Главная стр 1стр 2стр 3
скачать


Костромской областной институт повышения квалификации работников образования

Кабинет дошкольного образования




Организация жизни и деятельности детей

в разновозрастной группе малокомплектного детского сада

Методические рекомендации




Кострома, 2009
Методические рекомендации печатаются по решению Ученого Совета КОИПКРО.

Составители:

Наугольных Л.Г., зав.кабинетом дошкольного образования КОИПКРО.

Раева В.В., методист кабинета дошкольного образования КОИПКРО.
Настоящие рекомендации адресованы педагогам, практическим работникам малокомплектных ДОУ и содержат материал по организации жизни и деятельности детей в разновозрастной группе.
При разработке методических рекомендаций авторы руководствовались данными современных научных исследований в области детской психологии, дошкольной педагогики и дидактики, а также передового педагогического опыта.

В качестве источников педагогических рекомендаций по организации жизни и воспитанию детей в смешанных группах были использованы:

1. Аванесова В.Н. «Воспитание и обучение в разновозрастной группе». – М., 1979.

2. Буре Р.С., Михайленко Н.Я. «Воспитание детей в дошкольных учреждениях села» (в условиях разновозрастной группы). – М., 1998.

3. Доронова Т.Н. «Воспитание детей в малокомплектных дошкольных учреждениях». ж-л «Д/в» - 1984 - №2, с.46-50.

4. Минкина М.В. «Работа в разновозрастной группе д/с». – Минск, 1963.

5. сост. Теленги В.И. «Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет». – М., «Просвещение», 1987.

6. Алексеева А.С., Дружинина Л.В., Ладедо К.С. «Организация питания детей в ДУ». – М., «Просвещение», 1990.

7. «Готовимся к аттестации!» (методическое пособие для педагогов ДОУ». – Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000.

8. Сост. Исмакова Л.С., Нуруллина Г.Ю. «Утренний сбор» (методические рекомендации). – Н-Новгород, 2000.


От авторов
Каждый ребенок имеет право на счастливое проживание периода дошкольного детства, и повышение качества дошкольного образования – это гарантия создания государством, обществом необходимых условий для полноценного развития ребенка, его успешности во взрослой жизни.

Перед работниками ДОУ стоит непростая, нелегкая задача – построить свою работу так, чтобы она не только соответствовала запросам общества, но и обеспечивала сохранение самоценности, неповторимости дошкольного периода детства. Каждое ДОУ должно сегодня постоянно доказывать свою привлекательность и необходимость, занять индивидуальную нишу в общем образовательном пространстве. А это достигается в первую очередь высоким качеством воспитательно-образовательного процесса в конкретном детском саду.

Однако, известно, что решение воспитательно-образовательных задач, формирование достаточного уровня знаний и умений детей, достижение государственного стандарта в условиях разновозрастной группы малокомплектного детского сада вызывает у воспитателя значительные трудности. К тому же основная методическая литература по дошкольному воспитанию рассчитана на учреждения с одновозрастным составом детских групп.

Исследовательская деятельность кабинета в 2000-2002 году по проблеме «Организация педагогического процесса в условиях малокомплектного детского сада» была направлена на выявление позитивных моментов и трудностей в работе педагогов с детьми разновозрастной группы.

Путем анкетирования слушателей курсов в Галичском, Кадыйском, Костромском, Нерехтском, Чухломском районах выявлены адреса носителей успешного опыта. Одновременно выяснилось, что для воспитателей разновозрастных групп особую сложность представляет организация обучения детей на занятиях, так как они вынуждены одновременно вести работу по программам 2-3 и даже 4-х возрастов. В результате воспитанники этих детских садов приходят в школу менее подготовленными, чем их сверстники из одновозрастных групп.

С целью оказания методической и психолого-педагогической помощи педагогам разновозрастных групп малокомплектного детского сада и выпущены настоящие методические рекомендации.

В 1-ом выпуске в основе рекомендаций к организации жизни и деятельности детей разного возраста лежат общие педагогические требования к режиму дня дошкольников, принцип постепенного и последовательного подключения детей к режимным процессам, начиная каждый раз с более младших, а также рассматриваются условия для создания разнообразной деятельности детей в течение дня.

В дальнейшем кабинет планирует продолжить начатую работу, представляя опыты педагогов-практиков по работе с детьми в малокомплектном д/с.

Будут рассматриваться следующие вопросы:


  • организация игровой деятельности

  • организация обучения

  • планирование воспитательно-образовательной работы

  • трудовое воспитание

  • методическая работа с кадрами.

Уважаемые педагоги! Надеемся на взаимодействие. Ведь результат работы будет зависеть от осознания важности поднятой проблемы и оперативности в деятельности работников ДОУ.

Приглашаем вас к сотрудничеству!

Обменяться мнениями и обсудить интересный опыт, предложить свои разработки занятий можно в кабинете дошкольного воспитания КОИПКРО.

Авторы:
Наугольных Любовь Григорьевна – заведующая кабинетом дошкольного воспитания КОИПКРО, Заслуженный учитель РФ

Раева Валентина Викторовна – методист кабинета дошкольного воспитания КОИПКРО.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования с возрастными и индивидуальными особенностями детей, способности правильно распределять внимание, понимать и видеть каждого ребенка и всю группу в целом, обеспечивать развитие детей в соответствии с их возможностями.

В целях рационального построения педагогического процесса, надо определить в каждом конкретном случае состав группы, выделить две-три подгруппы и в соответствии с ними дифференцировать воспитательно-образовательную работу (рекомендуется на 1 сентября в каждой смешанной группе иметь списки детей по подгруппам с указанием даты рождения и возраста детей).

В зависимости от возрастного состава и количества детей, комплектование детей в малокомплектном ДОУ в группы и подгруппы может быть следующим:


  • в трехгрупповом ДУ:

- две группы – дети смежного возраста,

- одна – старшие дети одного возраста.



  • в двухгрупповом ДУ:

1 способ: две группы детей смежного возраста – 2 и 3 года, 4 и 5 лет.

