Главная стр 1
скачать
МОУ «Лицей» Домничева Л.А.

Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве

 Вместе с меняющимся обществом и новыми задачами образования трансформируется деятельность библиотеки общеобразовательного учреждения. На этапе развития информационного общества школьная библиотека становится центром учебного процесса, а также площадкой для педагогических инноваций. Мощный, технологически оснащенный библиотечно-информационный центр при обучении школьников комплексу знаний и умений в работе с информацией начинает играть центральную роль.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства на школьных библиотекарей возлагается функция обучения школьников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

В условиях перехода к обществу знаний по-новому осмыслена миссия библиотек общеобразовательных учреждений. Миссия школьной библиотеки XXI века заключается в формировании информационной культуры личности.

Значительные изменения претерпела технология работы школьной библиотеки, представляющая собой совокупность определенных процессов и операций, обеспечивающих нормальное ее функционирование. Сегодня достижение качественно нового уровня библиотечно-информационного обеспечения в школах связывается с внедрением новых информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность каждой библиотеки (электронные каталоги, автоматизированные библиотечно-информационные системы и т. п.). В этих условиях нарастает процесс интеграции традиционных и инновационных методов (способов) библиотечно-информационного обслуживания.

Поскольку школьные библиотеки призваны осуществлять информационно-библиотечную поддержку процесса обучения и воспитания, ориентируясь на инновации в данной сфере, это заставляет их стремиться к изменению состава библиотечных фондов, во многом определяет современные подходы к комплектованию, вынуждает искать новые методы работы.

Библиотека образовательного учреждения является частью информационно-образовательного пространства, формирующегося и активно развивающегося в XXI в.

Документные фонды школьных библиотек, включающие учебную, художественную, справочную, научно-популярную литературу, периодические издания, дополняются учебными видеофильмами, учебными пособиями, справочниками и энциклопедиями, обучающими программами и т. п. В школах активно используются образовательные Интернет-ресурсы.

Однако к настоящему времени накопилось множество проблем, связанных с комплектованием библиотек общеобразовательных учреждений. Ресурсная база школьных библиотек заметно отстает от возможностей книжного и информационного рынков, что связано с недостаточным финансированием.

школьный библиотека учащийся культура



Понятие об информационной культуре учащихся и пути ее формирования

 

Вхождение человеческой цивилизации в эпоху информационного общества, невиданные темпы роста информационных технологий, коренные изменения, происходящие в последующие годы в школьном образовании, - все эти факторы обусловили необходимость формирования особой культуры - информационной культуры личности. «Понятие «информационная культура» включает в себя успехи традиционной библиотечно-библиографической культуры, сочетающейся с культурой новой информационной цивилизации, базирующейся на достижениях «информационных технологий».



Информационная культура выражается в наличии у человека комплекса знаний, умений, навыков и рефлексивных установок во взаимодействии с информационной средой.

Дать школьникам полноценную подготовку в этой области возможно только при интеграции процесса формирования информационной культуры практически во все учебные курсы и внеурочную проектно-исследовательскую работу. Одновременно необходимо подкреплять получаемые знания самостоятельной работой с различными источниками информации. Удобнее всего это делать в библиотеках.

Организация такой систематической практики школьников должна быть результатом объединённых усилий школы и библиотеки.

Основные направления работы по формированию информационной культуры школьников следующие:

I. Комплектование библиотечного фонда.

1.  Информационная и методическая работа.

2.  Массовая работа со школьниками.

3.  Индивидуальная работа с читателями.

4.  Систематическое повышение собственного профессионального уровня.

Работа с информацией разного рода формирует у школьников целостное мировоззрение. Именно библиотека как центр документации помогает осуществлять межпредметные, междисциплинарные связи. Это также и площадка для реализации уже полученных навыков, для проявления творчества (и не только литературного), и, самое главное, для проявления самостоятельности.

Но библиотека не может реализовывать это своё предназначение без теснейшей связи и с администрацией школы, и с педагогами, и с методическими объединениями предметников. Школьный библиотекарь может стать инициатором (и координатором) работы всех методических объединений по выработке единых требований, касающихся разных способов использования информации.

