Главная стр 1
скачать


МОУДОД «Центр внешкольной работы»

пгт.Троицко-Печорск


Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования

Как подготовиться к конкурсу профессионального мастерства

«Сердце отдаю детям»

пгт.Троицко-Печорск

2010 год

Содержание


  1. Памятка конкурсанту………………………………..3

  2. Рекомендации психолога………………………….....4

  3. Рекомендации по подготовке самопрезентации «Мое педагогическое кредо».......................................5

  4. Рекомендации по подготовке учебного занятия…..7

  5. Рекомендации по подготовке к представлению (защите) программы деятельности………………..12

  6. Рекомендации по подготовке к публичному выступлению…………………………………………14

  7. Рекомендации педагогам – конкурсантам по созданию имиджа…………………………………….21

  8. Список использованной литературы……………..25

Составитель – Дуденгефер Л.Н., методист МОУДОД «ЦВР» пгт.Троицко-Печорск



Рекомендации психолога

  • Конкурс – всегда «рывок» в твоей деятельности. Он всегда сопровождается эмоциональным напряжением. Помни: ты не одинок и в любой момент можешь обратиться за помощью к психологу или в группу поддержки.

  • Конкурсанту нужна поддержка. Полагайся на тех, кто приведет тебя к успеху.

  • Негативные эмоции отнимают много сил и энергии. Для позитивного настроя используй каждую минуту. Будь оптимистичен.

  • Победа – это закономерная случайность. Она значима, но важнее – новые связи, деловое и дружеское общение с коллегами – соперниками и приобретенный опыт. Замкнешься на себе – проиграешь!

  • Продумай ораторскую позу, свои жесты, будь доброжелателен, чаще улыбайся. Помни: при любом выступлении 65% информации хранится в жесте.

  • Определи заранее, в каком из конкурсов ты особенно профессионально силён, интересен, самобытен: «Мое педагогическое кредо», «Защита образовательной программы», «Открытое занятие», «Мастер - класс».

  • Найди в зале (или среди членов жюри) доброжелательное лицо и обращайся к нему. Веди с ним мысленный диалог. Победа в твоих руках!

  • Этот конкурс уникален тем, что он никогда не повторится для тебя и твоих соперников. Не бойся – проигравших не будет!

  • Будь собранным, но умей и расслабляться, рискуй, сопереживай, радуйся, помогай другим. Будь Ребенком и Взрослым. Будь самим собой!


Рекомендации по подготовке к публичному выступлению

Публичное выступление – это особая форма речевой деятельности в условиях непосредственного общения, выступление, адресованное определенной аудитории. Публичное выступление произноситься с целью информирования слушателей и оказания на них желаемого воздействия (убеждения, внушение, воодушевление, призыв к действию и т.д). По своему характеру оно представляет собой монологическую речь, то есть речь, рассчитанную на пассивное восприятие, не предполагающую ответной словесной реакции.

Ораторская речь характеризуется рядом особенностей, определяющих ее сущность.


  1. Наличие «обратной связи» (реакция на слово оратора).

В процессе выступления оратор имеет возможность наблюдать за поведением аудитории и по реакции на свои слова улавливать ее настроение, отношение к высказанному, по отдельным репликам и вопросам из зала определять, что на данный момент волнует слушателей, и в соответствии с этим корректировать свою речь. Именно «обратная связь» превращает монолог оратора в диалог, является важным средством установления контакта со слушателями.

2. Форма общения.

Публичное выступление представляет собой живой непосредственный разговор со слушателями. В нем реализуется форма литературного языка. Устная речь в отличие от письменной обращена к присутствующему собеседнику и во многом зависит от того, кто и как ее слушает. Она воспринимается на слух, поэтому важно построить и организовать публичное выступление таким образом, чтобы его содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.



3. Сложная взаимосвязь между книжной речью и ее устным воплощением.

Ораторская речь, как правило, тщательно готовится. В процессе обдумывания, разработки и написания текста речи выступающих опирается на книжно – письменные источники (научная, научно – популярная, публицистическая, художественная литература, словари, справочники и др.), поэтому подготовленный текст – это, по сути, книжная речь. Но, выходя на трибуну, оратор должен не просто прочитать текст речи по рукописи, а произнести так, чтобы его поняли и приняли. И тогда появляются элементы разговорной речи, выступающий начинает импровизировать с учетом реакции слушателей. Выступление становится спонтанной устной речью. И чем опытнее оратор, тем ему лучше удается перейти от книжно – письменных форм к живой, непосредственной устной речи. Следует при этом иметь в виду, что уже сам письменный текст выступления должен готовиться по законам устной речи, с расчетом на его произнесение.



