Главная стр 1
скачать

Методические рекомендации проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма


Предупредить – значит спасти!


В помощь педагогу!

Помните – от ошибки на уроке может зависеть жизнь ребенка!

Качество обучения страдает во многом из-за неверных установок, искажения требований, а самое главное из-за ошибок, допускаемых в учебниках и других пособиях, выпускаемых в помощь педагогу, преподающему Правила безопасного поведения на дороге.


Эти ошибки не только искажают смысл ПДД и не только не учат безопасному поведению на дороге, а наоборот толкают детей пешеходов на нарушения, которые очень опасны для их жизни и здоровья.


Положение усугубляется тем, что одни и те же ошибки повторяются миллионными тиражами из года в год многими пособиями по ПДД.
Этот факт является одной из причин, влияющих на ошибочные трактовки ПДД, так как учителя доверчиво относятся к этим учебникам и другим пособиям по Правилам правильного поведения на дороге.
1. Возрастные и психофизические особенности детей
Дошкольники и дети младшего школьного возраста наиболее часто попадают в дорожно-транспортные происшествия в силу своего психофизиологического развития. Это связано с особенностями их высшей нервной системы. Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, стремление играть в любых ситуациях, неумение быстро оценить обстановку или принять правильное решение, недостаточные знания об источниках повышенной опасности могут привести к печальным последствиям.
Поведение детей на дороге зависит от ряда факторов, включая личностно-поведенческие свойства, возрастные особенности и психическое состояние человека. 
Возраст, когда ребенок начинает самостоятельно передвигаться по дороге, точно определить невозможно. Приблизительно это происходит в период от шести до десяти лет. До шести лет в принципе не рекомендуется оставлять ребенка одного на улице. Начиная с шестилетнего возраста ребенок постепенно становится все более независимым. В этот период (6-10 лет) он может самостоятельно передвигаться по дороге и, поэтому необходимо продолжать его воспитание в области безопасного поведения на дороге, начатое ранее.
Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семи восьмилетнем возрасте. Нет у младших школьников также и знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств. Например, ребенку трудно осознать, что реальная машина в действительности не может остановиться также мгновенно, как игрушечная.
Разделение игровых и реальных условий происходит у детей постепенно, особенно интенсивным и планомерным этот процесс становиться во время обучения в школе.
На всех стадиях возрастного развития психофизиологические функции детей меняются, меняются и внешние обстоятельства (бытовые, школьные и многие другие).
Учесть все эти обстоятельства, сообразуясь с психофизиологическими возможностями ребенка – задача, по мнению специалистов по безопасности дорожного движения, крайне сложная. Она усугубляется тем что ее надо решать в мире, где мало считаются с детьми, но где много запутанных правил, созданных взрослыми для себя, для удобства своего дорожного движения. Призыв «Будь внимателен на дороге!» на ребенка не производит должного впечатления – он погружен в свои мысли и ощущения.
Необходимо отметить, что призывы типа «Будь внимателен!», «На дороге играть опасно!», «Переходи дорогу только по переходу!» и многие другие не только неэффективны, но и лишены конкретики, что скорее мешает, чем помогает усвоению ПДД.
С психологической точки зрения целесообразно формулировать правила в утвердительной форме.
Например – «Если ты идешь по тротуару и тебе надо обойти препятствие – лужу, яму или еще что-либо, - то обходить это препятствие надо только по тротуару», предпочтительнее , чем «Не следует, обходя препятствие на тротуаре, выходить на проезжую часть». Если нет возможности обойтись без отрицательных формулировок, то необходимо представлять детям такие правила вместе с альтернативными «утвердительными», например, после формулировки: «нельзя переходить проезжую часть на красный сигнал светофора» должна следовать: «переходить проезжую часть можно только на зеленый сигнал светофора.
Указания должны быть конкретными, понятными учащимся, имеющие вполне логический смысл и цель – безопасность в конкретным условиях. 
При изучении ПДД совершенно неэффективен и непродуктивен метод их заучивания. По мнению специалистов, формальное знание ПДД обеспечивает детям лишь 10 % желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке. Не смотря на всю важность знания самих Правил надо учить детей не столько правилам, сколько анализу возникновения опасностей на дороге, отрабатывать у них навык правильного поведения.
2. Специфика предмета ПДД
«Правила дорожного движения» едины для всех, но к, сожалению, написаны они без всякого расчета на детей. В некоторых пунктах ПДД или вовсе отсутствуют указания о том, как должны вести себя пешеходы в той или иной конкретной ситуации или даны очень расплывчатые указания. Так, в пункте 4.1. сказано в каких случаях пешеходы могут идти по проезжей части и уточняется: …
«пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств». Но тот же пункт разрешает в определенных случаях движение по обочине, но не оговаривается направление движения. А ведь это очень важно знать для обеспечения безопасности движения пешеходов. Именно знать, а не догадываться.
Важно и другое. В ПДД указали, что обозначает термин «тротуар», но «забыли» объяснить как по нему должны двигаться пешеходы. И еще об обочине. Именно из-за отсутствия четкого определения этого термина, авторы некоторых учебников, а за ними и учителя считают, что обочина предназначена для движения пешеходов. Это очень опасное заблуждение. В любой книге об автомобильных дорогах четко сказано: «Обочины – боковые полосы дороги, используемые водителями для временной или аварийной остановки автомобиля». О движении пешеходов по обочине не сказано ничего.
В пункте 4.3. сказано: «При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны». Такие расплывчатые указания чреваты тем, что позволяют пешеходам поступать так как это каждый из них понимает, а не как того требует безопасность.
Несмотря, на имеющийся в ПДД раздел «Обязанности пешеходов», многие вопросы, касающиеся пешеходов разбросаны по разным разделам Правил ( 6, 8,11, 12, 13, 14, 16, 17). Вероятно, отсюда идет ошибочное представление многих педагогов, преподающих Правила безопасного поведения на дороге, что все правила пешеходов сосредоточены только в разделе 4. 
Учитель, преподающий Правила безопасного поведения на дороге, должен сочетать в себе знание этого предмета со всеми особенностями, умение преподнести его учащимся и заинтересовать ими их, должен знать возрастные и психофизиологические особенности учащихся, знать и учитывать их способности воспринимать предлагаемый материал.
Главное - привить устойчивые навыки безопасного поведения в любой дорожной ситуации

