними экспериментальную задачу и решите её.

4. Подведение итогов, рефлексия.


Внеклассное мероприятие: игра- физическое соревнование.

Цель игры: развитие познавательного интереса учащихся, их активности, расширение кругозора,повторение пройденного материала.

Участники игры: две команды с произвольным количеством участников, главный судья, ведущий-старшеклассник, два помощника и болельщики команд.

Ход игры: 1-представление команд капитанами . Разминка.В ней участвуют все члены команды. В течение 1 минуты командам задают вопросы, игроки должны на них отвечать. Если они затрудняются,то говорят „дальше“.Задача команд дать как можно больше ответов верных, в конце очки подсчитываются.

Вопросы:1-воздушная оболочка Земли, 2-прибор для измерения массы тела, 3- учёный, в честь которого названа единица измерения энергии, 4-состояние ,при котором вес тела исчезает,5- прибор для измерения скорости ,6-основоположник космонавтики,7- устройство, регулирующее глубину погружения рыбы, 8-скорость тела в данный момент времени,9- аппарат для исследования морских глубин,10- название тела вращающегося вокруг Земли,11-величина,характеризующяя инертность тела, 12- явление сохранения скорости у тела.

2.Гимнастика ума. А).Для приготовления салата можно использовать уксус и растительное масло. При поездке на загородный отдых небольшой компанией один физик , чтобы не возиться с двумя бутылками, налил одно и другое в один флакон. Каким образом он собирался угодить тем, кто любит салат только с маслом , и тем, кто любит только с уксусом?

Б).Вы оказались ярким солнечным весенним днём на берегу лесной речки, покрытой льдом. Необходимо разжечь костёр, а спичек нет. Предложите способ добычи огня, кроме получения его трением.

3. Бег с препятствиями. А) два поезда идут навстречу друг другу: один ускоренно на север, другой замедленно на юг. Как направлены ускорения этих поездов?.Б).Собираясь купаться в жаркий день,вы вошли в воду,она показалась вам холоднее воздуха. Когда же вы вышли на берег,эффект был обратный: воздух казался холоднее воды. Почему возник этот парадокс?

В).Представлен график зависимости температуры металла и стекла от времени при сообщении им одинакового количества теплоты.Какой из графиков относится к металлу?

Г). Свеча горит, плавая в стакане. Что с ней будет происходить с течением времени?

4.Поединок капитанов. Капитаны команд поочерёдно отвечают на вопросы.:1-почему в сильный мороз слышен треск деревянного дома?2-В какую погоду и при какой температуре растут сосульки? 3- Когда коньки и сани скользят лучше: в обычный зимний день с температурой от-5 до -10 град. Или в большой мороз?4- кто из вас быстрее увеличит своё давление на пол в 2 раза.

5.Физическая азбука-кто за две минуты запишет больше формул.

6.Знание приборов.

7.Спортивное соревнование-кто дольше простоит на одной ноге с закрытыми глазами.

8.Физический марафон. Ответы на вопросы за 1.5 или 2 минуты.


Фрагменты годовых планов работы в классах разного профиля.

(11классы)

Гуманитарный профиль. 2 часа в неделю, учебник- Буховцев, Мякишев.



Тема : Квантовая физика.

Цели: образовательно-развивающие – знать, что такое кванты или фотоны, историю становления темы, характеристики фотонов, фотоэффект и его экспериментальное и.теоретическое обоснование, иметь представление о применении фотоэффекта,понимать как возникает давление света ,что такое химическое действие света,развить представление о единстве материи, но наличии границ применимости для каждой теории .

Воспитательные: раскрыть систему взглядов на мир, принцип историзма при изучении темы,находить закономерности микромира и применять их в разных условиях.

1 урок. История возникновения квантовой физики, фотоэффект, фотоны и их характеристика, применение фотоэффекта, давление света, химическое действие света. Демонстрация фотоэффекта, выделение главного в теме, составление опорного конспекта на уроке и дома по главе 11.

2 урок. Углубление теоретического материла, разбор трудных вопросов.

Начало работы над решением задач: трудная и средней трудности.

3 урок. Самостоятельное решение задач разного уровня сложности с возможностью получения консультации у учителя.

4 урок.Контрольная работа .

5 урок . Работа над ошибками, решение задач,зачётная работа по теории.


Физико-математический профиль. На эту тему отведено 9 часов.

В образовательно-развивающих целях появляется знание опытов по обнаружению корпускулярных свойств света, более подробное обоснование корпускулярно –волнового дуализма и распространения его на элементарные частицы. ( Учебник Кабардина, Пинского).

1 урок.Возникновение квантовой теории.

2 урок.Фотоэффект. Демонстрация фотоэффекта, компьютерная поддержка- опыты Столетова.

