Главная стр 1
скачать

Все о вашей библиотеке


Единой и обязательной формы плана и отчета, отраженной в каком-либо регламентирующем документе (инструкции, письмо Мин.образования и т.д.), не существует. Предлагаем вам очень подробные методические рекомендации по подготовке плана/отчета.

Несколько общих замечаний


План и отчет библиотеки - главные документы, которые характеризуют деятельность школьной библиотеки.

Основная цель этого материала - помочь школьному библиотекарю грамотно и четко спланировать свою деятельность в текущем году, обдумать, какие формы и методы работы лучше использовать в помощь учащимся и педагогам, а затем убедительно отчитаться.

При составлении плана/отчета библиотекари не всегда отражают в нем все виды работы. Как правило, основное внимание уделяется информационной и воспитательной работе, а внутренняя работа и ведение финансовой документации остается неучтенным.

План/отчет, составленный без должного отражения всех необходимых составляющих, негативно

влияет на всю работу библиотекаря и на ее оценку администрацией школы.

С учетом этого и были составлены методические рекомендации к составлению плана/отчета работы школьной библиотеки.

План/отчет состоит из 8 разделов. А в приложении дан перечень основной внутри библиотечной документации школьной библиотеки.

Эти примерные схемы отражают все основные направления и виды работ школьной библиотеки и носят рекомендательный характер, поэтому вовсе не обязательно в план конкретной школы вносить и выполнять все виды работ. Среди перечисленных видов работ библиотекари выбирают те, которые они выполняют в своей школе, и отражают их в своих планах с учетом особенностей школьной программы и учебного плана.


Примерная схема годового плана/отчета работы школьной библиотеки.

(методические рекомендации)



1. Задачи библиотеки

  • Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания учащихся и педагогов.

  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя, информационной культуры и культуры чтения.

  • Совершенствование традиционных и освоение новых технологий.

2. Основные функции библиотеки

  • Образовательная

  • Информационная

  • Культурная

3.Общие сведения

  • Количество учащихся________из них читателей_________

  • Количество учителей________из них читателей________

  • Другие работники и родители________

  • Объем библиотечного фонда_________

  • Книгообеспеченность (для отчета)____

  • Обращаемость (для отчета)_____

  • Объем учебного фонда_______

4. Работа с библиотечным фондом

  • Изучение состава фонда и анализ его использования.

  • Формирование фонда библиотеки традиционными и нетрадиционными носителями информации.

  • Формирование общешкольного заказа на документы основного фонда (при наличии бланка-заказа).

  • Комплектование фонда (в том числе н периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

  • Оформление подписки на периодику, контроль доставки

  • Прием, систематизация, техническая обработка и регистрация новых поступлений.

  • Учет библиотечного фонда

  • Прием и оформление документов, полученных в дар, учет и обработка.

  • Выявление и списание ветхих, морально устаревших и неиспользуемых документов по установленным правилам и нормам.

  • Выдача документов пользователям библиотеки

  • Расстановка документов в фонде в соответствии с ББК

  • Оформление фонда (наличие полочных, буквенных разделителей, индексов), эстетика оформления.

  • Проверка правильности расстановки фондов.

  • Обеспечение свободного доступа пользователей библиотеки к информации.

  • Работа по сохранности фонда:

      • организация фонда особо ценных изданий и проведение периодических проверок сохранности;

      • систематический контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;

      • обеспечение мер по возмещению ущерба, причиненного носителям информации в установленном порядке;

      • организация работы по мелкому ремонту и переплету изданий с привлечением библиотечного актива;

      • обеспечение требуемого режима систематизированного хранения и физической сохранности библиотечного фонда.




  • Оформление накладных и их своевременная сдача в централизованную бухгалтерию.

  • Инвентаризация.

  • Обеспечение работы читального зала (при его наличии).

  • Организация обслуживания по МБА (получение литературы во временное пользование из других библиотек)


5. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно - библиографическая работа.


  • Ведение справочно-библиографического аппарата (СБА) с учетом возрастных особенностей пользователей (каталоги, картотеки, рекомендательные списки, выделение справочно-информационных изданий)

  • Ознакомление пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.

  • Проведение факультативных занятий и кружков по пропаганде библиотечно-библиографических знаний.


6. Воспитательная работа


  • Формирование у школьников навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию носителями информации, поиску, отбору и критической оценки информации.

  • Способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия , формами и методами индивидуальной и массовой работы: беседы, диспуты, литературные игры, читательские конференции, утренники, викторины, литературно-музыкальные композиции, библиотечные занятия и т.д.

  • Популяризация лучших документов библиотечными формами работы, организация выставок и стендов и проведение культурно-массовой работы.

  • Создание актива библиотеки и работа с ним.

  • Работа с детскими библиотеками.


