Главная стр 1

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛЕСОТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ


Кафедра философии


Антропова Н.К.




РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Методические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей

Екатеринбург

2006

Ответственный за выпуск д-р философских наук, профессор Назаров И.В.



Печатается по рекомендации совета гуманитарного факультета УГЛТУ, протокол № от г.

Рецензент:

Редактор:

__________________________________________________________

Подписано в печать Формат 60 х 84 1/16

Плоская печать Печ. л. Тираж

Заказ Поз. Цена

___________________________________________________________

Редакционно-издательский отдел УГЛТУ

РАЗДЕЛ 1. Особенности русской философии

Русская философия представляет собой оригинальное образование философской мысли, значительное явление духовной культуры человечества.

Русская философия сформировалась под влиянием двух начал: славянской философско-мифологической традиции и греко-византийской религиозно-философской традиции. Она имеет почти тысячелетнюю историю и вобрала в себя большое многообразие течений, школ, учений и идей.

В русской философской мысли отразились сложный характер отечественной истории, острота социальных противоречий и специфика России как общества, его национальное своеобразие.

Россия представляет собой огромный «Востоко-Запад», находящийся на перекрестке мировых культурно-исторических процессов.

Русская философия в концептуально-категориальном плане имеет свою оригинальную теорию, основой которой стали метафизика, онтология, гносеология, антропология, социальная философия и т.д.



Изучение русской философии дает возможность осмыслить духовное и религиозное прошлое нашего народа, осознать его место в истории человечества и увидеть ориентиры своего будущего.
Особенности русской философии:

  1. обращенность к человеку, его положению и судьбе;

  2. русская идея (славянофилы и западники) – особая историческая миссия России;

  3. социальная проблематика (проекты социальных преобразований);

  4. обращенность к актуальным проблемам жизни (поиски ответа на вопросы: Что делать? Кто виноват?);

  5. идея соборности;

  6. малое количество философских работ (философские идеи распространяются через публицистику, письма, художественную литературу – Л.Толстой, Ф.М.Достоевский);

  7. трагическое взаимодействие с государством (судьба А.Н.Радищева, П.Я.Чаадаева, Н.Г.Чернышевского, Н.А.Бердяева, Г.Г.Шпета, П.А.Флоренского и др.);

  8. особое отношение философии и религии (православие против философии);

  9. обращенность к Космосу и др.

Вклад в мировую философию невелик, это разработки идей анархизма (М.А.Бакунин), экзистенциализма (А.И.Шестов, Н.А.Бердяев), космизма (К.Э.Циолковский, Н.Ф.Федоров, В.И.Вернадский).

Периодизация русской философии:


В период Киевской и Московского государства (11 – 17 вв ) были подготовлены основы философских знаний: «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона (11 в.), «Послание митрополита Никифора Владимиру Мономаху» (12 в.); Иосиф Волоцкий (иосифляне), Нил Сорский и Максим Грек (нестяжатели), Сергий Радонежский, Филофей («Москва – третий Рим»).

  1. Философия эпохи Просвещения (середина 18 – начало 19 вв.) – М.В.Ломоносов, А.Н.Радищев, Г.Сковорода.

  2. Философия Нового времени (18 в. - начало 20 вв.): «золотой век» (18 - конец 19 вв.) и «серебряный век» (1900 – 1917 гг.) – славянофилы (П.Я.Чаадаев) и западники (М.В.Киреевский); течения – материализм (Н.Г.Чернышевский), позитивизм (П.Л.Лавров), анархизм (М.А.Бакунин), народничество (Н.К.Михайловский), русский марксизм (Г.В.Плеханов), евразийство (Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев), неокантианство (А.И.Введенский), теософия (Е.П.Блаватская), марксизм-ленинизм (В.И.Ленин); русская религиозная философия (конец 19 – начало 20 вв.) - возникновение философских систем (В.Соловьев, Н.Лосский, Н.Бердяев, С.Франк, П.Флоренский),

  3. Философия советского периода (1917 – 1991 гг.): русская советская философия и философия русского зарубежья – В.В.Зеньковский, М.М.Бахтин, М.К.Мамардашвили, Э.В.Ильенков, А.Ф.Лосев, Ю.М.Лотман.

  4. Философия постсоветского периода (1991 – начало 21 в.). Особенности: возрастание интереса к идеалистическим учениям, в частности к мистике; осмысление философского наследия; интерес к постмодернизму, плюрализм философских учений.

Вопросы:


  1. Под воздействием каких обстоятельств социального и культурного характера развивалась русская философская мысль?

  2. Почему в русской философии на первом плане неизменно присутствует историософская и социальная проблематика?

  3. Какой круг вопросов, касающихся бытия человека, традиционно входит в проблемное поле русской философии?

  4. Какой период в развитии отечественной философии является наиболее богатым с точки зрения своего содержания?

  5. В чем заключается национальное своеобразие русской философии и ее место в мировом историко-философском процессе?

  6. Оцените значение русской философии Нового времени.

7. Какие философские течения наиболее влиятельны в современной России?

8. Какие российские философские течения будут наиболее влиятельны в будущем?


РАЗДЕЛ 2. Философские направления, школы и течения
Тема 1. Нестяжательство и иосифлянство

Русское самосознание было облечено в образы религиозного искусства и традиции исихазма (покой, безмолвие), с его особой духовной практикой достижения совершенства в этой жизни.

В 15-16 вв. возникли два течения: иосифлянство и нестяжательство. Иосифляне – сторонники Иосифа Волоцкого (1439-1515) – отстаивали самостоятельность и независимость церкви и монастырей, как средоточия духовной жизни, от государства. Нестяжатели – последователи Нила Сорского (1433-1508) – отстаивали созерцательность и абсолютное нестяжание в вопросах церковного имущества.

Нил Сорский стремился к «реализму» человеческой души, пытался проникнуть в бесконечные просторы субъективного мира, к «внутреннему» человеку с его сокровенными помыслами и мыслями. Его девиз: «Подвизай совесть к лучшему».