3 урок.Решение задач на законы фотоэффекта.

4 урок.Применение фотоэффекта. Устройство фотоэлементов,применение их для озвучивания кино. Решение задач по фотоэффекту.

5 урок. Химическое действие света. Давление света.Демонстрация получения негатива, работа радиометра.

6 Урок.Опыты, доказывающие корпускулярность света:эффект Комптона, опыт Боте.Компьютерная поддержка.

7 урок. Решение задач по квантовой физике.

8 урок. Контрольная работа.по квантовой физике.



9 урок. Зачётная работа по теме.



Работа классного руководителя

Моя концепция воспитательной работы: каждый ребёнок личность, требующая развития и самовыражения. Классный руководитель - это своеобразный дирижёр его развития, связующее звено между учеником и учителем, учеником и учеником, родителями и школой. Свою концепцию я осуществляю через следующие направления деятельности:1-учебная:уроки, предметные недели, нпк, факультативы, олимпиады, выставки. 2- оздоровительная: походы, секции, профилактические беседы, встречи с медработниками, соревнования от классных до республиканских. 3- профориентационная: тестирование психологов, встречи со студентами, деловые игры по профессиям, абитуриентская информация, встречи с руководителями села по проблеме необходимых на месте специалистов.

4-с родителями:собрания, индивидуальные встречи, совместные мероприятия в классе-классные часы, концерты, внеклассные мероприятия.

5-развитие личности:кружки по интересам, конкурсы, беседы и диспуты по нравственным , этическим и эстетическим вопросам, организация в классе

„Клуба джентельменов“.6- с предметниками: организация консультаций, , предметных кружков, решение проблем между учениками и учителями.

Принципы действий: деликатность, ненавязчивость, без давления, учёт специфики возраста и личности, компетентность, честность, возможность самовыражения учеников.

Результат действий:выпускник-патриот, умеет учиться, имеет здоровье и стремление вести здоровый образ жизни,нравственно здоровый, способен жить в современных условиях рынка, умеет ставить цели и находить пути их верного достижения.
4. Результаты работы по выбранным направлениям

Для определения результата работы в различных сферах деятельности, я провожу ежегодный анализ работы в форме контрольных работ, тестов, сравнения ежегодных достижений учащихся по годам учёбы, по результатам участия в олимпиадах и их результативности, учитываю результаты сдачи ЕГЭ, поступление на профильные специальности и т. д.



1.Динамика успеваемости за 3 последних года:

2005-2006 уч.год-всего 110 учащихся , по предмету успевают все 100%

2006-2007 уч. год- всего 122 ученика,изучающих физику, успевают все-100%

2007-2008 уч. год-всего 145 Учеников, успевают все- 100%



2. Динамика качества знаний учащихся по физике:

2005=2006 уч.год-всего 110 учеников, успевают по итогам года на „4 и 5“-58 учеников-53% качества.

2006-2007 уч. год-всего 122 ученика, успевают на „4 и 5“-53 ученика, 44% качества. Небольшой спад объясняется появлением гуманитарного класса, где вначале были трудности с изучением физики.

2007-2008 уч. год-всего 145 учеников, успевают на „4 и 5“ -69 учеников, что составляет 48% качества . Второй год работы с разнопрофильными классами дал определённый опыт, что и привело к увеличению качества успешности усвоения физики.



3.Участие в школьных и улусных олимпиадах.

2005-2006 уч. год –школьный уровень-30 учащихся, улусный уровень-8 учащихся

2006-2007 уч год-школьный уровень-34 ученика, улусный уровень-8 учащихся

2007-2008 уч год- школьный уровень-35 учеников, улусный уровень-4 ученика.

2008-2009 уч. год-школьный уровень-42 ученика, улусный уровень-4 ученика.

Большая разница в участии в школьных и улусных олимпиадах обусловлена тем , что в улус отправляются самые лучшие, но часть из них одновременно должна принимать участие в других олимпиадах, к которым надо дополнительно готовиться и сроки проведения олимпиад по разным предметам совпадают.



  1. Участие ребят в разработке творческих заданий- написание рефератов, их защита.

2005-2006уч. год. 12 рефератов о связи физики с другими школьными предметами.

2006-2007 уч. год. Четыре реферата на английском языке по интересующим ребят вопросам физики в гуманитарном классе, десять рефератов о физике в разных профессиях.

2007-2008 уч. год. Продолжение работы по рефератам о связи физики с профессиональным выбором: десять плюс пять рефератов.

2008-2009 уч. год. Предполагается пятнадцать рефератов и доклад „ Физическое объяснение климатических изменений в природе“.