Работа по формированию информационной культуры школьников будет эффективной только в том случае, если именно школьной библиотеке удастся стать координационным центром, наладить информационную, документную и методическую поддержку этой деятельности.

Библиотека, являясь структурным подразделением школы, ставит перед собой задачи по подготовке учащихся к жизнедеятельности в условиях информационного общества:

1) научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий (книгах, периодических изданиях и т.д.);

2) приобщать учащихся к научной, художественной, справочной литературе и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

3) развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся.

Работа по формированию информационной культуры учащихся ведется в библиотеке по плану. Создается система занятий, в ходе которых учащиеся приобретают информационные навыки постепенно, для каждого класса - своя тематика, учитывающая содержание учебных программ по отдельным предметам. При отборе форм и методов учитываются возрастные особенности учащихся.

Основными направлениями в работе библиотеки должны стать:

- информационно-библиографическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;

- развитие творческого потенциала личности школьника средствами приобщения к чтению, показывая на внеклассных мероприятиях привлекательность имиджа читающего человека;

- активизация интеллектуальных способностей детей с ограниченными возможностями, коррекция их поведения и социальной адаптации через общение с книгой;

- приобщение учащихся к использованию компьютера для получения новых знаний;

- обучение приёмам самостоятельной работы с книгой, поиска информации на электронных носителях, навыков пользователя всесторонними знаниями.

Школьный возраст - это именно тот возраст, когда закладываются основы личности, вырабатывается система ценностей, формируются приоритеты. В связи с этим на базе библиотеки должны проводиться мероприятия, посвященные знаменательным датам, праздникам, оформляться тематические выставки книг, например, ко Дню Победы в Великой Отечественной войне может быть оформлена тематическая полка «Читаем книги о войне».

В школе проводится большая работа по формированию информационной культуры учащихся. Курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение.

Примерная программа для учащихся 5-6 классов, учитывающая возрастные особенности школьников этой группы, может быть представлена следующим образом:

I. Основные задачи:

1.  дать представление учащимся о современных информационных технологиях;

2.  научить учащихся самостоятельно производить поиск нужной им информации в различных видах изданий: (книгах, периодических изданиях, энциклопедиях и др.), как внутри школьной библиотеке, так и вне ее;

3.  приобщать учащихся к научной, художественной, справочной и энциклопедической литературе, и развивать у них навыки самостоятельной работы с ней;

4.  укреплять интерес к познанию окружающего мира, к учебным предметам.

Курс «Основы информационной культуры школьника» позволяет полнее раскрыть воспитательный и развивающий потенциал знаний, создает более благоприятные условия для продолжения информационного образования в последующих классах.

В работе с учащимися могут быть использованы различные методические приемы: обзоры, практические занятия, экскурсии, сообщения, самостоятельные работы, тесты.

Приведем пример занятия для 5 класса в рамках данного курса по теме «История возникновения информационных ресурсов общества. Способы хранения информации (прошлое, настоящее, будущее)»

Цель занятия: расширение знаний об истории создания основных источников информации в прошлом.

Содержание занятия:

Сегодня книги и другие источники информации окружают нас повсюду. Они входят в жизнь каждого человека и становятся постоянными спутниками. Захочешь знать больше – зайди в библиотеку и стань ее читателем. Сейчас это так просто. Трудно себе представить такое время, когда книга была большой редкостью.

В «Толковом словаре» В.И.Даля дается следующее описание: «Книга – произведение печати в виде сброшюрованных, переплетенных листов бумаги с каким-нибудь текстом». Такой, какая она есть сейчас, книга стала не сразу. За много веков у нее было не мало разновидностей и предшественников.

Сказания – устная форма передачи информации (т.н. «устная книга»).

С древнейших времен человеческая память была единственным средством сохранения и передачи информации о событиях и людях. До изобретения письменности люди хранили свои знания и законы не на книжных полках, а в своей памяти.

«Путешественники рассказывают о племенах аборигенов, в которых старейшины примерно один раз в год уводили подросших юношей в джунгли или в пустыню и там из уст в уста передавали им весь опыт племени, который должен быть усвоен».