3. Некоторые ошибки и неточности



«Язык» Правил дорожного движения и типичные ошибки в их преподавании.
Дорожное движение едино для детей и взрослых. Ряд дорожных ситуаций одинаково опасны как тем, так и другим. И Правила дорожного движения едины для взрослых и детей. Написаны они «взрослым» языком, без всякого расчета на детей, поэтому задача педагогов – доступно объяснить ПДД ребенку. Однако при выборе формы обучения ( игра, конкурс, викторина…) главная – донести до детей смысл, не исказив содержания.
Для педагога важно обратить серьезное внимание на используемые в Правилах основные понятия и термины. К сожалению, на практике и некоторые учителя, и авторы ряда учебных пособий по ПДД употребляют термины и понятия, десятки лет назад изъятые из ПДД. Это «улица» вместо «дорога»; «мостовая» вместо «проезжая часть»; «машина» вместо «автомобиль» или «транспортное средство»; «ряд» вместо «полоса движения»; «свет» или «цвет» (светофора) вместо «сигнал»; «постовой» вместо «регулировщик» или «инспектор ДПС» и т.д. не существует понятия «островок безопасности». Часто преподаватели путают имеющие самостоятельное значение термины «пешеходная дорожка» и «пешеходный переход», «стоянка» и «остановка». А ведь употребление не существующих понятий ведет к искажению в понимании требований ПДД. 
В стремлении доходчиво донести до детей содержание Правил, некоторые учителя и авторы пособий обращаются к детям так называемым «детским» языком, состоящим из существительных с уменьшительными суффиксами, и других ласкающих слух слов и выражений. Это не только не делает Правила понятными, но искажает реальную картину дорожного движения. Ведь опасными на дороге бывают автомобили а не автомобильчики! Обращаться к детям, даже к маленьким, надо нормальным, обычным языком. Таковы выводы психологов которые считают, что общение учителя с учениками, родителей с детьми должно быть партнерским, предполагающим беседу взрослого со взрослым.
Вместе с тем, детей нельзя запугивать опасностями на дороге. Разумное чувство осторожности не должно перерастать в панический страх.
Анализ результатов тестирование детей и педагогов по ПДД показал, что во время обучения до сих пор допускаются грубейшие ошибки. Вот некоторые из них.
1. Учат: Обходи трамвай спереди, автобус – сзади. 
Это правило давно устарело и не спасает, а, напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади или спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти наезд. Порядок пересечения проезжей части дороги строго оговорен Правилами дорожного движения, и он не связан с обходом маршрутного транспорта! Упоминание об обходе трамвая или автобуса последний раз имело место в «Правилах движение транспорта и пешеходов» в 1958 году!