4. Использование различных средств общения.

Поскольку публичная речь – это устная форма общения, в ней используются не только языковые средства. Язык – главное оружие выступающего, и речь оратора должна отличаться высокой речевой культурой. Важную роль в процессе выступления играют также паралингвистические, невербальные средства коммуникации (интонации, громкость голоса, тембр речи, ее темп, особенности произношения звуков, жесты, мимика, тип выбираемой позы и др.)


Разработка плана и композиции выступления

При подготовке к выступлению важно определить порядок, в котором будет излагаться материал, то есть составить план.

При составлении плана важно соблюдать основное требование, предъявляемое к нему: он должен быть логически выдержанным, последовательным, с естественным переходом от одного пункта к другому.

Для успешного публичного выступления нужно подумать, как расположить материал, в какой последовательности его излагать. Перед оратором неизбежно возникает целый ряд вопросов: какими словами начать выступление, как продолжить разговор, чем закончить речь, как завоевать внимание слушателей и удержать его до конца. Поэтому важно уделить серьезное внимание работе над композицией речи.

В теории ораторского искусства под композицией речи понимается построение выступления, соотношение его отдельных частей и отношение каждой части ко всему выступлению как единому целому.

Есть общие принципы построения выступления, которые необходимо знать оратору и учитывать в процессе создания речи.


Основные принципы построения выступления:

  • Последовательности – каждая высказанная мысль должна вытекать из предшествующей или быть с ней соотносима;

  • Усиления – значимость, вес, убедительность аргументов и доказательств должны постепенно нарастать, самые сильные доводы, как правило, приберегаются к концу рассуждения;

  • Экономии умение достигать поставленной цели наиболее простым рациональным способом, с минимальной затратой усилий, времени, речевых средств. Наиболее распространенной структурой устного выступления считается трехчастная, включающая в себя следующие элементы: вступление, главную часть и заключение.


Вступление как важнейшая

Составная часть ораторской речи

Успех публичного выступления во многом зависит от того, как оратор начал говорить, насколько ему удалось заинтересовать аудиторию. Неудачное начало снижает интерес слушателей к теме, рассеивает внимание. Ученые многочисленными экспериментами доказали, что лучше всего усваивается и запоминается то, что дается в начале или конце сообщения. В психологии это объясняется действием закона первого и последнего места, так называемого «закона края». Поэтому оратор должен уделить большое внимание разработке вступительной части речи.

Во вступлении подчеркивается актуальность темы, значение ее для аудитории, формулируется цель выступления, кратко излагается история вопроса. Перед выступлением ораторской речи стоит важная психологическая задача – подготовить слушателей к восприятию данной темы. Поэтому во введении особое внимание уделяется началу речи, первым фразам, так называемому зачину. Первые слова должны быть чрезвычайно просты, доступны, понятны и интересны, они должны «зацепить» внимание слушателей.

Какие же приемы можно использовать во вступительной части речи для привлечения внимания аудитории?

Опытные ораторы рекомендуют начинать выступление с интересного примера, пословицы и поговорки, крылатого выражения, юмористического замечания.

Во вступлении может быть использована цитата, которая заставляется слушателей задуматься над словами оратора, глубже осмыслить высказанное положение.

Эффективное средство завоевания внимания слушателей – вопросы. Они позволяют оратору вовлечь аудиторию в активную умственную деятельность, определенным образом настраивают слушателей.
Главная часть публичного выступления

Перед выступающим стоит очень важная задача – не только привлечь внимание слушателей, но и сохранить его до конца речи. Поэтому более ответственной является главная часть публичного выступления.

В ней излагается основной материал, последовательно разъясняются высказанные положения, доказывается их правильность, слушатели подводятся к необходимым выводам.

В главной части выступления необходимо строго соблюдать основное правило композиции – логическую последовательность и стройность изложения материала. Речь должна быть доказательной, суждения и положения убедительными.

Логические доводы обращены к разуму слушателей, психологические – к чувствам. Они бывают сильными , против которых трудно что либо возразить, и слабыми, легко опровергаемыми. Располагая доводы в своей речи определенным образом оратор должен иметь в виду, что самые сильные доводы, как правило, используются в конце рассуждения.

