Главная стр 1


Методика

«Определение уровня владения учащимися основными операциями мышления».

Школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем, всех детей, без всякого исключения. В.В. Давыдов



1. Актуальность исследования.

Выдающийся психолог В.В. Давыдов неоднократно подчеркивал, что школа должна в первую очередь учить детей мыслить – причем всех детей, без исключения. На это нацеливает и национальная образовательная стратегия «Наша новая школа», ставящая перед учительством как одну из главных – задачу раскрытия способностей каждого школьника, для обеспечения ему успешности в быстро меняющемся высокотехнологичном и конкурентном мире.

Данная методика направлена на системную активизацию мыследеятельности всех учащихся, что позволяет учителю подняться с предметного уровня обучения на мыследеятельностное образование, метапредметный подход, рассматривающийся в настоящее время как ядро современного российского образования.

2. Цель методики:


  • Организация учителем системного рефлексивно – мыслительного анализа результативности педагогической деятельности по развитию мышления и способностей каждого школьника через активизацию у него таких основных мыслительных операций как анализ и синтез, сравнение, классификация, сопоставление, обобщение, аналогия, причина и следствие.

3. Задачи научно – педагогического исследования:

1. Выявление динамики роста уровня владения и развития основных мыслительных операций у школьников.

2. Анализ эффективности используемых учителем дидактических приемов и методов педагогической техники .

3. Принятие управленческих решений учителем по оптимизации образовательного процесса, усилению личностно – ориентированной его направленности на выравнивание и дальнейшую активизацию продуктивного типа мышления у каждого учащегося.



4. Методика проведения и анализа диагностических работ (срезов) продуктивного характера.

Режим проведения – два раза в год, в конце сентября и в конце апреля.

В начале каждого учебного года проводится вводная диагностическая работа на основе основного содержания учебного материала, изученного в прошедшем году, для того, чтобы отследить устойчивость, стартовый уровень развития той или иной операции мышления у каждого школьника в начале нового учебного года.

Все работы продуктивного характера проводятся в течение 40 минут. Возможно их проведение как на уроке, так и в свободное от занятий время.

Диагностические работы могут быть разных типов:

а) включающие в себя задания продуктивного характера;

б) обычные контрольные работы, включающие одно - два задания продуктивного характера.

Оценивание осуществляется по 5-балльной системе. Для простоты отработки среза учитель использует следующую систему учёта:



  • 0 - не справился - «2».

  • + -справился с несущественной ошибкой - «4».

  • + -справился с существенной ошибкой - «3».

  • + -всё верно - «5».

  • * -оригинальное решение - «5».



Подведение результатов диагностической работы по каждому ученику и классу осуществляется по следующей таблице учёта


Класс,

Ф.И.


Уч-ся

сравнение

Анализ и

синтез

Класси-


фикация

обобщение

Причина

и

следствие


Индиви-


дуальная

оценка


уч-ся,

класса


1.

0

+

+

+

+

4

2.

+


+

+

0

_

+


3

3.


+

+

0

0

+

2

Средний балл по классу и % справившихся

3/70%

3/50%

4/90%

2/50%

4/40%

3

Анализируя результаты исследования, учитель получает чёткую ориентацию на дифференцированную, уровневую, личностно-ориентированную работу с каждым учеником и классом в целом, дальнейшей целью которой является корректировка деятельности школьников по овладению мыслительными операциями, дальнейшее формирование их продуктивного типа мышления.

Результаты срезов на начало и конец года сравниваются. Это осуществляется с помощью графика.

Делаются выводы по каждому ученику и классу в целом, намечаются пути динамики роста уровня владения мыслительными операциями. Учитель и учащиеся осуществляют рефлексию собственной деятельности. Учителем ведётся поиск заданий, методов и приемов работы по активизации продуктивного типа мышления у каждого учащегося.

Данное научно – педагогическое исследование, таким образом, выстраивается с позиции метапредметных технологий, включенных в предметное преподавание. Это позволяет преобразовывать учителю сами учебные предметы и педагогический стиль, мыследеятельность школьников.

Данное научно – педагогическое исследование помогает учителю найти способы быстрого и эффективного усвоения обучаемыми знаний; обучать их прежде всего не конкретным знаниям, а умению учиться решать сложные многофакторные задачи, с которыми предстоит им постоянно сталкиваться в мире, вооружать школьников методами решения этих сложных задач.