Необходимо учить!
Дойди до ближайшего пешеходного перехода и переходи там. Если перехода нет, жди, пока автобус или другое транспортное средство отъедет на безопасное расстояние или переходи в другом месте, где дорога хороша просматривается в обе стороны. 
2. Учат: При переходе улицы посмотри налево, а дойдя до середины – посмотри на право.
Это правило так же устарело и создает опасную ситуацию.Прежде чем перейти дорогу – остановись, посмотри в обе стороны и, убедившись в безопасности, переходи дорогу постоянно контролируя ситуацию.
3. Учат: Красный – стоп, желтый – приготовься, зеленый – иди.
Следуя такому правилу, дети приобретают уверенность в безопасности перехода по зеленому сигналу. А это очень опасно, так как это совсем не так! Ведь в ПДД ( см. п. 6. 2) сказано, что красный и желтый сигналы запрещают движение, зеленый его разрешает. И не более! При этом ни слова не сказано, что зеленый сигнал гарантирует безопасность движения! Практика же дорожного движения не исключает опасности пересечения проезжей части по зеленому сигналу светофора, если пешеход сам не предпринимает необходимые меры предосторожности к тому же дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора для пешехода, с другой стороны для водителя горит красный, и наоборот. 
Необходимо учить!
Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый для машин. Желтый – не только приготовится, а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешехода желтый сигнал так же является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешено закончить проезд перекрестка. Зеленый – разрешает движение , но, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, не обходимо убедиться в том, что все машины остановились. Желтый мигающий сигнал светофора информирует о том, что перекресток не регулируемый. Поэтому прежде чем перейти дорогу, убедитесь в собственной безопасности. 
4. Учат: Если не успел перейти дорогу, остановись на «островке безопасности» или на середине дороги. 
В Правилах дорожного движения нет понятия «островок безопасности». Есть только островки, информирующие водителя о направлении движения в местах разделения или слияния транспортных потоков, и называются они «направляющие островки», не гарантирующие безопасность пешехода. Остановка на разделительной линии возможна, но не рекомендуется. Ведь пешеход остается между двумя движущимися на встречу друг другу транспортными потоками. Малейшая неосторожность или случайность чреваты несчастным случаем. 
Необходимо учить
Необходимо рассчитать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги и пересечь проезжую часть за одни прием. Но если уж попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги, на осевой линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений, или на « направляющем островке» и не делай шаг ни вперед, ни назад, не оценив ситуацию, чтобы водитель успел принять решение, как лучше тебя объехать. 
5. Учат: Не играй на дороге , у дороги, а играй во дворе дома.
Но во дворах также есть дороги, при движении по которым водители транспортных средств должны соблюдать правила движения в жилой зоне, т. е. скорость движения не должна превышать 20 км/ч, но это правило далеко не всегда соблюдается. И хотя пешеходы в жилой зоне имеют преимущество, они не должны забывать о собственной безопасности.
Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.
6. Используют для показа старые знаки на желтом фоне, путают группы
знаков, неправильно называют дорожные знаки или не верно преподносят информацию, которую несет в себе тот или иной дорожный знак. 
Например, часто путают значение знаков 1.20 и 5.16.1. Они оба имеют одинаковое название – «Пешеходный переход». Но знак 1.20 ( треугольный с красной каймой) относится к группе предупреждающих знаков и предупреждает водителя, что впереди – знак 5. 16.1. и пешеходный переход. А знак 5.16.1 ( квадратный синий), имеющий тоже название, относится к группе информационно - указательных и указывает пешеходам, что через дорогу необходимо переходить именно здесь. 
7. Начинают обучение со знаков, неактуальных для юных участников дорожного движения. 
На практике учителя очень часто, даже в ущерб другим темам по ПДД, уделяют излишнее много времени дорожным знакам, вовлекая учащихся в поверхностное заучивание названий большого количества знаков, увлекаются различными стихами о знаках, играми с применением только знаков, без других элементов ПДД, да еще во отрыве от реальной дорожной обстановки. Следует помнить, что дорожные знаки главным образом предназначены для водителей. Детям, безусловно, необходимо знать значение дорожных знаков, но прежде всего это должны быть знаки, которые работают на обеспечение безопасности пешеходов: «Пешеходные переход» ( подземный и надземный), «Движение пешеходов запрещено, «Пешеходная дорожка», «Дети», «Движение на велосипедах запрещено», «Пересечение с велосипедной дорожкой», «Велосипедная дорожка». 
8. Неправильно объясняют значение дорожного знака «Дети».
Он вовсе не предусматривает переход через дорогу именно в месте его установки, а лишь информирует водителя о том, что на дороге могут неожиданно появиться дети, так как рядом школа, детский сад или другое учреждение. 
Чтобы избежать возможных ошибок при проведении занятий по ПДД, хочется обратиться к учителям:
1. Ни один урок, ни одно занятие не проводите без сверки подготовленного к нему материала с текстом «Правил дорожного движения», как бы вы ни были уверены в его достоверности. 
2. Пользуйтесь для работы только теми учебниками и пособиями, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения». Поэтому педагогу нужно обязательно иметь официальное издание «Правил дорожного движения», которые утверждены постановлением Совета Министров – Правительства РФ от 23.10.93 № 1090 и введены в действия с 1 июля 1994 года. С учетом изменений и дополнений внесенных постановлениями правительства РФ в 1998, 2000, 2001, 2002, 2006 гг. 
3. Получить рекомендации или посоветоваться о качестве какой- либо конкретной книги можно с опытными преподавателями ПДД, методистами автошкол или компетентными сотрудниками ГИБДД.
4. Обратите внимание, что правило для пешеходов в действующих ПДД сосредоточенны не только в разделе 4 «обязанности пешеходов». Пункты, прямо или косвенно относящиеся к пешеходам, имеются также в разделах: 6,8,11,12,13,14,16,17.
5. Все книги о ПДД, предназначенные для детей и учителей, изданные до 2000 года, действующим правилам не соответствуют. Использование их в качестве учебных и методических пособий не рекомендуется! Использовать данную литературу, равно как и определить качество книги, можно только при условии хороших знаний ПДД. 
4. Ситуационная грамотность
О необходимости учить детей безопасному поведению на дороге говорят много. Делается, к сожалению, значительно меньше. Одним из направлений именно деятельность может стать подготовка ребят к участию в дорожном движение с помощью занятий по изучению ситуационного минимума поведения на дороге. Анализ дорожно- транспортных происшествий показал, что одна из главных причин детского травматизма на улицах – ситуационная неграмотность детей, родителей, водителей, 95% несчастных случаев с детьми на дорогах возникают примерно в 30 повторяющихся дорожных ситуациях – «ловушках». В этих обманчивых ситуациях на первый взгляд кажется, что опасности нет – можно переходить, а через секунду обнаруживается, что это опасно! Чаще всего ошибки связаны не с применением ПДД, а с прогнозом развития ситуации на дороге.
Начать занятия можно с анализа привычек детей, безобидных возле дома, но опасных на проезжей части улицы. Вот некоторые из них. Дети привыкли: 
1. Выбегать из-за кустов и других объектов, ограничивающих видимость
На дороге кусты, деревья, заборы, дома, стоящие машины могут скрывать за собой движущийся автомобиль! 
2. Когда идут группой – разговаривать поглядывая друг на друга.
При подходе к дороге разговоры следует прекратить, потому что они отвлекают от наблюдения. 
3. Двигаться бегом.
Надо идти только шагом, потому что при беге смотришь прямо перед собой, не поворачиваешь голову – а перед переходом проезжей части надо смотреть, поворачивая голову вправо и влево.
4. Идти наискосок.
Переходить проезжую часть дороги так нельзя, потому что трудней наблюдать. Ведь тот, кто идет наискосок, поворачивается спиной к транспортным средствам и дольше находится на проезжей части, так как удлиняется путь.
5. Некрепко держать родителей за руки, вырываться от них.
Надо крепко держать взрослого за руку!
6. Бросаться за мячом, собакой, не глядя по сторонам.
Сначала надо посмотреть по сторонам и убедится в безопасности. 
7. Оглядываться, когда позовут.
При переходе улицы оглядываться нельзя – надо внимательно смотреть вправо и влево.
8. Двигаться непрерывно, не останавливаясь.
Перед выходом на проезжую часть всегда надо приостановится и посмотреть по сторонам с поворотом головы.
9. При спешке забывать обо всем на свете.
Перед выходом на проезжую часть надо становится на тротуаре. Тот, кто спешит, тот не наблюдает! 
Следующее направление занятий – разбор ситуаций – «ловушек» закрытого обзора. 
Что такое закрытый обзор?
Это дорожные ситуации, когда опасность скрыта от пешехода за кустами, деревьями, стоящими и движущимися машинами, другими пешеходами. Здесь с детьми можно рассмотреть ряд вопросов и ответов для родителей, учителей и воспитателей. Изучаться они должны не в форме заучивания готовых ответов, а в форме дискуссии, совместного поиска ответов на вопросы, коллективного принятия предлагаемого ответа на тот или иной вопрос. 