5.Мотивация изучения предмета. По анкетам ,проведённым совместно с психологом, основной мотив увеличения заинтересованности физикой –это продолжение образования, повышается интерес к техническим профессиям на высшем , среднем и низшем специальном образовании. Второе место по мотивам занимает престиж хорошей отметки по трудному предмету и возможность показать свои знания в разных жизненных ситуациях.

На третьем месте мотив получения хорошей оценки в аттестате . Четвёртый выявленый мотив это заинтересованность в самом предмете. Так как все мотивы с каждым годом возрастают, то постоянно увеличивается процент учеников, интересующихся физикой, но рост довольно медленый: примерно соответствующий качеству знаний учащихся.



6.Участие учащихся в улусных олимпиадах по физике.

2005-2006уч.год. Николаев С.-8 класс-4 место.

2006-2007 уч. год.Осорова А.-10 класс- 1 место по физике в региональной олимпиаде интеллектуалов.

2007-2008 уч год.Осорова А.-11 класс-4 место по результатам двух туров.

2008-2009 уч. год. Захаров Р. -8 класс-1 место по результатам двух туров.

Захаров Р., Николаева А.-8 класс приняли участие в олимпиаде школы „Авангард“.

Боескоров С. Боескоров Т. Захарова М. Ксенофонтова А. Слепцова Л.-7 класс приняли участие в олимпиаде школы „Авангард“.

7.Сравнительный анализ сдачи ЕГЭ по физике.



Год

число уч.

средний балл

успев.%

качество%

2002

2

59,5

100

100

2003

6

52,1

83,3

66,7

2004

8

62

100

100

2005

13

62,9

100

100

2006

9

65,9

100

100

2007

7

68,9

100

100

2008

9

58,8

100

100



8. Поступление на учёбу.

2005г. Молорова А.- Мирн. Политехн. Инст.(МПИ)

Поскачина В.-МПИ

Гоголев К.- ЯГУ,ИТФ

Степанова В.-ЯГУ,ИТФ

Григорьев Дь.-ЯГИТИ (кол.)

Григорьев Нь.-ЯГИТИ (кол.)

Ильин Ж.-ЯГУ,ГРФ

Николаев А.-ЯГСХА,механик

Яковлев С.- ЯГИТИ, инф.

2006г. Васильев Ю.- ЯГСХА, механик

Долгунов М.-ЯГУ, ГГИ,МЧС

Николаев П.- ЯГСХА, механик

Хисматов А.- ЯГУ, ИТФ

Яковлева А.-ЯГИТИ

Корякин А.- ЯГУ ГРФ

Данилов П.- ЯГУ,ПИ

Уйгуров А.- ЯГУ,ПИ

Данилова В.-ЯГУ, ПИ

2007г. Боескоров С.-Московский институт

Андреев С.-ЯГУ,ФТИ

Семёнов К.-ЯГУ,ФТИ

Никитин А.-ЯГУ ИТФ

Агафонов К.-Якутск. Авиац. Кол.

2008г. Афанасьев Дь.-ЯГУ,ИТФ

Обулахов З.- ЯГУ,ГГИ

Огочонов Р.-ЯГУ, ГГИ

Осорова А. А-Новосиб. Железнодор.институт.

Осорова А. Я.-Омский электротехн .институт

Прокопьев П.-ЯГУ,ГРФ

Герасимов Г.-ЯГУ,ГРФ

Харбаев О.- ЯГУ, ГГИ

Никитин Ю.- ЯГУ,ИТФ.

9. Деятельность как классного руководителя: в 2006 году выпустился класс, в котором результаты деятельности таковы: по результатам психологических тестов наблюдался положительный психологический климат, постоянное взаимодействие с родителями, учащиеся стали самостоятельными, основной костяк группы самоуправления в школе был из этого класса, сами способны вести классные часы, общешкольные вечера, традиционный концерт выпускников и родителей подготовлен ими, проявляют творчество и инициативу, класс активно участвовал во всех школьных делах, среди них победители и призёры многочисленых соревнований разного уровня, по разным видам спорта,; участники выставок прикладного и технического творчества; победители и призёры улусных и заочных республиканских олимпиад по русскому, якутскому и французскому языкам, физике, черчению, истории, национальной культуре; призёр Международного конкурса детских рисунков; участники культурной программы спортивных игр „Дети Азии“,стипендиат Президента РС(Я),; участники и призёры улусных, региональных и республиканских НПК „Шаг в будущее“; владелец Гран-при 2006 года в конкурсе песни .Учащиеся постоянно Учавствовали в культурных, спортивных, трудовых делах наслега, за что имели благодарности от руководителей учереждений и наслега. По участию в конкурсе“ Классный класс“ провели классный час