2 способ: две группы детей резко контрастного возраста – 2 года и 5 лет, 3 года и 6 лет.

3 способ: две группы детей относительно контрастного возраста – 2 и 4 года, 3 и 5 лет.


  • в одногрупповом ДУ, где фактически вместе воспитываются дети смежного, контрастного и резко контрастного возраста выделяются три подгруппы:

2 группы – дети смежного возраста.

1 группа - старшие дети одного возраста.

Наименее благоприятные условия для развития детей в тех учреждения, которые укомплектованы детьми резко контрастного возраста:

во-первых, трудно создать должный воздушно-тепловой режим;

во-вторых, разница в возрасте определяет и различную степень восприимчивости к инфекционным заболеваниям и уровень развития навыков самообслуживания и гигиены, потребности во сне и деятельности и т.п.

в-третьих, существенные трудности возникают и при оборудовании помещения мебелью, игрушками, оснащении педагогического процесса.

В случае комплектования групп детьми близких, смежных возрастов лучше реализуется принцип максимального учета возрастных возможностей детей, на основе которого в «Программе» выделены возрастные группы по годам жизни ребенка (третий, четвертый, пятый...). В каждой такой группе необходимо вести работу по двум возрастным группам. Дифференцированная работа с двумя подгруппами посильна каждому воспитателю и, в то же время, позволяет значительно повысить качество воспитания и обучения, особенно старших детей.

Воспитательно-образовательная работа в малокомплектных ДУ осуществляется педагогом в процессе повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей (игровой, трудовой и т.д.), а также в процессе занятий, специально организованных и систематически проводимых со всеми детьми. В первом случае воспитатель прежде всего создает условия для разнообразной и интересной деятельности и хорошего самочувствия каждого ребенка, воспитывает поведение и правильные взаимоотношения детей между собой и со взрослыми, уточняет детский опыт и представления, закрепляет имеющиеся знания, расширяет кругозор ребенка. В процессе занятий воспитатель организует учебную деятельность всех детей, формирует умение действовать в соответствии с полученными от взрослого указаниями, планомерно и последовательно обучает детей новым знаниям и умениям, развивает познавательную активность.

Правильная организация жизни и разнообразной деятельности детей в малокомплектных ДОУ, создание благоприятных условий способствует разностороннему развитию детей разного возраста.

Часть I
Педагогам следует обратить внимание на создание развивающей среды в ДОУ и в группе. Среда развития ребенка – пространство жизнедеятельности ребенка. Это те условия, в которых протекает его жизнь в ДУ, в том числе предметно-пространственная среда и социальная среда.

Среда – это окружающее человека пространство, зона непосредственной активности индивида, его ближайшего развития и действия. Известно, что именно этот фактор может или тормозить развитие ребенка (враждебная в эмоциональном и физическом планах), или стимулировать его развитие (благоприятная, развивающая среда). Возможен и нейтральный вариант воздействия среды, когда она и не тормозит, но и не стимулирует развитие ребенка. Все это необходимо учитывать при создании обстановки в детском дошкольном учреждении.

Исследователи в области образования полагают, что специальным образом организованная среда способна оказывать позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению. Такая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, а именно это определяет особенности личностного развития на ступени дошкольного детства. Развивающая среда дает дошкольнику возможность испытывать и использовать свои способности, позволяет ему проявлять самостоятельность, утверждать себя как активного деятеля. Активность ребенка в условиях обогащенной развивающей среды стимулируется свободой выбора деятельности. Ребенок играет, исходя из своих интересов и возможностей, стремления к самоутверждению, занимается не по воле взрослого, а по собственному желанию, под воздействием привлекших его внимание игровых материалов. В таком подходе к организации детской деятельности уже заложен механизм развития ответственности за содеянное, за результат. В ребенке пробуждаются силы, способствующие как можно лучшему осуществлению задуманного.

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Обогащенное развитие личности ребенка характеризуется проявлением непосредственной детской пытливости, любо­знательности, индивидуальных возможностей (без принуж­дения и натаскивания); способностью ребенка познавать увиденное, услышанное (материальный и социальный мир) и эмоционально откликаться на различные явления, собы­тия в жизни; стремлением личности к творческому отобра­жению накопленного опыта восприятия, познания в играх, общении, рисунках, поделках и т.д.

В общем, обогащенное развитие — это развитие всех потенциальных индивидуальных возможностей каждого ре­бенка. Безусловно, наиболее высоким уровнем познаватель­ного и личностного развития обладает индивид, находящийся под воздействием развивающей среды. Таким образом, предметно-пространственная среда развития – это организация пространства и использования оборудования и другого оснащения в соответствии с целями безопасности психического благополучия ребенка, его развития.

Каковы же характеристики предметно-пространственной среды и как их создать?

1) Комфортность и безопасность обстановки чаще всего дости­гается через сходство интерьера групповой комнаты с домаш­ней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка общественного образовательного учреждения, со­здает чувство уверенности и безопасности. В результате пре­бывания в естественной, уютной обстановке у ребенка скла­дываются предпосылки для возникновения и закрепления положительного эмоционального тонуса, что является основой успешного интеллектуального и личностного развития.

Эффект домашней обстановки достигается путем замены казенной мебели (парт, столов, расставленных по стандарт­ным школьным правилам, с количеством стульев, равным количеству детей; стола воспитателя) на более привычные столы, стулья, кресла, диваны, подушки, коврики; устране­ния границ между зоной учебной деятельности и зонами для других видов активности.



2) Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановки групповых помещений необходимо подбирать та­ким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира. Для этого, как правило, много места отводится естественному природному и различному бросовому материалу. Наряду с этим в группы дошкольников часто вносятся разнообразные бытовые пред­меты, а в атрибутике сюжетно-ролевых игр используются ес­тественные вещи (например, в игре «Путешествие»: фотоап­парат, чемоданы, темные очки, шлем, бинокль и т.п.). Раз­нообразная деятельность детей в такой обстановке является эффективным условием развития сенсорных способностей, которые, в свою очередь, являются базовыми в системе ин­теллектуальных способностей ребенка дошкольного возраста.

3) Обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельнос­ти и структуризация этой деятельности через насыщение пространства специальным образом подобранными матери­алами. Такой подход ставит ребенка в позицию активного деятеля, что благотворно сказывается на приобретении опы­та социальной жизни и его интериоризации, становлении субъектной позиции дошкольника, развивает его самостоя­тельность и инициативность. Кроме того, ситуация занятос­ти и увлеченности интересной деятельностью каждого ребенка снижает потенциальную возможность возникновения организационных и дисциплинарных проблем.

4) Обеспечение возможности для исследования и научения. Исходя из этого положения, развивающую среду можно назвать «обучающей». Ребенок очень много узнает еще до того, как приходит в дошкольное учреждение. К этому моменту он уже имеет значительный опыт и понимает окружающий мир на основе этого опыта. Процесс образования в дошкольном учреждении должен основываться на этом предыдущем опыте ребенка и учитывать собственную точку зрения ребенка на окружающий мир.

Каждому ребенку присущ свой темп и свой стиль развития, не менее индивидуальные, чем его внешность. Некоторые дети лучше учатся через наблюдение. В научении других относительно чаще встречается манипулирование и действование методом проб и ошибок. Все это только подтверждает точку зрения о значимости создания специальной обучающей среды, в которой каждый ребенок мог бы индивидуально испытывать свои способности и идти собственным путем в процессе познания окружающего мира.

Современные исследователи определили, что прямое обучение не всегда ведет к осознанию изучаемого содержания и возможности его использования. Ребенок прекращает демонстрировать понимание этого содержания, как только исчезает ситуация обучения. Например, 5-летний ребенок достаточно легко справляется с заданием разложить полоски по высоте от самой низкой к самой высокой, называет те полоски, которые ниже синей, но выше красной, демонстрируя понимание относительности величины. Но тот же ребенок не может на листке бумаги небольшого размера нарисовать медведя так, чтобы этот медведь получился самым большим среди всех нарисованных медведей (хотя решение основывается на том же самом понимании относительности величины).

Детское экспериментирование — один из важнейших аспектов развития личности. Эта деятельность не задана ребенку взрослым заранее в виде той или иной схемы, а строится самим дошкольником по мере получения все новых сведений об объекте. Поэтому уместно говорить о саморазвитии в деятельности экспериментирования. Для развертывания этой деятельности необходимы материалы: мерные кружки, формочки, нестандартные мерки, учебные пособия и приборы (весы, часы, календари и т.п.), вода, глина, речной песок.

Таким образом, под предметно-развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную уютную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными сенсорными раздражителями и игровыми материалами.

В то же время определяющим моментом в создании предметно развивающей среды является педагогическая идея; цель, которой руководствуется образовательное учреждение. Достижение этой цели осуществляется через реализацию образовательной программы.

Цели образования дошкольников и, следовательно, образовательные программы могут существенно отличаться друг от друга. Так в РФ утверждено несколько комплексных программ («Радуга», «Развитие», «Детство», «Истоки» и др.), а также целый ряд парциальных программ («Мы», «Основы безопасности жизнедеятельности» и др.), т.е. образовательная среда группы должна спо­собствовать реализации цели, задач и содержания выбран­ной программы.

Создавая развивающую среду группы, очень важно учиты­вать особенности детей, посещающих эту группу: возраст до­школьников, уровень их развития, интересы, склонности, спо­собности, половой состав, личностные особенности и прочее.

Особенности среды группы также во многом определяются личностными особенностями и педагогическими установками воспитателя. Если воспитатель — знаток своего города, любит изучать его вместе с детьми, конечно, это должно найти яркое отражение в обстановке. Другой предпочитает больше внима­ния уделять изобразительной деятельности — и это также будет заметно в созданной среде. Кому-то из педагогов близки идеи Марии Монтессори, для кого-то определяющим является подход Вальфдорфской педагогики — все это так или иначе найдет отражение в среде группы.

Вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что не может быть слишком жестких, детализированных требова­ний к построению развивающей среды в разных образова­тельных учреждениях, поскольку образовательные програм­мы, состав детей, педагогические кадры могут существенно отличаться друг от друга. Вместе с тем можно выделить наиболее общие положения при создании развивающей сре­ды в группе дошкольного образовательного учреждения, ко­торые основываются на современных подходах к образова­нию дошкольников.

Непременными условиями построения развивающей сре­ды в дошкольных учреждениях любого типа являются реа­лизация идей развивающего обучения и опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между воспи­тателем и ребенком.

Развивающее обучение направлено прежде всего на раз­витие личности обучаемого и осуществляется через решение учебных задач, основанных на преобразовании информации, что позволяет обучаемому проявлять максимальную самосто­ятельность и активность. Источник целостного развития ре­бенка — его познавательно-творческая деятельность, которая направлена на освоение исторически складывающихся форм человеческой культуры, созидательного опыта людей. Куль­турные средства, которые активно присваивает ребенок, дают ему возможность самостоятельно анализировать любую но­вую ситуацию, быть свободным в выборе собственных дей­ствий, самостоятельно организовывать свою деятельность.

Развивающее обучение предполагает перспективу самораз­вития ребенка и расширения его сознания на основе позна­вательно-творческой деятельности. Такое обучение невоз­можно без рефлексии, без познания самого себя, своих воз­можностей. Осуществление идей развивающего обучения возможно только на основе личностно-ориентированной модели взаимодействия между воспитателем и ребенком. Ее ос­новные черты таковы. Взрослый в общении с детьми при­держивается правила: «не рядом, не «над», а вместе!». Его цель — содействовать становлению ребенка как личности. Способы общения — понимание, признание и принятие лич­ности ребенка, основанные на способности взрослых встать на позицию ребенка, учесть его точку зрения и не игнорировать его чувства и эмоции. Тактика общения — сотрудни­чество. Взгляд на ребенка — как на полноправного партнера.

Реализация современных подходов к образованию дошкольников (осуществление идей развивающего обучения и личностно-ориентированная модель взаимодействия воспитателя и ребенка) возможна только при соблюдении следу­ющих принципов построения развивающей среды в группе детского сада.



