Главная стр 1
скачать
Методика развития мышления на уроках биологии и географии.

( Из опыта работы Семиной А.П.)


Проблема развития мышления в процессе обучения занимает одно из главных мест в работе российских и зарубежных педагогов и психологов. На основе многих работ были сделаны выводы о взаимосвязи процесса обучения и развития мышления, было показано , что развитие творческого мышления школьников возможно с помощью проблемного обучения.

Особое внимание при этом уделено созданию системы проблемных заданий по темам, способам включения их в урок, организации познавательной деятельности учащихся на их основе. Для их выполнения привлекаются разнообразные источники географических и биологических знаний- учебники, атласы, картины, статистические материалы, научно- популярная литература ,статьи в периодической печати. Например, серия «Я познаю мир», Энциклопедии.

Для выполнения некоторых заданий нужно не только познакомиться с теоретическим материалом, но и выполнить определенные практические действия: отметить географические объекты на контурной карте, заполнить таблицу, собрать и засушить растения, нарисовать соцветие, сделать прививку у растений.

Личность ученика ставится в центр учебного процесса, что требует от учителя ставить ученика в позицию исследователя, учить его наблюдать и анализировать окружающие явления и события, уметь их обосновывать ,пробуждать интерес к еще не решенным задачам , которые могут быть ему сейчас недоступны, но с которыми он еще столкнется в будущем.

Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека. Главный элемент проблемной ситуации- неизвестное, новое. То, что должно быть открыто для правильного выполнения нужного действия.

В решении любой проблемы учащимися можно выделить этапы:

1. Осознание проблемы

2Формулирование гипотезы исходя из данных условий.

3. Доказательства гипотезы

4 Общий вывод

Например, в 7 классе по географии ученики должны решить: Почему вода в бессточном озере Чад пресная, а не соленая? В 9 классе по географии решить проблему: Как уменьшить безработицу в Центральной России?

По биологии решается много задач со словами « если…». « Что произойдет, если…»

Овладение опытом творческой деятельности происходит в процессе выполнения учащимися проблемных заданий, построенных на содержании программного материала6 загадки, народные приметы о погоде ( тема «Атмосфера» 6 кл. география), кругосветные путешествия по рекам Южной Америки, найти родину домашних растений.

Познавательная деятельность учащихся принимает общий творческо-поисковый характер, направленный на разрешение как основной, так и ее частных проблем.

Традиционное проблемное обучение предполагает решение проблем, заимствованных из науки и адаптированных к возможностям учащихся: найти сообщение, сделать рисунок.

Реальная проблема имеет два признака: она личностно значима для учащихся и требует от школьников действия по сбору необходимой информации, поиску путей ее решения, деятельность в соответствии с найденным решение: написание сочинения « Путешествие капельки», составление кроссворда «Столицы Европы», рассказ – сообщение о каком- либо животном или растении, экономико - географическая характеристика Болгарии.

Решение реальных проблем связано с осуществлением экологического подхода в обучении: конкурс рисунков «Берегите природу», рассказы о заповедниках и заказниках, «Редкие и исчезающие животные»

Большое внимание на уроках должно уделяться краеведческому материалу: геология Самарской области, географическое положение области,реки, заповедные места: Самарская Лука, Бузулукский бор, Жигулевский заповедник.

При сборе гербария знакомить детей с растениями , объяснять ,какие нельзя собирать, так как их мало в природе и они находятся под охраной; как правильно собирать, сушить растения, как готовить фиточаи

Выполнение различных заданий предполагает понимание детьми отдельных фактов, процессов и явлений, их взаимосвязи, что достигается с помощью обучения учащихся сравнению, привития им умения выделять существенные признаки рассматриваемых объектов, а также высказывать собственные суждения; сравнивая рельеф Африки и Южной Америки , умение сделать вывод о климате на этих материках; собрать гербарий нескольких семейств растений, а для этого надо знать основные характеристики семейств.

Один из показателей сформированности у школьников творческого мышления- это умение выполнять задания и отвечать на вопросы третьего уровня сложности. Эти вопросы и задания требуют от учащихся применения знаний в новой ситуации. Задания могут быть в виде тестов с ответами, без ответов, с незаконченным предложением, в виде графиков, таблиц .

Принципы и подходы в проблемном изучении: территориальный( материки мира, регионы России), системный( Систематика растений и систематика животных), исторический( история развития Земли, история развития органического мира).