Образец контрольной работы продуктивного характера
Определение уровня владения основными мыслительными операциями по истории Отечества в 9 классе - апрель 2010 год

Задания продуктивного характера.

Сравнение:

Сравнить две эпохи в развитии нашего государства: Хрущёва и Брежнева. Параметры для сравнения определить самим.


Анализ и синтез:

Как вы понимаете понятие – идеология инакомыслия?


Классификация:

Проклассифицируйте по выбранному вами принципу:

Застой, культ личности, Брежнев, оттепель, Сталин, тоталитаризм, Афганская война, Карибский кризис, Хрущёв, Косыгин, Договор ОСВ -1, коллективизация, Гагарин, индустриализация, «Пражская весна», кукурузная эпопея, СОИ, диссиденты.

Обобщение:

Оцените деятельность Брежнева во внешней политике.


Причина и следствие:

Почему эпоху Брежнева назвали - застой?


Результаты контрольной работы























ФИО

Сравнение

Анализ и синтез

Класс- ция

Обобщение

Причина и следствие

Оценка

1.Горбачёв В.

-+

0

+-

0

+-

3

2.Горбачёва Н.

+-

+-

+

+-

+-

4

3.Горбачёва Ю.

+

+

+

+-

+

5

4.Карташова Т.

-+

-+

+-

+-

+-

4

5.Ледовской В.

-+

0

+-

-+

+-

3

6.Лукинова Л.

-+

-+

+-

0

+-

3

7..Мазикин В.

-+

0

+-

-+

-+

3

8.Попова О.

-+

+-

+-

+-

+-

4

9. Герасимов А.

-+

0

+-

0

+-

3

10.Шевкоплясова Е.

-+

0

+-

0

+-

3




100 %

50 %

100 %

60 %

100 %

3,5


Анализ работы продуктивного характера в 9 классе.

Работа продуктивного характера охватывала период истории Отечества XX века времён руководства Брежнева и Хрущёва. Задания раскрывали содержание главных событий эпохи и были призваны закрепить накопленный багаж знаний по данным темам. Анализ работ показал, что написана она учащимися в меру своих возможностей. Класс с достаточно низким интеллектуальным потенциалом. % не справившихся с заданиями учащихся высок по таким операциям как анализ и синтез и обобщение, что говорит о недостаточной сформированности у учащихся 9 класса этих операции мышления. Необходимо организовать личностно – ориентированную работу по отработке этих операций со всеми учащимися класса. С существенными ошибками учащиеся выполнили задание на сравнение эпох. На отработку этой операции обратить особое внимание, включать в учебный процесс задания части С7 из КИМ по подготовке к ЕГЭ. Необходимо также включать в урок задания типа: выдели причину события, обобщи понятия, выдели причинно – следственные связи, сравни понятия, события, явления и др.

Результаты работы:

Сравнение – 100 %(большинство справились с существенной ошибкой)

Анализ и синтез – 50%

Классификация – 100 %

Обобщение – 60%

Причина и следствие – 100 %

Средний балл – 3,5

Лучшая работа: Горбачёва Ю.


График – анализ работы продуктивного характера.



Смотрите также:
Методика «Определение уровня владения учащимися основными операциями мышления»
89.75kb.
Основными задачами олимпиады являются: определение качества и уровня подготовки специалистов в области экономики
106.06kb.
Программа "Изобразительное искусство и его история". Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 класс
62kb.
Отчет по практической работе №4 По курсу «Информатика» На тему «процессор, управление заданиями»
169.77kb.
Методика «Тип мышления»
352.54kb.
Урок 12 Тема урока: Файловая система. Работа с файлами Цель: изучить особенности файловой системы Windows, ознакомится с основными файловыми операциями
37.8kb.
Методика развития мышления на уроках биологии и географии.
74.03kb.
«состав слова»
56.24kb.
Стиль руководства коллективом Методика определения
64.2kb.
Методика диагностики уровня творческой активности учащихся
106.09kb.
Задачи обязательного уровня могут дополнятся более сложными заданиями. За их
41.28kb.
Методика «тип мышления»
283kb.