Главная стр 1стр 2стр 3
скачать





ИСТОРИЧЕСКАЯ



ПСИХОЛОГИЯ

Учебно-методический комплекс




ИВЭСЭП

САНКТ–ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ



ИСТОРИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ


УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
ПО НАПРАВЛЕНИЮ: 521000 – «ПСИХОЛОГИЯ»

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ: 020400 – ПСИХОЛОГИЯ


САНКТ–ПЕТЕРБУРГ

2006

ББК 88.4


И 90
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авт.-сост. И.В. Берно-Беллекур, А.И. Серавин. – СПб.:
ИВЭСЭП, Знание, 2006. – 64 с.

ISBN 5-7320-0927-2



(ОБЩЕСТВО «ЗНАНИЕ» САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ).  1000 экз.

Учебно-методический комплекс «Историческая психология» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению «Психология». В нем представлены методические рекомендации по изучению дисциплины, учебно-тематический план, содержание лекционных, семинарских и практических занятий. Издание включает вопросы к зачету, темы рефератов и контрольных работ, а также методические рекомендации по их выполнению. Для углубленного изучения дисциплины предлагаются словарь понятий и терминов, персоналии, тестовое задание для контроля знаний и список рекомендуемой литературы.

УМК предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей психологических вузов и факультетов, а также практических психологов и всех интересующихся исторической психологией.

ББК 88.4

Утвержден на заседании кафедры социальной и политической психологии,

протокол № 5 от 17.05.2005 г.

Утвержден и рекомендован к печати Научно-методическим Советом,

протокол № 5 от 18.05.2005 г.

Авторы-составители

кандидат психологических наук, доцент

И.В. Берно-Беллекур;

А.И. Серавин

Рецензенты

доктор психологии, профессор

М. Коул (США);

доктор психологических наук, профессор

А.И. Юрьев

© Берно-Беллекур И.В.,

Серавин А.И., 2006



© СПбИВЭСЭП, 2006
SBN 5-7320-0927-2
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 521000 «Психология», специальности 020400 – «Психология», утвержденным Министерством образования Российской Федерации 17 марта 2000 г. Он определяет содержание, структуру дисциплины и последовательность ее изучения. Дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин национально-регионального (вузовского) компонента.



Историческая психология – направление психологии, изучающее взаимосвязи психологических и исторических феноменов. Историческая психология исследует историю и поведение человека и общества на стыке психологии, философии, истории, социологии и этологии. История рассматривается в курсе историче­ской психологии как вид трудовой профессиональной деятельности, имеющий структуру и состав, располагающий механизмом влияния на психологию общества. Продуктом деятельности истории является система социальных отношений, предназначенная для жизнеобеспечения общества, в том числе психологического состояния населения (через системы воспитания и образования). Продукт деятельности истории имеет стоимость, потому что в ее процессе происходит интенсивное расходование интеллектуальной энергии, воли, эмоций, характера людей, вовлеченных в историю. Продукт исторической деятельности имеет потребительскую стоимость, которая измеряется мерой добровольной готовности общества платить за него всеми видами ресурсов, вплоть до защиты ее с оружием в руках.

Предметом труда истории является состояние народа – психологическое, экономическое, социальное, демографическое и другое. Содержание труда истории проявляется в сопряжении предмета труда (психического состояния населения) с целеобразованием конкретного исторического события (целеполаганием лидеров, целеустремленностью населения, целенаправленностью органов управления, целесообразностью затрат человеческих сил для достижения исторической цели). Средством труда истории являются различные варианты общественного поведения: пассивное – осознание собственной исторической идентичности и активное – интеллектуальная экспансия (распространение идей, проектов), правовое регулирование (изменение законодательства), экономическое принуждение (манипулирование системой доходов и расходов) и физическое насилие (прямое подавление открытого сопротивления). Характер труда истории выражен в двух направлениях: констатация фактов, независимые экспертные оценки и выбор средств воздействия на состояния людей.

Цель курса – выработать у студентов навык рассмотрения психических процессов в эволюционно-историческом контексте, сформировать умение при анализе психической жизни личности выделять исторические и эволюционные пласты.