Содержание изучения предметов биологии и географии должно быть тесно связано с современностью. Обязательно учитывать психологические особенности учащихся.

Учебники по географии и биологии предоставляют большие возможности для реализации проблемного подхода к обучению на основе заданий учебника: опираясь на знания предшествующих курсов географии и анализам карт …..сделать вывод; обсудите проблему; что произойдет , если…; используя данные таблицы, сравнить…; докажите на примерах, что …..

Для ребят, заинтересованных той или иной темой, в учебниках дается список литературы.

Проверочные работы ( 20 минут)

Тема «План и карта»

Уровень А

Вариант-1


  1. Что называют планом местности?

  2. Назовите и нарисуйте основные и промежуточные стороны горизонта.

  3. Что такое относительная высота?

Вариант-2

  1. Изобразите условные знаки: лес, кустарник , полевая дорога, мост, линия электропередач.

  2. Что называется абсолютной высотой?

  3. Как определить направление сторон горизонта на плане местности?

Уровень В

Вариант-1

1,Что показывает знаменатель численного масштаба?

2 Нарисуйте отдельно стоящее дерево. От него на юго-запад грунтовую дорогу к роднику. Расстояние до родника-500 м.

Что такое горизонталь?

Вариант-2


  1. Где удобнее использовать именной масштаб?

  2. Нарисуйте условный знак колодца. От него на северо-запад тропинку к одиночному дереву. Длина тропинки- 800 м.

  3. Что называется ориентированием на местности.

Уровень С

Вариант-1.

1Изобразите расстояние 600 м в масштабах: в 1 см- 100 м, в 1 см- 60 м. Какой масштаб крупнее?

2.Что такое меридианы?

3. Что называется географической широтой7

Вариант-2

1.Что называется азимутом?

2.Что такое параллели?

3. Что называют географической долготой?


Работы учащихся.


Загадки.

1 Приказало солнце : стой 2.Одеяло белое

Самоцветный мост крутой! Не руками сделано.

Тучка скрала солнца свет- Не ткалось и не кроилось,

Рухнул мост, и щепок нет. С неба на землю свалилось

Радуга Снег


3Вниз кидала- капала, 4. Это что за потолок?

На поля- озерушки То он низок, то высок,

Белый пух да перышки То он сер, то беловат.

Туча А порой такой красивый-

Кружевной и синий-синий



Небо
Хайрушева Айжан
Жираф


ш

к

с

н

у

и

и

л

д

р

у

е

а

ш

к

н

д

р

а

ц

в

к

и

р

н

а

у

л

е

о

и

а

ф

а

б

ж

о

л

п

а

р

д

я

а

к

д

е

в

д

р

о

б

у

ы

ю

в

е

у

м

г

а

ш

н

л

б

р

я

а

е

т

м

е




  1. Местообитание жирафа

  2. Как в древнем Риме называли жирафа?

  3. В знак чего арабские правители дарили жирафа7

  4. Хищник, который считает жирафа своей добычей?

  5. Кто рисовал жирафа на скалах7

  6. « А еще у жирафа до самой макушки очень и очень большие…»

  7. Что делает лев прежде, чем напасть на жирафа7

  8. Какая у жирафа шея?

  9. Что венчает макушку жирафа?.

Из оставшихся букв: Что ел жираф в засуху?



+А Работа Федоскиной Оксаны
скачать


Смотрите также:
Методика развития мышления на уроках биологии и географии.
74.03kb.
Паспорт проекта
209.78kb.
Уроках биологии система средств наглядности на уроках биологии во вспомогательной школе
270.94kb.
«Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках биологии»
95.99kb.
Внеклассное мероприятие по биологии, географии, химии "Самый умный"
116.44kb.
Использование икт на уроках биологии
16.65kb.
Основные направления эволюции
107.08kb.
Методическая разработка «Мини-проекты как средство развития познавательной деятельности школьников на уроках биологии»
1028.48kb.
Методика «Тип мышления»
352.54kb.
Отчет по теме самообразования «Использование информационно коммуникативных технологий на уроках биологии» Цель: «икт как форма развития творческих способностей обучающихся»
53.01kb.
Учитель географии мбоу сош №12 Емельяненко Галина Юрьевна
111.03kb.
Конспект урока географии в 10-м классе по теме "Китай" Угаркина Александровна, учитель географии Статья отнесена к разделу: Преподавание географии
68.47kb.