Период «устной книги» в истории человечества занимает значительное место. Многие народы прежде чем записать информацию, передавали ее от одного поколения к другому устно. Некоторые литературные произведения появились гораздо раньше, чем человек придумал письменность.

«Прекрасные поэмы древности «Илиада» и «Одиссея» впервые были записаны в Афинах (Греция) на свитках около 510 г до н. э. Легендарный слепой сказитель Гомер воплотил в них весь духовный и материальный мир древнего человека».

Он рассказал о верованиях древних греков (боги, их жизнеописания), о традициях и быте, о военных победах древних греков. До Гомера в течении многих веков поэмы рассказывались устно. Древние певцы «сказители» - пели наизусть отрывки из литературных произведений. Первобытные сказители для запоминания больших текстов использовали ленточки или узелки, которые им помогали запоминать текст.

Каменные книги – считаются первой формой записи информации. Необходимость делиться между собою знаниями у древних людей привела к тому, что они стали делать небольшие рисунки на скалах, это и получило название – каменные книги.

На рисунках изображалось то, что нужно сообщить (охота, военные походы, праздники).

«Пока древние люди жили семьями и небольшими племенами, все было хорошо – то, что нужно, можно было сказать словами. Но вот племена становились все больше, и вот появилась необходимость сообщать друг другу различные сведения – например, где лучше охотиться, где живут враждебные племена. На словах передавать становилось все труднее – ведь трудно было обойти всех. И вот люди придумали делать небольшие рисунки на камне. А на рисунках изображать то, что нужно сообщить».

Проходили века, люди совершенствовали передачу информации, появилось рисуночное письмо – пиктография.

Пиктография (лат.) – буквальный перевод «нарисованный», письмо рисунками. Передача какого-либо сообщения при помощи рисунка или целой серии рисунков.

Ученые находят в пещерах и на скалах изображения, сделанные рукой первобытного человека, отразившие его впечатления от окружающего мира, природы.

В наши дни, когда вы спешите, вдруг замечаете знак: в кружке фигурка человека, перечеркнутая наискось. И вам без слов ясно: здесь прохода нет. Это пиктография – рисуночное письмо. Пиктография заполнила жизнь современного человека, частично взяв на себя передачу смысловой информации средствами рисуночной символики.

Примером пиктографии можно считать гербы государств, торговые марки, религиозную символику и т.д. Ярким примером пиктографического письма является послание индейских племен конгрессу США. Оно написано около 150 лет назад.

«Основное содержание послания таково: семь племен (их представляют семь животных, именами которых называются племена) просят разрешения на переселение в район озер (они в нижнем левом углу, и к ним ведет линия от головы главного представителя племен – направление их желаний); в послании сказано, что племена единодушны в своем желании, на что указывают линии, соединяющие головы и сердца животных, - знак единства их мыслей и чувств».

Узелковое письмо (кипу) – широко было распространено у кочевых племен. Из истории известно, что у многих народов в старину использовалось так называемое «узелковое письмо». Для такого письма требовалась толстая веревка (палка) и разноцветные шнурки разной длины. Тот, кто хотел выразить свою мысль, привязывал к толстой веревке (палке) шнурок особым способом. Сложная система узлов передавала содержание дипломатических речей и договоров.

Чем ближе к началу веревки (палки) узелок, тем важнее была вещь, о которой шла речь.

Значение цветов: желтый узел – золото; белый узел – серебро или мир; черный узел – смерть; зеленый узел – хлеб; если узел не окрашен – число.

Чтобы прочитать такое письмо, нужно было обращать внимание на малейшие детали: толщину шнурка, как завязан узел, какие узлы рядом. Такое письмо было трудно прочитать (ему обучались годами).

Со временем возникло более простое письмо – буквенное, появился алфавит – сначала буквы писались на камне, а потом перешли на другие материалы.

Знакомство детей с историей возникновения способов хранения информации продолжается на следующих занятиях, на которых рассматривается история глиняных табличек, папируса и пергамента, а также собственного история возникновения бумажных книг.