Для Иосифа Волоцкого формирование «внутреннего» человека начинается со строжайшей самодисциплины тела и разума, непрерывного образования, развития чувства ответственности, достоинства и свободы воли. Впервые обосновывает двойственность процесса познания: материальное («явленное в мире») – предмет разума; дух – выше разума, он – дело веры.

Большой вклад в теоретическое обоснование нестяжательства внес Максим Грек (1475-1556), развивая учение о наличии у каждого человека свободной воли и обязательности личного труда.


Вопросы:

  1. Почему спор иосифлян и нестяжателей привел к «трагедии русской святости»?

  2. В чем различаются взгляды Нила Сорского и Иосифа Волоцкого на проблему «внутреннего» человека?

Тема 2. Материализм

Классический период становления русского материализма связан с именем М.В.Ломоносова (1711-1765). Он придерживался идей и принципов атомизма. Он сформулировал закон сохранения вещества и движения, разработал корпускулярную теорию строения материи и механическую теорию теплоты. Материя – это нечто «протяженное, непроницаемое, делимое на нечувствительные части»; она есть «то, из чего состоит тело и и от чего зависит его сущность». Все важнейшие свойства (действие и противодействие, притяжение и отталкивание, движение и покой) обусловлены ее внутренней природой, а не влиянием каких-то внешних сверхъестественных сил.

В основе материального мира лежат мельчайшие частицы (атомы), из которых слагаются все вещи. Природные тела занимают определенное место в пространстве, обладают протяженностью, тяжестью, инерцией и иными «первичными» свойствами.

Материальные тела обладают также и движением. Движение вечно: оно никогда не имело начала и никогда не будет завершено. Окружающая челвоека природа и весь видимый мир находятся в непрестанном изменении и развитии.
Важную роль в развитии материалистических идей сыграл А.Н.Радищев (1749-1802). Он рассматривал окружающую природу как многообразие различных форм «телесности» (материи), сотворенных из хаоса всесильным божеством. Природа состоит из множества предметов, каждый из которых обладает формой, делимостью, твердостью, движением и иными свойствами. Она существует вне и независимо от человека и человечества, порождая в ходе эволюции все более совершенные существа.
Тема 3. Славянофильство и западничество

В середине 19 веке (1840-1860) возникли два течения: славянофильство (Р.С.Хомяков, М.В.Киреевский) – упор на самобытность России, особый исторический путь и предназначение; западничество (П.Я.Чаадаев «Философические письма», А.И.Герцен) – приобщение России к западной культуре, отрицание ценностей всего русского.

Славянофилы верили в особый тип культуры, возникший на духовной почве православия. Они видели возможность обновления России на базе православных и общинных ценностей. Центральная идея – обоснование своеобразия истории и культуры русского народа. Своеобразие – в сочетании национального сознания и правды православия. Русская история, русский быт, национальное самосознание, культура в целом обладает самобытными ценностями и перспективами.

Славянофилы подняли вопрос о народе как движущей силе истории, о необходимости переоценки значимости допетровской Руси, о крестьянской общине, самоуправлении, земстве, о различии национально-народной и официально-самодержавной России, об оцерковлении, преображении общественной жизни, о философии как теории воспитания и совершенствования общества.

Название славянофилов подсказывает определенную внутреннюю перспективу их учения: славянские симпатии, культ самобытности, тягу к старине, почвенности.

В основе православной философии славянофилов лежит идея цельности личности и идея соборности, идея возрождения церкви, проникновения церковных начал в жизнь каждого индивида и общества в целом.

Суть славянофильской философии составляет противопоставление: с одной стороны – рационализм, рассудочность, практицизм, индивидуализм как ориентиры европейской культуры; с другой – идеал цельной личности и соборных начал в русской культуре.

Классическое западничество выросло на почве европеизма. В 18 в. период усвоения плодов западноевропейской цивилизации совпал с эпохой индивидуализации и рационализации, с эпохой становления индивидуализма, отчуждения личности от общества, секуляризации культуры.

Характерной чертой западничества была приверженность секуляризму, идеалу освобождения от «византийско-православного ошейника». Цивилизованность мыслилась западниками в разрыве с православием и церковью.

Исходным пунктом философских построений западничества было понимание человеческой личности. Личность, ее достоинство, цивилизация и просвещение, здравый смысл, справедливость и правозаконность – вот главные ценности, на которые ориентировались западники. Личность рассматривалась ими с точки зрения ее места в историческом развитии.


А.С.Хомяков (1804-1860) - «Илья Муромец славянофильства». Идейный руководитель славянофильства. Главная тема философских изысканий – история человечества и историческая судьба России. В работе «Записки о всемирной истории» представлял историю человечества как борьбу двух противоположных начал, не имеющих этнических и географических характеристик. Некогда существовавшее единство людей, религий, культур, обрядов распалось, поскольку люди начали расселяться по земле. В результате возникли два ведущих культурно-религиозных образования – иранское и кушитское. Иранский тип символизирует устремленность народов к свободе, духовному богатству, миру с соседями. Это теизм, позитивная духовность, начала этицизма. Кушитский тип, наоборот, агрессивен, устремлен к материальным благам, свою жизнь строит на насилии и завоевании. Это необходимость, магизм, натурализм, пантеизм. У некоторых народов они как бы переплетаются. В 19 веке Европа развивается по кушитскому типу, а славянство и Россия – по иранскому. Русский народ сохранил духовную свободу, ее тайны. Русская история строится на христианских началах, делающих человека свободным, позволяющим гармонично сочетать в себе индивидуальную религиозную веру и обязательность церковных догматов. Основными составляющими исторического процесса являются любовь и соборность.
П.Я.Чаадаев (1794-1856). Основная работа – «Философические письма». Одной из самых ярких сторон философской концепции является его философия истории, то есть философское осмысление исторического процесса, которое дается в мистической форме. Цель философии истории – добиваться «ясного взгляда на общий закон движения веков». История для Чаадаева – ключ к пониманию жизни народов, так как прошедшее определяет будущее. При помощи истории философ пытается решить основные вопросы о причинах отсталости России, существования крепостного рабства и абсолютизма, о судьбах своей Родины. Главная задача России заключается в воссоединении с другими народами, национальными культурами и с человеческим родом в целом, выход – в повторении пути Запада и в преобразованиях на почве католицизма.