Как бы ни было интересно выступление, внимание со временем притупляется и человек перестает слушать. По этой причине выступающему важно не только знать ораторские приемы поддержания внимания у слушателей, но и заранее планировать их при работе над структурой главной части речи, правильно определить, какой прием использовать в том или ином месте.


Заключение публичного выступления

Важной композиционной частью любого выступления является заключение. Народная мудрость утверждает: «Конец венчает дело».

Продумывая заключение, особенно тщательно надо поработать над последними словами выступления, так называемой концовкой. Если первые слова оратора должны привлечь внимание слушателей, то последние призваны усилить эффект выступления.
Словесное оформление публичного выступления

При подготовке публичного выступления перед оратором неизбежно возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою речь, обязательно или нет составлять ее письменный текст. Античные теоретики ораторского искусства считали единственно верным способом подготовки выступления. Конечно, писать текст выступления дело – нелегкое. Работая над текстом, оратор имеет возможность литературно обработать его, подобрать наиболее уместные слова и выражения. К готовому тексту можно вернуться через некоторое время, чтобы улучшить его содержание и форму. Написанный текст можно показать, прочитать своим родным, знакомым, коллегам, обсудить со специалистами. Заранее подготовленный текст речи вселяет уверенность в оратора, помогает ему справиться с волнением перед выступлением и в процессе самой речи.

Важным моментом является необходимость помнить о том, что нужно сказать обязательно. Специалисты, занимающиеся коммуникативными презентациями, четыре основных варианта запоминания текста:


  • Чтение подготовленной рукописи (выступление по бумажке);

  • Запоминание предварительно написанного текста;

  • Импровизация в процессе публичного выступления;

  • Использование системы ключевых слов или карточек – шпаргалок;

Первый способ представления информации без специальных тренировок и без технических средств малоэффективны. Письменная речь, как правило, излагается в научном стиле, который на слух плохо воспринимается. Кроме того, читающий не имеет постоянного контакта с аудиторией, так как его взгляд «привязан» к тексту, следовательно, не имеет обратной связи. Такая презентация может стать «самоубийственной».

Второй способ – запоминание, может производить впечатление искусственной речи и вызвать трудности у презентатора при ответах на вопросы, при установлении непосредственного контакта с аудиторией. У оратора могут возникнуть сложности при воспроизведении текста: провал в памяти, сильное волнение, неожиданный шум в зале и т.д.

Импровизации, как известно, могут производить блестящее впечатление на публику на неформальных встречах и праздничных мероприятиях. Презентационная импровизация, то есть выступление без подготовленной работы, может вызвать самые разнообразные трудности у выступающего. Оратор из-за необработанности речи не всегда может уложиться в отведенное время. Не случайно французы говорят, что лучший экспромт тот, который хорошо подготовлен. Поэтому целесообразно подготовить некоторые фрагменты, заранее продумать аргументацию и контраргументацию, потенциальные ответы на вопросы, а затем уже смело приступить к импровизированной презентации.

Самый эффективный способ для выступающего - превентивная подготовка материалов в детализированном, схематичном виде. Это могут быть краткие тезисы или проспект выступления, блок – структура будущей информации или карточки с ключевыми словами. Выступление с опорой на текст создает впечатление свободного владения материалом, дает возможность оратору уверенно общаться со слушателями.

Несомненно, в современных условиях самый лучший вариант презентационного материала должен быть подготовлен с помощью технических средств. Вместе с тем следует помнить, что хорошо выполненные визуальные материалы улучшают проведение устной презентации, но вряд ли смогут привести презентатора к успеху, если информационная, содержательная часть выступления не будет продумана и подготовлена на самом высоком уровне требований, которые включают все моменты, описанные выше. Помните, что даже самое современное программное обеспечение презентаций имеет не только сильные, но и слабые стороны. Если погаснет свет или поломается техника – имейте запасной вариант.