Данный пример наглядно демонстрирует, насколько интересны и информативны могут быть занятия по данному курсу. Здесь происходит не только обогащение знаний учащихся о таком обычном, казалось бы предмете, как книга, но и развиваются навыки работы со справочной литературой, умение выделять нужную информацию и фиксировать ее, умения библиографического плана. В этом как раз и помогают ресурсы школьной библиотеки.

Таким образом, информационная среда школьной библиотеки сегодня является как ресурсной, то есть технической системой, позволяющей хранить информацию, извлекать ее и предоставлять пользователю, так и коммуникационной и выступает в данном случае как неотъемлемый фрагмент культуры.

Библиотека в школе служит местом встречи, коммуникации представителей различных групп. Через библиотеку появляется возможность формирования разнородных, разновозрастных групп, в которых принимают участие совместно педагоги школы, родители и учащиеся.

Читатель сегодня объективно заинтересован в расширении ассортимента предоставляемых библиотекой информационных продуктов и услуг. Читателей сегодня привлекает не только книговыдача, возможность поработать с литературой в читальном зале, выставки, беседы, справки и обзоры и т.д., но и получение аннотированных списков литературы, копии статей, фрагментов книг, помощь в приобретении новых учебников, информирование о публикациях в периодической печати, возможность работы с электронным учебником

Формирование информационной среды библиотеки - это основной процесс в построении единого информационного пространства школы. Главный критерий оценки качества обучения не количество и разнообразие приобретенных знаний, а умение учащихся не только добывать знания, но и самим принимать участие в создании информационных ресурсов.

И несколько слов о том, какую работу в этих направления веду я в своей библиотеке. Могу с полной ответственностью сказать, что в своей работе я часто взаимодействую с учителями и родителями. При подготовке к КВНу мне очень помогали родители. Пусть их роль сводилась к обеспечению костюмами и оформлению зала, что требовало финансовых вложений. Мы проводили цикл мероприятий, которые готовили непосредственно родители. Мама Артёма рассказывала о культуре и быте армянского народа, об особенностях национальной кухни. А другие мамы приготовили блюда национальной кухни. Это мероприятие проводилось в рамках пропаганды толерантного поведения. Проводились мероприятия, на которых мамы рассказывали о своей работе.

Хочу поделиться опытом своей работы в оказании помощи проектной деятельности обучающихся. Я вникла в эту область тогда, когда мои внуки выполняли проекты. Этот опыт оказался достаточно успешным. Ко мне стали обращаться дети и родители с просьбой подобрать темы для проекта. Конечно же, это были не самые успешные дети и не очень творческие родители. Вот такой пример. Мама пришла одна и попросила выбрать для её дочки что нибудь попроще. Так как девочка очень застенчивая и ни за что не станет выступать на публике. Она и учителю то шепотом отвечает, а сама мама сдаёт госэкзамены и её этим заниматься некогда. Я предложила им тему о происхождении авторучки. Подобрала литературу. И семья загорелась. Папа делал гусиные перья, всей семьёй топили воск, изготавливали дощечки для письма и пробовали писать. Я научила маму, как составить презентацию и помогала ей. Помогла составить текст выступления и обсудила с девочкой как надо подготовиться к выступлению. И наша девочка заговорила. Да так, что заняла первое место! Потом ко мне приходила её бабушка и с восторгом говорила, что какая её Настя оказывается болтушка. Теперь и учительница отмечает, что Настя стала совершенно раскрепощённой. А Настя часто бегает в библиотеку, да ещё и подружек зазывает. И это не единственный случай. К сожалению, временные ограничения не позволяют охватывать массовой работой большое количество детей. И не всегда получается посетить все классы. Но оказать помощь в подготовке к каким то мероприятиям я стараюсь.