7. Инфомационная работа

  • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:

      • совместная работа по составлению заказа на учебно-методические документы;

      • обзоры новых поступлений;

      • подбор документов в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;

      • оформление в кабинетах книжных выставок на изученную тему по какому-либо предмету;

      • помощь в подборе документов при работе над методической темой школы;

      • помощь в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний методобъединений и т.д.




  • Сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием обучающихся: на абонементе, в читальном зале, по предварительному заказу через МБА, подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений и т. д.; помощь в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям; проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий.

  • Информационное обслуживание родителей (или иных законных представителей) обучающихся:

-информирование о пользовании библиотекой их детьми;

-оформление выставок документов для родителей на актуальные темы;

-индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для обучающихся

начальной школы;

-выступление на родительских собраниях о новых поступлениях в фонд библиот.
8. Повышение квалификации


  • Освоение информации из профессиональных изданий, использование опыта лучших школьных библиотекарей, посещение семинаров, участие в конкурсах, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации.

  • Регулярное повышение квалификации.

  • Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

  • Расширение ассортимента библиотечно-информационных услуг, повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризации библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, аудиотеки и т.д.



Примерная схема плана/отчета работы с учебным фондом

1. Составление совместно с учителями предметниками заказа на учебники с учетом их требований, его оформление.

2. Согласование и утверждение бланка-заказа администрацией школы.

3. Контроль за выполнением сделанного заказа.

4. Прием и техническая обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, штемпелевание, оформление картотеки.

5. Оформление отчетных документов (анализ использования вариативных программ, диагностика уровня обеспеченности учащихся и др.).

6. Прием и выдача учебников.

7. Информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных особий.

8. Периодическое списание ветхих и устаревших учебников.

9. Проведение работы по сохранности учебного фонда.

10.Работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение на хранение,

составление сведений для картотеки межшкольного резервного фонда района, передача в другие школы.

11.Изучение и анализ использования учебного фонда.

12.Работа с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Минобразования России.

13.Пополнение и редактирование картотеки учебной литературы.

14.Расстановка новых изданий в фонде.

15.прведение рейдов по проверке состояния учебников.

16.Оформление накладных на учебную литературу и их своевременная передача в централизованную бухгалтерию.



Основная внутрибиблиотечная документация
Общая

Положение о школьной библиотеке и правила пользования библиотекой; Паспорт библиотеки; годовой и месячный планы работы; анализ работы за прошедший год; функциональные обязанности зав. библиотекой и библиотекаря; график и расписание работы библиотеки.


По основному фонду


Книга суммарного учета; инвентарные книги: журнал с копиями накладных; папка актов движения фонда (списание, передача и т.д.); акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; тетрадь учета книг, принятых в замен утерянных; тетрадь учета изданий, не подлежащих записи в инвентарную книгу (брошюрный фонд); книга суммарного учета на нетрадиционные носители информации; тетрадь учета подарочных изданий; дневник работы школьной библиотеки; журнал учета справок; читательские формуляры.

По учебному фонду


Книга суммарного учета; копии накладных по доставке учебников; журнал (папка) учета поступивших учебников; тетрадь учета брошюрного фонда4картотека учебников; папка актов движения учебного фонда (списание, передача и т.д.); копии бланков-заказов учебников; тетрадь замены учебников; журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры; диагностическая карта уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний; отчет школы о полном количестве учебников по параллелям и областям знаний.
скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации по подготовке плана/отчета. Несколько общих замечаний
71.83kb.
Методические рекомендации по анализу профессиональной деятельности работников образования, составлению тезисов аналитического отчета за межаттестационный период
136.74kb.
Руководство по составлению отчёта по производственной практике структура отчёта
97.06kb.
Методические рекомендации по подготовке отчета о прохождении преддипломной практики студентов специальности 06. 05. 00 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
65.69kb.
Методические рекомендации по оформлению и защите творческого отчета
305.51kb.
Методические рекомендации по составлению плана и отчета школьной библиотеки. Ббк для библиотек общеобразовательных учреждений
251.67kb.
Методические рекомендации по строевой подготовке дергачёв Василий Михайлович
267.79kb.
Методические рекомендации для написания отчета №2
60.13kb.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению и оформлению курсовых работ для студентов специальности 080105. 65 «Финансы и кредит»
781.63kb.
Методические рекомендации для учащихся Екатеринбург, 2008 Введение Предлагаемые методические рекомендации имеют своей целью оказать помощь учащимся в их подготовке к сдаче егэ по информатике. Весь представленный материал разбит на четыре
734.43kb.
Методические рекомендации по подготовке к единому государственному экзамену (советы психолога) Якутск, 2012 Методические
897.99kb.
Методические рекомендации для слушателей по подготовке к занятиям
304.69kb.