Чем опасен стоящий на улице автомобиль?
- Автомобиль, который стоит, мешает вовремя заметить движущийся транспорт.
Какое из стоящих транспортных средств опасней других?
- То, которое выше и длиннее: автобус, грузовик – фургон, трактор, автомобильный кран – они больше всего мешают заметить движущийся транспорт.
Чем могут быть опасны кусты, заборы, деревья возле дороги?
- За ними могут быть скрыты проезжающие транспортные средства!
Чем опасен медленно приближающийся автомобиль?
- Пешеход может решить, что вполне успеет перейти – и начать перебегать дорогу. Но за ним или в соседнем ряду может быть скрыто другое транспортное средство! Оно может обгонять ту автомашину, которая движется медленно! 
Чем опасен только что проехавший автомобиль?
- в первые секунды он может скрывать от пешехода встречный! 
Надо, пропустив машину, подождать, пока она отъедет подальше!
Отвлечение внимания тоже создает ситуации – «ловушки»
Что же такое дорожные «ловушки» отвлечение внимания?
Это моменты в обстановке на дороге, когда пешеход не замечает опасность, потому что его взгляд прикован, направлен на интересующие его предметы: автобус на другой стороне дороги, приятелей, родных, мяч, собаку… Вот несколько вопросов и ответом, которые можно разобрать с детьми.
В чем опасность для пешехода, который спешит через дорогу к автобусу?
- Пешеход видит только автобус и больше ничего вокруг и часто не замечает приближающийся с боку автомобиль. 
В чем опасность для пешехода – школьника, который заметил на другой стороне улицы родных или приятелей, и они зовут его к себе?
- Дети видят только друг друга и плохо наблюдают по сторонам, могут не заметить движущийся транспорт.
В чем особенность детей перебегающих через дорогу?
- Глаза детей при этом направлены на тех (на то), вслед за кем ( чем) они бегут, и можно не заметить движущийся Транспорт справа или слева.
Есть «ловушки», связанные с понижением внимания или ситуацией «пустынная улица».
Что такое дорожные «ловушки» на пустынных улицах при пониженном внимание? 
Это моменты, когда дети попадают на улицу, где низкая интенсивность движения, на улицу с большим количеством кустов и деревьев.
На таких улицах дети, считая, что «машин нет», могут выходить или выбегать на проезжую часть, не осмотрев ее - выход не глядя.
В чем опасность для детей, играющих рядом с проезжей частью пустынной улицы, или когда дети – пешеходы или велосипедисты идут, едут по обочине пустынной улицы?
- Считая, что «машин нет», могут выйти, выбежать, выехать ( на велосипеде) на проезжую часть улицы, не осмотрев ее и не заметить приближающийся автомобиль. Учитесь осматривать улицу всегда внимательно и с поворотом головы, прислушиваясь при этом. На пустынных улицах будьте не менее внимательными, чем на улицах с оживленным дорожным движением!
Особого внимания требуют остановки автобуса, троллейбуса, трамвая и пешеходные переходы.
Какое место опаснее для пешехода, переходящего через дорогу: перекресток или остановка?
- Опасно и там, и там, но опаснее на остановке! Почему? На остановке самая большая помеха обзору – стоящий автобус.
На каких дорогах остановки опасны больше всего?
- Узкие дороги с неширокой проезжей частью. Здесь пешеход, видя, что до противоположного тротуара близко, чаще выбегает из-за автобуса.
Ситуации на пешеходном переходе….
Какие ситуации-«ловушки» могут подстерегать пешехода на пешеходном переходе. Их три:
- когда приближаются какие-либо транспортные средства, пешеход, видя, что успевает перейти, может не заметить скрытое за ними другое транспортное средство. Часто эти скрытые машины или мотоциклы едут быстрее.
- Когда автомобиль проехал через пешеходный переход, пешеход может сразу начать движение и не заметить машину справа, которая в этот момент скрыта за проехавшей машиной;
- Когда у пешеходного перехода остановилось какое-либо транспортное средство (например для поворота или разворота, или сломалось) – оно загораживает обзор. 
Внимания требует и «ловушка» возле дома:
-дорожки вдоль домов используются и пешеходами и водителями совместно. Нельзя выбегать, не осмотревшись, из-за стоящих автомобилей. Если возле дома стоит автомобиль, необходимо помнить, что он может поехать вперед, не подав сигнал, или, что еще опаснее , - задним ходом.
Перечисленные выше ситуации лишь малая часть тех ошибок, которые допускаются при изучении правил безопасного поведения на дороге.

Три «закона» безопасности пешехода на дороге:
1. Главными условиями безопасности дорожного движения являются: видимость и обзорность. 
Видимость – это возможность различать детали дорожной обстановки. Она зависит от погодных условий, освещения, степени контраста проезжей части по отношению к другим элементам дороги. Обзорность – это возможность видеть проезжую часть и дорожную обстановку перед собой и по сторонам, т.е. отсутствие в поле зрения различных препятствий.
2. Правило «темной дороги» - не видишь – остановись. 
В сложной ситуации, особенно при недостаточной видимости или обзорности обязательно остановись. 
3. Действуй безопасно!
Важно предвидеть опасную дорожную ситуацию. Будьте готовы к тому, что из-за стоящей машины может выехать другая, что движущийся автобус может скрывать за собой другой транспорт, что недисциплинированный водитель может не пропустить вас на пешеходном переходе или у него могут отказать тормоза, а на скользкой дороге тормозной путь автомобиля гораздо длиннее. Будьте внимательны в местах ограниченной видимости, и вам будет намного легче действовать в возникших сложных ситуациях.