В заключение несколько правил, нарушение которых может оттолкнуть аудиторию, утомить слушателей и способствовать потере контакта, а значит, привести к провалу презентации. Что – бы не допустить такой ситуации, презентатору нельзя демонстрировать плохие привычки, необходимо соблюдать следующие правила:



  • Не демонстрировать собственную значимость, а для этого вместо местоимения «я» лучше использовать так называемый «вы - подход», то есть «вам будет интересно», «вы узнаете», «для вас сегодня…» и т.д.;

  • Не начинать речь с извинения, например: «Извините, что я занимаю ваше время», если нужно в чем – то извиниться, то лучше пусть это сделает тот, кто представляет презентатора;

  • Не злоупотреблять фактами и цифрами, произносимыми к тому же в устной форме, целесообразнее представлять необходимый фактический материал в визуальной форме;

  • Избегайте нелитературных слов, сложных профессиональных терминов, примитивных словечек, используйте стандартные выражения для конкретной аудитории на понятном ей языке;

  • Не рассказывайте неуместных шуток, анекдотов и историй, в то же время правильная шутка, своевременно рассказанная на профессиональном уровне, может быть не только хорошо воспринята, но и весьма полезна;

  • Не делайте язвительных замечаний по поводу каких бы то ни было особенностей аудитории, тем более их религиозной, расовой или политической принадлежностей, если все же необходимо что – то сказать, то лучше используйте третье лицо и сохраняйте корректность.


Рекомендации педагогам – конкурсантам

по созданию имиджа

Важным условием творческого педагогического процесса является гармоническое единство внутреннего содержания и внешнего его выражения. Исходя из этого, свобода и вариативность в общении, способность чутко воспринимать особенности своего поведения и поведения другого человека должны стать для будущего педагога – конкурсанта предметом развития и совершенствования.

Чем точнее создан ваш образ, тем легче люди общаются с вами, тем меньше сил вам понадобится для того, чтобы найти общий язык с окружающими.

Имидж – визитная карточка презентатора, он способствует повышению эффективности воздействия на аудиторию, остается в социальной памяти людей. Имидж – отражение социального ожидания определенных групп общества. Поэтому важно помнить:



  1. Своеобразие пола. Принято считать, что мужчина – человек службы и дела, женщина – воплощение духовной щедрости, деликатности манер, доброты, понимания. Манера поведения, культура ношения одежды, культура использования косметики, парфюмерии имеют большое значение для создания своего имиджа.




  1. Поведение складывается из осанки, пластики движения, жеста, мимики, походки. Здесь требуется соответствие возрасту, одежде и месту пребывания, естественно освобожденное, без утрирования, «игры на публику». Из психологических позиций общения предпочтительна позиция «взрослого» - рационального и дружественно – делового. Известно, что 55% информации о человеке мы получаем глядя на него. Эти визуальные сообщения основываются на физическом облике презентатора, включая его позы и внешний вид. Специалисты по коммуникативным презентациям считают, что выступая перед аудиторией, не следует демонстрировать позу человека с поникшей головой и опущенными плечами вцепившегося в стол или трибуну; не стоит складывать руки на груди и смотреть в потолок, задрав голову. Эти позы и жесты расшифровываются как оборонительные, они обычно оказывают негативное воздействие на аудиторию, так как свидетельствуют о неуверенности или враждебности презентатора, о слабой подготовленности к представлению им темы. К неудачному положению тела можно отнести:

    • Перенос веса тела на одну ногу;

    • Разворот одним плечом вперед к аудитории;

    • Постепенный отход назад, все дальше от слушателей.

Позитивными позами считаются те, при которых оратор стоит прямо, повернувшись лицом к аудитории, и его тело хорошо сбалансировано, устойчиво, но не статично, в меру расслабленно или раскрепощено. Контролируйте свою осанку во время презентации, и вы почувствуете себя более уверенным, деловито и позитивно сосредоточенным. По жесту руки мы можем схватить отношение говорящего, понять его внутренние смыслы. Чувственные анализаторы мгновенно соотносят жест, пластику (напряжение теля), мимику (напряжение лица), форму губ, бровей, характер взгляда, окраску голоса, и мы понимаем истинно к нам отношение. И обмануть нас трудно.

Помните:

  • Отношение людей к вам отражает ваше отношение к ним. Улыбайтесь - и они будут улыбаться в ответ, если нахмуритесь – хмурость в ответ обеспечена;

  • Приветливость в большинстве влияет так же, как и улыбка;

  • Не ждите, пока к вам проявят симпатию: считайте, что вы уже понравились;

  • Проявляйте инициативу в дружеском отношении к другим;

  • Приветствуйте и улыбайтесь первыми;

  • Пытайтесь зависти разговор в доверительном тоне, акцентируйте внимание на тех вопросах, в которых ваши взгляды совпадают;

  • Интересуйтесь людьми, которые вас окружают, их работой, заботами и радостью;

  • Беседы на темы общих дел очень сближают;

  • Учитесь ставить себя на место другого;

  • Употребляйте как можно больше слов, подчеркивающих положительный настрой и уважительное отношение: «да», а не нет« благодарю«, «прошу вас», «будьте любезны»;

  • Завязывайте« спорщиков друг на друге;

  • говорите только о фактах, а не о личностях.




