Главная стр 1
скачать
МЕТОДИКА «ТИП МЫШЛЕНИЯ» (Галина РЕЗАПКИНА)

Инструкция. У каждого человека преобладает опре­деленный тип мышлений. Данный опросник поможет вам определить тип своего мышления. Если согласны с вы­сказыванием, в бланке поставьте плюс, если нет •— минус.

1. Мне легче что-либо сделать самому, чем объяснить другому.

2. Мне интересно было бы составлять компьютерные программы.

3. Я люблю читать книги.

4. Мне нравится живопись, скульптура, архитектура.

5. Даже в отлаженном деле я стараюсь что-то улучшить.

6. Я лучше понимаю, если мне объясняют на предметах или рисунках.

7. Я люблю играть в шахматы.

8. Я легко излагаю свои мысли как в устной, так и в письменной форме.

9. Когда я читаю книгу, я зрительно представляю себе ее героев.

10. Я предпочитаю самостоятельно планировать свою работу.

11. Мне нравится все делать своими руками.

12. В детстве я создавал(а) свой шифр для переписки с друзьями.

13. Я придаю большое значение сказанному слову.

14. Знакомые мелодии часто вызывают у меня воспо­минания.

15. Разнообразные увлечения делают жизнь человека богаче и ярче.

16. При решении задачи мне легче идти методом проб и ошибок.

17. Мне интересно разбираться в природе физических явлений.

18. Мне интересна работа ведущего теле- и радио­программ, журналиста.

19.Мне легко представить предмет или животное, ко­торых нет в природе.

20. Мне больше нравится процесс деятельности, чем сам результат.

21. Мне нравилось в детстве собирать конструктор из деталей.

22. Я предпочитаю точные науки (математику, физику}.

23. Меня восхищает точность и глубина некоторых сти­хотворений.

24 .Знакомый запах вызывает в моей памяти прошлые события.

25. Мне трудно подчинять свою жизнь определенной системе.

26. Когда я слышу музыку, мне хочется танцевать.

27. Я понимаю красоту математических формул.

28. Мне легко говорить перед любой аудиторией.

29. Я люблю посещать выставки, спектакли, концерты.

30. Я сомневаюсь даже в том, что для других очевидно.

31. Я люблю заниматься рукоделием, что-то мастерить.

32. Мне интересно было бы расшифровать значения древних символов.

33. Я легко усваиваю грамматические конструкции языка.

34. Я понимаю красоту природы и искусства.

35. Не люблю ходить одним и тем же путем.

36. Мне нравится работа, требующая физической ак­тивности.

37. Я легко запоминаю формулы, символы, условные обозначения.

38. Друзья любят слушать, когда я им что-то рассказы­ваю.

39. Мне легко представить в образах содержание рас­сказа или фильма.



40. Я не могу успокоиться, пока не доведу свою работу до совершенства.

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

П-Д

А-С

С-Л

Н-О

К

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

16

17

18

19

20

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

21

22

23

24

25

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

26

27

28

29

30

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

31

32

33

34

35

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

36

37

38

39

40

36

37

38

39

40















































Обработка результатов. Подсчитайте число плюсов в каждой из пяти колонок и запишите полученное число в пустой нижней клетке бланка. Каждая колонка соответ­ствует определенному типу мышления. Количество баллов в каждой колонке указывает на уровень развития данного типа мышления (0-2 — низкий, 3-5 — средний, 6-8 — вы­сокий).

1. Предметно-действенное мышление свойственно лю­дям, которые усваивают информацию через движения. Обычно они обладают хорошей координацией движений. Их руками создан весь окружающий нас предметный мир. Они водят машины, стоят у станков, собирают компьюте­ры.'Без них невозможно реализовать самую блестящую идею. Это мышление хорошо развито у спортсменов,' танцоров, артистов.