Чаадаев не переставал верить в лучшее будущее своего народа, в то, что настанет справедливый общественный порядок – «Царство Божье» на земле. Он указывал на необходимость слияния всех людей вокруг единого идеала, общего интереса. Осуществление царства высшего разума, истины, Царства Божьего» на земле принесет счастье и свободу всем людям. «Царство Божье» – идеальное общество, где все люди равны, где нет эксплуатации человека человеком, все отношения основаны на идеях добра, справедливости, порядка, где царит полная гармония общественных и личных интересов.


Вопросы:

1. Что было ценного в убеждениях славянофилов?

2. Что было ценного в убеждениях западников?

3. По какому пути должна развиваться Россия: по западному или по своему собственному?


Тема 4. Народничество

В 60-70 годах 19 века возникает народничество как политическое движение и мировоззрение, основанное на идее крестьянского социализма.

Народничество жаждало сближения с народом, превращения его в «базис» революционного движения. На его знамени был начертан лозунг: «перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа». Отсюда две крайности: с одной стороны. Неимоверное опрощение, «философский нигилизм», пронизывающий сознание даже самых его высокоодаренных теоретиков, а с другой – напряженный индивидуализм и субъективизм, «критически мыслящая личность». Из-за невозможности соединить эти крайности, народничество пренебрегало логикой мысли, предпочитая логику «хождения в народ», дела. В конечном счете всю ставку оно сделало на террор, насилие одиночек.

Выделяют три течения, три ветви: анархистская (М.А.Бакунин), пропагандистская (П.Л.Лавров), заговорщическая (П.Н.Ткачев).

М.А.Бакунин (1814-1876) – теоретик анархизма (работа «Государственность и революция»), противник марксистского учения о государстве, активный революционер. Вся история человечества представляет собой неуклонное движение из «царства животности» в «царство свободы». Основным угнетателем человеческого рода, источником зла и несчастий является государство. Онь представляет собой организованное выражение насилия и корпоративного эгоизма чиновников, царство бездушия. Чтобы привести человечество к состоянию свободы, требуется прежде всего «взорвать» государство, «упразднить» его и исключить принцип власти из жизни общества. Революционерам следует изти в народ и звать его к бунту, на месте государства должна возникнуть «свободная федерация» земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, основанных на принципах самоуправления.

П.Л.Лавров (1823-1900) призывал к активной пропаганде социалистических идей среди русского народа, идти в народ, слиться с ним и разбудить его. Главной движущей силой исторического процесса он считал передовую интеллигенцию («критически мыслящие личности»). Интеллигенция призвана помочь народу уяснить его подлинные потребности и цели, способы их достижения. Революция не может быть вызвана искусственно – она должна постепенно вызреть в недрах общественной жизни.

П.Н.Ткачев (1844-1885) полагал, что социальная революция в России должна быть осуществлена немедленно, пока в обществе не сформировались капиталистические отношения. Народ не способен сделать это, поскольку он находится во власти рабской психологии и излишне терпелив. Революцию должно осуществить «революционное меньшинство», захватив политическую власть с помощью организованной «партии действия».
Вопросы:


  1. Как относились народники к свободе?

  2. Возможно ли осуществить революцию «революционным меньшинством»?

Тема 5. Русский марксизм

Зарождение русского, или ортодоксального, марксизма относится к началу 90-х годов, когда в Женеве несколько бывших народников создали группу «Особождение труда». Возглавил ее Г.В.Плеханов (1856-1918).

Работы Г.В.Плеханова: «К вопросу о развитии монистического взгляда на историю», «Очерки по истории материализма» и др. Вопросы, рассматриваемые в работах: критика идеологии и практики народничества, история мировой общественной мысли, философия истории, эстетика. Основные идеи: о соотношении политики и экономики в общественной жизни, о роли народных масс и отдельной личности в истории, о формах общественного сознания.


Крупной фигурой в русском марксизме являлся В.И.Ленин (1870-1924), мыслитель и революционер, основатель Советского государства. Основные работы: «Материализм и эмпириокритицизм», «Философские тетради» и др. Ленин увидел в пролетариате социальную силу, которая способна в союзе с беднейшим крестьянством осуществить социалистическую революцию в стране.
Главные задачи марксизма: обоснование необходимости революции и созидание в России нового типа общественных отношений – коммунистического общества.
Вопросы:

  1. Что ценного вы можете отметить в философских идеях русских марксистов?

  2. Какую роль играет личность в истории?

Тема 6. Художественная литература

Русская философия 19 века в значительной степени развивалась внутри художественной литературы. Это делало литературу философичной, а философскую мысль образной, яркой и выразительной.

Представители: А.С.Пушкин, Ф.И.Тютчев, А.И.Герцен, Л.Н.Толстой, Ф.М.Достоевский, И.С.Тургенев и др..

В художественной литературе осмыслялись глубинные вопросы исторического процесса, бытия общества и человека в нем, социальные и нраувственные проблемы. Важная тема – смысл жизни и призвания человека, борьбы сил добра и зла в мире, движущих сил исторического процесса.

Особенности русской художественной литературы – психологизм (повышенное внимание к духовному миру человека, его страданиям и исканиям), патриотизм, национализм, обращенность к традициям и быту народа, его самосознанию; правдоискательство (поиск такого общественного идеала, который смог бы наиболее полно и точно выразить чаяния и надежды, национальное самосознание) и др.