РЕКОМЕНДАЦИИ
педагогам по обучению детей навыкам дорожной безопасности


в типичных ситуациях

Анализ дорожно-транспортных происшествий (ДТП) с детьми свидетельствует об ошибках, совершаемых участниками движения в определенных ситуациях в специфичной транспортной среде. Более 90% ДТП происходит в одних и тех же повторяющихся ситуациях, всего их можно выделить около 30 — в результате типичных ситуационных ошибок водителей и пешеходов, их неумения прогнозировать и распознавать дорожные «ловушки».
К числу основных ситуационных причин ДТП можно отнести следующие:
- неумение предвидеть скрытую опасность при ограниченном обзоре (стоящие и движущиеся автомобили, заборы, кусты, здания, группы людей);
- неумение оценить опасность в результате отвлечения внимания на другие объекты (друзья, родные, киоски, транспорт на остановке);
- неумение оценить опасность из-за понижения внимания (в условиях редкого движения транспорта возникает привычка не смотреть на дорогу);
- неумение родителей надежно держать ребенка за руку в условиях дорожного движения, отвлечение родителей;
неумение водителей предвидеть ошибки детей в дорожном движении и компенсировать их своими действиями.
Неправильное поведение детей, допускаемые ими ситуационные ошибки при включении в дорожное движение носят массовый характер. Для радикального снижения уровня детского дорожно-транспортного травматизма необходимо изменить поведение детей на дорогах, выработать у них устойчивые навыки безопасного поведения в дорожных ситуациях.
С целью обеспечения усвоения детьми минимума ситуационных знаний, прежде всего об условиях скрытой опасности, предлагается проработать с учащимися 20 вопросов и ответов, отражающих основные ситуационные ошибки. Эту работу могут провести в каждом классе учителя, родители, старшеклассники. Рекомендуется проводить обучение детей в форме «дискуссии». Детям задается вопрос (в проблемном виде, не столько «что», сколько «почему»), затем ведется обсуждение, спор, рассматриваются разные варианты ответов. В конце обсуждения дается и обосновывается правильный ответ. Для углубления знании и закрепления навыка можно поручить детям выполнение ситуационных рисунков, иллюстрирующих правильный ответ, а также составление кратких рассказов по ситуации. Можно использовать также и примеры конкретных ДТП с детьми. Занятия проводятся в рамках времени школьного курса безопасного поведения на улицах и дорогах или дополнительно.
Вопрос 1: Какое главное правило при переходе улицы? Ответ: Переходить её надо только в установленных местах — на перекрестках и пешеходных переходах, но СА¬МОЕ ГЛАВНОЕ — ОБЕСПЕЧИТЬ СЕБЕ ХОРОШИЙ ОБЗОР ДОРОГИ ВПРАВО И ВЛЕВО. Стараться никогда не переходить там, где обзор плохой (стоят машины, кусты, деревья и другие помехи). По возможности отойти подальше от стоящих машин, кустов и других предметов, мешающих осмотреть дорогу.
Вопрос 2: Как быть, если все же приходится переходить улицу рядом со стоящим автомобилем пли другой помехой обзору?
Ответ: Может оказаться так, что как раз там, где разрешен переход, сломалась и стоит машина. В таких случаях надо, подойдя к стоящей машине (или другому предмету, который мешает обзору), ОСТАНОВИТЬСЯ И ОСТОРОЖНО ВЫГЛЯНУТЬ. ТОЛЬКО УБЕДИВШИСЬ В ТОМ, ЧТО СКРЫТОЙ ОПАСНОСТИ НЕТ, МОЖНО ПЕРЕХОДИТЬ.
Вопрос 3: Как правильно сходить с тротуара на проезжую часть улицы: сразу или приостановившись?
Ответ: ПЕРЕД ШАГОМ С ТРОТУАРА НА ДОРОГУ ВСЕГДА НАДО ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ! Не только для осмотра влево и вправо, а еще и затем, чтобы повысить внимание, забыть о спешке, неотложных делах, прекратить разговоры и настроиться на безопасность!
Вопрос 4: Почему опасно переходить улицу бегом? Ответ: Когда человек бежит, ему трудно наблюдать и оценить ситуацию на дороге. А при переходе улицы главное — внимательно посмотреть и влево и вправо, потому что ЧАСТО УЛИЦА ОБМАНЧИВА: КАЖЕТСЯ, БЕЗОПАСНО, А ВДРУГ ВЫЕЗЖАЕТ МАШИНА ИЗ ПЕРЕУЛКА ИЛИ ИЗ-ЗА ДРУГОЙ МАШИНЫ. Еще труднее заметить мотоцикл.
Вопрос 5: Какой участок улицы опаснее для пешехода: перекресток или остановка автобуса?
Ответ: И остановка и перекресток для пешехода опасны, но ОСТАНОВКА намного опаснее. Почему? В зоне остановки часто осмотру дороги мешает стоящий автобус, а на улице опаснее всего, когда нет хорошего обзора. Кроме того, на остановке пешеход часто спешит: то ли выйти из автобуса, то ли войти в него. А спешка на улице страшна. В зоне остановки попадает под машину почти треть всех пострадавших на дорогах детей, а в зоне перекрестка — одна десятая часть.
Вопрос 6: Где опаснее переходить улицу: там, где есть светофор или там, где его нет (нерегулируемый перекресток) ?
Ответ: На нерегулируемых перекрестках (без светофора) переходить дорогу опаснее, потому что пешеход всегда должен сам оценить, можно переходить или еще нельзя. А это не всегда просто! Одна машина, например, может закрывать за собой другую.
Вопрос 7: Опасно ли переходить улицу на зеленый сигнал светофора?
Ответ: Даже при зеленом сигнале светофора пешеходу надо видеть, что происходит слева и справа! В первые секунды после включения для пешеходов зеленого сигнала могут проехать запоздавшие машины. Кроме того, машинам разрешен поворот при зеленом сигнале светофора, и хотя водители обязаны пропустить пешехода, лучше проявить осторожность. И, наконец, на улице встречаются неумелые, неопытные водители машин, мотоциклисты, велосипедисты. Поэтому - ДАЖЕ ПРИ ЗЕЛЕНОМ—ГЛАВНОЕ: НАБЛЮДАТЬ и быть готовым уступить дорогу.
Вопрос 8: Вы собрались переходить через дорогу, видите: приближается машина, но она пока еще далеко и едет медленно. ВЫ ЯВНО УСПЕВАЕТЕ ЕЕ ОПЕРЕДИТЬ. МОЖНО ЛИ ПЕРЕХОДИТЬ?
Ответ: Многие, видя, что успевают перейти дорогу перед приближающейся машиной, начинают переход и... попадают под колеса. В чем дело? НИКОГДА НЕ НАДО ЗАБЫ¬ВАТЬ, ЧТО ЗА ОДНОЙ МАШИНОЙ МОЖЕТ БЫТЬ СКРЫТА, НЕ ВИДНА ДРУГАЯ, КОТОРАЯ ЕДЕТ В ТОМ ЖЕ НАПРАВЛЕНИИ. ПРИ ЭТОМ ВТОРАЯ МАШИНА, КОТОРАЯ ВАМ НЕ ВИДНА, МОЖЕТ ЕХАТЬ ЕЩЕ БЫСТРЕЕ, ЧЕМ ПЕРВАЯ. Пешеход решил перейти дорогу — машина далеко, еще успею, а вдруг водитель другой машины как раз в этот момент решил обогнать ту, которую вы видите? Вот так и попадает под машину торопливый пешеход... Особенно опасны крупногабаритные машины—автобусы, грузовые: за ними легко не увидеть легковую или микроавтобус.
Вопрос 9: Собираясь переходить улицу, пешеход пропустил машину, она проехала мимо него и удаляется. МОЖНО ЛИ ПЕРЕХОДИТЬ?
Ответ: Часто пешехода учат: пропусти машину — потом переходи! ЭТОГО МАЛО! — надо делать так: ПРОПУСТИ МАШИНУ, ПОДОЖДИ НЕМНОГО, ПОКА ОНА ОТЪЕДЕТ ПОДАЛЬШЕ — ЧТОБЫ НЕ МЕШАЛА ОБЗОРУ, потом, если безопасно,— переходи! В первые секунды проехавшая машина может помешать увидеть встречную. В ЭТОМ И ЕСТЬ ЕЕ ОПАСНОСТЬ. Проехавшая машина становится безопасной тогда, когда она не мешает осмотреть улицу, то есть, когда отъедет подальше.
Вопрос 10: В чем опасность приближающейся машины?
Ответ: Не только в том, что она может наехать на пешехода! Не менее важно то, что за ней может быть скрыта другая машина, которая едет в том же направлении.
Вопрос 11: Как вы считаете, перейти улицу — это просто или сложно? Почему?
Ответ: Многие уверены, что нет ничего проще: посмотри налево, направо и шагай, если машин нет... ПЕРЕЙТИ УЛИЦУ БЫЛО БЫ ПРОСТО, если бы машина всегда была заранее ЗАМЕЧЕНА ПЕШЕХОДОМ. Но на дороге много машин, стоящих и движущихся, за одной может быть скрыта другая. Заметить машину вовремя — не всегда просто.
Вопрос 12: Как определить далеко машина или близко?
Ответ: Надо определить, долго ли машине ехать до того места, где стоит пешеход. Если долго, значит машина далеко. Если всего несколько секунд, значит близко. Иногда машина кажется далеко, но едет очень быстро, значит она быстро доедет до того места, где стоит пешеход и можно попасть под машину.
Вопрос 13: ЧТО САМОЕ ОПАСНОЕ НА ДОРОГЕ?

