Главная стр 1стр 2 ... стр 6стр 7

Магические слова.

К.Бессер-Зигмунд


Слова - самый сильный наркотик, используемый человечеством.

Редьярд Киплинг (1865-1936)

Введение

цитата из Нового Завета:

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог" (Евангелие от Иоанна, 1:1).

С тех незапамятных времен мы, люди, чувствуем, что слова это нечто большее, нежели просто следующие друг за другом звуки, слоги, буквы. "Раньше слова считались чем-то магическим, священными звуками, тесно связанными с вещами, которые они обозначают", пишет Джордж Джонсон в свей книге "Во дворцах воспоминаний". Между тем и сегодня мы постоянно ощущаем, что слова имеют над нами власть.

Они не только обозначают предметы, имена, чувства, виды деятельности и события, но и заставляют нас почувствовать на себе физическое и психическое влияние этих феноменов.

Всем известно выражение: "Стоит мне услышать это слово, как..." Для организма слова являются тем, что они субъективно значат для каждого человека. А иначе как маленькие черные буквы могут заставить капать слезы на страницу романа или приводить в движение мышцы, отвечающие за появление улыбки? Современные ученые, занимающиеся проблемами исследования мозга, безоговорочно подтверждают высказывание Киплинга.

Слово нередко имеет тот же эффект, что и медикаменты, только куда более быстрый и сильный, как сообщил мне профессор Вальтер Цигльгенсбергер из отделения клинической нейрофармакологии клиники психиатрического института имени Макса Планка в Мюнхене. В действительности настоящим волшебником является не слово, а мозг - орган, в котором "запечатлеваются" все слова нашего языка. При этом он не только запоминает значение или правильное написание тех или иных слов, но и надежно кодирует любой телесный и душевный опыт, который мы получили в связи со словом. Таким образом, слово, произнесенное вслух или про себя, вновь и вновь воскрешает переживания прошлого с прежней силой эмоций и телесных реакций. В кинокомедии "Мертвые не одеваются в клетку" персонажам частенько приходится сдерживать и усмирять одного в общем-то умеющего владеть собой и достаточно трезво мыслящего детектива, кода в его присутствии произносится слово "уборщица". В этих драматических случаях детектив неизменно впадает в буйство все от того, что когда-то его отец сбежал с уборщицей. Такого рода примеры в кино и в литературе встречаются сплошь и рядом.

Иногда уже одно имя, без реального присутствия человека, может вызывать страх. При словах школа и математика у некоторых школьников даже дома малодушно опускаются плечи; слово экзамен уже только во время подготовки изменяет метаболизм мозга и тем самым приводит к снижению концентрации внимания н бессонным ночам. Слово мигрень стимулирует мышцы лица даже в те дни, когда чувствуешь себя хорошо, опускать уголки рта вниз, а понятие бухгалтерский отчет подавляет и без всякого реального созерцания бумаг.



Стрессовые слова - так называют этих вестников плохого настроения. Эти слова стрессируют и наше будущее. Перед сдачей экзамена потеющий от волнения студент проводит беспокойную ночь и прибывает в институт далеко не в лучшей форме.

Неприятное слово мигрень провоцирует реальные стрессовые реакции организма, увеличивая, таким образом, вероятность подлинной болевой атаки. В школе опущенные плечи ученика заставляют руку свисать как плеть, вместо того чтобы помочь ему выразить мысль.

С помощью метода "Магические слова" вы научитесь целенаправленно "заряжать" слова поистине волшебной силой. Для души и тела слово становится предвестником позитивного будущего, а не затверженного наизусть прошлого, становится магическим словом. Готовящийся к экзамену студент сохраняет ясную голову и при слове экзамен ощущает себя уверенной и творческой личностью. Слово мигрень приносит избавление от боли и расслабляет, неожиданно восстанавливая хорошее самочувствие. Бухгалтерский отчет внезапно пробуждает энергию и энтузиазм, нужные бумаги заполняются как по мановению волшебной палочки. Нежданно-негаданно слова активизируют в мозге желаемую и позитивную программу. Это выглядит как чудо, но так оно и есть... Почти так.

"Кухня" метода "Магические слова" для всех едина. Но рецепт должен быть верным. Метод основан на целенаправленном использовании работы мозга и непосредственном обращении к нашей нервной системе. В течение минуты можно физически проверить эффективность "заклятия", так как мозг тотчас дает импульс телесным реакциям.

Метод "Магические слова" легко освоит каждый мужчина, женщина, ребенок. За сравнительно короткое время любой может научиться применять магические слова для достижения целей в самых разных сферах жизни: здоровье, экзамены, школа, чувства, мысли, общение.

Итак, магические слова - это "психологическая домашняя аптечка", необходимая для повседневной жизни.

"Магические слова" (понятие и метод защищены) успешно апробированы врачами, психологами и обычными людьми.