Достоевский Ф.М. (1821-1881) - произведения: «Двойник», «Записки из подполья», «Преступление и наказание» и др. Важные мысли: открытие феномена подполья и подпольного характера сознания; каждый персонаж выступает как носитель той или иной идеологии, той или иной идеи; полифоническая природа романов.
Толстой Л.Н. (1828-1910) - произведения: «Исповедь», «Царство Божие внутри нас», «Путь жизни» и др. Выступил с религиозно-этическим учением, в котором подверг критике догматическое богословие, сделал свой сводный перевод четырех Евангелий и развил собственное понимание христианства.

Для него характерна продуманная и развитая философия истории («Война и мир»). Утверждает идею исторической необходимости: каждый человек свободен в выборе своего пути, он ответственен за происходящие события.

Создал свою теорию личности. Существует два мира бок о бок: мир духовный (свободный) и мир материальный (зависимый), внутренняя жизнь и жизнь общественная. К внешней жизни писатель относил все формы общественного бытия людей: государство, церковь, политику, экономику, культуру. Здесь нет места свободе и нравственности, каждое событие предопределено предшествующими событиями. Человек может отказаться от участия во внешней жизни во имя жизни внутренней, только здесь он обретает свободу и можеть жить по законам добра.

Толстой приходит к выводу, что надо отказаться от противления историческим судьбам и пойти по пути личного нравственного самосовершенствования («непротивление. злу насилием»).


Тема 7. Естественнонаучный материализм

Направление возникло во второй половине 19 века и было ориентировано на философское осмысление результатов естествознания. Представители: Д.И.Менделеев, И.М.Сеченов, И.И.Мечников. Вопросы, которые ими затрагивались: материя и ее свойства, материальное единство мира, физиология и психология человека, роль мозгла и центральной нервной системы в его жизнедеятельности, соотношение природного и социального в природе человека и др.

Менделеев Д.И. (1834-1907) придерживался довольно оригинальной философской позиции. Центральное место принадлежало понятию реального элемента (индивидуума), отличного от геометрической точки и метафизического атома. Подобные индивидуумы заполняют всю Вселенную, от микромира до звезд и их скоплений в макромире; они же составляют основу человеческого познания. Среди бесчисленного множества индивидуумов Менделеев выделял «исходную троицу»: вещество (материю), силу (энергию), дух (психоз).

Мечников И.И. (1845-1916) проявлял интерес к философско0антропологическим темам и отчасти к социальной проблематике. Основные работы: «Сорок лет искания рационального мировоззрения», Этюды о проблеме человека», «Этюды оптимизма». Его интересовали проблемы старения, смерти, «дисгармоний» человеческой природы и др. Основную «дисгармонию» человеческого существования Мечников видел в несоответствии современной продолжительности жизни оптимальному жизненному циклу, завершающемуся «инстинктом смерти» и спокойным угасанием индивида.


Тема 8. Русский космизм

Философия русского космизма возникает в 20 веке. Основной мотив – идея непрерывной эволюции, с развитием человека выходящей на уровень активной эволюции как единства сознательно направленных процессов духовного, психофизического, социального и технологического совершенствования человечества – основного элемента общей эволюции органического мира. Выделяют три направления:

Космизм – это философское течение, в котором весь космос рассматривается как единое структурное образование (живой организм), находящийся в общем процессе развития.

Сами по себе представления о космосе как едином живом организме восходят к античной философии, а именно к платонизму.

Представители первого направления: В.И.Вернадский (теория ноосферы), К.Э.Циолковский (учение об освоении космического пространства), А.Л.Чижевский (учение о непосредственном влиянии солнечной энергии и энергетических процессов в Галактике на индивидуальную и социальную деятельность человека).

Представители второго направления, связанного с философией всеединства: В.Соловьев (учение о вселенском человечестве как центральном факторе истории, реализующем первичное божественное единство космоса); С.Н.Булгаков (учение о хозяйственной деятельности человека как о главном факторе творческого преобразования реальности и «возведения мира и самого себя до актуально райского состояния»); А.Флоренский (идея органического воссоединения духовности и технологической цивилизации, их становления в качестве определяющих факторов нового синтетического уровня человеческого бытия в космической цельности); Н.Бердяев (становление космического всечеловечества связано с двумя идеями – духовное становление личности как онтологического центра исторического развития; диалектика творчества и обьективации, приобретающей метаисторическое значение в двуединстве культуры и цивилизации, человека и техники). Особенность – создание особого интуитивно-символического образа внутреннего единства человека, природы как основных элементов гармонического космоса и божественного начала, порождающего и поддерживающего этот органический строй бытия.

Представитель третьего направления – Н.Ф.Федоров («философия общего дела») – синтез собственно техносциентистских, естественно-научных мотивов космизма с его религиозно-философским осмыслением - идея воскресения мертвых.

Мистический вариант космизма развивался в книге «Роза мира» Л.Андреева.


Согласно К.Э.Циолковскому, первооснову бытия составляют атомы-духи (идеальные атомы, первобытные духи): это простейшие существа, обладающие чувствительностью. Человеческое «я» трактуется им как ощущение «атома-духа», находящегося в живом веществе. Человек, как и любое животное, есть союз таких атомов, живущих в согласии друг с другом. Таким образом, все, существующее в мире, является живым, а том, что мы принимаем за неживую природу, есть всего лишь временное состояние неорганизованной материи. Соответственно, нет и смерти, ибо она всегда сливается с новым рождением.


Космос – это целостный организм, В бесконечном времени и в бесконечном пространстве может существовать бесконечное количество таких организмов. Смысл существования материи Циолковский видел в непрерывном и неорганическом возрастании могушества разума, что связано с неизбежным появлением и ростом космических цивилизаций, одной из которых является человеческая. При этом судьба всего космоса зависит от деятельности таких цивилизаций. Задача человечества состоит в выходе в космос, освоении его: Земля – колыбель человечества, но нельзя вечно жить в колыбели».