2. Абстрактно-символическим мышлением обладают многие ученые — физики-теоретики, математики, эконо­мисты, программисты, аналитики. Они могут усваивать информацию с помощью математических кодов, формул и операций, которые нельзя ни потрогать, ни представить. Благодаря особенностям такого мышления на основе ги­потез сделаны многие открытия во всех областях науки.

3. Словесно-логическое мышление отличает людей с ярко выраженным вербальным интеллектом (от лат. verbalis — словесный). Благодаря развитому словесно-логическому мышлению ученый, преподаватель, переводчик, писатель, филолог, журналист могут сформулировать свои мысли идонести их до людей. Это умение необходимо руководи­телям, политикам и общественным деятелям.

4. Наглядно-образным мышлением обладают люди с художественным складом ума, которые могут представить и то, что было, и то, что будет, и то, чего никогда не было и не будет, — художники, поэты, писатели, режиссеры. Архитектор, конструктор, дизайнер, художник, режиссер должны обладать развитым наглядно-образным мышле­нием.

5. Креативность — это способность мыслить творчески, находить нестандартные решения задачи. Это редкое и ничем не заменимое качество, отличающее людей, талант­ливых в любой сфере деятельности.

В чистом виде эти типы мышления встречаются редко. Для многих профессий необходимо сочетание разных ти­пов мышления, например для психолога. Такое мышле­ние называют синтетическим.

Соотнесите свой ведущий тип мышления с выбранным видом деятельности или профилем обучения, Ярко выра­женный тип мышления дает некоторые преимущества в освоении соответствующих видов деятельности. Но важ­нее всего ваши способности и интерес к будущей про­фессии.


МЕТОДИКА «ЭРУДИТ»
Выполнение этой методики требует интенсивной умствен­ной работы в течение всего урока. Поэтому нежелательно проводить ее на первом и последних уроках, а также в те дни, когда запланированы контрольные работы. Методика предназначена для определения усвоения ряда понятий школьной программы, сформированное™ основных мыс­лительных процессов и развития вербального интеллекта учащихся 8-9-х классов. Она состоит из четырех серий за­даний, каждая из которых выявляет уровень развития ос­новных мыслительных операций (установление аналогий, классификация, обобщение, поиск закономерностей) на материале физико-математического, естественно-научно­го, общественного и гуманитарного предметных циклов. За­дания четвертой серии направлены на изучение способно­сти к анализу и синтезу знаковой информации.

Методика «Эрудит» может использоваться для оценки успешности обучения различных групп учащихся и эффек­тивности различных программ и методов обучения.

Работа над тестом занимает один урок. Если нет воз­можности рассадить ребят по одному, психолог должен внимательно следить, чтобы ребята не списывали друг у друга. У каждого школьника на парте должен быть бланк ответов и лист с заданиями.
/. Даны три слова (или словосочетания). Первое и вто­рое связаны по смыслу. Из четырех вариантов выберите тот, который связан по смыслу с третьим словом (или сло­восочетанием) так, как первое со вторым. В бланке рядом с номером задания запишите его букву. Пример: летчик — самолет = машинист - ? Варианты: а) пассажир; б) поезд; в) вагон; г) вокзал. Летчик управляет самолетом, маши­нист — поездом. Правильный ответ: «б».

1. Рабовладельцы — капиталисты = рабы — ...

а) рабовладельческий строй; б) буржуазия; в) наемные рабочие; г) пленные.

2. Богатство — бедность= крепостная зависимость — ... а) крепостные крестьяне; б) личная свобода; в) нера­венство; г) частная собственность.

3. Первобытный строй — рабовладельческий строй -рабовладельческий строй — ...

а) социалистический строй; б) капиталистический строй; в) демократическое правление; г) феодальный строй.

4. Роза — цветок - врач — ...

а) занятие; 6} должность; в) специальность; г) профессия.

5. Война — смерть = частная собственность — ...

а) феодализм; б) капитализм; в) неравенство; г) рабы.

6. Стихотворение — поэзия = рассказ — ...