Мозг: Кладовая слов


Вес мозга всего три фунта (около 1360 г). Тем не менее Хупер и Терези', говоря о мозге, называют его трехфунтовой Вселенной. "Сведения" об этом многофункциональном органе подтверждают их правоту: наш мозг управляет всеми важными функциями организма, такими, как дыхание, мышечный тонус, циркуляция крови, обмен веществ; он же определяет стиль и способ мышления. Мозг состоит примерно из десяти миллиардов нервных клеток, хотя некоторые эксперты предполагают, что их число гораздо больше, в пределах ста миллиардов. В свою очередь, каждая отдельная клетка мозга благодаря наличию разветвленных нервных отростков может связываться с десятками тысяч других. Таким образом, расхожее уподобление мозга с его многочисленными возможностями компьютеру ни в коем случае не оправдано. Исследователи мозга склоняются скорее к тому, чтобы сравнивать с компьютером отдельные клетки мозга. Вся эта комплексная "кабельная сеть", работающая на электрохимической основе при участии так называемых нейромедиаторов, или "глашатаев мозга", служит чрезвычайно продуктивным накопителем информации. В мозге

заложены невероятные мощности для обработки информации и передачи ее всем системам тела. Если сравнивать то, что мы знаем о мозге, и то, что нам известно о других органах нашего тела, становится ясно: исследователи в области мозга столкнутся еще с многими загадками. Каждую неделю, каждый месяц новые результаты дают ученым пищу для размышлений.

Мозг заботится о том, чтобы вы видели эти буквы, чтобы их сочетания идентифицировались в вашем мозге как слова и эти слова рождали такие же образы и ассоциации, какие сейчас, при написании этих строк, роятся в моем мозге. Но действительно ли речь идет об одинаковых мыслях? Хотя мы с вами используем при чтении и понимании одно и то же слово, тем не менее наши мысли и чувства могут быть в зависимости от индивидуальной истории жизни и особенностей личности весьма различны. Если вы предложите десяти своим знакомым подумать о дереве, с уверенностью можно будет сказать лишь о том, что в головах этих людей всплывет именно образ дерева, и все же подумают они о десяти разных деревьях: о ели, дубе, пальме, березе, вишне и т. д. Путем искусного подбора слов герои романов изображаются как живые, однако каждый читатель представляет себе эти вымышленные образы по-своему. Именно по этой причине и испытывают разочарование многие кинозрители, когда смотрят экранизацию: слишком сильно она отличается от их фантазий.

Наука о значении слов называется семантика. Еще в тридцатые годы семантик Кошибский писал: "Слова - не есть вещи, о которых мы говорим". Он сравнивает слова с географическими картами, изображающими ту или иную территорию. Так, например, озеро на карте обозначается голубым пятном, но не каплей воды. К тому же реальное озеро и не бывает таким голубым. И все же человек, читающий карту, узнает на ней водоем, так как озеро изображается в соответствии со структурой реально существующей области. Сходным образом дело обстоит с горами, улицами, населенными пунктами и морями. Карта - не территория, она лишь напоминает ее формальным изображением со ссылками на масштаб.

Итак, наш мозг, наряду со словами и языком в целом, хранит огромный запас карт, отражающих действительность. При этом каждый мозг оформляет свои "картографические" зарисовки индивидуально, на основе истории жизни личности.

Так, например, на настоящих географических картах главные улицы или центральные площади имеют свое соответственное обозначение и цвет. Если человек любит собак, то и это слово мозг хранит "на карте" по соседству с понятиями "удовольствие, свободное время, дружба, верность" и т. д. Если же сосед страдает собакофбией, это же слово будет "передано на хранение" в мозг, в тот отдел, где собраны впечатления от ботаники, угрозы и страха. Несмотря на явные различия в переживаниях двух соседей, оба, однако, когда речь заходит о собаке, думают о четвероногом, лающем, покрытом шерстью животном. Точно так же, когда дает о себе знать слово проблема, один человек приободряется, работает и закатывает рукава, в то время как другой готов бежать куда глаза глядят.

Итак, слова в нашем мозге субъективно связаны с миром наших чувств. И наоборот, мир чувств связан со словом. Но что происходит, когда "географическая карта" устаревает и чувства, сопряженные с сохраненным в мозге словом, больше не соответствуют окружающей действительности? В этом случае Кошибский говорит даже о "'семантической катастрофе". Например, сосед, страдающий хронической собакофобией, мог бы со временем придать своему виду и голосу должные осанку и интонации, чтобы внушать уважение собаке. Однако устаревшая "географическая карта" о животном продолжает бессмысленно ограничивать его в личной свободе передвижения.

Конечно, уместно говорить о так называемом словарном запасе. Но под этим должно подразумеваться не только количество слов и выражений, которыми мы владеем. Не менее важной, чем многообразие, чертой нашей лексики должна стать необходимость такой аккумуляции слов мозгом, чтобы слова пробуждали и активизировали наши способности, физические и творческие силы, а не вызвали слабость и страх. Магические слова составляют из всех имеющихся в нашем распоряжении слов карты островов сокровищ, ведущие нас к внутренним источникам силы.