Место курса в системе психологического образования. Курс «Историческая психология» ориентирован на формирование у студентов представления об эволюции картины мира и психологиче­ских особенностей поведения человека в различные исторические периоды на протяжении всей истории человечества, с особым акцентом на население Северо-Восточной Европы. В основе курса лежит утверждение, что научно-практическая деятельность выпуск­ника в любой профессиональной области в значительной степени определяется содержанием и характером его исторической идентичности. Курс исторической психологии имеет самостоятельную ценность как курс, дающий конкретное, специфическое знание в определенной области психологии. Он устанавливает связи как с дисциплинами внутри психологии, так и с другими областями гуманитарного знания, что ведет к укреплению и обогащению профессионального тезауруса выпускника. Кроме того, курс исторической психологии подготавливает к восприятию многих дисциплин, читаемых студентам (социальной психологии, разделам общей психологии, политической и экономической психологии, психологии конфликта, истории, экономики, философии и культурологии). По мере изучения дисциплины студент вводится в круг задач исторической психологии: раскрывает психологическое содержание истории; анализирует, каким образом история изменяет психологию людей; узнает, как адаптировать людей к историче­ским инновациям; получает практические сведения о том, как сохранить психическое здоровье и адекватное конструктивное поведение в период глобальных экономических и политических инноваций. Это требует от студентов основательного изучения предмета исторической психологии (психологические характеристики человека различных исторических эпох, стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания) и ее объекта (отдельные личности, социальные группы). В связи с тем, что история (частная и общественная) определяет поведение людей, их психическое состояние, характер и содержание собственной деятельности психологов, их подготовка в области исторической психологии является обязательной.

Задачи курса:

 подготовка по исторической психологии с освоением ее теоретических, практических и организационных основ. Ознакомление с возможностями современной исторической психологии, ее предметом, междисциплинарным характером ее основных направлений;

 освоение основных разделов исторической психологии, изучение психологического своеобразия исторических периодов, этологических предпосылок исторической эволюции, психологиче­ских особенностей виртуальных исторических реальностей, прогнозирование будущего в рамках исторической психологии;

 раскрытие психологического содержания истории, изучение исторических механизмов, изменяющих психологию людей;

 практическое освоение методов исследования в историче­ской психологии, принципов составления психобиографии, изучение требований Этического кодекса;

 знакомство с теоретическими и практическими аспектами пограничных с исторической психологией дисциплин – философии, истории, социологии и этологии;

 практическое освоение навыков адаптации людей к историческим инновациям с целью сохранения их психического здоровья и адекватного конструктивного поведения в период глобальных исторических, экономических и политических инноваций.

Изучение курса предусматривает:

 понимание особенностей психической жизни людей во времени;

 установление связи психологии с другими науками (философией, историей, социологией, этологией, биологией, политологией, антропологией, этнографией, искусствознанием, культурологией, лингвистикой, математикой, химией, медициной и другими);

 определение взаимосвязи исторической психологии с другими областями психологии, изучающими психические процессы во времени и пространстве (возрастной и педагогической психологией, социальной, политической и экономической психологией, психологией личности, этнопсихологией, зоопсихологией, патопсихологией, психолингвистикой и другими);

 ознакомление студентов с трудами выдающихся отече­­ственных и зарубежных психологов (Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, Б.Ф. Поршнева, Л.Н. Гу­милева, М.М. Бахтина, И.С. Кона, Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, В.М. Вундта, М. Вебера, Л. Демоза,


М. Коула, Э.Б. Тэйлора, Й. Хейзинги, Д.Д. Фрейзера, И. Мейерсона, Ж. Пиаже, 3. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма, Э.Х. Эриксона, Э. Берна, К. Ясперса и других);

 создание предпосылок для дальнейшей самостоятельной работы студентов в области исторической психологии.



Объектом исторической психологии является множество людей (отдельные личности, социальные группы), выступающих как объекты и субъекты исторического процесса.

Предметом исторической психологии являются психологиче­ские характеристики человека в различные исторические эпохи (изучение личности настоящего, прошлого и прогнозирование развития личности будущего), стереотипы и установки людей одной эпохи относительно других эпох, психологическая сущность истории, психология исторического образования и воспитания.

В результате изучения данного курса студент будет:

иметь представление об основном фактическом материале, связанном с бытом и нравами прошлых эпох; о конкретных статистических данных историко-психологического анализа;

знать основные положения историко-психологических
теорий и концепций; основные категории исторической психологии (давать определения); роль ученых, внесших вклад в истори­­­­че­скую психологию; специфику психической жизни людей прошлых эпох; применение методов историко-психологиче­ского анализа;

владеть адаптацией идей и методов гуманитарных наук и смежных психологических дисциплин к историко-психологическому анализу; методами контент-анализа, фокус-групп, интервью, эксперимента, наблюдения и количественных исследований, интроспекцией и аналитическим методом; основами создания психобиографии на базе историко-биографических данных о жизни конкретных людей; методами анализа поведения современного человека в свете историко-психологических концепций и прогнозирования индивидуального и социального развития.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Подготовка современного специалиста предполагает, что в стенах института он овладеет методологией самообразования, самовоспитания, самосовершенствования. Это определяет важность активизации его самостоятельной работы. С целью организации данного вида учебных занятий необходимо в первую очередь использовать материал лекций и семинаров. Лекционный материал создает проблемный фон с обозначением ориентиров, наполнение которых содержанием производится студентами на семинарских занятиях после работы с учебными пособиями, монографиями и периодическими изданиями.