1. Принцип уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного возраста есть три основные потреб­ности: потребность в движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда группы (и детского сада в целом) должна эти потребности удовлетворять. Она организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста и характерными для этого возраста сензитивными периодами. Так, например, на тре­тьем году жизни это — развитие движений и речи. Поэтому необходимо в оборудование включать горки, большие мячи (за которыми ребенок будет ходить, прокатывать их), ве­лосипеды, простые сюжетные картинки, прочные книжки.

В старшем дошкольном возрасте дети предпочитают со­вместные игры, поэтому оборудование необходимо разме­щать так, чтобы детям удобно было организовывать совмест­ную деятельность. В этом же возрасте начинает развиваться «режиссерская» игра — для нее необходим небольшой по площади настольный театр и соответствующая атрибутика.

Ребенок развивается только в активной деятельности. Его к такой деятельности чаще всего стимулирует внешний раз­дражитель: предмет, игрушка, оказавшиеся в зоне внимания, поэтому высота мебели в групповом помещении должна быть такой, чтобы ребенок мог достать игрушку с самой высокой полки (примерно 75 см).

Большое значение при создании действительно развиваю­щей среды имеет свободное пространство. Дети нуждаются в значительном по площади свободном пространстве — для двигательной деятельности, ролевых игр, для «неопрятных» игр (манипуляций с водой, песком, глиной), для спокойных игр и занятий в одиночестве. Основное правило — свободное пространство должно занимать не менее трети и не более половины общего пространства групповой комнаты. (Не пу­тайте «свободное пространство» и «открытое пространство»!).

Кроме того, детям должно быть ясно видно, как пере­двигаться по групповой комнате, чтобы не помешать дея­тельности других детей. Для воспитателя важно, чтобы груп­повая комната хорошо просматривалась, чтобы он мог ви­деть всех детей без необходимости перемещения по комнате. Такое пространство помогут создать невысокие ширмы или стеллажи с открытыми полками, которые одновременно и разграничивают пространство, и оставляют его свободным для наблюдения.

При планировании интерьера целесообразно придержи­ваться нежесткого центрирования (зонирования). Так, воз­можен следующий подход к организации среды:



  • центр сюжетно-ролевой игры;

  • центр грамотности, куда включаются книжный уголок и все игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма, здесь же могут быть театрализованные игры;

  • центр науки, куда входит уголок природы и место для детского экспериментирования и опытов с соответству­ющим оборудованием и материалами;

  • центр строительно-конструктивных игр;

  • центр математики (игротека);

  • центр искусства, где размещаются материалы по ознакомлению с искусством, предметы искусства, материалы и оборудование для детской изобразительной деятельности.

Кроме того, в группе желательно иметь спортивный ком­плекс: он не занимает много места и в то же время много­функционален.

Возможно иное построение среды — «кабинетное». В любом случае при решении своих целей и задач воспитатель может выбрать собственный вариант построения среды — он вместе с детьми определяет, что, где и как располагать.



2. Принцип уважения к мнению ребенка. Развивающую среду выстраивает для детей воспитатель. Он при этом старается, чтобы окружающая ребенка обстановка была комфортной, эстетичной, содержательной, чтобы оборудование было расставлено удобно. Однако нельзя забывать, что пред­ставления взрослого об удобствах, уюте, комфорте далеко не всегда совпадают с представлениями ребенка об этом.

Например, воспитатель из лучших побуждений старается обустроить групповую мягким уголком (диваном или кресла­ми), а ребенок предпочтет этому пару поролоновых матов. На них можно поваляться, попрыгать, их легко перенести в другое место, нет страха что-то сломать или порвать. Или воспитатель подбирает обои для группы: красивые, моющиеся, с отделкой в тон, а ребенку было бы гораздо интереснее иметь в группе «рисовальную стену» — прикрепленные рулонные белые обои, на которых можно рисовать красками, фломастерами, карандашами и даже... руками. Организуя среду, необходимо учитывать мнение каждого ребенка, всех детей группы, выслушивать их предложения и по возможности их удовлетворять или же тактично объяснять причину отказа.

Целесообразно перед первым приходом ребенка в детский сад или после летнего перерыва спросить родителей (в беседе или через анкетирование) о том, чем увлекается их сын или дочь, к чему проявляет склонности, способности; какие любит игрушки. Важно также спросить об этом самого ребенка и внести в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.

Если мнение ребенка будет всегда учитываться в создаваемой среде, группа детского сада станет для него роднее, уютнее, комфортнее – ведь это дом, который создан и им тоже!



3. Принцип функциональности означает то, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию. Так, если в ближайшее время игра, пособие, оборудование не будут использованы, их следует вынести из группы в другое место (раздевалку, кладовую и т.п.). Группа не должна быть складом для хранения материалов и пособий!

Имеющееся оборудование и материалы необходимо проанализировать с точки зрения привлекательности для детей и развивающего потенциала. Так, например, во многих группах детских садов есть игра «Магазин». Зачастую атрибутами для этой игры являются пустые упаковки от продуктов (молока, йогуртов, печенья и др.) в избыточном количестве, мешочки с «крупами», гиревые весы и т.п. Но современный ребенок чаще всего наблюдает в магазине иную картину: весы электронные, товар продавщицы почти никогда не взвешивают – он уже расфасован... Не удивительно, что игра в «магазин» часто малосодержательна и требует постоянного активного участия воспитателя. Может быть, лучше организовать «магазин одежды», где дети смогут «примерять и покупать» одежду? Что для этого понадобиться? Конечно, товар – одежда, вешалки и стойка для одежды, еще зеркало, ценники, касса...

Игры и пособия, которые вносятся в группу, должны быть многофункциональны, комбинаторны, вариативны. Например, дидактическое пособие «Цветные палочки Кюизенера» можно использовать для развития у детей представлений о числах натурального ряда, для развития вычислительных умений, для развития пространственных ориентировок, для развития умения выявлять свойства, зависимости, закономерности. Конструктор Лего «Ферма» интересен детям как игрушка, но одновременно они знакомятся с домашними животными, считают их; у дошкольников развиваются конструктивное мышление, творческое воображение.