Резюме

У каждого человека со словом связаны определенные события и ощущения. Всякий опыт, приобретенный каким-либо человеком когда-либо в связи со словом, накоплен как информация в мозге. Таким образом, одно и то же слово может у одного человека вызывать позитивные чувства и воспоминания, а у другого порождать негативные эмоции. С помощью "Магических слов" мы сможем запечатлевать слова в нашем мозге таким образом, чтобы они вызывали к жизни позитивные силы.

Власть слова над телом

Неужели слово может оказывать прямое воздействие на наши чувства, а тем самым и на наше тело? Врач Вальтер Вебер задает в своей книге "Человек - это больше чем тело" аналогичный вопрос: "Возможно ли, что слова могут влиять на человека и его тело в результате высвобождения электромагнитной энергии?" И, в конечном итоге, утвердительно отвечает: "Теперь я располагаю однозначным доказательством того, какая энергия, какая сила может быть связана с одним-единственым словом, и что слово, связанное с этой энергией, способно вызывать поразительные по масштабам процессы, в том числе и в организме". Согласно высказыванию Вебера, слова и тело тесно связаны между собой. Как моно объяснить себе эту взаимосвязь?

Свою книгу я пишу в предрождественскую пору. У всех нас есть электрические гирлянды, которыми украшают рождественские елки. Вы вставляете вилку в розетку, и тут же загораются лампочки. При этом ни одну из лампочек нет надобности подключать к сети отдельно, ведь каждая - часть единой электрической цепи. Подобным образом (по принципу цепи) работает и наш мозг. Только эти гирлянды, несмотря на то, что время от времени у нас бывают вспышки-озарения, называются не лампочками, а модулями. В мозге модули связаны между собой с определенной степенью свободы: отдельные клетки мозга могут составлять новые сочетания с подходящими, совпадающими по фазе цепочками. Вместо "жесткого сцепления" клетки мозга выбирают иную форму связи: все причастные к модульной активности нейроны, или же клетки мозга, "синхронизируют свою разрядку в... едином ритме 40 герц", пишет Т. Саум-Альдегоф'. Он называет цепочки с частотой колебаний 40 герц "песней нейронов". Это красивое сравнение очень наглядно поясняет, почему слово может вызывать у нас сильные эмоции и телесные реакции. Если вы прекрасно знаете песню, мелодию, если у вас есть любимый хит, то другому человеку достаточно лишь произнести название, чтобы ваша внутренняя способность слышать восстановила всю мелодию, полный текст строк и даже аранжировку (инструменты, хор).

Одновременно оживают и воспоминания о реальных вещах, связанных с песней: образы, чувства, определенный запах, вкус. Вот так же и модули при произнесении слова исполняют связанную с ним "песню".

При этом "песня нейронов" слышится на всех просторах мозга, а отдельные модули могут "солировать" даже за пределами обоих полушарий. В продолжение этой темы Т. Саум-Альдегоф пишет: "Вместе с тем модуль поступает не как каменщик, воздвигающий свое творение камень за камнем. Скорее, он работает как изощренный смекалистый детектив, восстанавливающий по косвенным ликам картину преступления".

Прямо сейчас вы можете проверить работу этого детектива. Что означают эти знаки?

Конечно же, это слово "автомобиль", восстановленное вами по имеющимся фрагментам. Компьютер, запрограммированный на обычные слова, не смог бы решить подобной головоломки, мотивируя следующим: "Такие знаки я никогда не видел, следовательно, я их не знаю". Модуль же или модули мозга, напротив, по констатации "Я этого не знаю" только активнее принимаются за работу, не прерывая ее. По характеру изображения вы находите определенную закономерность: "Может быть, эти образования являются фрагментами букв. Попробуем дополнить фрагменты, сопоставляя их с уже известными формами". Такого рода творческое и самостоятельное обращение с "косвенными уликами" в состоянии осуществлять только мозг.

Как правило, в одном и том же процессе узнавания параллельно участвуют равновеликие модули. В работе с методом "Магические слова" мы именуем эти одновременно работающие цепочки модульной программой. Принцип действия такой модульной программы вы можете, опять же, проверить прямо сейчас. Поднимите руки вверх и, глядя в потолок, громко произнесите: "У меня депрессия!" Что вы почувствуете? Девять из десяти человек скажут: "Поднятые руки и слово депрессия как-то не сочетаются! Руки и плечи при этом слове должны быть все-таки опущены".

Откуда же мы так хорошо знаем, в каком положении должны находиться руки, когда звучит слово "депрессия"? Эта информация как раз и содержится в той Самоа) модульной программе, которую включает указанное слово. Отдельные "лампочки" этой цепи, или участвующие в ней модули, являются электрическими полями следующих направлений активности мозга. Значение слова. Что такое "депрессия"? Внутренние образы. Как выглядит человек во время депрессии?

Другие ассоциации. Например: "Была ли у меня депрессия?" Или: "Что я читал об этом состоянии?"

Правильное написание. "Депрессия" пишется с одной или с двумя "С" ?

Звучание. Как звучит это слово?

Мышечный тонус и моторика. Какую осанку я связываю с "депрессией"?

Дыхание. Какое дыхание соответствует "депрессии"?