а) проза; б) писатель; в) повесть; г} предложение.

7. Старт — финиш = пролог — ...

а) заголовок; 6} введение; в) кульминация; г) эпилог.

8. Роман — глава = стихотворение — ... а) поэма; б) рифма; в) строфа; г) ритм.

9. Числительное — количество ~ глагол — ...

а) спряжение; б) действие; в) причастие; г) часть речи.

10. Глагол — спрягать - существительное — ...

а) изменять; б) образовывать; в} употреблять; г) скло­нять.

11. Колумб — путешественник = землетрясение — ... а) природное явление; б) образование гор; в) изверже­ние; г) жертвы.

12. Север — юг - осадки — ...

а) пустыня; б) полюс; в) дождь; г) засуха.

13. Папоротник — спора - сосна — ... а) шишка; б) семя; в) растение; г) ель.

14. Растение — стебель - клетка — ...

а) деление; б) хромосома; в) ядро; г) фермент.

15. Понижение атмосферного давления — осадки = ан­тициклон — ...

а) ясная погода; б) циклон; в) гроза; г) влажность.

16. Фигура — треугольник — состояние вещества — ... а) жидкость; б) движение; в) температура; г) вода.

17. Прямоугольник — плоскость - куб — ... а) сторона; 6} ребро; в) высота; г) объем.

18. Диаметр — радиус = окружность — ... . а) дуга; б) сегмент; в) отрезок; г) круг.

19. Холодно — горячо - движение — ...

а) инерция; б) покой; в) скорость; г) взаимодействие.

20. Слагаемые — сумма - множители — ...

а) разность; б) делитель; в) произведение; г) умножение.


//. Даны четыре слова, три из которых объединены об­щим признаком. Найдите слово, которое не имеет этого признака, и запишите его букву в бланке. Пример: а) ко­рова; б) лошадь; в) собака; г) волк. Три слова обозначают домашних животных, четвертое — дикое. Правильный от­вет: «г».

21. а) рабовладелец; б) раб; в) крестьянин; г) рабочий.

22. а) социология; б) психология; в) педагогика; г) тех­ника.

23. а) Кутузов; б) Суворов; в) Ушаков; г) Пирогов.

24. а) император; б) дворянин; в) царь; г) вождь.

25. а) ООН; б) НАТО; в) ОБСЕ; г) АОЗТ.

26. а) предлог; б) корень; в) суффикс; г) окончание.

27. а) пословица; б) стихотворение; в) поэма; г) рассказ.

28. а) Ахматова; б) Блок; в) Васнецов; г) Гумилев.

29. а) пролог; б) сюжет; в) развязка; г) эпилог.

30. а) описание; б) сравнение; в) характеристика; г) ска­зание.

31. а) барометр; б) азимут; в) термометр; г) компас.

32. а) цитоплазма; б) питание; в) рост; г) раздражимость.

33. а) Линней; б) Павлов; в) Микоян; г) Дарвин.

34. а) аорта; б) вена; в) сердце; г) артерия.

35. а) углекислый газ; б) свет; в) вода; г) крахмал.

36. а) парабола; б) гипербола;; в) ломаная; г) прямая.

37. а) Сахаров; б) Алферов; в) Ландау; г) Пастернак.

38. а) длина; 6} метр; в) масса; г) обьем.

39. а) скорость; 6} колебание; в) вес; г) плотность.

40. а) кpyг; б) ромб; в) прямоугольник; г) треуголь­ник.
///. Даны пары слов. Выберите из четырех вариантов тот, который выражает самые существенные для обоих слов признаки. Пример: сосна ель. Варианты ответов: а) ра­стения, б) природа, в) деревья, г) хвойные деревья. Пра­вильный ответ — г, потому что он точнее всего отражает существенные свойства этих понятий.

41. Феодализм — капитализм: а) устройство общества, б) формы правления; в) неравенство; общественный строй.