Самостоятельная работа формирует творче­скую активность студентов, представление о своих научных и социальных возможностях, способность вычленять главное, совершенствует приемы обобщенного мышления.

Самостоятельно изучается рекомендуемая литература, проводится работа с библиотечными фондами и электронными источниками информации, историко-психологической литературой, статьями из журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал», «Вопросы истории», «Вестник древней истории», публикациями альманаха «Одиссей: Человек в истории». Реферируя и конспектируя наиболее важные вопросы, имеющие научно-практическую значимость, новизну, актуальность, делая выводы, заключения, высказывая практические замечания, выдвигая различные положения, студенты глубже понимают вопросы курса.

Вниманию студентов предлагаются список литературы, контрольные вопросы и задания. По желанию студенты по интересующим вопросам могут написать рефераты, предварительно согласовав тему с преподавателем. Для подготовки к семинарским занятиям преподавателем предлагается ряд вопросов для составления докладов. Требования к оформлению докладов и рефератов такие же, как к оформлению контрольных работ для студентов заочного отделения.
Формы контроля

При изучении дисциплины «Историческая психология» предусмотрены оперативный, рубежный и итоговый виды контроля знаний студентов.



Оперативный контроль проводится с целью определения качества усвоения лекционного материала. В ходе изучения дисциплины «Историческая психология» в начале лекции преподавателем формулируются 6–8 вопросов по тематике предыдущей лекции – в устной или письменной форме. Устное обсуждение достаточно оперативно и менее трудоемко, однако не позволяет проверить знания у всех студентов. Оперативный контроль в письменной форме предоставляет более результативные данные об усвоении знаний, что позволяет преподавателю сделать углубленный анализ ответов и корректировать содержание следующего лекционного занятия.

Рубежный контроль. В течение семестра студенты, руководствуясь учебно-тематическим планом, находят ответы на контрольные вопросы и тестовые задания по каждой теме учебной программы. Формой рубежного контроля также является подготовка докладов и сообщений на семинарских занятиях.

Итоговый контроль по курсу «Историческая психология». Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен зачет, который проходит в два этапа – сначала студент выполняет тестовое задание, затем проводится устный опрос по билетам. Студенты заочного отделения также выполняют контрольную работу. Для успешной сдачи зачета необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций, овладеть практическими навыками и уметь их продемонстрировать.

При оценке теоретических знаний и практических навыков студентов при устном опросе учитывается участие их в работе на лекциях и семинарских занятиях, выполнение ими контрольных работ и рефератов. Преподаватель имеет право поставить зачет без опроса тем студентам, которые успешно выполнили тестовое задание и в течение семестра показали высокую успеваемость по данной дисциплине, активно работали на лекциях и семинарских занятиях.




скачать

следующая >>
Смотрите также:
Методические рекомендации по их выполнению. Для углубленного изучения дисциплины предлагаются словарь понятий и терминов, персоналии, тестовое задание для контроля знаний и список рекомендуемой литературы
989.12kb.
Методические указания по изучению каждой темы программы, вопросы для самоконтроля, список рекомендуемой литературы для изучения. Разработаны задания для контрольной работы
554.16kb.
Краткий словарь терминов не претендует на исчерпывающее толкование всех педагогических понятий
207.44kb.
Методические рекомендации по изучению курса, программа курса, планы семинарских занятий и список рекомендуемой литературы
1766.06kb.
Для организации самостоятельного изучения понятий и контроля понятийных знаний
23.97kb.
Методические рекомендации по выполнению контрольной работы при самостоятельном изучении дисциплины управленческого цикла, для закрепления навыков и знаний, необходимых специалисту контрольная работа является важнейшим элементом
65.93kb.
Методические рекомендации по написанию контрольных работ для студентов заочного отделения
256.25kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Налоговое право России» включает программу курса, методические рекомендации по его изучению, планы семинарских занятий, нормативный материал, список рекомендуемой литературы, тесты по темам курса
1835.26kb.
Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных работ Для студентов заочного обучения специальности
438.67kb.
Рабочая программа углубленного изучения дисциплины «Социальные коммуникации в профессиональной деятельности»
79.75kb.
Учебный курс мир русской культуры Для студентов, обучающихся на дневной форме обучения
595.42kb.
Mooring terms glossary (Словарь терминов по швартовным операциям) Automatic mooring winch / Constant tension winch
141.14kb.