Обмен веществ. Какую программу обмена веществ вызывает, скажем, вялая мускулатура опущенных плеч?

Движения языка. Как именно должен двигаться язык, чтобы я мог произнести это слово?

Приведенные примеры характеризуют лишь некоторые из "лампочек", относящихся к "депрессивной" цепочке, - кровяному и тому же "нейронному ансамблю" или модульной программе. Различные области мозга, связанные с ."***Водным модулем, мы рассматриваем очень схематично, по образу и подобию лампочек в гирлянде: работают они одновременно и неотделимы друг от друга. Следовательно, слово "депрессия" - лишь малое "сияние" в большой модульной программе, которая охватывает обширные области мозга, вплоть до центров управления организмом. А так как мозг (ввиду своего руководящего положения) неразрывно связан с телом и, в конце концов, является органом тела, то его активизация оказывает влияние и на телесные функции.

Многие читатели - любители спорта наверняка знают об этом. Лучших спортсменов уже многие годы тренируют не только физически, но и психически - соответствующая "дисциплина" называется психическим тренингом. Например, доказано, что активное и сосредоточенное разучивание исключительно в воображении определенного движения дает сильный эффект в плане физической сноровки. Возможно, вы видели по телевизору, как перед каждым заездом в бобслее спортсмен сосредоточенно замирает - он мысленно проносится по виражам трассы. Такой "предварительный заезд" оправдывает себя максимальным раскрытием возможностей организма во время реального спуска, так как параллельно во время психического тренинга усиливаются и заряжаются с помощью ментальных импульсов все участвующие в этом процессе модули, вся модульная программа "бобслей, скоростной спуск". Всякое повторное использование такой программы, в том числе и мысленная ее активизация усиливает и укрепляет связь между работающими вместе ансамблями клеток. Следы воспоминаний в отдельных клетках становятся глубже.

Итак, на модульном уровне каждое слово "подключено" к телесным реакциям. Стало быть, нет никакого чуда в том, что слова могут вызывать реальные чувства и реакции тела.

На уровне структурной организации мозга тот факт, что мы запоминаем, обрабатываем и используем слова, постоянно образуем новые взаимосвязи, в какой-то Степени слово является результатом работы тела. Каждое слово "программируется" внутри нас с вызвать помощью физической энергии.

В этом отнреаЬцыю щц*и (*доза да *ш*о* д*д* одлада* вл*_ организма **д** *** ***** ****.** * ****** ** * *** в свою очередь, что-то "делает" со словами.

...............здесь и далее таким образом я буду обозначать плохо отсканированные фрагменты, корректировка которых невозможна.........

Вальтер Вебер поясняет эти взаимосвязи на следующей модели: "Посредством слов и представлений (точнее, их содержания) человеческое "Я" воздействует на энергетику". Взяв за основу принцип действия компьютера, мы можем представить мысли, представления, слова как программное обеспечение. Энергетика воздействует на всю нервную систему. Та (головной мозг и нервные волокна), в свою очередь, посылает импульсы через спинной мозг соответствующим органам, железам, двигательному аппарату и так далее. Наконец, исходящий от "Я" импульс после многочисленных преобразований достигает "искомого органа" - клетки тела и возбуждает в ней химикорганические процессы.

Применительно к магическим словам мы рассматриваем эту "власть" слова над телом как позитивный феномен. Собственно говоря, власть слов - не что иное, как власть модулей. И каждое слово можно "заколдовать" так, чтобы его потенциальная сила связывалась со здоровыми, активными реакциями тела, то есть с позитивными модульными программами. Вспомните о том, что клетки мозга в сформированных модулях не являются жестко сцепленными, а могут петь "хором" с иными "нейронными ансамблями" созвучно .

Этот потенциал переключения, или перестройки, мы и используем в методе "Магические слова". При этом мы исходим из того, что в мозге (с его легендарными мощностями) каждого человека уже заложено благодаря разнообразному опыту огромное количество позитивных и дающих силу модулей или "песен", которые многими из нас используются крайне мало. Этот невостребованный потенциал каждый может пробудить и обратить себе на пользу.

Резюме

Нервные клетки (нейроны) образуют в нашем мозге различные цепочки (модули), которые могут связываться друг с другом не только в пределах полушарий мозга. Когда мы слышим или читаем слово, то посредством электромагнитных процессов одновременно активизируются несколько цепочек. Происходит запуск так называемой модульной программы. Действие этих модульных программ распространяется и на те структуры нашего мозга, которые отвечают за управление функциями организма. Таким образом, слова могут вызывать и телесные реакции. Магические слова позволяют менять старые и нежелательные модульные программы и использовать невостребованные мощности наших позитивных и дающих силу модулей.

Руководство по "эксплуатации" мозга

Может ли существовать в действительности "руководство по эксплуатации" мозга? Возможно ли сознательное и целенаправленное обращение к могу для достижения желаний и целей? Да, возможно. Чтобы организовать подобное сотрудничество, мы должны научиться по-настоящему беседовать со своим мозгом. Любая перемена в вас самом подготавливается именно этим необычайно продуктивным органом. Станете ли вы думать иначе, относиться к другим людям лучше, не испытывать сильного страха, иметь больше чувства собственного достоинства, изучать иностранный язык, достигать успеха на экзаменах или в спорте - мозг всегда является высшей инстанцией для этих изменений.