В.И.Вернадский разработал концепцию антропокосмизма, где природная (космическая) и человеческая (социальная) деятельность рассматриваются в единстве как «две стороны» или «две стадии» одного процесса. Естественнонаучным обоснованием для этой концепции послужило созданное им учение о биогеологии, о переходе биосферы в ноосферу (сферу разума). Природные и социальные процессы, происходящие на Земле, он рассматривал в тесной связи с космическими

Вопросы:


1. Какие мыслители и ученые относились к течению русского космизма?

2. Сформулируйте основные философские идеи русского космизма.



  1. Существует ли тесное взаимодействие человека и Космоса?

Тема 9. Евразийство.

Евразийство – идейное и общественно-политическое движение русской эмиграции, пытавшееся осмыслить причины Февральской и октябрьской революции 1917 и найти пути преобразования большевистской власти.

Центр евразийского движения находился сначала в Берлине, потом – в Париже. Группы евразийцев находились в Праге, Брюсселе, в Прибалтике, на Балканах.

Основные представители: Н.С.Трубецкой, Г.В.Флоровский, В.Н.Ильин, Л.П.Карсавин.

Деление на Запад-Европу и Восток-Азию не удовлетворяла евразийцев. Естественным является деление на Европу, Азию и Евразию. «Европа» - это океаническая и со сложным рельефом Западная Европа. «Азия» - это Юг и Восток Азии: Мндия, Китай, Восточная Сибирь и т.д. «Евразия» – это континентальная равнинная часть Европы и Азии, объединяющая три равнины: восточноевропейскую, «беломорско-кавказскую», западносибирскую и туркестанскую. Сама эта география предназначает Евразию к созданию на ее территории единого государства. Степь есть становой хребет Евразии.

Русские не европейцы и не азиаты, а евразийцы. Испокон веков славяне ближе к Востоку, чем к Западу. Русская культура имеет восточные корни.
РАЗДЕЛ 3. Философские системы
В конце 19 – нач. 20 вв. возникают философские системы В.Соловьева, Н.Лосского, Н.Бердяева, С.Франка.

Тема 1. Философская система В.С.Соловьева


В.С.Соловьев («русский Платон») оказал огромное влияние на все последующее развитие русской философии (Бердяева. Флоренского, Шестова, Франка, братьев Трубецких и т.п.), а также в целом на культуру «серебряного века».

Основные труды. «Философские начала цельного знания» (1877), «Духовные основы жизни» (1882-1884), «Оправдание добра» (1894-1895), «Три разговора» (1899-1900)

Структура философской системы: онтология, гносеология, философия истории, этика, эстетика. Основа системы – учение о все-единстве (единстве и целостности всего сущего), исходная точка вселенского развития – Абсолют. Кроме этого, учение о Софии (мировой душе) – Вселенская церковь; учение о соборности.

Философская концепция Соловьева получила название «философия всеединства», для правильного понимания которой необходимо учитывать, что в ее основе лежит представление о единстве и цельности мира (бытия в целом). Важнейшей составляющей бытия является человечество. Представляя собой цельный и отдельный организм, оно является субъектом не только исторического, но и космического процесса, и смысл его существования состоит в выполнении своего вселенского предназначения – в служении Добру, установлении нравственного порядка.



Сущее и бытие. Исходное первоначало бытия – это Сущее, Бог или Абсолют, причем трактуется это первоначало как положительное Ничто. Сущее не тождественно бытию, не является бытие и результатом эманации Сущего. Сущее как бы находится вне бытия, но при этом бытие есть проявление Сущего.

Сущее и познание. Сущее невозможно постичь рациональными методами с помощью разума, не постижимо оно также для воли или чувства, поскольку каждый из этих способов познания позволяет нам открыть для себя только какую то грань Абсолюта. Абсолют как целое постигается только с помощью интеллектуальной интуиции – во внутреннем опыте человека.

Внутренний опыт трактуется как всегда цельный и конкретный. Именно в мистических актах внутреннего опыта осуществляется некое «схватывание» или «интуитивное постижение» конкретной целостности бесконечного содержания внутреннего опыта в его всеединстве. Такой акт всегда есть постижение своей собственной личности, но наше индивидуальное «я» есть конкретное проявление сверхчеловеческого Абсолюта. И именно поэтому погружение в бесконечную глубину собственного «я» ведет нас к истинному знанию и о себе, и об Абсолюте. При этом имеет место совпадение субъекта и объекта познания, познающего и познаваемого, и.е. подлинное всеединство. Однако то, что мы восприняли этим путем в состоянии вдохновения, благодаря вере, может быть в дальнейшем осмыслено рациональными методами, с помощью разума.

Сущее как всеединство. Сущее – это «Единое и все», «вечное всеединое», «единство во множественности».

Онтология и космология. Абсолют проявляет себя в природе, и при этом в действительности реализуются множество форм, которые в нем потенциально содержались как «многое в едином». Материя, природа оказываются той формой существования Сущего, без которой оно не может существовать. Природа понимается как органическое тело Бога, любой самый несовершенный материальный объект содержит «искру Божества» Все возникшее множество форм существует в единстве, носителем и сосредоточением которого является душа мира – София.

Само возникновение множества объектов, разобщенных друг от друга, есть результат злоупотребления ими свободой, которой они обладали, существуя внутри единства. И, впавшись «в грех индивидуализации», они теперь страдают из-за отделения от Бога. Великое предназначение человечества состоит в том, чтобы объединить весь космос и вернуть природу Богу, соединиться с ним опять. Но для этого сначала необходимо объединиться самому человечеству, достичь «богочеловеческого единства». Важным шагом на этом пути является, во-первых, объединение православной и католической церкви и, во-вторых, создание всемирного государства.


Тема 2. Философская система С.Л.Франка (1877 – 1950).

С.Л.Франк внес значительный вклад в развитие современной западной и русской философии, оказав влияние на феноменологию, экзистенциализм и персонализм.

Основные труды: «Предмет знания. Об основах и пределах отвлеченного знания» (1915), «Душа человека» (1917), «Крушение кумиров» (1924), «Смысл жизни» (1926), «Духовные основы общества. Введение в социальную философию» (1930), «Непостижимое. Онтологическое введение в философию религии» (1939) и др.