  1. Речь – «слово наполовину принадлежит тому, кто слушает» - 7% из произнесенного усваивается через понимание, 39% - через звук с его характеристиками, 65% - невербально, кинестетически.


Рекомендации к речевому общению:

    • Логичность – подача информации доступным, не слишком научным языком, с объяснениями, выводами. «Слова рождаются с мыслями». Апеллируйте к рассудку людей, высказывайте уважение и призывайте к сотрудничеству, так как взаимоуважение – начало плодотворного общения; лаконичность – говорим коротко, ясно и доступно;

    • Музыкальность (интонации и темброво – скоростное разнообразие) – быстро и на высоких тонах – малозначительное и не обязательное для запоминания, важное – медленное и на низких нотах, а перед тем – пауза как усиление ожидания этого важного. Для благоприятного впечатления лучше выбрать приподнятую, мажорную, воодушевленную тональность общения, а произносить потише, если это не публичное выступление. Регулируйте дыхание, старайтесь говорить на выдохе;

    • Грамотность – держите историко – культурное – достоинство – произношение, ударение, акценты, лексические выражения, уместность терминологии и иностранных слов;

    • Юмор и шутка – украшают речь, как и богатство образной лексики. Проявляйте любовь к родному языку.




  1. Культура ношения вещи, одежды. Главное – естественность присутствия и полифункциональность, комбинаторность, гармоничность. Вещи и аксессуары – наличие необходимости в создании гармонии образа, костюма. Требуется умение манипулировать вещью, показать ее достоинства, радоваться ее наличию. Одежда – добротность, стильность, красота и функциональность. В связи с этим одежда должна выдерживать требования классики делового костюма в сочетании с веяниями времени, моды, особенностями фигуры и создаваемого образа, соединять цветовое, фактурное и стилевое единство ансамбля костюма. Одежда способствует созданию правильного облика выступающего и, хотя нет каких либо правил по поводу костюма презентатора, она все – таки должна соответствовать следующим критериям:

    • Ситуативная уместность;

    • Гармония с человеком, его возрастом и обликом;

    • Эстетичность;

    • Удобность и демократичность;

    • Соответствие особенностям аудитории;

    • Придание чувства уверенности в себе.

Примите во внимание эти советы, и ваш костюм произведет благоприятное впечатление на участников презентации.


  1. Костюм, парфюм. Ухоженная женщина и как учитель предпочтительна детьми, так как они воспринимают красоту как элемент доброты и милосердия. Косметика и духи – завершающие штрихи в туалете современной женщины.

Главные правила:

    • Лучше их меньше, чем больше;

    • Предпочтительнее одной фирмы и одного названия в единовременном применении;

    • Сочетаемость со стилем одежды, поведением, обстановкой и возрастом;

    • Не употребляйте то, от чего вам хотя бы чуть – чуть не по себе.




скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования Как подготовиться к конкурсу профессионального мастерства «Сердце отдаю детям»
148.27kb.
О проведении Республиканского семинара руководителей объединений
43.58kb.
Конкурса педагогического мастерства «Сердце отдаю детям»
25.43kb.
Методические рекомендации по написанию образовательной программы дополнительного образования детей для педагогов дополнительного образования
119.82kb.
Методические рекомендации Волоконовка 2011 Печатается по решению
399.51kb.
По самообразованию учителя иностранного языка Тормосиной Надежды Георгиевны методические рекомендации самообразования педагога
247.62kb.
Методические рекомендации по организации повышения профессионального мастерства классных руководителей Оренбург 2011 ббк 74. 204
317.18kb.
Технология подготовки к конкурсу профессионального мастерства работников системы образования «Учитель года»
130.6kb.
Семинар для педагогов дополнительного образования города и района по теме: «Совершенствование педагогического мастерства педагога дополнительного образования в условиях центра детского творчества»
26.75kb.
В а сухомлинский Сердце отдаю детям
3802.14kb.
«малая академия»
86.24kb.
Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования детей и учителей начальных классов по организации творческой деятельности на основе триз-технологии
56.91kb.