Ниже я хотела бы познакомить вас с теорией, которая послужила основой для создания метода "Магические слова" и которая на сегодняшний день является наиболее эффективным способом добиваться позитивных перемен. Это нейролингвистическое программирование, сокращенно НЛП. НЛП было разработано в семидесятые годы в США математиком и психотерапевтом Ричардом Бандлром и лингвистом Джоном Гриндером. Этот метод помогает нам "без посредников" обращаться к мозгу и нервной системе и через изменения, которые при этом будут происходить внутри нас, "разговаривать" с мозгом на его собственном языке. Наша нервная система реагирует прежде всего на нервные раздражители, такие, как образы , шумы и звуки, физические ощущения, запахи , причем реакции вызывают не только "раздражители" из внешнего мира. Равным образом и внутренние процессы (мысли и образные представления) могут делать вас веселыми или грустными, успокаивать или возбуждать. Многим людям хорошо известно, каким способом вы сами в состоянии повлиять на внешние раздражители органов чувств. Например, в темноте можно включить свет или зажечь свечу. Но где, скажите, найти "выключатель" для темных мыслей, кнопку для "светлой головы"? Как раз на внутренние процессы, на мир мозга, мы и должны повлиять, если желаем изменить себя и других. В связи с этим Бэндлер сравнивает мозг с компьютеризированным автобусом. Его владельцу остается лишь выбрать, сидеть ли сзади, продолжая удивляться тому, куда это его занесло, или пересесть за руль, самостоятельно .выбирая направление. В данном случае руль - это язык (русский, немецкий, китайский...). Язык состоит из слов, слова же могут выступать в роли "застрельщиков" перемен. Эти взаимосвязи запечатлены в названии НЛП. Начало первого слова "Нейро..." отражает тот факт, что всякое действие человека и всякое состояние организма имеют свое представительство в мозге через нейронные (нервные) связи. При этом подразумеваются такие связи между клетками мозга (нейронами), которые, по мере приобретения нового опыта, с каждым шагом в развитии личности постоянно обновляются. Даже химический состав отдельных клеток организма меняется при этих внутренних процессах.

". ..лингвистическое" означает, что мы можем поддерживать связь с нейронными разветвлениями посредством .нашего языка. Вспомните текст с фразой "Я в депрессии". Он прекрасно помогает осознать эту взаимосвязь. С сохраненным в мозге словом спаяны через модули и все телесные "воспоминания", которые когда-либо имели место в связи с данным словом.

"Программирование" говорит о возможности для нас, людей, давать с помощью языка старт мыслям, которые, благодаря своему противодействию, ослабляют нейронные связи блокирующей "программы" и перепрограммируют соответствующие импульсы в желаемом направлении. Речь идет о мыслях и словах, пробуждающих внутреннюю силу и чувство собственного достоинства, делающих внутренний мир светлым и красочным и тем самым оказывающих позитивное воздействие на чувства, тело, здоровье.

Основатели НЛП - Бэндлер и Гриндер в течение ряда лет исследовали так называемые чудеса коммуникации между пациентом и специалистом, которые часто происходят на тренингах у известных психотерапевтов. Они побывали на занятиях у психотерапевтов различных школ и направлений: Карла Роджерса, Вирджинии Сатир, Фрица Перлза, Грегори Бэйтсона и у известного врача-гипнотизера Милтона Эриксона. Бэндлер и Гриндер были поражены тем, что зачастую эти "кудесники" не могли даже током обосновать, почему их методы работы приводят к таким эффективным изменениям. И тогда оба исследователя задались любопытным вопросом: быть может, эти великие психологи во время тренингов и в своих книгах преподносят лишь стратегии, поскольку сами верят в их действенность, а настоящий секрет их успеха заключается, собственно, в моделях коммуникации, относительно которых они и не подозревают, что владеют ими и используют их на практике?