Метафизика реальности. Одно из центральных мест занимает построение системы бытия. Он выделяет несколько уровней бытия или видов реальности: эмпирическая или материальная, ментальная, идеальная, безусловное бытие или божественное. Каждый из этих уровней автономен, но в то же время Божественное бытие есть «всеобъемлющее единство» для всех видов реальности. Бог присутствует во всех людях, вне человечества Бога нет. Бог есть духовный абсолют, придающий каждому человеку и всему миру внутренний смысл и ценность.

Учение о познании. Познание мира осуществляется посредством органов чувств, разума (рационально) и интуитивно (трансрационально). Последний способ познания бытия связан с трансцендированием – выходом за пределы себя, при это происходит слияние субъекта познания (человека) с объектом, то есть с миром и его божественной сущностью, что и позволяет соучаствовать с бытием вне себе, воспринимая его единство. Этот способ познания («соучастие с бытием») получает у Франка характеристику «живого знания». «Бытие вне себя самого» - прежде всего это бытие, данное человеку в его опыте, в его восприятии. Нет никакой разницы между «изображением» в нашем сознании и самим изображаемым объектом, то есть представление, существующее в нашем сознании, и есть сам объект. Отсюда процесс познания есть мистическое обладание этим объектом. Возможно это только потому, что сам человек является частью бытия, а его сознание – это частная система отношений внутри абсолютного бытия. При таком подходе душа каждого человека оказывается как бы зеркалом Вселенной, она способна «отразить» все бытие во всей его полноте, и души разных людей отличаются лишь «глубиной» и «широтой» охвата, присущих им на данный момент времени.

Личность и Абсолют. Личность есть подобие Абсолюта (Бога). Нравственный долг каждого человека состоит в духовном росте собственной личности, в творческой деятельности.

Тема 3. Философская система Н.А.Бердяева


Учение Бердяева оказало большое влияние на развитие экзистенциализма и персонализма.

Основные труды: «Философия свободы» (1911), «Смысл творчества. Опыт оправдания человека» (1916), «Смысл истории. Опыт философии человеческой судьбы» (1923), «О назначении человека. Опыт парадоксальной этики» (1931), «Истоки и смысл русского коммунизма» (1955) и др.

Центральная идея у Н.Бердяева - «Философия свободного духа», «О назначении человека» – проблема человека (свобода, творчество, смысл жизни и призвание человека). Человек есть загадка как личность; носитель высоких духовных качеств: религиозных, нравственных и эстетических. Человек познает мир через себя. Природа человека двойственна (индивид – личность). Трагедия личности - общество тиранит ее – человек обречен на страдание (Я страдаю, следовательно, существую)

История философии. Бердяева можно назвать одним из первых историков русской философской мысли.

Учение о личности. На протяжении всей жизни Бердяева центральными в его творчестве были этические проблемы, рассматриваемые им сквозь призму религиозного сознания: смысл человеческого существования, отношения Бога и человека, сущность свободы, творчества и любви.

Существенным моментом философии Бердяева является дифференциация бытия на две основные сферы («Царство Кесаря» и «Царство Божье»).

Человек понимается Бердяевым как двойственное существо, состоящее из тела и души, причем, в силу первородного греха, душа находится в плену у тела. Главная цель человека состоит в трансцендировании, в том, чтобы освободить душу из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Основное средство для этого – творчество, а способностью к творчеству человеческая душа наделена изначально, поскольку человек создан по образу и подобию Бога-Творца. Творчество и свобода неразрывно связаны: «тайна творчества и есть тайна свободы».

С творчеством и свободой неразрывно связана и любовь, причем любовь понимается у Бердяева не только как духовная. И здесь Бердяев идет наперекор всей двухтысячелетней европейской традиции, принимая реалии 20 века, а именно вхождение в круг обсуждаемых в науке проблем темы пола и половой любви, т.е.секса. Бердяев утверждает, что мужчина и женщина, взятые в отдельности, сами по себе не являются в полном смысле слова подобием Бога. И только соединяясь в любви (и духовной, и плотской), они образуют целостную личность, подобную божественной. Любовь – это всегда творчество, она создает иную, новую жизнь, благодаря любви происходит выход человека из царства необходимости» в «царство свободы». При этом для любящего раскрывается и творческая сущность любимого.



Личность и общество. Творчество, свобода, любовь – это достояние каждого человека. Каждый человек способен открыть, обнаружить образ Божий внутри себя и выйти в сферу истинного бытия или «царства Божьего». Этот процесс сугубо индивидуален, и каждый человек проходит этот путь сам. Никакие изменения в общественно-политической жизни не оказывают на него принципиального влияния, ведь вся социальная жизнь относится к «царству Кесаря». Поэтому никакой общественный прогресс не имеет никакого реального значения.

Свобода для индивида имеет и свою оборотную сторону – ответственность, причем не только за все свершенное, но также и за несвершенное. Человек ответственен за нереализацию собственных творческих возможностей, за самоуничижение, за пренебрежение к собственной судьбе.



Онтология свободы. Человеческой индивидуальной свободе, как свойству души, предшествует некая метафизическая свобода, первична по отношению к телу и душе, т.е. первичная не только относительно «царства природы», но и «царства Божьего». Эта свобода угодна Богу, но тем не менее она не от Бога, и Бог над ней не властен. Она пребывает в извечном ничто, имеет темный иррациональный характер и является источником зла. Но свобода изнутри преображается божественной любовью – в этом и состоит космический и метафизический смысл жертвы Христа, и это же составляет основу трагедии как человеческой, так и божественной.


Тема 4. Философская система П.Флоренского


Философское учение Флоренского сыграло значительную роль в русской философии «серебряного века» и оказало серьезное влияние на философов «русского зарубежья».

Основные труды: «Столп и утверждение Истины» (1914), «Иконостас» (1922), «Обратная перспектива» (издано в 1967), «Имена» (издано в 1988) и др.