Ответ: СТОЯЩАЯ МАШИНА! — Потому что за ней может быть не видна другая, которая едет!


Вопрос 14: Что опаснее: машина, которая стоит, или та, которая едет?
Ответ: Опаснее — машина, которая стоит! Машину, которая едет, заметишь и отойдешь. А к машине, которая стоит, подойдешь, начнешь переходить дорогу — и впереди может выехать другая машина. СТОЯЩАЯ МАШИНА ОПАСНА ТЕМ, ЧТО ОНА МЕШАЕТ ОСМОТРУ ДОРОГИ.
Вопрос 15: Как надо обходить автобус: спереди или сзади?
Ответ: Ни сзади, ни спереди! Автобус нельзя обходить спереди — может попасть под машину, которая приближается слева и скрыта автобусом. Если будешь обходить сзади, можешь попасть под машину, которая приближается справа, навстречу автобусу, и тоже скрыта за ним! Правильный ответ: НАДО ПОДОЖДАТЬ, ПОКА АВТОБУС УЕДЕТ, ЧТОБЫ ОН НЕ МЕШАЛ ОСМОТРУ ДОРОГИ. Особенно опасны узкие улицы, выход на них из-за автобуса, как сзади, так и спереди крайне опасен.
Вопрос 16: В чем опасность спешки на улице?
Ответ: Когда человек спешит, он думает об одном — как выиграть время, успеть, сэкономить еще секунду — и забывает о безопасности. ПЕРЕД ПЕРЕХОДОМ ДОРОГИ НАДО ЗАБЫТЬ О СПЕШКЕ И ПОМНИТЬ ТОЛЬКО О БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ!
Вопрос 17: Чем может быть опасен автобус, стоящий на другой стороне улицы?
Ответ: Пешеход, который спешит через дорогу, чтобы успеть на этот автобус, смотрит только на него и часто не замечает другие машины, движущиеся по дороге.
Вопрос 18: В чем состоит опасность для пешехода, стоящего на осевой линии посередине улицы?
Ответ: На неширокой улице машины едут близко к пешеходу, машины, приближающиеся слева, могут быть не замечены — «за спиной». Надо внимательно наблюдать за машинами и влево, и вправо и быть очень собранным, не делать ни одного движения, не посмотрев.
Вопрос 19: В чем опасность, когда школьник увидит на противоположной стороне улицы товарищей, родителей, кого-нибудь, что-нибудь еще, к чему хочется побежать немедленно?
Ответ: Обрадовавшись и спеша перебежать дорогу, молено забыть обо всем, в том числе и о едущих близко машине, трамвае и т. д.
Вопрос 20: Сколько раз нужно посмотреть направо и налево при переходе улицы?
Ответ: Некоторые дети смотрят всего один раз налево и направо. Но, во-первых, если не уверен, надо еще осмотреться, а на середине дороги, где движение транспорта меняется на противоположное — обязательно снова оглядеться.



МАТЕРИАЛЫ

для проведения родительских собраний по профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма

Дорожно-транспортная обстановка современных городов не прощает невежества. 
За прошедший год на дорогах города Москвы, совершено более 1 тыс. ДТП с участием детей, в которых 25 детей погибло и 1231 ранено.
Основными причинами несчастных случаев на дороге являются:
• неумение прогнозировать дорожную обстановку;
• незнание мер обеспечения безопасного движения;
• отсутствие навыков выполнения действий по безопасному движению;
• нежелание выполнять безопасные действия, пренебрежительное отношение к ним;
• подчинение неверным опасным привычкам поведения на улице;
• неосознанное подражание другим лицам (нередко родителям), нарушающим ПДД;
• недисциплинированность, потеря бдительности.
Объясняется это возрастными особенностями детей. А избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания ребенка с самого раннего возраста. Причем только выполнение Правил дорожного движения без осознания механизма возникновения дорожно-транспортных происшествий и правильного действия в каждой ситуации, без самодисциплины и самоконтроля, не может гарантировать безопасности на дороге.
Основной способ формирования у детей навыков поведения – наблюдения, подражание поведению взрослых и, прежде всего, родителям. Многие родители, не понимая этого сами, личным примером обучают детей неправильному поведению.
При рассмотрении проблемы обеспечения безопасности движения людей, особого отношения требуют внутренние, психологические свойства личности. В психологических исследованиях был выявлен целый ряд психологических качеств, которые негативно сказываются на результатах взаимодействия участников дорожного движения. 
Основными из них являются:
• неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения;
• повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность;
• несдержанность, склонность к конфликтам;
• высокая напряженность, взвинченность;
• плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность;
• безразличие к общественному мнению;
• чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность;
Все это говорит о том, что по своим индивидуальным качествам люди перед опасностью неравны! Согласно данным статистики, подавляющее число дорожно-транспортных происшествий возникает из-за ошибок самих пострадавших (водителей, пешеходов). Поэтому проблема обеспечения безопасности дорожного движения оказывается не только технической или организационной, но и значительной степени психологической.
Практическое обучение детей наблюдению должно проводиться родителями с первых прогулок по улице вместе с детьми. Без специальных навыков ребенок иногда оказывается не в состоянии выполнить правила дорожного движения. Формирование навыков наблюдения, предвидения опасности у детей – длительный процесс, и для этой цели желательно использовать каждое пребывание на улице с ребенком. Весьма удобно использовать для этих целей движение родителей с ребенком в школу и обратно, 
соблюдая следующие рекомендации:
• Выйти из дома заблаговременно, так, чтобы оставался резерв времени. Ребенок должен привыкать ходить по улице, не торопясь.
• Ускорять шаг или бежать не рекомендуется. В любом случае перед выходом на проезжую часть нужно остановиться и переходить размерным шагом, ибо пешеход может лучше наблюдать, когда идет шагом.
• Увидев автобус, стоящий на противоположной стороне, не бегите! Объясните ребенку, что это опасно, и подождите следующего.
• Выходя на проезжую часть улицы, прекращайте посторонние разговоры с ребенком. Он также должен привыкнуть, что при переходе надо молчать и наблюдать. Исключение делается для нескольких фраз, при помощи которых внимание ребенка обращается на те или иные машины, сигналы и т.д.
• Следите за тем, чтобы переходить улицы не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребенок должен понимать, для чего это делается – для лучшего наблюдения за машинами.
• Там, где есть светофор, переходить только на зеленый сигнал. Ребенок должен привыкать, что на красный или даже желтый сигнал не переходят, даже если нет машин.
• Переходите улицу с ребенком только по пешеходным переходам, а на перекрестках – по линии тротуаров.
• Родители должны помнить, что ребенок обучается движению на улице прежде всего на примере родителей и позднее - на собственном опыте. Поэтому нарушение родителями рекомендаций, приведенных выше, ведет к неправильному поведению детей на улице, которое в последствии исправить крайне сложно.
• Наблюдайте вместе с ребенком за дорожным движением. Анализируйте ошибки, допускаемые пешеходами на глазах ребенка:
Ошибка – «Обходи трамвай спереди, а автобус - сзади». Это правило не спасает, а напротив, создает аварийную ситуацию, так как при выходе пешехода сзади и спереди транспортного средства ни водитель, ни пешеход не видят друг друга, и может произойти столкновение.
Правило: Выйдя из автобуса или троллейбуса, постарайся найти пешеходный переход, а при его отсутствие – перекресток и далее поступай уже в соответствии с разделом 4. «Обязанности пешеходов» Правил дорожного движения: «Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии – на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны.

Ошибка – «При переходе улицы посмотри налево и, дойдя до середины, посмотри направо». Это правило также устарело и создает опасную ситуацию.
Правило – Прежде чем перейти дорогу, остановитесь, посмотрите в обе стороны, убедившись в безопасности, переходите улицу, постоянно контролируя ситуацию.

Ошибка – «Если не успел перейти дорогу, остановитесь на островке безопасности или на середине дороги». Эта ситуация так же опасна.
Правило – Необходимо рассчитывать переход так, чтобы не останавливаться на середине дороги, но если попал в такую ситуацию, то стой на середине дороги и ни шагу, ни вперед, ни назад.
Ошибка – «Не играй на дороге, возле дороги, а играй во дворе дома».
Правило – Выходя из подъезда, уже будь внимателен и осторожен. Играй подальше от дороги, там, где нет машин.

Ошибка – «красный стоп, желтый – приготовься, зеленый – иди». Дети часто путают расположение сигналов светофора: не понимают, что когда горит зеленый сигнал светофора, то с другой стороны горит красный, и наоборот.
Правило – Красный сигнал светофора – запрещающий, так как с другой стороны горит зеленый сигнал для автомашин.
Желтый – не «приготовься», а знак внимания, предупреждающий о смене сигналов светофора. Для пешеходов желтый сигнал также является запрещающим, так как на желтый сигнал машинам разрешается заканчивать проезд перекрестка.
Зеленый разрешает движение.

Ошибка – Дети часто рассуждают так: «Машины еще стоят, водители меня видят и пропустят». Они ошибаются!
Правило - Переходя улицу, ребенок должен не только дождаться нужного света, но и убедиться в том, что все машины остановились

Ошибка – «Пустынную улицу дети часто перебегают не глядя». На улице, где машины появляются редко, дети их не опасаются, выбегают на дорогу, предварительно не осмотрев её, и попадают под автомобиль.
Правило – Вырабатывайте у ребенка привычку всегда перед выходом на дорогу, даже если на ней нет машин, приостановиться, оглядеться, прислушаться – и только тогда переходить улицу.

Ошибка – Дойдя до осевой линии и остановившись, дети обычно следят только за теми машинами, которые приближаются к ним справа, и забывают об автомобилях, проезжающих у них за спиной. Испугавшись, ребенок может сделать шаг назад – прямо под колеса машины, подъехавшей к нему слева.
Правило – Если пришлось остановиться на середине улицы, нужно быть предельно собранным, не делать ни одного движения, не осмотревшись, следить за автомобилями, приближающимися к вам справа и слева.

Ошибка – Находясь рядом с взрослым, ребенок полагается на него и либо вовсе не наблюдает за дорогой, либо наблюдает плохо. Взрослый же этого не учитывает. Дети не заметив идущую машину и думая, что путь свободен, вырываются из рук взрослого, бегут через дорогу и попадают под колеса автомобиля.
Правило – Возле перехода вы должны держать ребенка за руку так. Чтобы он не мог вырваться.

На улице ребенка должны спасать взрослые: родители и водители!