42. Радио — телевидение: а) способы передачи информации, б)средства массовой информации; в) достижения науки; 'г) формы воздействия на людей.

43. Наука — искусство: а) виды творчества; б) интел­лект; в) культура; г) области человеческой деятельности.

44. Школа — институт: а) образование; б) здания; в)учебные заведения; г) способы получения знаний.

45. Монархия —демократия: а).'Государственный строй; б) формы правления; в) правительство; г) устройство об­щества.

46. Сказка — былина: а) литературный жанр; б) выдум­ка; в) устное народное творчество; г) литературное про­изведение.

47. Пролог — кульминация: а) литературный прием; б) элементы литературного произведения; в) художественные средства; г) способы изложения.

48. Глагол — прилагательное: а) главные члены предло­жения; 6} части речи; в) второстепенные члены предло­жения; г) лингвистические термины.

49. Классицизм — романтизм: а) стиль; б) жанры; в) ху­дожественный стиль, г}направления в искусстве.

50. Определение —"'обстоятельство:(а) члены предло­жения; б) части речи; в) виды предложений; г) уточняющие слова,

51. Азия — Африка: а) страны; б) континенты; в) материки;-г) части света.

52. Сердце — артерия: а) органы кровообращения; б) анатомия; в) система кровообращения; г) органы тела.

53. Облачность — осадки: а) природные явления; б) дождь; в) погода, г)атмосферные явления.

54. Жиры — белки: а) биологические вещества; б) мик­роэлементы; в) органические вещества; г) химический состав тела.

55. Канал — плотина: а) гидроэлектростанции; б) вод­ные сооружения; в) водоемы; г) водные преграды.

56. Сумма — произведение: а) математические терми­ны; б) вычисления;, в) результаты математических дей­ствий; г) результаты вычислений.

57. Газ — жидкость: а) молекулы; б) состояние; в) хими­ческое вещество; г} агрегатное состояние вещества.

58. Дифракция — интерференция:,а),волновые явления; б) характеристики световой волны; в) природные явле­ния; г) физические термины.

59. Ампер — вольт: а) электричество; б) физические тер­мины; в) единицы измерения электрического тока; г) уче­ные-физики.



60. Синус — косинус: а) квадратичные функции; б) три­гонометрические функции; в) четные функции; г) нечет­ные функции.
IV. Числа в каждом ряду расположены по определенно­му правилу. Вы должны понять эту закономерность и за­писать в бланке ответов число, которое продолжает этот числовой ряд. В некоторых случаях для того, чтобы найти закономерность, необходимо мысленно выполнять ариф­метические действия.

61.

6

9

12

15

18

21

62.

9

1

7

1

5

1

63.

2

3

5

6

8

9

64.

10

12

9

11

8

10

65.

1

3

6

8

16

18

66.

3

4

6

9

13

18

67,

15

13

16

12

17

11

68.

1

2

4

8

16

32

69.

1

2

5

10

17

26

70.

1

4

9

16

25

36

71.

128

64

32

16

8

4

72.

1

2

6

15

31

56

73.

31

24

18

13

9

6

74.

255

127

63

31

15

7

75,

3

4

8

17

33

58

76.

47

39

32

26

21

17

77.

174

171

57

54

18

15

78.

54

19

18

14

6

9

79.

301

294

49

44

11

8

80.

23

46

48

96

98

19

Обработка результатов. Обработку проводит сам учи­тель или психолог. Она заключается в подсчете правиль­ных ответов и предполагает количественный и качествен­ный анализ ответов. За каждый правильный ответ начисля­ется один балл. Качественный анализ результатов выявля­ет группы учащихся с разной степенью усвоения школьных понятий различных учебных циклов. В соответствии со структурой методики строки 1-5 бланка занимают вопро­сы общественных наук, следующие пять строк (6-10) — вопросы гуманитарных наук, 11—15 — вопросы естествен­ных наук, 16—20 — физика и математика. Баллы (количе­ство правильных ответов из 15 возможных) записываются в пустой клетке после названия цикла.