4. Принцип опережающего характера содержания образования. Правомерно, что воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но кроме них надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста (примерно на год). Это объясняется следующими причинами. Во-первых, дети различаются по уровню своего развития: есть дошкольники, которые опережают сверстников в развитии. Чтобы не тормозить их дальнейшее продвижение, необходимо использовать более сложное содержание, а это возможно только через деятельность с играми и пособиями, предназначенными для более старших детей. Во-вторых, особенности поведения и деятельности ребенка с новым сложным материалом дают воспитателю замечательную возможность осуществить диагностику, а именно: отмечать степень переноса детьми уже освоенной информации в новые, незнакомые условия деятельности. В-третьих, детское экспериментирование с новым, более сложным игровым материалом открывает перспективу саморазвития, воспитывает стремление понять, узнать, разобраться в новом.

5. Принцип динамичности – статичности среды. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, что его окружение не может быть застывшим, а также требует изменений. Обстановка – это оболочка, «одежда», из которой ребенок быстро вырастает, поэтому она должна, оставаясь по сути привычной и уютной, «расти», меняться вместе с ребенком; более того, обстановку должен менять сам ребенок, подстраивая ее под себя. Развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его.

Первоначальный период построения среды - два месяца, а далее – ее насыщение и реорганизация. Примерно один раз в два месяца часть материалов необходимо заменять, переставлять оборудование. Если есть возможность, мебель лучше приобретать на колесиках, чтобы дети сами могли ее передвигать, конструируя пространство. Для этого подойдет крупный модульный материал (промышленного изготовления либо склеенные картонные коробки разного размера), с помощью которого пространство легко трансформируется.

Выстраивая развивающую среду, воспитатель всегда должен помнить, «...какую громадную, ни с чем не сравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира... Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью, его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы...» (Е.И. Тихеева).

Важно!

- в разновозрастной группе в условиях одно- или двухкомплектного сада, где дети прибывают в группе не один год, рекомендуется чаще менять оформление. Изменения в обстановке повышают эмоциональное восприятие ранее виденного, создают новые впечатления и образы.

При этом следует руководствоваться очень разумным педагогическим правилом, высказанным в свое время видным специалистом по дошкольному воспитанию Е.И. Тихеевой: «Не надоедать детям одними и теми же впечатлениями и образами...»

Существенное значение имеет размещение мебели в комнате. Следует расставлять столы, кровати по возрастным подгруппам. Это дает возможность дифференцировать длительность режимных процессов, предъявлять к детям одного возраста одинаковые требования, и наоборот, разнообразить деятельность детей разного возраста.

Например, кровати малышей удобнее расположить в наиболее спокойной части спальной комнаты. Старшие дети при этом, вставая первыми (ложась последними), не нарушают сна маленьких

Столы надо расставлять ближе к окнам так, чтобы свет падал с левой стороны.

При размещении столов надо позаботиться о том, чтобы всем детям было хорошо видно и слышно воспитателя, чтобы они свободно могли вставать и выходить из-за стола, не мешая другим.

В создании условий для полноценного физического развития детей большое значение имеет правильный подбор мебели. Она должна быть простой по форме, легкой и удобной, окрашенной в светлые тона, с гигиеническим покрытием.

Столы и стулья – основная мебель для детей – в разновозрастной группе должны быть не менее 3-4 размеров.

На основе указанных в таблице размеров мебели и данных медицинского обследования в начале учебного года (сентябрь) необходимо правильно подобрать мебель, сделать маркировку и закрепить столы и стулья за детьми.
Высота столов и стульев для детей ясельного и дошкольного возраста


Рост ребенка (см)

Возраст

ребенка

Группа

мебели

Цвет

маркировки

Высота (см)

Дифференциация (см)

стола

стула

До 80

7 мес.-1 г.8 мес.

А

Белый

34

17

17

81-90

1 г. 5 мес.-2 г. 8 мес.

Б

Зеленый

38

20

18

91-100

2-4 г.

В

Голубой

43

24

19

101-115

3-6 лет

Г

Оранжевый

48

28

20

115-130

6-7 лет

Д

Желтый

54

32

22

свыше 130

6-7 лет

Ж

Красный

60

36

24

Дети в дошкольном возрасте растут быстро, поэтому мебель подбирается им в течение года дважды. Чтобы упростить эту работу, можно на косяк двери нанести цветную шкалу шириной 5-6 см. Начиная от пола, c отметки от 90 до 100 см закрасить полосу голубым цветом, над ней до отметки 115 см – оранжевым, а затем до 130 см – желтым, выше – красным. Ребенок, не снимая обувь, становится, выпрямившись, спиной к косяку двери. Уровень, соответствующий его росту, и будет информировать о подходящей группе мебели.

Многие воспитатели приурочивают подбор и маркировку мебели к началу перераспределения детей по возрастным подгруппам. Они беседуют с детьми о том, что их старшие товарищи ушли в школу, а в группу пришли малыши. Все остальные дети выросли, и те, которые стали теперь старшими, будут готовиться к школе.

Закрепляя за детьми их новые места, педагог объясняет и показывает, кто будет сидеть за двухместными столами, кто-то за четырехместными, какими стульями надо пользоваться, как находить нужные (по метке) и как их ставить к столам, чтобы сидеть правильно и удобно. Рассадить детей на новые места, педагог предлагает посмотреть и запомнить, кто с кем оказался рядом, просит помогать друг другу, особенно малышам, находить свое место и всегда пользоваться стульями нужного размера.

При распределении вешалок для полотенец, шкафчиков для одежды он также объясняет, что более низкими вешалками удобнее пользоваться малышам, а более высокие предназначены для старших детей.

Важно, чтобы обозначения (метки для детей) на мебели, шкафчиках, вешалках для полотенец менялись по мере перехода детей в более высшую возрастную подгруппу. Такая деталь имеет особое значение в группах, где дети разного возраста воспитываются в одном коллективе 2-3 года. Она дает возможность ребенку почувствовать, что он уже «подрос», стал на год старше, а такая радостная перспектива всегда доставляет детям большое удовольствие.