Опытные водители ежедневно спасают детей вырвавшихся из рук взрослых!
Такой водитель заблаговременно замечает малонадежную пару «взрослый – ребенок за руку с ним», снижает скорость, увеличивает интервал, словом готовится к экстренному торможению.
К сожалению, так ведут себя далеко не все водители – одни от неопытности, другие из-за того, что не ставили перед собой задачу компенсировать своим поведением ошибки юных пешеходов.
В цивилизованном мире существует так называемый «принцип доверия», основываясь на котором, участники движения полагаются на то, что действия каждого соответствуют ПДД.
Однако дети выведены из «принципа доверия». Это означает, что от водителя требуется учитывать возможности нарушения детьми правил движения, нелогичных, неразумных действий и стремиться избегать дорожных происшествий, несмотря на эти ошибки детей.

Ребенок мал, но вот взрослые на улице ошибаться не имеют права.



Как провести минутку безопасности?

В отличие от «большого» урока, игры или викторины по правилам дорожного движения, «минутка» не требует от учителя специальной подготовки либо каких-то особенных знаний предмета. Такое условие специально ставилось при её разработке. Дело в том, что «минутку» проводит любой учитель, чей урок приходится – независимо от предмета и темы – на конец школьного дня. Ведь одна из главных целей, ради которой проводится это ежедневное экспресс-занятие с детьми, - настроить их по дороге домой на мысли об опасности и «ловушках» в движении транспорта.


Обратите, пожалуйста, внимание на слово «ежедневное» в предыдущей фразе. Именно так: «минутку» надо проводить каждый день. В этой непрерывности залог того, что у детей появятся спасительные навыки и привычки в результате урока, а не риска на мостовой. Добрая воля педагога и его моральные качества — не последняя гарантия успеха в этом деле. Со своей стороны, разработчики методики сделали все возможное, чтобы «минутка» не отнимала у учителя ценного времени его предмета, не прибавляла перегрузок и в без того нелегком труде.
Техника проведения «минутки»: в конце урока (последнего в этой смене) Вы задаете ученикам один вопрос и, выслушав ответы нескольких детей, в случае необходимости поправляете их ошибки. При этом можно дать краткие дополнительные объяснения, почему следует поступать так, а не иначе.
Помимо всего прочего, «минутка» способствует выработке у ребенка критического отношения к поступкам сверстников и взрослых, нарушающих правила перехода улицы, воспитывает «иммунитет» к подражанию им.
Опыт показал, что добросовестно и ежедневно проводящиеся сверхкратковременные уроки этого типа существенно повышают осведомленность ребят об уличных неожиданностях. А что должен знать сам педагог? Видимо, прежде всего то, что к моменту его работы с юными пешеходами у них уже создались определенные ложные навыки, рефлексы и стереотипы, зачастую в буквальном смысле толкающие ребенка под колеса транспорта. Поэтому, вот еще несколько заметок для памяти:
Формальное знание правил дорожного движения, по мнению многих специалистов, обеспечивает ребенку лишь около 10% желаемой безопасности. Остальное достигается лишь при помощи умения прогнозировать опасность на дороге и действовать адекватно обстановке.

Нужно, чтобы с Вашей помощью ребенок осознавал шаг с тротуара, как переход некой безопасной границы и мобилизовался, переключался на специфическое поведение осторожного участника дорожного движения. Это относится и к проезжей части улиц с редким движением транспорта.


Из каждых 100 пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях пешеходов-детей примерно 60 стали жертвой неумения правильно вести себя в условиях закрытого обзора, когда осмотру дороги мешало какое-то препятствие — стоящий или движущийся автомобиль, иной предмет. При этом не мог своевременно видеть выбегающего из-за препятствия ребенка и водитель движущегося транспортного средства.
У детей обычно не выработан рефлекс боязни предмета, закрывающего обзор при переходе улицы. Даже напротив, такой предмет внушает ему ложное чувство защищенности, безопасности.
Зачастую ребенок бессознательно подражает взрослому, переходящему дорогу, в пользовании боковым зрением, т. е. не поворачивает голову при осмотре улицы. Между тем, ребенку необходимо это делать, поскольку поле зрения его примерно на 20% уже, чем у взрослого человека.
Ребенок, как правило, еще не умеет перераспределять и даже просто распределять свое внимание между несколькими предметами и событиями. Единственное средство против этой постоянной опасности для него — внушить ему приоритет наблюдения за движением непосредственно угрожающих транспортных средств (в том числе и предполагаемых, скрытых).
При сильном эмоциональном возбуждении, которое может возникнуть у ребенка от пустячных, с точки зрения взрослого, обстоятельств, он нередко полностью забывает все, что было внушено ему о правилах поведения на дороге в теории. Всплывают ранее полученные, неподходящие для транспортной среды навыки и рефлексы. Педагог должен добиться, чтобы ненужные рефлексы, реакции, привычки были своевременно вытеснены необходимыми для безопасности.
Необходимо достичь того, чтобы разумное чувство осторожности у ребенка не перерастало в панический страх перед автомобилями, дорожным движением. В частности, ребенка следует отучить, находясь на проезжей части, делать от испуга неконтролируемые движения (например, пятиться назад, не осмотревшись).

 
скачать


Смотрите также:
Методические рекомендации по организации работы, направленной на профилактику детского дорожно-транспортного травматизма 1 Направления работы школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
227.13kb.
Методические рекомендации проведения работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
302.06kb.
Совместных мероприятии по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма
40.06kb.
Конкурс по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Семья за безопасность на дорогах»
56.9kb.
Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Проведение работы с родителями
71.83kb.
План мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма на учебный год: тематические планы по изучению пдд и основам безопасного поведения на дорогах на классных часах с 1 по 9 класс
59.5kb.
Анализ работы по профилактике дорожно – транспортного травматизма классных руководителей 1-9 классов мкоу «оош п. Советский»
49.17kb.
Районный опорный центр профилактики ддтт и бдд. План массовых мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма и Положения для образовательных учреждений в 2013-2014 учебном году
594.96kb.
Педагогического коллектива по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
436.07kb.
Педагогического коллектива школы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
1710.2kb.
Пояснительная записка. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день остаётся одной из актуальных
301.99kb.
План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма. Перспективный план работы по формированию навыков безопасного поведения на улицах и дорогах в младших группах
370.07kb.