Как ответ Бэндлер и Гриндер обнаружили, что кажущиеся магическими способности этих психотерапевтов складываются из реально объяснимых и поддающихся изучению структур. Все известные терапевты, независимо от их методов, добиваются относительно своих клиентов одинакового результата: они нацеливаются на внутренний мир, вернее, на то отражение внешнего мира, в соответствии с которым живет клиент. Оно подчеркивается, утрируется и позитивно меняется. Результат возможен лишь на основе нейронных изменений в мозге. Стало быть, "кудесники-терапевты" интуитивно нашли правильное обращение к мозгу своего визави. Независимо от психотерапевтической школы, они, сами того не подозревая, придерживались единой стратегии поведения по отношению к другим людям. Бэндлер и Гриндер обобщили это сходство в способ, который может освоить каждый. Из этого обобщения и возникло НЛП. "Кудесники-терапевты" целенаправленно обращались ·к невостребованным источникам силы и нераскрытым способностям своих клиентов, помогая им осознать их. Они были выдающимися переводчиками с языка тела. И по одному произнесенному слову они в считанные секунды улавливали общее состояние организма своего визави. Все они умели тонко и гибко найти подход к различным людям, сидящим напротив. Точно так же индивидуально, в соответствии с личностными особенностями своих клиентов, прокладывали они подходящий "путь" в их внутренний мир. Например, одна из наших пациенток, страдавшая от головных болей, обнаружила, благодаря НЛП, что она лучше всего чувствует себя, когда думает о бутерброде со скумбрией. Одни эти слова приводили ее в хорошее расположение духа, и она могла расслабиться, даже не имея в наличии упомянутого бутерброда. Реакция расслабления была настолько сильной, что она получала возможность уменьшать головную боль, а то и вовсе от нее избавляться. С помощью аутогенной тренировки, которую наша пациентка также попыталась освоить, она не добилась такого эффекта. Вообще, стандартизованные методы, при которых все без исключения должны разучивать одинаковый вид расслабления, действенны не для каждого. К тому же люди просто не могут не отличаться друг от друга по истории жизни, темпераменту или характеру.

Процесс проложения подходящих путей в НЛП похож на "душевное дзюдо": вместо того чтобы ломать сопротивление, его, наоборот, включают в процесс лечения. То есть не говорят: "Вы должны поднапрячься и осилить аутогенную тренировку", а спрашивают: "При каком мыленном представлении лично вы способны лучше всего расслабиться или почувствовать себя хорошо даже ели ни на кого другого это не действует?"

Чтобы более четко понять метод "Магические слова", в следующей главе мы обратимся к особому способу НЛП пролагать путь: конструктивному подходу к пяти нашим органам чувств.



Резюме

НЛП - психотерапевтический метод, направленный на то, чтобы позитивно влиять на внутренние процессы (мысли) и трансформировать нейронные связи в мозге. Техника НЛП базируется, среди прочего, на знании того факта, что достигшие успеха психотерапевты обладают способностью интуитивно улавливать внутренний мир клиентов и обращаться непосредственно к нему. При НЛП тонко чувствующий терапевт настраивается на специфическую личность клиента и прокладывает походящие пути. "Магические слова" - метод, разработанный на основе НЛП.

Слова и пять чувств

Мозг работает на основе информации, которая поступает от наших пяти чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса. Этим внешним чувствительным системам в организме соответствуют определенные органы чувств (глаза, уши, нос, язык, тело), которые имеют нервные окончания, называемые рецепторами. Информация, полученная рецепторами, передается в "обрабатывающий центр" по специфическим каналам. Через соответствующие каналы рецепторы сигнализируют мозгу обо всех раздражителях внешней среды. Так, например, роза может информировать о себе по различным каналам: она имеет определенный цвет (зрение), распространяет запах (обоняние) и колется, когда до нее дотрагиваешься (осязание). При желании вы можете слышать цветок (шелест букета) и даже - но это уже, скорее, для оригиналов - пробовать на вкус.

Вы сейчас держите в руке розу? Вероятнее всего нет, так как руки ваши заняты книгой. Вместе с тем вы, непосредственно во время чтения, видели перед собой розу своим внутренним зрением. Возможно, мысленно вы почувствовали и боль от острых шипов (даже если на самом деле вы укололи свои пальцы много-много лет назад). Итак, мы используем пять наших внешних чувств и для внутреннего понимания взаимосвязей. Сосредоточьтесь и представьте, что вы пьете настоящий лимонный сок, и уже через несколько секунд вы, ощущая вкус лишь мысленно, определенно почувствуете усиленное слюноотделение. Таким образом, мысленные представления тоже взывают реакции организма.

Бэндлер и Гриндер говорят о том, что все наши внутренние процессы, такие, как раздумывание, вынашивание идей, построение планов, прогнозирование предполагаемых опасностей и воспоминания, протекают при живом внутреннем сопереживании. Наш словарный запас принимает в этом живое участие: мы рисуем себе будущее в ярких красках или терпим фиаско у шефа. Какая-нибудь блузка приходится нам не по вкусу, а другой предмет одежды становится чистым загляденьем. В каком-то деле просвет может так и не наступить, и однажды оно просто осточертеет. Порой мы находим жизнь тягостной и желаем испытать облегчение или увидеть слабый проблеск надежды.