Следует учитывать, что для малышей используются картинки, для средних – геометрические фигуры, для старших – можно буквы и цифры – (от 0 до 9).

В оборудование групповых комнат, помимо столов, стульев, входят шкафы для игрушек, полки для книг, скамейки и другие предметы. Все они должны быть устойчивыми, безопасными в употреблении, удобными для самостоятельного пользования.

Санитарно-гигиеническими правилами предусматриваются определенные требования и к качеству игрушек – они подбираются в соответствии с возрастом детей, изготавливаются из легко моющихся материалов, покрываются яркими, прочными и безвредными лаками и красками.

Дидактический материал, пособия и игрушки, подобранные в соответствии с возрастом каждой возрастной группы и подгруппы, должны быть расположены на отдельных полках и рассредоточены так, чтобы детям было удобно пользоваться ими и, приучаясь к порядку, ставить на место.

Необходимо приучать детей с младшего возраста к аккуратному и бережному обращению с игрушками, самостоятельной их уборке.

При оборудовании других помещений малокомплектного детского сада (раздевальной, умывальной, туалетной и т.д.) необходимо также сочетать соблюдение гигиенических требований и созданием максимальных удобств для одновременного воспитания детей смешанного возраст. Важно, чтобы эти помещения находились в непосредственной близости к групповой комнате – тогда воспитателю будет удобно наблюдать за детьми, обеспечивать последовательность режимных процессов.

Участок – обязательный элемент ДУ. Правильно спланированный и хорошо оборудованный участок, где дети проводят от 3,5-4 ч зимой, до 5-6 ч в теплое время года, создает благоприятные условия для их гармоничного развития.

Пребывание детей на участке позволяет широко использовать в целях закаливания мощные оздоровительные природные факторы – воду, солнце, воздух.

На участке дети получают реальную возможность удовлетворить потребность в движении, совершенствуя при этом свои двигательные умения в играх, в разнообразных гимнастических упражнения, трудовых процессах.

Хорошо озелененный и оборудованный участок оказывает положительное влияние на эмоциональный тонус, который в сочетании с активной двигательной деятельностью поддерживает состояние хорошей работоспособности детей.

Участок используется в педагогических и воспитательных целях для ознакомления с окружающей природой, развития речи, мышления, для воспитания трудовых навыков, реализации отдельных форм физического воспитания.

На участке разновозрастной группы должно быть все для развития разнообразной организованной воспитателем и самостоятельной двигательной деятельности детей:

- навес, под которым дети могут заниматься, а в плохую погоду укрываться от дождя и ветра.

- столы со скамейками разной высоты, соответствующей росту детей. За этими столами дети могут играть и заниматься с настольными играми и материалами.

- песочный ящик, рядом с которым целесообразно врыть столики для малышей, за которым дети будут играть, лепить пирожки.

- специальное место и оборудование для сюжетно-ролевых игр (несложные постройки – домики, автобус, корабль и т.п.).

- оборудование для физических упражнений (лесенка-стремянка, щиты для метания в цель, бревна для упражнения в равновесии и т.п.).

- ровная площадка, свободная от игровых построек.

Таким образом, за счет рационального размещения оборудования на участке выделяются микропространства для разнообразных игр – спокойных (с песком, водой, с дидактическими и сюжетными игрушками), подвижных.

Для обучения детей правилам дорожного движения должна быть предусмотрена тематическая площадка, а если в составе ДУ 2-3 дошкольные группы, то специально оборудуется общая физкультурная площадка площадью 150 м2, которыми группы пользуются поочередно.

И как всегда на участке должно быть отведено место для уголка природы и детского огорода. Своеобразие их оборудования заключается опять-таки в учете возможностей детей разного возраста и выполнения общепринятых для возрастных групп.

Таким образом, важнейшей задачей воспитателя по созданию предметно-развивающей среды в группе на участке является умение организовать быт так, чтобы тесно увязать все элементы повседневной жизни с развитием, обучением, игрой и приобщением детей к труду, а для этого необходимо создать спокойную и доброжелательную атмосферу в группе, ДОУ, т.е. социальную среду.
Социальная среда развития – условия взаимодействия ребенка с другими людьми, сообщество, которое складывается в д/с. Его участники – воспитанники д/с, педагоги, обслуживающий персонал, родители, другие члены семьи воспитанников.

Воспитание дошкольников в разновозрастных группах малокомплектного д/с имеет ряд сложностей. Часть из них касается того, как взрослому организовать общение с ребенком и какими должны быть контакты между детьми. Можно ли одинаково общаться со всеми детьми, независимо от их возраста? Если нет, то чем отличается общение с ребенком 3 лет от общения с детьми 6 лет? И вообще, почему возникает вопрос об общении?

Дело в том, что общение с окружающими людьми играет огромную роль в общем психическом развитии ребенка. В отечественной психологии общепризнанным является положение о том, что психическое развитие детей происходит в процессе освоения ими общечеловеческого опыта. Носителем этого опыта является взрослый. Он встает между миром, в который приходит ребенок, и самим ребенком, репрезентируя ему этот мир.

Изучение развития общения ребенка со взрослыми и сверстниками показало, что на протяжении первых семи лет жизни ребенка его общение с окружающими людьми проходит ряд качественных ступеней в своем развитии.

В общении детей со взрослыми выделяют 4 вида содержания потребности в общении:


  1. Потребность в доброжелательном внимании –2 мес. – 6 мес.

  2. Потребность в сотрудничестве – 6 мес. – 3 года

  3. Потребность в уважительном отношении взрослого –3 года – 5 лет

  4. Потребность во взаимопонимании и сопереживании – 5 лет – 7 лет

Общение со сверстником от момента его возникновения на третьем году жизни ребенка и до конца дошкольного детства проходит 3 этапа:

1-ый – практически – эмоциональное – 2-4 года;

2-ой – ситуативно-деловое – 4 – 6 лет;

3-ий – внеситуативно-деловое – 6 лет.