Степень сформированное™ основных мыслительных операций определяется подсчетом и сравнением количе­ства правильных ответов по четырем сериям (1 — «Анало­гии», 2 — «Классификация», 3 — «Обобщение», 4 — «За­кономерности» — соответственно буквы «А», «К», «О», «3» внизу бланка). Баллы (количество правильных ответов из 20 возможных) записываются в пустых клетках нижней строки под каждой серией рядом с этими буквами. Общий балл (из 80 возможных) записывается в правом нижнем прямоугольнике. По результатам тестирования класс под­разделяется на пять групп:

1) наиболее успешные — 10% от общего числа испыту­емых;

2) близкие к успешным — 20% от общего числа испыту­емых;

3) средние по успешности — 40% от общего числа;

4) малоуспешные — 20 % от общего числа;

5) наименее успешные — 10 % от общего числа испыту­емых.

К следующему, завершающему уроку вы должны вернуть ребятам обработанные бланки. Возвращая результаты, необходимо напомнить, что по отдельным методикам нельзя давать рекомендации о профиле обучения, тем более что работа еще не закончена. Ни в коем случае нельзя зачитывать эти результаты вслух — во-первых, вы травмируете тех, у кого низкие результаты, во-вторых, теряете время.

Образец бланка

Правильные ответы



1



21



41



61




2



22



42



62




3



23



43



63




4



24



44



64




5



25



45



65




Общественные науки




6



26



46



66




7



27



47



67




8



28



48



68




9



29



49



69




10



30



50



70




Гуманитарные науки




11



31



51



71




12



32



52



72




13



33



53



73




14



34



54



74




15



35



55



75




Естественные науки




16



36



56



76




17



37



57



77




18



38



58



78




19



39



59



79




20



40



60



80




А



К



О



3



























1

В

21

А

41

Г

61

24

2

Б

22

Г

42

Б

62

3 -

3

Г

23

Г

43

Г

63

11

4

Г '

24

Б

. 44

В

64

7

5

в

25

Г

45

А

65

36

Общественные науки



6

А

26

А

46

В

66

24

7

Г

27

А

47

Б-

67

18

8

а

28

В ,

48

Б

68

64

9

Б

29

Б

49

Г

69

37

10

г

30

Г

50

А

70

49

Гуманитарные науки



11

А

31

Б

51

Г

71

2

12

г

32

А

52

А

72

92

13

Б

33

В

53

Г

73

4

14

в

34

В

54

В

74

3

15

А

35

Г

55

Б

75

94

Естественные науки



16

А

36

В

56

В

76

14

17

Г

37

Г

57

Г

77

5

18

А

38

Б

58

А

78

2

19

Б

39

Б^

59

В

79

4

20

В

40

А*

60

Б

80

198

Физика-математика

А



К



О



3



скачать


Смотрите также:
Методика «тип мышления»
283kb.
Методика «Тип мышления»
352.54kb.
Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение)
41.83kb.
Методика «Тип семьи» (программированное наблюдение)
85.43kb.
Методика развития мышления на уроках биологии и географии.
74.03kb.
Программа "Изобразительное искусство и его история". Образовательная программа для учителей начальных классов. Методика преподавания предмета "Изобразительное искусство" в 1-4 класс
62kb.
Логика Что изучает наука логика? Законы и формы мышления Приемы и операции мышления Содержание мышления Особенности наглядно-действенного мышления 2
43.49kb.
Онтология деятельности Г. П. Щедровицкого
450.08kb.
Методика «карта одаренности»
664.38kb.
Конспект урока биологии в 7-м классе по теме: "Класс млекопитающие"
99.17kb.
Методика «Определение уровня владения учащимися основными операциями мышления»
89.75kb.
Образовательная программа Номинация Технологии научного познания «Земли чудесный посетитель» Тип базового действия исследование, творческие работы Тип социокультурного объекта знание
76.22kb.