Учение Флоренского в основном строится в рамках православного мировоззрения и во многом является развитием философии всеединства Соловьева, хотя и принципиально отличается от нее по некоторым существенным моментам.

Учение о всеединстве. Нынешнее состояние бытия есть состояние «павшего бытия». Мир предстает перед нами как царство раздробленности, недостоверности, «болото относительности и условности». Видя все это, сознание пытается обрести некую «почву под ногами», найти что-то устойчивое, за что можно ухватиться, на что можно опереться, то есть пытается обрести безусловное начало – Истину. Главную особенность бытия в его нынешнем состоянии Флоренский усматривает в антиномичности (противоречивости), это бытие «ущербно», мир «надтреснут», и причиной этого является грех и зло. Преодоление их возможно только подвигом веры м любви. Один из главных вопросов, которые волнуют Флоренского: какова связь здешнего («ущербного», тварного) бытия с «неущербным»?В качестве «связующих звеньев» Флоренский выделяет в первую очередь две линии: «от Бога – к миру» и «от мира – к Богу».

Суть линии, идущей «от Бога – к миру», состоит в том, что Бог является создателем тварного мира. Следовательно, в этом мире воплощается замысел Божий и образ Божий, именно это и придает смысл тварному бытию. Смысл обратной линии «от мира – к Богу» определяется тем, что каждая тварная личность способна на любовь к Богу и друг к другу, составляя некое «единство в любви».

Каждой реальной тварной личности у Флоренского соответствует ее идеальная личность, представляющая собой некий «атом» любви и божественного смысла, изначально вложенного Богом в тварный мир. При этом любовь понимается у Флоренского как благодатная единящая сила бытия. Поэтому именно благодаря любви друг к другу отдельные тварные личности связываются между собой в некое «единство в любви», становясь «многоединым существом». Но одновременно любовь, присущая тварным личностям, связывает их еще и с Богом. Отсюда любовь получает онтологическую трактовку: она есть «Церковь или Тело Христово», а значит, и «Столп и утверждение Истины».

«Многоединое существо» само является личностью, и именно его он называет Софией («мудростью Божьей»). Отдельные личности, собранные в этом единстве силой любви, тождественны друг другу по своей сущности, хотя остаются различными и самостоятельными личностями. София, будучи личностью, также находится в отношении тождества с каждой отдельной личностью в ее составе. Таким образом, получается, что каждая часть (или, точнее, элемент множества) оказывается нумерически тождественна целому. По Флоренскому, такой тип отношения между частями и целым и есть выражение принципа всеединства.



Конкретная метафизика. Свое учение о мире Флоренский называл «конкретной метафизикой». Чувственный телесный мир понимается им как проявление и воплощение Божественного замысла, причем во всей его полноте. Следовательно, нет никаких иных смыслов (идей, духовных сущностей и т.п.), кроме тех, которые воплощены и явлены в мире. С другой стороны, все существующее в мире несет в себе Божественный смысл, есть проявление образа Божьего, а значит, является двуединым (чувственно-духовным). Отсюда следует трактовка всего явленного в мире как символов. «Бытие есть Космос и Символ» – утверждал Флоренский. Важнейшую роль среди символов играют языковые знаки (имена).

Учение о типах культуры. Человеческую культуру Флоренский рассматривал как борьбу двух начал: Хаоса и Божественного Логоса. Он полагал, что в истории человечества происходит ритмическая смена двух типов культуры: ренессансной (возрожденческой) и средневековой. Первый тип культуры характеризуется господством Хаоса, а его основной закон – это закон возрастания энтропии (т.е. неопределенности, Хаоса) во всех сферах бытия, предоставленных самим себе; рост энтропии ведет к всеобщему уравниванию, а значит, и к смерти. Но Хаосу противостоит Божественный Логос, несущий порядок, и основной закон средневековой культуры можно сформулировать как закон уменьшения энтропии и возрастания порядка (эктропии). Ведущей силой средневековой культуры является вера, она определяет культ, а культ – миропонимание, что и порождает соответствующую культуру. В начале 20 века походит к концу очередной период ренессансной культуры, и ей на смену опять идет средневековая.
Вопросы:

1. Объясните, что такое «богочеловек» в философии В.Соловьева?

2. Какую способность познания человека Н.Лосский считал самой важной?

3. Почему П.Флоренский считал человеческий разум ограниченным? Вы согалсны с ним?



Раздел 4. Русская философия 20 века


В советской философии заметное развитие получило историко-философское знание (Т.И.Ойзерман, И.С.Нарский, В.Ф.Асмус). Проводились исследования в области логики (А.Ф.Лосев), философских проблем естествознания (Б.М.Кедров), исторического материализма (В.Ж.Келле, М.Я.Ковальзон), теории познания (П.В.Копнин), теории человека (А.Н.Леонтьев, Л.С.Выготский), этики и эстетики (М.М.Бахтин), сознания (М.К.Мамардашвили), логики (Э.В.Ильенков), диалога (В.С.Библер) и т.д.

Представлены такие философские течения как: диалектический материализм (в трансформированном виде), религиозная философия (христианская и исламская философия), отдельные направления западной постклассической философии (психоанализ, философия науки и техники, синергетика, неопозивитизм и др.), восточная философия (буддизм, йога, неоиндуизм/неоведанта, даосизм), Агни-Йога (Живая Этика), теософия, восточные неорелигиозные учения, «оккультная» философия и др.



М.М.Бахтин (1895-1973). Основные труды: «Проблемы творчества Ф.М.Достоевского» (1929), «Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса» (1940), «К философии поступка» и др.


Суть учения вытекала из представления о незавершенности, свободной открытости, «вненаходимости» человека. Человек всегда находится «в точке выхода», нетождественности с самим собой; к нему неприложимы никакие конечные атрибуты и навязанные закономерности. Человек свободен, и ничто не может быть предсказано или определено помимо его воли.