Свои внутренние переживания мы используем для красноречивого описания наших чувств. Когда я говорю "Мне тяжело", едва ли кто-нибудь подумает, что я тащу на себе мешок угля или иную реальную тяжесть. Несмотря на то что я ничего не несу, моему собеседнику понятно, что я хочу выразить своими словами. Точно так же никто не предполагает, что блузку, пришедшуюся мне не по вкусу, я однажды жевала или как-нибудь еще определяла ее вкусовые качества. Внутренние впечатления не идентичны фактическому содержанию, но при коммуникации они транспортируют внутреннее состояние в виде слова или переживания. Люди искусства испокон веков умели передавать свои внутренние переживания через картины, музыку и другие произведения. Уже по краскам, по игре света и тени дилетанты чувствуют, какого звучания (оптимистического или пессимистического) картина, которую они рассматривают. Мир наших чувств будоражит и музыка. Когда кто-то в другой комнате смотрит фильм, по музыкальному сопровождению вы интуитивно, не следя за действием вместе со зрителем, понимаете, что именно происходит в данный момент: кого-то убивают, двое любовников находятся вместе, полиция гонится за преступником. Музыка подсказывает нам чувства, соодететвующие кадрам фильма. Р. Бэндлер в своей книге "Пусть мозг поможет тебе измениться" пишет, что прежде всего различные качества отдельных каналов органов чувств тесно связаны с нашей эмоциональной жизнью). Если рассматривать зрение, мы можем вообразить себе настоящего кинооператора, снимающего для нас .."внутренние фильмы". Выражение "это мне близко и понятно" указывает на весьма неравнодушное восприятие события. При фразе "у меня работы выше головы" речь идет даже об искажении масштаба.

Внутренние переживания могут заставить человека ощущать себя куда менее значительным, нежели он есть на самом деле, а материал для внутренних переживаний предстает в сильно преувеличенном виде. Решающее значение приобретают все возможные варианты, о которых можно узнать естественным путем, начиная с домашнего просмотра телепрограмм. Черно-белое изображение настраивает скорее всего по-деловому, цветное - пробуждает эмоции. На некоторых людей, напротив, тревожные кадры черно-белой кинохроники воздействуют сильнее, чем, скажем, те же изображения в пастельных тонах. В свою очередь, неоновые огни (то есть кричащие цвета) нередко усиливают страх. Игра светлыми и темными красками тоже вызывает явные различия в чувствах. Например, депрессия часто ассоциируется с темнотой, а радостные переживания, наоборот, отображаются или рисуются в воспоминаниях в светлых, радужных красках. Подумайте еще и о таких словах, как "озарение", "блестящая мысль" или даже "свечение", исходящее от определенных людей. Хотя и тут каждый реагирует индивидуально.

Подобные различия в чувствах вызывает и мир звуков. Внутреннее звучание, звуки и шумы пробуждают эмоциональные реакции так же, как и внешние "слуховые контакты". Прислушайтесь однажды к тому, как нервничающий школьник произносит слово математика; словно стартует автомобиль с дряхлым аккумулятором. Сходным образом многие из тех, кто готовится к экзамену, внутренне откликаются на слово экзамен, как в фильме ужасов, когда раскаты эха тонут во мгле. Дети склонны к тому, чтобы спонтанно напевать слова, означающие для них что-то особенно прекрасное: "Каникулы! Каникулы!" Этим умело пользуются специалисты по рекламе. Стоит только вспомнить одну из многочисленных рекламных припевок, обращенных прежде всего к детям: "Фрутелла! Вместе будет наслаждаться!", как внутренний голос тут же пропоет вам эти слова. Давайте проведем эксперимент. Представьте себе, что слушаете записанный на магнитофон рефрен "Фрутелла" в повторяющемся и очень монотонном воспроизведении. Звуки становятся глубже и протяжнее, ритм замедляется. Неожиданно рефрен утратил свою бьющую ключом жизнерадостность. Слова остались прежними. Одна лишь качественная трансформация слухового восприятия изменила наше чувство.

На самом деле рассуждать об этой теме можно бесконечно. Если вас это очень заинтересовало, прочитайте книгу Бэндлера "Пусть мозг поможет тебе измениться".

В моей работе меня интересовало, насколько тщательно мозг кодирует слово, как он рисует "географическую карту", с тем чтобы вызывать именно то чувство, которое человек индивидуально связывает с этим словом. Например, Гельмут Коль не только крупный и влиятельный канцлер Германии. У части немцев он вызывает восхищение, другая часть населения, напротив, осуждает его политику. Запечатленное мозгом имя, помимо создания связи этого имени с объективной информацией, должно быть еще индивидуально закодировано. То есть слово должно будить деятельность параллельно работающих модулей мозга. И тогда эта модульная программа будет отвечать за чувство, с которым связано слово, образ (значение слова) и за определенные характеристики, воспринимаемые на слух (речевое высказывание и звучание слов влияют слова). Кроме того, могут возникать ассоциации, связанные с обонянием или вкусом. Все эти проявления сосуществуют, взаимно дополняя друг друга и образуя единую комбинацию, обусловливающую субъективное восприятие слова, и все они имеют отношение к одному и тому же феномену, причем каждый из каналов органов чувств вносит свой вклад в создание общей картины объективного и субъективного значения слова. Итак, мы вновь возвращаемся к пяти нашим чувствам.