Изменяется и содержание потребности в соучастии в совместных забавах к потребности в деловом сотрудничестве и признании сверстниками достоинств другого ребенка.

Общение со сверстниками, равными ребенку партнерами, способствует развитию инициативности детей, проявлению их творческого потенциала, овладению нормами взаимоотношений. Но, организуя совместную деятельность детей разного возраста, воспитатель должен помнить о различных основаниях, заставляющих их искать общества друг друга, и соответственно коррегировать и направлять их.

При этом важно уметь использовать все преимущества воспитания детей разновозрастного возраста – наладить свою работу так, чтобы научить старших заботиться о младших. «Дружба старших и младших создает удивительные отношения в коллективе, придает им такую прелесть, какая бывает только в семье, прелесть отношений старших и младших братьев» (Н.К. Крупская).

Нигде нет более богатых возможностей для осуществления такой системы воспитания, как разновозрастном коллективе. В совместном воспитании детей разного возраста есть много положительного. Постоянное общение младших детей со старшими создает благоприятные условия для формирования дружеских отношений, заботливости, самостоятельности. Здесь старшие помогают малышу одеться, рассказывают ему сказки защищают от обидчика, т. е. заботятся о нем. Особое значение приобретает пример старших для малышей. В силу своей склонности к подражанию младшие постепенно перенимают все положительные качества старших. Многолетние наблюдения доказывают, что в разновозрастных группах младшие дети обучаются навыкам гораздо быстрее, а старшие растут более чуткими, доброжелательными и отзывчивыми. Впервые приходя в д/с, малыши попадают в уже организованный коллектив, легче подчиняются его правилам, подражая во всем старшим детям, которые в данном случае служат опорой воспитателя.

Но все это не происходит само собой, а является результатом повседневной и кропотливой работы педагога, правильной организации жизни и самостоятельной деятельности детей.

Организуя жизнь детей, их разнообразную активную деятельность, воспитатель должен, прежде всего, заботиться об охране и укреплении здоровья каждого ребенка, его полноценном физическом развитии, о создании бодрого, жизнерадостного настроения.



Часть II




Самую существенную часть быта детей в ДОУ составляет режим дня



Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Правильное физическое развитие ребенка немыслимо без строгого выполнения режима дня, который должен соответствовать реальному составу детей в группе. Однако это не означает, что нужно устанавливать отдельные режимы для всех возрастных групп, абсолютно точно соблюдать распорядок времени, указанный в программе для каждого года жизни ребенка. В условиях смешанной группы это не возможно, так как происходит совпадение во времени разных процессов. Поэтому, целесообразно составлять режим общий для всех.

- при наличии в группе детей двух смежных возрастов – за основу берется режим более старших детей, а с младшими режимные процессы начинают на 5-10 минут раньше (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна – первыми встают на 15 минут раньше старшие дети);

- при определении общего режима для детей трех-четырех возрастов (от 3 до 7 лет) за основу берется режим среднего возраста (пятый год жизни) и с учетом режима для остальных детей вносят некоторые изменения в длительность режимных процессов.



Важно всегда соблюдать правило – режимные процессы начинать с младшими детьми, постепенно подключая более старших (в другом порядке происходит лишь подъем детей после дневного сна).

Все это создает условия для того, чтобы дети разного возраста, живя в одной группе, в естественной последовательности и постепенно переходили от одного вида деятельности к другому, не тратили время на ожидание очереди при умывании и т.д.

Режим только тогда организует жизнь детей, является важным фактором воспитания, когда он выполняется четко и согласованно всеми работниками ДУ.

Чтобы предупредить сокращение времени для самостоятельных игр и занятий, а также длительность прогулки, обеспечить своевременное питание, в лучших д/с установленный режим детской жизни обсуждается в коллективе и становится законом для педагогов, младших воспитателей и всего обслуживающего персонала. При изменении возрастного состава детей он обновляется.


Примерный режим дня для детей


Режимные процессы

Возраст

4-ый год жизни

6-ой год жизни

Прием, осмотр, игры

7.00 – 8.00

7.00 – 8.10

Утренняя гимнастика, игры

8.00 – 8.30

8.10 – 8.30

Завтрак

8.30 – 8.55

Игры, подготовка к занятиям

8.55 – 9.05

8.55 – 9.20

Занятия

9.05 – 9.50

9.20 – 10.15

Подготовка к прогулке

9.50 – 10.10

10.15 – 10.25

Прогулка

10.10 – 12.00

10.25 -12.15

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду, обед

12.00 – 13.00

12.15 – 13.00

Сон

13.00 – 15.10

13.00 – 15.00

Постепенный подъем, закаливающие процедуры

15.10 – 15.40

15.00 – 15.40

Полдник

15.40 – 15.55

Игры, совместная, самостоятельная деятельность

15.55 – 16.50

15.55 - 16.55

Подготовка к ужину, ужин

16.50 – 17.15

16.55 – 17.20

Подготовка к прогулке, прогулка

17.15 – 19.00

17.20 – 19.00

Уход детей домой

Таким образом, в смешанных группах режим дня становится единый для всех детей, но с учетом возрастных потребностей и возможностей ребенка вносятся некоторые изменения в режимные процессы (деятельность бодрствования и сна, объем нагрузок).

Чтобы все виды деятельности осуществлялись на хорошем педагогическом уровне, большое значение имеет согласованность в работе воспитателя и младшего воспитателя. Младший воспитатель разновозрастной группы должен особенно хорошо сознавать свою роль в педагогической работе с детьми, владеть основными приемами организации режимных процессов, понимать, чем она может помочь малышам, а что они должны делать самостоятельно. Помощь младшего воспитателя необходима постоянно, но больше всего в самые напряженные в смешанной группе моменты – при завершении одних процессов и переходе к другим: подготовка к прогулке, выход на участок и возвращение в группу, укладывание детей, проведение закаливающих процедур.

Важно помнить! Когда воспитатель руководит большинством группы, младший воспитатель находится с меньшинством.