В прошедшем году при библиотеке начал работать «Клуб любителей книги». Вначале я планировала собрать по несколько человек из каждого класса начальной школы, но разные смены не позволили это сделать. Я предложила ГПД, и они с удовольствием согласились. Занятия проводились 1 раз в неделю. Потом ко мне с просьбой обратилась кл руководитель 5 класса. Я предложила им стать членами этого клуба. Пришлось проводить два занятия в неделю. И если с ГПД мы в основном основывались на литературных датах и художественных произведениях, то с 5 классом я стала проводить уроки библиотечно – библиографичаской грамотности. Например была тема «Как стать писателем?» Дети сами пытались сочинить сказку, а на встречу с ними пришла поэтесса Валентина Захарова

Заключение

Школьная библиотека, представляя одно из начальных звеньев в цепи непрерывного образования, получает сейчас уникальный шанс поднять свой престиж, упрочить статус школьного библиотекаря за счет превращения библиотеки в особый центр – центр формирования информационной культуры личности. Центр, в котором учащиеся получают особую - информационную подготовку: овладевают знаниями и умениями организации информационного поиска как в традиционной (ручной), так и в новой информационной технологии, анализа и синтеза найденной информации, технологией самостоятельной подготовки необходимых в ходе обучения информационных продуктов.

Организация информационной подготовки учащихся требует четкого разграничения, дифференциации действий школьных библиотек и общеобразовательных учреждений в едином процессе информационного образования. Преодоление трудностей на пути поиска плодотворных решений по разработке методов и средств информационного всеобуча, разработки реального механизма взаимодействия образовательных учреждений и библиотек, потребует объединения усилий управленцев и организаторов, теоретиков и практиков библиотечной и образовательной сферы.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

Для совершенствования деятельности школьных библиотек необходимо проводить работу в следующих направлениях:

- технически оснастить библиотеки;

- обновить и укрепить ресурсную базу школьных библиотек;

- обеспечить доступ библиотек к информационным ресурсам Интернета;

- сформировать единые электронные базы данных учебных фондов библиотек общеобразовательных учреждений;

- разработать форму ресурсной интеграции (обмен учебниками, необходимыми одному учебному заведению и невостребованными в библиотеке другого);

- создать положение о статусе базовых школ, в которых библиотеки, располагающие богатыми книжными фондами, выступали бы в качестве ресурсных центров;

- развить систему повышения квалификации работников библиотек общеобразовательных учреждений.

Для того, чтобы совместная деятельность учителей и школьных библиотекарей по информационной подготовке учащихся была продуктивной, необходимо специальное обучение самих организаторов этого процесса, овладение ими технологии формирования информационной культуры школьников. Такое обучение должно опираться на систему практико-ориентированных занятий; сопровождаться разработкой учебно-методической литературы и дидактических средств обучения основам информационной культуры школьников.

Лишь объединяя усилия общеобразовательных учреждений и школьных библиотек, всех учителей и школьных библиотекарей, можно решить столь актуальную сегодня задачу информационного образования, задачу формирования высокого уровня информационной культуры подрастающего поколения.

ЛИТЕРАТУРА

 1.  Бородина В.А. Библиотечное обслуживание [текст]: учебно-методическое пособие / В.А. Бородина. – И: Либерея, 2004. – 168 с.

2.  В помощь школьному библиотекарю: Инструктивно-методические материалы по деятельности школьной библиотеки. – Школьная книга, 2004. – 64 с.

3.  Краткий справочник школьного библиотекаря. СПб, 2001.- 497 с.



4.  Крук Н.В. Библиотека образовательного учреждения в информационном пространстве // Библиотековедение. – 2007. – № 1. – С. 23-29.
скачать


Смотрите также:
Место школьной библиотеки в информационно-образовательном пространстве
146.2kb.
Школьной библиотеки 2012-2013 уч год Библиотекарь: Щербовских М. Л
215.63kb.
Школьной библиотеки на 2012-2013 учебный год Задачи школьной библиотеки
115.21kb.
Паспорт программы развития школьной библиотеки как информационно библиотечного центра на 2012-2016гг
97.92kb.
Положение об информационно-библиотечном центре государственного учреждения образования
45.63kb.
Библиотеки моуоош №23 на 2011-2012 учебный год. Краткий анализ работы библиотеки за 2010-2011учебный год
169.82kb.
Отчет о работе школьной библиотеки
112.59kb.
Методические рекомендации «Программа развития школьной библиотеки»
191.58kb.
Конкурс «дизайн школьной библиотеки»
149.72kb.
Рмо школьных библиотекарей на 2012-13 учебный год
49.86kb.
Планирование работы школьной библиотеки: современные подходы и направления
129.44kb.
Концепция развития школьной библиотеки
51.28kb.