Моя работа убедила меня в том, что мысленно люди совершенно по-разному изображают слова. Большое влияние имеет значимость того или иного слова для человека. Обычно я спрашиваю: "Когда вы представляете себе это слово на листке бумаги - в каком виде оно предстает перед вами? Оно напечатано или написано от руки? Какие по размеру буквы? Они цветные?". В ответах отражаются, по большей части, субъективные переживания, вызываемые словом. Например, у большинства людей слова ила имена, внушающие страх, появляются перед мысленным взором в виде больших темных или черных печатных букв. У многих взрослых проблемное слово всплывает написанным в традициях начальной школы: по-детски аккуратно, причем сегодня почерк у человека совсем иной. Это тем более удивительно, если человек закончил школу много лет назад. Можно предположить, почему мозг предлагает такое визуальное кодирование: символически школьная пора может быть связана, помимо всего прочего, с принуждением или страхами, с ощущением "малости" самого себя. И азбучной манеры письма окажется достаточно для запуска соответствующей модульной программы страха.

Не менее показательны и рассказы о звучании отдельных слов, которые улавливает наш внутренний слух. Вспомните пример с "Фрутеллой". Внутренний слух может непроизвольно "улавливать" искаженные слова. Оному молодому человеку, например, очень хотелось стать пунктуальным. При первой же встрече на мой вопрос, каким тоном внутренний голос говорит ему слово пунктуальность, он ответил: мужским, зычным, неприятным, казарменным, отрывистым. Не удивительно, что молодого человека коробило от такого тона, и пунктуальность превратилась для него в стрессовое слово. Когда же мы с ним представили, что пунктуальность, как в рекламе "Фрутеллы", напевает ребенок, она превратилась в симпатичное магическое слово. Больше у молодого человека не возникало проблем с опозданиями.

Разное воздействие оказывает и внешний вид слов. Округлые формы вызывают, как правило, более приятные эмоции, нежели угловатые. Цветные слова вызывают спокойные и позитивные реакции.

Конечно, это справедливо не для каждого. Отдельные слова некоторые люди предпочли бы видеть написанными рублеными печатными буквами. Это действует на них "классически", "наверняка". Кроме того, многие представляют себе слово как бы высеченным из камня или выдавленным из шприца со сбитыми сливками, ощущая при таких сеансах прилив сил и комфорт.

Если говорить точнее, существует столько возможностей субъективного изображения слов, сколько мы способны воспринять,стало быть, бесконечно много. Еще более разнообразны индивидуальные реакции на эти изображения.

Прежде чем мы определимся насчет способов, с помощью которых лучше всего менять ощущение от слова в соответствии с нашими осознанными желаниями, я хотела бы рассказать, как с помощью нашего тела можно прочувствовать связь между словами и их непосредственным влиянием на наш жизненный тонус.

Резюме

Не только при воздействии внешних раздражителей наш мозг имеет дело с пятью чувствами. Внутренние процессы, такие, как мысли и воспоминания, непосредственно связаны с каналами органов чувств. Совершенно особое значение это приобретает при восприятии слов какого-либо языка. То есть позитивное или негативное значение слова , (конечно, это определяет сам человек) связано у нас с определенным внутренним звучанием, чувством , или образом, возможно, даже с запахом и вкусом.

Следовательно, стрессовое слово может с помощью пяти наших чувств перекодироваться в соответствии с нашими индивидуальными желаниями.
Есть весьма любопытный способ исследования, ориентированный на наше тело. Называется он кинезиология. Этот метод основан на том, что наши мышцы в нормальном состоянии могут в считанные секунды менять свой тонус. Все укладывается в простую схему: под влиянием позитивно окрашенных слов и мыслей, а также при непосредственном контакте с полезными для организма предметами или веществами тонус мышц становится оптимальным. При негативно окрашенных словах и мыслях или при непосредственном контакте с отрицательно влияющими на организм веществами или предметами мышцы спонтанно реагируют расслаблением. Говоря о мышечной проверке, я не имею в виду то, что проверяется сама мышца. Нет, обычную, неповрежденную мышцу в кинезиологии используют как инструмент для проверки внешних и внутренних воздействий на тело и душу. Своей реакцией мышца дает понять, что для нас хорошо, а что нет. И хотя существует прибор, объективно проводящий подобный тест, тем не менее каждый, без особых усилий, может научиться проводить подобную проверку во время обычного общения. Результаты, согласно нашим многочисленным тестированиям и согласно отзывам изготовителей прибора, являются одинаковыми.


следующая >>
Смотрите также:
Магические слова. К. Бессер-Зигмунд
1668.87kb.
Sigmund freud зигмунд фрейд
8409.84kb.
Многознание уму не научает
77.7kb.
Российская Кинологическая Федерация Российский Союз Владельцев Немецкой Овчарки
830.7kb.
Магические квадраты
571.04kb.
Индивидуально-образовательный маршрут
1580.54kb.
Состав слова. Обобщение знаний о составе слова
31.07kb.
Психоанализ –– Зигмунд Фрейд 3 уровня сознания: сознание
125.82kb.
Задачи: Познакомить детей с народными обычаями и традициями
111.98kb.
К. Д. Ушинский определял развитие речи как развитие «дара слова». Дар слова чувство языка это приобретённая путём практических упражнений способность понимать и употреблять новые слова, их формы и сочетания по а
140.49kb.
Сказки в музыке
146.32kb.
Основное содержание разделов. Раздел Словообразование, орфография, морфология
45.85kb.