Распределение обязанностей воспитателя

и младшего воспитателя в группе (в холодное время года)



Режимные

процессы


Содержание работы с детьми

Деятельность

воспитателя



Деятельность

мл. воспитателя


Утро

а) прием детей

Проводится:

  • игровая деятельность детей под руководством воспитателя (воспитатель создает условия для организации знакомых игр, новые игры не даются);

  • трудовая деятельность (поручения, дежурства);

  • индивидуальная работа с детьми;

  • воспитание КГН, культуры поведения

- коллективные и индивидуальные разговоры с детьми

Принимает и осматривает детей, беседует с родителями

Проветривает и убирает помещение

б) утренняя гимнастика

Комплекс утренней гимнастики сменяется через 10 дней.

(Необходимо наблюдать за самочувствием детей, регулировать нагрузку).



Проводит утреннюю гимнастику с младшими детьми.

Проводит утреннюю гимнастику со старшими детьми



Готовит старших детей к гимнастике, готовит столы к завтраку.

Играет с младшими детьми



в) завтрак

  • Обратить внимание детей как накрыты столы (дать оценку дежурным);

  • Если есть необходимость (в зависимости от меню) уточнить название блюд;

  • Отметить заботу взрослых (повара, мл. воспитателя) о детях;

- Создать у детей положительное настроение к еде.

Организует подготовку к завтраку.

Проводит завтрак, готовится к занятиям.



Получает завтрак, раздает пищу.

Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее.



Г) занятия

  • Следить за позой детей.

  • Проводить физкультминутки.

- Соблюдать педагогические и гигиенические требования к организации занятий.

Организует и проводит занятия.

Организует игры детей, не участвующих в занятиях, помогает дежурным подготовиться к занятию.

Д) прогулка

Проводится:

  • игровая деятельность детей (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры);

  • трудовая деятельность (коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

  • наблюдения (коллективные, подгрупповые, индивидуальная);

  • индивидуальная работа с детьми (по физ. Воспитанию, развитию речи, математике);

- наблюдение за детьми

Выходит на прогулку с младшими детьми.

Организует деятельность всех детей.

Приводит с прогулки вначале младших, а затем старших детей.


Помогает одеваться на прогулку младшим детям.

Помогает одеваться старшим детям.

Затем проветривает и убирает помещение. Готовится к обеду.

Встречает младших детей, помогает им раздеться.



Е) обед

(то же, что и завтрак)

  • в процессе еды постоянно следить за осанкой детей;

  • добиваться, чтобы дети съедали всю пищу;

- докармливать малышей.

Руководит подготовкой детей к обеду, проводит его.

Раздает обед, участвует в его организации и проведении.

Ж) дневной сон

Необходимо наблюдать за спящими детьми

Постепенно укладывает детей спать – создает условия для спокойного сна.

Вместе с дежурными убирает посуду, а затем моет ее.

Убирает помещение.



Вечер:

а) подъем детей



Необходимо обеспечивать неторопливый переход от сна к бодрствованию

Проводит постепенный подъем детей и закаливание

Помогает проводить закаливание, одевает младших детей, убирает постели

б) полдник

(см. завтрак, обед)

Совершенствовать гигиенические навыки.

Навыки культурного поведения за столом


Организует полдник

Участвует в проведении полдника, убирает посуду

в) совместная деятельность взрослого с детьми, свободная самостоятельная деятельность взрослого с детьми

Проводится:

- игровая деятельность, где воспитатель побуждает к организации совместной игры и индивидуальной игры;

- 1 раз в неделю проводится вечер досуга;

- индивидуальная работа с детьми;

- подготовка к определенным занятия (математика, ИЗО);

- работа с родителями;

- работа в уголке книги;

- 1 раз в неделю коллективный труд



Организует деятельность детей

Играет с детьми, готовится к ужину

г) ужин

- Обратить внимание детей как накрыты столы (дать оценку дежурным);

- Если есть необходимость (в зависимости от меню) уточняет название блюд;

- Отмечает заботу взрослых (повара, мл. воспитателя) о детях;

- Создает у детей положительное настроение к еде.



Руководит подготовкой детей к ужину, проводит ужин

Получает и раздает ужин, вместе с дежурными собирает посуду, а затем ее моет.

д) вечерняя прогулка

Проводится:

- игровая деятельность детей (подвижные игры, дидактические, сюжетно-ролевые игры);

- трудовая деятельность (коллективная, подгрупповая, индивидуальная);

- наблюдения (коллективные, подгрупповые, индивидуальные);

- индивидуальная работа с детьми (по физ. воспитанию, развитию речи, математике);

- наблюдение за детьми



Одевает часть детей и выходит с ними на прогулку. Организует их деятельность, беседует с родителями, организует уход детей домой.

Помогает одеться младшим детям.

Убирает помещение.


Рекомендации по проведению режимных моментов





скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методические рекомендации Кострома, 2009 Методические рекомендации печатаются по решению Ученого Совета коипкро. Составители
665.63kb.
Методические рекомендации г. Самара 2010 ббк 88. 8 П 863 Печатается по решению редакционно-издательского совета
49.89kb.
Методические рекомендации 2011 Печатается по решению научно-методического совета игпк №1
323.38kb.
Методические рекомендации Самара 2010 ббк 88 п 78 Печатается по решению редакционно-издательского совета
56.92kb.
Методические рекомендации Волоконовка 2011 Печатается по решению
399.51kb.
Методические рекомендации Белгород ббк 74. 24 (2 Белг) о 64 Печатается по решению
1972.07kb.
Методические рекомендации к написанию курсовой работы
403.26kb.
Методические рекомендации по работе с одаренными детьми для дошкольных образовательных учреждений
724.6kb.
Методические рекомендации по выполнению и оформлению курсовых работ для студентов
424.42kb.
Методические рекомендации по формированию цен, утвержденные приказом Минздравсоцразвития по Московской области от 22. 06. 2006 г. №261. Данные «Методические рекомендации …»
38.87kb.
Методические рекомендации волгоград 2004
701.18kb.
Методические рекомендации Великий Новгород 2010
1239.23kb.