В диалогизме Бахтин находил ключ к раскрытию сущности человека, его индивидуальности.Для Бахтина первостепенное значение имело не само я, а наличие вне себя другого равноправного сознания, другого равноправного я (ты). Человек реально существует в формах я и другого, причем форма другости в образе человека преобладает.


Э.В.Ильенков (1924-1979)

Основные труды: «Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса», «Об идолах и идеалах», «Философия и культура», «Диалектическая логика».

Суть позиции - «диалектика есть логика». Диалектика в своей конкретной форме проявляет себя прежде всего в диалектике мышления, то есть в диалектической логике, как диалектика развития человеческого сознания, как логика и теория познания. Диалектика «действует» везде по-разному. Диалектика – есть движение от абстрактного к конкретному.

Проблема идеального - Понятие идеальное имеет в философии свое собственное содержание. Специфика материализма Маркса состоит именно в том, что этот материализм не есть абстрактное отрицание философского идеализма, а есть его снятие. Идеальное – это и есть способ человеческого бытия, а не продукт человеческой головы. Уже элементарная нравственность идеальна потому, что в ней снята материальная, эгоистическая, животная природа. Человек начинается там, где начинается идеальное, где материальное природное существо становится способным сдерживать свои природные позывы во имя целей, продиктованных культурой, а в конечном счете – во имя другого человека. И этим человек отличается ни только от животного, но и от самой «умной» машины. Отсюда понятно, что идеал машины, которая будет «умнее» человека, есть идол. Идеальное – это в первую очередь нравственное чувство, а чувствуем мы не головой, а всем своим существом. Содержание идеального имеет вполне объективное значение и в этом качестве предстает перед нами в искусстве, морали, науке, философии и других формах «объективного духа».

Мир культуры основан именно на идеальных формах, которые являются опредмеченной деятельностью общественного человека. Идеальный предмет – это совершенный предмет, то есть данный предмет соответствует своему собственному универсальному принципу.

Тождество мышления и бытия - Мышление проявляет себя прежде всего не в слове, то есть в говорении, а в действии. Человек проявляет себя как мыслящее существо, когда он совершает осмысленные действия.



А.Ф.Лосев (1893-1988)


Философ имени, мифа и числа. Выдающийся исследователь античной эстетики, автор фундаментальных трактатов по вопросам философии языка и мифа.

Основные труды: «Философия имени» (1927), «Диалектика мифа» (1930), «История античной эстетики» ( ) и др.

По своим воззрениям близок к платонизму и неоплатонизму.

В своих работах не только дал определенную философскую интерпретацию природы слова, но и разработал целую и цельную систему фундаментальных понятий семиотики.

Акт именования приобретает фундаментальный онтологический характер: именно в нем происходит рождение конкретного бытия из Абсолюта. Осуществляет этот акт сама Ревосущность (Аюсолют, Бог), что связано с внутренней потребностью Первосущности выразить себя, проявить себя во вне и тем самым постичь себя. Но Первосущности противостоит только Ничто (меон), получающее тем самым также онтологический статус Инобытия и порождая исходный дуализм лосевской системы. Поэтому проявление себя «во вне» означает для Первосущности «воплощение в меон». Акт именования оказывается, таким образом, способом внесения «смысла» в бессмысленное и темное Инобытие, и, воплощаясь там с разной силой, смысл получает и разную степень осмысленности в вещах (проявляясь в их свойствах).
М.К.Мамардашвили (1930-1990) – «грузинский Сократ». Работы: «Как я понимаю философию», «Символ и сомнение: Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке», «Картезианские размышления» и др.

Задача философа состоит в том, чтобы, мысля самому, провоцировать «слушание мысли» другого. Философ рассуждает не о том, что нечто видится, но о том, как это видится (познается), в той мере, в какой есть сознание видимого на уровне рефлексии.


Литература:

  1. Аблеев С.Р.Философия в схемах и таблицах. М., 2004.

  2. Аблеев С.Р., Скамницкая Г.П. Введение в историю философии. М., 2004.

  3. Болотоков В.К., Куленков А.М. Выдающиеся представители русской социально-философской мысли первой половины 20 в. М., 2002.

  4. Горбачев В.Г. История философии. Брянск, 2002. С.270-318.

  5. Гриненко Г.В. История философия. Учебник. М., 2004

  6. Ермишин О.Т. Историко-философская традиция в русской и западной философии /Философские науки, 2004, № 6.

  7. Жиголатьев А.А. Русская философия 19 в. /Социально-гуманитарные знания, 2001, № 5

  8. Философия: Учебное пособие. М.: ПЕР СЭ, 2002. С.123-138.


Смотрите также:
Методические указания для изучения курса философии для студентов дневной и заочной формы обучения всех специальностей
309.89kb.
Методические указания для студентов заочной формы обучения при изучении курса «Основы проектной деятельности»
363.49kb.
Рабочая программа по курсу «Управление качеством» для студентов специальностей 080502 дневной, очно-заочной, заочной форм обучения, 080401 и 080500 дневной формы обучения
51.69kb.
Рабочая программа по курсу «Управление качеством» для студентов специальностей 080502 дневной, очно-заочной, заочной форм обучения, 080401 и 080500 дневной формы обучения
51.69kb.
Методические указания по их выполнению для студентов заочной формы обучения всех специальностей
103.84kb.
Методические указания и контрольные задания по курсу микро- макроэкономика для студентов экономических специальностей дистанционной формы обучения
573.22kb.
Методические указания по написанию и оформлению рефератов «Природопользование»
153.59kb.
Методические указания и задания к контрольной работе для студентов заочной формы обучения специальности
55.19kb.
Методические указания для выполнения контрольной работы для студентов заочной формы обучения специальности 1-25 01 04 «Финансы и кредит»
716.76kb.
Методические указания к контрольной работе Для студентов заочной формы обучения
194.69kb.
Программа и планы семинарских занятий для студентов очно-заочной формы обучения Москва 2011
354.87kb.
Методические указания и контрольные задания для студентов заочной формы обучения специальности 210200
290.95kb.