„Модель выпускника“и „Готов ли я к самостоятельной студенческой жизни“, а также мероприятие с родителями „Фрагменты праздника масленницы „ . По итогам конкурса работа классного руководителя и класса заняла первое место в старшей группе в улусе, отчёт представлен в книге изданной Верхневилюйским УУО „ Мастера, создавшие формулу успеха“,2006г.. Сейчас вот уже второй год у меня новый класс, теперь они семиклассники. Изменились темы классных часов, бесед, способы общения, но направления деятельности остались. В этом классе я могу исправить то, что не совсем получилось в предыдущем. Именно поэтому сейчас я сразу начала работу по культуре общения, этике и эстетике, именно в этом классе мы открыли „Клуб джентельменов“, в котором регулярно собираемся, потому что (как сказал писатель) „ в человеке всё должно быть прекрасно“.

Думаю,что с этим классом у меня всё получится, так как дети имеют положительный настрой на учёбу, внеучебную деятельность, увлечённые разными видами деятельности, легко отзываются на все мои предложения и проявляют собственную инициативу. Это ещё,конечно, не выпускники, но всё у них в будущем: победы, призы и признание.
5. Распространение опыта.

Выступления на заседаниях школьного МО, КМО, улусных, региональных

и республиканских курсах, нпк и педчтениях.

1. 2005г. Об опыте подготовки учащихся к ЕГЭ по обществознанию , доклад и открытый урок в 11 классе ВВСШ№1 для учителей обществознания улуса.

Получен сертификат участия в заочной олимпиаде среди учителей физики республики.

2. 2006г. Участие в улусном конкурсе элективных программ= элективный курс „Практическая астрономия“ для 7-го и 8-го классов.

Доклад на КМО о завершении года физики в Ботулинской средней школе.

3.Участие в НПК „Золотарёвские чтения“ в БСОШ с докладом „Содружество литературы и физики“. Получен сертификат.

Отправлена статья в журнал „Физика в школе“ по завершению года физики в школе: месячник в течение которого кроме внеурочных мероприятий были написаны рефераты по связи физики со всеми школьными предметами.


  1. 2008г. Сообщение на республиканских проблемных курсах учителей физики по теме: „Особенности реализации авторской программы обучения экспериментальной физике в сельской школе“. По результатам получен сертификат.

Проведён урок по теме „Статика“, как элемент подготовки к ЕГЭ, для учителей улуса.

  1. 2009г. Участие в фестивале „Открытый урок- 1 сентября“ : урок-зачёт по теме „Тепловые явления“ в 8-ом классе.

„Особенности и прблемы подготовки учащихся к ЕГЭ в сельской школе“-статья для публикации в материалах ИПКРО.

7. 2006г. Диплом за 5 место во второй республиканской заочной олимпиаде учителей физики , сертификат участия в нём же.

8. Повышение квалификации:

2004г. Краткосрочный республиканский курс „Профильное обучение физике: опыт и проблемы“ (72ч.) Рег. Удос. №2135.

2006г.Краткосрочный респ.курс „Деятельностный подход в обучении физике:обучение решению задач“(72ч.)№1657. Рег удост.

2007г.Краткоср.респ.курс „Инфомационные технологии для предметников“

(72ч.)№1088 Рег.удост.

2008г. Краткосрочн.респ. курс „Физический эксперимент: содержание, методика“ (72ч.)№ 1238. Рег. Удост.
































Смотрите также:
Любовь Фёдоровна учитель физики
298.1kb.
Урок-обобщение по теме: "Световые волны". Тема: "Тайны световых лучей" Голубева Любовь Дмитриевна, зам директора по увр, учитель физики Статья отнесена к разделу
55.26kb.
Киселева Марина Федоровна, учитель истории, обществознания, географии моу «Гимназия №3» г. Воркуты
463.11kb.
«Дистанционное управление радиоуправляемым автомобилем с клавиатуры компьютера»
59.55kb.
Методического объединения учителей физики на 2012-2013 учебный год
45.82kb.
Бадьина Галина Александровна, учитель физики высшей квалификационной категории г. Белая Холуница 2010
142.63kb.
Урок по орксэ в 5 классе.
46.76kb.
Урок по физике (биологии, экологии). "Глаз. Особенности зрения человека" Васильева Ирина Васильевна, учитель физики и астрономии
145kb.
Эор на уроках физики ( из опыта работы учителя физики теплых е. А) Цели использования эор на уроках физики
131.73kb.
Нет физики там, где нет лирики, или почему я стала учителем физики?
24.19kb.
Осуществление дифференцированного подхода в обучении младших школьников. Учитель начальных классов: Толстогузова Елена Фёдоровна моу
407.79kb.
Власенкова Марина Фёдоровна, учитель биологии и химии 2011-2012 учебный год
452.1kb.